Научная статья на тему 'УПРАВЛЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫМ РАЗВИТИЕМ ПЕДАГОГОВ С ПОМОЩЬЮ ПОСТРОЕНИЯ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ТРАЕКТОРИИ'

УПРАВЛЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫМ РАЗВИТИЕМ ПЕДАГОГОВ С ПОМОЩЬЮ ПОСТРОЕНИЯ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ТРАЕКТОРИИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
183
50
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ТРАЕКТОРИЯ ПЕДАГОГОВ / ДЕТИ С РАССТРОЙСТВАМИ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА / ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ ПЕДАГОГОВ / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ РОСТ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ / УПРАВЛЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫМ РАЗВИТИЕМ ПЕДАГОГОВ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Скрипкина Надежда Витальевна

В статье рассматривается пример проектирования индивидуальной образовательной траектории педагогов, направленной на гибкость их профессионального развития, как эффективного механизма повышения качества образовательных услуг. Материалом исследования послужили полученные данные анкетирования 507 педагогических работников дошкольных образовательных организаций города Челябинска, направленного на выявление потребности педагогов в повышении квалификации при реализации взаимодействия и психологопедагогического сопровождения детей с расстройствами аутистического спектра, и их семей. Проанализированы результаты исследования, которые показали, что большинство педагогов испытывают проблемы в осуществлении индивидуально-дифференцированного подхода в выборе технологий и организации работы с детьми с расстройствами аутистического спектра, оказании помощи их родителям. Существует потребность в знаниях особенностей развития детей, в формировании коммуникативной компетентности педагогов. Результаты анкетирования вывили трудности педагогов в проектировании непосредственной образовательной, коррекционно-развивающей деятельности в работе с детьми с расстройствами аутистического спектра. Определены наиболее востребованные темы индивидуальной маршрутизации в практической работе педагога с данной категорией детей: приемы обучения навыкам поведения и общения; развивающие занятия с применением и использованием специального оборудования; практическое психолого-педагогическое сопровождение; работа с нежелательными формами поведения; работа с родителями. Изучение запроса при планировании курсов повышения квалификации педагогов в работе с детьми с расстройствами аутистического спектра, позволило нам определить ключевые направления в получении знаний и потребность индивидуальной маршрутизации профессионального развития педагогов. Выявление актуальной потребности изменений в педагогической системе, а также анализ существующих разработок в направлении повышения квалификации, подвинуло нас к проектированию программы, которая бы позволила осуществить необходимые и эффективные изменения в психолого-педагогическом сопровождении детей с расстройствами аутистического спектра и их семей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Скрипкина Надежда Витальевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MANAGEMENT OF PROFESSIONAL DEVELOPMENT OF TEACHERS BY BUILDING AN INDIVIDUAL EDUCATIONAL TRAJECTORY

The article considers an example of designing an individual educational trajectory of teachers as an effective mechanism for improving the quality of educational services aimed at the flexibility of their professional development. The material of the study was the data obtained from a survey of 507 pedagogical workers of preschool educational organizations of the city of Chelyabinsk, aimed at identifying the needs of teachers in advanced training in the implementation of interaction and psychological and pedagogical support of children with autism spectrum disorders and their families. The results of the study are analyzed, which showed that most teachers have problems in implementing an individually differentiated approach in choosing technologies and organizing work with children with autism spectrum disorders, helping their parents. There is a need for knowledge of the peculiarities of children’s development, in the formation of teachers’ communicative competence. The results of the survey revealed the difficulties of teachers in designing direct educational, correctional and developmental activities in working with children with autism spectrum disorders. The most popular topics of individual routing in the practical work of a teacher with this category of children are identified: methods of teaching behavior and communication skills; developing classes with the use and use of special equipment; practical psychological and pedagogical support; work with undesirable behaviors; work with parents. The study of the request when planning advanced training courses for teachers in working with children with autism spectrum disorders allowed us to identify key areas in obtaining knowledge and the need for individual routing of professional development of teachers. The identification of the urgent need for changes in the pedagogical system, as well as the analysis of existing developments in the direction of professional development, moved us to design a program that would allow us to make the necessary and effective changes in the psychological and pedagogical support of children with autism spectrum disorders and their families.

