ВНУТРИВУЗОВСКАЯ СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ ОБРАЗОВАНИЯ
О. В. Катуржевская
Аннотация. В статье раскрывается сущность системы управления качеством образования на основе стандартов серии ISO 9000. С учетом опыта Армавирской государственной педагогической академии обоснованы деятельность субъектов, критерии качества образовательного процесса
Ключевые слова: система управления качеством образования, подготовка выпускников.
Summary. The article examines the essence of the education quality control system on the basis of the ISO 9000 series standards. Based on the experience of Armavir State Pedagogical Academy, the author proves the criteria of the quality of the educational process, as well as the activity of its participants.
Keywords: education quality control system, graduates' training.
Современный этап развития отечественного образования характеризуется глубинными изменениями, вызванными не только социально-экономическими и политическими обстоятельствами, но и более глубокими общецивилизационнны-ми сдвигами. Видимым выражением преобразований высшего профессионального образования является рост требований к его качеству, обострение конкурентной борьбы на рынке образовательных услуг. Дальнейшие пути совершенствования лежат в основе развития общеевропейского пространства.
Следуя стратегической цели Бо-лонского процесса - совершенствованию качества высшего образования, повышению его конкурентоспособности - важно не потерять тот богатейший опыт, который накоплен отече-
ственными высшими учебными заведениями за многолетнюю историю. Мы разделяем мнение В. И. Байденко о том, что любое участие высшего образования России в Болонском процессе должно быть фактором приращения и развития, а не утраты позитивных традиций и снижения национальных стандартов его качества [1].
Все указанное выше является достаточным основанием для активных поисков и повсеместного внедрения эффективных путей повышения качества подготовки специалистов в вузах. Решение данной проблемы видится в институциональной гарантии качества высших образовательных учреждений. Такой подход позволит каждому вузу активно и творчески подойти решению данного вопроса.
Анализ практической деятельности отечественных вузов позволяет
н
12
выделить наиболее часто возникающие проблемы:
• отсутствуют единые требования, критерии управления качеством высшего профессионального образования;
• осуществляется неадаптированный перенос требований международных стандартов качества серии ISO 9000:2000 (ГОСТ Р ИСО 9000-2008), разработанных для сферы материального производства на сферу образования;
• доминируют технологии, направленные на получение количественных результатов, преимущественную актуализацию внешних стимулов совершенствования качества и др.;
• отсутствует единая педагогическая концепция использования системного подхода к проектированию и управлению образовательных систем.
В связи со сказанным важно осмыслить основные признаки системы.
В современных научных исследованиях данное понятие трактуется как «нечто целое, представляющее собой единство закономерно расположенных и находящихся во взаимной связи частей [2, с. 586]. «Система представляет собой совокупность элементов, находящихся в отношениях и связях друг с другом, которая образует определенную целостность, единство» [3, с. 610]. Таким образом, основными признаками понятия «система» являются наличие совокупности частей (элементов), их закономерное расположение относительно друг друга, целостность. Возникает необходимость рассмотрения целей, задач функционирования, набора выполняемых функций, структуры, ее связи между компонентами системы управления качеством образования.
Учитывая данные требования, мы будем рассматривать внутривузовскую
систему управления качеством образования в деятельности Армавирской государственной педагогической академии как систему, способствующую целенаправленному воздействию на образовательный процесс, способную к постоянному развитию, ориентированную на оптимальное создание условий для эффективной подготовки компетентного специалиста.
Обратимся к характеристикам внутривузовской системы управления качеством образования:
- по наличию взаимодействия с окружающей средой - открытая, поскольку «идет постоянный обмен информацией с окружающей средой» [4, с. 46];
- по способности различать реальные системы (объекты, явления, процессы) и системы, являющиеся определенными отображениями (моделями) реальных объектов, - абстрактная;
- по наличию постоянства состояния системы во времени - динамичная;
- по наличию главного органа - централизованная;
- по наличию целей функционирования - искусственная.
Существенные свойства в соответствии с представлением системы управления качеством образования как семантической модели можно условно классифицировать не только по уровню сложности, но и по принадлежности к системообразующим (общесистемным) , структурным или функциональным группам.
Выделим основные для внутриву-зовской системы управления качеством образования общесистемные свойства:
• целостности - система управления качеством образования охватывает все компоненты процесса профессиональной подготовки - цели, содержание, технологии и результат;
• взаимосвязанности - показатели качества в каждой группе являются предпосылкой для определения показателей качества в другой группе, при этом связи между группами показателей прямые и обратные;
• динамичности - показатели в каждой группе постоянно меняются, оказывая при этом влияние друг на друга.
