Научная статья на тему 'УПРАВЛЕНИЕ ПРОЦЕССОМ ИМПОРТОЗАМЕЩЕНИЯ В НЕФТЕГАЗОВОЙ ОТРАСЛИ РОССИИ В УСЛОВИЯХ САНКЦИЙ'

УПРАВЛЕНИЕ ПРОЦЕССОМ ИМПОРТОЗАМЕЩЕНИЯ В НЕФТЕГАЗОВОЙ ОТРАСЛИ РОССИИ В УСЛОВИЯХ САНКЦИЙ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
531
126
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИМПОРТОЗАМЕЩЕНИЕ / НЕФТЕГАЗОВАЯ ОТРАСЛЬ / ЗАВИСИМОСТЬ ОТ ИМПОРТА / ЗАРУБЕЖНЫЕ ПОСТАВЩИКИ / ОТЕЧЕСТВЕННЫЕ ПРОИЗВОДИТЕЛИ / КОРПОРАТИВНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ / ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА / ПРОГРАММЫ ИМПОРТОЗАМЕЩЕНИЯ / ПРЕПЯТСТВУЮЩИЕ ИМПОРТОЗАМЕЩЕНИЮ ФАКТОРЫ / МЕРЫ СТИМУЛИРОВАНИЯ ИМПОРТОЗАМЕЩЕНИЯ / IMPORT SUBSTITUTION / OIL AND GAS INDUSTRY / IMPORT DEPENDENCY / FOREIGN SUPPLIERS / NATIONAL PRODUCERS / CORPORATE MEASURES / STATE SUPPORT / IMPORT SUBSTITUTION PROGRAMS / PREVENTING IMPORT SUBSTITUTION FACTORS / STIMULATING IMPORT SUBSTITUTION MEASURES

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Марюнина Ирина Николаевна

В данной статье рассматриваются вопросы реализации политики импортозамещения в нефтегазовой отрасли России после введения санкций в 2014 г. Проанализированы причины возникновения зависимости инфраструктуры отечественного нефтегазового сектора от импорта. Рассмотрены основные зарубежные поставщики оборудования и технологий для отрасли, а также отечественные производители, осуществляющие производственную деятельность в рамках процесса импортозамещения. Положительным является тот фактор, что ряд стимулирующих импортозамещение мер предпринят как со стороны крупных нефтегазовых компаний, так и со стороны государства. При этом выявлены проблемы, препятствующие полноценной реализации данного процесса, а также предложены возможные пути решения вышеуказанных проблем.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IMPORT SUBSTITUTION PROCESS MANAGEMENT IN OIL AND GAS INDUSTRY OF RUSSIA IN THE CONTEXT OF IMPOSED SANCTIONS

The article deals with import substitution policy implementation in oil and gas industry of Russia in the context of sanctions rollout in 2014. The reasons of origin of infrastructure dependence of national oil and gas sector from the import were analyzed. Main foreign suppliers of equipment and technologies and national producers involved in import substitution process were disclosed. There is a buoying factor that a wide range of import substitution stimulating measures were taken both by major oil and gas companies and national government. Meanwhile main problems standing on the way of import substitution process implementation are identified and solution approaches are offered.

Текст научной работы на тему «УПРАВЛЕНИЕ ПРОЦЕССОМ ИМПОРТОЗАМЕЩЕНИЯ В НЕФТЕГАЗОВОЙ ОТРАСЛИ РОССИИ В УСЛОВИЯХ САНКЦИЙ»

УДК 339.91:545 DOI: 10.22394/2079-1690-2020-1-4-35-41

УПРАВЛЕНИЕ ПРОЦЕССОМ ИМПОРТОЗАМЕЩЕН ИЯ В НЕФТЕГАЗОВОЙ ОТРАСЛИ РОССИИ

В УСЛОВИЯХ САНКЦИЙ

Марюнина руководитель группы технико-экономического планирования, Ирина Южный филиал ООО «Газпром газомоторное топливо» (350063, Россия,