Текст научной работы на тему «УПРАВЛЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫМ РАЗВИТИЕМ ПЕДАГОГОВ С ПОМОЩЬЮ ПОСТРОЕНИЯ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ТРАЕКТОРИИ»

Управление профессиональным развитием педагогов с помощью построения индивидуальной образовательной траектории

Скрипкина Надежда Витальевна,

старший преподаватель кафедры специальной и клинической психологии, Челябинский государственный университет; заместитель директора по учебной работе, МБОУ «Школа-интернат № 4 г. Челябинска», E-mail: [email protected]

В статье рассматривается пример проектирования индивидуальной образовательной траектории педагогов, направленной на гибкость их профессионального развития, как эффективного механизма повышения качества образовательных услуг. Материалом исследования послужили полученные данные анкетирования 507 педагогических работников дошкольных образовательных организаций города Челябинска, направленного на выявление потребности педагогов в повышении квалификации при реализации взаимодействия и психолого-педагогического сопровождения детей с расстройствами аути-стического спектра, и их семей.

Проанализированы результаты исследования, которые показали, что большинство педагогов испытывают проблемы в осуществлении индивидуально-дифференцированного подхода в выборе технологий и организации работы с детьми с расстройствами аутистического спектра, оказании помощи их родителям. Существует потребность в знаниях особенностей развития детей, в формировании коммуникативной компетентности педагогов. Результаты анкетирования вывили трудности педагогов в проектировании непосредственной образовательной, коррекционно-развивающей деятельности в работе с детьми с расстройствами аутистического спектра. Определены наиболее востребованные темы индивидуальной маршрутизации в практической работе педагога с данной категорией детей: приемы обучения навыкам поведения и общения; развивающие занятия с применением и использованием специального оборудования; практическое психолого-педагогическое сопровождение; работа с нежелательными формами поведения; работа с родителями.

Изучение запроса при планировании курсов повышения квалификации педагогов в работе с детьми с расстройствами аути-стического спектра, позволило нам определить ключевые направления в получении знаний и потребность индивидуальной маршрутизации профессионального развития педагогов. Выявление актуальной потребности изменений в педагогической системе, а также анализ существующих разработок в направлении повышения квалификации, подвинуло нас к проектированию программы, которая бы позволила осуществить необходимые и эффективные изменения в психолого-педагогическом сопровождении детей с расстройствами аутистического спектра и их семей.

Ключевые слова: индивидуальная образовательная траектория педагогов; дети с расстройствами аутистического спектра; повышение квалификации педагогов; профессиональный рост педагогических работников; управление профессиональным развитием педагогов.

о с

U OJ

о

см

Актуальность повышения квалификации педагогов базируется на направлении Национального проекта «Образование» в части: «Внедрение национальной системы профессионального роста педагогических работников, охватывающей не менее 50 процентов учителей общеобразовательных организаций», а также в рамках Плана основных мероприятий Десятилетия детства до 2027 года и реализации ФГОС в части психолого-педагогического сопровождения детей и подростков, повышения качества профессиональной компетенции педагогов. В условиях реализации в образовательной организации инновационной деятельности возникает потребность в новых механизмах, формах и методах управления профессиональным развитием педагогов.

Инновационное обновление деятельности современной образовательной организации, обусловленное введением ФГОС, актуализирует значимость осмысления целостного педагогического процесса с позиций научного управления [11, с. 613]. При этом управление составляет основание деятельности современной образовательной организации, осуществляющей процесс формирования у обучающихся жизненных компетенций. Формирование жизненных компетенций в образовательном процессе реализуется не только через содержание образования, которое регламентируется нормативными документами, но и через стиль жизни образовательной организации, через характер взаимодействия между взрослыми и детьми, через применение современных технологий в обучении и воспитании. Это диктует педагогам необходимость быть современными, грамотными специалистами и регулярно повышать свою квалификацию.

По мнению В.С. Лазарева, общей целью инновационной деятельности является изменение свойств образовательной системы, вследствие чего она станет способна достигать более высоких результатов образования. Инновационная деятельность может осуществляться посредством введения в педагогическую и управленческую систему образовательной организации ранее не использовавшихся в них педагогических и управленческих разработок [8, с. 8].

