УДК 65.012
DOI: 10.24151/2409-1073-2018-2-49-57
Тенденции развития проектного управления в России
Я. Г. Прима
Национальный исследовательский университет «МИЭТ», Москва, Россия [email protected]
Представлены результаты исследования, цель которого — определение перспектив развития проектных компетенций российских организаций и ключевых навыков руководителей проектов. Приводятся данные о мировых тенденциях проектного менеджмента, проведен анализ текущего состояния проектного управления в государственном секторе в России; охарактеризована национальная система сертификации, ГОСТов и профессиональных стандартов. Рассматриваются основные тенденции проектного управления, такие как растущее разнообразие проектных ролей, сочетание классических и гибких методологий в практике российских компаний, рост числа проектных офисов и обострение проблем, связанных с их эффективностью для бизнеса, а также актуальность развития гибких личностных навыков (softskills) руководителя проекта.
Ключевые слова: проектный менеджмент; управление проектами; методологии проектного менеджмента; проектная роль; компетенции проектного менеджера; проектный офис; профессиональный стандарт.
Project Management Development Trends in Russia
Y. G. Prima
National Research University of Electronic Technology, Moscow, Russia [email protected]
The author introduces the results of the study which purpose is to determine the prospects for the development of Russian organizations' project competencies and key project managers' skills. The author did present data on world trends in project management, did analyze the current state of project management in the public sector in Russia; did characterize the national system of certification, GOST standards and professional standards. The author discusses the main project management trends, such as the growing variety of project roles, the combination of classical and flexible methodologies in the practice of Russian companies, the growth in the number of project offices and the aggravation of problems related to their effectiveness for business, the relevance of the development of softskills.
Keywords: project management; project management methodologies; project role; project manager competencies; project management office; professional standard.
Проектное управление традиционно считается одним из главных факторов, способствующих успешным изменениям и развитию инноваций в современных компаниях. Помимо системного мышления,
© Прима Я. Г.
клиентоориентированности и готовности к межкультурной коммуникации, надпрофес-сиональным навыком сотрудника компании любой сферы деятельности является управление проектами [1]. Несмотря на то, что
глобальную экономику все чаще называют проектно-ориентированной, на сегодняшний день на мировом рынке труда существует большой разрыв между уровнем потребности в компетентных проектных менеджерах и способностью современных специалистов — и имеющих опыт профессиональной деятельности, и начинающих — заполнить эти позиции. Существенный рост числа вакансий, где требуются проектные навыки, особенно в быстроразвивающихся экономиках, таких как Индия и Китай, был отмечен в прогнозном обзоре Project Management Institute (PMI) на 2017—2027 гг. [2]. По оценкам экспертов, к 2027 г. уровень потребности в проектно-ориентированных специалистах достигнет 87,7 млн сотрудников, причем возрастет спрос в компаниях, традиционно не относящихся к проектно-ориентированным сферам экономики. Это подтверждает, например, 17 %-ное увеличение спроса на проектных специалистов в 2017 г. в сфере медицины США.
В ежегодном глобальном исследовании Pulse of the Profession — 2018 [3], проводимом PMI, приняли участие почти 4500 респондентов: топ-менеджеров компаний, руководителей проектов и проектных офисов по всему миру. По результатам опроса, компании с высоким уровнем зрелости проектного управления в 2,5 раза чаще достигают поставленных целей, 58 % организаций в полной мере осознают ценность проектного менеджмента, 93 % используют стандартизированные практики в управлении проектами. Исследование результативности проектов респондентов показало, что около 70 % проектов достигли целей, около 57 % выполнены в рамках бюджета, 52 % выполнены в срок; полностью неуспешными оказались 15 % проектов. Данные по отдельным сферам деятельности разнятся: так, по информации аналитической компании The Standish Group, в IT-разработ-ках успешных проектов всего 29 %, более половины относятся к сомнительно успешным и 19 % — к полностью неудачным [4]. Основными факторами успеха проекта специалисты называют: его связь со стратегией, поддержку спонсором организационных изменений; контроль содержания проекта, ориентацию
на результат и обратную связь с заказчиком, а также достаточную зрелость проектного управления, позволяющую компании через развитие проектных компетенций обеспечивать конкурентоспособность бизнеса.