Николаевна г. Краснодар, ул. им. Пушкина, 16). E-mail: Maryunina-IN@gmt-gazprom.ru

Аннотация

В данной статье рассматриваются вопросы реализации политики импортозамещения в нефтегазовой отрасли России после введения санкций в 2014 г. Проанализированы причины возникновения зависимости инфраструктуры отечественного нефтегазового сектора от импорта. Рассмотрены основные зарубежные поставщики оборудования и технологий для отрасли, а также отечественные производители, осуществляющие производственную деятельность в рамках процесса импортозамещения. Положительным является тот фактор, что ряд стимулирующих импортозамещение мер предпринят как со стороны крупных нефтегазовых компаний, так и со стороны государства. При этом выявлены проблемы, препятствующие полноценной реализации данного процесса, а также предложены возможные пути решения вышеуказанных проблем.

Ключевые слова: импортозамещение, нефтегазовая отрасль, зависимость от импорта, зарубежные поставщики, отечественные производители, корпоративные мероприятия, государственная поддержка, программы импортозамещения, препятствующие импортозамещению факторы, меры стимулирования импортозамещения.

С начала 1990-х годов Россия сталкивается с проблемой технико-технологического отставания и, как следствие, высокой степенью зависимости от импорта продукции, машин и оборудования. Об этом свидетельствует тот факт, что в структуре импорта товаров из зарубежных стран на их долю приходится более 50%. Ухудшение отношений со странами Европы и США из-за политических событий на Украине в 2014 году привело к многочисленным экономическим санкциям, направленным на изоляцию России от мирового сообщества, и поставило перед фактом, что в системообразующих отраслях экономики жизненно необходима самостоятельность и независимость. В связи с этим сокращение зависимости отечественной промышленности от импортных товаров, оборудования и комплектующих было объявлено государственной политикой в приоритетном контексте.

Не является исключением в этом направлении и нефтегазовая отрасль страны. По данным Министерства промышленности и торговли РФ, ее зависимость от поставок импортного оборудования и технологий в 2014 году достигала более 60%, при этом в некоторых видах продукции она составляла 100% [1, с. 18]. Наибольшая зависимость от импорта наблюдалась в следующих направлениях:

- разработка шельфа, в котором доля используемых для реализации шельфовых проектов оборудования и технологий зарубежного производства доходила до 90-95%;

- техника и технологии бурения, где степень зависимости от импорта варьировалась от 60% (бурильный инструмент) до 83% (навигационное оборудование, буровая техника, технологии гидравлического разрыва пласта);

- технологии и оборудование для производства СПГ, где доля импорта колебалась в диапазоне от 50% до 67%;

- программное обеспечение в области разведки и разработки месторождений, обеспечения процессов добычи, транспортировки и переработки углеводородного сырья, а также системы автоматизации объектов нефтегазовой инфраструктуры, на импорт которых приходилось от 40 до 92% продукции [2, с.13].

В 2017 году степень зависимости нефтегазовой сферы от импортной продукции сократилась до 52% при установленном плановом показателе на уровне 55%, а к началу 2020 года соотношение оборудования иностранного и отечественного производства составило уже 1:1. Несмотря на снижение доли импорта в период с 2014 по 2020 год, она остается весьма высокой, поскольку оптимальным эксперты считают соотношение 80% к 20% в пользу компонентов, произведенных в России1.

Анализ сложившейся в отрасли к моменту введения санкций ситуации показал, что в 2014 г. на внутреннем рынке функционировало более 300 отечественных предприятий, выпускавших широкую номенклатуру продукции для нефтегазового комплекса. Однако большая часть этих предприятий осуществляла производственные процессы по устаревшим, созданным еще в советские

1 Нефтегазовые компании распробовали импортозамещение. "Guide «Тюменский нефтегазовый форум»". Приложение № 169 от 18.09.2018 // https://www.kommersant.ru/doc/3743355, дата обращения: 11.09.2020.

