Научная статья на тему 'Составляющая инфраструктуры аграрного рынка пригородной зоны Астаны в обеспечении продовольствием населения мегаполиса'

Составляющая инфраструктуры аграрного рынка пригородной зоны Астаны в обеспечении продовольствием населения мегаполиса Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
324
86
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФРАСТРУКТУРА / АГРАРНЫЙ РЫНОК / ПРОДОВОЛЬСТВИЕ / ПРИГОРОДНАЯ ЗОНА / ПРОИЗВОДИТЕЛИ / КАЧЕСТВО ЖИЗНИ / INFRASTRUCTURE / AGRARIAN MARKET / FOOD / RESIDENTIAL SUBURB / PRODUCERS / QUALITY OF LIFE

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Задворнева Е.П.

В зоне влияния крупного города Астаны формируется пригородный агропромышленный комплекс. Это интенсивный многоотраслевой комплекс, основанный на системе взаимосвязанных предприятий по производству, переработке и сбыту продовольствия. В развитии пригородного АПК особое значение приобретает формирование системы институтов рыночной инфраструктуры, развитие уже существующих и создание новых ее элементов. Рыночная инфраструктура пригородного хозяйства в системе обеспечения продовольствием населения мегаполиса представляет собой совокупность торгово-посреднической, финансово-кредитной, транспортной, информационной, экономической, правовой инфраструктуры для обслуживания потребностей участников локального продовольственного рынка. Инфраструктура продовольственного рынка во многом определяется объемами и структурой потребляемой продукции, а также территориальной удаленностью производителей от поставщиков. Население Астаны увеличивается, что приводит к интенсивному приросту потребления продуктов питания и изменению структуры потребления в сторону более качественных продуктов. В условиях существования Казахстана в ТС и ВТО стало необходимостью применение новых инструментов государственного регулирования аграрной отрасли. В настоящей статье рассматриваются особенности и тенденции развития пригородной зоны Астаны, практические аспекты формирования рыночных условий функционирования пригородного АПК. Это значимые факторы, которые определяют эффективность и деловую активность системы обеспечения населения продовольствием. Агропромышленный комплекс крупного города непосредственно ориентирован на продовольственное обеспечение данной территории, призван удовлетворять потребности населения в качественной, ритмично поступающей и приемлемой по ценам продукции сельского хозяйства. Его устойчивое функционирование позволит повысить продовольственную безопасность и уровень жизни населения региона.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Constituting infrastructures of the agrarian market of suburban zone of Astana in the providing the megalopolis population with food

In an influence zone of the large city Astana the suburban agro-industrial complex is created. It is the intensive diversified complex based on the system of interconnected entities on production, processing and sale of food. In development of suburban agrarian and industrial complex, development of already existing and creation of its new elements is a particular importance of system`s formation of market infrastructure institutes. Market infrastructure of suburban economy in the system of providing the population megalopolis with food represents set of the infrastructure complexes of a trade and intermediary, financial and credit, transport, information, economic, legal infrastructure designed to serve needs of the participants of local food market. Infrastructure of the food market is in many respects determined by amounts and structure of the consumed products and territorial remoteness of producers from suppliers. The population of Astana increases that leads to an intensive surplus of consumption of food and change of structure of consumption towards better products. In living conditions of Kazakhstan in the TS and the WTO use of new instruments of state regulation of an agrarian industry became a necessity. In this article features and tendencies of the development of a residential suburb of Astana, practical aspects of forming of market function conditions of suburban agrarian and industrial complex of the city are considered. It is one of significant factors which determines efficiency and business activity of the system of providing the population with food. The agro-industrial complex of the large city is directly oriented to food supply of this territory, urged to satisfy the needs of the population in high-quality, rhythmically arriving and accepted at the prices products of agricultural industry. Its steady functioning will allow to increase food security and level of living of the population.

