МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №10-1/2016 ISSN 2410-6070
- преемственности (необходимость обеспечения последовательности в осуществлении денежно-кредитной, валютной, антиинфляционной, бюджетной, налоговой, инвестиционной, банковской политики, в управлении внутренним и внешним государственным долгом, в обеспечении их предсказуемости);
- последовательности (формирование системы должно происходить поэтапно с учетом приоритетности, а также существующих и потенциальных объективных и субъективных предпосылок);
- необходимости интеграции в международные системы финансовой безопасности (в широком международном контексте финансовая безопасность государства - это не только национальный приоритет, но и составляющая глобальной финансовой безопасности);
- верховенства договорных (мирных) средств в разрешении как внутренних, так и интернациональных конфликтов финансового характера;
- совместимости (достижение оптимального соотношения и совмещенности систем финансовой, экономической, национальной безопасности);
- неделимости и недоступности индивидуальным покупателям ресурсов, затрачиваемых на обеспечение финансовой безопасности общества в целом, невозможности исключения из числа пользователей общественными благами тех людей, кто по тем или иным причинам не платит за них;
- альтернативности (выявление и обоснование разных вариантов выхода из кризиса или достижения желаемого результирующего показателя);
- стабильности и надежности;
- приемлемого риска;
- эффективности (оптимальное сочетание всех компонентов финансовой безопасности).
Исходя из вышеизложенного, могут быть сделаны выводы о том, что понятие финансовой безопасности настолько же широкое, как и собственно толкование финансов как системы экономических отношений, которые возникают в процессе создания и использования фондов денежных средств.
Оценка уровней финансовой безопасности должна базироваться на адекватности оценочных параметров сущности процессов, являющихся предметом анализа, комплексности, выделении главных элементов опасностей и угроз, последовательности оценочных мероприятий.
Повышение уровня финансовой безопасности государства может быть достигнуто только в результате взаимодополняющего использования комплекса финансовых, социальных, общеполитических мер.
Список использованной литературы:
1. Яруллин Р.Р., Калимуллина Ю. А. Роль финансов в экономической безопасности государства// Инновационная наука: международный научный журнал: в 3 ч. 2016. №8. Ч. 1. С. 66 - 68.
2. Яруллин Р.Р., Абдуллина Л. Н. Обострение проблемы экономической безопасности России в условиях геополитического кризиса и санкционного давления западных стран // Финансово-кредитная система Российской Федерации в условиях экономических санкций: сборник статей по материалам Региональной студенческой научно-практической конференции/ отв. ред. Р. Р. Яруллин. - Уфа: Аэтерна, 2015. - С. 3 - 5.
© Муниров Д.Д, Яруллин Р. Р., 2016
УДК УДК 330:658.155.012.7
Ю.С.Нехайчук, к.э.н., доцент Е.А.Мухина, магистрант ФГАОУ ВО «Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского», г. Симферополь
УПРАВЛЕНИЕ ПРИБЫЛЬЮ ПРЕДПРИЯТИЯ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИКИ
Аннотация
В статье рассмотрены актуальные вопросы управления прибылью на современных предприятиях.
МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №10-1/2016 ISSN 2410-6070
Показана роль прибыли предприятия в условиях рыночной экономики. Доказывается, кроме основной цели деятельности предприятия прибыль также создает базу экономического развития государства в целом является критерием эффективности конкретной производственной (операционной) деятельности, основным внутренним источником формирования финансовых ресурсов предприятия, а таже главным источником роста рыночной стоимости предприятия. Делаются выводы о том, что основной целью управления прибылью является обеспечение оптимизации ее формирования, распределения и использования, как в текущем, так и в долгосрочном периоде.
Ключевые слова
Управление прибылью, эффективность, развитие, повышение стоимости
В условиях рыночной экономики прибыль играет важнейшую роль в жизни предприятия независимо от его формы собственности и организационно-правовой формы хозяйствования.
