© И.В. Чистникова, 2016
мётеор:сйти №5/2016
НАУКА РАЗВИТИЯ
ИРИНА ВЯЧЕСЛАВОВНА ЧИСТНИКОВА
кандидат экономических наук, доцент, доцент кафедры экономики и моделирования производственных процессов НИУ «БелГУ», г. Белгород, Россия
СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО КАПИТАЛА КАК ФАКТОР ПРОИЗВОДИТЕЛЬНОСТИ ТРУДА
Аннотация. Статья посвящена обоснованию признаков, умений, навыков и качеств социально-психологического развития человеческого капитала как фактора производительности труда. Рассмотрен комплекс умений, навыков и качеств работника, отражающих уровень социально-психологического его развития.
Ключевые слова: социально-психологическое развитие, развитие человеческого капитала, «мягкие навыки», человеческий капитал.
В современных условиях решение экономических задач невозможно без применения комплексного подхода к управлению экономическим развитием.
Так как законы развития производства не возможно разделить на экономические и социальные, то и при управлении человеческим капиталом как фактором повышения производительности труда необходимо применение системного подхода.
Проблемам роста производительности труда за счет улучшения профессиональных навыков и компетенций работников, по
нашему мнению, в теории и на практике уделяется достаточно много внимания. При этом вопросы влияния социально-психологического развития человеческого капитала на уровень производительности труда не достаточно освещены в научной литературе.
Зарубежные ученые Дж. Хагель, Дж. С. Браун, П. Друкер сходятся в мнении, что в современной ситуации свободного перемещения капиталов на первое место для бизнеса выходит вопрос поиска наиболее талантливых, психологически устойчивых, коммуникативно эффективных работников [1, 2].
© И.В. Чистникова, 2016
Качественно нового уровня производительности труда на предприятиях можно достичь за счет социального планирования как метода научного управления социальными явлениями и процессами [3].
Составление социальных планов предприятий невозможно без характеристики признаков и факторов социально-психологического развития человеческого капитала.
В практике менеджеров во всем мире принято разделять бизнес-показатели на две категории — «hard» и «soft». К первым относят легко измеримые и достаточно переводящиеся в материальный эквивалент показатели, такие как: увеличение продаж, рост прибыли, сокращение издержек, увеличение доли рынка, повышение качества; снижение процента брака, количество рекламаций или жалоб клиентов, текучесть кадров.
Ко второй категории принято причислять показатели, связанные с коммуникативными навыками и психологией личности, такие как: психологическая атмосфера в коллективе, количество конфликтов; повышение удовлетворенности сотрудников; формирование новых эффективных команд и так далее.
В соответствии с данной условной классификацией показателей результатов деятельности предприятия выделяют группы личных качеств работников «hard skills» и «soft skills».
В группу «hard skills» или «жесткие умения» принято включать профессиональные, технические навыки, легко поддающиеся наблюдению, измерению и наглядной демонстрации.
«Soft skills» («мягкие навыки» или «гибкие навыки») — это личные качества работника, которые позволяют быть успешным, независимо от специфики и направления деятельности и направления.
Набор умений, навыков и качеств работника, включаемых в группу «soft skills» непосредственно отражает уровень социально-психологического развития человека.
<у
Метеор-Сити
НАУКА РАЗВИТИЯ
№5/2016
Социально-психологическое развитие человека можно охарактеризовать при помощи следующих навыков: умение убеждать, находить подход к людям, лидировать, межличностное общение, ведение переговорных процессов, работа в команде, личностное развитие (обучаемость), управление временем, эффективное планирование своей деятельности, эрудированность, креативность, умение работать с информацией, стрессоустойчивость и т.п. [4, 5].
Уровень социально-психологического развития сотрудника на современном этапе развития экономики является таким же важным качеством сотрудника, как и его профессиональные навыки. Это связано с тем, что главной ценностью в настоящее время является не вещественный продукт труда, а информация. Научно-технический прогресс ведет к устареванию профессиональных навыков, а социально-психологическое развитие неизменно и необходимо всегда.
