Научная статья на тему 'Академическая среда, как сдерживающий фактор политической безактивности студенческой молодёжи'

Академическая среда, как сдерживающий фактор политической безактивности студенческой молодёжи Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
936
90
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АКАДЕМИЧЕСКАЯ СРЕДА / ACADEMIC ENVIRONMENT / ПОЛИТИЧЕСКОЕ УЧАСТИЕ / POLITICAL PARTICIPATION / ГРАЖДАНСКОЕ САМОСОЗНАНИЕ / CIVIL CONSCIOUSNESS / ПОЛИТИЧЕСКАЯ СРЕДА / POLITICAL ENVIRONMENT / СТУДЕНЧЕСКАЯ МОЛОДЁЖЬ / ПОЛИТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА / POLITICAL SYSTEM / МЕХАНИЗМЫ ВОВЛЕЧЕНИЯ / INVOLVEMENT MECHANISMS / ЭЛЕКТОРАЛЬНЫЙ КОНФЛИКТ / ELECTORAL CONFLICT / СИСТЕМА ВЫБОРОВ / ELECTION SYSTEM / СОЦИАЛЬНАЯ СРЕДА / SOCIAL ENVIRONMENT / STUDENT''S YOUTH

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Литвинова Ирина Владимировна, Фадеева Надежда Павловна

В статье обоснована необходимость воспитания политического участия студенческой молодёжи в академической среде. Особое внимание уделено становлению и развитию такого понятия, как гражданское самосознание, формирование политических пристрастий и возможность изъявление политических пристрастий. Достаточно детально описана социальная необходимость проявления политического участия со стороны студенческой молодёжи и факторная роль представителей академического сообщества. Современная тенденция политическую безучастия, или политического абсентеизма, усматривается в демонстрационном саботаже процедуры голосования. При чём, такой негативный факт наблюдается в большинстве современных стран мира политического, где на протяжении десятилетий чётко работала система выборов. Так же в статье определены причины политического безучастия студенческой молодёжи в РФ и США, где такое поведение молодёжи объясняется следующим образом в России не желание участвовать в выборах объясняется заведомо решённой политической развязкой событий, а в США, при предсказуемости и стабильности системы, студенческая молодёжь считает идти на выборы действием глубоко не целесообразным. Активное политическое неучастие формирует острую форму электорального конфликта, а в академической среде для студенческой молодёжи оно несёт негативные последствия, провоцирующие признание выборов не состоявшимися по причине не явки избирателей. Именно на решение этих проблем и направлено действие академической среды, что обосновано в данной статье.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по политологическим наукам , автор научной работы — Литвинова Ирина Владимировна, Фадеева Надежда Павловна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ACADEMIC ENVIRONMENT AS A CONSERVATIVE FACTOR OF POLITICAL INACTIVITY OF STUDENT YOUTH

In article need of education of political participation of student's youth for the academic environment is proved. Special attention is paid to formation and development of [1] such concept as civil consciousness, formation of political addictions and an opportunity expression of political addictions. Social need of manifestation of political participation from student's youth is in sufficient detail described and a factorial role of representatives of the academic community. The current trend political indifferences, or political absenteeism, are seen in demonstration sabotage of voting procedure. At what such negative fact is observed in the majority of the modern countries of the world political where for decades the election system accurately worked. Also in article the reasons of political indifference of student's youth in the Russian Federation and the USA where such behavior of youth is explained by the next image are defined in Russia not desire to participate in elections is explained by obviously solved political outcome of events, and in the USA, at predictability and stability of system, the student's youth considers to go on elections action deeply not expedient. Active political nonparticipation forms a sharp form of the electoral conflict, and in the academic environment for student's youth it bears the negative consequences provoking recognition of elections not taken place because of not a voter turnout. Action of the academic environment is also directed to the solution of these problems that is proved in this article.