Текст научной работы на тему «Составляющая инфраструктуры аграрного рынка пригородной зоны Астаны в обеспечении продовольствием населения мегаполиса»

УДК 338.49:338.439 Е.П. Задворнева

СОСТАВЛЯЮЩАЯ ИНФРАСТРУКТУРЫ АГРАРНОГО РЫНКА ПРИГОРОДНОЙ ЗОНЫ АСТАНЫ В ОБЕСПЕЧЕНИИ ПРОДОВОЛЬСТВИЕМ

НАСЕЛЕНИЯ МЕГАПОЛИСА

В зоне влияния крупного города Астаны формируется пригородный агропромышленный комплекс. Это интенсивный многоотраслевой комплекс, основанный на системе взаимосвязанных предприятий по производству, переработке и сбыту продовольствия. В развитии пригородного АПК особое значение приобретает формирование системы институтов рыночной инфраструктуры, развитие уже существующих и создание новых ее элементов. Рыночная инфраструктура пригородного хозяйства в системе обеспечения продовольствием населения мегаполиса представляет собой совокупность торгово-посреднической, финансово-кредитной, транспортной, информационной, экономической, правовой инфраструктуры для обслуживания потребностей участников локального продовольственного рынка. Инфраструктура продовольственного рынка во многом определяется объемами и структурой потребляемой продукции, а также территориальной удаленностью производителей от поставщиков. Население Астаны увеличивается, что приводит к интенсивному приросту потребления продуктов питания и изменению структуры потребления в сторону более качественных продуктов. В условиях существования Казахстана в ТС и ВТО стало необходимостью применение новых инструментов государственного регулирования аграрной отрасли. В настоящей статье рассматриваются особенности и тенденции развития пригородной зоны Астаны, практические аспекты формирования рыночных условий функционирования пригородного АПК. Это значимые факторы, которые определяют эффективность и деловую активность системы обеспечения населения продовольствием. Агропромышленный комплекс крупного города непосредственно ориентирован на продовольственное обеспечение данной территории, призван удовлетворять потребности населения в качественной, ритмично поступающей и приемлемой по ценам продукции сельского хозяйства. Его устойчивое функционирование позволит повысить продовольственную безопасность и уровень жизни населения региона.

Ключевые слова: инфраструктура, аграрный рынок, продовольствие, пригородная зона, производители, качество жизни.

Введение

Инфраструктура агропродовольственного рынка является базисом, на котором он держится. Инфраструктура связывает производителя с потребителем, обеспечивает взаимодействие всех элементов, участвующих в продвижении продукции к потребителю, делает это взаимодействие осознанным, восприимчивым к изменениям в рыночной сфере, выполняет услуги по транспортировке, складированию, хранению, упаковке, торговле, информационному обеспечению [1]. В условиях существования в ВТО для республики Казахстан в целом и для ее столицы в частности особенно актуальны проблемы формирования эффективной системы обеспечения продовольствием. Для того чтобы решить эти проблемы, необходимо эффективно использовать производительные силы города и его пригородной зоны, развивать инфраструктуру продовольственного комплекса. Эффективная экономика города и его пригородной зоны формируется на основе местных природных и социально-экономических ресурсов, особенностей производственной деятельности, инфраструктуры, которые «...оказывают влияние на структуру, направления и темпы устойчивого развития экономики» [2]. Именно достаточное наличие земельных, материальных и трудовых ресурсов, повышающих производительность сельского хозяйства и обеспечивающих предприятия пищевой и перерабатывающей промышленности качественным сырьем, является конкурентным преимуществом города Астаны и пригородной зоны.

© Задворнева Е.П., 2016

Объект и методы исследования

Объектом исследования является составляющая инфраструктуры аграрного рынка пригородной зоны в обеспечении населения мегаполиса продовольствием, предметом исследования - проблемы формирования и развития агропродовольственного рынка пригородной зоны мегаполиса. При написании статьи использовались следующие методы экономического исследования: абстрактно-логический, аналитический, экономико-статистический (статистическое наблюдение, средние величины), метод экстра -поляции.

