В настоящее время российское образование переходит к новому этапу своего развития в связи с вхождением в европейское и мировое образовательное пространство. Системы менеджмента качества успешно применяются на промышленных предприятиях: они позволяют улучшить деятельность, повысить качество продукции и услуг. Кроме того, использование указанной системы предоставляет партнерам возможность иметь единую основу для взаимодействия, позволяющую гарантировать не только результирующее качество, но и уверенность во всех аспектах сотрудничества.
С 2004 года в Красноярской государственной медицинской академии началось активное внедрение управления процессами обеспечения качества подготовки специалистов.
Известно, что одной из составляющих процветания общества является уровень образования его членов. Общество с высоким уровнем образования имеет больший потенциал развития. Вложение в образование окупается достаточно быстро. Так, в течение профессиональной жизни специалиста затраты на его образование окупаются в среднем в 5-, а иногда и в 10-кратном размере [1].
Здоровье общества является основным богатством, а, следовательно, подготовка высококвалифицированных медицинских работников имеет непосредственное влияние на экономическое положение общества.
Первостепенной задачей, стоящей перед любым вузом, в том числе и медицинским, является обеспечение качества подготовки специалистов. Медицинский вуз является организацией по оказанию услуг, которая производит продукты в виде исследований и обучения. Если на эти продукты нет спроса, то перед таким вузом, как перед любым другим предприятием, встает вопрос о существовании. Предприятие, продукты которого не пользуются спросом, исключается из рынка. Услуги медицинского вуза по обучению и повышению квалификации должны быть подвержены конкретной оценке на рынке. Конкурентоспособность медицинского вуза напрямую связана с уровнем развития управления процессами образования. Поэтому революционная модернизация остается единственным выходом: медицинский вуз должен подчиниться таким законам рынка, как ориентирование на клиента, качество и способность к конкуренции. Формирование организационно-экономического образа мышления является необходимым. Чем больше администрация вуза хочет финансировать образовательную деятельность из собственных источников, предоставлять платные услуги по обучению и повышению квалификации, тем важнее иметь хорошо отлаженную управленческую систему. Это подчеркивает важность внедрения в вузе системы менеджмента качества учебного процесса.
При построении системы менеджмента качества следует исходить из принципа универсальности применяемых моделей и стандартов, из унифицированности системы оценки результатов деятельности как вузами между собой, так и внешними инвесторами, клиентами и партнерами. Отсутствие в вузе современной системы менеджмента качества не позволяет полномасштабно оценить предоставляемые услуги в области образования и, как следствие, приводит к недостаточно высокой позиции на мировом рынке. Поэтому создание и внедрение в российских вузах систем менеджмента качества, хорошо известных на мировом рынке, несомненно, послужит на пользу российским медицинским вузам для интеграции в международное образовательное пространство и подготовки по настоящему высококвалифицированных специалистов. Учитывая, что в настоящее время для построения систем менеджмента наиболее широко применяются стандарты 180 серии 9000 [2], наша медицинская академия выбрала эту же модель для создания системы менеджмента качества предоставления образовательных услуг.
Руководством академии были сформулированы миссия и политика в области качества. Это документально закрепило новое направление развития нашего вуза, ориентирующего всех сотрудников на кооперативное достижение единых целей в подготовке высококвалифицированных медицинских кадров.
В условиях повышения требований к качеству образования, предоставляемого вузом, сохранение традиционной системы качества, основанной на приказах и контроле, неизбежно приводит к формированию жесткого управления профессорско-преподавательским персоналом. А это не совместимо с требованиями академических свобод работников высшей школы и, кроме того, в современных условиях просто несовременно. Процессноориентированная же модель системы управления качеством образования, представляя к сведению преподавателя четко выраженные «ориентиры качества», требует выполнения определенных формализованных процедур [3]. Но способы и методы достижения этого качества преподаватель имеет возможность выбирать по-своему усмотрению, широко используя свои академические свободы. Таким образом, сутью управленческой философии процессно-ориентированной модели внутривузовской системы управления качеством, основанной на стандартах 180 серии 9000, является не программирование людей на подчинение определенным правилам, а опора на преимущества педагогических способностей каждого преподавателя и свободу его творчества.
