МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ
Управление проектированием и реализацией адаптированной образовательной программы дошкольного образования детей с ОВЗ
Алябушева Светлана Васильевна,
заведующий Муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 482 г. Челябинска»
E-mail: [email protected]
Автором обсуждается проблема проектирования и реализации адаптированной образовательной программы дошкольного образования. Представлены механизмы управления проектированием и реализацией АОП ДОО. Система управления складывается из реализации нескольких механизмов: организация изучения педагогами содержания обновленного ФГОС ДО, Федеральной образовательной программы дошкольного образования, адаптированной образовательной программы дошкольного образования обучающихся с ОВЗ, создания Временного творческого коллектива, на который возлагается ответственность за разработку адаптированной образовательной программы для детей с ОВЗ, обеспечения применения для проектирования АОП ДОО Региональной модельной образовательной программы дошкольного образования, организации представления содержания АОП ДОО на педагогических мероприятиях и утверждения ее на Педагогическом совете ДОО. Затронута система контроля, как механизма управления реализацией АОП ДОО.
Ключевые слова: управление, адаптированная образовательная программа, механизмы управления, внутренняя система оценки качества.
Современная практика дошкольного образования в Российской Федерации базируется на реализации актуальных нормативных документов, в том числе федеральной образовательной программы дошкольного образования, федеральной адаптированной образовательной программы для обучающихся с ОВЗ [2, 3,4,5,6,7].
В соответствии с требованиями Федерального закона 371- ФЗ дошкольные образовательные учреждения обязаны разработать образовательную программу дошкольного образования, а в случае посещения образовательного учреждения детьми с ограниченными возможностями здоровья -адаптированную образовательную программу [4].
В этой связи актуализируется проблема управление проектированием и реализацией адаптированной образовательной программы дошкольного образования детей с ОВЗ (далее АОП ДОО).
Как показывает практика, у разработчиков АОП ДОО возникают серьезные трудности при ее проектировании. Для разрешения возникающих затруднений и обеспечения готовности педагогов к данному виду деятельности необходимо выстроить систему управления. Рассмотрим составляющие данной системы, апробированные в рамках деятельности Региональной инновационной площадки МАДОУ «Детский сад № 482 г. Челябинска».
Система управления складывается из реализации нескольких механизмов:
• организации изучения педагогами содержания обновленного ФГОС ДО, Федеральной образовательной программы дошкольного образования, адаптированной образовательной программы дошкольного образования обучающихся с ОВЗ,
• создания Временного творческого коллектив, на который возлагается ответственность за разработку адаптированной образовательной программы для детей с ОВЗ,
• обеспечения применения для проектирования АОП ДОО Региональной модельной образовательной программы дошкольного образования,
• организации представления содержания АОП ДОО на педагогических мероприятиях и утверждения ее на Педагогическом совете ДОО [1].
Рассмотрим более подробно выше обозначенные управленские механизмы.
сз о со "О
1=1 А
—I
о
сз т; о m О от
З
ы о со
о с
и
см оо
В основе готовности педагогов к разработке АОП ДОО для нозологической группы детей, посещающих учреждение, лежит организация изучения педагогами актуальных нормативных документов в сфере дошкольного образования.
Данные мероприятия были внесены в Годовой план учреждения на 2022-2023 учебный год. В содержание методических мероприятий запланированы продуктивные и эвристико-продуктивные формы методической работы: теоретический семинар по представлению и обсуждению Федеральной образовательной и Федеральной адаптированной образовательной программ, педагогам была представлена также Региональная модельная образовательная программа дошкольного образования, которая является в Челябинской области условием создания единого образовательного пространства; проблемные и проблемно-проектные семинары по следующим темам: «Применение ре-позитория модельной программы для выстраивания целостного коррекционно-образовательного процесса», «Условия организации коррекционно-образовательного процесса для детей с ОВЗ», «Учебно-методическое обеспечение раздела «Коррекционно-развивающая работа».
Следующим механизмом управления стало создание Временного творческого коллектив, на который возлагается ответственность за разработку адаптированной образовательной программы для детей с нарушениями речи. Деятельность Временного творческого коллектива базируется на Приказе о его создании и Положении о деятельности коллектива, утвержденных заведующим МАДОУ «Детский сад № 482 г. Челябинска».
Заключительным этапом в данной системе управления стала организация представления содержания АОП ДОО на педагогических мероприятиях и утверждение ее на Педагогическом совете ДОУ. Решением Педагогического совета МАДОУ «Детский сад № 482 г. Челябинска» АОП ДОУ принята к исполнению всеми педагогами [1].
