Научная статья на тему 'Управление продовольственным обеспечением города в рыночных условиях'

Управление продовольственным обеспечением города в рыночных условиях Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
240
57
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРИГОРОДНОЕ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОЕ ПРОИЗВОДСТВО / УПРАВЛЕНИЕ / СИСТЕМА ПРОДОВОЛЬСТВЕННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ГОРОДА / SUBURBAN AGRICULTURAL PRODUCTION / MANAGEMENT / SYSTEM OF FOOD MAINTENANCE OF A CITY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Брыжко В. Г., Шкребко В. П.

Раскрывается назначение продовольственного обеспечения города в конкурентной среде; определены цель, задачи и сущность управления продовольственным обеспечением города; обоснованы особенности пригородного сельского хозяйства, его роль в системе продовольственного обеспечения города.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MANAGEMENT FOOD ENSURING THE CITY IN MARKET CONDITION

Appointment of food maintenance of a go-sort in the competitive environment reveals; a definite purpose, problems and essence of management of food maintenance of a city; features agriculture suburb, its role in system of food maintenance of a city are proved.

Текст научной работы на тему «Управление продовольственным обеспечением города в рыночных условиях»

Аграрный вестник Урала №1 (80), 2011 г. —

должна сконцентрировать вокруг себя другие предприятия, создавая устойчивые связи. Продукт одного предприятия или группы предприятий отрасли должен использоваться другими организациями, включая хозяйствующие структуры, выпускающие конечный продукт

Участниками кластера, специализирующегося на производстве определенного вида продукции, могут быть предприятия данной отрасли региона, научно-исследовательские и образовательные учреждения, организации поставляющие ресурсы, поддерживающие отрасли. Кластер должен обладать критической массой, то есть количество элементов должно быть достаточным для сохранения устойчивости даже при выходе из его состава ключевых участников.

Структуризация потенциала успешного кластера предусматривает привлечение хозяйствующих субъектов с высоким уровнем конкурентоспособности, формирование связей между участниками кластера.

Проводимая кластерная политика регионов способствует увеличению инновационной активности хозяйствующих субъектов. В кластере конкуренция сочетается с сотрудничеством, что обуславливает его развитие.

Экономика

рисунок 3

силы притяжения и саморазрушения регионального льняного кластера

Литература

Анискин Ю. П. Корпоративное управление инновационным развитием: монография / Под. ред. Ю. П. Анискина. М. : Омега-Л,

2007. 411 с.

Бруш Г Типология, идентификация, и диагностика кластеров предприятий: новый методологический подход // Вопросы экономики. 2010. № 3. С. 121—131.

Пилипенко И. Кластерная политика в России // Общество и экономика. 2007. № 8. С. 28—64.

Романова О. А., Лаврикова Ю. Г Потенциал кластерного развития экономики региона // Проблемы прогнозирования.

2008. № С. 56—70.

УПРАВЛЕНИЕ ПРОДОВОЛьСТВЕННыМ ОБЕСПЕЧЕНИЕМ гОРОДА в рыночных условиях

в. г. брыжко,

доктор экономических наук, профессор, заведующий кафедрой землеустройства, в. П. шКРЕБКо,

старший преподаватель, Пермская ГСХА

614000, г. Пермь, ул. Коммунистическая, 23; тел./факс (3422) 125-394

Ключевые слова: пригородное сельскохозяйственное производство, управление, система продовольственного обеспечения города.

Keywords: Suburban agricultural production, management, system of food maintenance of a city.

Агропромышленный комплекс из экономического кризиса. Сельское страны функционирует в условиях мно- хозяйство традиционно является необхо-гоукладности отечественной экономики, димым фактором и центральным звеном

многообразия форм хозяйственной деятельности и форм собственности на средства производства, развития рыночных отношений, обострения конкурентной борьбы в сфере производства продуктов питания и продовольственного обеспечения. В современных условиях актуально решение проблемы экономического роста, повышения конкурентоспособности отечественного сельского хозяйства, выхода агропромышленного комплекса

системы обеспечения продовольственной безопасности Российской Федерации. Рациональная организация данной системы направлена на устойчивое продовольственное обеспечение городов и регионов страны.