Качество подготовки специалиста как процесса и результата синтезируется из следующих качеств:
• качества потенциала абитуриента, представляющего «вход» в систему подготовки специалиста;
• качества рабочих программ преподавания учебных дисциплин;
• качества образовательных технологий;
• качества научно-педагогических кадров;
• качества инфраструктуры;
• качества контрольных процедур;
• качества подготовки студентов (реализации программ преподавания учебных дисциплин и образовательных технологий).
Задача внутривузовской системы управления качеством - оказывать влияние на каждое из этих качеств, определяя их соответствие поставленным образовательным целям. Осуществление такого влияния возможно в результате выявления оптимальных характеристик для каждого аспекта качества, мониторинга их действительных значений и проведения необходимых мероприятий для приближения их к оптимальным.
К компонентам обратной связи относятся все виды информации о результатах функционирования процессов, о качестве процессов, которыми обмениваются преподаватели-партнеры, которые определяются в ходе контрольных процедур системы, а также любые вопросы, претензии, просьбы со стороны студентов, выпускников и работодателей.
Структурирование внутривузовской системы управления качеством на основе процессного подхода, обеспечивая четкое выделение процессов, определение ответственности и полномочий в управлении процессами, дает уникальную возможность анализа оптимальности ресурсного обеспечения образовательного процесса. Основная организующая роль в создании и распределении ресурсов, безусловно, принадлежит высшему руководству вуза. Но процессноориентированная система качества обеспечивает условия для формирования слаженного, влиятельного сообщества преподавателей, объединенных общими целями и интересами и, в силу этого, имеющего основание предъявить руководству педагогически обоснованные требования обеспечения их деятельности соответствующими ресурсами.
Система менеджмента качества, построенная на основе стандартов ISO серии 9000, призвана обеспечивать качество образовательных услуг и «настраивать» это качество на ожидания потребителей, в качестве которых в данном случае выступают абитуриенты, лечебно-профилактические учреждения и общество в целом. При этом ее главная задача - не контролировать каждую единицу продукции (выпускника), а сделать так, чтобы не было ошибок в работе, которые могли бы привести к появлению плохого качества обучения. Причиной брака всегда являются неправильные действия или бездействия. А для того, чтобы их избежать, необходимо описать правильные действия для создания качественной образовательной услуги, разработать инструкции по выполнению правильных действий и контролировать эти действия.
Сущность стандартов ISO серии 9000 состоит в непрерывном улучшении процесса производства [4]. В случае образовательного учреждения имеется в виду производство специалистов. При этом происходит мониторинг и анализ результатов процесса с целью выявления недоработок, анализа причин их происхождения и непрерывного совершенствования процесса. Этим циклом и достигается высокое качество специалистов.
Процесс планирования является одним из ключевых процессов образовательной деятельности. Не будем забывать, что даже безупречное осуществление всех других управленческих функций по повышению качества образования никогда не компенсирует ошибки и просчеты, допущенные при планировании. Планы обучения в нашей академии учитывают образовательный стандарт (документ, регламентирующий объем информации, который должен быть получен обучающимся), проект учебного плана, типовые учебные программы дисциплин Федерального агентства по здравоохранению и социальному развитию, указывающие на распределение учебного времени на освоение различных дисциплин, результаты маркетинговых исследований и анкетирования студентов, выпускников, протоколы межкафедральных согласований, количество обучающихся и кадровый состав структурных подразделений, участвующих в образовательном процессе (рис. 1). В нашей академии этими вопросами занимается учебнометодическое управление, которое составляет расписание лекций и практических занятий, распределяет количество часов на освоение дисциплины, распределяет нагрузку на профессорско-преподавательский состав кафедр. При корректировке планов учитывается опыт работы предыдущего года, выявленные недостатки в системе обеспечения качества, связанные с планированием и реализацией учебных процессов. Недостатки могут быть обнаружены как в ходе процесса обучения, так при проведении
экзаменов. Рапорты о подобных недостатках направляются в деканаты, которые обрабатывают полученную информацию и предоставляют ее проректору по учебной работе, который вырабатывает решение для устранения выявленных недостатков. Окончательное решение о корректировке планов принимает центральный координационно-методический совет и ученый совет академии, беря за основу информацию, предоставляемую проректором по учебной работе.