Результаты исследования

Акмолинская область располагается в северной части Казахстана и занимает территорию в 146,2 тыс. км2 [3]. В настоящее время в продовольственный пояс столицы Казахстана входят все 17 районов Акмолинской области. Пригородная зона г. Астаны является только частью этого продовольственного пояса. К исходным регламентам установления границы пригородной территории относят Постановление Правительства РК от 4 июня 2014 г. № 728 «Об утверждении Программы развития регионов до 2020 г.», где критерием определения границы приняты две изохроны: 1,5 -часовое временное расстояние до города -мегаполиса; 1,0 -часовое временное расстояние до города -ядра [4]. Для ограничения территории пригородной зоны Астаны была определена степень влияния столицы на территорию через центры макрорегионов. Критерии ограничения столичной агломерации - связь и притяжение - охарактеризованы инвестиционно-насыщенными объектами: населенными пунктами; руслами расселения; коммуникационными коридорами; рекреационными территориями и др. Эти элементы выражают сущность процесса капитализации и урбанизации и являются слагаемыми ограничения территории пригородной зоны. Степень связи и притяжения позволяет найти границу протяженности русел расселения от Астаны в другие направления по значению коэффициента связи, если это значение превышает 0,5. Коэффициент притяжения выражает одностороннюю тенденцию в направлении города -ядра (перевозка продуктов питания). Таким образом, если следовать принципу ограничения, в настоящее время пригородная зона Астаны включает четыре района Акмолинской области: Аккольский, Аршалын-ский, Целиноградский, Шортандинский.

Инфраструктура пригородной зоны должна соответствовать требованиям быстро развивающегося столичного мегаполиса и составлять с городом единую социальную, природную и хозяйственную систему. Роль пригородной зоны и ее инфраструктуры является важной в вопросе обеспечения населения городов продовольствием [5]. Общая площадь пригородной зоны вместе с ядром - Астаной - составляет 2175 тысяч гектаров с численностью населения свыше 1 миллиона человек. Общая площадь исследуемой территории составляет 29 тыс. км2 [6]. В Акмолинской области сельское хозяйство является приоритетной формой экономической деятельности. Наиболее распространенная модель агропромышленного комплекса обычно включает три сферы. Первая сфера - это отрасли промышленности, производящие средства производства для сельского хозяйства и отраслей промышленности, перерабатывающих сельскохозяйственное сырье; вторая сфера - собственно сельское хозяйство; третья сфера - система отраслей по промышленной переработке и сбыту сельскохозяйственного сырья и продовольствия. В состав АПК крупного города, как правило, входит первая и третья сферы [7]. Размещение первого и третьего звеньев агропромышленного комплекса во многом определяется территориальной организацией сельскохозяйственного производства. Переработка, складирование и хранение сельхозпродукции в значительной мере ориентированы на потребителя. Инфраструктурный блок АПК крупного города - производ-

ства, которые занимаются заготовкой сельскохозяйственного сырья, транспортировкой, хранением, торговлей потребительскими товарами, подготовкой кадров для сельского хозяйства. Сегодня ставится задача обеспечения внутренней продуктовой безопасности г. Астаны и территорий пригородной зоны в связи с ростом населения. Разрабатываются и проводятся мероприятия по формированию и развитию продовольственного пояса. В его границах действуют 916 предприятий в сфере производства и переработки продуктов питания, из них 56 предприятий в Астане.

Анализ нормативных документов, связанных с приданием г. Астане столичного статуса [4; 8-10], показывает, что этому мегаполису отводится роль одного из ключевых элементов стратегии развития всей страны и ее экономики. Демографический потенциал пригородных территорий во многом определяет возможности их развития, экономическое благополучие и стабильность. При этом темпы ежегодного роста численности населения в городе Астане значительно превышают аналогичные темпы роста в зоне влияния города (табл. 1).

Таблица 1

Перспективный прогноз численности населения Астаны и ее пригородных районов на основании расчета уравнения линейных трендов (экстраполяции)

Год Численность населения, чел

Район пригородной зоны г. Астана Всего

2000 135034 381000 482236

2001 130061 446200 543987

2002 124954 493100 586971

2003 124837 501998 596177

2004 125881 510533 605937

2005 125778 529335 624742

2006 125929 550438 646140

2007 127440 574448 671853

2008 127835 602684 700616

2009 144307 605254 721131

2010 143702 649139 764672

2011 143380 697129 812662

2012 143855 742918 859220

2013 144425 778198 895101

2014 145399 814934 933834

2015 148262 872665 993917

***

2020 154375 969131 1099146

***

2030 169825 1256941 1406506

Уравнение тренда Уср = a + Ы у= 1545t+121930 у = 2878Н + 364730 у=30736t+453690

Согласно прогнозу в Астане и пригородной зоне в 2020 г. будут проживать 1,1 млн человек, а в 2030 г. - 1,4 млн человек. Социально -экономический статус города и ежегодный рост его благосостояния ведут к росту численности населения, что пропорционально приводит к увеличению потребления продуктов питания. Именно на основании уровня потребления продовольствия населением определяются объемы ввоза и вывоза продукции при имеющемся уровне собственного производства сельскохозяйственной продукции. При решении проблемы продовольственной безопасности Астаны серьезного внимания заслуживают вопросы самообеспечения мегаполиса основными