Участники исследования PMI считают, что профессионалы проектного управления будут постоянно расширять свои компетенции в связи с появлением новых проектных ролей. Более половины опрошенных ощущают значительное влияние цифровой трансформации на деятельность компании и осознают возрастающую роль обучаемости и коммуникационных навыков, лидерских и управленческих компетенций.
В России к проектно-ориентированным сферам деятельности традиционно относятся следующие: информационные технологии и телекоммуникации, архитектура и строительство, космическая и оборонная промышленность, энергетика, инжиниринг, консалтинг и другие сферы, в которых бизнес построен на проектных продажах. В проект-но-зависимых организациях также развивается проектное управление; реализуются проекты организационных изменений, разработки новых товаров и технологий производства, внедрения корпоративных информационных систем и другие.
Рассмотрим основные тенденции развития проектного управления в российской практике.
1. Развитие проектного управления в госсекторе. Основными направлениями стратегического развития в России до 2025 г. являются: здравоохранение, образование, ипотека и арендное жилье, ЖКХ и городская среда, международная кооперация и экспорт, производительность труда, малый бизнес и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы, реформа контрольной и надзорной деятельности, безопасные и качественные дороги, цифровая экономика, экология и моногорода [5].
В конце 2017 г. принят ряд постановлений Правительства РФ о переходе приоритетных программ (в образовании, медицине, сельском хозяйстве и транспорте) на проектное управление [6]. Благодаря
внедрению проектного управления госпрограммами Правительство РФ рассчитывает сконцентрировать финансовые средства и квалифицированные управленческие кадры на решении приоритетных задач государства в условиях ограниченности ресурсов и высоких рисков. В конечном итоге данные меры должны привести к сокращению бюджетов и сроков реализации проектов, повысить качество результатов и усовершенствовать межведомственное взаимодействие.
Постановлением Правительства РФ № 1050 от 15 октября 2016 г. [7] утверждено Положение об организации проектной деятельности в Правительстве Российской Федерации, в котором:
— определена организационная структура системы управления проектной деятельностью;
— установлен порядок инициирования, подготовки, реализации и завершения приоритетных проектов и программ, порядок мониторинга и итоговой оценки их успешности;
— утверждена функциональная структура системы управления проектной деятельностью в Правительстве РФ, в которую включены Президиум Совета при Президенте Российской Федерации, Федеральный проектный офис и ведомственные координационные органы;
— описаны функции ролей временных проектных структур;
— определены функции Центра компетенций проектного управления.
В соответствии с планом первоочередных мероприятий по организации проектной деятельности в Правительстве Российской Федерации на 2016 и 2017 гг. [8], к концу 2017 г. уже выполнен ряд работ по построению государственной системы управления проектами: создан прототип автоматизированной информационной системы «Облачное решение по автоматизации проектной деятельности органов государственной власти», разработаны программы обучения госслужащих. На начало 2018 г. обучено несколько сотен ключевых участников проектной деятельности. Более 200 ответственных исполнителей и соисполнителей приоритетных проектов и программ прошли оценку соответствия
квалификации в сфере проектного управления, проводимую Центром проектного менеджмента РАНХиГС; составлен и пополняется «Единый реестр проектных специалистов в государственном секторе Российской Федерации» [9]. В рамках оценки квалификации участники проектной деятельности подтверждают уровень владения методологией проектного управления и соответствующие персональные и управленческие компетенции, включая стратегическое мышление, лидерство, принятие управленческих решений, командное взаимодействие, гибкость и готовность к изменениям, персональную э ффективность.
Одним из главных вызовов для государства стал качественно новый запрос на отношения с гражданами. С развитием цифровых коммуникаций стало возможным быстро получать информацию об отношении к государственным проектам и программам, изучать общественное мнение, использовать технологии Big Data в целях получения актуальной объективной информации наряду со статистическими отчетами ведомств.
С учетом опыта реализации приоритетных проектов и программ утвержден план мероприятий по развитию проектной деятельности в Правительстве России на 2018 г. [10]. Планом предусмотрены доработка нормативной базы и системы мотивации, решение проблем, связанных с совмещением формальных должностей и проектных ролей. Разработаны мероприятия по внедрению механизмов проектного управления, интеграции циклов стратегического, проектного управления и бюджетного планирования.