Вариативность задач инновационной деятельности требует от педагога гибкости профессионального мышления, самоанализа и рефлексии при выявлении своих профессиональных дефицитов. С одной стороны, в условиях инновационной деятельности существует потребность индивидуальной маршрутизации профессионально-

го развития педагогов. При этом, инновационная деятельность выступает как стимул, точка роста в решении данного вопроса. С другой стороны, процесс самостоятельного выявления педагогом профессиональных дефицитов затруднён. Требуется административная и методическая поддержка, основанная на принципах индивидуализации и адресной помощи в направлении профессионального развития педагогов. Продуктом такой поддержки могут стать эффективные практики управления кадровым потенциалом в построении индивидуальной образовательной траектории педагогических работников.

Важным элементом системы менеджмента в образовании выступает каждый из педагогов образовательной организации [3, с. 241]. Педагог является менеджером учебно-познавательного процесса. При этом педагогический менеджмент -это комплекс принципов, методов, организационных форм и технологических приемов управления, направленный на повышение эффективности образовательного процесса. Руководитель образовательной организации - это менеджер учебно-воспитательного процесса в целом [5, с. 338].

На современном этапе у педагогов отмечается потребность в такой поддержке. Так Бор-ченко И.Д., Дударева О.Б. видят положительные тенденции к изменению позиций педагогов и руководителей в части необходимости повышения качества знаний и умений в области психолого-педагогических аспектов реализации основных образовательных программ [1, с. 127]. Возможность выбора оптимального вида обучения, отбора, соответствующего ему содержания и инструментария, позволяют с максимальной долей эффективности развивать профессиональные компетенции педагога [2, с. 116].

Задача управленческой команды образовательной организации состоит в поддержании мотивации педагогов в их потребности получения новых знаний и навыков, в развитии коммуникативной компетенции, которая предполагает способность педагога выстраивать взаимодействие со всеми участниками образовательных отношений, и в развитии психолого-педагогической компетенции в сфере обучения - знании возрастной психологии и психологии межличностного общения, умение пробуждать интерес к преподаваемому предмету.

По замечанию Замятиной О.М., формирование компетентностной личности невозможно достигнуть без обращения к фигуре учителя [6, с. 118]. Автор отмечает, что с кооперации и коммуникации - способности сотрудничать и контактировать с другими людьми начинается любая деятельность человека, в том числе педагогическая. Вместе с тем, современная педагогика ориентируется на предметную подготовку педагогов- способность педагога применять различные знания, умения, навыки в сфере своего предмета [5, с. 120]. Недооценивается живое общение педагога с детьми.

Между тем, по В.Н. Мясищеву, общение является источником общественного развития. В общении выражаются активность, избирательность и характер отношений человека [9, с. 185].

Замятина О.М отмечает о необходимости формирования коммуникативно-компетентной личности, способной к построению отношений, основанных на понимании и взаимопонимании. Такое содержание образования помогает ориентироваться в разных жизненных ситуациях, гибко реагировать на происходящее, соответствовать требованиям времени [6, с. 121].

Коммуникативно-компетентная личность, способная к построению отношений обладает свойством метаиндивидуальности - это тот вклад, который производит индивидуальность данного человека в других людей, внося реальные изменения в их личности, сознание и поведение [4, с. 71]. Так, педагог, реализуя свои компетенции, вносит вклад в социализацию и личностное развитие каждого обучающегося, формируя у него жизненно важные компетенции.

Анализируя рефлексивные этапы мастер-классов Плотникова Н.Н. и Замятина О.М. отмечают, что педагоги понимают необходимость изменения подходов к обучению в образовательной организации, видят «дефициты» приемов и готовы искать выходы и решения из этих проблем [10, с. 59].

В основных этапах управления особое место отводится этапам диагностирования и сбора данных с помощью различных социологических методов, а также способам улучшения актуальной ситуации [3, с. 136]. Улучшение актуальной ситуации в образовании и воспитании обучающихся целесообразно начинать с ранней помощи.

Поэтому в МБОУ «Школа-интернат № 4 г. Челябинска», где есть дошкольное отделение, начальная, основная и средняя школа, мы первостепенное внимание уделили педагогам дошкольного отделения. Накопленный опыт работы коллектива школы- интернат № 4 по комплексному сопровождению обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата, имеющими тяжелые множественные нарушения в развитии, в том числе с расстройствами аутистического спектра и кадровое обеспечение образовательного процесса позволили нам на базе образовательной организации апробировать инновационные формы и современные технологии сопровождения обучающихся.

