Научная статья на тему 'Модель организационной системы совершенствования продовольственного обеспечения крупного города'

Модель организационной системы совершенствования продовольственного обеспечения крупного города Текст научной статьи по специальности «Прочие сельскохозяйственные науки»

CC BY
93
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОЕ ПРОИЗВОДСТВО / ПРОДОВОЛЬСТВЕННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ГОРОДА / МОДЕЛЬ ОРГАНИЗАЦИОННОЙ СИСТЕМЫ / СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПРОДОВОЛЬСТВИЕМ / AGRICULTURAL PRODUCTION / FOOD SECURITY OF THE CITY / A MODEL OF THE ORGANIZATIONAL SYSTEM / THE IMPROVEMENT OF FOOD SECURITY

Аннотация научной статьи по прочим сельскохозяйственным наукам, автор научной работы — Брыжко В. Г., Шкребко В. П.

Предложена модель организационной системы совершенствования продовольственного обеспечения крупного города, обоснованы ее структура и состав. Определены условия реализации предлагаемой системы продовольственного обеспечения и ее результативность.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MODEL OF ORGANIZATIONAL SYSTEM OF PERFECTION OF FOOD MAINTENANCE OF THE BIG CITY

A model of the organizational system to improve food security in large cities, and justified its structure and composition. The conditions of realization of the proposed system of food provision and its effectiveness.

Текст научной работы на тему «Модель организационной системы совершенствования продовольственного обеспечения крупного города»

Экономика

Регулирование сельского хозяйства ______________региона_______________

Юридические инструменты регулирования Экономические инструменты регулирования Административные инструменты регулирования

Меры стимулирующего _______действия_______

Меры ограничивающего ________действия_______

Материально-технические ресурсы

Трудовые ресурсы

Земельные ресурсы

Финансовые ресурсы

Информационные ресурсы

Поддержка аграрных товаропроизводителей региона

Устойчивое развитие сельского хозяйства региона

Обеспечение продовольственной безопасности региона

рисунок

модель механизма государственного регулирования сельского хозяйства региона

функционирование данного организационноэкономического механизма регулирования призвано обеспечить повышение уровня продовольственной безопасности региона на основе устойчивого развития сельскохозяйственного производства.

поддержки, создание конкурентных преимуществ отечественным аграрным товаропроизводителям в условиях вступления страны во Всемирную торговую организацию. Реализация перечисленных задач на уровне субъекта федерации возможна на основе создания единого механизма государственного регулирования сельского хозяйства региона.

литература

1. О развитии сельского хозяйства : федеральный закон от 22 декабря 2006 г. № 264-ФЗ. М., 2006.

2. Об утверждении Доктрины продовольственной безопасности Российской Федерации : указ Президента Российской Федерации от 30 января 2010 г. № 120 // Российская газета. 2010. 3 февраля.

3. Сельское хозяйство Пермского края : статистический сборник. Пермь, 2011. 174 с.

модель организационной системы совершенствования продовольственного обеспечения крупного города

в. г. брыжко,

доктор экономических наук, профессор, заведующий кафедрой землеустройства,

в. п. шкребко,

старший преподаватель, Пермская государственная сельскохозяйственная академия

Положительная рецензия представлена А. Н. Пыткиным, доктором экономических наук, профессором, директором Пермского филиала Института экономики УрО РАН.

Ключевые слова: сельскохозяйственное производство, продовольственное обеспечение города, модель организационной системы, совершенствование обеспечения продовольствием.

Keywords: agricultural production, food security of the city, a model of the organizational system, the improvement of food security.

Совершенствование управления продовольственным обеспечением городов имеет высокую практическую значимость для таких индустриально развитых регионов, как Пермский край. По данным территориального органа Федеральной службы государственной статистики, в регионе насчитывается 55 городских населенных пунктов, в том числе 25 городов и 30 поселков городского типа. Общее население края составляет 2701,2 тыс. человек, в том числе городское — 2004,3 тыс. человек (74 %), сельское — 696,9 тыс. человек (26 %). Это обстоятельство обусловливает особую актуальность решения проблемы обеспечения городского

60

населения продовольствием, развития пригородного сельского хозяйства.

Самыми крупными производителями аграрной продукции в регионе являются Пермский, Кунгурский, Краснокамский районы, составляющие территориальную основу продовольственного обеспечения краевого центра — г. Перми. В названных районах производится 55 % продукции пригородных районов и 33 % продукции сельского хозяйства края.

