■ ■ ■ УЧАСТИЕ РОССИЙСКОЙ МОЛОДЁЖИ В ИЗБИРАТЕЛЬНЫХ ПРОЦЕССАХ КАК ФАКТОР ВОСПИТАНИЯ ГРАЖДАНСТВЕННОСТИ И ПАТРИОТИЗМА
Автор: МАГАДИЕВ М.Ф.
МАГАДИЕВ Марат Флюсович - кандидат социологических наук, доцент кафедры политологии и политического управления Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации (РАНХиГС), член-корреспондент РАЕН. Адрес: 119571, г. Москва, проспект Вернадского, 82. E-mail: [email protected]
Аннотация: в статье особое внимание уделено участию российской молодёжи в избирательных процессах как одному из факторов гражданского и патриотического воспитания подрастающего поколения в современных условиях. Рассматривается её участие в выборах не только в статусе избирателя, но и в качестве субъекта общественного контроля. В тоже время автором статьи акцентируется внимание на то, что и активное участие в выборах, и осуществление общественного контроля требует от молодёжи достаточной степени нравственности, ответственности, сформированности политического сознания и культуры, понимания серьёзности проведения таких поистине судьбоносных для всего российского общества процессов.
Ключевые слова: участие молодёжи в выборных кампаниях, общественный контроль на выборах, активная гражданская позиция, патриотизм, духовно-нравственное воспитание, национальные и культурные ценности, молодёжная политика.
Одними из важнейших условий социально-экономического и политического развития современной России, её продвижения по пути строительства гражданского общества и правового государства являются гражданская ответственность и патриотизм народа и, прежде всего, молодёжи, которой принадлежит будущее нашей страны. Именно общественным сознанием молодёжи, вступающей в активную социально-политическую жизнь и пополняющей путём ротации политические, экономические и иные элиты страны, в значительной мере определяется будущее российского общества и государства. Именно на нынешнюю молодёжь в скором времени ляжет главная ответственность за судьбу страны, ей предстоит принимать стратегические решения на следующих этапах общественного развития и определять политическое, экономическое, научное и социокультурное развитие России. Поэтому в настоящее время одной из насущных задач становится гражданское и патриотическое воспитание современной молодёжи, заключающееся в формировании её сознания
в духе любви к Отечеству, активной жизненной позиции, стремления отдать свои силы и знания, трудовой потенциал на благо Родины. Молодёжь в Российской Федерации достойна того, чтобы получить новые возможности для построения своего будущего и будущего страны [1].
К сожалению, в настоящее время у большинства молодых людей можно наблюдать равнодушие и апатию ко многим процессам, происходящим в стране. Поэтому необходимым условием включения молодёжи в общественную жизнь является развитие её самоорганизации и социальной активности. В наибольшей мере этому способствует непосредственное активное участие молодёжи в делах региона и страны. Социальная активность представляет собой совокупность форм человеческой деятельности, сознательно ориентированной на решение задач, стоящих перед обществом, классом, социальной группой в данный исторический период. Она проявляется в различных сферах: трудовой, общественно-политической, в сфере культуры и быта [2]. Важно отметить, что социальная активность молодого человека тесным образом связана с внутренней мотивацией его поведения, его устремлениями, потребностями и интересами, а также обусловлена противоречием между условиями существования и объективными потребностями личности и направлена на ликвидацию несоответствия между потребностями и условиями жизнедеятельности человека.
Среди множества форм проявления социальной активности молодёжи важно выделить её политическую активность, то есть участие молодёжи в политической жизни государства, выраженное, в том числе, и через её участие в выборах, референдумах, митингах и общественных движениях, молодёжных объединениях и политических организациях, в политических партиях. Политическая активность способствует формированию у молодых людей определённых политических взглядов и мнений на политические процессы и события, происходящие в обществе и государстве. Участие молодежи в политической жизни страны - это вопрос государственного значения и требует соответствующего отношения. Это процесс взаимопонимания и взаимодействия: государство, конечно же, должно помогать молодежи, но и молодежь должна учиться принимать участие в делах государства и общества. Необходимо сообща подумать и разобраться, что сделано и что еще нужно сделать в этом плане. Воспитание гражданственности, гражданского долга невозможно без постоянной работы с молодым поколением россиян, начиная со школьной скамьи. Для этого в учебный процесс были введены курсы об основах государства и права, о формировании, структуре и деятельности всех звеньев власти, о выборах и избирательных правах граждан. И для общества, и для государства важно, чтобы молодежь входила во взрослую жизнь подготовленной к тому, чтобы сделать выбор и выразить свою гражданскую позицию.