видами продуктов питания, то есть удовлетворения потребности в них, прежде всего, путем поставок пригородного хозяйства. Предложение продовольствия города формируется за счет местных производителей, продовольственного пояса столицы, завоза из других регионов страны и импорта. В основу расчета потребления основных продуктов питания населением Астаны и пригородных районов были приняты нормы, рекомендованные ВОЗ (табл. 2).

Таблица 2

Потребность в продуктах питания населения Астаны и пригородной зоны с 2011 по 2015 г., тысяч тонн

Продукт Пригородная зона г. Астана

2011 2012 2013 2014 2015 2011 2012 2013 2014 2015

Хлеб, мука пшеничная 17,2 17,3 17,3 17,5 17,7 83,4 89,2 93,4 97,8 104,7

Картофель 14,4 14,4 14,4 14,5 14,8 69,7 74,3 77,8 81,5 87,2

Овощи 19,9 20,0 20,1 20,2 20,5 96,9 103,3 108,2 113,3 121,3

Мясо и мясопродукты 11,8 11,8 11,8 11,9 12,1 57,2 60,9 63,8 66,8 71,6

Рыба 2581 2589 2600 2617 2657 12548 13373 14008 14669 15708

Молоко и молокопродукты 54,5 54,7 54,9 55,3 56,1 264,9 282,3 295,7 309,7 331,6

Растительное масло и маргарин 1,3 1,3 1,3 1,3 1,3 6,3 6,7 7,0 7,3 7,9

Яйца, млн шт. 41,6 41,7 41,9 42,2 42,8 202,2 215,5 225,7 236,3 253,1

Сахар и кондитерские изделия 6,7 6,8 6,8 6,8 6,9 32,8 34,9 36,6 38,3 41,0

Из расчета баланса потребления основных продуктов питания видно, как растет потребность в продовольствии, особенно в Астане. Так, по пригородной зоне рост потребления основных продуктов питания незначительный и составил около 103%, а в Астане за этот же период прирост равен 25%. Потребность в продуктах питания в 2015 и 2011 гг. показана на рис. 1.

Рис. 1. Изменение баланса потребностей основных продуктов питания населения г. Астаны (2015 и 2011 гг., тонн)

На основе статистических данных за период с 2012 по 2015 г. уровень потребления на душу населения девяти групп продуктов питания, восемь из которых производятся сельскохозяйственными товаропроизводителями ПАПК города Астаны, представлен в табл.3.

Таблица 3

Фактическое потребление продуктов питания в г. Астана и пригородных районах на душу населения, кг

Продукт Пригородные районы г. Астана

2012 2013 2014 2015 % от нормы РАО, 2015 2012 2013 2014 2015 % от нормы РАО, 2015

Хлеб, мука пшеничная 123,4 127,7 128,1 124,4 103,7 120,2 114,9 114,7 114,4 95,3

Картофель 60,2 59,3 62,1 70,8 70,8 43,5 39,5 39,0 41,6 41,6

Овощи 71,5 73,6 71,4 77,6 55,8 77,4 68,3 68,5 68,8 49,5

Мясо и мясопродукты 70,8 69,9 71,1 79,6 97,1 74,1 69,5 74,3 78,0 95,1

Рыба 9,5 10,0 9,7 9,2 51,1 13,1 13,5 12,0 12,0 66,7

Молоко и молокопродукты 257,1 244,4 240,1 232,4 61,2 251,0 257,0 269,6 269,6 70,9

Растительное масло и маргарин 18,0 20,7 20,9 22,8 253,3 19,4 17,6 20,1 21,6 240,0

Яйца, шт. 173,5 175,1 173,1 124,8 43,0 193,9 189,7 181,6 180,0 62,1

Сахар и кондитерские изделия 42,6 44,6 35,8 33,8 74,0 34,0 32,0 34,9 34,8 74,0

Согласно статистическим данным, только по двум из девяти важнейших продуктов питания имеет место превышение нормативов FAO, что свидетельствует о наличии в мегаполисе серьезных проблем с обеспечением продовольственной безопасности. Хотя, если следовать соотношению с казахстанскими нормами, складывается более оптимистичная картина. Однако в сравнении с нормами питания FAO уровень потребления по таким продуктам питания, как молоко, овощи, рыба и др., недостаточен (рис. 2).

