УДК - 336.645
УНИВЕРСАЛЬНАЯ СХЕМА ИННОВАЦИОННОГО ПРОЦЕССА
Н.М. Горбов, А.А. Шаховская
В данной статье представлена схема инновационного процесса, в которой он рассматривается как сложная социальноэкономическая система, где все связано со всем и все компоненты влияют друг на друга. Предложенная схема хорошо согласуется с современным процессным подходом к инновациям, когда внедрение инноваций характеризуется такими чертами как синергия и эклектизм.
Ключевые слова: инновация, инновационный процесс, социум, инновационный шум, эффективность деятельности.
Рассматривая существующие на сегодняшний день теории инноваций, можно сделать вывод о том, что одним из неразработанных мест является инновационный процесс. Само понятие инновационного процесса достаточно расплывчато, а его структура и компоненты для каждого автора свои.
Такие теоретические пробелы затрудняют не только понимание сути инновационной деятельности, но и практическое внедрение инноваций. Такая ситуация ставит во главу угла необходимость разработать универсальную схему инновационного процесса, в которой его можно рассматривать как некую систему, где все связано со всем и все элементы влияют друг на друга.
Предлагаемая нами схема инновационного процесса показана на рис.1.
Рис. 1. Универсальная схема инновационного процесса
Поясним основные компоненты схемы:
С-социум, люди, трудовой коллектив;
Ц- проблема, которую необходимо решить, цель, причина необходимости внедрения инноваций;
П- план, кратко-средне-и долгосрочное планирование (решение о покупке или разработке инноваций);
И- внедрение инноваций;
Т-технологии на предприятии;
Пр- продукт (товар или услуга);
О- организация на предприятии;
Р- рынок, позиционированиетовара;
СИ-социальная инновация;
ТИ- технологическая инновация;
ПрИ- продуктовая инновация;
ОИ- организационная инновация;
МИ-маркетинговая инновация;
ЭФ- повышение эффективности деятельности;
Р- конечный результат;
ИП- информационный пояс;
ИШ- информационный шум;
ОС- окружающая среда.
Помимо основных компонентов, в схеме прослеживается ряд взаимодействий компонентов системы. Такие взаимодействия формируют подпроцессы и линии в инновационном процессе: [СЦПИЭФР]ИПОС- линия инновационной деятельности [СЦПИССИЭФР]ИПОС- линия социальной инновации [СЦПИТТИЭФР]ИПОС- линия технологической инновации
[СЦПИООИЭФР]ИПОС- линия организационной инновации [СЦПИПРПрИЭФР]ИПОС- линия продуктовой инновации [СЦПИРМИЭФР]ИПОС- линия маркетинговой инновации ЦПИЭФ- инновационный процесс ЦПИСЭФ- процесс социальной инновации ЦПИОЭФ- процесс организационной инновации ЦПИПрЭФ- процесс продуктовой инновации ЦПИРЭФ-процесс маркетинговой инновации
Каждый из компонентов, в свою очередь, формирует определенную среду, сферу деятельности на предприятии, неразрывно связанную с человеческой деятельностью, т.е. с социумом:
1. сфера потребления
2. сфера овеществления идей
3. инновационнаясфера
4. технологическая сфера
5. организационная сфера
6. продуктовая сфера
7. маркетинговая сфера
8. сфера эффективности деятельности
9. продукционная сфера
В данной схеме во главу угла ставится социум, так как люди, в связи с существующей концепцией социально-этического менеджмента, являются главной ценностью любого предприятия[1]. Современный этап развития экономики, экономика знаний, так же рождает понимание человека не как поставщика рабочей силы, субъекта труда, а как развивающейся единицы, объекта труда и научения[2]. Это означает, что любая инновация проходит через человека и изменяет, совершенствует его.
Инновационный процесс начинается с возникновения в процессе деятельности предприятия определенных проблем, «узких мест», которые необходимо решать, либо постановки новых целей, которые необходимо достигнуть для повышения эффективности деятельности[3]. Для достижения поставленной цели на предприятии осуществляется процесс планирования (краткосрочное - до 1 года, среднесрочное- до 3 лет, долгосрочное до5-10 лет), разрабатывается дерево целей и прорабатываются возможные пути их достижения. Из альтернативных вариантов выбирается один, наиболее удачный, который и будет применяться. С точки зрения инноваций, именно на этом этапе должно быть принято решение о покупке либо самостоятельной разработке инноваций.