Текст научной работы на тему «Академическая среда, как сдерживающий фактор политической безактивности студенческой молодёжи»

Litvinova Irina Vladimirovna, Fadeeva Nadezhda Pavlovna ACADEMIC ENVIRONMENT AS A CONSERVATIVE ..

political sciences

УДК 32.019.51

АКАДЕМИЧЕСКАЯ СРЕДА, КАК СДЕРЖИВАЮЩИЙ ФАКТОР ПОЛИТИЧЕСКОЙ БЕЗАКТИВНОСТИ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЁЖИ

© 2018

Литвинова Ирина Владимировна, старший преподаватель кафедры «Менеджмента и экономики» Фадеева Надежда Павловна, преподаватель кафедры «Гуманитарных и искусствоведческих дисциплин» Владивостокский государственный университет экономики и сервиса, филиал в Находке (692902, Россия, Находка, улица Озерная, дом 2, e-mail: fadeeva_np@mail.ru)

Аннотация. В статье обоснована необходимость воспитания политического участия студенческой молодёжи в академической среде. Особое внимание уделено становлению и развитию такого понятия, как гражданское самосознание, формирование политических пристрастий и возможность изъявление политических пристрастий. Достаточно детально описана социальная необходимость проявления политического участия со стороны студенческой молодёжи и факторная роль представителей академического сообщества. Современная тенденция политическую безучастия, или политического абсентеизма, усматривается в демонстрационном саботаже процедуры голосования. При чём, такой негативный факт наблюдается в большинстве современных стран мира политического, где на протяжении десятилетий чётко работала система выборов. Так же в статье определены причины политического безучастия студенческой молодёжи в РФ и США, где такое поведение молодёжи объясняется следующим образом - в России не желание участвовать в выборах объясняется заведомо решённой политической развязкой событий, а в США, при предсказуемости и стабильности системы, студенческая молодёжь считает идти на выборы действием глубоко не целесообразным. Активное политическое неучастие формирует острую форму электорального конфликта, а в академической среде для студенческой молодёжи оно несёт негативные последствия, провоцирующие признание выборов не состоявшимися по причине не явки избирателей. Именно на решение этих проблем и направлено действие академической среды, что обосновано в данной статье.

Ключевые слова: академическая среда, политическое участие, гражданское самосознание, политическая среда, студенческая молодёжь, политическая система, механизмы вовлечения, электоральный конфликт, система выборов, социальная среда

ACADEMIC ENVIRONMENT AS A CONSERVATIVE FACTOR OF POLITICAL INACTIVITY OF STUDENT YOUTH

© 2018

Litvinova Irina Vladimirovna, senior lecturer of the department «Management and Economics» Fadeeva Nadezhda Pavlovna, lecturer of the department «Humanitarian and art criticism» Vladivostok State University of Economics and Service, branch in Nakhodka (692902, Russia, Nakhodka, Ozernaya st., 2, e-mail: fadeeva_np@mail.ru)

Abstract. In article need of education of political participation of student's youth for the academic environment is proved. Special attention is paid to formation and development of [1] such concept as civil consciousness, formation of political addictions and an opportunity expression of political addictions. Social need of manifestation of political participation from student's youth is in sufficient detail described and a factorial role of representatives of the academic community. The current trend political indifferences, or political absenteeism, are seen in demonstration sabotage of voting procedure. At what such negative fact is observed in the majority of the modern countries of the world political where for decades the election system accurately worked. Also in article the reasons of political indifference of student's youth in the Russian Federation and the USA where such behavior of youth is explained by the next image are defined - in Russia not desire to participate in elections is explained by obviously solved political outcome of events, and in the USA, at predictability and stability of system, the student's youth considers to go on elections action deeply not expedient. Active political nonpartici-pation forms a sharp form of the electoral conflict, and in the academic environment for student's youth it bears the negative consequences provoking recognition of elections not taken place because of not a voter turnout. Action of the academic environment is also directed to the solution of these problems that is proved in this article.

Keywords: academic environment, political participation, civil consciousness, political environment, student's youth, political system, involvement mechanisms, electoral conflict, election system, social environment

Современная академическая среда-это то место, где большую часть как учебной, так и досуговой деятельности проводит современная молодёжь. Именно в этой среде от преподавателей и наставников подрастающее поколение получает первичную информацию о политических, социальных и иных трансформационных процессах, которые и оказывают значительное влияние на политическое пристрастие или беспристрастие студенческой молодёжи.

Уже давно модель развития молодёжи не только сформирована, но и апробирована относительно академической среды: будь то ВУЗы или СУЗы. И на сегодня можно сказать, что политическая без активность студенческой молодёжи из политической проблемы, от части, переросла в педагогическую.

Увеличивает значимость проблемы и тот факт, что студенческая молодёжь-это совершенно особенная социальная группа, для которой характерны свойственные только ей качественные характеристики. И специфика политической без активности студенческой молодёжи,

на сегодня больше, чем просто понятие «абсентеизм». Исследование механизмов, способных вовлечь молодых людей из студенческой среды в электоральные процессы - это архи важный аспект не только для современных социологов, но и для политологов [2].

