удк37.013 Марина Владимировна Мазурина,
соискатель,
[email protected] МГГУ им. МА. Шолохова
ОСНОВНЫЕ ПОДХОДЫ В МОДЕЛИРОВАНИИ ПРОЦЕССА ФОРМИРОВАНИЯ ГОТОВНОСТИ ПЕДАГОГА К ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Формирование готовности к инновационной деятельности формирует инновационную позицию педагога. Как один из важнейших компонентов профессиональной готовности, она является условием эффективности деятельности педагога, максимальной реализации его возможностей, раскрытия творческого потенциала. В современной ситуации перехода отечественной системы образования на новые федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) все образовательные учреждения автоматически включаются в инновационную деятельность, поэтому, как следствие, у педагога должна быть актуализирована ориентация на инновационную деятельность. Основу моделирования процесса формирования готовности педагога к инновационной деятельности составляет взаимосвязь таких понятий, как «феномен готовности к инновационной деятельности», «компоненты готовности», «этапы формирования готовности». Данный процесс требует определения основных ориентиров для его осуществления: системный, личностно-деятельностный, синергетический и средовый подходы. На основе учета специфики сущностной характеристики данных ориентиров намечен путь эффективного формирования готовности педагога к инновационной деятельности. Таким образом, рассматриваемая модель, представляющая иерархию компонентов формирования совокупности качеств педагога, позволяет более четко представить многоаспектный и многоплановый процесс, который имеет в своем содержании как личностные, так и деятельностные характеристики.
Ключевые слова: модель формирования готовности к инновационной деятельности, методологические подходы к моделированию процесса, индивидуальный образовательно-профессиональный маршрут педагога.
M.V. Mazurina
KEY APPROACHES TO MODELING THE PROCESS OF FORMING THE WILLINGNESS OF TEACHERS TO INNOVATE
The paper states that formation of readiness for innovation creates innovative attitude of teachers. As a key component of professional readiness it is the main condition of teacher effectiveness, maximum realization of their potential. Now during the transition of our education system to the new federal education standards all educational institutions are automati-
cally included in innovation, so, as a consequence, teachers must focus on innovation. The basis for stimulating the formation of teacher readiness for innovation is the relationship of concepts such as «phenomenon of readiness for innovation», «components of readiness», «formation stages of readiness». This process requires the definition of the broad guidelines for its implementation: system, student-activity, synergy and environmental approach. By taking into account the specifics of the essential characteristics of the benchmarks the path for effective formation of the teacher readiness for innovation is outlined. Thus, the model that represents the hierarchy of the components forming innovation readiness can more clearly represent multidimensional and multifaceted process, which has personal and activity-related characteristics.
Keywords: model of forming willingness to innovate, methodological approaches to the modeling process, individual educational and professional route of a teacher.
В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированной на вхождение в мировое образовательное пространство. Этот процесс сопровождается существенными изменениями в педагогической теории и практике учебно-воспитательного процесса. Происходит модернизация образовательной системы - предлагается иное содержание, подходы, поведение, педагогический менталитет. Сегодня в российском образовании провозглашен принцип вариативности, который дает возможность педагогическим коллективам учебных заведений выбирать и конструировать педагогический процесс любой модели, включая авторскую. В этом направлении идет и процесс образования: разработка различных вариантов его содержания, использование возможностей современной дидактики в повышении эффективности образовательных структур; научная разработка и практическое обоснование новых идей и технологий. При этом важна организация своего рода диалога различных педагогических систем и технологий обучения, апробирование на практике новых форм - дополнительных и альтернативных государственной системе образования, использование в современных российских условиях педагогических систем прошлого.
В этих условиях педагогу необходимо ориентироваться в широком спектре современных инновационных технологий, идей, школ, направлений, не тратить время на открытие уже известного, а использовать весь арсенал российского педагогического опыта. Сегодня нельзя быть педагогически грамотным специалистом без изучения всего обширного спектра образовательных технологий. А они могут реализовываться только в школе с инновационным подходом в деятельности. Но чтобы школа стала таковой, в ней должны работать педагоги с четко сформированной готовностью к инновационной деятельности.