■ Норма ВОЗ ■ Потребление Астаны ■ Потребление пригородных районов

Рис. 2. Фактическое потребление основных продуктов питания на душу населения в Астане и пригородных районах в сравнении с нормами ВОЗ (2015), кг

В целом уровень потребления продуктов питания в расчете на душу населения в Астане остается низким и не достигает уровня рациональных норм потребления, за исключением хлебопродуктов и растительных жиров. Баланс производства продукции сельского хозяйства районами пригородной зоны и потребности в продуктах питания населения Астанинской агломерации с учетом ядра за 2015 показан в табл. 4.

Таблица 4

Баланс производства продукции сельского хозяйства районами пригородной зоны и потребности в продуктах питания населения Астанинской агломерации с учетом ядра, 2015 г.

№ п/п Показатели Единицы измерения Норма расчета по FAO на 1 человека в год Потребность, тонн Производство пригородных районов, тонн Обспеченность, %

Население Астанинской агломерации 1020,3 тыс. человек

1 Хлебопродукты (мука, хлеб, крупы) кг 120 122436 475664 в 3,8 раза

2 Картофель кг 100 102030 97949 96,1

3 Овощи (без картофеля) кг 139 141822 66798 47,1

4 Мясо всех видов кг 82 83665 19745 23,6

5 Молоко и молочные продукты кг 380 387714 160126 41,3

6 Яйца тыс. шт. 290 295887 210672 71,2

В настоящее время потребность населения столицы в хлебопродуктах сельхозпроизводители пригородных районов Астаны не только обеспечивают на 100%, но и превышают в 3,8 раза. Это объясняется тем, что Акмолинская область является ведущей в республике по экспорту зерна. Значительно население агломерации, учитывая ядро - Астану, обеспечено картофелем (сегодня уровень обеспеченности равен 96,1%), яйцами (71,2%). Многие продукты не производятся в условиях сельских территорий ПАПК, например масло подсолнечное, рыба, сахар. Но такие производства, как выращивание и переработка зелени, томатов, огурцов и других видов овощей, возможны и необходимы. Концептуально пригородная территория должна удовлетворять свои потребности в скоропортящихся продуктах питания, таких как молоко, яйца, овощи, зелень и др., полностью.

Экономическая доступность продовольствия определяется как возможность приобретения населением продовольственных товаров при сложившемся уровне цен и доходов в размерах, заложенных в минимальной потребительской корзине [11]. На основе бюджетных обследований сельских семей Акмолинской области имеются данные о том, что сельская семья тратит на питание в структуре конечного потребления 37% [12]. Основной причиной такого положения является низкий платежеспособный спрос основной части населения. В структуре потребительских расходов населения мегаполиса большую часть занимают расходы на продовольственные товары (42,7%), в то время как в экономически развитых странах этот показатель соответствует 25%.

Согласно методике ФАО, неравенство в потреблении измеряется с помощью коэффициента вариации энергетической ценности потребленных продуктов питания [13]. Данный показатель состоит из двух частей: первая отражает неравенство потребления, обусловленное доходами, вторая связана с биологическими факторами. Затраты на покупку продуктов питания у 20% наименее обеспеченных слоев населения города превышают 50% потребительских расходов, в то время как у 20% наиболее обеспеченных жителей мегаполиса - 35%. Статистические показатели бедности населения мегаполиса

с 2010 по 2014 г. снизились, но остается много людей, которым необходима адресная социальная помощь. По причине отсутствия государственного регулирования в сфере прохождения продукции от товаропроизводителя до конечного потребителя стали высокие розничные цены. В среднем за исследуемый период цены на продукты питания в Астане выросли в 1,5 раза.