Первостепенной задачей для нас было выявление запроса педагогов дошкольных образовательных организаций о необходимости разработки программы курсов повышения квалификации в части психолого-педагогического сопровождения детей с расстройствами аутистического спектра (далее, РАС).

В соответствии с планом работы по реализации муниципального инновационного проекта «Оказание ранней помощи семьям, воспитывающим детей с расстройствами аутистического спектра или

сз о со -а

А

—I

о

сз т; о m О от

З

ы о со

о с

U

формирующимся синдромом раннего детского аутизма, в возрасте до 3-х лет «РАСтем вместе» с 2 по 23 апреля 2021 года проведено анкетирование педагогических работников дошкольных образовательных организаций города Челябинска «Выявление потребности участников образовательных отношений в повышении квалификации при реализации взаимодействия психолого-педагогического сопровождения».

Анкетирование проводилось дистанционно путем размещения анкеты на Яндекс-форме и предоставления в дошкольные образовательные организации ссылки на размещенную анкету.

В анкете были представлены актуальные вопросы, связанные с реализацией психолого-педагогического сопровождения реализации образовательной деятельности детей с РАС:

1) эффективность профессиональной деятельности педагога, специалиста;

2) трудности при работе с детьми с РАС;

3) знания об особенностях развития детей с РАС;

4) важность формирования коммуникативной компетенции педагогов, специалистов, родителей при сопровождении ребенка с РАС;

5) знания методик, применяемых при работе с детьми с РАС;

6) оказание помощи родителям детей с РАС;

7) сотрудничество с организациями, оказывающими помощь детям с РАС и их семьям;

8) умение проектировать непосредственно образовательную, коррекционно-развивающую деятельность при работе с детьми с РАС;

9) организация курсов повышения квалификации в работе с детьми с РАС;

10) особенности практической работы с детьми РАС.

В период с 2 по 23 апреля 2021 года в анкетировании приняли участие 507 педагогических и руководящих работников дошкольных образовательных организаций города Челябинска.

Получены следующие результаты: по мнению педагогов, к факторам, влияющим на снижение эффективности профессиональной деятельности педагога, специалиста относятся (рис. 1):

- высокая эмоциональная напряженность труда-

395 педагогов - 52,9%

- высокая профессиональная ответственность -

206 педагогов - 27.6%

- конфликты с родителями - 88 педагогов -

11.8%

- сложность профессиональной самореализации - 58 педагогов - 7,8%

Большая часть педагогов испытывает трудности в работе с детьми с расстройствами аутистического спектра (58%):

- да - 294 чел. - 58%

- нет - 120 чел. - 23,7%

- другое - 93 чел. - 18.3%

Только 14,8% - 75 чел. достаточно имеющихся знаний об особенностях развития детей с расстройствами аутистического спектра.

474 педагога (93,5%) считают важным формирование коммуникативной компетенции педагогов, специалистов, родителей при сопровождении ребенка с расстройствами аутистического спектра (рис. 2).

сложность професс самореал-и конфликты с родителями высокая професс ответств-ть

высокая эмоц напряж-ть труда

0 10 20 30 40 50

Рис. 1. Факторы, снижающие эффективность профессиональной деятельности педагога

очень важно

важно, но не всегда

не важно

Рис. 2. Необходимость формирования коммуникативной компетенции педагогов

331 педагог (65%) не знакомы с методиками, применяемыми для работы с детьми с расстройствами аутистического спектра. Поэтому испытывают затруднения при оказании консультативной, психолого-педагогической и коррекционной помощи родителям, воспитывающим таких детей (65%).