времена технологиям и на фактически изношенных объектах основных средств. По оценкам экспертов, технологический уровень используемой техники отставал от иностранных аналогов на 20-25 лет, т.е. высокотехнологическое оборудование практически не выпускалось [3, с. 32]. И активно проводимая в это время политика по интеграции России в международное экономическое пространство создала условия для проникновения на внутренний рынок передовых зарубежных технологий и их последующего активного использования отечественными нефтегазовыми компаниями. Отечественный нефтегазовый сектор стал крайне «интересен» крупным иностранным поставщикам, учитывая его системообразующую роль в развитии экономики страны, постоянный рост уровня цен на углеводороды и необходимость поддержания объемов их добычи за счет разработки «трудноизвлекаемых» запасов [4, c. 18]. Для получения долгосрочных заказов зарубежные производители предложили российским нефтегазовым компаниям выгодные кредитные линии и эффективные схемы финансирования проектов, международную сертификацию поставляемого оборудования и технологий, авторскую поддержку программных продуктов, и, что самое важное, комплексную организацию производственного процесса, включающую проведение проектирования, строительства и поставки оборудования и технологий одной подрядной организацией. В результате возникла полная зависимость от импорта продукции на всех стадиях производства, причем не только в части высокотехнологичного оборудования, но и того, которое ранее успешно производили отечественные предприятия.

Необходимо отметить, что на первоначальном этапе введения санкций (2014-2015 гг.] их влияние на нефтегазовую отрасль России оказалось не столь существенным, как ожидалось первоначально. Эксперты объясняют это тем, что в краткосрочном периоде объемы добычи углеводородов из «сложных» месторождений, которые возглавляют санкционный перечень, незначительны. Но учитывая тот факт, что в долгосрочном периоде поддержание и, при необходимости, увеличение объемов добычи нефти и газа возможно только за счет разработки и освоения месторождений с трудноизвлекаемыми запасами, отсутствие отечественных разработок в условиях сохранения санкций приведет к их резкому сокращению [9, с. 11].

Как известно, ведущими странами в области производства оборудования, комплектующих и программного обеспечения для нефтегазовой отрасли являются США, Япония, Канада, Германия, Великобритания, Норвегия, Франция, Италия. Именно на них и приходится подавляющая часть импорта высокотехнологичного нефтегазового оборудования в Россию. На сегодняшний день на российском рынке доминируют такие иностранные компании, как Schlumberger (США], Halliburton (США], Baker Hughes (США], Aker Solutions (Норвегия], TechnipFMC (Великобритания], Roxar (Норвегия] [5, с. 7].

Возвращать отечественный рынок нефтегазового оборудования, которым успешно овладели иностранные поставщики до введения санкций, конечно, непросто. Технологии ушли далеко вперед, российские покупатели выстроили эффективные схемы работы с импортным оборудованием и его обслуживанием, а иностранные компании локализовали свои производства. Тем не менее, очевидна «острая» необходимость устранения негативных последствий и снижения рисков, вызванных санкционными мероприятиями стран Европы и США. И данная проблема может быть решена за счет приобретения оборудования иностранного производства в странах Азии, в частности Китае, а также счет организации производственных процессов внутри страны. Есть многочисленные примеры местных производителей, которые уже выпускают по ряду направлений конкурентоспособную продукцию, соответствующую мировым стандартам, которая успешно экспортируется в страны ближнего и дальнего зарубежья (табл. 1].

Для решения задач импортозамещения продукции, применяемой или запланированной к использованию в производственной деятельности, со стороны некоторых крупных российских нефтегазовых компаний предпринят ряд весьма эффективных мер. Рассмотрим их на примере группы компаний ПАО «Газпром» и ПАО «Транснефть».

В феврале 2015 года в ПАО «Газпром» впервые утвержден Перечень импортной продукции, рекомендованной для освоения отечественными производителями, который актуализируется на ежегодной основе. В нем сгруппированы наиболее важные номенклатурные позиции продукции, требующие первостепенного решения вопросов импортозамещения, в числе которых оборудование для разработки шельфовых месторождений и добычи углеводородов, энергетическое оборудование, установки для производства СПГ, теплообменное, насосное и компрессорное оборудование. В вышеуказанном документе фигурируют порядка 400 предприятий из более чем 30 стран мира, а среди крупных компаний, от сотрудничества с которыми отказывается ПАО «Газпром» - Schlumberger, Baker Hughes, Schneider Electric, Aker Solutions, Halliburton, TechnipFMC, Axens1.