Система управления качеством образования имеет целенаправленный характер, что определяет необходимость вычленять основные цели ее деятельности.
Целью внутривузовской системы управления качеством является обеспечение соответствия результатов деятельности вуза установленным требованиям стандарта на всех этапах профессиональной подготовки выпускников с учетом потребностей общеобразовательных учреждений, личности, общества в целом.
Разработка и совершенствование системы управления качеством образования осуществляется на основе стандартов серии ISO 9000-2008, характерными чертами которых являются применение процессного подхода, управление документацией, внедрение принципов TQM, построение организационной структуры, проведение внутренних аудитов, самооценки вуза и его структурных подразделений.
Применение процессного подхода предполагает научное обоснование процессов, идентификацию входа и выхода процесса; разработку его этапов, определение мер контроля, методов измерения и анализа характеристик качества.
В качестве основных процессов в контексте нашего исследования мы выделили шесть основных: маркетинг, проектирование и разработка образо-
вательных программ, прием студентов, реализация основных образовательных программ, воспитательная и внеучебная работа с обучаемыми, научные исследования и разработки.
Все процедуры системы управления качеством документируются. Перечень необходимых документов представлен в четырех уровнях.
Первый уровень. Документы концептуального характера: «Политика в области качества», «Миссия вуза», «Цели в области качества», «Концепция развития вуза», документы по описанию системы управления качеством образования, «Руководство по качеству вуза (структурных подразделений)».
Второй уровень. Документированные процедуры (ДП): документированные процедуры управления на уровне вуза (структурных подразделений): управление документацией; управление записями; внутренние аудиты; корректирующие и предупреждающие действия.
Третий уровень. Управленческая документация, обеспечивающая эффективность управленческого цикла: распорядительная, нормативная, учебная, информа-ци онно-справочная документация.
Четвертый уровень. Отчетная документация: записи по результатам внутренних аудитов системы управления качеством образования, аналитические отчеты отдела мониторинга, информационно-аналитические бюллетени, анкетные опросы студентов, преподавателей, работодателей, для которых вуз готовит выпускников.
Выделим принципы, которые необходимо учитывать в процессе управления качеством образования. Анализ научной литературы (Н. М. Борытко, В. М. Монахов, В. П. Симонов и др.) позволяет говорить о том, что одним
13
14
из системообразующих факторов, «категориальным каркасом», который несет в себе большие прогностические функции, являются принципы функционирования системы. Они, являясь «основанием системы», как регуляторы, задают «русло» протекания процессов (Н. М. Борытко).
В нашем исследовании принципы мы будем рассматривать как аксиоматически заданные исходные положения, соответствующие сущности эффективного формирования компетентности будущих выпускников. Под общими принципами управления качеством мы будем учитывать общепринятые в теории менеджмента принципы управления качеством: ориентации на потребителя, лидерства руководства, вовлечения персонала, процессного подхода, системного подхода к менеджменту, постоянного улучшения, принятия решений на основе фактов, взаимовыгодных отношений с поставщиками (партнерских отношений с образовательными учреждениями).
Обращение к идее повышения качества образования в вузах при анализе современных подходов позволило сформулировать собственные, выработанные эмпирическим путем принципы, которые способны стать основой конструктивной прогностической научной теории управления в сфере образования не только технологических, но и гуманитарных вузов: принципы комплексного подхода, согласованности действий субъектов образовательного процесса, гуманизации, развития и самоорганизации системы управления качеством образования, объективности и полноты информации.
Управление качеством представляет многокомпонентный педагогиче-
ский феномен сложной природы, представляющий собой интегратив-ную целостность и имеющий структурные уровни ее организации. На этой основе можно выделить функциональную и организационную структуру внутривузовской системы управления качеством образования.
Функциональная структура представляет динамическую целостность, интегрирующую взаимодействие двух подсистем: процессуальной (целевое, содержательное, технологическое, организационное, ресурсное обеспечение) и результирующей (контроль и оценка качества подготовки выпускников).
Разработка системы управления качеством образования должна быть уровневой. Мы вполне разделяем точку зрения о наиболее простой иерархии в системе: на управляющую и управляемую подсистемы. При этом важно определить назначение функции каждого субъекта образовательного процесса, критерии качества их деятельности.
Накопленный практический опыт позволил выделить организационую структуру, которая может быть рассмотрена как совокупность иерархически выстроенных компонентов с позиции управляющей (Ученый Совет вуза, ректорат, Совет по качеству, отдел мониторинга качества образования) и управляемой подсистем (факультеты, выпускающие и межфакультетские кафедры, центр довузовской подготовки, отдел маркетинга, учреждения, в которых осуществляется практика).