Несмотря на то, что в Челябинской области при Уполномоченном по правам Человека с 2016 года функционирует экспертный Совет по вопросам защиты прав и свобод лиц с расстройством аутистического спектра, куда входят компетентные представители различных ведомств: здравоохранения, образования, социальной политики, медико-социальной экспертизы, науки, некоммерческих общественных организаций, педагоги образовательных организаций мало информированы о их деятельности. Кроме того, ведущую роль в выявлении факторов риска аутистических расстройств в Челябинской области выполняют учреждения здравоохранения. На основании приказа Министерства здравоохранения Челябинской области от 24 июля 2017 года № 1347 «О совершенствовании медицинской помощи детям с расстройствами аутистического спектра в Челябинской области», в рамках пилотного проекта «Аутизм. Пути помощи» медицинскими организациями области

60

осуществляется скрининг детей с 18 до 48 месяцев на наличие признаков аутизма. Родителям добровольно предлагают заполнить анкету в кабинетах педиатров, вместе с тем данная анкета расположена на сайтах Министерства здравоохранения Челябинской области (www.zdrav74.ru) и Государственного бюджетного учреждения здравоохранения «Областная клиническая специализированная психоневрологическая больница № 1» (www.1окспнб74.рф). Однако по итогам нашего тестирования 243 педагога (71,8%) не сотрудничают с организациями, оказывающие помощь детям с расстройствами аутистического спектра и их семьям.

Большие затруднения педагоги испытывают в проектировании непосредственной образовательной, коррекционно-развивающей деятельности с детьми с аутизмом. Так существуют трудности в осуществлении индивидуально—дифференцированного подхода - 213 чел. (42%); составлении индивидуальной программы развития ребенка - 114 чел. (22,5%); использовании разнообразных форм работы с детьми - 90 чел. (17,8%); в применении отдельных приемов работы с детьми с расстройствами аутистического спектра - 90 чел. (17,8%).

Понимая и принимая профессиональные дефициты в области комплексного сопровождения детей с расстройствами аутистического спектра и их семей, на курсах повышения квалификации педагоги стремятся получить знания в области: ранней диагностики выявления у детей аутистических расстройств - 343 чел. (35,3%); использования специального оборудования и инструментария -331 чел. (34%); нормативно-правовой документации - 211 чел. (21,7%); приемов и методов работы с детьми - 88 чел. (9%). Необходимость практико-ориентированной области курсов повышения квалификации сосредоточена на следующих навыках практической работы: показе приемов обучения навыкам поведения и общения с детьми; показе развивающих занятий с применением и использованием специального оборудования; практическом психолого-педагогическом сопровождении; работе с нежелательными формами поведения; работе с родителями.

Таким образом, анализ результатов анкетирования показал следующее. По мнению 53% педагогов, к факторам, влияющим на снижение эффективности профессиональной деятельности педагога, относятся высокая эмоциональная напряженность труда. 58% участников анкетирования испытывают трудности в работе с детьми с расстройствами аутистического спектра. Возникающие сложности в работе с детьми целевой группы обусловлены недостатком имеющихся знаний об особенностях их развития - 85%.

Вместе с тем, 65% участников анкетирования знакомы с методиками работы с детьми с расстройствами аутистического спектра. Преобладающее количество участников анкетирования отметили, что знакомы с приемами АВА-терапии, сис-

темой PEСS. Достаточное количество участников отметили, что имеют знания о методах альтернативной коммуникации, сенсорной интеграции, визуальной поддержке. Также многие педагоги знакомы с методиками DIRFloortime, Ранняя денверская модель, ТЕАН, Ранняя пташка, Уровнего подхода к коррекции эмоциональных нарушений, 100 шагов, Л.Г. Нуриевой. Незначительное количество участников имеют представление о дельфиноте-рапии,иппотерапии, кинезиотерапии,арттерапии, методиках Монтессори, Домана, психогимнастике Чистяковой, используемыми в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья.

Следовательно, само знание технологий работы еще не предполагает правильность и эффективность их использования на практике. Требуется управленческая и методическая поддержка в вопросах поэтапного включения доказательных методов и приемов работы в образовательных процесс. Управленческая поддержка основывается на функции организации, которая предполагает выбор или создание определенной структуры, упорядочивающей группу (группы) совместно работающих людей, а также саму их работу [7, с. 25]. Диагностика, анкетирование, тестирование являются первичными составляющими этой структуры, которые позволяют вытроить индивидуальные образовательные траектории педагогов.

Преобладающее количество участников анкетирования - 93% отмечают важность формирования коммуникативной компетенции педагогов, специалистов, родителей при сопровождении ребенка с аутизмом. Это еще раз подтверждает важность формирования коммуникативно-компетентной личности.

