Научная статья на тему 'Стратегические направления развития городской рыночной инфраструктуры'

Стратегические направления развития городской рыночной инфраструктуры Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
64
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Дмитренко Е. А.

В статье рассматриваются особенности формирования и функционирования пригородного агропромышленного комплекса, его значение для продовольственной безопасности региона, продовольственного рынка мегаполиса. Предложена стратегия развития пригородного АПК в инфраструктуре как элемента кластера «Пригородный агропромышленный комплекс». Ключевые слова: пригородный АПК, кластер, инфраструктура.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Стратегические направления развития городской рыночной инфраструктуры»

УДК 338.23:332.1

Е.А. Дмитренко Омская гуманитарная академия А.В. Зинич

Омский государственный аграрный университет

СТРАТЕГИЧЕСКИЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ ГОРОДСКОЙ РЫНОЧНОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ

В статье рассматриваются особенности формирования и функционирования пригородного агропромышленного комплекса, его значение для продовольственной безопасности региона, продовольственного рынка мегаполиса. Предложена стратегия развития пригородного АПК в инфраструктуре как элемента кластера «Пригородный агропромышленный комплекс». Ключевые слова: пригородный АПК, кластер, инфраструктура.

Современный этап формирования региональной среды производства и жизнедеятельности характеризуется нарастанием числа и тесноты связей между городами и окружающими их регионами. В результате складывается высшая форма региональной среды - социально-экономические комплексы, которые в первую очередь образуются вокруг крупных городов в границах региональных систем «крупный город - область». Они концентрируют сейчас не только подавляющую часть городского населения, но и значительную долю сельского населения, стянувшегося в зоны влияния крупных городов. В итоге осуществляется качественное преобразование городов, перерастание их в новый, более высокий тип региональной среды.

Механизмом такого перерастания является интеграция, в процессе которой усиление взаимодействия города и его непосредственной внешней среды приводит к структурному сращиванию города и его окружения, становящихся новой интегральной целостностью. В структуре региональных АПК локализация пригородных агропродовольственных зон и концентрация в них ориентированного на производство малотранспортабельной и скоропортящейся продукции высокоинтенсивного сельского хозяйства являются важными факторами формирования товарных ресурсов продовольственных рынков урбанизированных территорий и устойчивого функционирования сферы продуктообеспечения городов и примыкающих к ним пригородов. В связи с этим среди многочисленных факторов, способствующих решению проблем дальнейшего развития сельского хозяйства в целом и пригородного в том числе, в рамках решения продовольственной безопасности региона особую актуальность приобретает проблема развития инфраструктуры реформируемого АПК и системы городской рыночной инфраструктуры, преобразование существующих и создание новых ее элементов [2].

В настоящее время в решении продовольственного обеспечения город занимает особое положение. Он из потребителя произведенной на селе продукции превращается в активного ее производителя. Его роль в вопросе решения продовольственных проблем определяется двумя основными функциями: непосредственное участие в создании продовольственного потенциала страны; формирование собственной продовольственной базы города с целью удовлетворения населения необходимыми продуктами питания. Обе функции реализуются расположенными в городе отраслями и производствами, которые в совокупности составляют городской продовольственный комплекс, характеризующийся определенными принципами взаимодействия его структурных элементов.

Предложение продовольствия в городе Омске формируется за счет местных производителей, ресурсов области, завоза из других регионов России и импорта. Инфраструктуру пригородного АПК, обслуживающую локальный продовольственный рынок города Омска, можно представить, используя приведенную группировку институтов инфраструктуры продовольственного рынка (таблица).

Формирование пригородного сельского хозяйства - объективная закономерность, ставшая основой размещения сельскохозяйственного производства вблизи городов, целенаправленного влияния на его специализацию. Роль сельскохозяйственного производства в продовольственном обеспечении городов, ослабленная в настоящее время, должна быть восстановлена и усилена в связи с обострением проблемы продовольственной безопасности. Тем более что пригородный АПК призван полностью или в основной части обеспечивать потребности города в малотранспортабельных продуктах [2].