Более того, представляется, что образованию должна отводиться одна из ключевых ролей не только в формировании социально-политической активности российской молодёжи, но и в духовно-нравственном её воспитании. Конечно, ценности личности формируются, в первую очередь, в семье, а также в неформальных сообществах, средствами массовой информации и т.д., но всё же наиболее системно, последовательно и глубоко духовно-нравственное развитие и воспитание личности происходит в сфере общего и высшего образования, где развитие и воспитание должно быть обеспечено всем укладом школьной, а в последующем, и студенческой жизни.
Общеобразовательные учреждения и учреждения высшего образования должны: во-первых, воспитывать гражданина и патриота, любящими свою страну, хранящими уважение к самобытным культурным ценностям, к памяти своих предков, к каждой странице нашей отечественной истории; а, во-вторых, раскрывать способности и таланты молодых россиян, готовить их к жизни в высокотехнологичном мире. Российская общеобразовательная школа и система высшего образования должны стать одним из важнейших факторов, обеспечивающим социокультурную модернизацию российского общества. Именно здесь должны быть сосредоточены не только интеллектуальная, но и гражданская, духовная и культурная жизнь подрастающего поколения [8].
В настоящий момент проблемы политической активности и политической культуры российской молодёжи приобрели особую актуальность. В основной своей массе современная молодёжь аполитична, то есть молодые люди не против политики, они вообще вне политики. Отсутствие интереса к политической жизни в России и в мире среди молодого поколения стало нормой [3].
Одним из показателей гражданской позиции, отношения молодёжи к происходящим в стране общественно-политическим и социально-экономическим процессам служат выборы. Тема эта весьма злободневна, так как в сентябре текущего года состоятся выборы в Государственную Думу, а в 2018 году - выборы Президента Российской Федерации. Известно, что каждый четвёртый российский избиратель - это молодой человек в возрасте 18-29 лет [4]. И вопрос вовлечения молодёжи в избирательный процесс крайне важен, так как она наследует все достижения и проблемы в развитии общества и государства, одновременно формируя образ будущего страны и своё место в ней. Нравственность, гражданственность, ответственность, знания и опыт, полученные в начале своего пути, молодой человек проносит через всю жизнь и, опираясь на них, воспитывает следующее поколение граждан. Устремлённые в будущее государство и общество должны это учитывать. В связи с этим представляется важным вовлечение российской молодёжи не только как участников избирательного процесса, но и в качестве субъ-
екта общественного контроля на выборах. Так как они должны иметь возможность через надлежащий контроль всех стадий избирательного процесса1 влиять на качество проведения выборов, от степени честности и справедливости которых будет зависеть ближайшее будущее страны. В свою очередь, и активное участие на выборах, и осуществление общественного контроля требует от молодёжи достаточной степени нравственности, ответственности, сформированности политического сознания и культуры, понимания серьёзности проведения таких поистине судьбоносных для всего российского общества процессов, что достигается через её социализацию и духовно-нравственное воспитание. Старшим поколениям российского общества далеко не безразлично, в какие руки мы передадим судьбу России, на чьи плечи возлагаем масштабные задачи её дальнейшего развития как демократического, сильного, уважаемого во всём мире государства.
Согласно 32 статьи Конституции РФ, «граждане Российской Федерации имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме» [5]. Таким образом, в основном законе государства закреплено активное (избирать) и пассивное (быть избранным) избирательное право. Игнорирование гражданами той или другой составляющей избирательного права обусловливает появление такого феномена как абсентеизм. Этот термин происходит от латинского «absents» (отсутствующий) и означает добровольное неучастие избирателей в голосовании на выборах или референдуме [6]. Мониторинговые исследования, проводимые среди молодёжи избирательного возраста, позволили выделить основные модели молодёжного абсентеизма.
Первая из них может быть выражена такой формулировкой как: «На выборы не хожу, потому что никому не верю». Молодые люди с такой установкой объясняют своё неучастие в выборах, исходя из неприятия действующей власти вообще и института выборов, в частности. Они считают, что избирательные кампании - это своеобразный циничный процесс и их механизм хорошо известен. Как полагают молодые избиратели, основная суть механизма любой избирательной кампании заключается лишь в том, что за деньги кандидат нанимает команду, создаёт предвыборный штаб, ему пишут речи для выступлений перед своими избирателями, выпускают листовки, учат подстраиваться под избирателей - и победа обеспечена. Кандидаты в своих предвыборных выступлениях много обещают своим избирателям, но ничего, в конечном счёте, не делают. Поэтому молодые люди, не желая быть пешками в чужой игре, отказываются участвовать в выборах.
1 Особенно заключительной стадии - подсчёта голосов избирателей, установления итогов голосования и определения результатов выборов.