В ходе анкетирования выяснилось, что только 34% опрошенных оказывают консультативную, профессиональную и другие виды помощи родителям воспитывающих детей с аутизмом. При этом лишь у 17% анкетируемых отсутствует данная категория детей в дошкольном образовательном учреждении. Между тем одним из эффективных условий реализации образовательного процесса ребенка с аутизмом является изменение, улучшение и обогащение адаптивной пространственной среды, коррекционной и консультативной помощи.

Требуют внимания трудности педагогов в осуществлении индивидуально-дифференцированного подхода 42%, в составлении индивидуальной программы развития 23%, в использовании разнообразных форм работы 17%. Сопровождение детей с расстройствами аутистического спектра предполагает сугубо индивидуальный подход, поскольку эта группа характеризуется разнообразными клиническими симптомами и психологическими особенностями. Между тем, им всем свойственны нарушение всех видов контакта с окружающим, которое сочетается со стойким негативизмом и особыми нарушениями интеллектуального и речевого развития, что, безусловно, отражается на возможностях их обучения и воспитания [12, с. 20].

сз о со "О

1=1 А

—I

о

сз т; о т О от

З

и о со

Выявление запроса педагогов дошкольных образовательных организаций по разработке и организации курсов повышения квалификации показало необходимость в знаниях по ранней диагностике и выявлении первых признаков аутизма, использовании специального оборудования и инструментария, нормативно-правовых оснований работы и методических ресурсов.

Таким образом анкетирование показало наличие потребности у педагогов дошкольных образовательных организаций в курсах по повышению квалификации в направлении психолого-педагогического сопровождения в работе с детьми с расстройствами аутистического спектра.

В ходе анкетирования были выявлены наиболее востребованные практико-ориентированные темы, такие как: приемы обучения детей навыкам поведения и общения; организация развивающих занятий с применением и использованием специального оборудования; практическое психолого-педагогическое сопровождение; работа с нежелательными формами поведения; работа с родителями.

Выявление актуальных потребностей изменений в педагогической системе, а также анализ существующих разработок в направлении повышения квалификации, подвинуло нас к проектированию программы, которая бы позволила осуществить необходимые и эффективные изменения в психолого-педагогическом сопровождении детей с расстройствами аутистического спектра и их семей.

Целью программы станет совершенствование профессиональных компетенций воспитателей и специалистов дошкольных образовательных организаций в освоении эффективных педагогически обоснованных современных образовательных технологий, практик системы воспитания, обучения и коррекции детей с расстройствами аутистического спектра. Для решения поставленной цели нам необходимо решить следующие задачи:

1. Выявить профессиональные дефициты у педагогов, работающих с детьми с РАС.

2. Рассмотреть теоретические вопросы проблемы аутизма в воспитании, обучении и коррекцион-ного воздействия.

3. Освоить технологии социализации и коррекции обучающихся с РАС.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4. Оптимизировать методы и приемы эффективного взаимодействия с родителями, воспитывающими детей с РАС.

Настоящая программа будет предназначена для повышения квалификации воспитателей, специалистов дошкольных образовательных организаций: педагогов-психологов, учителей-дефектологов, учителей-логопедов, тьюторов, со° циальных педагогов. " Слушатели программы:

g - овладеют базовыми понятиями по воспитанию ^ и обучению детей с РАС, Ü - научатся соотносить их с практикой,

- разовьют свои коммуникативные способности в методах и приёмах с родителями, воспитывающие ребенка с РАС,

- повысят уровень владения технологиями психокоррекции, социализации.

В результате обучения слушатели повысят уровень базовых знаний:

- о понятии аутизм и особенностях детей с РАС,

- о проведении диагностической работы в период выявления проблем в развитии ребенка и в процессе осуществления психолого-педагогического сопровождения ребенка с аутизмом;

- об основных задачах ранней помощи ребенку с РАС: развитии навыков коммуникации, социального взаимодействия, игровых навыков;

- способах поддержки и сопровождения семьи;

- об особенностях формирования развивающей предметно-пространственной среды в ДОО и домашних условиях.

На каждом этапе обучения слушатели будут мотивированы на использование получаемых знаний в своей профессиональной деятельности, возможность отрабатывать полученные навыки в практических заданиях и тестах.

Педагог играет ключевое значение в организации и реализации процесса воспитания и социализации обучающихся. Однако, создание организационных условий для эффективности процесса воспитания и социализации обучающихся, является задачей управленческой. Именно управленческая поддержка активизирует деятельность педагога по усвоению обучающимися социального опыта и его преобразования в собственные ценно-сти,установки, ориентации.