1 Перечень наиболее важных видов продукции для импортозамещения и локализации производств с целью технологического развития ПАО "Газпром», утвержденный Приказом ПАО «Газпром» от 25.02.2020 № 88.

Таблица 1

Реализация программы импортозамещения в России

Технологическое направление Зарубежный производитель1 Отечественный производитель

Добыча углеводородного сырья BHGE (США], Aker Solutions (Норвегия], Technip FMC (Великобритания], Shlum-berger (США], China Offshore Oil Engineering Co., Ltd. (Китай), Sumitomo Metal Industries Ltd. (Япония] Группа ЧТПЗ, НПФ Завод «Измерон», ЗАО «Геоптикс», ООО «РГМ-Нефть-Газ-Сервис», ООО ФПК «Космос-Нефть-Газ», ООО «ССТэнергомонтаж», ПАО НПО «Искра», ООО НПП ГА «Луч»

Переработка углеводородного сырья Axens (Франция], BAUER (Германия], Haldor Topsoe (Дания], Sundyne S.A. (Франция] ООО «Завод дозировочной техники «АРЕОПАГ», ООО НПП «МашТЭК», ООО «Салават-ский катализаторный завод», ООО «Уральский завод специального арматуростроения», ООО «ЭлМетро-Инжиниринг», Группа компаний «Турбулентность-Дон», АО «Группа ГМС», АО «Завод «Инвертор», АО «НПК ВИП»

Транспортировка нефти и газа General Electric (США), Cameron (США), Nippon Steel (Япония), GE Transportation (США), Roozen (Германия) АО «НПФ «Микран», ООО «НПО «Вымпел», АО «НИПОМ», АО «ГК НАТЕКС», АО СКБ «Турбина», НПФ «Система-Сервис», АО «Борхиммаш», ПАО «ТМК», АО «ОМК»

Сжижение природного газа Linde AG (Германия), Bechtel Corporation (США), Technip (Франция) ООО «Линде Силовые Машины», ООО «Предприятие «ЭЛТЕКС», ООО «Валком», ПАО «Северсталь», АО «Ижорский трубный завод»

Технологии и оборудование для геологоразведки Shlumberger (США), Halliburton (США), Roxar (Норвегия) ООО «Завод Буровых Технологий», ПК «Анкер Гео», АО «Геологоразведка», АО «Геомаш», АО «АК «Корвет»

Таким образом, необходимая для обеспечения производственной деятельности компании продукция должна быть приобретена преимущественно у российских производителей, за исключением случаев отсутствия производства указанных товаров и их аналогов внутри страны.

Для достижения поставленных целей используются следующие основные механизмы:

1. Проводится анализ заявленной дочерними обществами ПАО «Газпром» потребности в продукции на предмет наличия импортного производства или комплектующих иностранного происхождения. По результатам такого анализа часть заявок отклоняется с целью замены зарубежных позиций на отечественные аналоги [6, а 9].

2. Применяется механизм долгосрочных контрактов на серийное производство, поставку, установку, техническое и ремонтное обслуживание импортозамещающей продукции. В настоящее время активное сотрудничество осуществляется с такими крупными предприятиями, как ПАО «Трубная металлургическая компания», ООО «Томские технологии машиностроения», ООО «Сала-ватский катализаторный завод», ООО «Уральский завод специального арматуростроения», ООО НПП «МашТЭК» и другими [6, с 9].

3. Осуществляется взаимодействие с российскими производителями, в том числе в рамках их профильных ассоциаций. Благодаря этому, например, на объекты эксплуатационного бурения

1 Перечень наиболее важных видов продукции для импортозамещения и локализации производств с целью технологического развития ПАО «Газпром», утвержденный приказом ПАО «Газпром» от 25.02.2020 №88. URL: https://www.gazprom.ru/f/posts/33/761787/perechen-18-03-2020.pdf.

