Научная статья на тему 'Управление процессом гражданской социализации молодёжи в северном регионе'

Управление процессом гражданской социализации молодёжи в северном регионе Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
53
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ / ГРАЖДАНСКАЯ СОЦИАЛИЗАЦИЯ МОЛОДЁЖИ / ГРАЖДАНСКО-ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Фаст Светлана Петровна, Акулич Евгений Михайлович

В статье поднимаются проблемы управления процессом гражданской социализации молодёжи в условиях содружества органов государственной власти и институтов гражданского общества, рассматриваются особенности гражданско-патриотического воспитания молодёжи в конкретном северном регионе.Актуальность исследуемой проблемы обусловлена необходимостью внедрения в процесс управления региональной культурной политикой инновационных подходов и современных социокультурных практик, способных вовлечь в этот многогранный процесс не только представителей власти, но и широкую общественность.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Управление процессом гражданской социализации молодёжи в северном регионе»

Управление процессом гражданской социализации молодёжи в северном регионе

со

с <

е

со ^

0

сч

со

01

Фаст Светлана Петровна,

аспирант, ФГБОУ ВО "Тюменский государственный институт культуры"

fast.yamal@gmail.com Акулич Евгений Михайлович,

доктор социологических наук, доцент, член-корр. РАЕН

В статье поднимаются проблемы управления процессом гражданской социализации молодёжи в условиях содружества органов государственной власти и институтов гражданского общества, рассматриваются особенности гражданско-патриотического воспитания молодёжи в конкретном северном регионе.Актуальность исследуемой проблемы обусловлена необходимостью внедрения в процесс управления региональной культурной политикой инновационных подходов и современных социокультурных практик, способных вовлечь в этот многогранный процесс не только представителей власти, но и широкую общественность.

Ключевые слова: Социальное управление, гражданская социализация молодёжи, гражданско-патриотическое воспитание.

Современные процессы формирования гражданского общества в России по-особому ставит проблему гражданской социализации молодёжи. У сегодняшней молодёжи есть широкий выбор по формированию социальных приоритетов в политике, духовной и правовой сферах, профессиональной деятельности, чтобы ощущать себя полноценным членом общества. Усвоение молодыми людьми в процессе социализации необходимых ценностных качеств активного участника общественно-политических перемен в российском обществе базируется на необходимости приобретения ими качественных знаний и трудовых навыков, знания своих прав и обязанностей, участия в управлении государственными и общественными процессами.

Молодёжь не хочет быть в стороне от процессов политической социализации, поэтому активно участвует в общественных организациях и движениях, различных акциях общественного самоуправления, публичных дискуссиях и презентациях.

Так, правовая социализация молодёжи проявляется вих стремлении не просто знать свои гражданские права и обязанности, но и участвовать в процессе разработки новых законодательных актов.

В условиях информационного общества молодёжь становится обладателем разнообразных знаний и умений, творческих и профессиональных устремлений в науке и образовании, культуре и искусстве, спорте и управлении. Всё это помогает ей формировать собственные убеждения и гражданскую позицию патриота. «Патриот понимает Родинуне только как место, вызывающее ностальгию по беззаботному детству, но и как территорию своего комфортного, достойного проживания. Человек, как личность большого общества, превращается в субъект власти и в этом отношении, понимая значимость власти от общества, реализует свою общественную функцию патриота» [1; с.14].

В условиях северного региона, которым является Ямал, сущность патриота является для молодёжи наиболее понятной и реально значимой. Придать устойчивость и гармоничность развития общественных, политических, духовных и про-

фессиональных устремлений молодёжи, призвано социальное управление на государственном уровне.

Управление непосредственно связано с государством, системой власти, сложившейся в нём. Об этом убедительно говорится в трудах классиков социологии: М. Вебера, Ф. Тейлора, Г. Фай-оля, М. Фоллета и других. В этих трудах обоснована как теория менеджмента, так и теория о системе власти.

В теории «человеческих отношений» Э. Мэйо человек рассматривается не просто как исполнитель какой-то определённой работы, но и как личность, обладающая конкретными социальными интересами [2].Важен и психологический климат, рабочая атмосфера, которые возникают при управлении.

