Научная статья на тему 'Управление прибылью субъекта хозяйствования'

Управление прибылью субъекта хозяйствования Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
277
39
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРИБЫЛЬ / СУБЪЕКТ ХОЗЯЙСТВОВАНИЯ / ПРОЦЕСС УПРАВЛЕНИЯ ПРИБЫЛЬЮ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Куссый Михаил Юрьевич, Науменко Александр Романович

В работе рассмотрена прибыль как экономическая категория, а также определены ее функции и место в системе финансового менеджмента. На основании представленных в работе материалов исследован процесс управления прибылью, его цель, задачи, элементы, а также методы управления прибылью и требования к адекватности этого процесса. На основании проделанного в работе анализа было сформулировано авторское определение процесса управления прибылью.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Управление прибылью субъекта хозяйствования»

УДК 330.564.224

Куссый Михаил Юрьевич,

к.э.н., доцент,

кафедра финансов предприятий и страхования,

Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского,

г. Симферополь.

Науменко Александр Романович,

магистрант направления подготовки «Финансы и кредит», Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского, г. Симферополь.

Kussy Mikhail Yur'evich,

Ph.D. in Economics, associate professor, Department of Business Finance and Insurance, V.I. Vernadsky Crimean Federal University, Simferopol.

Naumenko Alexandr Romanovich,

Master's degree student of specialization «Finance and credit»,

V.I. Vernadsky Crimean Federal University,

Simferopol.

УПРАВЛЕНИЕ ПРИБЫЛЬЮ СУБЪЕКТА ХОЗЯЙСТВОВАНИЯ PROFIT MANAGEMENT OF BUSINESS ENTITY

В работе рассмотрена прибыль как экономическая категория, а также определены ее функции и место в системе финансового менеджмента. На основании представленных в работе материалов исследован процесс управления прибылью, его цель, задачи, элементы, а также методы управления прибылью и требования к адекватности этого процесса. На основании проделанного в работе анализа было сформулировано авторское определение процесса управления прибылью. Ключевые слова: прибыль, субъект хозяйствования, процесс управления прибылью.

The paper considers profit as an economic category, as well as defines its function and place in the financial management system. The profit management process, its purpose, objectives, elements, as well as profit management methods and the process adequacy requirements were studied in this paper on the basis of the submitted material. The author's definition of profit management process was formulated in this paper on the basis of the completed analysis. Keywords: profit, business entity, profit management process.

ВВЕДЕНИЕ

В современных условиях прибыль является одной из целей предпринимательской деятельности, и она является важнейшим ресурсом при реализации процессов управления финансами предприятия. Существенность роли прибыли в развитии субъекта хозяйствования и обеспечении интересов всех участников процесса воспроизводства приводит к необходимости изучения механизмов эффективного управления прибылью.

Теоретические и методические вопросы управления прибылью нашли отражение в работах Ю.Н. Воробьева [2], В.В. Чепурко, О.Г. Блажевича [12] и др.

Однако проблемы управления прибылью, на наш взгляд, нашли недостаточное отражение в отечественных и зарубежных исследованиях. ПОСТАНОВКА ЗАДАЧИ

Цель работы исследование прибыли как экономической категории, определение ее функций и значения в системе финансового менеджмента, а также разработка действенных механизмов управления прибылью субъекта хозяйствования. РЕЗУЛЬТАТЫ

Для определения прибыли как экономической категории рассмотрим некоторые взгляды отечественных исследователей на ее роль в бизнесе.

В работе Мантуленко В.В. и Керженцевой А.А. «Управление прибылью предприятия» дается следующая краткая характеристика прибыли: «Экономическая прибыль характеризует прирост экономической стоимости предприятия и равна разнице между чистой операционной прибылью

48

после налогообложения и величиной инвестированного капитала (сумма собственного капитала и долгосрочных обязательств), умноженной на средневзвешенную его стоимость. Подобный расчёт экономической прибыли больше подходит к её трактовке как разнице между тем, что организация зарабатывает за конкретный период времени и тем минимумом, который она должна заработать, чтобы удовлетворить интересы собственников [8].