Система управления продовольственным обеспечением крупного города в современных условиях, на наш взгляд, должна включать экономические и

www. m-avu. narod. ru

организационные инструменты, действие которых обеспечивает решение проблемы совершенствования механизма продовольственного обеспечения.

В рамках концепции совершенствования управления обеспечения города пищевыми продуктами и продовольствием организационно-экономическое направление является центральным, приоритетным, т. к. без данного направления развития теряют смысл мероприятия по совершенствованию нормативно-правового обеспечения, улучшению институциональной среды, обеспечению реализации корпоративных и общественных интересов, улучшению технологического процесса. Организационно-экономические мероприятия формируют основу для практической реализации концептуальных положений, определяют совокупность и последовательность действий, направленных на достижение стратегической цели — гарантированного продовольственного обеспечения города на основе развития пригородного сельскохозяйственного производства.

Основные средства, обеспечивающие комплексное решение проблемы продовольственного обеспечения города, соответствуют направлениям совершенствования исследуемой системы управления в контексте авторского концептуального подхода: юридические, экономические, институциональные, организационные, технологические, общественные.

Организационная система продовольственного обеспечения города представлена тремя составными частями:

1. Определение потребности городского населения в продуктах питания, установление структуры, объемов и источников поступления продовольствия в город.

2. Производство сельскохозяйственной продукции и продовольствия для города в соответствии с рациональной структурой и нормами питания.

3. Доведение продовольствия до потребителя, удовлетворение потребности городского населения в качественных, безопасных продуктах питания.

Основные составляющие модели организационной системы продовольственного обеспечения города схематически представлены на рис. 1.

В современных условиях большое значение для организации здорового питания населения страны приобретает установление сбалансированного рациона и норм питания. Поэтому продовольственное обеспечение города должно основываться на рациональных нормах потребления пищевых продуктов, под которыми понимается рацион, представленный в виде определенного набора продовольствия, включающего пищевые продукты в объемах и соотношениях, соответствующих современным научно обоснованным принципам организации оптимального питания, учитывающего сложившуюся структуру и традиции питания большинства населения, проживающего в определенных природноклиматических условиях [1].

Определение потребности в продовольствии жителей города зависит от ряда факторов: природноклиматических условий территории, на которой находится городской населенный пункт; традиций в области питания населения, проживающего на той или иной территории; сферы производственной деятельности градообразующих предприятий и уровня вредности промышленного производства; возрастно-половой структуры городского населения, его распределения по группам; материального состояния, уровня доходов городского

населения, платежеспособного спроса на продукты питания в городе.

Источники поступления продуктов питания в города могут различаться. По мнению академика РАСХН В. Р. Боева, применительно к различным городам соотношение между источниками получения сельскохозяйственной продукции неодинаково. Роль и место поставщиков продовольствия конкретного города зависят от многих природных и организационно-экономических факторов. При этом ученый считает, что большое значение имеют: определение объемов и целевой направленности инвестиций для наращивания производства и реализации продукции; создание сервисных служб, имеющих целью обеспечить сохранность и качество продуктов питания; доступность продовольствия для потребителей при минимальных затратах; создание резервных фондов продовольствия, размеры которых определяются конкретной ситуацией в экономике, устойчивостью поставок продуктов питания по объему и ассортименту [2].

Источниками поставки продовольствия в городские населенные пункты являются: пригородные аграрные товаропроизводители; сельскохозяйственные товаропроизводители региона; аграрные товаропроизводители регионов страны; источники импортных поставок продовольствия из зарубежных стран.

Система управления продовольственным обеспечением города, на наш взгляд, должна быть нацелена на расстановку приоритетов именно в такой последовательности: пригородное сельское хозяйство, региональное, отечественное, зарубежное.

Таким образом, для установления потребности города в продовольствии необходимы:

— установление сбалансированного рациона и норм питания городского населения;

— определение потребности в продовольствии жителей города;

— установление источников удовлетворения потребности города в продовольствии.

Центральным звеном модели организационной системы совершенствования продовольственного обеспечения города является блок мероприятий, направленных на организацию производства сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия. При этом приоритет должен отдаваться пригородному и региональному сельскому хозяйству для реализации экономических интересов субъекта федерации в сфере продовольственного обеспечения.

