Научная статья на тему 'Soft skills как необходимый компонент содержания инженерного образования'

Soft skills как необходимый компонент содержания инженерного образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1086
158
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНЖЕНЕРНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ENGINEERING EDUCATION / КОМПЕТЕНЦИИ / COMPETENCES / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ / PROFESSIONAL COMPETENCES / SOFT SKILLS / ИНЖЕНЕР-ЭНЕРГЕТИК / ЭФФЕКТИВНОСТЬ / EFFICIENCY / POWER ENGINEER

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Вагапова Н.А., Доломанюк Л.В., Вагапов Г.В.

Проблема эффективности энергетический компаний является достаточно актуальной. Проводимые исследования в этой области направлены на разные аспекты деятельности компаний. Однако в меньшей степени исследованы аспекты подготовки эффективных и востребованных выпускников инженерно-энергетических направлений вузов. В данной статье представлены результаты исследования (методом анкетирования) значимости soft skills для эффективной деятельности инженеров энергетических компаний, Результаты исследования показывают, что soft skills является важным активом для инженера-энергетика.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Вагапова Н.А., Доломанюк Л.В., Вагапов Г.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOFT SKILLS ARE NECESSARY COMPONENT FOR ENGINEERING EDUCATION

The problem of efficiency of power companies is quite urgent. Conducted researches in this area are focused on different aspects of the company. However problems of training of effective and popular graduates of the engineering directions are to a lesser extent studied. In this article the analysis of the importance of soft skills for effective activity of engineers of the energy companies is carried out. As shown in research, soft skills is an important asset for the power engineer.

Текст научной работы на тему «Soft skills как необходимый компонент содержания инженерного образования»

УДК 005:621.311

SOFT SKILLS КАК НЕОБХОДИМЫЙ КОМПОНЕНТ СОДЕРЖАНИЯ ИНЖЕНЕРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Вагапова Н.А., канд. психол. наук, доцент Доломанюк Л.В., канд. пед. наук, доцент Вагапов Г.В., канд. техн. наук, доцент

Казанский государственный энергетический университет Контакты: nt_vag@mail.ru

Проблема эффективности энергетический компаний является достаточно актуальной. Проводимые исследования в этой области направлены на разные аспекты деятельности компаний. Однако в меньшей степени исследованы аспекты подготовки эффективных и востребованных выпускников инженерно-энергетических направлений вузов. В данной статье представлены результаты исследования (методом анкетирования) значимости soft skills для эффективной деятельности инженеров энергетических компаний, Результаты исследования показывают, что soft skills является важным активом для инженера-энергетика.

Ключевые слова: инженерное образование, компетенции, профессиональные компетенции, soft skills, инженер-энергетик, эффективность.

Современное развитие экономики в целом и энергетической отрасли в частности приводит к востребованности у выпускников энергетических вузов инженерных специальностей высокого уровня soft skills. Это обусловлено в первую очередь тем, что в современных условиях в основу инженерной подготовки выпускников должна быть положена модель целостного процесса деятельности: от идеи до внедрения результата исследований, от инженерного проектирования до реализации проекта. Именно soft skills позволяют применять полученные технические знания и умения и добиваться поставленных целей. Следовательно, в процессе обучения будущий инженер-энергетик должен находиться в

134

процессах, как создания конкурентоспособных разработок, так и обеспечения их реализации, что дает ему возможность соответствовать современным требованиям предприятий, рынка труда, национальным и международным стандартам [1; 2; 3].

В связи с этим качество подготовки будущих инженеров-энергетиков в вузе должно определяться не только формированием необходимых профессиональных компетенций, но и «нетрадиционных» для инженерного образования, так называемых «социальных» или «мягких» навыков (soft skills).

Вопросам повышения уровня значимости soft skills в процессе подготовки выпускников технических специальностей посвящены отдельные исследования [4; 5]. Однако, несмотря на это, актуальность проблемы формирования soft skills будущих инженеров в процессе их профессиональной подготовки не снижается, а становится еще более актуальной, поскольку soft skills являются одним из базовых механизмов адаптации личности инженера к социально-экономическим изменениям.

Важность социальных компетенций отражена в критериях международных советов и организаций, осуществляющих аккредитацию учебных программ инженерных вузов и сертификацию профессиональной квалификации их выпускников (ABET, FEANI, WFEO, CLUSTER, CESAER, GATEWAY, Ассоциация Инженерного Образования России).