Внедрение инноваций на предприятии является самым дорогостоящим и трудоемким этапом инновационного процесса. Внедрение инноваций в любом случае осуществляется через социум, трудовой коллектив, так как этот процесс невозможен без людей. В вышеназванной схеме указан общий случай, когда инновации затрагивают все стороны деятельности предприятия: социум, технику и технологии, организацию, производство и рынок. Это ведет за собой одновременное внедрение всех видов инноваций: социальную, технологическую, организационную, производственную и маркетинговую. Однако, следует понимать, что зачастую инновационный процесс может затрагивать только социум и технологии, социум и маркетинг, социум и производство и т.д. Авторы считают важным заметить, что социальные инновации, т.е. изменения в сфере человеческой деятельности на предприятии в ходе инновационного процесса являются неизбежными, даже если изначально планируется внедрение инновации в любой другой области.
В процессе внедрения инноваций возникают инновационные шумы, которые снижают вероятность удачного внедрения инноваций. Авторы предлагают различать инновационные шумы двух видов: внешние и внутренние. Внешние инновационные шумы (или инновационные шумы, порожденные окружающей средой) - это неразвитость инновационной среды, пробелы в законодательстве, отсутствие налаженной цепочки партнерства бизнеса, ученых и власти. Внутренние инновационные шумы появляются в ходе функционирования предприятия, к ним можно отнести пробелы в организации управления и производства, информационные шумы, межличностные конфликты среди сотрудников и т.д. В любом случае наличие инновационных шумов снизит эффективность внедрения инноваций. Наличие инновационного шума увеличит вероятность несоответствия Цели и Результата.
Любой инновационный процесс должен нести в себе повышение эффективности деятельности предприятия, в противном случае инновацию не стали бы внедрять[4]. Расчет ожидаемой эффективности производится еще на этапе планирования инновационной деятельности. Чем меньше возникнет инновационных шумов, тем более эффективной будет деятельность предприятия после внедрения инноваций любого рода. Информационный пояс, опутывающий предприятие, при грамотном построении информационной системы будет способствовать быстрому и беспроблемному ходу инновационного процесса. Недостатки в информационном поясе (по аналогии с инновациями, называемые информационными шумами) снизят эффективность внедрения инноваций либо существенно замедлят ход этого процесса.
На конечном этапе инновационного процесса (этап достижения конечного результата) появляется возможность сопоставить первоначальную цель и достигнутый результат с учетом полученного повышения эффективности.
Предложенная универсальная схема инновационного процесса построена на синергетическом и содержательном подходах. Синергетика проявляется во взаимосвязи всех компонентов данной схемы друг с другом. Такой подход дает одно неоспоримое преимущество: позволяет говорить о синергетическом эффекте, т.е. об улучшении самой системы компонентов, в разы превосходящем сумму улучшений компонентов системы. Содержательный подход базируется на изучении каждого внутреннего компонента инновационного процесса, его существенных характеристик. Авторы ориентированы на постоянный выход за границы формы инновационного процесса, поиск его индивидуальных характеристик в каждом отдельно рассматриваемом примере, которые, тем не менее, согласовывались бы с общей универсальной схемой.
В заключение, следует отметить, что построение схем и моделей является хоть и ключевой, но трудоемкой работой в области теоретических изысканий. Как известно, лишь модели и схемы, заимствованные из природы, являются совершенными, т.е. удобными с точки зрения их применения на практике. Модели же, взятые из головы, всегда будут казаться надуманными и слишком сложными для восприятия.
Универсальная схема инновационного процесса, предложенная авторами, является ничем иным как позаимствованной схемой строения атома, перенесенной из физики и химии в экономику. Ядром атома в данном случае будет являться социум, как и указывалось выше, а электроны сопоставимы с различными сферами деятельности: производством, управлением, маркетингом. Такое построение схемы делает ее простой для восприятия при очевидной сложности ее компонентов и их взаимосвязей в системе.
The scheme of innovation process, as a complex social and economical system in which every component influences the others, is shown in the article. The scheme very well deals with a modern process methodology in the sphere of innovation, when its main characteristic features are synergy and eclecticism.
The key-words: innovation, innovation process, socium, innovation noise, effect.
Список л итературы
1. Гапоненко А.Л. Управлениезнаниями/А.Л. Гапоненко. М.: ИПКгосслужбы, 2001. 52 с.
2. Макаров В.Л. Контуры экономики знаний/В.Л. Макаров// Экономист. 2003, №3. C.3-15.
3. Голиченко О. Г. Российская инновационная система: проблемы развития/О.Г. Голиченко // ВЭ. 2004, №12. С. 16-35
4. Друкер П. Бизнес и инновации /П. Друкер. М.: Вильямс, 2007. 432 с.
Об авторах:
Горбов Н.М. - доктор экономических наук, профессор, заведующий Брянского государственного университета имени академика Петровского
Шаховская А.А. - аспирант Брянского государственного технического университета,