УДК 338.439.053
Мустафаева Э.И.
аспирант кафедры бухгалтерского учета, анализа и аудита ГБОУВО РК «Крымский инженерно-педагогический университет»
ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОДОВОЛЬСТВЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РЕГИОНА КАК ПРИОРИТЕТНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ АГРОПРОДОВОЛЬСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ
В работе рассмотрена сущность понятия «продовольственная безопасность». Изучены различные подходы к определению данного понятия учеными и исследователями. Дано авторское определение и раскрыто содержание приоритетных направлений агропродовольственной политики в сфере обеспечения продовольственной безопасности региона. Проанализирован процесс кластеризации как приоритетное направление в решении задач агропродовольственной политики, представляющий собой группировку производственных предприятий с целью взаимодействия для выполнения совместных функций.
Ключевые слова: продовольственная безопасность, агропродовольственная политика, кластер.
Agris subject categories: E71, E73, E90
Mustafayev E. I.
Postgraduate student, chair of accounting, analysis and audit «Crimean engineering and
pedagogical University»
ENSURING FOOD SECURITY IN THE REGION AS A PRIORITY AGRI-FOOD
POLICY
In the article the essence of the concept "food security". Studied various approaches to the definition of this concept scientists and researchers. Given the definition and the content of the priority directions of agro-food policy in the sphere of ensuring food security in the region. Analyzed the clustering process as a priority in solving problems of agro-food policy, which is a grouping of manufacturing enterprises to interact to perform common functions.
Keywords: _ food security, agricultural policy, cluster.
Agris subject categories: E71, E73, E90
Актуальность темы исследования обусловлена тем, что региональная безопасность представляет собой неотъемлемую часть национальной безопасности страны, обеспечивающую стабильность развития государства в целом. В данном исследовании понятие региональной безопасности используется как составная часть национальной безопасности.
С теоретических позиций необходимо уточнить понятия, имеющие значение при выработке эффективной агропродовольственной политики, направленной на формирование устойчивой системы продовольственной безопасности региона.
Существует разные подходы к трактовке понятия «продовольственная безопасность». Так, исследователи Коровкин В. и Казепов Д. продовольственную безопасность рассматривают, как способность и функцию государства гарантировать населению обеспечение его продовольствием на уровне, достаточном для его нормальной жизнедеятельности. При этом удовлетворение потребностей в продовольствии должно осуществляться в основном за счет собственного производства на основе развития национального АПК [1].
В своем исследовании «Безопасность России» А.В. Гордеев раскрывает содержание понятия продовольственной безопасности как социально-экономического явления. В работе рассматривается необходимость совершенствования различных нормативных актов, сертификации как факторов обеспечения продовольственной безопасности, ее государственного регулирования и объективного индикативного планирования [2].
Академик Российской академии сельскохозяйственных наук И. Ушачев под продовольственной безопасностью понимает систему экономических, технологических, организационных, экологических, социальных и других факторов, которые направлены на стабильное, устойчивое функционирование агропромышленного комплекса. Данная система направлена на удовлетворение потребностей населения в продуктах по научно-обоснованным нормам. Излишки продукции экспортируются. При этом соблюдается условие: нужно обеспечивать невысокую степень (5-8%) уязвимости продовольственного снабжения в случае осложнений при поступлении отдельных видов продовольствия по импорту. Речь идет о продуктах, для производства которых нет необходимых природных условий [3].
На наш взгляд, продовольственная безопасность региона представляет собой способность его экономического потенциала на основе действующего законодательства направлять имеющиеся ресурсы на продовольственное самообеспечение, а также рациональное использование имеющихся в регионе резервов для роста эффективности функционирования АПК на основе эффективной аграрной политики.
Проблему обеспечения продовольственной безопасности в стране необходимо анализировать с учетом ситуации в регионах. В отечественной литературе представлено несколько подходов к определению состояния продовольственной безопасности, продовольственного обеспечения и продовольственной независимости.
Также существует мнение исследователей том, что необходимо учитывать многофакторное влияние на экономическую доступность продовольствия для населения по 25 показателям, которые рассчитываются путем сравнения душевых доходов населения региона и розничных цен [4].
Т. Агапова и Л. Вахрушева, дополняя данный подход, предлагают ввести коэффициент, рассчитываемый как отношение стоимости продовольственной корзины к среднему месячному доходу исходя из расчета на душу населения [5].
А. Колесняк, в свою очередь, предлагает определять уровень экономической доступности продовольствия путем учета объема и структуры продуктов питания, приобретаемых разными категориями населения. В данном случае необходимо учитывать показатели объемов государственных продовольственных резервов, объемов экспорта и импорта продовольствия, а также продовольственных продуктов для общегосударственных нужд [6].