Другую модель негативного электорального поведения российской молодёжи можно представить под лозунгом: «На выборы не хожу, потому что мой голос ничего не изменит». В этом случае, молодые люди избирательного возраста называют в качестве причины своего неучастия в выборах кандидатов обстоятельства, согласно которым на политической сцене отсутствуют силы, способные в полной мере выражать интересы молодёжи, что неизбежно ведёт к неверию молодых людей в собственные силы.
Следующую модель молодёжного абсентеизма можно выразить формулировкой: «На выборы не хожу, потому что мне это вообще неинтересно». Такая модель присуща значительной части молодого поколения, которая занята своими собственными делами и для которой политическая жизнь вообще не представляет никакого интереса. Подобная формула показывает нежелание что-либо объяснять по поводу своего отношения к выборам. Она довольно удобна, поскольку за ней зачастую скрываются первая и вторая модели электорального поведения.
На наш взгляд, неиспользование молодыми людьми своего избирательного права, объясняется тем, что они усомнились в легитимности выборов, свободе своего волеизъявления в избирательном процессе. Возможно, это обусловливается, с одной стороны, социально-политической обстановкой в стране, например, регулярными новостями о коррупции и взяточничестве в различных эшелонах власти, о недобросовестном исполнении законов, о грязной борьбе партий между собой, о публичных оскорблениях политических деятелей друг друга, порождающих недоверие к органам власти и абсентеизм как следствие. Как показывают многочисленные опросы общественного мнения, главным двигателем утраты доверия к органам власти является в настоящее время коррупция, поскольку эти институты деградируют в политическом и моральном отношении, становясь источником незаконных доходов, а не деятельностью на благо общества [7]. Кроме того, недоверие к власти связано и с неисполнением обещаний, которые были изложены кандидатами в предвыборных программах1. С другой стороны, мировой экономический кризис способствовал повышению уровня безработицы, снижению размера заработной платы и стипендий, постоянному росту цен на те или иные товары и услуги, в том числе, коммунальные, образовательные и медицинские. В современных экономических
1 Кроме того, неопытная молодёжь нередко становится объектом манипулирования нечистоплотных политиков, что в глазах молодёжи дискредитирует институты власти, подрывает веру в свободные и справедливые выборы. Для нас ярким примером служат выборы Президента Украины Порошенко П.А., которые прошли после государственного переворота в стране (при этом Янукович В.Ф. оставался на тот момент действующим Президентом Украины) и во время ведения так называемой антитеррористической операции властей Украины против жителей на Юго-востоке страны.
условиях молодым людям без опыта работы или с небольшим опытом достаточно тяжело трудоустроиться, несмотря на различные программы поддержки молодёжи и работу центров занятости населения. Поэтому молодёжь в настоящее время в большей степени беспокоят вопросы, связанные с материальным и финансовым обеспечением себя и своих семей, и в меньшей степени интересуют вопросы, связанные с выборами и современным состоянием политической системы государства. Всё это, к сожалению, негативно влияет на политическую активность современной молодёжи. И для смены этой негативной тенденции сегодня государству и власти необходимо показать молодым людям, что они видят и понимают насущные потребности и интересы молодёжи, создают потенциальные предпосылки и условия для их удовлетворения, готовы оказать молодому поколению настоящую поддержку и реальное исполнение своих предвыборных обещаний. Только тогда государство и власть могут рассчитывать на повышение электоральной активности молодежи и обратить ее внимание на политические проблемы. Как отметил В.В. Путин в своем послании Федеральному Собранию РФ: «Сейчас мы видим, насколько активно и конструктивно проявляют себя граждане. Они не только ставят перед властью вопросы, но и сами участвуют в их решении, в решении проблем» [9]. Сказанное, по нашему мнению, говорит о том, что наше государство заинтересовано в политически грамотных и целеустремленных людях, которые именно сейчас формируются из современной российской молодежи.
Список литературы
1. Распоряжение Правительства РФ от 29.11.2014г. № 2403-р «Об утверждении Основ государственной молодёжной политики Российской Федерации на период до 2025 года». URL: http://www.consultant.ru/law/hotdocs/39133.html (дата посещения: 25.05.2016).
2. Российская социологическая энциклопедия / Под общ. ред. Г.В. Осипова. - М.: НОРМА-ИНФРА-М, 1998. С.7.
3. Комлева В.В. Электоральная культура как предмет социологического анализа // Социология власти. 2003. № 6. С.111-126.
4. ВешняковА.А. Мы в ответе за будущее // Журнал о выборах. 2005. № 2. - С.2-3.
5. Конституция Российской Федерации. М.: Приор, 2012.
6. Большой юридический словарь. 3-е изд., доп. и перераб. / Под ред. проф. А.Я. Сухарева. М., М, 2007.
7. Сурков К.В. Антикоррупционное право как комплексная отрасль российского права. // Федеральный научно-практический журнал «История. Право. Политика». 2012. №3-4.