Во-первых, прибыль является одной из главных целей предпринимательской деятельности, особенно на начальных этапах жизненного цикла развития предприятия.
Во-вторых, прибыль, созданная на предприятиях, формирует финансовую базу для экономического развития не только отдельного субъекта хозяйствования, но и государства. За счет налоговой системы страны и финансового рынка, созданная предприятием прибыль распределяется и перераспределяется в доход государства и на формирование финансовых средств других субъектов предпринимательства, а также выступает источником доходов домашних хозяйств (физических лиц).
В-третьих, прибыль субъектов хозяйствования выступает основным критерием эффективности предпринимательской деятельности. Размер и уровень прибыли характеризует степень умения руководителей предприятия и финансовых менеджеров успешно осуществлять финансово-хозяйственную деятельность.
В-четвертых, прибыль является одним из основных внутренних источников средств для самофинансирования хозяйственной деятельности. За счет собственной прибыли предприятие может обеспечить финансирование расширенного воспроизводства, постоянно увеличивать объемы операционной и инвестиционной деятельности, не прибегая к использованию внешних источников средств.
Управление прибылью на предприятии представляет собой процесс подготовки и принятия соответствующих управленческих решений по вопросам ее формирования, распределения и целевого использования.
Процесс управления прибылью на предприятии основан на определенных целевых установках и конкретных задачах.
Рассмотрим какую роль играет прибыль предприятия в условиях рыночной экономики [2].
1. Прибыль предприятия является главной целью предпринимательской деятельности. Основным побудительным мотивом осуществления любого вида бизнеса, его главной конечной целью является рост благосостояния собственников предприятия. Характеристикой этого роста выступает размер текущего и отложенного дохода на вложенный капитал, источником которого является полученная прибыль. Если для собственников предприятия получение высокого уровня прибыли является вполне очевидным мотивом предпринимательской деятельности, то может возникнуть вопрос - является ли получение высокой прибыли столь же побудительным мотивом деятельности наемных менеджеров предприятия и остального его персонала. Для менеджеров, которые не являются собственниками предприятия, руководимого ими, прибыль является основным мерилом успеха их деятельности. Возрастание уровня прибыли предприятия повышает «рыночную цену» этих менеджеров, что сказывается на уровне их личной заработной платы. И наоборот - систематическое снижение уровня прибыли руководимого ими предприятия приводит к обратным результатам в их личной карьере, уровне получаемых доходов, возможностях последующего трудоустройства. Для остального персонала уровень прибыли предприятия также является достаточно высоким побудительным мотивом их деятельности, особенно при наличии на предприятии программы участия наемных работников в прибыли. Прибыльность предприятия является не только гарантом их занятости (при прочих равных условиях), но в определенной мере обеспечивает дополнительное
МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №10-1/2016 ISSN 2410-6070
материальное вознаграждение их труда и удовлетворение ряда их социальных потребностей.
2. Прибыль предприятия создает базу экономического развития государства в целом. Механизм перераспределения прибыли предприятия через налоговую систему позволяет наполнять доходную часть государственных бюджетов всех уровней, что дает возможность государству успешно выполнять возложенные на него функции и осуществлять намеченные программы развития экономики. Кроме того, реализация известного принципа - «богатство государства характеризуется уровнем богатства его граждан» - также связана с возрастанием прибыли предприятия, которое обеспечивает рост доходов его владельцев, менеджеров и персонала.
3. Прибыль предприятия является критерием эффективности конкретной производственной (операционной) деятельности. Индивидуальный уровень прибыли предприятия в сравнении с отраслевым характеризует степень умения (подготовленности, опыта, инициативности) менеджеров успешно осуществлять хозяйственную деятельность в условиях рыночной экономики. Среднеотраслевой уровень прибыли предприятий характеризует рыночные и другие внешние факторы, определяющие эффективность производственной деятельности и является основным регулятором «перелива капитала» в отрасли с более эффективным его использованием. При этом капитал перемещается, как правило, в те сегменты рынка, которые характеризуются значительным объемом неудовлетворенного спроса, что способствует более полному удовлетворению общественных и личных потребностей.