Лихобабин В.К. и Абдуллаева А.А. считают, что «основной целью предпринимательской деятельности является прибыль. Прибыль в современных условиях является как источником развития предприятия, так и создает базу для роста национальной экономики в целом. Также прибыль — это движущий мотив деятельности организации и персонала, основной внутренний источник формирования финансовых ресурсов предприятия, создающих условия для развития, а также главный критерий эффективности производственной деятельности» [7].

В работе «Стратегическое управление прибылью» у Канушиной И.А. находим следующий подход к определению места прибыли в современном российском бизнесе: «В российской действительности традиционно считается, что эффективность бизнеса характеризуется, прежде всего, прибылью. Прибыль в отечественной экономике отражает текущие цели, и именно на этот показатель в большей степени обращают внимание менеджеры. Данный аспект, безусловно, влияет на их психологию, направляя их приоритеты на цели краткосрочного характера» [5].

В работе Толпегиной О.А. «Анализ прибыли: теория и практика исследования» находим несколько иную оценку роли прибыли в российском бизнесе: «Показатель прибыли, действительно, не всегда позволяет оценить эффективность ведения бизнеса, так как не даёт точной информации о приумножении или растраченности капитала компании за определенный период. Величина прибыли не сопоставляется с тем значением, которое организации необходимо иметь для покрытия всей совокупности затрат и создания положительной величины экономической прибыли» [11].

Представленные взгляды некоторых российских исследователей на роль прибыли в бизнесе, экономике страны и процессах воспроизводства позволяют сформулировать ее место в финансовой сфере.

Прибыль позволяет решать сразу несколько важнейших задач субъекта хозяйствования. Перечислим некоторые из них.

Прибыль является:

• одним из основных внутренних источников текущего и долгосрочного развития предприятия;

• одним из инструментов воздействия на дивидендную политику и рыночную стоимость предприятия;

• одним из индикаторов финансового «здоровья» предприятия и его конкурентоспособности и кредитоспособности;

• существенным стимулом для собственника в вопросах организации и расширении бизнеса;

• одним из ресурсов по выполнению предприятием обязательств перед государством и одним из источников удовлетворения социальных потребностей общества.

Следовательно, «прибыль является наиболее важным показателем деятельности любого предприятия, поскольку механизм ее формирования, распределения и использования затрагивает интересы всех субъектов отношений: государства, собственников фирмы, ее высшего менеджмента и персонала, а также интересы держателей мелких пакетов акций (если оно имеет форму корпорации), партнеров и различных кредиторов. С позиции же самого предприятия, значение прибыли состоит в том, что она, будучи конечным финансовым результатом его деятельности, в рыночных условиях выступает основным источником финансирования расширенного воспроизводства ресурсов, его производственного и социального развития. ... Таким образом, как экономическая категория прибыль представляет собой часть добавленной стоимости, остающаяся на предприятии после реализации продукции, которая отражает чистый доход, созданный в сфере материального производства, и характеризует конечный положительный финансовый результат производственной деятельности предприятия как превышение его доходов над расходами, связанных с производством и реализацией продукции, работ, услуг» [6].

Сущность прибыли определяется ее следующими основными функциями:

«1. Контрольная функция. Прибыль характеризует экономический эффект от деятельности предприятия как ее конечный финансовый результат. На результат реализации этой функции влияют зависящие и не зависящие от предприятия факторы.

2. Воспроизводственная функция. Прибыль — один из источников расширенного воспроизводства.

49

3. Стимулирующая функция. Прибыль является единственным источником формирования поощрительных фондов и социального развития, выплаты доходов собственникам, внедрения НТП. Эта функция обусловлена тем, что прибыль одновременно финансовый результат и основной элемент финансовых ресурсов предприятия, который обеспечивает реализацию принципа самофинансирования. В этой функции проявляется регулирующая функция финансов.

4. Бюджетообразующая функция. Прибыль — главный источник формирования доходов бюджетной системы РФ, обеспечивает более 30% ее доходов. Эта функция прибыли связана с функционированием финансов государства и выполнением ими перераспределительной и регулирующей функций, что обусловливает необходимость разработки налоговой политики государства.

5. Социальная функция. Прибыль — источник средств для реализации социальной ответственности бизнеса» [6].