Организованные выше перечисленные мероприятия позволили обеспечить готовность коллектива разработчиков АОП ДОО к качественной работе.
Спроектированная АОП была подвергнута экспертному оцениванию, для организации которого была применена диагностическая карта соответствия адаптированной образовательной программы ДОО обязательному минимуму содержания, заданного в Федеральной адаптированной образовательной программе. В данную карту заложены следующие показатели оценивания:
1. Соответствие разработанной АОП ДОО структуре ФАОП ДО и ФОП ДО.
2. Соответствие цели и задач АОП ДОО ФАОП ДО и ФОП ДО.
3. Соответствие выбранных планируемых результатов в АОП ДОО предложенным в ФАОП ДО по определенной нозологической группе.
4. Соответствие цели и содержания образовательной деятельности по образовательным об-
ластям и направлениям воспитания АОП ДОО ФОП ДО и ФАОП ДО по нозологической группе, к которой отнесены воспитанники ДОУ. 5. Соответствие направленности программ коррекционно-развивающей работы, обозначенной в АОП ДОО, с перечнем целевых (нозологических) групп в ФАОП ДО. Следующим этапом в системе управления стали механизмы, обеспечивающие реализацию АОП ДОО, связанные с выстраиванием системы контроля со стороны заведующего ДОО и заместителя по учебно-методической работе:
• внесение содержания контроля за реализацией АОП ДОО в содержание Внутренней системы оценки качества образования (ВСОКО),
• выстраивание системы контроля за организацией коррекционно-развивающих занятий,
• контроль за соблюдением санитарно-гигиенических требований к организации образовательного процесса,
• контроль за достижением планируемых результатов (по данным проведенного мониторинга индивидуального развития детей) [8]. Контроль как управленческая функция, строится на Положении о должностном контроле. Система контроля также вносится в Годовой план на 2023-2024 учебный год. Так на сентябрь планируется текущий контроль по теме: «Оценка содержания и качества календарного планирования деятельности всех специалистов, работающих на конкретной возрастной группе детей с ОВЗ». Цель: изучение полноты и качества содержания взаимодействия специалистов, работающих в группах для детей с ОВЗ. В феврале запланирован тематический контроль по организации системы взаимодействия специалистов по реализации принципа «индивидуализация образования детей с ОВЗ».
Считаем целесообразным организовать тематический контроль (в форме собеседования) «Качество освоения детьми ОП ДОУ и АОП ДОУ» для выявления достижения планируемых результатов.
Контроль за соблюдением санитарно-гигиенических требований к организации образовательного процесса ложится в соответствии с Циклограммой контроля на старшую медицинскую сестру и старшего воспитателя. В содержании данного вида контроля входит:
• соблюдение регламента занятий с детьми в соответствии с образовательной программой, учебным планом и календарным планом - графиком,
• соблюдение времени проведения занятий в соответствие с СанПиН,
• соблюдение требований к используемому раздаточному и демонстративному материалы для организации коррекционно-развивающих занятий.
Все выше обозначенные требования обеспечивают качество организованного коррекционно-развивающего процесса и индивидуальный подход к детям с ОВЗ.
В соответствии с требования Федеральной адаптированной образовательной программы в ДОО организуется развивающее оценивание. Для организации такого оценивания применяются созданные в Челябинской области электронные программы «ДИА-ДЕФ» и «ЛО-ДИ». Программа «ДИА-ДЕФ» применяется для педагогической диагностики детей с задержкой психического развития, интеллектуальными нарушения и раним детским аутизмом. В содержание программы внесены планируемые результаты из ФАОП ДО. Применение данной программы помогает специалистам увидеть продвижения ребенка, имеющиеся трудности и выстроить систему индивидуальной кор-рекционной помощи.
Программа «ЛО-ДИ» предназначена для изучения индивидуального развития детей с тяжелыми нарушениями речи (далее ТНР). Применяется в работе учителя-логопеда и воспитателя группы компенсирующей и комбинированной направленности, которые посещают дети с ТНР.
Контроль за достижением планируемых результатов осуществляется три раза в год: в сентябре (входная диагностик), в январе (промежуточная диагностика), в мае (итоговая диагностика). Результаты диагностики обсуждаются на Педагогических советах, а также на психолог-педагогическом консилиуме учреждения и принимаются решения о стратегии оказания каждому ребенку коррекционной помощи.
