Вестник экономики, права и социологии, 2014, № 1
Социология
УДК 005:621.311
Управление проектами в энергетике: факторы эффективности
Вагапова Н.А.
Кандидат психологических наук,
доцент кафедры менеджмент предприятия
Казанского государственного энергетического университета
Вагапов Г.В.
Кандидат технических наук, доцент кафедры электрооборудования и электрохозяйства предприятий, организаций и учреждений Казанского государственного энергетического университета
Абдуллин Л.И.
Аспирант кафедры энергетических систем и сетей Казанского государственного энергетического университета
В статье рассматривается проектный подход как один из значимых факторов эффективного развития энергетических систем и soft skills как ключевые компетенции современного проектного менеджера в энергетических системах.
Ключевые слова: управление проектами, проектный менеджер в энергетических системах, soft skills.
Проблема энергоэффективности чрезвычайно актуальна в современной реальности, т.к. является не только общероссийским, но и общемировым трендом. При этом необходимо отметить, что задачи повышения энергоэффективности могут решаться на разных уровнях: оптимизация потребления энергетических ресурсов, снижение удельного веса энергоресурсов в единице производимой продукции, снижение коммунальных и иных платежей и др. Один из основных инструментов реализации стратегии развития компании в области энергоэффективности являются создаваемые и реализуемы проекты [1; 2].
Проекты по энергоснабжению могут быть разными, в т.ч. довольно сложными, комплексными и многоэтапными. Например, первый этап - проведение энергетического обследования может рассматриваться как самостоятельный проект. Второй этап
- создание энергоэффективной модели по решаемой проблеме может рассматриваться как следующий проект. Третий этап - реализация представленной модели может быть представлен как третий проект.
Выполнение данных проектов предполагает изучение документов, обследование состояния энергетического хозяйства компании, осуществление комплекса измерений (расхода, использования электроэнергии), определение энергоэффективности продукции и разработка новой модели по обеспечению энергоснабжения. Таким образом, отталкиваясь от проекта-исследования, можно по-новому выстраивать деятельность предприятия в области снабжения энергетическими ресурсами, реализуя инновационные проекты [3].
При этом центральным звеном любого проекта выступает управление. Управление проектами - это
130
Вестник экономики, права и социологии, 2014: № 1
Социология
сочетание науки и искусства, позволяющих создать продукт проекта методами организации надежной команды, эффективно использующей технические и управленческие методы [4].
Необходимо отметить, что управление проектами является квинтэссенцией методов традиционного менеджмента. Базовое отличие традиционного менеджмента от менеджмента проектов в том, что управление организацией создается длительное время, а процессы управления проектом, в том числе в энергетических комплексах, включаются с его началом и завершаются с его окончанием [5]. При этом еще одним значимым отличием проектного менеджмента является расстановка акцентов. Первый акцент ставится на целостности и структурированности информации по проекту и ее сформированно-сти до реализации проекта. Второй акцент - это необходимость прогноза параметров проекта в целом, в т.ч. стоимость проекта и сроков его завершения. Одновременно необходимо выделить отношение команды к работе в проекте. Третий, ключевой акцент в проектном менеджменте - это компетенции soft skills («мягкие» навыки) [6].
Понятие «soft skills» связано с деловым взаимодействием. К soft skills относятся коммуникативные и управленческие навыки: установление отношений, работа в команде, слушание собеседника, проведение переговоров, навыки убеждения, ораторское искусство, проведение презентаций, ведение дискуссий, решение проблем, принятие решений, лидерство, тренерство, мотивирование, создание эффективных команд, разрешение конфликтных ситуаций [7].
Результаты исследований, проведенных разными группами ученых и специалистов показывают, что эффективность реализации проектов в большей степени связана с коммуникационными процессами, нежели с экономическими или техническими причинами [8]. Одновременно результаты исследований в области деятельности персонала показывают, что вклад soft skills в профессиональную успешность сотрудника составляет 85 % [9; 10]. Результаты исследования в области менеджмента показали, что эффективность руководителей компаний на 75 % определяется soft skills и только на 25 % - hard skills [11]. При этом Г. Минцберг, один из известных специалистов в области менеджмента, выделяет критически важные качества soft skills: лидерство, работа в команде, общение, нестандартное мышление [12].