Обеспечение продовольствием оказывает прямое влияние на уровень продовольственной безопасности и здоровье населения. В то же время система продовольственного обеспечения в

Российской Федерации далека от совершенства. Особую актуальность эта проблема приобретает в индустриально развитых регионах.

В последние годы в отечественном сельском хозяйстве отмечаются определенные улучшения, благодаря чему стало возможным снижение импортных квот и увеличение внеквотных пошлин по отдельным видам продукции для обеспечения определенного объема импортозамеще-ния. В то же время многие специалисты отмечают неудовлетворительные темпы развития животноводства. В частности,

Аграрный вестник Урала №1 (80), 2011 г. . .

Экономика

академик РАСХН А. В. Петриков, выступая на III Всероссийском конгрессе экономистов-аграрников по проблемам экономического роста и конкурентоспособности сельского хозяйства, отметил неудовлетворительное состояние развития молочного и мясного скотоводства, отставание которого от дореформенного уровня составляет 40 % [5].

По данным академика РАСХН В. В. Милосердова, многие крупные города, включая Москву и Санкт-Петербург, снабжаются импортным мясом и некоторыми другими продуктами на 75-80 %, что не позволяет осуществлять регулирование процесса продовольственного обеспечения [6].

В то же время, в соответствии с современным российским законодательством, удельный вес отечественной сельскохозяйственной продукции и продовольствия в общем объеме товарных ресурсов не должен быть ниже следующих пороговых значений: зерно - 95%, сахар - 80%, растительное масло - 80%, мясо и мясопродукты - 85%, молоко и молокопродукты - 90%, рыбная продукция - 80%, картофель - 95 %, пищевая соль - 85 % [2]. Достижение таких показателей возможно лишь на основе создания системы устойчивого развития сельского хозяйства, что отмечается многими авторитетными учеными в области аграрной экономики.

В современных условиях продовольственная безопасность рассматривается в качестве одного из главных направлений обеспечения национальной безопасности страны, фактора сохранения ее государственности и суверенитета, важнейшей составляющей демографической политики, условия повышения качества жизни россиян путем гарантирования высоких стандартов жизнеобеспечения. В соответствии с Доктриной продовольственной безопасности Российской Федерации ее стратегической целью является обеспечение населения страны безопасной сельскохозяйственной и рыбной продукцией, продовольствием [2].

Развитие системы продовольственного обеспечения города в конкурентной среде возможно на основе комплекса мероприятий, обеспечивающих поддержку пригородного и регионального агропромышленного производства, аграрного товаропроизводителя, защиту имущественных, коммерческих и социальных интересов сельского хозяйства.

Значительную роль в практическом осуществлении данных положений может сыграть система государственных и муниципальных преференций [1], которые играют особое значение при организации производства сельскохозяйственной продукции для городов региона и социальной защите населения.

Система продовольственного обеспечения города в конкурентной среде, по нашему мнению, должна быть направлена на гарантированное снабжение города продуктами питания, преимущественно собственного производства в целях повышения уровня продовольственной безопасности региона и создания 68

необходимых условий для устойчивого развития сельскохозяйственного производства в пригородных зонах и регионе.

На наш взгляд, в качестве стратегических целей продовольственного обеспечения города в конкурентной среде можно выделить:

1. максимальное снабжение продовольствием за счет развития собственного сельскохозяйственного производства (особенно пригородного);

2. получение максимальной прибыли пригородными и региональными сельскохозяйственными товаропроизводителями, позволяющей вести расширенное производство продуктов питания и гарантировать устойчивое развитие предприятий регионального агропромышленного комплекса.