4. Прибыль является основным внутренним источником формирования финансовых ресурсов предприятия, обеспечивающих его развитие. В системе внутренних источников формирования этих ресурсов прибыли принадлежит главенствующая роль. Чем выше уровень генерирования прибыли предприятия в процессе его хозяйственной деятельности, тем меньше его потребность в привлечении финансовых средств из внешних источников и при прочих равных условиях тем выше уровень самофинансирования его развития, обеспечения реализации стратегических целей этого развития, повышения конкурентной позиции предприятия на рынке. При этом, в отличие от некоторых других внутренних источников формирования финансовых ресурсов предприятия, прибыль является постоянно воспроизводимым источником и ее воспроизводство в условиях успешного хозяйствования осуществляется на расширенной основе.
5. Прибыль является главным источником роста рыночной стоимости предприятия. Способность самовозрастания стоимости капитала обеспечивается путем капитализации части полученной предприятием прибыли, т.е. ее направления на прирост его активов. Чем выше сумма и уровень капитализации полученной предприятием прибыли, тем в большей степени возрастает стоимость его чистых активов (активов, сформированных за счет собственного капитала), а соответственно и рыночная стоимость предприятия в целом, определяемая при его продаже, слиянии, поглощении и в других случаях.
6. Прибыль является основным защитным механизмом, предохраняющим предприятие от угрозы банкротства. Хотя такая угроза может возникнуть и в условиях прибыльной хозяйственной деятельности предприятия (при использовании неоправданно высокой доли заемного капитала, особенно краткосрочного; при недостаточно эффективном управлении ликвидностью активов и т.п.), но при прочих равных условиях, предприятие гораздо успешнее выходит из кризисного состояния при высоком потенциале генерирования прибыли. За счет капитализации полученной прибыли может быть быстро увеличена доля высоколиквидных активов (восстановлена платежеспособность), повышена доля собственного капитала при соответствующем снижении объема используемых заемных средств (повышена финансовая устойчивость), сформированы соответствующие резервные финансовые фонды [2].
Необходимость управления прибылью в условиях рыночной экономики велика.
Основной целью управления прибылью является обеспечение оптимизации ее формирования, распределения и использования, как в текущем, так и в долгосрочном периоде.
Основная цель управления прибылью конкретизируется в следующих задачах [1].
1. Обеспечение максимизации размера формируемой прибыли, соответствующего возможностям предприятия и рыночным условиям хозяйствования.
2. Обеспечение оптимального соотношения между уровнем формируемой прибыли и допустимым при данных условиях уровнем риска. Прибыль целесообразно формировать с учетом заданного уровня риска.
МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №10-1/2016 ISSN 2410-6070
Стремление к максимизации прибыли повышает уровень риска и в конечном итоге отрицательно влияет на размер прибыли.
3. Обеспечение высокого качества формируемой прибыли. Это достигается за счет формирования прибыли в процессе основной операционной деятельности, а также реального инвестирования экономических ресурсов.
4. Обеспечение выплаты необходимого уровня дохода на инвестированный собственниками предприятия капитал. Уровень выплаты дохода собственникам капитала должен в длительном периоде быть выше средней нормы доходности на рынке средне- и долгосрочных капиталов.
5. Обеспечение формирования достаточного объема внутренних финансовых средств за счет чистой прибыли в соответствии с текущими и перспективными целями деятельности предприятия. Размер созданной предприятием чистой прибыли определяет возможности предприятия по формированию финансовых средств, созданию различных финансовых фондов, в т.ч.: производственного развития, резервного фонда, страховых фондов, фондов специального назначения, фондов социального развития коллектива и т.п.
6. Обеспечение постоянного роста рыночной стоимости предприятия. Эта задача, решаемая в процессе капитализации прибыли и роста фонда дивидендов, призвана обеспечить возрастание благосостояния собственников предприятия в текущем и перспективном периодах.