Управление качеством образования в Арзамаском государственном педагогическом университете (АГПУ) осуществляется с учетом критериев, охватывающим в единстве как каче-
ство результата, так и качество процесса. Критерии качества результата образовательного процесса позволяют определить уровень подготовленности будущих выпускников, а критерии качества процесса - осуществлять координацию деятельности всех субъектов образовательного процесса по реализации целенаправленных воздействий на процесс.
Определим деятельность субъектов в области качества образования с учетом процессуальных и результирующих характеристик.
Ректорат
Деятельность в области качества: определение стратегии вуза; разработка программы в области качества; проецирование стратегии и политики в области качества на структурные подразделения вуза.
Критерии качества:
- результата: соответствие результатов подготовки студентов требованиям государственных образовательных стандартов; удовлетворение потребностей «заинтересованных сторон»: студентов, их родителей, работодателей; высокий рейтинг среди других вузов;
- процесса: соответствие реального качества подготовки выпускников желаемому (обеспечение качества цели, содержания, технологий обучения).
Учебно-методическое управление
Деятельность в области качества: адаптация требований государственного образовательного стандарта в соответствии со спецификой вуза, запросов рынка труда.
Критерии качества:
- результата: представленность в учебно-методических комплексах технологий оценки качества подготовки студентов;
- процесса: соответствие основных образовательных программ, учебных планов; учебно-методических комплексов, пособий государственным образовательным стандартам; организация различных видов практик.
Отдел мониторинга качества образования
Деятельность в области качества: общая организация мониторинговых исследований; анализ полученных результатов; подготовка предложений по коррекции образовательного процесса для ректората; разработка рекомендаций для структурных подразделений.
Критерии качества:
- результата: мониторинг качества потенциала абитуриента; учебных достижений студентов в периоды текущих, рубежных срезов; подготовки выпускника; выявление удовлетворенности выпускников полученным образованием;
- процесса: качество организации процесса обучения: обеспечение ресурсами (учебно-методиче-ски ми, материально-техническими, технологическими и др.), выявление условий, созданных для студентов, преподавателей; оценка удовлетворенности работодателей профессиональной компетентностью молодого специалиста.
Факультет
Деятельность в области качества: разработка программы мероприятий в области качества в соответствии со стратегией вуза; организация мониторинга качества подготовки студентов: анализ результатов (текущего, рубежного, итогового контроля) учебных достижений студентов, их личностных качеств; реализация управленческого цикла на факультете.
15
Критерии качества:
- результата: учебные достижения студентов факультета в ходе текущего контроля (промежуточная аттестация), рубежного контроля (результаты сессий), остаточных знаний студентов (внешней проверке в ходе Интернет-экзамена);
- процесса: координация действий субъектов образовательного процесса на факультете; качество организации учебного процесса.
Кафедра
Деятельность в области качества: выполнение требований по реализации основных образовательных программ; коррекция содержания, методов и приемов обучения в соответствии с результатами мониторинга; разработка требований к качеству преподавания дисциплин; осуществление обратной связи в процессе обучения студентов; контроль качества деятельности кафедры по направлениям.
Критерии качества:
- результата: качество реализации основных образовательных программ, обеспечивающих компетентность будущих специалистов; мониторинг качества преподавания; соответствие требованиям учебно-методических материалов кафедры;
- процесса: качество подготовки профессорско-преподавательского состава к учебным занятиям; качество учебно-методического, материально-технического, организационного обеспечения учебного процесса.
Студент
Деятельность в области качества: участие в оценивании условий, созданных для обучения студентов в вузе (качество организации учебных занятий, качество преподавания, удовлетворен-
ность качеством получаемого образования и др.).
Критерии качества: - результата: конкурентоспособность выпускника на рынке труда.
Управление качеством образования должно осуществляться на уровне, обеспечивающем технологичность процесса, возможность его совершенствования с последующим анализом полученных результатов и принятием соответствующих управленческих решений.
Технологические основы управления качеством образования можно представить как хорошо зарекомендовавшую себя в менеджменте определенную последовательность этапов: анализ, определение целей управления, планирование, реализация, контроль, принятие решений, коррекция, которые подчинены целям профессиональной подготовки специалистов, миссии конкретного вуза, определяющим особенности образовательного процесса и характер его образовательной среды.
Целеполагание является определяющим для всех этапов управленческого цикла. Представленные этапы, последовательно сменяя друг друга, образуют цикл действий: результат последнего этапа наполняет содержанием последующий, эффективность осуществления одного этапа влияет на осуществление последующего.