Процессы формирования политического сознания, социального участия, политической активности ранее исследовали такие теоретики как Дилигенский Г.Г.[3], Поливаева Н.П.[4], но с исследованием вопросов, касающихся именно формирования политического сознания, и как следствие, политического участия студенческой молодёжи точечно отражены в трудах Жиркова С.К.[5], Мартынова А.В [6].

Справедливости ради стоит подчеркнуть, что основа функционирования демократических институтов берёт своё начало именно из принципа выборности, который формируется не иначе как активными действиями выборщиков.

Необходимость формирования политической активности в студенческой среде чётко продиктована ещё и

318

Azimuth of Scientific Research: Economics and Administration. 2018. Т. 7. № 1(22)

политические науки

Литвинова Ирина Владимировна, Фадеева Надежда Павловна АКАДЕМИЧЕСКАЯ СРЕДА, КАК СДЕРЖИВАЮЩИЙ ...

тем, что это именно та социальная группа, которая без должного влияния на неё, в частности представителей образовательной (академической) среды, не сможет самостоятельно определить хоть какие-то политические предпочтения.

Цель данной статьи - провести анализ предпосылок студенческой безучастности и фактор академической среды, влияющий на этот негативный социальный феномен.

Задачи данной статьи:

- исследовать предпосылки политической безучастности студентов;

- определить роль академической среды в формировании политически активного поведения студенческой молодёжи.

Методы, используемые при написании данной статьи - анализ, анализ-синтез, ретроспективный.

Результатом написания данной статьи станут теоретические выводы по заявленной в теме проблематике, которые могут послужить рекомендательным началом для органов местного самоуправления, для академической среды и действующего профессорского-преподавательского состава в решении вопроса политической безучастности студенческой молодёжи.

Большинство политических аналитиков отмечают негативную тенденцию роста политической без активности, которая широко распространена в среде студенческой молодёжи. Описать эту негативную тенденцию, без проведения качественного анализа и исследований механизмов влияния социального инжиниринга - не возможно.

Здесь актуальным видится целесообразность ссылки, как к отечественному, так и к зарубежному опыту в плане формирования феномена политической активности.

Современная социология в открытую указывает на факт существования различных социальных страт в российском обществе. Повлиял на этот факт и феномен так называемого «общества феодального», которое сформировало понимание «сословных» структур [7].

Современная тенденция политическую безучастия, или политического абсентеизма, усматривается в демонстрационном саботаже процедуры голосования. При чём такой негативный факт усматривается в большинстве современных стран мира политического, где на протяжении десятилетий чётко работала система выборов.

Наблюдение за студенческой молодёжью в академической среде показало, что проблемы политического неучастия, полнейшее абстрагирование от мира политического на сегодня стоит достаточно остро и требует решения.

Прежде чем рассматривать истоки такого поведения, тем более в такой быстро изменяющейся среде, как студенчество, необходимо рассмотреть само понятие политического неучастия, так называемого абсентеизма, и определить, как это явление влияет на состав электорального поведения студенческой молодёжи, как формирует политическую позицию последних.

Абсентеизм - (от лат. «absens, absentis» - отсутствующий) - отстранение избирателей от участия в голосовании [8].

Для современных демократических систем современного политического мира явление «не участия» достаточно распространено. Так усматривается тенденция, что в электоральных процессах не принимают участие до 50% выборщиков с правом голоса.

Негативным примером являются Российская Федерация и США, где политическое безучастие молодёжь объясняет следующим образом: в России не желание участвовать в выборах объясняется заведомо решённой политической развязкой событий, а в США, при предсказуемости и стабильности системы, студенческая молодёжь считает идти на выборы действием глубоко не целесообразным.

Стоит обратить внимание, что термин политический абсентеизм и феномен политического не участия является достаточно объёмным и спорным и требует более тщательного изучения.

Политическое безучастие имеет все шансы быть сформированным при условии, если внешняя среда не диктует необходимость политической деятельности и у индивидуума есть все шансы не принимать никаких политических действий.

Наличие такого безучастия может указывать на то, что с одной стороны - у представителей студенческой молодёжи может быть право выбора той поведенческой линии, которая будет более комфортна внутренним интересам и убеждениям. С другой стороны - политическое безучастие-это показатель не восприятия института выборов, да и всей политической ситуации вообще.

Активное политическое неучастие формирует активную форму электорального конфликта, а в академической среде для студенческой молодёжи оно несёт негативные последствия, провоцирующее признание выборов не состоявшимися по причине не явки избирателей

[9].