Многоплановый и многофакторный характер прибыли дает понимание следующих основополагающих теоретических и методологических моментов:

«1. Прибыль характеризует не весь доход, а часть, очищенную от затрат. Как экономическая категория, она связана с доходом, ценой, издержками, заработной платой, спросом, предложением и формируется под влиянием всех факторов, влияющих на них. На величину прибыли будут влиять как внешние (в том числе) конъюнктурные факторы, так и внутренние, определяющие эффективность использования ресурсов.

2. Прибыль как результат реализации права собственности предпринимателя на имеющийся у него капитал выступает в качестве компенсации за отказ от своего имущества. Поэтому она связана с категориями «собственность» и «капитал», характеризует цену функционирующего собственного капитала и зависит от институциональных условий предпринимательской деятельности.

3. Прибыль, будучи результатом предпринимательской деятельности, представляет собой форму дохода предпринимателя, вложившего свой капитал в предпринимательскую деятельность. Поэтому она связана как с состоянием бизнес-среды, так и с предпринимательскими способностями собственника, системой его внутренних ценностей и принципов, определяющих мотивацию бизнеса. При этом прибыль не является гарантированным доходом» [6].

Важность роли прибыли в развитии субъекта хозяйствования и обеспечении интересов его собственников и персонала определяет необходимость эффективного и непрерывного управления прибылью.

Достаточно адекватное определение процесса управления прибылью находим в работе «Операционный левередж как инструмент планирования прибыли от продаж» Канушиной И.А.: «Управление прибылью многими исследователями трактует как целенаправленная деятельность, интегрированная в общую стратегию управления организацией и ориентированная на решение как тактических, так и стратегических задач, при этом предусматривается возможность выбора альтернативных вариантов тех или иных управленческих решения» [4].

В работе «Анализ прибыли: теория и практика исследования» находим еще один подход к определению процесса управления прибылью: «Стратегическая направленность системы управления прибылью заключена в обосновании перспективных направлений деятельности организации на основе комплексного анализа и оценки состояния рыночной среды, уровня получаемой и перспективной прибыли, возможностей управления прибылью с целью её повышения на основе использования различных внутрифирменных резервов» [11].

Еще один подход к определению процесса управления прибылью находим в работе «Методы управления прибылью предприятия»: «Управление прибылью предприятия является процессом целенаправленного воздействия субъекта на объект для получения определенных финансовых результатов» [7].

Канушина И.А. утверждает: «Анализ теории и практики отечественного и зарубежного планирования и регулирования прибыли организаций позволяет сформулировать следующие условия, которые обеспечивают эффективное управление прибылью: 1) увеличение объёма прибыли до максимальных показателей, соответствующих ресурсному потенциалу организации и рыночной конъюнктуре; 2) взаимосвязанность системы управления прибылью и системы управления предприятием в целом; 3) оптимальное соответствие уровня получаемой прибыли и допустимым уровнем риска; 4) высокое качество прибыли; 5) достаточный уровень дохода на инвестированный капитал; 6) формирование оптимального объёма финансовых ресурсов за счёт прибыли в соответствии с задачами развития организации; 7) постоянный рост рыночной стоимости бизнеса» [3].

50

Обеспечение эффективного управления прибылью предприятия, особенно в условиях кризиса, определяет ряд требований к этому процессу, основными из которых являются:

«1. Интегрированность с обшей системой управления предприятием. В какой бы сфере деятельности предприятия не принималось управленческое решение, оно прямо или косвенно оказывает влияние на прибыль.

2. Комплексный характер формирования управленческих решений. Все управленческие решения в области формирования и использования прибыли теснейшим образом взаимосвязаны и оказывают прямое или косвенное воздействие на конечные результаты управления прибылью. В ряде случаев это воздействие может носить противоречивый характер. Так, например, осуществление высокоприбыльных финансовых вложений может вызвать дефицит финансовых ресурсов, обеспечивающих производственную деятельность, и как следствие — существенно уменьшить размер операционной прибыли. Поэтому управление прибылью должно рассматриваться как комплексная система действий, обеспечивающая разработку взаимозависимых управленческих решений, каждое из которых вносит свой вклад в результативность формирования и использования прибыли по предприятию в целом.