Решение проблемы продовольственного обеспечения во многом зависит от уровня инновационного развития экономики. Опыт работы оптовых продовольственных рынков за рубежом показывает необходимость постоянно совершенствовать свою работу, приспосабливаться к требованиям покупателей. В большинстве стран создание оптовых продовольственных рынков как товаропроводящей инфраструктуры для реализации скоропортящейся продукции решает проблемы экономического и социального характера, так как обеспечивает соответствующий режим хранения, транспортировки и оперативной доставки до потребителя. Оптовые структуры во всех странах с рыночной экономикой поддерживаются государством. Крупные национальные и межрегиональные оптовые рынки являются или государственными структурами, или акционерными обществами, где основная доля акций принадлежит государству. Местные оптовые продовольственные рынки являются частными или муниципальными. Государственное регулирование деятельности предприятий оптовой торговли во многих странах Евросоюза, в Японии, США, Китае и в других странах с развитой рыночной экономикой имеет свои особенности. Так, в Японии существует жесткая система лицензирования деятельности оптовых продовольственных рынков [14]. Интересен и опыт России. Здесь, в отличие от других стран, оптовые продовольственные рынки и распределительные центры функционируют в различных организационно -правовых формах.

Заключение

Определены степень влияния столицы на пригородную зону и критерии ее ограничения. Рассчитан перспективный прогноз численности населения Астаны и ее пригородных районов, а также баланс производства продукции сельского хозяйства районами пригородной зоны и потребности в продуктах питания населения Астаны и пригорода. Анализ общей ситуации обеспеченности города продовольственными товарами, источники формирования продовольственных ресурсов свидетельствуют о том, что дефицита продовольствия не наблюдается, рынок достаточно насыщен, обширен ассортимент продукции. В то же время наблюдается необеспеченность города Астаны за счет пригородного сельскохозяйственного производства животноводческой, плодоовощной продукцией. Потенциал агропромышленного комплекса пригородных территорий города Астаны достаточно высок, и это позволит в ближайшие годы в достаточной мере покрыть рост потребностей населения города Астаны в основных видах продуктов питания, произведенных на близлежащей территории. От степени развития сельскохозяйственного производства в определенной степени зависит развитие комплексов, производящих продукты питания [15]. При развитии пригородной зоны мегаполиса основное внимание должно быть уделено двум взаимосвязанным направлениям приложения труда - сельскому хозяйству и пищевой промышленности, обустройство которых определяется развитием инфраструктуры, и прежде всего транспортно-логистической системы. Именно поэтому уровень развития аграрного сектора, его инфраструктуры, а также создание агропродовольственного кластера являются определяющим фактором продовольственной безопасности страны. Это обеспечит эффективное функционирование продовольственного пояса вокруг города Астаны с размещением в районных центрах агропромышленных комплексов по глубокой переработке сельскохозяйственной продукции, а в центрах сельских округов и опорных селах - предприя-

тий по первичной переработке в комплексе с сервисно -заготовительными центрами. Состояние инфраструктуры продовольственных рынков в первую очередь определяется развитием транспортной системы, системы хранения и информации. Эти системы нуждаются в серьезных вложениях, так как мощности хранения еще серьезно отстают от современных требований. Астана вместе с пригородной зоной должна развиваться как единая многофункциональная территория с конкурентоспособной экономикой, высоким качеством жизни и окружающей среды, интегрированная в систему межрегиональных связей. Развитая инфраструктура, зоны производственного роста должны в одинаковой мере быть применены как к г. Астане, так и к районам пригородной зоны.

E.P. Zadvorneva

Constituting infrastructures of the agrarian market of suburban zone of Astana in the providing the megalopolis population with food

In an influence zone of the large city Astana the suburban agro-industrial complex is created. It is the intensive diversified complex based on the system of interconnected entities on production, processing and sale of food. In development of suburban agrarian and industrial complex, development of already existing and creation of its new elements is a particular importance of system's formation of market infrastructure institutes. Market infrastructure of suburban economy in the system of providing the population megalopolis with food represents set of the infrastructure complexes of a trade and intermediary, financial and credit, transport, information, economic, legal infrastructure designed to serve needs of the participants of local food market. Infrastructure of the food market is in many respects determined by amounts and structure of the consumed products and territorial remoteness of producers from suppliers. The population of Astana increases that leads to an intensive surplus of consumption of food and change of structure of consumption towards better products. In living conditions of Kazakhstan in the TS and the WTO use of new instruments of state regulation of an agrarian industry became a necessity. In this article features and tendencies of the development of a residential suburb of Astana, practical aspects of forming of market function conditions of suburban agrarian and industrial complex of the city are considered. It is one of significant factors which determines efficiency and business activity of the system of providing the population with food. The agro-industrial complex of the large city is directly oriented to food supply of this territory, urged to satisfy the needs of the population in high-quality, rhythmically arriving and accepted at the prices products of agricultural industry. Its steady functioning will allow to increase food security and level of living of the population.