При оценке возможностей какого-либо региона продовольственного самообеспечения, необходимо уделить особое внимание на приоритетном развитии аграрной сферы, учитывая значимость развития каждого сельскохозяйственного предприятия региона. Основными принципами приоритетного развития агропромышленных предприятий являются обоснование миссии, целей и задач развития, а также определение методов решения данных задач при условии экономии ресурсов и различных рисков; определение механизма приобретения конкурентных преимуществ.
Приоритетными направлениями развития агропромышленного комплекса региона являются:
- определение рационального пути достижения устойчивого развития всех секторов агропромышленного комплекса, который направлен на обеспечение продовольственной безопасности региона при достаточной конкурентоспособности регионального рынка продовольствия, а также оптимальном соотношении самообеспеченности и импорта продовольственной продукции.
- определение стратегии развития агропромышленного комплекса региона,
реализация которой потребует минимальный расход ресурсов.
- обязательный учет рисковых ситуаций и оперативное реагирование на меняющиеся условия внешней и внутренней среды.
Представленный подход представляет собой логическую последовательность этапов, от всестороннего развития всех звеньев АПК, налаживания импорта продовольствия, обеспечение конкурентоспособности продуктов питания, производимых в регионе, до преодоления рисков с помощью грамотного и эффективного управления. Данный подход сможет обеспечить только эффективная аграрная политика.
Государственная аграрная политика представляет собой совокупность социальных, законодательных, экономических мер, которые направлены на устойчивое развитие предприятий аграрной сферы. При этом, под устойчивым развитием аграрных предприятий нужно понимать оптимальное соотношение производства и реализации сельскохозяйственной продукции, самообеспеченности продукцией и объемом импорта продовольствия, которые обеспечиваются с помощью эффективных методов управления и конкурентных преимуществ.
Агропродовольственная политика должна отражать реальное состояние АПК и прежде всего, сельского хозяйства. Изучив различные источники, можно обобщить мнение большинства исследователей и экспертов, что для России допустимым уровнем продовольственного самообеспечения является уровень 80 — 85%, а критическим уровнем — менее 75%. В данном случае необходимо учитывать качественную составляющую продукции и организацию питания с точки зрения рациональности. В Российской Федерации политика в сфере здорового питания ориентирована, в большей степени, на предоставление населению нормального питания с точки зрения его физиологических качеств.
Основными условиями рационального обеспечения системы продовольственного обеспечения являются доступность для населения, непрерывность поступления, а также обоснованную независимость. Доступность для населения представляет собой платежеспособность населения региона приобретать продукты питания в пределах норм калорийности для данного региона.
Под непрерывностью поступления продукции необходимо понимать обеспечение продуктами питания согласно потребительской корзине, в такой периодичности, при которой обеспечивается сбалансированное соотношение между спросом и предложением, а также соответствующее качество продукции.
В свою очередь, обоснованная независимость — это доля импортируемой продукции в наборе потребительской продуктовой корзины, которые в регионе не производятся или их производство с экономической точки зрения не эффективно. При этом экономическая эффективность представляет собой уровень продовольственного самообеспечения региона, который обеспечен расширенным воспроизводством сельскохозяйственной продукции.
Таким образом, обеспечение продовольствием включает две основные составляющие: оптимальный объем собственного производства и аналогичных продуктов питания, импортируемых в регион.
Приоритетная агропродовольственная политика включает в себя мероприятия, направленные на достижение краткосрочных и долгосрочных целей, которые обеспечивают продовольственное самообеспечение региона, а также, соответственно, его продовольственную безопасность. Достижение этой цели можно представить в виде алгоритма задач, которые решаются в логической последовательности при условии экономии ресурсов и максимальном удовлетворении населения в продуктах питания.
Базовой основой выбора и реализации приоритетов используется анализ существующего уровня удовлетворения потребностей населения в продуктах питания с дальнейшим прогнозом улучшения их качественных характеристик, а также роста доступности продовольствия для населения.
Данная агропродовольственная политика должна быть согласована с
общерегиональными приоритетами развития. При реализации агропродовольственной политики, необходимо не только мотивировать производителей сельскохозяйственной продукции производить качественную и конкурентоспособную продукцию, но и ориентировать население на здоровое питание, способствующему оздоровлению нации.
В решении приоритетных задач агропродовольственной политики большое значение приобретает такой процесс как кластеризация, которая представляет собой группировку производственных предприятий с целью взаимодействия для выполнения совместных функций. Очень часто данное понятие связывают с регионом. Так, М. Портер определяет кластер как географическую группу взаимозависимых компаний и ассоциированных с ними институтов в определенной отрасли, связанных общими целями и дополняющих друг друга [7]. В свою очередь, Л. Стеблякова дает понятие кластера в виде группы взаимосвязанных компаний, сконцентрированных по географическому признаку и взаимодополняющих друг друга, обеспечивая при этом на конкурентной основе синергетический эффект региональной агломерации [8].