Рассмотренные задачи управления прибылью взаимосвязаны и не когут осуществляться раздельно. Поэтому в процессе финансово-хозяйственной деятельности отдельные задачи должны согласовываться и оптимизироваться между собой.
Рассматривая главную цель управления прибылью, следует отметить, что она неразрывно связана с главной целью хозяйственной деятельности предприятия в целом и реализуется с ней в едином комплексе [3].
С учетом изложенного, главной целью управления прибылью является обеспечение максимизации благосостояния собственников предприятия в текущем и перспективном периоде. Эта главная цель призвана обеспечивать одновременно гармонизацию интересов собственников с интересами государства и персонала предприятия.
Система управления прибылью реализует свою главную цель и основные задачи путем осуществления определенных функций. Эти функции подразделяются на две основные группы, определяемые комплексным содержанием рассматриваемой системы управления прибылью.
Функции управления прибылью как управляющей системы. Эти функции являются составными частями любого процесса управления (любой управляющей системы) вне зависимости от вида деятельности предприятия, его организационно-правовой формы, размера, формы собственности и т.п. В теории управления эти функции характеризуются как общие.
Функции управления прибылью как специальной области управления предприятием. Состав этих функций определяется конкретным объектом соответствующей управляющей системы. Теория управления рассматривает эти функции как специфические.
Таблица 1
Характеристика основных функций управления прибылью предприятия в разрезе отдельных групп
Функции управления прибылью как управляющей системы
1. Разработка целенаправленной комплексной стратегии управления прибылью предприятия
2. Создание организационных структур, обеспечивающих принятие и реализацию управленческих решений по форммированию и использованию прибыли на различных уровнях
3.Формирование эффективных информационных систем, обеспечивающих обоснование альтернативных вариантов управленческих решений
4.Осуществление анализа различных аспектов формирования и использования прибыли 5.Осуществление планирования формирования, распределения и использования прибыли_
Функции управления прибылью как специальной _области управления предприятием_
1 .Управление формированием прибыли 2.Управление распределением и использованием прибыли
МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №10-1/2016 ISSN 2410-6070
б.Разработка действенной системы стимулирования формирования прибыли и ее эффективного использования
7.Осуществление эффективного контроля за реализацией принятых управленческих решений в
области формирования и использования прибыли__
Источник: [1]
Главной целью управления прибылью является обеспечение максимизации благосостояния собственников предприятия в текущем и перспективном периоде. Эта главная цель призвана обеспечивать одновременно гармонизацию интересов собственников с интересами государства и персонала предприятия.
Существует множество способов, призванных правильно организовать процесс управления прибыли, одним из них является управление прибылью путем организации центров финансовой ответственности (ЦФО). Это должна быть группа, которая отвечает за финансовый результат от текущей деятельности (выручка - прямые затраты - косвенные затраты), ответственность за текущую прибыль (или убыток) несет руководство предприятия. В составе центра прибыли могут находиться нижестоящие по иерархии центры дохода и центры затрат.
Цель системы управления по ЦФО состоит в повышении эффективности управления подразделениями предприятия на основе обобщения данных о затратах и результатах деятельности каждого центра ответственности с тем, чтобы возникающие отклонения можно было отнести на конкретного руководителя.
Выделение центров финансовой ответственности для предприятия продиктовано необходимостью регулирования затрат и конечных финансовых результатов на основе оценочных показателей, ответственность за которые несут руководители структурных подразделений предприятия.
Формирование ЦФО — достаточно сложная задача. От того, насколько грамотно произведена работа по выделению ЦФО, зависят последующие результаты управления предприятием. Но в любом случае совокупность всех ЦФО представляет собой финансовую структуру предприятия.
Необходимо отметить, что финансовая структура предприятия — это иерархическая система ЦФО (за доходы и расходы, только за расходы, за определенные финансовые показатели и т.п.), распределенных между структурными подразделениями предприятия, выступающих в качестве объектов управленческого учета [5].