Keywords: infrastructure, agrarian market, food, residential suburb, producers, quality of life.

Список литературы

1. Стукач В.Ф. Региональная инфраструктура АПК / В.Ф. Стукач. - М. : КолосС, 2012. - 216 с.

2. Дмитренко Е.А. Развитие инфраструктуры пригородного агропромышленного комплекса в системе обеспечения продовольствием населения мегаполиса : дис. ... канд. экон. наук / Е.А. Дмитренко. - Омск, 2005. - 228 с.

3. Предварительные данные за 2014 год : статистич. сборник [Электронный ресурс]. -Кокшетау, 2015. - С. 230. - Режим доступа: http://www.oblstat.online.kz/nashaoblast.htm.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4. Об утверждении Программы развития регионов до 2020 года (с изм. и доп. по сост. на 30.07.2016 г.) : Постановление Правительства Республики Казахстан от 04.06.2014 г. № 728, Астана // Справочно-правовая система «Юрист» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://online.zakon.kz/Document.

References

1. Stukach V.F. Regional'naja infrastruktura APK / V.F. Stukach. - M. : KolosS, 2012. - 216 s.

2. Dmitrenko E.A. Razvitie infrastruktury prigorodnogo agropromyshlennogo kompleksa v sisteme obespechenija prodovol'stviem naselenija meg-apolisa : dis. ... kand. jekon nauk / E.A. Dmitrenko. -Omsk, 2005. - 228 s.

3. Predvaritel 'nye dannye za 2014 god : statistich. sbornik [Jelektronnyj resurs]. - Kokshetau, 2015. - S. 230. - Rezim dostupa: http://www.oblstat. online.kz/nashaoblast.htm.

4. Ob utverzhdenii Programmy razvitija regionov do 2020 goda (s izm. i dop. po sost. na 30.07.2016 g.) : Postanovlenie Pravitel'stva Respubliki Kazahstan ot 04.06.2014 g. № 728, Astana // Spravochno-pravovaja sistema "Jurist" [Jelektronnyj resurs]. - Rezim dostupa: http://online.zakon.kz/Document.

5. Алдашев М.Н. Продовольственная безопасность республики Казахстан: современное состояние, проблемы и основные пути выхода из продовольственного кризиса / М.Н. Алдашев // Вестник Актюбинского университета та им. С. Ба-ишева. - Актюбинск, 2015. - Т. 1, № 1. - С. 6-12.

6. Статистический ежегодник Казахстана : статистич. сб. / под ред. А.Е. Мешимбаевой ; Агентство Республики Казахстан по статистике. -Астана, 2013. - С. 517.

7. Жихаревич Б.С. Агропромышленный комплекс крупного города: особенности территориальной организации и управления / Б.С. Жихаревич. - Л. : Наука, 1989. - 182 с.

8. О Государственной программе социально-экономического развития города Астаны на 2006-2010 годы : Указ Президента Республики Казахстан № от 111 04.05.2006 г. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://kodeksy-kz.com.

9. Расцвет Астаны - расцвет Казахстана : Указ Президента РК от 19 марта 2001 г. № 574 // О Государственной программе социально-экономического развития города Астаны : справочно-правовая система «Юрист» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://online.zakon.kz/ Document.

10. О статусе столицы Республики Казахстан. Комплексный план развития пригородной зоны города Астаны до 2020 года (с изм. и доп. по сост. на 28.10.2015 г.) : Закон Республики Казахстан от 21 июля 2007 г. № 296-III // Справочно-правовая система «Юрист» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://online.zakon.kz.

11. Муслимова М.А. Производство и потребление продуктов питания в расчете на душу населения в республике Казахстан / М.А. Мусли-мова // Вестник науки Казахского агротехнического университета им. С. Сейфуллина. - Астана, 2009. - Т. 1. - С. 575.