Как отмечает Э. Мэйо, люди по своей природе вынуждены стремиться к продуктивному сотрудничеству, социальному союзу друг с другом. Эти человеческие отношения необходимо регулировать через внедрение социальных умений сотрудничества.[2].

Для сегодняшней практики социального управления важен также поставленный Э. Мэйо вывод о необходимости развития «социальных умений», социального обучения управленцев. Это утверждение в полной мере относится к управлению процессом гражданской социализации молодёжи в сегодняшнем российском обществе.

Гражданское общество не ассоциируется сегодняшней молодёжью ни с демократическими принципами, ни с социальной активностью личности и социальных групп, ни с патриотизмом. Основная причина данной сложившейся ситуации, вероятнее всего, заключается в вербальном формировании всей системы ценностей. Решая проблему гражданско-патриотического воспитания молодёжи, необходимо сосредотачивать свои усилия на формировании у них ценностного отношения к явлениям общественной жизни прошлого и современности. Противоречивость развития нашего общества со всей очевидностью показывает, что сформированная гражданственность как ценностное ядро сознания и поведения человека напрямую влияет на политическую активность, осуществление гражданских функций, то есть является основой социально-политической культуры личности. Напротив, отсутствие или недостаточность гражданственности чреваты серьёзными нравственными и политическими издержками.

В настоящее время в стране идёт поиск путей потенциального возрождения России. Безусловно, обязательными составляющими этого процесса являются осмысление социального опыта других наций и ориентация на собственные ресурсы, прежде всего на духовно-нравственное наследие нашего народа. От гражданской позиции молодёжи, от её социально-политической активности и духовно-нравственной ориентации во многом зависит судьба обновления россий-

ского общества. Условием жизнеспособности общества и его прогрессивного развития являются позиция и деятельность молодёжи в настоящем и будущем. Какие ценности принимает, а какие отвергает современная молодёжь, как они соизмеряются с ценностями старших поколений, осуществляется ли преемственность традиций - это важные вопросы, без ответа на которые , на наш взгляд, не решить проблемы формирования гражданской культуры и гражданского самосознания.

Значительным ресурсом для достижения этой цели является успешное взаимодействие государственных структур институтов гражданского общества. «Особенности взаимодействия гражданского и государственного секторов заключается в признании способностей и возможностей гражданского сектора становиться организатором и автономным исполнителем конкретных социальных программ» [3; с.162].

Такими особенности социального управления процессом гражданской социализации молодёжи ЯНАО в условиях взаимодействия государства и института в гражданском обществе стали:

- системно - организованный подход, который предполагает скоординированную, целенаправленную работу всех государственных и общественных структур формированию основных компонентов активной гражданской позиции молодёжи;

- адресный подход в формировании гражданственности, предполагающий использование особых форм и методов работы, с учётом каждой возрастной социальной профессиональной и других групп населения. Он указывает на разноуровневую включенность в воспитание молодого поколения таких факторов, как семья, ближнее окружение, учебное заведение, этнокультурная среда, производственный коллектив, регион проживания, с его экономическими, социальными, культурными и другими особенностями, обществом в целом;

- активность и наступательность, которые предусматривают настойчивость и разумную инициативу и трансформации мировоззрения молодёжи и их ценностных установок, ориентированных на национальные интересы России и региона;

- универсальность основных направлений формирования активной гражданской позиции, которая предполагает необходимость задействовать такие факторы, как социально-ценный опыт прошлых поколений, который культивирует чувство гордости за своих предков, национальные традиции в быту, внутрисемейных отношениях, учёбе, подходах к его мотивации, методах творчества.

Только такой целостный, комплексный подход позволит формировать историческую преемственность поколений, воспитывать необходимую гражданскую позицию у молодого поколения.