Процессный подход, который лежит в основе ISO серии 9000, позволяет активно использовать в Красноярской государственной медицинской академии современные программные инструменты для учета и мониторинга успеваемости студентов. Академией приобретена у внешнего разработчика система «Спрут», предназначенная для работы с данными о студентах и их успеваемости, проведения накопления информации о каждом студенте в базе данных, ана-1 лиза успеваемости. При разработке этой информационной системы авторы попытались удовлетворить те потребности, которые имеются как у рядовых работников, так и руководства академии. Система содержит семь программных модулей: «Приемная комиссия», «Кадры», «Бухгалтерия», «Обучение», «Дипломы», «Военно-учетный стол», «Сервис» (рис. 2). Это позволяет проводить учет и анализ нескольких процессов одновременно, помимо непосредственно успеваемости обучающихся. Информационная система «Спрут» позволяет вести электронное досье студента, включающее более 200 полей по каждому студенту.
Система «Спрут» составила информационное ядро внутривузовской сети. Для интеграции этой системы в информационные потоки академии и формирования электронного документооборота проректором по информационным и инновационным технологиям нашей академии профессором ДА. Россиевым и завучем кафедры медицинской информатики и инновационных технологий Е.Г. Мягковой была разработана программа «Элевед» (электронная ведомость), предназначенная для работы на кафедрах, удаленных от главного корпуса академии и не имеющих возможности напрямую работать с информационной системой медицинской академии, а значит, и с данными системы «Спрут». Программа «Элевед» устроена так, что может взаимодействовать с информационной системой путем обмена специальными файлами. Для всех должностных лиц, заинтересованных в работе с программой «Элевед», был прописаны бизнес-процессы, которые определяют роль и порядок действий каждого участника процесса организации информационных потоков, необходимых для успешного функционирования системы. Руководствуясь порядком действий, изложенных в бизнес-процессе, завучи кафедр получают и заполняют электронные ведомости, а программа «Элевед» рассчитывает итоговую оценку студента, которая передается в информационную систему «Спрут». Это упрощает и, вместе с тем, объективизирует выведение итоговой оценки по дисциплине. Внедрение этой системы позволяет облегчить мониторинг успеваемости, необходимый для вынесения своевременных решений о проведении предупреждающих и корригирующих мероприятий.
Процесс интеграции всех подразделений академии в единое информационное поле, происходящий в настоящее время, позволяет значительно ускорить и упростить информационные потоки внутри вуза. Кроме того, введение электронного документооборота в скором будущем даст возможность обойтись без твердых копий документов системы менеджмента качества, пользуясь только электронными версиями. Начат процесс создания трех основных групп (уровней) документов, которые составят методическую основу системы менеджмента качества нашего вуза:
1) политика академии в области качества и руководство по качеству;
2) документированные процедуры управления на уровне академии;
3) документированные процедуры управления конкретных структурных подразделений и исполнителей;
4) оперативные отчетные данные по качеству;
5) базовые документы (внешние и внутренние нормативные документы, должностные инструкции, положения о структурных подразделениях, Устав академии, организационная структура академии в целом и конкретных подразделений).
Создаваемая документация по системе менеджмента качества обладает большой универсальностью для всей академии, что позволяет не только эффективно контролировать процессы, происходящие в вузе, но и эффективнее подготовить академию к сертификации и легче провести саму процедуру сертификации. Условиями подтверждения эффективности бизнес-процессов в высшей школе являются верификация и валидация. Верификация служит подтверждением тому, что созданная и документированная система менеджмента качества соответствует заданным требованиям и прошла процедуру внутреннего признания, которое определяется внутренним мониторингом. Итогом верификации является признание эффективности функционирования системы менеджмента на внутреннем уровне.
Валидация служит подтверждением признания системы менеджмента внешним миром: Федеральным агентством по здравоохранению и социальному развитию, общественными организациями и обществом в целом. Результаты валидации достигаются проведением внешнего мониторинга. Наиболее яркими критериями успешной валидации являются высокая внешняя академическая мобильность студентов и сотрудников. Самым авторитетным признанием эффективности системы менеджмента качества образовательной деятельности является международная сертификация системы в известном в мире органе по сертификации. Эта процедура не является самой целью внедрения системы менеджмента качества, но представляет существенный критерий эффективности функционирования системы.
В нашей академии создан нормативный документ (стандарт) по внутреннему аудиту (рис. 4), который определяет процедуру внутренней проверки системы менеджмента качества учебного процесса подразделения. В настоящее время проводится подготовка специалистов, которые в дальнейшем будут осуществлять процедуру внутреннего аудита на уровне подразделений. Этот документ определяет цели и задачи внутреннего аудита, частоту и порядок проведения проверок, контролирующих выполнение документированных процедур, устранение полученных ранее замечаний. Результаты внутреннего аудита используются для составления плана предупреждающих и корригирующих действий.