В российской среде усматривается чётко сформированная тенденция политического неучастия студенческой молодёжи, объяснить которую можно принадлежностью к возрастной когорте, уровню образования, принадлежность к студенческим некоммерческим организациям.

Чем старше когорта - тем ниже уровень политического безучастия. Складывается объективная реальность, указывающая на то, что процент политического неучастия выше в студенческой среде и почти полностью отсутствует у пенсионеров.

Справедливости ради стоит сказать, что иногда органы государственной власти формируют равнодушие к выборам у граждан.

Ранее был озвучен аспект 50% не явки избирателей и возможно власть сама не заинтересована в увеличении количества числа выборщиков.

Напрашивается не совсем позитивный вывод и том, что электорат попадает и под информационное давление, которое провоцирует отсутствие желания в выборах. Первыми, кто выдаёт такую реакцию в среду, становится студенческая молодёжь.

Сложности, вызываемые политическим неучастием студенческой среды исследуют крупнейшие теоретики и политологи, которые пришли к выводу, что такое поведение способно сформировать экстремистские поведения, совершенно не свойственные для представителей более старшего поколения.

Совершенно логично выстраивается достаточно чёткая модель политического не участия студенческой молодёжи в электоральных процессах.

Предпосылки формирования студенческого неучастия в современных выборных процессах можно указать следующие:

- общественность формирует настроения для политического неучастия студенческой молодёжи в электоральных процессах, выстраивая образ «отсутствие жизненного опыта тождественно не пониманию происходящих политических процессов»;

- интересы современной молодёжи сконцентрированы, в первую очередь, вокруг своего существования;

- студенческая молодёжь воспринимает политическую действительность достаточно двояко: с одной стороны нет чётко продиктованных предпосылок изменения существующего порядка дел, а с другой стороны политическое участие не может гарантировать последующей самореализации;

- студенческая молодёжь не видит, что их интересы реализуются в государственной политике, несмотря на ряд концепций по реализации молодёжной политики

[10].

Стоит упомянуть, что ряд исследователей указывают

Litvinova Irina Vladimirovna, Fadeeva Nadezhda Pavlovna political

ACADEMIC ENVIRONMENT AS A CONSERVATIVE ... sciences

ещё и на то, что представители студенческой молодёжи формируют для себя модель пассивного поведения.

Политическим безучастием грешат не только представители студенческой молодёжи, но и более старшее поколение. Причём последние объясняют это простым нежеланием посещать выборы. И если политическое поведение студенческой молодёжи ещё можно сформировать посредством механизмов социального инжиниринга в академической среде, то для людей старшего поколения такие механизмы не применимы.

Научная литература обосновывает формирование политического поведения в параллель с формированием системы воспитания и просвещения. Именно такой целостный механизм и позволяет сформировать политическое поведение и понимание современной политической ситуации.

Воспитание феномена политической активности в студенческой среде - это общеобязательная составляющая образовательного процесса и системы воспитания, которая формирует политическую активность.

Широко бытует мнение, что студенческая политическая без активность - это сопутствующее явление всем электоральным процессам и изучается лишь поверхностно [11].

Можно выдвинуть предположение, что явление студенческой политической без активности или политического безучастия периодически стихает, попадая под волны демократизации. Тем не менее, стабильным остаётся понимание роли образования, а именно, академической среды, выступающей фактором влияния на политический абсентеизм.

Тем не менее, степень присутствие студенческого электората в выборах различных уровней достаточно разнообразно и тем более, нет точных данных, что политическое безучастие студенческой молодёжи постоянно.

Напрашивается вывод, что посещение представителями студенческой молодёжи избирательных участков во много раз ниже, чем представителей других социальных групп, но и выборы, в принципе, бывают различных уровней.

Современная концепция образования направлена на поддержание и формирование норм активной гражданской позиции. Но с таким положительным явлением бок о бок должны идти процессы выстраивания активного поведения студенческой молодёжи. Возможно, проблема кроится и в недоработке образовательных механизмов высших школ, которые давали бы качественную составляющую политического образования.

В разные периоды времени электоральное поведение студенческой молодёжи было неодинаково, но сегодня, в рамках приоритетных направлений и концепций развития молодёжной политики, формирования норм гражданской активности наиболее остро становится вопрос перевода этой категории населения из категории абсен-теичных, в категорию электоально - активных.

Возможно, колебания в молодёжной среде, изменение политических симпатий не столь стихийны, как в других возрастных группах, но реальность такова, что представители студенческой молодёжи всё реже посещают избирательные участки.