осуществляются поставки аналогов оборудования американо-французской Axon S.A.S. и американо-норвежской FMC Technologies отечественного производства АО «АК «Корвет» [6, с. 10].

4. Разрабатываются и утверждаются региональные дорожные карты по расширению использования компаниями группы импортозамещающей продукции, производимой предприятиями в субъектах Российской Федерации, повышение их качества и конкурентоспособности [6, с. 11].

Кроме того, при участии ПАО «Газпром» разработаны и в 2019 году представлены основные виды оборудования, используемого для подводной добычи углеводородов.

В результате проводимых мероприятий суммарный экономический эффект от внедрения импортозамещающих технологий, оборудования и материалов на объектах компаний группы «Газпром» в 2016-2019 гг. составил 35,5 млрд. руб. [7, с. 4].

В 2020 году завершается реализация утвержденной в 2014 году программы по импортозаме-щению ПАО «Транснефть». В ее состав вошли 26 типов оборудования и материалов, которые компания должна была заместить за эти годы продукцией отечественного производства. Осталась одна позиция, опытный образец которой проходит испытание и должен быть доработан до конца текущего года. То есть на сегодняшний день почти все поставленные задачи решены.

Компанией проведена огромная работа для достижения таких результатов в области им-портозамещения. Построены три новых завода по производству насосного оборудования и электродвигателей в Челябинской области, противотурбулентных присадок в Республике Татарстан, увеличены производственные мощности Тюменского ремонтно-механического завода, выпускающего широкий ассортимент оборудования и комплектующих для компаний системы «Транснефть». Расширена линейка продукции, поставляемой как предприятиями группы, так и сторонними отечественными производителями.

Важным является тот факт, что производимое на заводах компании оборудование не только не уступает по техническим и эксплуатационным характеристикам зарубежным аналогам, но иногда и превосходит их. Оно энергоэффективно, обладает повышенным КПД, т.е. в случае применения в производственной деятельности компания не просто замещает импорт, но и сокращает операционные затраты [8, с. 10].

ПАО «Транснефть» активно привлекает российские предприятия для участия в торгах на поставку оборудования и комплектующих отечественного производства. На сегодняшний день детально отработано более 160 предприятий различного направления деятельности, которые производят необходимую для компании продукцию. Но покупать продукцию только потому, что она изготовлена в России, нецелесообразно. Поэтому идет активное общение с производителями, в ходе которого доносятся требования к оборудованию и комплектующим. Они изготавливают образцы, представляют их, а специалисты компании рассматривают, оценивают и проводят аттестацию. При отсутствии замечаний производители допускаются к торгам на поставку оборудования и комплектующих [8, с. 11].

В результате активно проводимых мероприятий в 2019 г. доля отечественного оборудования в общем объеме закупок компании возросла до 95%, а в планах до конца текущего года повышение данного показателя до 97%, т.е. программа будет полностью выполнена. Три оставшихся процента приходится на оборудование, выпуск которого внутри страны пока не отлажен должным образом и в необходимом объеме, но и дальнейшее его развитие силами компании нецелесообразно, т.к. эта продукция не оказывает прямого влияния на корпоративные технологические процессы.

Кроме того, уже достигнутый результат позволяет «Транснефти» полностью обеспечить безопасность процессов транспортировки нефти и нефтепродуктов и крайне важную независимость от иностранной продукции, если возникнут риски дальнейших санкционных действий со стороны зарубежных стран [8, с. 11].