Для осуществления этой концепции в конкурентной среде необходимо обеспечить конкурентные преимущества пригородным и региональным сельскохозяйственным товаропроизводителям в системе продовольственного обеспечения города. Для этого следует повысить уровень конкурентоспособности пригородного (регионального) сельскохозяйственного производства, повысить уровень конкурентоспособности продукции пригородного (регионального) сельского хозяйства и агропромышленного комплекса, создать систему государственных и муниципальных преференций пригородным (региональным) сельскохозяйственным товаропроизводителям.

При организации пригородного сельского хозяйства необходимо учитывать высокий уровень конкуренции в сфере продовольственного обеспечения индустриально развитого региона из-за доступности сельскохозяйственной продукции и продовольствия других стран

рисунок 1

модель организационной системы совершенствования продовольственного обеспечения города

и регионов, обусловленной, в свою очередь, развитой транспортной и торговой инфраструктурой крупных городов.

Для пригородной зоны характерны существенные ограничения условий ведения сельского хозяйства, определяемые необходимостью организации и развития сельского хозяйства и сохранения сельского уклада жизни в условиях приоритета индустриального и урбанистического развития, наличием многочисленных градостроительных и промышленных регламентов. Функционирование и развитие пригородного сельскохозяйственного производства происходит в условиях стабильно действующей угрозы изъятия продуктивных земель и перераспределения их в целях, не связанных с ведением сельского хозяйства.

При организации аграрного производства в пригородной зоне необходимо учитывать характерный для сельского хозяйства дефицит трудовых ресурсов. Для пригородных зон Пермского края характерно радикальное изменение условий жизни и деятельности пригородного сельского населения, а также функциональной роли пригородных сельских населенных пунктов, играющих в регионе преимущественно роль дачных поселков, обладающих рекреационной ценностью для городского населения, не занятого в сельском хозяйстве.

В регионе остро стоит проблема обеспечения населения городов продукцией сельского хозяйства в условиях ограниченности продуктивных угодий, значительной негативной антропогенной нагрузки на земельные ресурсы и ограниченности возможности производства аграрной продукции, обусловленной природно-климатическими условиями региона. Пригородное сельское хозяйство края осуществляется на основе низкого уровня развития аграрного

землепользования, при наличии большого числа недостатков размеров, размещения и границ пригородных сельскохозяйственных землевладений, значительных нарушений земельного законодательства и условий использования земельных ресурсов [4].

Это обстоятельство вызывает необходимость совершенствования организации и осуществления пригородного сельскохозяйственного производства на основе повышения эффективности использования земельных, трудовых, материальных ресурсов, углубления специализации пригородных аграрных товаропроизводителей, повышения квалификации сельскохозяйственных работников, улучшения качества и повышения конкурентоспособности продукции, производимой местными сельскохозяйственными предприятиями.

Эффективное пригородное сельское хозяйство создает основу для производства экологически чистой продукции, пищевых продуктов, отвечающих требованиям безопасности. В индустриально развитых регионах проблема производства продуктов питания в зонах, подверженных негативному влиянию промышленности, стоит достаточно остро. Для того чтобы учесть вредное влияние на окружающую среду и сельскохозяйственное производство, необходимо выполнить ряд мероприятий в следующей последовательности: определить виды и характер негативного влияния промышленного загрязнения на аграрное производство; определить параметры сельскохозяйственных зон, в пределах которых наблюдается негативное влияние; установить степень негативного влияния промышленности на сельское хозяйство; выполнить зонирование территории региона по видам, характеру и интенсивности экологически неблагоприятного влияния; наметить пути стабилизации, уменьшения или ликвидации ущерба, связанного

62

'М'М'М. \m-avu. пэгоб. ги

с техногенным воздействием на сельскохозяйственное производство; выполнить специальные организационнотерриториальные и агротехнические действия по ведению сельского хозяйства [3].

Таким образом, производство сельскохозяйственной продукции в системе продовольственного обеспечения города должно предусматривать:

— создание конкурентных преимуществ пригородным аграрным товаропроизводителям, повышение уровня конкурентоспособности производства и продукции пригородного сельского хозяйства;

— организацию эффективного пригородного сельскохозяйственного производства в целях продовольственного обеспечения города;

— обеспечение условий для производства экологически чистой сельскохозяйственной продукции и продовольствия, безопасных продуктов питания.