2. Национальные конкурсы. При поддержке Аналитического центра при Правительстве Российской Федерации в течение 5 лет проводится ежегодный конкурс профессионального управления проектной деятельностью «Проектный Олимп» (http://pmolimp.ru), в котором участвуют среди прочего и молодежные правительства. Конкурс призван поддерживать организации, активно внедряющие и применяющие в своей деятельности инструменты проектного управления.
Национальная ассоциация управления проектами СОВНЕТ проводит ежегодный конкурс «Лучший проект года» [11]. Задачи конкурса — привлечь участников из разных отраслей и регионов России и выявить лидеров в области управления проектами.
3. Возрастание роли профессиональной сертификации, развитие национальных систем сертификации и стандартов. Количество российских сертифицированных специалистов в области управления проектами растет, но сохраняются прежние значения относительно мировых показателей (рис. 1 и 2).
6000
5000
4000
3000
2000
1000
L
i
2015
iïïïïl
2016
1
Ii
ZIPMA В PMI Ш PRINCE2 ■ ПМ СТАНДАРТ
2017
Рис. 1. Количество сертифицированных проектных менеджеров в России Источник: составлено автором по данным СОВНЕТ, PMI и Центра оценки и развития проектного управления АНО «ЦОРПУ»
1 600 ООО 1400 ООО 1 200 ООО 1 ООО ООО 800 ООО 600 ООО 400 ООО 200 ООО О
Ш
ZIPMA
BPMI
QPRINCE2
2015
2016
2017
Рис. 2. Количество сертифицированных проектных менеджеров в мире Источник: составлено автором по данным СОВНЕТ и PMI
Лидерство среди систем сертификации сохраняет IPMA, наименее популярна PRINCE2. Доля российских проектных менеджеров варьируется от 0,02 до 2 %. Но по относительному индексу сертификации IPMA
(учитывающему численность населения и ВВП) Россия занимает 4-е место, после Германии, Великобритании и Нидерландов. В основном востребовано подтверждение компетенций в области управления
проектами, постепенно возрастает интерес к управлению программами и портфелями проектов; сертификаты по узкоспециализированным областям, таким как управление сроками и рисками проекта, получают пока единицы специалистов.
Центр компетенций проектного управления и Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии (РОССТАНДАРТ) к концу 2018 г. планируют завершить разработку и внедрение системы сертификации участников проектной деятельности. Центр оценки и развития проектного управления (АНО «ЦОРПУ») проводит сертификацию по системе ПМ СТАНДАРТ, в которой компетенции проектного менеджера подтверждаются знанием ГОСТов серии «Проектный менеджмент», ISO 21500 (ГОСТ ИСО 21500-2014) и опытом исполнения проектных ролей. Сегодня специалисты АНО «ЦОРПУ» вовлечены в разработку проектов ГОСТов «Система менеджмента проектной деятельности» и «Проектный офис».
4. Разработка профессиональных стандартов. В 2014 г. утвержден профессиональный стандарт «Руководитель проектов в области информационных технологий» [12]. В последнее время Министерство труда и социальной защиты РФ, Центр компетенций проектного управления и СОВНЕТ разрабатывают профессиональные стандарты «Руководитель проекта», «Администратор проекта» и «Проектный специалист», которые должны быть утверждены в конце 2018 г. В проекте стандарта «Руководитель проекта» приводится трехуровневая обобщенная характеристика полномочий и ответственности, зависящая от уровня сложности проекта, которым руководит специалист. В требованиях к образованию предлагается исключить сугубо гуманитарное или техническое; специалисту необходимо будет дополнительно проходить специальное обучение в области управления проектами в объеме, определенном стандартом.
5. Сочетание классических и гибких методологий в практике российских компаний. Эффективность гибких методологий (Agile) во многих случаях доказана
их широкомасштабным использованием в управлении проектами и их растущей популярностью. Но большинство экспертов, дающих оценку этим тенденциям, считают, что вытеснения традиционного управления проектами (как это фактически происходит в определенных сферах бизнеса Нидерландов и Бельгии) в ближайшее время в России ожидать не стоит. Ведутся дискуссии о границах применимости гибких методологий; компании редко используют тот или иной подход в чистом виде, пытаются сочетать их между собой либо допускают комбинацию традиционных и гибких жизненных циклов проекта. Кроме того, внедрение Agile предполагает изменение корпоративной культуры в целом. На это часто идут вновь создаваемые компании, и запрос на гибкие подходы возрастает в малых организациях и стартапах.