Кроме проверки функционирования самой системы качества, в вузе происходит текущий и итоговый контроль успеваемости (рис. 5). Сведения о результатах текущего контроля подаются в деканаты ежемесячно при фронтальном методе обучения на кафедрах (1-3-й курсы) и не позже второго дня после окончания цикла при цикловом методе обучения. На основании этих сведений деканаты проводят воспитательную работу с отстающими студентами, принимая решение об отчислении неуспевающих и необходимости предоставления дополнительных образовательных услуг отстающим студентам, осуществляя тем самым предупреждающие мероприятия, что является частным случаем мониторинга учебного процесса.
Итоговым контролем обучения по дисциплине является зачет или экзамен. В нашей академии издано положение о курсовых экзаменах, зачетах, единой рейтинговой системе оценки знаний студентов, трехэтапном экзамене и других формах контроля качества подготовки студентов. Это положение является внутренним нормативным документом, определяющим универсальные подходы к проведению итогового контроля знаний по дисциплинам. В соответствии с этим положением расчет итоговой оценки по экзаменационной дисциплине должен включать четыре составляющие: средний балл по текущей успеваемости, средний балл по практическим знаниям и умениям, оцениваемым у студентов в ходе практического занятия, тестовый экзамен и собеседование л предмету. Учитывая неравнозначность каждой составляющей, предложены формулы для расчета итоговой оценки студента. С целью автоматизации, а следовательно, упрощения расчетов эти формулы были внесены в программу «Элевед». Таким образом, было решено несколько проблем одновременно:
1) субъективизм в постановке оценок;
2) трудность вычисления итоговой оценки;
3) оперативность предоставления информации о задолженностях и их погашении;
4) трудность анализа полученных результатов.
Результаты экзаменов обсуждаются на кафедрах, выявляются общие замечания, вырабатываются планы по устранению возникновения подобных замечаний в будущем (корригирующие мероприятия). Эти планы включаются в годовые планы по факультетам и кафедрам, назначаются ответственные лица и сроки выполнения. Отчеты о ходе выполнения планов заслушиваются на кафедральных совещаниях, советах факультета» ученом совете академии.
Но качество образования определяется не только количеством и качеством знаний, но и качеством личностного, духовного, гражданского развития обучающихся. И именно в этом его главная общественная ценность. Таким образом, образование должно быть тесно переплетено с воспитанием. В нашей академии проводится активная воспитательная работа по гуманитарному направлению на примере творчества великих художников, во время проведения практических занятий акцент внимания студентов делается на этических и деонтологических аспектах общения с больным. Со студентами проводятся дискуссии о здоровом образе жизни. Значимость приобретения навыков здорового образа жизни подчеркивается также
во время чтения лекций. Это помогает воспитать не просто высококвалифицированных специалистов, а полноценные личности, руководствующиеся в жизни принципами биоэтики и гуманизма.
Управление процессами обеспечения качества подготовки специалистов невозможно без документирования как самих процессов, так и их результатов. Для этого в нашей академии вводятся документы по системе менеджмента качества, позволяющие производит мониторинг и анализ результативности процессов, и на этом основании проводить дальнейшее совершенствование образовательных технологий.
Мы убеждены, что успешность реализации процессно-ориентированной системы управления качества подготовки специалистов в медицинском вузе на основе стандартов 180 серии 9000 обеспечит подготовку медицинских работников на общественно значимом уровне качества. Именно такие специалисты, создающие конкурентные преимущества работодателю, демонстрирующие уровень профессионального образования как совокупность когнитивных, мотивационно-ценностных и социальных составляющих, проявляющих готовность к выполнению профессиональной деятельности, и востребованы здравоохранением. В свою очередь, учебное заведение, имеющее систему управления качеством подготовки специалистов, также получает сильную конкурентную позицию, что обеспечит ему благоприятные условия для успешной реализации своей образовательной миссии.
Рисунок 2. Программные модули системы «Спрут».
Рисунок 3- Структура внутренней документации системы менеджмента качества Красноярской государственной медицинской академии (КрасГМА).
Рисунок 5. Схема контраш успеваемости в ашдтии.