Реакция на санкции западных стран незамедлительно последовала и со стороны государства, утвердившего основополагающие нормативные документы и предпринявшего ряд мер для ускоренного развития отечественного производства в различных отраслях промышленности [12, с. 150]:

- организована Правительственная комиссия по импортозамещению для координации действий органов власти всех уровней между собой и с предприятиями-производителями;

- создан Фонд развития промышленности при Министерстве промышленности и торговли РФ, предоставляющий производителям финансирование проектов по импортозамещению на льготных условиях;

- утверждены Правила предоставления субсидий на компенсацию части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в 2014 - 2016 гг. на реализацию новых комплексных инвестиционных проектов;

- разработан механизм заключения специальных инвестиционных контрактов;

- сформирован отраслевой план импортозамещения, в том числе в нефтегазовой отрасли. Согласно вышеуказанному плану, зависимость от импортного оборудования в нефтегазовой отрасли должна снизиться к 2024 году в среднем до 30%. А для достижения данной цели объем государственной поддержки, по предварительной оценке, составит более 30 млрд. руб.1

Обзор мероприятий позволяет сделать вывод о том, что определенные шаги в реализации политики импортозамещения уже предприняты и процесс идет неплохими темпами. Но есть многочисленные нюансы. Рассмотрим основные проблемные моменты с позиции отечественных предприятий-изготовителей продукции для нефтегазовой отрасли:

- во многих нефтегазовых компаниях по-прежнему не разработаны целевые программы по импортозамещению. В результате у российских производителей отсутствует в полном объеме достоверная и систематизированная информация о перечне импортного нефтегазового оборудования и комплектующих, степени его износа [10, с. 22];

- на отечественных предприятиях осуществляется выпуск продукции (по оценкам экспертов, до 70 %] по давно устаревшим технологиям и на фактически изношенном оборудовании, установленном на производственных площадках 20-30-лет назад [4, с. 19];

- отсутствуют инструменты стимулирования производителей продукции для нефтегазовой сферы, особенно в части субсидирования НИОКР и льготного кредитования технологических компаний, несмотря на то, что в рамках плана мероприятий по импортозамещению в нефтегазовом машиностроении были выделены приоритетные направления для сохранения безопасности отрасли в условиях риска введения новых санкций [11, с. 38];

- государственную финансовую поддержку из Фонда развития промышленности получают единичные проекты, поскольку сырьевые отрасли не являются приоритетом для предоставления бюджетных субсидий [11, с. 39];

- сложность, длительность, а иногда и отсутствие четкого алгоритма получения той или иной меры государственной поддержки [11, с. 39];

- дефицит кадров, способных внедрять новые технологии как зарубежных, так и отечественных разработок [11, с. 39];

- не разработаны обновленные технические регламенты и подкрепляющие их стандарты. Применение нормативных регламентирующих документов, утвержденных в советские времена, неприемлемо, т.к. они создавались в условиях директивной экономики, не предполагающей рыночной конкуренции [4, с. 19].

Таким образом, проведенный анализ позволяет сделать вывод о том, что необходимо вести речь не просто о процессе импортозамещения, а об организации управления замещением импортной продукции отечественными оборудованием и технологиями. В связи с этим целесообразно использовать следующие универсальные меры, позволяющие организовать данный процесс:

1. Составление и регулярное обновление перечня нефтегазовой продукции и оборудования для участия в процессе импортозамещения. Данный перечень должен быть доступен отечественным производителям.

2. Усовершенствование механизмов государственного софинансирования и льготного кредитования применительно к нефтегазовой отрасли России. Такую поддержку целесообразно оказывать, если в результате создается полностью локализированное производство с высокой долей локализации (от 60%], учитывая международное разделение труда в высоко технологичных отраслях.

3. Применение мер таможенного и тарифного регулирования внешней торговли, стимулирующих приобретение российского оборудования, например, увеличение ставок ввозных таможенных пошлин на определенные наименования нефтегазовой продукции, которые с приемлемым качеством выпускаются отечественными производителями, но в рамках обязательств, принятых Россией при присоединении к ВТО.

4. Привлечение кредитных и инвестиционных организаций (отечественные и зарубежные банки, фонды и т.д.] для софинансирования проектов по разработке и внедрению перспективных технологий путем использования инструментов и механизмов частно-государственного партнерства.

