№ 2 (32) ФЕВРАЛЬ 2013
ДИСКУССИЯ 4
журнал научных публикаций Ц
А. А. Шаховская, ассистент,
кафедра «Экономика и Менеджмент»,
Брянский Государственный Технический
Университет,
г. Брянск, Россия,
СОЦИО-ПОДХОД К ИННОВАЦИОННОМУ ПРОЦЕССУ: инновационная готовность персонала
На современном этапе развития экономической мысли роли человеческого фактора при внедрении инноваций уделяется все большее внимание. Социальный аспект инновационной деятельности затронут в научных трудах В. М. Аньшина, С. Ю. Глазьева, А. А. Дагаева, С. Д. Ильенковой, Р. А. Фат-хутдинова, Д. В. Ерохина, Т. М. Горбовой, Н. М. Горбова, Е. В. Ванина, Е. А. Ларичевой и других. Психологическая составляющая инновационной деятельности освещена в работах В. Н. Дружинина, О. К. Тихомирова и других исследователей.
Однако социум промышленного предприятия до сих пор не рассматривался как главный компонент сложного процесса, обладающий рядом специфических инновационных характеристик. Такая ситуация ставит во главу угла необходимость сочетания процессного, психологического и социального подходов при трактовке понятий «инновация», «инновационная деятельность», «инновационный процесс» и разработки на этой основе модели инновационного процесса как некой системы, ядром которой является социум, где все связано со всем и все элементы влияют друг на друга.
Инновация полностью контролируется персоналом, занимающимся ее внедрением
ятиях РФ, которые с различными целями (в основном, увеличение объемов производства, снижение себестоимости продукции или повышение ее качества) внедряют новые программы и оборудование. Уточним, что в данной статье сделан упор на трактовку инновации через призму социума, т. к. именно людям, персоналу компании, придется пройти все стадии внедрения инновации. Важно отметить, что, по мнению автора, инновация полностью контролируется персоналом, занимающимся ее внедрением. На основании вышеизложенного мы предлагаем остановиться на следующей трактовке понятия инновация: «Инновация — это средство достижения цели инновационного процесса, которое инициируется и контролируется социумом предприятия и включает в себя внедрение новшеств как минимум в одну сферу деятельности, и дает повышение эффективности деятельности предприятия в целом»1.
С точки зрения социо-подхода, инновационную деятельность предлагается трактовать как «деятельность, осуществляемую и контролируемую социумом предприятия в ходе инновационного
Очевидна необходимость разработ- процесса, определяющую большую часть
ки такой трактовки термина «инновация», его основных этапов от постановки цели
которая была бы удобна для применения до внедрения инноваций». Автором пред-
на современных промышленных предпри- лагается четко разграничить понятия «ин-
дискуссия
журнал научных публикаций
новационная деятельность» и «инновационный процесс», для чего стоит понимать инновационный процесс следующим образом: «Инновационный процесс — процесс, инициируемый социумом организации, частично ему подконтрольный, который включает в себя ключевые этапы инновационной деятельности и дает результаты, которые могут в определенной степени совпадать с первоначальной целью инновационной деятельности».
Необходимо обратить особое внимание на то, что внедрение инноваций и инновационная деятельность контролируется социумом организации, а инновационный процесс включает в себя ряд барьеров, которые социум контролировать не в силах. Эти барьеры автор предлагает называть инновационными шумами. Данная проблематика недостаточно освещена в современной литературе, а потому, теория инновационных шумов особо актуальна на современном этапе развития социо-процессного подхода к инновациям.
Предложенное определение инновационных шумов выглядит следующим обра-
Внедрение инноваций и инновационная деятельность
контролируется социумом организации, а инновационный процесс включает в себя ряд барьеров, которые социум контролировать не в силах.
зом: «Инновационные шумы — это помехи, возникающие на пути инновационной деятельности в инновационном процессе, которые снижают вероятность успешного хода = инновационного процесса, увеличивают разрыв между результатом инновационной деятельностью и первоначальной целью». Можно выделить внешние и внутренние инновационные шумы. Внешние инновационные шумы порождаются дефектами рынка и социального устройства. К ним можно отнести неразвитую инновационную среду или не налаженную цепочку власть-бизнес-ученые в области инноваций, кризисные ситуации в экономике и т. д. Внутренние инновационные шумы возникают по месту внедрения инноваций (низкая мотивация сотрудников к инновационной деятельности, межличностные конфликты, информационные шумы, недостатки в системе управления персоналом, низкий интеллектуальный потенциал сотрудников)2.