Без учёта региональных условий в пропаганде идей и ценностей гражданственности, сотрудничества органов власти и институтов гражданского общества, что означает пропаганду идей и ценностей не только российского, но и регионального уровня,

П т

Т

со

IZ <

е 00

0

СЧ

со

01

характеризующегося привязанностью, любовью к родному краю, городу, деревне, улице, предприятию, школе, институту, спортивной команде и так далее, невозможно эффективно формировать активную гражданскую позицию у молодёжи. Эти региональные особенности выражаются и в составе населения автономного округа, где за последние 60 лет сформировался многонациональный состав жителей.. Наряду с коренными жителями: хантами, ненцами, селькупами, большую часть населения составляют жители новых городов округа, приехавших сюда в середине ХХ века, когда шло мощное освоение нефтегазодобывающего комплекса Западной Сибири. Тысячи добровольцев из разных республик Советского Союза приехали на крайний Север строить города, большое количество их осталось жить в построенных своими руками населённых пунктах. Дети и внуки первопроходцев ямальской земли, сегодняшняя молодёжь являются активной созидательной силой нашего времени.

Гражданская социализация молодёжи происходит в социальном пространстве региона, в таких социальных структурах и институтах, как семья, учебные заведения, трудовые, воинские и иные коллективы, и заканчивая структурами органов государственной власти. Она предполагает организацию системной работы различной направленности как на федеральном, так и на региональном уровнях, в отдельных коллективах, так и проведение индивидуально-воспитательной работы с отдельно взятой личностью, что даёт достаточно мощный охват молодёжной среды.

Система управления процессом гражданской социализации призвана обеспечить целенаправленное формирование у молодёжи активной гражданской позиции, способствовать всемерному вовлечению ее в решение общегосударственных задач, создавать условия для развития у молодых граждан государственного мышления, привычки действовать в соответствии с национальными интересами России. Но данная система не может оставаться в неизменном виде. Её изменение и развитие в регионе должно быть обусловлено как достижениями первоочерёдных задач региона, так и изменениями, происходящими в экономической, политической, социальной и других сферах российского общества, а также новыми условиями современного мира. Заданный уровень эффективности функционирования системы формирования активной гражданской активности должен достигаться в результате совокупности определённых условий и разностороннего обеспечения ресурсами, которые необходимо учитывать в практической деятельности, и прежде всего это: нормативно-правовое обеспечение; педагогическое и методическое обеспечение; информационное обеспечение; научно-теоретическое обеспечение; кадровое обеспечение; финансово-экономическое обеспечение.

Создание этих условий будет способствовать развитию гражданской социализации молодёжи

региона и совершенствования управления этой системой.

Таким образом, содержание социального управления процессом гражданской социализации молодёжи должно включать в себя: анализ, оценку, прогнозирование и моделирование состояния всего процесса в целом, с учётом тенденций общественного развития; определение и постановку текущих и перспективных задач воспитательной деятельности; научно-обоснованное планирование воспитания гражданской позиции у молодого поколения; подбор, обучение, расстановку кадров; мониторинг состояния и действенности систематической работы и концептуальное иерархическое информирование органов исполнительной власти о ходе реализации социальных проектов по работе с молодёжью; своевременную корректировку системы воздействий на молодёжь; научную организацию труда педагогических и других кадров, обязательное включение прогрессивных методов и технологий для эффективной работы с молодёжью.

Литература

1. Шапалов, В. Н. Исторические типы патриотизма в социокультурной динамике человека. / В. Н. Шапалов// Социум. Культура. Личность. Досуг: современные практики региональной культуры: материалы V Международной науч.-практ. конференции, 21-22 ноября 2014 г. / Науч. ред. Е. М. Акулич. - Тюмень: РИЦ ТГАКИСТ,2014 - 326 с.

2. Mayo, G. E. The Social Problems of an industrial civilization (mith appendix on the political problem). L. :Rontledge s kegan Paul, 1949.

3. Акулич, Е. М. Музей, как социальный институт. - Монография. Е. М. Акулич. 2-е изд. доп. и испр. - Тюмень: РИЦ ТГАКИ, 2009 - 280 с.

4. Гаврилюк, В. В. Гражданственность, патриотизм и воспитание молодёжи./ В. В. Гаврилюк// Современное российское содружество : Историческая память о Великой Отечественной войне и формирование патриотизма и гражданственности / под общей ред. Ю. Р. Вишневской. Екатерин-бург:УрФУ,2011 С.101.

5. Сергейчик, С. И. Факторы гражданской социализации учащейся молодёжи // Социо. 2002 № 5. С. 108-113.