5. Создание совместных предприятий со странами, не участвующими в процессе применения санкций. Это позволит использовать финансовые и технологические возможности компаний вышеуказанных стран. Но в данном случае также необходимо применять индикаторы для конечной цели по локализации производства в России.

6. Разработка механизмов, способствующих развитию конкурентоспособной среды для российских производителей импортозамещающей продукции с целью обеспечения экономически

1 Интервью Дениса Мантурова журналу «Энергетическая политика». https://energypolicy.ru/?p=2800.

эффективного процесса, позволяющего избежать кратного роста производственных затрат и конечной цены. Для разработки данных механизмов необходимо создание рабочих групп при профильных ведомствах исполнительной власти.

7. Модернизация системы образования в части подготовки и повышения квалификации инженерно-технических кадров для предприятий нефтегазового машиностроения, а также развитие сотрудничества с зарубежными научно-техническими центрами и промышленными предприятиями для организации стажировок.

Необходимо отметить, что вышеперечисленные меры не являются исчерпывающими, имеют разносторонний характер и требуют детальной проработки и обоснований.

В заключение подчеркнем, что основной проблемой отечественной промышленности является технологическая отсталость российских производственных площадок, которую отчасти создали сами производители продукции, используя в своей деятельности высококачественные импортные материалы, оборудование и комплектующие.

Для решения вопросов сокращения зависимости от зарубежных поставок необходима, прежде всего, модернизация производства, то есть радикальная активизация инвестиционной и предпринимательской деятельности в российской экономике. В свою очередь, организация производства современного высокотехнологичного оборудования и наличие технологий, соответствующих мировым стандартам, позволит России в перспективе экспортировать свою продукцию на рынки зарубежных стран. Приоритетными рынками в этом направлении являются в первую очередь Иран и Ирак, а в перспективе - Ливия и страны Юго-Восточной Азии (Вьетнам, Камбоджа, Лаос, Китай]. Все эти страны являются нашими потенциальными покупателями. Учитывая соотношение цены и качества, российские производители вполне конкурентоспособны и могут эффективно продвигать товары на внешние рынки, как это успешно делают АО «Рособоронэкспорт» и госкорпорация «Росатом».

Литература

1. Орлов С. Вопрос национальной гордости. Сибирская нефть. №3, апрель 2019. 71 с.

2. Секторальные санкции: год спустя. Энергетический бюллетень. Выпуск №27. М.: Аналитический центр при Правительстве РФ. Август 2015. 31 с.

3. Бажанов В.А., Амосенок Э.П. Оценка возможностей развития отечественного производства продукции нефтегазового машиностроения // Мир экономики и управления. 2018. Том 18, №1. 171 с

4. Андреева Н.Н., Белохвостов М.С., Валиуллин И.М. Управление замещением импортной продукции отечественными техникой и технологиями. Нефтяное хозяйство. М.: ЗАО «Издательство «Нефтяное хозяйство», 2015. 112 с.

5. Иванов М. Импортозамещение в нефтегазовой промышленности. НЕФТЕГАЗ. Ежемесячное информационно-аналитическое издание. №6 (13]. 2019. 27 с.

6. Кириллов Д. «Газпром» наращивает закупки у отечественных производителей. Корпоративный журнал ПАО «Газпром», №3, 2018. 56 с.

7. Импортозамещение. Корпоративный журнал ПАО «Газпром», №4, 2020. 56 с.

8. Онаприюк В. Импортозамещение: вектор экономической эффективности. Корпоративный журнал «Трубопроводный транспорт нефти». Январь 2020. 76 с.

9. Секторальные санкции: год спустя. Энергетический бюллетень. №27. Август 2015. Аналитический центр при Правительстве Российской Федерации. 31 с.

10.Рашева Н.Ю. Организационные и правовые проблемы импортозамещения в топливно-энергетическом комплексе России. Нефтяное хозяйство. М.: ЗАО «Издательство «Нефтяное хозяйство», 2015. 112 с.