6. Рост числа проектных ролей. Взаимосвязь проектов со стратегией компании, актуальность комплексного управления портфелями и программами обусловливает рост числа проектных ролей в мировой практике и в России. Благодаря увеличению количества проектных офисов и расширению масштабов проектов уже сложились роли руководителя проектного офиса, администратора проекта, менеджера портфеля, руководителя программы. Реализация IT-проектов или проектов организационных изменений требует участия бизнес-аналитиков. Среди относительно новых ролей есть специализированные, такие как менеджер по изменениям, риск-менеджер и другие. С развитием гибких подходов к управлению проектами становятся обычными роли владельца продукта, скрам-мастера.
7. Важность опыта реализации проектов в определенной сфере у потенциального руководителя проекта. Несмотря на универсальный характер проектного управления, велики различия менеджмента проекта в информационных технологиях и в строительстве, в НИОКР и маркетинге. Наличие сертификата или профильного образования, подтверждающего компетенции кандидата, далеко не всегда важно для работодателя, в первую очередь рассматривается опыт руководства подобными проектами или участия в них.
8. Смещение фокуса на развитие гибких личностных навыков (softskills). Треугольник талантов проектного менеджера PMI составляют: 1) технические, 2) лидерские, 3) стратегические и бизнес-компетенции менеджмента. Технические и бизнес-компетенции проектный менеджер может приобрести путем получения профильного образования, краткосрочного обучения и участия в проектах разной степени сложности. Кроме лидерских компетенций к гибким навыкам, связанным с личностными качествами, относятся эмоциональный интеллект, командная работа, самоменеджмент и другие. Современный проектный менеджер — в большей степени руководитель группы людей, фасилитатор, лидер с развитыми коммуникационными навыками. Системы сертификации предусматривают оценку среди прочего и этой группы навыков, например, с помощью проведения деловых игр на определенных этапах экзамена под наблюдением асессоров.
9. Рост числа проектных офисов и обострение проблем, связанных с их эффективностью для бизнеса. По данным международной консалтинговой компании ESI, в 2015 г.
75 % средних и крупных компаний имели проектные офисы [13]. Важная характеристика проектного офиса — уровень его влияния на стратегические решения, но 26 % проектных офисов вообще не оказывают такого влияния, нередко они выполняют тактические функции. Обычно допускают проектные офисы к стратегическому управлению средние российские компании, в которых проектные структуры возникли из отделов развития бизнеса. С ростом числа проектных офисов растет запрос на простые сервисы и индикаторы эффективности работы данных структур.
10. Высокий уровень оплаты труда проектных менеджеров. Анализ ежегодных отчетов PMI по панельным исследованиям зарплат руководителей проектов в России выявил, что годовой доход таких специалистов сравним с годовым доходом менеджмента среднего и верхнего уровня. В 2016 г. доходы проектных менеджеров и руководителей проектных офисов показывали положительную динамику, а руководителей портфелей и программ — снизились, несмотря на растущий спрос на таких специалистов.
3 ООО ООО р 2 750 ООО Р 2 500 000 Р 2 250 000 Р 2 000 000 Р 1 750 000 Р 1 500 000 Р 1 250 000 Р 1 000 000 Р 750 000 Р
2013 2014
—Директор (СЮ) —ж—Руководитель портфеля проектов Ж Руководитель проектов — Верхний уровень I Руководитель проектов — Нижний уровень
2015
2016
-Директор ОУП
-Руководитель программы проектов -Руководитель проектов — Средний уровень -Функциональный руководитель
Рис. 3. Динамика чистого годового дохода специалистов, занятых в проектной деятельности
Источник: составлено автором по данным ежегодных отчетов Московского отделения PMI «Исследование зарплат руководителей проектов в России»
Результаты исследования PMI за 2017 г. еще не опубликованы. Дополним анализ данными порталов HeadHunter [14] и «РБК» [15]. В строительстве в 2017 г. средняя зарплата директора проекта составила 300...350 тыс. руб., в отраслях информационных технологий средняя зарплата менеджера продукта и менеджера проекта находится в диапазоне 140.220 тыс. руб., руководители команд разработчиков и архитекторы систем в IT получают до 250 тыс., IT-дирек-тор — 250.300 тыс. руб., в сфере добычи сырья руководитель проектного департамента и руководитель проекта зарабатывает около 200.230 тыс. руб. Сравнение результатов национального (проведенного Московским отделением PMI) и мировых исследований показывает, что по уровню средней заработной платы Россия находится на 30-м месте в списке из 37 стран, принявших участие в опросе.