При этом в ряде исследований отмечается, что эффективность современных специалистов на 75% определяется soft skill и только на 25% - hard skills [6]. Одновременно в отдельных исследованиях выделяются критически важные качества soft skills для эффективного специалиста: лидерство, работа в команде, коммуникабельность, креативное мышление, навыки самоуправления [7].

При исследовании проблем инженерного образования отдельные авторы особое внимание уделяют компетентному подходу, отмечая, что компетентный специалист, являясь профессиона-

135

лом в своем деле, демонстрирует мотивированное владение сложными связями явлений и процессов, проявляя межличностные компетенции, компетенции креативности и когнитивных способностей. При этом подчеркивается, что компетенции - это способности к конкретному действию, то есть практические умения, имеющие отношения к предметной области, то есть эти способности формируются при изучении каждой дисциплины, на практике, в процессе общения, научной работы [8; 9].

Ряд исследователей подчеркивают, что в вузовской модели подготовки следует учесть необходимость развития в выпускнике интеллектуальных способностей, социальных и личностных качеств, таких как: ответственность, коммуникативность, инициативность, организованность, самостоятельность, так как по данным опроса именно в данных качествах выпускников наибольшая заинтересованность работодателей [10].

Отдельные авторы рассматривают как необходимую составляющую компетенций конкурентоспособности инженеров - способность технологического и социального прогнозирования процессов [11]. Другие авторы отмечают, что наряду с заложенными в стандартах профессиональными компетенциями, выпускники технических направлений должны иметь сформированные организаторские навыки.

В.В. Новоселов и В.М. Спасибов рассматривают подготовку инженера как специалиста нового типа, который прежде всего должен быть исследователем и разработчиком [12].

Отдельные исследователи базируют свои концепции подготовки инженеров на CDIO. Так, в Планируемых результатах обучения CDIO / CDIO Syllabus выделяются личностные и межличностные умения. Личностные результаты обучения сосредоточены на когнитивном и эмоциональном развитии каждого студента, например, на постановке технических задач и решении проблем, экспериментировании и получении новых знаний, системном

136

мышлении, творческом мышлении, критическом мышлении и профессиональной этике. Межличностные результаты обучения описывают умение индивидуального и группового взаимодействия, такого, как работа в команде, лидерство, общение [13].

Следовательно, в процессе обучения будущие инженеры должны получать развитие одновременно с профессиональными компетенциями и soft skills, что позволит будущему выпускнику не только обеспечивать функционирование основных производственных процессов, но и оптимально управлять ситуацией, выстраивать командное взаимодействие, владеть гибкими креативными подходами в принятии решений.

Проблемы подготовки специалистов для энергетической отрасли исследовались с разных аспектов [14; 15; 16]. Однако в меньшей степени исследовались вопросы влияния soft skills на эффективность деятельности инженеров предприятий энергетической отрасли и необходимости включения soft skills в содержание программ подготовки инженеров-энергетиков.

Предприятия электроэнергетического комплекса представляют собой комплекс электростанций, электрических сетей и объектов электросетевого хозяйства, объединенных технологическим циклом и централизованным оперативно-диспетчерским управлением. Продукцией энергетического предприятия является электроэнергия - бесперебойное снабжение потребителей электроэнергией в необходимом количестве. Особенность энергетического производства заключается в том, что энергетические предприятия тесно связаны со всей совокупностью разнообразных потребителей электрической энергии, что предопределяет жесткую зависимость производства энергии от режима потребления. Указанные особенности выдвигают требование обеспечения достаточно высокого уровня надежности работы электроэнергетических предприятий. Существенная особенность производства электри-

137

ческой энергии заключается также в относительно быстром развитии аварийных ситуаций [17].

Таким образом, с одной стороны для процесса эксплуатации энергосистем существуют Правила технической эксплуатации и нормативно-техническая документация, которые четко расписывают функции инженера-энергетика. С другой стороны, в процессе эксплуатации энергосистем часто возникает необходимость корректировать заданную производственную программу. Следовательно, важными компетенциями инженера энергетического предприятия являются компетенции, позволяющие в процессе деятельности решать проблемы, не имеющие алгоритма решения. Такими компетенциями и являются soft skills [4].

Существующая ситуация определила цель данного исследования: выявление уровня значимости soft skills для эффективной деятельности инженеров энергетических предприятий. В рамках данного исследования выявлялось, во-первых, какое значение придают сами инженеры энергетических предприятий soft skills; во-вторых, взаимосвязи между soft skills и: 1) эффективностью деятельности инженера, 2) уровнем освоения деятельности инженера.