Социально-психологическое развитие человеческого капитала не является отличительной чертой определенной профессиональной группы. Весь комплекс социально-психологических компетенций трудовых ресурсов, необходимых для эффективной деятельности в любой сфере, можно разделить на следующие группы:
• группа коммуникативных навыков, необходимых для отношений с людьми, поддержания разговора, эффективного поведения в критических ситуациях при общении с другими людьми. В эту группу следует включить такие качества как: умение слушать, убеждение и аргументация, не-творкинг: построение и поддержание бизнес-отношений, ведение переговоров, проведение презентаций, базовые навыки продаж, самопрезентация, публичные выступления, командная работа, нацеленность на результат, деловое письмо, клиен-тоориентированность;
• группа навыков управления собой. В эту
группу следует включить такие качества как: управление эмоциями, управление стрес-
© И.В. Чистникова, 2016
Метеор-Сити №5/2016
НАУКА РАЗВИТИЯ
сом, управление собственным развитием, планирование и целеполагание, тайм-менеджмент, энтузиазм и инициативность, настойчивость, рефлексия, использование обратной связи;
• группа навыков эффективного мышления. В эту группу следует включить такие качества как: системное мышление, креативное мышление, структурное мышление, логическое мышление, поиск и анализ информации, выработка и принятие решений, проектное мышление, тактическое и стратегическое мышление (для руководителей);
• группа управленческих навыков. В эту
группу следует включить такие качества как: планирование, постановка задач сотрудникам, мотивирование, управление исполнением, контроль реализации задач, развитие сотрудников, ситуационное руководство и лидерство, ведение совещаний, подача обратной связи, управление проектами, управление изменениями, делегирование.
Изображение: flickr.com
Для обеспечения высокого уровня производительности труда на предприятиях необходимо реализовывать следующие меры в сфере социально-психологического развития человеческого капитала:
• обучение работников компаний должно быть непрерывным процессом посредством приобретения нового опыта, знакомств с новыми профессионалами, решения новых сложных задач, использования новых инструментов;
• процесс развития должен быть распланирован и упорядочен, осуществляться комплексно в разных форматах;
• организация и проведение мастер-классов, тренингов, семинаров для сотрудников компании.
Таким образом, социально-психологическое развитие человека в общих чертах может быть охарактеризовано как уровень коммуникативных способностей, умение управлять своими эмоциями, отношение к жизни и личный тайм-менеджмент. Для повышения производительности труда необходимо привлечение работников с высоким уровнем социально-психологического развития и осуществление мероприятий по совершенствованию системы социально-психологического развития трудового коллектива.
© И.В. Чистникова, 2016
(^МЁТЕОР-С
НАУКА РА38Р
И Т И Я
ити №5/2016
Библиографический список
1. Друкер П.Ф. Менеджмент. Вызовы ХХ1 века. М.: Манн, Иванов и Фербер, 2012. 256 с.
2. Фридман Т. Начинается глобальная конвергенция образования [Электронный ресурс] // Курьер, 2006. N 4. URL: http://www.courier-edu.ru/cour0604/4100.htm (дата обращения: 23.08.2016).
3. Серопов Л.М. Социальное развитие трудового коллектива и факторы роста производительности труда в условиях становления рыночных отношений // Экономические науки, 2009. N 8(57). С. 51-53.
4. Келарев В.В., Котова Н.С. Конвергенциальный подход к организации бизнес-образования в вузе: зарубежный опыт // Государственное и муниципальное управление. Ученые записки СКАГС. 2015. N 4. С. 188-193.
5. Шипилов В. Перечень навыков soft-skills и способы их развития [Электронный ресурс] // Корпоративный менеджмент. URL: http://www.cfin.ru/management/people/dev_val/soft-skills.shtml (дата обращения: 23.08.2016).
Irina Vyacheslavovna Chistnikova
PhD in Economics, Associate Professor of the Department Chair of Economics and Simulation of Manufacturing Processes of Belgorod State University, Belgorod, Russia
SOCIAL AND PSYCHOLOGICAL DEVELOPMENT OF HUMAN CAPITAL AS A PRODUCTIVITY FACTOR
Summary. The article is devoted to substantiation of signs, skills and qualities of social and psychological development of human capital as a factor of productivity. The complex of skills and characteristics of a worker, reflecting the level of his social and psychological development, is described. Key words. Social and psychological development, human capital development, "soft skills", human capital.