3. Высокий динамизм управления. Даже наиболее эффективные управленческие решения в области формирования и использования прибыли, разработанные и реализованные на предприятии в предшествующем периоде, не всегда могут быть повторно использованы на последующих этапах его деятельности. Прежде всего, это связано с высокой динамикой факторов внешней среды на стадии перехода к рыночной экономике, и в первую очередь — с изменением конъюнктуры товарного и финансового рынков. Кроме того, меняются во времени и внутренние условия функционирования предприятия, особенно на этапах перехода к последующим стадиям его жизненного цикла. Поэтому системе управления прибылью должен быть присущ высокий динамизм, учитывающий изменение факторов внешней среды, ресурсного потенциала, форм организации и управления производством, финансового состояния и других параметров функционирования предприятия.

4. Многовариантность подходов к разработке отдельных управленческих решений. Реализация этого требования предполагает, что подготовка каждого управленческого решения в сфере формирования, распределения и использования прибыли должна учитывать альтернативные возможности действий. При наличии альтернативных проектов управленческих решений их выбор для реализации должен быть основан на системе критериев, определяющих политику управления прибылью предприятия. Система таких критериев устанавливается самим предприятием.

5. Ориентированность на стратегические цели развития предприятия. Какими бы прибыльными не казались те или иные проекты управленческих решений в текущем периоде, они должны быть отклонены, если они вступают в противоречие с миссией (главной целью деятельности) предприятия, стратегическими направлениями его развития, подрывают экономическую базу формирования высоких размеров прибыли в предстоящем периоде» [9, с. 129].

Содержание управления прибылью, а также отмеченные в работе предъявляемые к этому процессу требования определяют цели и задачи управления прибылью.

«Главной целью управления прибылью является обеспечение максимизации благосостояния собственников предприятия в текущем и перспективном периоде. Эта главная цель призвана обеспечивать одновременно гармонизацию интересов собственников с интересами государства и персонала предприятия» [10].

Главная цель управления прибылью позволяет сформулировать основные его задачи:

«1. Обеспечение максимизации размера формируемой прибыли, соответствующего ресурсному потенциалу предприятия и рыночной конъюнктуре.

2. Обеспечение оптимальной пропорциональности между уровнем формируемой прибыли и допустимым уровнем риска.

3. Обеспечение высокого качества формируемой прибыли.

4. Обеспечение выплаты необходимого уровня дохода на инвестированный капитал собственникам предприятия. Этот уровень при успешной деятельности предприятия должен быть не ниже средней нормы доходности на рынке капитала, при необходимости возмещать повышенный предпринимательский риск, связанный со спецификой деятельности предприятия, а также инфляционные потери.

5. Обеспечение формирования достаточного объема финансовых ресурсов за счет прибыли в соответствии с задачами развития предприятия в предстоящем периоде.

51

6. Обеспечение постоянного возрастания рыночной стоимости предприятия. Эта задача призвана обеспечивать максимизацию благосостояния собственников в перспективном периоде. Темп возрастания рыночной стоимости в значительной степени определяется уровнем капитализации прибыли, полученной предприятием в отчетном периоде.

7. Обеспечение эффективности программ участия персонала в прибыли. Программы участия персонала в прибыли, призванные гармонизировать интересы собственников предприятия и его наемных работников, должны с одной стороны эффективно стимулировать трудовой вклад этих работников в формирование прибыли, а с другой стороны — обеспечивать достаточно приемлемый уровень их социальной зашиты, которую государство в современных условиях полностью обеспечить не в состоянии» [10].

Функциональная направленность объектов управления прибылью по общепринятым стандартам выделяет два основных их вида [10]: управление формированием прибыли; управление распределением и использованием прибыли.

Процесс управления прибылью предприятия базируется на определенном механизме. В структуру механизма управления прибылью входят следующие элементы:

«1. Государственное правовое и нормативное регулирование вопросов формирования и распределения прибыли предприятия. Принятие законов и других нормативных актов, регулирующих формирование и распределение прибыли предприятия, представляет собой одно из направлений экономической политики государства. Законодательные и нормативные основы этой политики регулируют образование и распределение прибыли предприятий в разных формах. К числу основных из этих форм относятся: налоговое регулирование; регулирование механизма амортизации основных фондов и нематериальных активов, регулирование размеров отчислений прибыли в резервный фонд, регулирование минимальных размеров заработной платы и другие.