В ходе анализа философской и психолого-педагоги-ческой литературы выявляется связь понятия «готовность педагога к инновационной деятельности» с общенаучными и междисциплинарными понятиями «профессиональная готовность», «психологическая готовность» и «коммуникативная готовность». Под формированием готовности педагога к инновационной деятельности мы понимаем целенаправленный, организованный процесс, актуализирующий все потенциальные возможности педагога с тем, чтобы способствовать приобретению им совокупности личностных качеств, а также знаний, умений и навыков, необходимых для осуществления инновационной деятельности (как личностной категории, так и созидательного процесса и результата творческой деятельности). Данное определение понятия позволяет представить компоненты готовности: знаниевый, практический и личностный. Именно эти компоненты лежат
в основе структурной модели формирования готовности педагога к инновационной деятельности.
Модель формирования готовности педагогов к инновационной деятельности можно определить как некую иерархию компонентов совокупности качеств педагога, реализуемых в инновационном процессе и направленных на создание, освоение и распространение инноваций. Моделирование такого процесса требует определения основных ориентиров для его осуществления, т.е. методологических подходов, определяющих проектирование и функционирование данной модели и позволяющих реализовать весь комплекс педагогических условий формирования готовности педагога к инновационной деятельности, - системный, личностно-деятельностный, синергетический и средовый подходы.
Применение системного подхода в качестве методологической основы нашего исследования обусловлено несколькими моментами. Данный подход во-первых, позволяет рассматривать ключевое понятие исследования «формирование готовности педагогов к инновационной деятельности» как системное явление; во-вторых, дает возможность установить взаимосвязь компонентов модели готовности, которые обеспечат ее успешную реализацию.
Личностно-деятельностный подход помогает решить основную задачу - создание условий для формирования готовности педагога к инновационной деятельности через активизацию так называемых внутренних ресурсов педагогов. Формирование готовности строится с учетом личностных особенностей педагогов, «преломляется» через личность преподавателя, его мотивы, ценностные ориентиры, цели, интересы, перспективы, соразмеряя, принимает их.
Применение синергетического подхода позволяет эффективно и результативно реализовать модель формирования готовности педагога к инновационной деятельности. Говоря о применении чего-либо, важно понимать, кто применяет, что он об этом знает и зачем применяет (т.е. те самые компоненты готовности, о которых мы говорили выше).
Знаниевый и практический компоненты являются показателем внешней, а личностный - внутренней готовности. Личностный компонент предполагает наличие потенциала, позволяющего педагогу эффективно подготовиться к инновационной деятельности. Компоненты внутренней готовности являются своеобразной основой для формирования компонентов внешней готовности, которые, в свою очередь, влияют на совершенствование компонентов внутренней готовности.
Использование средового подхода реализовывает такое условие формирования готовности педагога к инновационной деятельности, как создание инновационной среды. Анализируя различные подходы к вопросу
об образовательной среде, исследователи имеют в виду конкретную среду учебного заведения, так как образовательная среда составляет совокупность материальных и пространственно-предметных факторов, социальных компонентов, межличностных отношений. Все данные факторы взаимосвязаны, они дополняют, обогащают друг друга и влияют на каждого субъекта образовательной среды, но и люди организовывают, создают образовательную среду, оказывают на нее определенное воздействие. Средовый подход также связан с рассмотрением среды как совокупности условий, окружающих человека и взаимодействующих с ним, которые способствуют развитию индивидуальных черт личности педагога в процессе инновационной деятельности.
Под педагогическими условиями развития готовности к инновационной деятельности мы понимаем:
1) опору на субъектно-деятельностный и компетент-ностный подходы;
2) разработку модели развития готовности (компетентности);
3) проектирование содержания и структуры учебного курса по изучению основных направлений инновационной деятельности в системе образования;
4) конструирование педагогической технологии развития готовности.
Проблема построения модели формирования готовности педагогов к инновационной деятельности осложняется тем, что современные инновации больше направлены на решение проблем, инициированных «сверху», нежели идущих от самого педагога. В.С. Лазарев и Т.Н. Разуваева, рассматривая проблемы практики инновационной деятельности в современной школе, говорят о слабой готовности школы к программе своего развития. Обобщая наметившиеся подходы к сущности инновационных процессов в педагогике, можно заметить, что в их основе лежат две важнейшие проблемы - проблема изучения, обобщения и распространения передового педагогического опыта и проблема внедрения достижений психолого-педагогической науки в практику. Предмет инноватики - содержание и механизмы инновационных процессов - лежит в плоскости объединения этих проблем: их объективная взаимосвязь заключается в изучении, обобщении и распространении опыта работы преподавателей, имеет конечной целью внедрение нового, передового в массовую практику. Все это позволяет рассматривать в качестве важнейшего условия формирования готовности к инновационной деятельности специально организованную деятельность по изучению, освоению и внедрению педагогических новшеств. В модели формирования готовности к инновационной деятельности педагогов мы учли перспективноретроспективные связи между стандартом образования и выполняемой системой заданий, которые способствуют достижению единства между целями и результатами профессионального образования и могут усилить его компетентностный потенциал.