Не стоит делать поспешных выводов, что такое поведение характерно для всех представителей студенческой молодёжи по стране, но позиция абсентеизма заставляет задуматься о том, что реальное электоральное поведение не сформировано, действительные политические симпатии отсутствуют, и роль в решении этих проблем должна быть переведена в академическое сообщество [12].

Рассмотрим, с какими проблемами может столкнуться академическая среда в формировании политически активного поведения студенческой молодёжи.

Представим типологию поведения политически не активных представителей студенческой молодёжи [14]:

Первый тип выявленного поведения можно 320

теризовать как: «На выборы не хожу, потому что никому не верю». Такой тип характеризует молодёжный студенческий абсентеизм, исходя из общего не восприятия действующей власти и института выборов.

Второй тип поведения политического молодёжного абсентеизма может носить характер типа : «На выборы не хожу, потому что мой голос ничего не изменит». Такой тип можно описать с точки зрения того, что в политической среде нет политических сил рода, способных поддержать и проллобировать интересы студентов, а такой факт является следствием недоверия молодёжи к власти.

Третий тип можно выразить как: «На выборы не хожу, потому что мне это вообще неинтересно».

Такой тип характерен для преобладающего числа студенческой молодёжи, которая занята преимущественно своими делами и политическая реальность не представляет для них ничего интересного.

Вышеназванная типология носит больше рекомендательный характер, так как она не даёт чёткого пояснения и указания причин абсентеичного поведения к современной политической ситуации и трансформационным процессам.

Политическое безучастие представителей студенческой молодёжи характерно не только для специфических представителей субкультуры, а практически для всех. Так как реализовать своё право они либо не хотят, либо не могут по причине решения личностных проблем, количество которых в соответствии с современными социально-экономическими тенденциями постоянно растёт.

Таким образом, для преодоления проблемы политического безучастия необходимо, прежде всего, решить проблемы студенческой молодёжи и площадкой для решения таких сложностей должны стать российские ВУЗы и академическая среда, сформированная ими.

Таким образом, чётко формируются предпосылки для создания благоприятных условий в академической среде, которые бы активизировали электоральное поведение и повысили политическую активность студенческой молодёжи. Конечно же, не маловажен и страновый аспект, так как менталитет студентов в каждом государстве явление уникальное [13].

Исходя из вышеприведённого исследования, можно сформировать некоторые рекомендации, для представителей академической среды, которые сработали бы как сдерживающий фактор политической без активности студенческой молодёжи:

- сформировать в вузе интерактивное образовательное пространство, которое бы позволило вынести определённые политические поведенческие основы;

- придать современному образовательному процессу интегрированный характер с небольшой политизированностью.

Речь идёт вовсе не о прививании политических симпатий или антипатий, а о формировании активной политической позиции и личностного политического мировоззрения [14].

Государственный образовательный компонент должен быть нацелен на формирование абсолютно нового политически активного студенческого мышления, которое бы побуждало студенческую молодёжь быть активными выборщиками, способными к новым гражданским инициативам и укреплению российской государственности.

Усматривается необходимость, что академическая среда должна стать не просто сдерживающим фактором роста политического безучастия студенческой молодёжи, но и средой для формирования политического потенциала личности, способной самостоятельно реализо-вывать политические пристрастия.

Однако, как показывает анализ государственных стандартов и учебных планов дисциплина «политология» не решает всех задач по устранению политического абсентеизма студенческой молодёжи [14].

Azimuth of Scientific Research: Economics and Administration. 2018. Т. 7. № 1(22)

политические науки

Литвинова Ирина Владимировна, Фадеева Надежда Павловна АКАДЕМИЧЕСКАЯ СРЕДА, КАК СДЕРЖИВАЮЩИЙ ...

Сегодня, в академической среде практически не присутствуют условия для развития социально- политической активности молодежи. Исходя из этого, в современных условиях становления гражданственности объективно требуется разработка научно обоснованных организационно - педагогических условий формирования политического сознания [14] студенческой молодёжи.

Одним из таких направлений может стать усиление общегуманитарного цикла дисциплин, повышение квалификации по направлению подготовки «политология» научно-педагогических работников вуза.

Рекомендуется так же обратить внимание на вузы регионального значения, ведь именно эти образовательные учреждения работают с потенциальным институтом региональных «выборщиков» [14].