6. Nekhvyadovich L.I., Chernyaeva I.V., Bala-khnina L.V. Regional cultural centers and artistic schools of Siberia at the turn of the 21st century as a part of the information system in the educational process // Espacios. 2018. Т. 39. № 2. С. 20.

7. Калашников П.К., Орлов А.И., Самарин И.В., Фомин А.Н. Формализация задачи повышения качества жизни граждан как элемент управления в социальных и экономических системах государства // Инновации и инвестиции. 2014. № 10. С. 209-214.

8. Петропавловская А.В. Кадровый потенциал инновационного развития экономики России // Нормирование и оплата труда в промышленности. 2017. № 9. С. 39-44.

9. Егоров В.Г., Савина О.В. Общая культур-но-цивилизационная основа - фактор реинтеграции постсоветского сообщества // Научно-аналитический журнал Обозреватель - Observer. 2012. № 12 (275). С. 42-51

10. Штоль В.В. Россия: многообразие цивилизаций и собственная цивилизационная про-ектность // Научно-аналитический журнал Обозреватель - Observer. 2011. № 6 (257). С. 17-32.

11. Попова Е. Меры по стимулированию инновационного развития России (результаты научных исследований) // Интеллектуальная собственность. Промышленная собственность. 2006. № 10. С. 4-12.

Management of the process of civic socialization of youth in

the northern region Fast S.P., Akulich E.M.

Tyumen State Institute of Culture

The article raises the problems of managing the process of civic socialization of young people in the conditions of the commonwealth of state authorities and civil society institutions, the peculiarities of civic-patriotic education of youth in a particular northern region are examined.The urgency of the problem under investigation is caused by the need to introduce innovative approaches and modern socio-cultural practices that can involve in this multifaceted process not only the representatives of the authorities, but also the general public in the process of managing the regional cultural policy. Keywords: Social management, civil socialization of youth, civil-

patriotic education. References

1. Shapalov, VN. Historical types of patriotism in the socio-cultural dynamics of a person. / V.N. Shapalov // Socium. Culture. Personality. Leisure: modern practices of regional culture: materials of the V International Scientific and Practical. Conference, November 21-22, 2014 / Nauch. Ed. E.M. Akulich. - Tyumen: RIC TGAKIST, 2014 - 326 p.

2. Mayo, G. E. The social problems of industrial civilization (mith

appendix on the political problem). L.: Rontledge s kegan Paul, 1949.

3. Akulich, E.M. Museum, as a social institution. - Monograph.

E.M. Akulich. 2nd ed. additional and rev. - Tyumen: RIC TGAKI, 2009 - 280 p.

4. Gavrilyuk, V. V. Civilization, patriotism and education of the youth. / V. V. Gavrilyuk // Modern Russian Commonwealth: Historical Memory of the Great Patriotic War and the Formation of Patriotism and Citizenship / under general ed. Yu. R. Vish-nevskaya. Yekaterinburg: UrFU, 2011 p.101.

5. Sergeychik, S.I. Factors of civil socialization of studying youth //

Socio. 2002 № 5. P. 108-113.

6. Nekhvyadovich L.I., Chernyaeva I.V., Balakhnina L.V. Regional

cultural centers and artistic schools of Siberia at the turn of the 21st century as a part of the information system in the educational process // Espacios. 2018.Vol. 39. No. 2. P. 20.

7. Kalashnikov P.K., Orlov A.I., Samarin I.V., Fomin A.N. Formali-

zation of the task of improving the quality of life of citizens as an element of control in the social and economic systems of the state // Innovations and Investments. 2014. No. 10. S. 209214.

8. Petropavlovskaya A.V. Personnel potential of innovative devel-

opment of the Russian economy // Rationing and remuneration of labor in industry. 2017. No. 9. P. 39-44.

9. Egorov V.G., Savina O.V. The general cultural and civilizational

basis - a factor in the reintegration of the post-Soviet community // Scientific and analytical journal Observer. 2012. No. 12 (275). S. 42-51

10. Stol V.V. Russia: the diversity of civilizations and its own civilizational design // Scientific and analytical journal Observer. 2011. No 6 (257). S. 17-32.

11. Popova E. Measures to stimulate the innovative development of Russia (results of scientific research) // Intellectual property. Industrial property. 2006. No. 10. P. 4-12.

n m

Т

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.