11.Эффекты замещения. Эксперты и руководители предприятий - о достижениях и проблемах политики импортозамещения // Сибирская нефть. №3, апрель 2019. 71 с. 12.Евтухов В.Л. Первоочередные меры господдержки промышленности в контексте политики импортозамещения. Национальная безопасность России. Том №2. М.: Федеральный справочник, 2016. 556 с.

Maryunina Irina Nikolaevna, Head of Technical and Economic Division of South Business Unit of Gazprom Gas-Engine Fuel Ltd. (16, Pushkina str., Krasnodar, 350063, Russian Federation). E-mail: Maryunina-IN@gmt-gazprom.ru

IMPORT SUBSTITUTION PROCESS MANAGEMENT IN OIL AND GAS INDUSTRY OF RUSSIA IN THE CONTEXT OF IMPOSED SANCTIONS

Abstract

The article deals with import substitution policy implementation in oil and gas industry of Russia in the context of sanctions rollout in 2014. The reasons of origin of infrastructure dependence of national oil and gas sector from the import were analyzed. Main foreign suppliers of equipment and technologies and national producers involved in import substitution process were disclosed. There is a buoying factor that a wide range of import substitution stimulating measures were taken both by major oil and gas companies and national government. Meanwhile main problems standing on the way of import substitution process implementation are identified and solution approaches are offered.

Keywords: import substitution, oil and gas industry, import dependency, foreign suppliers, national producers, corporate measures, state support, import substitution programs, preventing import substitution factors, stimulating import substitution measures.

References

1. Orlov S. Vopros nacional'noj gordosti. Sibirskaya neft'. №3, aprel' 2019. 71 p.

2. Sektoral'nye sankcii: god spustya. Energeticheskij byulleten'. Vypusk №27. M.: Analiticheskij centr pri Pravitel'stve RF. Avgust 2015. 31 p.

3. Bazhanov V.A., Amosenok E.P. Ocenka vozmozhnostej razvitiya otechestvennogo proizvodstva produkcii neftegazovogo mashinostroeniya // Mir ekonomiki i upravleniya. 2018. Tom 18, №1. 171 p.

4. Andreeva N.N., Belohvostov M.S., Valiullin I.M. Upravlenie zameshcheniem importnoj produkcii otech-estvennymi tekhnikoj i tekhnologiyami. Neftyanoe hozyajstvo. M.: ZAO «Izdatel'stvo «Neftyanoe ho-zyajstvo», 2015. 112 p.

5. Ivanov M. Importozameshchenie v neftegazovoj promyshlennosti. NEFTEGAZ. Ezhemesyachnoe infor-macionno-analiticheskoe izdanie. №6 (13]. 2019. 27 p.

6. Kirillov D. «Gazprom» narashchivaet zakupki u otechestvennyh proizvoditelej. Korporativnyj zhurnal PAO «Gazprom», №3, 2018. 56 p.

7. Importozameshchenie. Korporativnyj zhurnal PAO «Gazprom», №4, 2020. 56 p.

8. Onapriyuk V. Importozameshchenie: vektor ekonomicheskoj effektivnosti. Korporativnyj zhurnal «Truboprovodnyj transport nefti». YAnvar' 2020. 76 p.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

9. Sektoral'nye sankcii: god spustya. Energeticheskij byulleten'. №27. Avgust 2015. Analiticheskij centr pri Pravitel'stve Rossijskoj Federacii. 31 p.

10.Rasheva N.YU. Organizacionnye i pravovye problemy importozameshcheniya v toplivno-energeticheskom komplekse Rossii. Neftyanoe hozyajstvo. M.: ZAO «Izdatel'stvo «Neftyanoe hozyajstvo», 2015. 112 p.

11.Effekty zameshcheniya. Eksperty i rukovoditeli predpriyatij - o dostizheniyah i problemah politiki importozameshcheniya // Sibirskaya neft'. №3, aprel' 2019. 71 p.

12.Evtuhov V.L. Pervoocherednye mery gospodderzhki promyshlennosti v kontekste politiki importozameshcheniya. Nacional'naya bezopasnost' Rossii. Tom №2. M.: Federal'nyj spravochnik, 2016. 556 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.