Правильно построенная финансовая структура позволит увидеть «ключевые точки», в которых будет формироваться, учитываться и перераспределяться прибыль, а также осуществляться контроль за расходами и доходами.
Управление по центрам ответственности является одной из подсистем, обеспечивающих внутрифирменное планирование. Такой подход позволяет оценить вклад каждого подразделения в его конечные результаты деятельности. Выделение центров финансовой ответственности необходимо при регулировании конечных финансовых результатов на основе оценочных показателей, ответственность за которые несут руководители структурных подразделений предприятия. Данный способ управления деятельностью предприятия является эффективным инструментом оперативного управления бизнесом.
Управление прибылью на основе организации центров финансовой ответственности непосредственно затрагивает работу внутренних структурных служб и подразделений предприятия, обеспечивающих разработку и принятие управленческих решений по отдельным аспектам формирования, распределения и использования прибыли и несущих ответственность за результаты этих решений.
Деятельность каждого структурного центра должна отражаться в системе бухгалтерского учета и представлена на соответствующих счетах посредством двойной записи для обеспечения возможности учета затрат и результатов центров ответственности. При этом по центрам ответственности нужно учитывать в первую очередь затраты и результаты, непосредственно зависящие от предоставленных руководителям полномочий.
Рассмотрим алгоритм, позволяющий последовательно сформировать центры финансовой ответственности, определить сферу их полномочий и в результате добиться эффективного функционирования данной системы на предприятии.
МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №10-1/2016 ISSN 2410-6070
Таблица 2
Алгоритм формирования центра финансовой ответственности
1. Определение основных направлений хозяйственной деятельности, тип организационной структуры предприятия._
2. Изучение производственной деятельности предприятия, выделение центров технологической ответственности._
3. Распределение основных направлений хозяйственной деятельности по структурным подразделениям, определение
структурных подразделений, не занимающихся бизнесом._
4. Анализ подконтрольности затрат, выручки, прибыли, инвестиций по структурным подразделениям, определение
контролируемых статей._
5. Выделение ЦФО и определение их статуса._
6. Определение регламента взаимодействия по горизонтали (между ЦФО), а также по вертикали (между верхним звеном и
отдельными ЦФО)._
7. Создание перечня планов и отчетов, составляемых каждым ЦФО._
8. Определение показателей оценки эффективности работы ЦФО._
9. Разработка внутренних положений, регламентирующих права и обязанности ЦФО._
Источник: [4]
Можно выделить следующие этапы управления прибылью на основе организации центров финансовой ответственности:
- выявление особенностей функционирования отдельных структурных подразделений с позиций их влияния на отдельные аспекты формирования и использования прибыли;
- определение основных типов центров ответственности в разрезе структурных подразделений предприятия;
- формирование системы прав, обязанностей и мер ответственности руководителей структурных подразделений, определенных как центры ответственности;
- разработка и доведение центрам ответственности плановых (нормативных) заданий в форме текущих или капитальных бюджетов;
- обеспечение контроля за выполнением установленных заданий центрами ответственности путем получения соответствующей информации (отчетов), ее анализа и установления причин отклонений.
Несомненно у такой системы есть как свои плюсы, так и свои минусы для предприятия.
Выгоды:
- достижение прозрачности работы компании (выявление «самых лучших» и «не самых лучших»);
- стимулирование снижения затрат (работа в рамках утвержденных бюджетов и индивидуальный анализ план\факт по каждому центру финансовой ответственности);
- развитие «рыночных отношений» внутри компании;
- наделение менеджеров центров финансовой ответственности полномочиями и ответственностью способствует развитию талантов и повышает их мотивацию, высвобождение топ-менеджмента от решения рутинных задач и возможность концентрации на задачах стратегического характера;
- расширение компетенций сотрудников (в частности, финансовых);
- повышение оперативности принятия правильных решений на низовых уровнях, благодаря тому, что менеджер ЦФО обладает большей информацией о «местных» условиях;
Сложности:
- необходимость раскрытия конфиденциальной информации большому числу пользователей (руководители ЦФО посвящаются в тайны управленческого учета, что не всегда желательно);
- конфликты, связанные с распределением косвенных затрат между ЦФО и расчетом трансферных цен;
- принятие неправильных решений из-за недостаточной компетентности второго уровня менеджмента;
- сопротивление сотрудников, которые могут быть не заинтересованы в достижении прозрачности;
- сопротивление сотрудников, не желающих принимать самостоятельные решения и брать на себя ответственность, а также заниматься учетной работой4
- увеличение затрат времени и иных ресурсов на ведение управленческого учета;
- появление конкуренции между отдельными ЦФО [3].