Результаты наших исследований позволяют заметить, что в рыночных условиях продовольственное обеспечение города сталкивается с серьезным противоречием: с одной стороны, в условиях свободной конкуренции, необходимо поставить на продовольственный рынок города определенный объем качественных пищевых продуктов по минимальной цене в минимальные сроки; с другой - необходимо обеспечить поставки продовольствия за счет собственных товаропроизводителей в целях создания условий для экономического и социального развития сельских муниципальных образований своего региона. Социально-экономический эффект от реализации названной системы в конкурентной среде, на наш взгляд, должен иметь приоритет перед сугубо экономической (коммерческой) результативностью продовольственного обеспечения. При этом необходимо обеспечить баланс социально-экономических интересов всех субъектов сферы продовольственного обеспечения города: субъекта

Федерации; муниципалитетов; производителей, переработчиков, сетей реализации и потребителей сельскохозяйственной продукции.

В процессе практического осуществления данной концепции необходимо решить две взаимосвязанные задачи:

- обеспечение города продуктами питания долговременного хранения, производство которых не должно быть обязательно привязано к региону потребления, или привязано к уникальным природно-климатическим условиям других регионов (снабжение такой продукцией происходит за счет ввоза из-за пределов региона или страны);

- обеспечение продуктами питания кратковременного хранения (скоропортящимися, малотранспортабельными), производство которых имеет непосредственное отношение к пригородной зоне данного города и региону, и продуктами, производство которых обусловлено местными природно-климатическими условиями (снабжение данной пищевой продукцией происходит за счет пригородного сельскохозяйственного производства).

Изложенное выше позволяет авторам уточнить назначение продовольственного обеспечения города. Это

гарантированное снабжение городского населения качественными продуктами питания (в соответствии с нормами потребления), обеспечивающее достижение баланса между удовлетворением потребностей населения в продовольствии и наличием этого продовольствия, производимого как за пределами региона, так и в пригородной зоне. При этом пригородное сельскохозяйственное производство имеет приоритет в развитии с учетом его высокой социально-экономической значимости.

В целом, на наш взгляд, система продовольственного снабжения города в конкурентной среде должна обеспечивать за счет институциональных, административных, экономических инструментов, государственных и муниципальных преференций, конкурентные преимущества п р и городным с е л ь с кохоз яйс тв е нным товаропроизводителями, аграрным товаропроизводителям своего региона (страны), в целях поддержки местного сельскохозяйственного производства, создания необходимых условий для роста объемов производства отечественных продуктов питания, импортозамещения, ограничения свободного поступления импортного продовольствия в город.

Для устойчивого снабже ния продовольствием городов страны необходимы рациональная организация и эффективное управление системой продовольственного обеспечения.

В общем виде управление обычно рассматривается как процесс воздействия на систему в целях перевода ее в новое состояние на основе использования присущих этой системе объективных законов.

Сфера продовольственного обеспечения города относится к приоритетным для любого общества и государства, так как имеет целью достижение продовольственной и национальной безопасности страны.

Можно заметить, что одним из основных показателей оценки продовольственной безопасности в сфере производства является величина бюджетной поддержки отечественных сельскохозяйственных товаропроизводителей [2], что означает усиление внимания государства к этой, вне сомнения, самой приоритетной отрасли экономики.

По мнению академика РАСХН В. Р. Боева при определенных условиях и осуществлении целевых финансовых и организационно-технологических мер, особенно в системе реализации продуктов питания, может быть обеспечено относительно устойчивое снабжение продовольствием населения большинства крупных городов России [4].

Система продовольственного обеспечения города в современных условиях характеризуется недостаточной обоснованностью, динамичностью, несовершенством; и нуждается в рациональном управлении.

Известно, что любой процесс управления состоит из функций прогнозирования, планирования, организации, координирования, регулирования и контроля [7, 8]. Не является исключением и

555^»— Аграрный вестник Урала №1 (80), 2011 г.

рисунок 1

Особенности пригородного сельскохозяйственного производства

процесс управления продовольственным обеспечением.

Для повышения эффективности системы управления, по мнению авторов, необходимо осуществлять мониторинг продовольственного обеспечения города, который на наш взгляд, представляет собой систему наблюдения за состоянием продовольственного обеспечения для своевременного выявления отклонений от нормы, анализа ситуации, оценки, предупреждения и устранения последствий выявленных отклонений.