Институты инфраструктуры пригородного АПК г. Омска

Объекты инфраструктуры Критерии уровня развитости

Сеть учреждений Наличие нормативных актов, регулирующих деятельность

Производственное и научно-техническое обслуживание АПК

1. Сельскохозяйственные консультационные центры 1 ++

2. Ассоциации и кооперативы по реализации продукции 2 +

3. Энергетические предприятия 12 ++

4. Машинно-технологические станции по оказанию услуг и лизингу техники 10 +

5. Хранилища, складское хозяйство, холодильники 30 ++

6. Предприятия, производящие торговое оборудование, машины и оборудование для производства пищевых продуктов 17 +

7. Автотранспортные предприятия 68 ++

8. Железнодорожные предприятия 28 ++

9. Водный транспорт 10 ++

10. Розничная торговая сеть (продовольственные магазины) 878 ++

11. Опытные хозяйства 1 ++

12. Вузы и НИИ сельскохозяйственного профиля 6 ++

13. Организации по землеустройству 3 ++

14. Тароупаковочное хозяйство 12 ++

Посреднические, торговые и сбытовые организации

1. Товарные биржи - ++

2. Фондовые биржи - ++

3. Брокерские компании 8 ++

4. Компании по продаже техники, ГСМ, удобрений 4, 43,7 ++

5. Предприятия оптовой торговли 450+56 ++

6. Система электронных торгов в Интернете - +

7. Городские рынки (в т.ч. мини-рынки и ярмарки) 52 ++

8. Региональные государственные предприятия продовольственного комплекса 1 +

9. Центры по продаже и обмену техники 3 +

10. Организации по оказанию маркетинговых услуг (государственные, коммерческие, кооперативные) 9 ++

Финансово-кредитные организации

1. Коммерческие банки 3 ++

2. Государственные программы поддержки сельского хозяйства 2 ++

3. Сберегательные банки 7 +++

4. Страховые компании 37 +

5. Ипотечные банки 7 +

6. Аудиторские фирмы 46 ++

Объекты инфраструктуры Критерии уровня развитости

Сеть учреждений Наличие нормативных актов, регулирующих деятельность

Переподготовка кадров, трудоустройство, социальная защита населения

1. Биржи труда 1 ++

2. Центры занятости 11 +

3. Центры социальной защиты 1 ++

4. Центры переподготовки кадров 4 ++

5. Высшие, средние учебные заведения 2 ++

6. Профессионально-технические училища 1 ++

7. Кадровые агентства 27 +

Информационное сопровождение процесса функционирования рыночного хозяйства ПАПК

1. Государственные службы рыночной информации, ценового мониторинга - +

2. Центры по изучению спроса и емкости рынка 2 +

3. Органы статистики, обследующие рынки 1 ++

4. Рекламные агентства 37 ++

5. Постоянно действующие ярмарки, аукционы, выставочные павильоны оптовой торговли 3 +

6. Информационно-рыночные системы в Интернете 22 +

7. Средства связи и коммуникаций 298 ++

Местное самоуправление и правовое обслуживание рынка

1. Управления сельского хозяйства в системе местного самоуправления 6 ++

2. Отраслевые союзы и ассоциации - +

3. Структуры АККОР - +

4. Структуры Федерального агентства по регулированию рынка продовольствия 1 +

5. Нотариальные конторы 61 ++

6. Арбитражные суды 1 +

Примечания: «+» - правовые акты, регламентирующие отдельные аспекты деятельности организаций; «++» - законодательные акты, где определены основные аспекты функционирования предприятия; «+++» -правовые акты, регулирующие все аспекты деятельности конкретной организации.

В рамках федеральных и региональных программ поддержки производителей продуктов питания осуществляются некоторые направления финансирования. Однако, по нашему мнению, прямое финансирование не способно решить проблем данных субъектов, связанных с излишним звеном посредников, затрудненным доступом на рынок, диспаритетом цен и т.д. Отметим важность обеспечения комплексного развития территории, где координируются усилия производственного сектора, науки, институтов инфраструктуры, органов государственной власти и местного самоуправления для создания в регионе благоприятной среды [1].

Следует вспомнить о четырех «И», названных Президентом России Дмитрием Медведевым, который делает упор на становлении Институтов, Инфраструктуры, Инноваций и Инвестиций. Обеспечить развитие региональной экономики в данном русле способна кластерная политика. По мнению основоположника данного направления Майкла Портера, кластером является группа географически соседствующих взаимосвязанных компаний (производителей, поставщиков ресурсов и др.) и связанных с ними организаций (институтов инфраструктуры), органов власти, действующих в определенной сфере, характеризующихся общностью деятельности и взаимодополняющих друг друга [3].

Применительно к пригородному агропромышленному хозяйству кластер определяется как целостная система пространственно сконцентрированных

специализированных рыночных субъектов, включающая в себя не только производителей продовольствия различных форм собственности, но и связанных с ними органов государственной власти, местного самоуправления, организаций производственной, финансовой, маркетинговой инфраструктуры, образования, консалтинга и пр.

В рамках существующего в России законодательства организационной формой данной структуры предлагается некоммерческое партнерство. Для Омской области региональное некоммерческое партнерство может иметь структуру, включающую в себя органы государственной власти и местного самоуправления, научные, опытно-производственные и сервисные организации с привлечением инвесторов, ассоциаций товаропроизводителей и т.д. Состав участников формируется в соответствии с потребностями рынка в реализации обменных, производственных и обслуживающих функций (рисунок).