8. МагадиевМ.Ф. Духовно-нравственное воспитание российской молодёжи как фактор противодействия внешним угрозам в условиях обеспечения национальной безопасности. // Вопросы политологии. Научный журнал. 2016. № 1 (21). С.127.
9. Послание Президента РФ Федеральному Собранию от 04.12.2014 // Российская газета. 2014. № 278.
kommyhmkomrnq - communicology
■ ■ ■ PARTICIPATION OF THE RUSSIAN YOUTH
IN THE ELECTORAL PROCESSES AS A FACTOR OF EDUCATION
OF CIVICISM AND PATRIOTISM
Author: MAGADIEV M.F.
MAGADIEV Marat Flusovich - candidate of sociological sciences, associate Professor of the chair of politology and political management of the Russian Presidential Academy of national economy and public administration (RANEPA), Corresponding Member of the Russian Academy of Natural Sciences (RANS). Address: 82, Prospect Vernadskogo, 119571 Moscow, Russia. E-mail: [email protected]
Abstract: special attention in the article is paid to the participation of the Russian youth in the electoral processes as one of the factors of civil and patriotic education of the coming generation in modern conditions. The participation of the Russian youth in the elections is considered not only in the status of observer but as the subject of public control. At the same time the author accentuates the attention on the fact that the active participation in the election and execution of public control requires from youth the morality to the right degree, responsibility, maturity of political awareness and culture, understanding of gravity of conducting the processes which are really fateful for all Russian society.
Key words: participation of youth in the electoral campaigns, public control during the elections, active civic stand, patriotism, moral education, national and cultural values, youth policy.
References
1. Rasporyazhenie Pravitel'stva Rossijskoj Federatsii ot 29.11.2014g № 2403-r «Ob utverzhdenii Osnov gosudarstvennoi molodyozhnoi politiki Rossijskoj Federatsii na period do 2025 goda». URL: http://www.consultant.ru/law/hotdocs/39133.html (data obraschehia: 25.05.2016). [Decree of the Government of the Russian Federation dated November 29, 2014 "On confirmation of the Basis of the state youth policy of the Russian Federation for the period to 2025". URL: http://www.consultant.ru/law/hotdocs/39133. html (date of visit: 25.05.2016)].
2. Rossijskaya sotsiologicheskaya entsiklopediya / Pod obschei redaktsiej G.V. Osipova. M., 1998. S. 7. [Russian sociological encyclopedia/ Ed. by G.V. Osipov. - moscow, 1998. P.7].
3. Komleva V.V. Elektoral'naya kul'tura kak predmet sotsiologicheskogo analiza // Sotsiologia vlasti. 2003. № 6. - S.111-126. [Komleva V.V. The electoral culture as the subject of sociological analysis // Sotsiologia vlasti. 2003. № 6. P. 111-126].
4. VeshnyakovA.A. My v otvete za buduschee // Zhurnal o vyborah. 2005. № 2 - S.2-3. [Veshnyakov A.A. We are in responsibility for the future/ Zhurnal o vyborah. . 2005. № 2. P.2-3].
5. Konstitutsiya Rossijskoj Federatsii. - M.: Prior, 2012. [The Constitution of the Russian Federation. - M.: Prior, 2012].
6. Bol'shoi yuridicheskij slovar'. 3-e izd., dop. i pererab. / Pod red. prof. A.YA. Suhareva. -M.: INFRA-M, 2007. [Great law dictionary. 3rd edition/ Ed. By professor A.Y Sukharev. Moscow, 2007].
7. SurkovK.V. Antikorruptsionnoe pravo kak kompleksnaya otrasl' rossijskogo prava. // Federal'nyj nauchno-praktichaskij zhurnal «Istoriya. Pravo. Politika». 2012. №3-4. [Surkov K.V. Antikorruption law as the complex branch of the Russian law. // Federal theoretical and practical journal "Istoriya. Pravo. Politika". 2012. № 3-4].
8. MagadievM.F. Duhovno-nravstvennoe vospitanie rossijskoj molodyozhi kak factor protivodejstviya vneshnim ugrozam v usloviyah obespecheniya natsional'noj bezopasnosti. // Voprosy politologii. Nauchnyj zhurnal. 2016. № 1 (21). - S.127. [Magadiev M.F. Moral education of the Russian youth as the factor of the counteraction to the foreign threats in conditions of ensuring the national security // Voprosy politologii. Scientific journal. 2016. № 1 (21). P. 127].
9. Poslanie Prezidenta Rossijskoj Federatsii Federal'nomu Sobraniyu ot 04.12.2014 // Rossijskaya Gazeta. 2014. № 278. [Message of the President of the Russian Federation to the Federal Assembly dated December 4, 2014 // Rossiyskaya Gazeta. 2014. № 278].