Чтобы определить уровень значимости soft skills в профессиональной деятельности инженеров-энергетиков, было опрошено 73 инженера энергетических компаний. В процессе анкетирования им предлагалось: 1) определить важность hard skills и soft skills для их профессиональной деятельности; 2) проранжировать 24 компетенции из soft skills по степени их важности для эффективной деятельности менеджера электроэнергетических компаний. Для реализации второй задачи исследования использовалась разработанная нами анкета «Ранжирование компетенций» для выявления места, отводимого инженерами в их деятельности компетенциям soft skills.

В результате анализа полученных в процессе исследования данных оказалось, что soft skills востребованы на 76%, hard skills

138

- на 24%. При этом из soft skills оказались наиболее значимыми для деятельности инженеров энергетических компаний: коммуникативная компетенция - 75% и компетенция самоуправление -74%. Далее следуют компетенции: умение работать в команде -73%, креативность - 70%, стремление к достижениям - 68%, лидерство - 67%, высокая мотивация -66%.

Исходя из того, что инженеры на предприятиях энергетического комплекса могут быть разного уровня по своей эффективности, то можно предположить, что фактор эффективности также может влиять на уровень востребованности soft skills инженерами. Для выявления этой взаимосвязи респондентам предлагалось определить уровень эффективности своей деятельности по девятибалльной шкале: от 1 (неэффективный) до 9 (эффективный).

В нашем исследовании в качестве критерия эффективности был использован критерий уровня результативности деятельности, степени достижения поставленных целей инженером-энергетиком.

Уровень результативности деятельности определялся самими инженерами-энергетиками путем самооценки. В результате были выделены три группы инженеров-энергетиков: первая, высокоэффективные инженеры, с уровнем результативности 100%, вторая, среднеэффективные инженеры - 90-99%, третья, малоэффективные инженеры - 80-89%.

При анализе результатов ранжирования soft skills инженеров-энергетиков с разным уровнем эффективности деятельности выявлено, что для высокоэффективных инженеров-энергетиков soft skills являются достаточно значимыми - 81%. Для среднеэф-фективных инженеров-энергетиков электроэнергетических компаний soft skills оказались тоже достаточно значимыми - 77%. Уровень значимости soft skills у малоэффективных инженеров-энергетиков - 58%.

139

Таким образом, полученные результаты показывают, что soft skills занимают ведущую позицию у достаточно эффективных инженеров-энергетиков. Следовательно, их значимость для эффективной деятельности инженеров в энергетических компаниях достаточно высока.

На следующем этапе нашего исследования была осуществлена попытка определить уровень значимости soft skills для инженеров энергетических компаний с разным уровнем освоения деятельности. Уровень освоения деятельности выражался через стаж: низкий - до 3 лет, средний - 4-6 лет, высокий - 7-10 лет. Результаты исследования показали, что для инженеров-энергетиков с разным уровнем освоения деятельности значимость soft skills практически одинакова: 3 лет - 76%, 4-6 лет - 74%, 7-10 лет -77%. Следовательно, можно предположить, что на любом этапе освоения деятельности значимость soft skills для инженеров энергетического комплекса одинаково высокая.

Таким образом, результаты проведенного исследования показали, что деятельность инженеров энергетических компаний достаточно сложная и в ней часто невозможно осуществить жесткую технологизацию и при выполнении которой часто возникает необходимость как в определении направленности самого деятель-ностного процесса, так и в конструировании процессов реализации деятельности самим инженером-энергетиком. В связи с этим возникает необходимость в развитии таких механизмов, которые позволят инженеру-энергетику в новой нестандартной ситуации найти оптимальный вариант ее решений. Выделив в качестве такого механизма soft skills, была рассмотрена их значимость для инженеров энергетических предприятий.

Анализ результатов исследования подтвердил, что soft skills очень важны для эффективных инженеров энергетических компаний:

• значимость для деятельности инженеров-энергетиков soft skills достаточно высокая;

140

• выявлено, что чем выше эффективность деятельности инженеров-энергетиков, тем выше уровень значимости soft skills;

• определено, что на любом этапе освоения деятельности значимость soft skills для инженеров энергетического комплекса одинаково высокая.