Рассматривая навыки soft skills, необходимо упомянуть о концепции эмоционального интеллекта П. Сэловей, Дж. Майера и Д. Карузо, которые определяют эмоциональный интеллект (EQ) как группу ментальных способностей, которые способствуют осознанию и пониманию собственных эмоций и эмоций окружающих [13]. Результаты ряда исследований свидетельствуют, что факторы эмоциональ-
ного интеллекта во многом совпадают с soft skills. При этом отмечается, чем выше ранг руководителя, тем больше навыков эмоционального интеллекта заложено в фундамент его успеха [14].
В результате исследований в области компетенций проектного менеджмента отечественные авторы выделяют такие свойства менеджера:
- навыки общего менеджмента: умение управлять персоналом;
- навыки проектного менеджмента: уметь управлять коммуникациями, конфликтами, изменениями;
- знание отраслевой специфики проекта [15; 16].
Исследования в сфере профессиональной успешности менеджеров энергетического комплекса показали, что наиболее значимыми качествами являются: умение мотивировать, способность управлять собой в стрессовой ситуации, стремление к самообучению и саморазвитию, настойчивость в достижении цели, умение обрабатывать оперативную информацию [17].
Однако исследований в области компетенций проектного менеджера энергетических систем практически нет. Соответственно, исследование компетенций проектного менеджера энергетических систем будет способствовать раскрытию особенностей эффективной деятельности менеджера, что позволит ему, с одной стороны, успешно реализовывать собственные цели, с другой - обеспечивать соответствие деятельности ожиданиям внешнего окружения. Следовательно, существует необходимость в данных исследованиях.
Задачей исследования явилось выявление уровня значимости свойств soft skills для личности проектного менеджера в энергетических системах.
В данном исследовании soft skills будет пониматься как механизм деятельности, с помощью которого проектный менеджер осуществляет управление деятельностью.
Soft skills формируется в процессе жизнедеятельности личности менеджера. Влияние на ее формирование оказывает как внешняя, так и внутренняя среда. При этом сформированность soft skills - важный этап в развитии личности менеджера, позволяющий эффективно взаимодействовать с внешним окружением.
Следовательно, можно предположить, что soft skills является базовой характеристикой современного проектного менеджера в энергетических системах.
Для решения данной задачи был проведен экспертный опрос руководителей и специалистов энергетических систем для получения оценок важности soft skills в процессе реализации проектов по энергоэффективности. Всего в исследовании приняли участие 79 человек. Им предлагалось проранжировать 40 свойств личности по степени их важности для эффективной деятельности проектного менеджера в энергетических системах. Наиболее значимые свой-
131
Вестник экономики, права и социологии, 2014: № 1
Социология
ства soft skills, выделенные в результате ранжирования, представлены в таблице 1.
Таблица 1
Результаты ранжирования наиболее значимых свойств личности проектного менеджера в энергетических комплексах
№ п/п Наиболее значимые свойства личности проектного менеджера в энергетических комплексах Значимость в %
1 коммуникативные навыки 81
2 лидерство 80
3 умение работать в команде 78
4 креативность 77
5 целеустремленность 75
6 аналитическое мышление 74
7 умение управлять конфликтами 71
8 способность к изменениям 70
9 деловая активность 69
10 ответственность 68
При анализе результатов ранжирования свойств личности проектного менеджера в энергетических системах выявлено, что одним из значимых качеств для эффективной деятельности являются коммуникативные навыки и лидерство (81 % и 80 %). Кроме того, довольно высоко оцениваются умение работать в команде (78 %), креативность (77 %) и целеустремленность (75 %). При этом необходимо отметить, что все качества, указанные в первой десятке эффективных свойств проектного менеджера в энергетических системах, являются составляющими soft skills.
Таким образом, полученные результаты свидетельствует о высоком значении soft skills для эффективной деятельности менеджера по проекту в энергетических системах. Представленные результаты подтверждают, что деятельность по управлению проектами в энергетических системах предполагает разного рода решения по ситуациям разного формата. И это обуславливает высокую значимость для менеджера по проекту в энергетических системах управленческих и коммуникативных компетенций. И, следовательно, значимость soft skills для эффективной деятельности менеджера по проекту в энергетических системах очевидна. Соответственно, изучение soft skills как механизма деятельности менеджера по проекту в энергетических системах будет способствовать раскрытию особенностей данного механизма, что позволит использовать его более эффективно.