11. Развитие профессионального программного обеспечения и коммуникаций в виртуальных командах. На рынке программных продуктов для автоматизации проектной деятельности есть ряд инструментов с широким набором функций, возможностью интеграции с виртуальными офисами и системами электронного документооборота. Популярность того или иного ПО обусловлена содержанием и масштабом проекта, требуемым уровнем коммуникаций, потребностями в управлении знаниями и т. д. Наблюдается развитие отечественных информационных систем, успешно конкурирующих с зарубежными аналогами.
Итак, по оценкам PMI, с 2017 по 2027 г. в мире ежегодно будет появляться примерно 2 млн новых проектных позиций в компаниях [2]. Эксперты в области проектного управления и исследовательские компании не раз заявляли о роли проектных менеджеров в повышении показателей производительности труда в стране. Оно является одной из приоритетных программ и в России, где растет потребность в квалифицированных специалистах проектного управления, в том числе в государственном секторе.
На профессиональных конференциях и форсайт-сессиях специалисты отмечают, что в России за последние 10 лет сместился фокус с треугольника основных функциональных областей проектного менеджмента на достижение бизнес-эффекта проекта. Ключевыми параметрами успешности проекта стали, во-первых, успешность готового продукта в условиях сращения проектного и продуктового менеджмента, во-вторых, высокая скорость реализации проекта, на которую влияют среди прочего скорость принятия управленческих решений и умение ориентироваться в условиях хаоса и неопределенности. В ближайшие 10 лет прогнозируются значительные изменения в средствах визуализации и моделирования проектов, рост значения искусственного интеллекта и технологий Big Data. Вместе с тем в период бурного развития технологий обученный и эффективный специалист по-прежнему останется главным активом проекта. Эксперты также сходятся во мнении, что проектный менеджер будущего должен быстро ориентироваться в потоке информации и использовать короткие дробные коммуникации. В силу стирания границ в коммуникациях у проектного менеджера будут все возможности подбирать идеальные команды. Менеджер проекта уже не может быть случайно назначенным лицом, о котором сложилось хорошее мнение в компании. Инвестирование в развитие карьерного пути проектного менеджера или руководителя программы в современных компаниях приравнивается к долгосрочным инвестициям и является частью реализации корпоративных стратегий.
Литература
1. Надпрофессиональные навыки // Атлас новых профессий: [Электронный ресурс] / Агентство стратегических инициатив. URL: http://atlas100.ru/ future/ (дата обращения: 05.04.2018).
2. Project Management Job Growth and Talent Gap Report 2017—2027 // PMI: [Web source] / Project Management Institute. Cop. 2018. URL: https://www.pmi.org/ learning/careers/job-growth (accessed: 05.04.2018).
3. Pulse of the Profession 2018 // PMI: [Web source] / Project Management Institute. Cop. 2018. URL: https://www.pmi.org/learning/thought-leadership/pulse/ pulse-of-the-profession-2018 (accessed: 05.04.2018).
4. CHAOS Summary Report 2016: Outline // The Standish Group: [Web source] / The Standish Group International. Cop. 2018. URL: https://www.standishgroup. com/outline (accessed: 05.04.2018).
5. Президиум Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и приоритетным проектам. Проектный офис Правительства // Правительство России: Официальный сайт. URL: http://government.ru/department/361/projects/ (дата обращения: 05.04.2018).
6. Приоритетные программы и проекты. Ключевые решения // Правительство России: Официальный сайт. URL: http://government.ru/ rugovclassifier/660/main/ (дата обращения: 05.04.2018).
7. Постановление Правительства РФ от 15.10.2016 № 1050 «Об организации проектной деятельности в Правительстве Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 2016. № 43: 24 окт. Ст. 6028.
8. Распоряжение Правительства РФ от 15.10.2016 № 2165-р «Об утверждении плана первоочередных мероприятий по организации проектной деятельности в Правительстве Российской Федерации на 2016 и 2017 годы» // Собрание законодательства РФ. 2016. № 43: 24 окт. Ст. 6058.