На территории бывшего СССР создавались научно- производственные, научно-технические и производственные объединения, комплексы, кооперации, показывавших высокую эффективность. В Крыму, предприятиям относились «АзЧерНИРО», «Эфирмасло», «Плодмашпроект», «Элита». Данные организации выделялись высокой отдачей на вкладываемые в науку средств, что объясняется повышением эффективности инновационной деятельности в комплексах, в которых научные исследования тесно взаимосвязаны с их практической реализацией и апробацией. Сегодня к кластерным инновационным образованиям относятся технологические и научные парки, альянсы, финансово-промышленные группы и т.п..
Кластер (англ. cluster — скопление) представляет собой соединение и взаимодействие нескольких объектов. Процесс кластеризации отраслей, которые вступают во взаимодействие, представляет собой межотраслевую кластеризацию. Данный вопрос был изучен еще А.Маршаллом в его теории индустриальных районов [9]. Автор рассматривал систему продовольственной безопасности как межотраслевой кластер, в пределах которого взаимодействовали различные отрасли производства. В данном случае рассматриваются не внешние, а внутренние факторы обеспечения продовольственной безопасности, которые способствуют производству, доставке продовольствия, обеспечению доступа населения к нему. В таком случае, факторы внешней среды, которые также влияют на продовольственную безопасность, могут рассматриваться как функциональный кластер, в котором рассматриваются политическая составляющая, стратегии экспорта и импорта, политика протекционизма, структура институциональной системы., а также организационно-экономические факторы влияния и т.п.
Таим образом, межотраслевой кластер включает в себя сырьевую и перерабатывающую) отрасли, связанные с производством продовольственной продукции, так и отрасли, обеспечивающие её производство, такие как химическая, машиностроительная, строительная, транспортная, способствующие производству (наука, образование, финансовая и кредитная система), обеспечивающие доступ к продовольствию (рыночная инфраструктура, торговля, сфера услуг, торговые предприятия).
Центром межотраслевого кластера является производство продовольствия, включающее в себя производство и переработку сырья. Во взаимодействии они могут рассматриваться как производственный кластер, входящий в состав межотраслевого кластера. В рамках кластера, обеспечивающего основное производство, решаются вопросы по удовлетворению потребностей сельскохозяйственных производителей в необходимом техническом обеспечении, средствах труда, в энергетических ресурсах, удобрениях и т.п. Также в данном кластере решаются проблемы инновационного подхода к производству продукции, а следовательно, и обеспечение данного процесса с финансовой точки зрения.
В свою очередь, кластер сферы управления и регулирования представляет собой
функциональную систему, которая концентрирует в себе не отрасли, а институциональную систему. Основной экономической проблемой кластера является достижение сбалансированности его составляющих для обеспечения продовольственной безопасности. Таким образом, перед каждым кластером стоит задача удовлетворить потребности не только населения, но и других кластеров.
Таким образом, можно сделать выводы, что создание кластеров обеспечит необходимые условия для повышения уровня продовольственной безопасности региона, что в свою очередь позволит сельскохозяйственным товаропроизводителям функционировать в системе экономических отношений в части повышения конкурентоспособности продукции, повысить материальную заинтересованность хозяйствующих субъектов отрасли в увеличении объемов производства качественной конкурентоспособной продукции.
Литература
1. Коровкин В. Глобализация решения проблемы продовольственной безопасности России / В. Коровкин, Д. Казепов // Международный сельскохозяйственный журнал.-2011.-№3.
2. Гордеев А.В. Сельское хозяйство: итоги, проблемы и перспективы / А.В. Гордеев // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. — 2012.- №3. — С.4-6.
3. Ушачев И.Г. Стратегические направления обеспечения продовольственной безопасности / И.Г. Ушачев // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. — 2012. — №5.
— С. 7-11.
4. Езерский Е.Н. Формирование региональной системы продовольственной безопасности /Е.Н. Езерский, С.П. Павлова, В.В. Дрокин // — Екатеринбург: УрГСХА. — 2014. — 225 с.
5. Агапова. Т., Вахрушсва Л. Продовольственная безопасность: методика оценки / Т. Агапова, Л. Вахрушина // Экономика сельского хозяйства России. — 2011.--№ 6.
6. Колесняк А.А. Систематизация методов оценки уровня продовольственного обеспечения / А.А. Колесняк // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. — 2012.
— №7
7. Porter M.E. Clusters and the New Economics of Competition / M.E. Porter // Harvard Business Review. — 1998. — Issue 6, Vol. 76. — Р. 72-84.
8. Стеблякова М. Кластерный подход к решению проблемы модернизации экономики: системный и социальный аспекты / М.Стеблякова / Человек и труд. — 2010. — № 3.
9. Marshall A. Principles of Economics. Variorum edition overseen by C.Guillebaud. L.: MacMillan Press, 1961. — 450 p.