Управленческая поддержка - это одна из общих функций управления (планирование, организация, руководство (мотивация), контроль) при реализации которой основополагающей становится помощь, поддержка педагогу образовательной организации в профессиональной деятельности со стороны администрации.

Разработка и реализация организационных условий управленческой поддержки педагога в вопросах воспитания и социализации обучающихся направлена на оптимальное решение управленческих проблем и типичных данной ситуации профессиональных задач.

Таким образом, функционирование образовательной организации в условиях инновационной деятельности требует целенаправленных изменений в педагогической и управленческой системах. Эти изменения должны приводить к повышению эффективности образовательной организации в целом, к профессиональному развитию педагогов в частности. Построение индивидуальной образовательной траектории направлено на выявление потребностей и возможностей развития педагогов. И качественное управление этим процессом способствует внедрению эффективных разработок в функционирование и развитие образовательной организации.

Литература

1. Борченко, И. Д., Дударева, О.Б. Оценка качества образования слушателей при освоении дополнительных профессиональных программ / И.Д. Борченко, О.Б. Дударева // Вестник ТГПУ (TSPU Bulletin). - 2020. - № 6 (212). -С.126-133.

2. Богомолов А.Н. Функционально-технологическая модель практико-ориентированного обучения специалистов разных сфер деятельности в системе непрерывного образования / А.Н. Богомолов// Современное педагогическое образование. - 2021. - № 10. - С. 116-121.

3. Веснин В.Р. Основы менеджмента: учебник [Текст]/ В.Р. Веснин. - М.: Проспект, 2015. -320 с.

4. Вяткин, Б.А. Метаиндивидуальность и её проявления у учителей начальных классов /Б.А. Вяткин // Вопросы психологии. - 2001. - № 3. -С.70-78.

5. Гончаров, М.А. Основы менеджмента в образовании: учебное пособие [Текст]/ М.А. Гончаров. - 3-е изд., стер. - М.: КНОРУС. - 2016. -476 с.

6. Замятина, О.М. Матрица компетенций современного школьного педагога / О.М. Замятина // Вестник ТГПУ (TSPU Bulletin). - 2020. -№ 6 (212). - С. 118-125.

7. Карпов А.В. Психология менеджмента: Учеб. пособие. [Текст] / А.В. Карпов. - М.: Гардарики, 2005. - 584 с: ил.

8. Лазарев, В.С. Модернизация механизмов инновационной деятельности образовательных учреждений / В.С. Лазарев // Педагогическое образование и наука. - 2013. - № 5. - С. 6-16.

9. Мясищев В.Н. Психология отношений [Текст] /В.Н. Мясищев; сост. В.А. Журавель; вступ. ст. и ред. А.А. Бодалева. - 4-е изд. -М.: МПСИ; Воронеж: МОДЭК, 2011. - 400 с. -С. 185.

10. Плотникова, Н.Н., Замятина, О.М. Организация методической поддержки педагогической команды по внедрению и реализации эффективных образовательных технологий: из опыта школы / Н.Н. Плотникова, О.М. Замятина // Вестник ТГПУ (TSPU Bulletin). - 2020. - № 6 (212). - С. 57-66.

11. Султанова, Т.А. Сущностные особенности управления современной образовательной организацией / Т.А. Султанова, Е.В. Ткачева. -Текст: непосредственный // Молодой ученый. -2014. - № 19 (78). - С. 613-616. - URL: https:// moluch.ru/archive/78/13549/ (дата обращения: 02.11.2021).

12. Хотылева Т.Ю. Особенности организации образовательного процесса в начальной школе для детей с РАС Центра психолого-медико-социального сопровождения детей и подростков МГППУ// Аутизм и нарушения развития. -2014. - № 1 (42). - С. 19-25.

MANAGEMENT OF PROFESSIONAL DEVELOPMENT OF TEACHERS BY BUILDING AN INDIVIDUAL EDUCATIONAL TRAJECTORY

Skripkina N.V.

Chelyabinsk State University

The article considers an example of designing an individual educational trajectory of teachers as an effective mechanism for improving the quality of educational services aimed at the flexibility of their professional development.