Литература:
1. Тимофеев Р.А. Абрамова А.В. Внедрение программ бережливого производства как инструмент повышения эффективности региональных энергокомпаний // Вестник экономики, права и социологии. - 2013. - № 1. - С. 101-105.
2. Ехлакова Е.А. Изменения в жизненном уровне личности, труда, собственности, экономических функциях государства в период рыночного реформирования российской экономики // Вестник экономики, права и социологии. - 2012. - № 4. - С. 27-32.
3. Вагапов Г.В., Роженцова Н.И., Шаймухамето-ва А.Г. Планирование электропотребления как один из методов повышения энергоэффективности производства // Вектор науки Тольяттин-ского государственного университета. - 2012. -№ 3. - С. 57-59.
4. Ярошенко Ф.А., Бушуев С.Д., Танака Х. Управление инновационными проектами и программами на основе системы знаний Р2М. - Киев: Украинская ассоциация управления проектами, Саммит-Книга, 2011. - 268 с.
5. Филиппов Н. Управление проектами. - URL: http://solitonkg.ru/site/39.
6. Субботин А. Управление проектами: мода или необходимость? // Энергополис. - 2013. - № 1-2(65-66) январь-февраль. - URL: http://energypolis.ru/ portal/2013/1756-upravlenie-proektami-moda-ili-neobxodimost.html (дата обращения: 08.01.14).
7. Hard или soft skills: что важнее для менеджера? -URL: http://futurecenter.in.ua/pratsevlashtuvannya/ korysni-porady/hard-yly-soft-skills-chto-vazhnee-dlya-menedzhera/ (дата обращения: 12.01.14).
8. Берр Х. Проектный менеджмент в рыночной экономике. - URL: http://www.iteam.ru/publications/ marketing/section_22/article_2473.
9. Иванов Д. Путь к вершине. Факторы успеха. Что важнее: soft skills или hard skills? // Управление человеческим потенциалом. - 2010. - № 3. - URL: http:// www.colloquium.ru/article/hard_soft/hard_soft.php.
10. Хузиева Э.Ф. Социализация как механизм формирования профессиональной идентичности и трудовых ценностей // Вестник экономики, права и социологии. - 2011. - № 4. - С. 238-241.
11. Peggy Klaus. The Hard Truth About Soft Skills. Harper Collins Publishers, 2007. - 190 р.
12. Mintzberg H. Managers Not MBAs: A Hard Look at the Soft Practice of Managing and Management Development. - Berrett-Coehler Publishers, 2004. -463 р.
13. Mayer J.D., Di Paolo M., Salovey P. Perceiving affective content in ambiguous visual stimuli: a component of emotional intelligence // Journal of Personality Assessment. 1990. Vol. 54. - № 3-4. -P. 772-781.
14. Гоулман Д., Бояцис Р., Макки Э. Эмоциональное лидерство. - М.: Альпина Бизнес Букс, 2008. -301 с.
132
Вестник экономики, права и социологии, 2014: № 1
Социология
15. Рыбаков М. «Менеджер проекта» звучит гордо // Управление компанией. - 2006. - № 2. -URL: http://mrybakov.ru/library/articles/project_
manager_sounds_proudly.
16 Кузьмина Л.П. Развитие теории принятия решений в менеджменте // Вестник Казанского госу-
дарственного энергетического университета. -2009. - № 2. - С. 51-55.
17. Шаповалова В.А. Индивидуальная профессиональная успешность менеджеров энергетического комплекса: дис. ... канд. психол. наук. - Ростов-на-Дону, 2009. - 193 с.
Project Management in Energetics: Efficiency Factors
N.A. Vagapova, G.V. Vagapov, L.I. Abdullin The Kazan State Power University
The paper dwells upon project approach as one of the significant factors of effective development of energy systems and soft skills as key competences of present-day project manager in energy systems.
Key words: project management, project manager in energy systems, soft skills.
133