Таким образом, система управления, базирующаяся на применении таких механизмов, как: обеспечение готовности педагогов к проектированию адаптированной образовательной программы дошкольной образовательной организации, управление проектированием АОП ДОО, управление процессом реализации АОП ДОО, обеспечивает качество освоения детьми АОП ДОО и в целом качество дошкольного образования.
Литература
1. Сваталова Т.А., Яковлева Г.В. Основания отбора содержания дополнительного профессионального образования педагогов дошкольного образования /Научное обеспечение системы повышения квалификации кадров. 2014. № 1 (18). С. 41-45
2. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» - М.: Издательство «Оме-га-Л», 20134. 134с.
3. Федеральный закон от 31 июля 2020 г. № 304-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» по вопросам воспитания обучающихся»
4. Федеральный закон от 24.09.2022 № 371-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» и статью 1 Федерального закона «Об обязательных требованиях в Российской Федерации»
5. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от 17.10.2013 № 1155, в редакции приказа Минпросвещения России от 8.11.2022 г. № 955
6. Федеральная образовательная программа (приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 25.11.2022 № 1028 «Об утверждении федеральной образовательной программы дошкольного образования») (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 28.12.2022 № 71847)
7. Федеральная адаптированная образовательная программа дошкольного образования обучающихся с ОВЗ (Приказ Министерства Просвещения РФ от 24 ноября 2022 года № 1022 «Об утверждении федеральной адаптированной образовательной программы дошкольного образования для обучающихся с ОВЗ»)
8. Яковлева Г.В., Сваталова Т.А. Подготовка педагогов к проектированию программы развития дошкольной образовательной организации // Научное обеспечение системы повышения квалификации кадров. 2018. № 2 (35). С.45-49
MANAGEMENT OF THE DESIGN AND IMPLEMENTATION OF AN ADAPTED EDUCATIONAL PROGRAM FOR PRESCHOOL EDUCATION OF CHILDREN WITH DISABILITIES
Alyabusheva S.V.
Municipal Autonomous preschool educational institution "Kindergarten No. 482, Chelyabinsk"
The author discusses the problem of designing and implementing an adapted educational program for preschool education. The mechanisms for managing the design and implementation of the AVO AOP are presented. The management system consists of the implementation of several mechanisms: the organization of teachers to study the content of the updated FSE DO, Federal educational program of preschool education, adapted educational program of preschool education of students with disabilities, creating a temporary creative team, which is responsible for the development of an adapted educational program for children with disabilities, ensuring the application of the Regional Model Educational Program of Preschool Education for the design of the DTA AOP, organization of presentation of the content of the PTA AOP at pedagogical events and its approval at the PTA Pedagogical Council. The control system is affected as a mechanism for managing the implementation of AVO AOP.
Keywords: management, adapted educational program, management mechanisms, internal quality assessment system.
References
1. Svatalova T.A., Yakovleva G.V. Grounds for selecting the content of further professional education of teachers of preschool education/Scientific support of the system of advanced training of personnel. 2014. № 1 (18). S. 41-45
2. Federal Law "On Education in the Russian Federation" - M.: Omega-L Publishing House, 20134. 134s.
3. Federal Law of July 31, 2020 No. 304-FZ "On Amendments to the Federal Law" On Education in the Russian Federation "on education of students"
4. Federal Law of 24.09.2022 No. 371-FZ "On Amendments to the Federal Law" On Education in the Russian Federation "and Article 1 of the Federal Law" On Mandatory Requirements in the Russian Federation"
5. Federal State Educational Standard for Preschool Education, approved by Order of the Ministry of Education and Science
C3
о
CO "O
1=1 А
—I
о
C3 t; о m О от
З
ы о со
of the Russian Federation dated 17.10.2013 No. 1155, as amended by Order of the Ministry of Education of Russia dated 8.11.2022 No. 955 6. Federal educational program (order of the Ministry of Education of the Russian Federation of 25.11.2022 No. 1028 "On approval of the federal educational program of preschool education") (registered by the Ministry of Justice of the Russian Federation 28.12.2022 No. 71847)
7. Federal adapted educational program of preschool education for students with disabilities (Order of the Ministry of Education of the Russian Federation of November 24, 2022 No. 1022 "On approval of the federal adapted educational program of preschool education for students with disabilities")
8. Yakovleva G.V., Svatalova T.A. Preparation of teachers for the design of a program for the development of a preschool educational organization/Scientific support of a system for advanced training of personnel. 2018. № 2 (35). S. 45-49
o d
u
CM CO