Видится целесообразным постепенно внедрять в сознание студенческой молодежи установки ответственности граждан за происходящее в стране. Противовесом, указанным тенденциям, могла бы стать (хотя бы в качестве временной меры) конституционная норма, устанавливающая обязательное участие в голосовании для граждан категории «студенческая молодежь» [14].

Так примером формирования политической активности и гражданской ответственности студенческой молодёжи может стать апробированная программа «приглашённый спикер», которая работает на формирование политического мировоззрения студентов.

По согласованию с научно педагогическими работниками, в рамках практико-ориентированного подхода лекционные занятия могут посещать представители местных или районных администраций, председатели окружных политических организаций.

Хотелось бы предложить три пути преодоления политического неучастия в среде студенческой молодёжи:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- повышение электоральной и политической культуры студенческой молодёжи;

- учет влияния социальных факторов в предвыборной кампании с ориентацией на интересы молодёжи;

- преодоление социального кризиса и влияние его негативных тенденций на молодёжную среду;

- формирование академической среды таким образом, чтобы студенческая молодёжь понимала и оценивала политические трансформации времени.

Академическая среда любого уровня призвана обеспечивать процесс политического познания и исключение политического абсентеизма. Процесс этого познания окружающей политической действительности включает в себя ряд проблем, таких, как нормальное восприятие политических категорий, с помощью которых в обществе описывается политическая жизнь [14]. На академическую среду возлагается сложная задача, так как студенческая молодежь находится на особенном этапе своего профессионального и социального самоопределения [15].

В заключении можно сказать, что абсентеизм все же является негативным явлением в демократическом государстве, а также тот факт, что современные избирательные процессы в мире показывают тенденции к росту всеобщего уровня абсентеизма, а также к появлению конфликта между властью и обществом и академическая среда[14] , в лице научно-педагогических работников призвана решить эту проблему.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Липчанская М.А. Реализация конституционного права граждан на участие в управлении делами государства посредством политических партий// Ленинградский юридический журнал. 2014. №1. С85-93

2. Мир науки, культуры, образования/ Гл. ред. А. В. Петров. 2014. № 6 (49). 235с.

3. Дилигенский Г.Г. Динамика и структурирование политических ориентаций современной России. М.: Наука, 1994. 344с.

4. Поливаева Н.П. Политическое сознание россиян в 90-е годы: состояние и некоторые тенденции развития

// ВестникМГУ. Серия 12. Политические науки. 1997. №5. С.23-28.

5. Жиркова С.К. Проблема абсентеизма российской молодежи (региональный аспект)// Интеллектуальный потенциал XXI века: ступени познания. 2014.№ 21. С. 90-92.

6. Мартынова А.В. Мотивы участия / не участия студентов и учащихся в выборах депутатов Государственной Думы РФ (2011 Г.) и президента РФ (2012 Г.) // Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. 2013. № 4 (116). С. 139151.

7. Исследование абсентеизма. Источник: http://5fan. ru/wievjob.php?id=89967

8. Аржаных Т.Ф. Аффективный компонент электорального поведения студенческой молодёжи российской провинции в зеркале социологического анализа// Актуальные проблемы гуманитарного знания в техническом вузе V Международная научно-практическая конференция. 2015.С. 339-34

9. Лисовский В.Т. Духовный мир и ценностные ориентации молодежи России. СПбГУП, 2000. 519 с.

10. Небредовская В.В. Формы и методы преодоления политического абсентеизма посредством электорального образования // Право и образование.2011. № 8. С. 5765.

11. Небредовская В.В. Правосознание и правовая культура молодых специалистов в странах Скандинавии // Ученые записки Российского государственного гидрометеорологического университета. 2013. № 27. С. 242248.

12. Немировский В.Г., Немировская А.В. Представления о социальной структуре современного российского общества в массовом сознании жителей Сибири Россия в современном мире: взгляд социолога // Материалы научно-практической конференции. 2015. С. 187-189.

13. Парамонова С.П. Типы морального сознания молодежи // Социологические исследования. 1997. №11. С. 69-78.

14. Литвинова И.В. Пути преодоления политического абсентеизма в студенческой среде (практика регионального вуза, филиал ФГБОУ во «ВГУЭС» в г. Находке)// Современные проблемы науки и образования. Источник. https:/Лk.stience-educatюnm/artide/check?id=22465

15. Мясоутов О.В.Формирование политического сознания студентов ВУЗа: особенности и содержание // Современные проблемы социально-гуманитарных наук. 2016. №2 (4). С. 40-42.

Статья поступила в редакцию 02.02.2018

Статья принята к публикации 24.03.2018

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.