Когнитивный компонент готовности включает в себя знание методологических основ инновационной деятельности, принципов ее осуществления; потребность в необходимости овладения нужной информацией как основное условие для дальнейшей успешности в инновационной деятельности, осмысленное и осознанное осуществление этой деятельности. Мотивационный компонент готовности предполагает желание использо-
вать современные информационные технологии и получать необходимую информацию в отечественных и международных базах данных для проведения инновационной деятельности. Операциональный компонент готовности предполагает умение представлять отчеты о проделанной работе, публично защищать и аргументировать собственные идеи. Рефлексивный компонент формирует осуществление самоконтроля и рефлексии.
Проектирование модели формирования готовности педагога к инновационной деятельности связано с поэтапным характером его подготовки, с систематичностью формулирования на каждом этапе учебно-профессиональных задач, ориентированных на конечный результат - достижение педагогом уровня готовности к проектированию и реализации индивидуального образовательнопрофессионального маршрута (ИОПМ). ИОПМ отражает профессиональные потребности учителя и проектируется с учетом имеющегося у него субъективного опыта осуществления инновационной деятельности в образовательном учреждении.
Мы предлагаем следующие этапы проектирования ИОПМ формирования готовности педагога к инновационной деятельности:
1) личностно-профессиональная самодиагностика педагогом исходного уровня готовности к инновационной деятельности;
2) постановка целей и задач формирования готовности педагога к инновационной деятельности;
3) определение стратегии реализации ИОПМ;
4) принятие решения педагогом реализовывать спроектированный маршрут.
На первом этапе педагог осуществляет личностнопрофессиональную самодиагностику исходного уровня готовности к инновационной деятельности, который будет служить «отправной точкой» при проектировании ИОПМ.
На втором этапе осуществляется постановка целей и задач ИОПМ при создании условий для формирования мотивации педагога к осуществлению инновационной деятельности. Для этого выполняется работа по выявлению проблем и затруднений в осуществлении инновационной деятельности и анализируются возможные пути решения выявленных проблем. Это помогает педагогу определить для себя цель и задачи ИОПМ формирования готовности к инновационной деятельности.
На третьем этапе проектирования ИОПМ определяется стратегия реализации ИОПМ. Педагог осуществляет проектирование этапов ИОПМ, описывает необходимые действия на каждом из них и результаты реализации маршрута.
На четвертом этапе принятия решения педагогом реализовывать ИОПМ в соответствии со своими потребностями, запланированными целями и опытом осуществления инновационной деятельности в образовательном учреждении педагог сопоставляет спроектированные результаты ИОПМ формирования готовности к инновационной деятельности, пути их достижения, свои возможности и потребности школы, при необходимости производится корректировка ИОПМ.
Таким образом, педагог может реализовать свой индивидуальный путь формирования готовности к инновационной деятельности с учетом субъективного опыта осуществления инновационной деятельности в образовательном учреждении в виде индивидуального образовательно-профессионального маршрута.
В дальнейшем при конструировании и реализации модели формирования готовности педагога к инновационной деятельности необходимо учитывать то, что, используя в единстве и целостности разнообразные методы, необходимо обеспечить гибкость системы. Перечисленные подходы и компоненты раскрывают внутреннюю организацию процесса формирования готовности и отвечают за постоянное воспроизведение, взаимодействие между элементами данного процесса.
1. Борытко Н.М. Диагностическая деятельность педагога: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / под ред. В.А. Сластенина, И.А Колесниковой. М.: Издательский центр «Академия», 2006.
2. Лазарев В.С. Психологическая готовность педагогического коллектива к инновационной деятельности. Сургут: Сургут. гос. пед. ун-т, 2009.
3. Проектирование учебно-методического обеспечения модулей инновационной образовательной программы: метод. пособие / под ред. С.А. Гончарова. СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2007.
4. Трифонова С.А. Диагностика формирования готовности педагогов к реализации инновационной деятельности // Актуальные задачи педагогики: матер. междунар. заоч. науч. конф. (г. Чита, декабрь 2011 г.). Чита: Изд-во «Молодой ученый», 2011.
5. Ховрина А.С. Проектирование процесса формирования готовности специалиста к инновационной деятельности в условиях системы среднего педагогического образования: дис. ... канд. пед. наук. Тамбов, 2004.