9. Единый реестр проектных специалистов в государственном секторе Российской Федерации // Правительство России: Официальный сайт. URL: http://static.government.ru/media/files/Gkks5q4QLw CtQUWWJgatEpVOXoCvaLv4.pdf (дата обращения: 05.04.2018).
10. Распоряжение Правительства РФ от 25.01.2018 № 80-р «О плане мероприятий по развитию проектной деятельности в Правительстве Российской Федерации на 2018 год» // Собрание законодательства РФ. 2018. № 6: 5 февр. Ст. 916.
11. «Лучшему проекту года — 2018» дан старт // Национальная ассоциация управления проектами СОВНЕТ: [Электронный ресурс] / НП «Ассоциация управления проектами «СОВНЕТ». 01.03.2018. URL: http://www.sovnet.ru/about/news-blog/3419/7sphrase_ id=5663 (дата обращения: 05.04.2018).
12. Руководитель проектов в области информационных технологий: утв. приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 18.11.2014 № 893н // Профессиональные стандарты: Программно-аппаратный комплекс: [Электронный ресурс] / Министерство труда и социальной защиты РФ. URL: http:// profstandart.rosmintrud.ru/obshchiy-informatsionnyy-blok/ natsionalnyy-reestr-professionalnykh-standartov/reestr-professionalnykh-standartov/index.php?ELEMENT_ ID=50432 (дата обращения: 05.04.2018).
13. Global State of the PMO. 2015 // Strategy Execution: [Web source] / ESI International, Inc. Cop. 2015. URL: http://www.esi-intl.se/pmo2015/pdfs/global-state-pmo.pdf (accessed: 05.04.2018).
14. Лучшие вакансии месяца // HeadHunter: [Электронный ресурс] / Группа компаний HeadHunter. Cop. 2018. URL: https://hh.ru/article/14830 (дата обращения: 05.04.2018).
15. Кривицкий И. Эксперты назвали средние зарплаты руководителей строительных компаний // РБК Недвижимость. Деньги: [Электронный ресурс] / ЗАО
«Росбизнесконсалтинг». 13.12.2017. URL: https://realty. rbc.ru/news/5a3114959a7947fD776ca0dc (дата обращения: 05.04.2018).
Поступила 16.04.2018
Прима Яна Геннадьевна — кандидат экономических наук, доцент кафедры маркетинга и управления проектами Национального исследовательского университета «МИЭТ» (Россия, 124498, Москва, г. Зеленоград, пл. Шоки-на, д. 1), [email protected]
References
1. "Nadprofessional'nye navyki" (Soft Skills). Atlas novykh professii. Agentstvo strategicheskikh initsiativ, n. d. Web. 5 Apr. 2018. <http://atlas100.ru/future/>.
2. "Project Management Job Growth and Talent Gap Report 2017—2027". PMI. Project Management Institute, cop. 2018. Web. 5 Apr. 2018. <https://www.pmi. org/learning/careers/job-growth>.
3. "Pulse of the Profession 2018". PMI. Project Management Institute, cop. 2018. Web. 5 Apr. 2018. <https://www.pmi.org/learning/thought-leadership/ pulse/pulse-of-the-profession-2018>.
4. "CHAOS Summary Report 2016: Outline". The Standish Group. The Standish Group International, cop. 2018. Web. 5 Apr. 2018. <https://www.standishgroup.com/ outline>.
5. "Prezidium Soveta pri Prezidente Rossiiskoi Federatsii po strategicheskomu razvitiyu i prioritetnym proektam. Proektnyi ofis Pravitel'stva" (Presidium of the Presidential Council for Strategic Development and Priority Projects. Governmental Project Office). Pravitel'stvo Rossii, Ofitsial'nyi sait. RF Government, n. d. Web. 5 Apr. 2018. <http://government.ru/department/361/projects/>.
6. "Prioritetnye programmy i proekty. Klyuchevye resheniya" (Priority Programs and Projects. Key Decisions). Pravitel'stvo Rossii, Ofitsial'nyi sait. RF Government, n. d. Web. 5 Apr. 2018. <http://government.ru/ru-govclassifier/660/main/>.