Инновационные шумы снижают эффективность внедрения инноваций и могут привести к их полному отторжению. Акцент
№ 2 (32) ФЕВРАЛЬ 2013
ДИСКУССИЯ 4
журнал научных публикаций Ц
в управлении на концепцию социально-этического менеджмента, когда человек есть главная ценность организации, постоянная работа с персоналом, выявление и применение мер против возможных инновационных шумов упрощают процесс внедрения инноваций. Развивая социо-аспекты инновационного процесса, особое ударение делая на роль человеческого фактора при внедрении инноваций, уместно говорить о понятии готовности персонала к инновациям. Автором предложено рассматривать понятие «готовности к инновациям» неразрывно с вышеописанной моделью инновационного процесса, как его значимую часть, где готовность персонала к инновациям понимается следующим образом: «Готовность персонала к инноваци- =
ям — это набор характеристик каждого сотрудника или подразделения в целом, которые способствуют или препятствуют внедрению инноваций на предприятии». Высокая готовность персонала к инновациям говорит о значительном превы- =
шении положительных характеристик над отрицательными. Рассчитывать показатель готовности персонала к инновациям предлагается по формуле (1):
У= ХХ,, + х9 - Хх,.,
(1)
Внешние инновационные шумы порождаются дефектами рынка
и социального устройства. К ним можно отнести неразвитую инновационную среду или не налаженную цепочку власть-бизнес-ученые в области инноваций, кризисные ситуации в экономике и т. д.
где У — готовность персонала к инновациям;
. — численность персонала;
Ххи — суммарная оценка инновационного потенциала сотрудника;
1х2 — оценка инновационной среды на предприятии;
Хх. — суммарная оценка силы воздействия инновационных шумов3.
Влиять на вышеописанный показатель можно, повышая значение положительных характеристик или снижая воздействие отрицательных. К положительным характеристикам можно отнести необходимый и достаточный уровень образования для каждой конкретной должности, уровень мотивации на предприятии, наличие Корпоративной культуры и многое другое. То, каким характеристикам необходимо уделить повышенное внимание, зависит от вида внедряемой инновации, специфики предприятия. Под отрицательными характеристиками подразумеваются вышеописанные внутренние инновационные шумы, препятствующие нормальному ходу инновационного процесса.
дискуссия
журнал научных публикаций
Рис. 1. Модель процесса обеспечения готовности персонала к инновациям
Предлагаем выделить в инновационном процессе другой процесс, связанный с обеспечением готовности персонала к инновациям, модель которого представлена на рисунке 1.
Поясним основные компоненты данной модели: С — социум, персонал организации; «+» — положительные инновационные характеристики; «-» — отрицательные инновационные характеристики персонала; ИШ — инновационные шумы; Р — результат инновационной деятельности; Ц — первоначальная цель инновационной деятельности. Таким образом, автор статьи предлагает следующее определение обеспечения готовности персонала к инновациям: «Обеспечение готовности персонала к инновациям — это меры по усилению положительных инновационных характеристик персонала и ослаблению инновационных шумов, которые в дальнейшем приводят к достижению первоначальных целей инновационной деятельности»4. Заштрихованная зона — это область совпадения результатов инновационной деятельности с поставленными целями. Пустая зона — область отклонения. Очевидно, необходимо посредством определенных воздействий увеличивать заштрихованную зону и уменьшать пустую. Это возможно осуществить через социум как саморегулирующуюся систему. Осознавая свои положительные и отрицательные характеристики, социум способен усилить первые и ослабить вторые. Из рисунка видно, что это приведет к снижению силы воздействия инновационных шумов, которые, в свою очередь, увеличивают пустую зону несовпадения целей и результатов.
Вышеописанный процесс открывает широкие перспективы в области влияния на ход самого инновационного процесса через изменения в социуме предприятия. Более того, рассмотрение инновационного процесса с точки зрения социо-подхода дает возможность целенаправленного воздействия на инновационные характеристики персонала и повышения его инновационной готовности, что в свою очередь приводит к повышению производительности труда персонала, занятого во внедрении инноваций. 4Т
1. Горбов Н. М. Теоретическое обоснование понятия инноваций с учетом социального аспекта/ Н. М. Горбов, А. А. Шаховская // Научная дискуссия: вопросы экономики и управления: Сборник V Международной заочной научно-практической конференции. - М., 2012. - С. 11-18.
2. Горбов Н. М. Инновационные шумы-препятствия внедрению инноваций/ Н. М. Горбов, А. А. Шаховская // Экономика сегодня: проблемы и пути их решения: Сборник I международной научно-практической конференции. — Ставрополь, 2011. — С. 159-161.
3. Горбов Н. М. Разработка и обоснование методики расчета инновационной готовности персонала/ Н. М. Горбов, А. А. Шаховская // ФЭН-наука. — 2012. — № 9 (12). — С.14-18.
4. Горбов Н. М. Характеристика процесса выявления узких мест, порожденных инновационными шумами / Н. М. Горбов, А. А. Шаховская // Теоретические и практические аспекты экономики и современного менеджмента: Сборник Международной заочной научно-практической конференции. — Новосибирск, 2012. — С. 94-102.