Принимая классификацию функций управления, предложенную П. И. Третьяковым, позволим изменить порядок их расположения и показать их взаимообусловленность с этапами управленческого цикла.
Информационно-аналитическая функция обеспечивает регулярное получение сведений о состоянии качества об-
Этапы цикла управления качеством образования
Ф
Этапы цикла Цель Функции Инструменты качества Субъекты
Анализ осуществление деятельности по выявлению объективной оценки исходных значений критериев качества информаци-он но-ана ли-ти ческая диаграмма сродства, древовидная диаграмма, Кость «Исикавы», диаграмма связей ректорат, отдел, деканаты
Цели управления выстраивание иерархии целей на основе исходного состояния объектов управления между желаемым и исходным состоянием образовательного процесса мотивацион-но-целевая диаграмма шести слов ректорат, структурные подразделения
Планирование разработка программы действий для управляемой и управляющей подсистем планово-прогно сти че-ская «мозговой штурм» ректорат, отдел мониторинга качества образования
Реализация осуществление организации на всех уровнях управления организа ци-онно-испол-нительская логическая диаграмма, стрелочная диаграмма все субъекты образовательного процесса
Контроль определение эффективности управления качеством образовательного процесса и сравнение полученных результатов с требуемыми контрольно-диагностическая контрольные листки, диаграммы Парето, гистограммы ректорат, деканат, кафедра, отдел мониторинга качества образования
Принятие решений заключение на различных уровнях управления затрагивает все компоненты образовательного процесса регулятивно-кор рек ци-онная анализ силового поля, метод Дельфи, матричная диаграмма ректорат
Коррекция внесение изменений для более эффективной подготовки будущих выпускников диаграмма шести слов все субъекты образовательного процесса
Ф
17
разовательного процесса и анализ полученных данных.
Мотив ационно-целевая функция способствует взаимодействию всех субъектов образовательного процесса, что позволяет согласованно осуществить выбор целей на разных уровнях иерархии.
Планово-прогностическая функция способствует определению перспектив развития исследуемого объекта.
Организационно-исполнительская функция способствует осуществлению эффективного управления на основе научной организации управленческого цикла.
ф
18
Контрольно-диагностическая функция обеспечивает комплексную оценку качества образования на всех его этапах при помощи диагностических методов.
Регулятивно-коррекционная функция обеспечивает коррекцию управления качества образования с учетом принципа «принятие решения на основе фактов».
Все функции управления тесно связаны между собой и отражают логику процесса управления качеством образовательного процесса (таблица). Представим этапы цикла управления, с учетом взаимосвязи выделенных функций управления качеством образования в вузе.
Анализ практической деятельности позволяет сделать вывод, что предложенная организация деятельности по управлению качеством образовательного процесса обладает необходимой системностью, глубиной; позволяет соотнести реальное положение дел с тем, что было запланировано; своевременно принять соответствующие управленческие решения по коррекции процесса подготовки будущих выпускников с целью его совершенствования.
В перспективе намечено проведение самооценки по моделям качества, осуществление оценки уровня зрелости системы управления качеством образования, что способствует определению эффективности управления качеством образования в соответствии с принятыми Стандартами и рекомендациями для гарантии качества высшего образования в европейском образовательном пространстве, а также путем использования квалиметрических шкал типовой модели ЛЭТИ.
Перспективным представляется продолжение исследования с учетом обоснования таксономии цели для каждого этапа управленческого цикла, функций, методов мониторинга, деятельности субъектов образовательного процесса, а также регулярных внутренних аудитов качества.
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
1. Байденко В. И. Выявление состава компетенций выпускников вузов как необходимый этап проектирования ГОС ВПО нового поколения. - М., 2006.
2. Ожегов С. И. Словарь русского языка: ок. 57 000 слов / Под ред. чл.-корр. АН СССР Н. Ю. Шведовой. - М.: Рус. яз., 1988.
3. Системы качества подготовки выпускников образовательных учреждений профессионального образования / Руководство для участников конкурса [Электронный ресурс]. - Режим доступа: Шр://^^«'. usr-misis.ru/konkurs/guide
4. Симонов В. П. Педагогический менеджмент: 50 НОУ-ХАУ в управлении педагогическими системами: Учебное пособие. - 3-е изд., испр. и доп. - М.: Педагогическое общество России, 1999.
5. Райцев А. В. Развитие профессиональной компетентности студентов в образовательной системе современного вуза: Дис. ... д-ра пед. наук. - Санкт-Петербург, 2004.
6. Стандарты и рекомендации для гарантии качества высшего образования в европейском пространстве. - Йошкар-Ола: Аккредитация в образовании, 2008.
7. Философская энциклопедия. - М., 2003. ■