7. Postanovlenie Pravitel'stva RF ot 15.10.2016 No. 1050 "Ob organizatsii proektnoi deyatel'nosti v Pravi-tel'stve Rossiiskoi Federatsii" (RF Government Regulation from 15 Oct. 2016 No. 1050 "On Project Activities Organization in the Government of the Russian Federation"), So-braniezakonodatel'stva RF, 2016, No. 43, 24 oct., Item 6028.
8. Rasporyazhenie Pravitel'stva RF ot 15.10.2016 No. 2165-r "Ob utverzhdenii plana pervoocherednykh meropriyatii po organizatsii proektnoi deyatel'nosti v Pravitel'stve Rossiiskoi Federatsii na 2016 i 2017 gody" (RF Government Resolution from 15 Oct. 2016 No. 2165-r "On Enacting a Plan of Premium Efforts for Project Activities Organization in the Government of the Russian Federation for the Years 2016 and 2017"), Sobranie zakonodatel'stva RF, 2016, No. 43, 24 oct., Item 6058.
9. "Edinyi reestr proektnykh spetsialistov v gosu-darstvennom sektore Rossiiskoi Federatsii" (Unified Register of Professionals in Russian Federation Public Sector).
Pravitel'stvo Rossii, Ofitsial'nyi sait. RF Government, n. d. Web. 5 Apr. 2018. <http://static.government.ru/media/ files/Gkks5q4QLwCtQUWWJgatEpVOXoCvaLv4.pdf>.
10. Rasporyazhenie Pravitel'stva RF ot 25.01.2018 No. 80-r "O plane meropriyatii po razvitiyu proektnoi deyatel'nosti v Pravitel'stve Rossiiskoi Federatsii na 2018 god" (RF Government Resolution from 25 Jan. 2018 No. 80-r "On Plan of Measures for Project Activities Development in the Government of the Russian Federation for the Year 2018), Sobranie zakonodatel'stva RF, 2018, No. 6, 5 fevr., Item 916.
11. " 'Luchshemu proektu goda — 2018' dan start" ("2018 Year's Best Project" is Started). Natsional'naya as-sotsiatsiya upravleniya proektami SOVNET. NP "Assotsi-atsiya upravleniya proektami 'SOVNET' ", 1 Mar. 2018. Web. 5 Apr. 2018. <http://www.sovnet.ru/about/news-blog/3419/?sphrase_id=5663>.
12. "Rukovoditel' proektov v oblasti informatsion-nykh tekhnologii, utv. prikazom Ministerstva truda i sotsi-al'noi zashchity RF ot 18.11.2014 No. 893n" (Senior Project Manager in the IT Sphere, Approved by Order of Ministry
of Labor and Social Protection of the Russian Federation from 18 Nov. 2014 No. 893n). Professional'nye standarty: Programmno-apparatnyi kompleks. Ministerstvo truda i so-tsial'noi zashchity RF, n. d. Web. 5 Apr. 2018. <http:// profstandart.rosmintrud.ru/obshchiy-informatsion-nyy-blok/natsionalnyy-reestr-professionalnykh-standar-tov/reestr-professionalnykh-standartov/index.php?ELE-MENT_ID=50432>.
13. "Global State ofthe PMO. 2015". Strategy Execution. ESI International, Inc., cop. 2015. Web. 5 Apr. 2018. <http:// www.esi-intl.se/pmo2015/pdfs/global-state-pmo.pdf>.
14. "Luchshie vakansii mesyatsa" (Month's Best Job Vacancies). HeadHunter. Gruppa kompanii Head-Hunter, cop. 2018. Web. 5 Apr. 2018. <https://hh.ru/arti-cle/14830>.
15. Krivitskii I. "Eksperty nazvali srednie zarplaty rukovoditelei stroitel'nykh kompanii" (Experts Mentioned Average Salaries of Construction Companies' Heads). RBK Nedvizhimost'. Den'gi. ZAO "Rosbizneskonsalting", 13 Dec. 2017. Web. 5 Apr. 2018. <https://realty.rbc.ru/ news/5a3114959a7947f0776ca0dc>.
Submitted 16.04.2018
Prima Yana G., Cand. Sci. (Economics), associate professor of Marketing and Project Management Department, National Research University of Electronic Technology (Russia, 124498, Moscow, Zelenograd, Shokin sq., 1), [email protected]