Совет по координации кластера

Исполнительная дирекция г *

г 1

Учебные заведения

ОмГАУ

ИПК и агробизнеса

Омский аграрный техникум

НИИ

СибНИИСХ

ОКБ СО РАСХН

I Омский филиал ЦНТИ |

Промышленные и

общественные -объединения-

Клуб 100

Аграрная партия России

Органы государственной

МСХвилПаОстмиской _области_

Администрация Омской области

Региональное Министерство экономического развития

Региональное Министерство

Органы местного самоуправления

Ресурсы

Владельцы земли Консалтинг роизводители техники Строительство Производители Складские услуги

и поставщики семян Рабочая сила и удобрений |

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Программы Нормы Политика Законы

Совместная деятельность -------±__

Производители

продовольствия перерабатыв

ПАПК ! гащие

предприятия

А

Личные Крестьянс

подсобны кие

е (фермерск

хозяйства ие)

садоводческие товарищества

Экспертиза Информация Страхование Обслуживание Лоббирование Координация ресурсы

Произв одители технологий Поставщики ГСМ Поставщики электроэнергии

Страхование рисков Материально техническое снабжение Кредитование

Рынок

Губернская ярмарка

Инфраструктура

Автомобильные и железные дороги

Элеваторы

Складские помещения

ИКС АПК Омской области

Предприятия МТО

Информация

База данных по инновациям в ИКС ОмГАУ

Областной статистический комитет

ЦНТИ

Научная библиотека ОмГАУ

Посреднические, торговые, сбытовые организации

Выставка «Агро-Омск»

Принципиальная схема некоммерческого партнерства «Пригородный агропромышленный кластер»

Полагаем, что в структуре данного кластера особое место должно принадлежать производителям продовольствия. В целом же координирует деятельность кластера совет. Роль региональных органов власти состоит в разработке необходимого методико-аналитического инструментария, ведении соответствующей базы данных, составлении на основе собственных оценок информационных справок и заключений. Ключевое значение

должны играть непосредственно субъекты малых форм хозяйствования. Особая роль принадлежит торговым и посредническим организациям, институтам рынка ресурсов. Важно обеспечить эффективное функционирование системы страхования. Инновационная составляющая в системе кластера включает организации и учреждения сферы услуг, в частности информационное обеспечение, инновационные разработки, консультирование. В совокупности они образуют инфраструктуру инновационного процесса [4].

Проследим основные направления повышения эффективности процесса обеспечения города продовольствием в рамках предлагаемого кластера.

Проведенный анализ показал, что в процессе функционирования пригородные производители сталкиваются с целым рядом проблем:

• нехватка техники, поставка бракованных комплектующих, несоблюдение сроков поставки;

• дефицит информации о ценах на различных рынках по каналам продаж;

• недостаточная информированность товаропроизводителей о новейших достижениях науки;

• слабое развитие кредитования и страхования данного сектора.

Однако основной проблемой все же является отсутствие возможности реализации произведенной продукции по выгодным ценам и в оптимальные сроки, большое количество посредников.

Реализуемые в рамках кластера новые возможности стратегического сотрудничества различных субъектов ПАПК позволят устранить данные проблемы. Создание пригородного агропромышленного кластера будет способствовать использованию новых, адекватных рыночной экономике методов и инструментов координации и регулирования рынка, росту стабильности в этой сфере экономики и, что немаловажно, станет гарантом обеспечения продовольственной безопасности региона.

Библиографический список

1. Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2012 годы [Электронный ресурс] : постановление Правительства Рос. Федерации от 14.07.07 № 446. - М., [2007]. - Режим доступа: :http ; //www. Consultant.ru.

2. Жихаревич, Б.С. АПК крупного города: особенности территориальной организации и управления / Б.С. Жихаревич. - СПб. : Наука, 1998. - 198 с.

3. Портер, М. Конкуренция / М. Портер. - М. : Вильямс, 2006. - 608 с.

4. Стукач, В.Ф. Управление трансакционными издержками / В.Ф. Стукач // АПК: экономика, управление. - 2006. - № 3. - С. 18-20.

© Дмитренко Е.А., Зинич А.В., 2011

Авторы статьи:

Елена Александровна Дмитренко, кандидат экономических наук, доцент, Омская гуманитарная академия; Алла Владимировна Зинич, кандидат экономических наук, доцент, Омский государственный аграрный университет.

Рецензент - Ю.С. Юсова, кандидат экономических наук, доцент, Омский государственный аграрный университет.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.