Рассмотренные инструменты являются основой управления прибылью, однако, отсутствие системности, четкого осознания стратегии управления предприятием и адаптации к конкретным условиям
МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №10-1/2016 ISSN 2410-6070
деятельности самого предприятия не всегда позволяет эффективно использовать вышеуказанные инструменты. Вследствие этого, использование их в рамках комплексного, системного управления прибылью в современных условиях возможно только на основе формирования его механизма.
При этом следует учитывать, что в процессе формирования механизма управления прибылью предприятий актуальным является вопрос оптимального взаимодействия задач управления для достижения главной его цели: максимизации благосостояния собственников в текущем и перспективном периодах времени при заданном уровне риска.
Список использованной литературы:
1. Воробьев Ю. Н. Финансовый менеджмент: [учебное пособие] / Ю. Н. Воробьев. - Симферополь: НАПКС, 2007. — 632 с.
2. Кобец А.А. Концепция механизма управления прибылью предприятия в условиях рыночных отношений / А.А. Кобец // Финансы. Учет. Банки.- Донецк : ДонНУ, Каштан. - 2006.-149-156 с.
3. Костромина Д. В. Управление затратами и прибылью предприятия на основе организации центров финансовой ответственности / Д. В. Костромина // Финансовый менеджер. - 2010. - №4.
4. Нехайчук Ю.С. Финансовая деятельность субъектов предпринимательства: Учебное пособие / Ю.С. Нехайчук, Д.В. Нехайчук. - Симферополь: СОНАТ, 2011. - 152 с.
5. Управление производством. Центры финансовой ответственности. Энциклопедия производственного менеджера. [Электронныцй ресурс]. - режим доступа: http://www.up-pro.ru/encydopedia/centry-fmansovoy-otvetstvennosti.html
© Нехайчук Ю.С., Мухина Е.А., 2016 г.
УДК 336.763
К.О. Никифорова, студентка Уфимский филиал Финансового университета при Правительстве РФ
Р.Р. Яруллин, д.э.н., профессор, ИНЭФБ, БашГУ
Уфимский филиал Финансового университета при Правительстве РФ
ПРИМЕНЕНИЕ ФУНДАМЕНТАЛЬНОГО АНАЛИЗА ПРИ ПРОГНОЗИРОВАНИИ
ЦЕН АКЦИЙ КОМПАНИЙ
Аннотация
В данной статье исследуются основные подходы фундаментального анализа, выявлены проблемы его проведения, даются рекомендации для решения указанных проблем.
Ключевые слова
Фундаментальный анализ, акции, ценные бумаги, прогнозирование цены, инвестор.
В связи с развитием популярности фондовых рынков, их глобализацией появляется все больше индивидуальных и институциональных инвесторов, объемы их деятельности на рынках растут, а, следственно, им необходимы инструменты и методы анализа для совершения потенциальных действий на рынке, одним из которых и является фундаментальный анализ.
Фундаментальный анализ -это методы качественного и количественного анализа документов отчетности компании, направленные на определение реальной стоимости ее активов и предсказание ее доходов в будущем. Одно из практических применений фундаментального анализа - выявив недооцененные компании, купить эти акции в надежде на то, что рынок оценит их по достоинству, и цена на них вырастет. Сравнивая компании одной отрасли, можно выявить "неоцененные" и "переоцененные" бумаги.