Результаты наших исследований позволяют сделать заключение о соответствии функций управления продовольственным обеспечением города функциям традиционного, общего управления. Основными из этих функций в данном контексте являются: прогнозирование продовольственного обеспечения города; планирование обеспечения пищевыми продуктами и продовольствием жителей города; организация продовольственного обеспечения города (включая координирование); регулирование системы обеспечения города продуктами питания; контроль реализации запланированного продовольственного обеспечения города; мониторинг системы продовольственного обеспечения города.

Сущность управления продовольственным обеспечением города в рыночных условиях, по нашему мнению, заключается в регулировании системы экономических отношений в сфере агропромышленного комплекса и его отраслей, возникающих в процессе снабжения города продуктами питания, посредством целенаправленного воздействия на них (отношения) на основе сознательного использования законов экономики с целью приведения экономических отношений в соответствие с интересами общества. Объектом управления при этом выступают формы проявления экономических отношений и их сущность.

Управление продовольственным обеспечением города следует воспринимать как совокупность комплекса административных, экономических, организационных, хозяйственных, юридических мероприятий по обеспечению рационального снабжения жителей города пищевыми продуктами и продовольствием на основе устойчивого развития пригородного (и регионального) сельскохозяйственного производства.

Следует заметить, что в современных

словиях проблемы управления развитием пригородного сельскохозяйственного производства, агропромышленного комплекса региона, продовольственного обеспечения городов и регионов страны, обеспечения продовольственной и национальной безопасности следует рассматривать как взаимосвязанные, взаимообусловленные и взаимозависимые. Это положение необходимо учитывать при исследовании экономических систем в сфере производства продуктов питания и продовольственного обеспечения населения.

Управление продовольственным обеспечением города, на наш взгляд, представляет собой целенаправленное организационно-экономическое воздействие на систему производства и снабжения городского населения продуктами питания с целью гарантированного удовлетворения потребностей города в продовольствии на основе устойчивого развития пригородного сельского хозяйства, обеспечиваемого за счет конкурентных преимуществ аграрных товаропроизводителей региона в результате институциональных, административных, экономических инструментов, государственных и муниципальных преференций.

Следует заметить, что результативность продовольственного обеспечения города в значительной степени зависит

от эффективности центрального звена данной системы - пригородного сельскохозяйственного производства.

Сельскохозяйственное производство в пригородных зонах имеет значительные особенности, которые необходимо учитывать при совершенствовании системы продовольственного обеспечения города.

Наши исследования позволяют заметить, что наряду с общими специфическими характеристиками, развитие пригородного сельского хозяйства связано с определенными частными особенностями, представленными на рисунке (подробнее об этом в нашей статье в Аграрном Вестнике Урала № 8 за 2010 год, с. 28—30).

Названные особенности снижают эффективность пригородного сельского хозяйства в регионе, что в свою очередь, обусловливает несовершенство системы продовольственного обеспечения города и, в конечном итоге, снижает уровень продовольственной безопасности города и региона.

По нашему мнению, решению обозначенных проблем должно способствовать совершенствование организации пригородного сельскохозяйственного производства в системе продовольственного обеспечения города.

Литература

1. Федеральный закон «О защите конкуренции» от 26 июля 2006 г. № 135-Ф3. М., 2006.

2.Указ Президента Российской Федерации «Об утверждении Доктрины продовольственной безопасности Российской Федерации» от 30 января 2010 г. № 120 // Российская газета. 2010. 3 февраля.

3. Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2012 гг. от 14 июля 2007 г. // http://www.rost.ru/agriculture [режим доступа 04.03.2008].

4. Боев В. Р. Крупным городам - надежную продовольственную базу // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. 2001. № 6. С. 10—13; № 7. С. 14-16.

5. Лубков А. Н. III Всероссийский конгресс экономистов аграрников: проблемы экономического роста и конкурентоспособности сельского хозяйства // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. 2009. № 4. С. 1—7.

6. Милосердов В. В. Почему дорожает хлеб? // Аграрный вестник Урала. 2010. № 5. С.4—5.

7. Некрасов В. И. Организационные процессы управленческой деятельности. Ижевск : УдГУ, 2010. 124 с.

8. Пиличев Н. А. Управление агропромышленным производством. М. : Колос, 2000. 296 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.