12. Официальный интернет-ресурс Акмолинской области [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://akmo.gov.kz.

13. Оценка продовольственной безопасности Республики Казахстан // [Электронный ресурс] : fao.org/fsnforum/ecfs/sites/ecfs.

14. Нуралиев С. Тенденции развития оптовых рынков / С. Нуралиев, Р. Новак, В. Гумеров // Экономика сельского хозяйства России. - М. : 2015. - № 9. - С. 90-93.

15. Рехтина Г.А. Развитие сельского хозяйства пригородной зоны мегаполиса (на материалах Новосибирской области) : дис. ... канд. экон. наук / Г.А. Рехтина. - Новосибирск, 2012. - 205 с.

Задворнева Евгения Павловна, аспирант, Омский ГАУ, zadvorneva7@mail.ru.

5. Aldashev M.N. Prodovol'stvennaja be-zopasnost' respubliki Kazahstan: sovremennoe sos-tojanie, problemy i osnovnye puti vyhoda iz prodo-vo'stvennogo krizisa / M.N. Aldashev // Vestnik Ak-tjubinskogo universiteta im. S. Baisheva. - Ak-tjubinsk, 2015. - T. 1, № 1. - S. 6-12.

6. Statisticheskij ezhegodnik Kazahstana : statistich. sb. / pod red. A.E. Meshimbaevoj ; Agenstvo Respubliki Kazahstan po statistike. - Astana, 2013. -S. 517.

7. Zhiharevich B.S. Agropromyshlennyj kom-pleks krupnogo goroda: osobennosti territorial'noj organizacii i upravlenija /B.S. Zhiharevich. - L. : Nauka, 1989. - 182 s.

8. O Gosudarstvennoj programme social'no-jekonomicheskogo razvitija goroda Astany na 20062010 gody : Ukaz Prezidenta Respubliki Kazahstan № 111 OT 04.05.2006 r. [Jelektronnyj resurs]. - Re-zim dostupa: http://kodeksy-kz.com.

9. Rascvet Astany - rascvet Kazahstana : Ukaz Prezidenta RK ot 19 marta 2001 g. № 574 // O Gosudarstvennoj programme social'no-jeko-nomicheskogo razvitija goroda Astany : spra-vochno-pravovaja sistema "Jurist" [Jelektronnyj resurs]. - Rezim dostupa: http://online.zakon.kz/ Document.

10. O statuse stolicy Respubliki Kazahstan». Kompleksnyj plan razvitija prigorodnoj zony goroda Astany do 2020 goda (s izm. i dop. po sost. na 28.10.2015 g.) : Zakon Respubliki Kazahstan ot 21 ijulja 2007 g. № 296-III // Spravochno-pravovaja sistema "Jurist" [Jelektronnyj resurs]. -Rezim dostupa: http://online.zakon.kz.

11. Muslimova M.A. Proizvodstvo i potreble-nie produktov pitanija v raschete na dushu naselenija v respublike Kazahstan / M.A. Muslimova // Vest-nik nauki Kazahskogo agrotehnicheskogo universi-teta im. S. Sejfullina. - Astana, 2009. - T. 1. -S. 575.

12. Oficial'nyj internet-resurs Akmolinskoj oblasti [Jelektronnyj resurs]. - Rezim dostupa: http://akmo.gov.kz.

13. Ocenka prodovol'stvennoj bezopasnosti Respubliki Kazahstan [Jelektronnyj resurs]. - Rezim dostupa: fao.org/fsnforum/ecfs/sites/ecfs.

14. Nuraliev S. Tendencii razvitija optovyh rynkov / S. Nuraliev, R. Novak, V. Gumerov // Jekonomika sel'skogo hozjajstva Rossii. - M., 2015. - № 9. - S. 90-93.

15. Rehtina G.A. Razvitie sel'skogo hozjajstva prigorodnoj zony megapolisa (na materialah Novosi-birskoj oblasti) : dis. ... kand. jekon. nauk / G.A. Rehtina. - Novosibirsk, 2012. - 205 s.

Zadvorneva Evgenija Pavlovna, Postgraduate, Omsk SAU, zadvorneva7@mail.ru.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.