The material of the study was the data obtained from a survey of 507 pedagogical workers of preschool educational organizations of the city of Chelyabinsk, aimed at identifying the needs of teachers in advanced training in the implementation of interaction and psychological and pedagogical support of children with autism spectrum disorders and their families.

The results of the study are analyzed, which showed that most teachers have problems in implementing an individually differentiated approach in choosing technologies and organizing work with children with autism spectrum disorders, helping their parents. There is a need for knowledge of the peculiarities of children's development, in the formation of teachers' communicative competence. The results of the survey revealed the difficulties of teachers in designing direct educational, correctional and developmental activities in working with children with autism spectrum disorders. The most popular topics of individual routing in the practical work of a teacher with this category of children are identified: methods of teaching behavior and communication skills; developing classes with the use and use of special equipment; practical psychological and pedagogical support; work with undesirable behaviors; work with parents. The study of the request when planning advanced training courses for teachers in working with children with autism spectrum disorders allowed us to identify key areas in obtaining knowledge and the need for individual routing of professional development of teachers. The identification of the urgent need for changes in the pedagogical system, as well as the analysis of existing developments in the direction of professional development, moved us to design a program that would allow us to make the necessary and effective changes in the psychological and pedagogical support of children with autism spectrum disorders and their families.

Keywords: individual educational trajectory of teachers; children with autism spectrum disorders; professional development of teachers; professional growth of teaching staff; management of professional development of teachers.

References

1. Borchenko, I. D., Dudareva, O.B. Assessment of the quality of students' education during the development of additional professional programs / I.D. Borchenko, O.B. Dudareva // Bulletin of TSPU (TSPU Bulletin). - 2020. - № 6 (212). - Pp. 126-133.

2. Bogomolov A. N. Functional and technological model of practice-oriented training of specialists in various fields of activity in the system of continuing education / A.N. Bogomolov// Modern pedagogical education. - 2021. - No. 10. - Pp.116-121.

3. Vesnin V.R. Fundamentals of management: textbook [Text]/ V.R. Vesnin. - M.: Prospect, 2015. - 320 p.

4. Vyatkin, B.A. Meta-individuality and its manifestations in primary school teachers /B.A. Vyatkin // Questions of psychology. -2001. - No. 3. - Pp.70-78.

5. Goncharov, M.A. Fundamentals of management in education: textbook [Text]/ M.A. Goncharov. - Third ed., ster. - M.: KNORUS. - 2016. - 476 p.

6. Zamyatina, O.M. Matrix of competencies of a modern schoolteacher / O.M. Zamyatina // Bulletin of TSPU (TSPU Bulletin). -2020. - № 6 (212). - Pp. 118-125.

7. Karpov A.V. Psychology of management: Textbook. [Text] / A.V. Karpov. - M.: Gardariki, 2005. - 584 p.: ill.

8. Lazarev, V.S. Modernization of mechanisms of innovative activity of educational institutions / V.S. Lazarev // Pedagogical education and science. - 2013. - No. 5. - pp. 6-16.

9. Myasishchev V.N. Psychology of relations [Text] /V.N. Myas-ishchev; comp. V.A. Zhuravel; intro. art. and ed. A.A. Bodale-va. - Fourth ed. - Moscow: MPSI; Voronezh: MODEK, 2011. -400 p. - p. 185.

C3

о

CO

-a

I=i А —i о

C3 t; о m О от

З

ы о со

10. Plotnikova, N.N., Zamyatina, O.M. Organization of methodological support of the pedagogical team for the introduction and implementation of effective educational technologies: from the experience of the school / N.N. Plotnikova, O.M. Zamyatina // Bulletin of TSPU (TSPU Bulletin). - 2020. - № 6 (212). - Pp. 57-66.

11. Sultanova, T.A. Essential features of management of a modern educational organization / T.A. Sultanova, E.V. Tkacheva. -Text: direct // Young scientist. - 2014. - № 19 (78). - Pp. 613-

o d

u

OJ

o

CM

616. - URL: https://moluch.ru/archive/78/13549 / (accessed: 02.11.2021).

12. Khotyleva T. Yu. Features of the organization of the educational process in primary school for children with ASD of the Center for Psychological, medical and social support of children and adolescents of MGPPU// Autism and developmental disorders. -2014. - № 1 (42). - Pp. 19-25.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.