2. Рыночный механизм регулирования формирования и использования прибыли предприятия. Спрос и предложение на товарном и финансовом рынках формируют уровень ценна продукцию, стоимость привлечения кредитов, доходность отдельных ценных бумаг, среднюю норму доходности капитала и т.п. По мере углубления рыночных отношений роль рыночного механизма регулирования формирования и использования прибыли предприятия будет возрастать.

3. Внутренний механизм регулирования отдельных аспектов формирования, распределения и использования прибыли предприятия. Механизм такого регулирования формируется в рамках самого предприятия, соответственно регламентируя те или иные оперативные управленческие решения по вопросам формирования, распределения и использования прибыли. Так, ряд этих аспектов может регламентироваться требованиями устава предприятия. Отдельные из этих аспектов регулируются формируемой на предприятии целевой политикой управления прибылью. Кроме того, на предприятии может быть разработана и утверждена система внутренних нормативов и требований по вопросам формирования, распределения и использования прибыли.

4. Система конкретных методов и приемов осуществления управления прибылью. В процессе анализа, планирования и контроля формирования и использования прибыли используется обширная система методов, с помощью которых достигаются необходимые результаты. К числу основных из них относят методы: технико-экономических расчетов, балансовый, экономико-статистические, экономико-математические, сравнения и другие» [10].

Подробнее остановимся на методах управления прибылью, которые разделим на три типа (см. рис. 1).

«1. Экономические методы управления прибылью предприятия — система мероприятий, влияющая на производство не прямо, а косвенно, с помощью экономических стимулов и рычагов и ориентирующая деятельность предприятия и его работников в нужном для общества направлении, которая включает в себя:

Планированием процесс разработки и принятия целевых установок количественного и качественного характера и определение путей наиболее эффективного их достижения. Результатом планирования является план либо совокупность (система) планов. Цель планирования состоит в своевременном выявлении средств и альтернатив, которые снижали бы риск принятия ошибочных решений.

Экономический анализ представляет собой систематизированную совокупность аналитических процедур, имеющих целью получение заключений, выводов и рекомендаций экономического характера в отношении некоторого объекта.

52

Рис. 1. Методы управления прибылью предприятия [1]

Экономическое стимулирование система мер, использующая материальные средства с целью побуждать участников производства трудиться для создания общественного продукта. Характер, формы и методы экономическое стимулирование зависят от господствующих производственных отношений общества.

Ценообразование — неотъемлемая часть политики государства. Основная цель ценовой политики — поддержание паритетных отношений между отраслями народнохозяйственного комплекса, создание условий для повышения доходности производства, увеличения объемов продукции, а также защита отечественных товаропроизводителей от импортируемых по демпинговым ценам товаров.

Налоговая политика — основной инструмент государства, обеспечивающий, с одной стороны, существование его самого, с другой — регулирование экономики общества в целом. Налоги затрагивают и проблему национальной безопасности страны, так как непродуманная налоговая политика может за сравнительно короткий срок парализовать реально действующую экономику.

2. Организационно-распорядительные методы управления прибылью предприятия основаны на правах и ответственности людей на всех уровнях хозяйствования. Предполагают использование руководителем власти, ответственность подчиненных.

Организационно-распорядительные методы включают приемы и способы воздействия субъекта управления на его объект с помощью силы и авторитета власти — указов, законов, постановлений, приказов, распоряжений, инструкций и т.д. Они устанавливают обязанности, права, ответственность каждого руководителя и подчиненного (исполнителя), а также каждого звена и уровня управления. Организационно-распорядительные методы обеспечивают персональную ответственность работников аппарата управления за исполнение воли вышестоящих органов власти.

Распорядительные и дисциплинирующие методы управления всегда действуют совместно с орга-низационно-стабилизирующими, обеспечивая регламентирование, нормирование и инструктирование.

3. Социально-психологические методы управления прибылью предприятия основаны на формировании и развитии общественного мнения относительно нравственных ценностей — добра и зла, нравственных начал в обществе, отношения к личности и т.д.

Объектами управления с помощью социально-психологических методов являются:

• личностные характеристики работников, а также их психологические и психофизиологические особенности;

• способы организации труда и рабочих мест;

• система подбора, расстановки, подготовки и переподготовки кадров;

• информационное обеспечение и его использование;

53

• система стимулирования работников;

• морально-психологический климат в коллективе;

• социально-бытовые условия работников;

• инфраструктура региона» [1].