Логическим завершением процесса продовольственного обеспечения города служит стадия доведения продовольствия до городского потребителя, удовлетворения потребности населения города в качественных, безопасных продуктах питания.

Особую важность в этом направлении приобретает необходимость улучшения системы хранения, транспортировки, переработки сельскохозяйственной продукции. При этом, по мнению академика РАСХН В. Р. Боева, необходимо учитывать, что определенная структура формирования товарного рынка, включающая каналы движения продукции, организацию расчетов, реализацию, контроль качества продовольствия в большинстве городов уже сформирована и, как правило, нуждается в рационализации. Обычно это достигается повышением роли в сфере реализации оптового звена, демонополизацией частного предпринимательства, созданием необходимых продовольственных резервов. При этом особое внимание необходимо уделить созданию оптоворозничных структур кооперативного типа, организации специальной биржевой торговли, совершенствованию механизма закупок, формированию специализированных объединений, созданию специализированных оптовых рынков по видам продукции, созданию специальных кредитных организаций, информационному и маркетинговому обеспечению продовольственных рынков [2].

Развитие инфраструктуры продовольственного рынка позволит создать условия для обеспечения устойчивого потребления необходимого продовольствия городским населением в соответствии с рациональными нормами питания, что, в свою очередь, будет способствовать организации здорового типа питания в городе.

Таким образом, для доведения продовольствия до потребителя, организации рационального потребления в системе продовольственного обеспечения города необходимы:

— совершенствование системы хранения, транспортировки, переработки сельскохозяйственной продукции и продовольственных товаров;

— создание эффективной системы реализации продуктов питания в городе, включающей объекты оптовой и розничной торговли, продовольственные рынки, объекты специализированной фирменной торговли сельскохозяйственной продукцией и продовольственными товарами;

— обеспечение потребления продовольствия в городе в соответствии с рациональными нормами питания.

Успешная реализация предлагаемой авторами модели организационной системы совершенствования продовольственного обеспечения города зависит от следующих условий:

1. Необходимое законодательное обеспечение, включая правовой мониторинг в этой сфере.

2. Государственная поддержка развития сельского хозяйства, создание конкурентных преимуществ отечественным сельскохозяйственным товаропроизводителям (устранение диспаритета цен на сельскохозяйственную и промышленную продукцию, финансовое оздоровление сельского хозяйства, совершенствование налоговой системы и системы кредитования, сокращение объемов импортируемого продовольствия).

3. Устойчивое развитие сельскохозяйственного производства, создание эффективной системы доведения продукции до потребителя, реализации продовольственных товаров.

4. Производство экологически чистой, качественной сельскохозяйственной продукции, обеспечение безопасности продовольствия, повышение конкурентоспособности аграрного производства и сельскохозяйственной продукции.

5. Насыщение продовольственных рынков продукцией отечественных сельскохозяйственных товаропроизводителей (пригородных районов, региона, страны), создание условий для формирования системы реализации, позволяющей свободно удовлетворять потребности населения города в продовольствии.

6. Повышение эффективности маркетинговой деятельности, создание системы, направленной на активное продвижение продукции местных сельскохозяйственных товаропроизводителей на продовольственный рынок города.

Обоснованный авторами комплексный подход к решению проблемы создаст условия для формирования эффективной организационно-экономической системы продовольственного обеспечения крупного города. Функционирование данной системы призвано способствовать устойчивому обеспечению городского населения продуктами питания и продовольствием, развитию пригородного (регионального) сельскохозяйственного производства и сельских территорий, повышению уровня продовольственной безопасности региона.

литература

1. Об утверждении Доктрины продовольственной безопасности Российской Федерации : указ Президента Российской Федерации от 30 января 2010 г. № 120 // Российская газета. 2010. 3 февраля.

2. Боев В. Р. Крупным городам — надежную продовольственную базу // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. 2001. № 6. С. 10-13 ; № 7. С. 14-16.

3. Брыжко В. Г. Механизм экономической защиты земель сельскохозяйственного назначения. Екатеринбург : Изд-во Ин-та экономики УрО РАН, 2005. 301 с.

4. Брыжко В. Г., Шкребко В. П. Концепция совершенствования территориальной организации пригородного сельскохозяйственного производства в индустриально развитом регионе // Аграрный вестник Урала. 2010. № 8. С. 28-30.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.