Следовательно, существует необходимость в дальнейших исследованиях по определению методов и средств формирования и развития soft skills у инженеров энергетических компаний, а также у обучающихся вузов инженерно-энергетических направлений. Соответственно, дальнейшее изучение soft skills как значимых для эффективной деятельности инженера в компаниях энергетической отрасли будет способствовать раскрытию особенностей их формирования и развития.

Источники

1. Косолапова С.А. Калиновская Т.Г. Косолапов А.И. К вопросу о фундаментализации инженерного образования //Успехи современного естествознания. 2013. № 6 С. 134-136.

2. Смирнов Ю.Н., Васильев С.В. Совершенствование системы планирования и управления деятельностью предприятия на основе информационно-математической модели //Интеграл. 2011. №3. С. 88-91.

3. О задачах коллектива Технического института по переходу на федеральные государственные образовательные стандарты высшего профессионального образования //Материалы док. науч.-метод. конф. «Многоуровневая система высшего профессионального образования в федеральном университете». Нерюнгри: Изд-во ТИ (ф) ФГАОУ ВПО СВФУ, 2010. С. 12-23.

4. Вагапова Н.А., Вагапов Г.В., Абдуллин Л.И. Управление проектами в энергетике: факторы эффективности //Вестник экономики, управления и права. 2015. № 1. С. 158-161.

5. Сунцова Е. Н. Техническая коммуникация как необходимый компонент образовательных программ Российских вузов //Вестник Томского государственного педагогического университете. 2009. № 6 (84). С.9-13.

6. Peggy K. The Hard Truth About Soft Skills. Harper Collins Publishers. 2007. 190 p.

7. Mintzberg H. Managers Not MBAs: A Hard Look at the Soft Practice of Managing and Management Development. - Berrett-Coehler Publishers, 2004. 463 р.

8. Соловьев В.П., Перескокова Т.А., Крупин Ю.А. Формирование компетентностей выпускников инженерных программ //Инженерное образование. 2015. № 18. С.51-63.

9. Леонтьев А.В. Формирование и развитие рабочих компетенций //Казанский педагогический журнал. 2011. № 5-6. С.94-101.

141

10. Соловьев В.П., Крупин Ю.А. Оценка пороговых значений компетентностей работодателями в модели выпускника вуза //Материалы конференции «Современное управление вузом». М.: МИСиС, 2007. С. 139 - 165.

11. Алисултанова Э.Д. Компетентностный подход в инженерном образовании: монография. М.: Академия Естествознания, 2010. 160 с.

12. Новоселов В.В., Спасибов В.М. Инженерный спецназ экономики. Каким должен быть специалист, востребованный сегодня и завтра? //Инженерное образование. 2015. № 18. С. 7-14.

13. Всемирная инициатива CDIO. Стандарты: информационно-методическое издание /Пер. с анг. и ред. А.И. Чучалина, Т.С. Петровской, Е.С. Кулюкиной. Томск: Изд-во Томского политехнического университета, 2011. 17 с.

14. Шлычков В.В., Тимофеев Р.А. Актуальные вопросы подготовки специалистов в области энергетического менеджмента //Энергетика Татарстана. 2012. № 2. С. 75-79.

15. Вагапова Н.А., Вагапов Г.В., Сидоров А.Е., Абдуллин Л.И. Управление эффективностью в электроэнергетике: инновационные подходы //Вестник экономики, управления и права. 2015. № 3. С. 186 -189.

16. Кузьмина Л.П. Информационно-коммуникационная составляющая деятельности энергокомпании //Материалы док. II всерос. науч.-практ. конф. «Проблемы анализа и моделирования региональных социально-экономических процессов». Казань: КГФЭИ, 2011.

17. Федотов А.И., Вагапов Г.В. Оптимизация затрат на электроэнергию для производств с продолжительным режимом работы //Промышленная энергетика. 2010. №10. С. 2-6.

SOFT SKILLS ARE NECESSARY COMPONENT

FOR ENGINEERING EDUCATION Vagapova N.А., Dolomanyuk L.V., Vagapov G.V.

The problem of efficiency of power companies is quite urgent. Conducted researches in this area are focused on different aspects of the company. However problems of training of effective and popular graduates of the engineering directions are to a lesser extent studied. In this article the analysis of the importance of soft skills for effective activity of engineers of the energy companies is carried out. As shown in research, soft skills is an important asset for the power engineer.

Keywords: engineering education, competences, power engineer, professional competences, soft skills, efficiency.

Дата поступления 10.10.2016.

142

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.