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Проанализировав вышеизложенное, предложим авторское определение процесса управления прибылью:

Управление прибылью — это комплекс управленческих решений, основанный на использовании внутрифирменных ресурсов и направленный на получение таких финансовых результатов деятельности субъекта хозяйствования, которые бы обеспечили оптимальный размер формируемой прибыли с учетом как тактических, так и стратегических задач, стоящих перед финансовым менеджментом предприятия.

ВЫВОДЫ

В работе рассмотрена прибыль как экономическая категория, а также определены ее функции и место в системе финансового менеджмента.

На основании представленных в работе материалов исследован процесс управления прибылью, его цель, задачи, элементы, а также методы управления прибылью и требования к адекватности этого процесса. Методы управления прибылью рассмотрены в работе достаточно подробно.

На основании проделанного в работе анализа было сформулировано авторское определение процесса управления прибылью.

Дальнейшие исследования позволят конкретизировать место процесса управления прибылью в системе финансового менеджмента субъекта хозяйствования.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Баширова П.И. Методы управления прибылью предприятия / П.И. Баширова, И.А. Чеховская [Электронный ресурс]. — Режим доступа: www.ubv.esrae.ru/pdf/2013/1/24.doc (дата обращения 18.01.2016).

2. Воробьев Ю.Н. Финансовый менеджмент: учебное пособие / Ю.Н. Воробьев. — Симферополь: Таврия, 2007. — 632 с.

3. Канушина И.А. Качество роста выручки как критерий оценки деятельности предприятия / И.А. Канушина // Методологические и практические аспекты экономики, менеджмента и маркетинга. Сборник научных статей. — М.: МГУПП, 2006. — С. 15.

4. Канушина И.А. Операционный левередж как инструмент планирования прибыли от продаж / И.А. Канушина // Сборник докладов молодых учёных МГУПП на третьей юбилейной международной выставке-конференции «Высокоэффективные пищевые технологии: методы и средства для их реализации» (часть 2). — М.: МГУПП, 2005. — С. 224-227.

5. Канушина И.А. Стратегическое управление прибылью / И.А. Канушина // Современный бухучёт. — 2007. — № 6. — C. 17-24.

6. Кириллова Л.Н. Виды прибыли в системе управления прибылью / Л.Н. Кириллова [Электронный ресурс]. — Режим доступа: economicarggu.ru/2009_2/kirilova.pdf (дата обращения 18.01.2016).

7. Лихобабин В.К. Методы управления прибылью предприятия / В.К. Лихобабин, А.А. Абдул-лаева [Электронный ресурс] // Экономическая наука и практика: материалы III междунар. науч. конф. (Чита, апрель 2014). — Чита: Молодой ученый, 2014. — С. 25-28. — Режим доступа: www.moluch.ru/conf/econ/archive/94/5153/ (дата обращения 18.01.2016).

8. Мантуленко В.В. Управление прибылью предприятия / В.В. Мантуленко, А.А. Керженцева [Электронный ресурс] // Инновационная экономика: материалы междунар. науч. конф. (Казань, октябрь 2014). — Казань: Бук, 2014. — С. 48-50. — Режим доступа: www.moluch.ru/conf/econ/ archive/130/6160/ (дата обращения 18.01.2016).

9. Производственный менеджмент: учебник для вузов / под ред. С.Д. Ильенкова, А.В. Банду-рин, Г.Я. Горбовцов и др. — М.: Юнити-Дана, 2004. — 583 с.

10. Толмачев О. М. Проблемы совершенствования управления прибылью современного предприятия в условиях рынка / О.М. Толмачев [Электронный ресурс]. — Режим доступа: www. mepi77. com/st_tolmachev.php (дата обращения 18.01.2016).

11. Толпегина О.А. Анализ прибыли: теория и практика исследования / О.А. Толпегина // Экономический анализ: теория и практика. — 2009. — № 2. — С. 35-44.

12. Чепурко В.В. Теоретические аспекты управления прибылью предприятия / В.В. Чепурко, О.Г. Блажевич // Научный вестник: финансы, банки, инвестиции. — 2012. — №5. — С. 32-39.

Статья поступила в редакцию 28 января 2016 года

54

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.