Научная статья на тему 'Рекомендации по максимизации прибыли на предприятии: обобщение теоретико-методологического опыта'

Рекомендации по максимизации прибыли на предприятии: обобщение теоретико-методологического опыта Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
3294
651
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРИБЫЛЬ / УПРАВЛЕНИЕ ПРИБЫЛЬЮ / СИСТЕМА "ДИРЕКТ-КОСТИНГ" / ЦЕНТР ФИНАНСОВОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ (ЦФО) / ОПЕРАЦИОННЫЙ АНАЛИЗ / SYSTEM "DIRECT-COSTING" / PROFIT / MANAGEMENT OF PROFIT / THE CENTER OF FINANCIAL RESPONSIBILITY / OPERATIONAL ANALYSIS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Фомина Е. И., Иода Е. В.

В статье были рассмотрены теоретико-методолгические основы управления прибылью. На основе проведенного анализа результатов деятельности конкретного предприятия пред-ложены рекомендации по максимизации прибыли.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

RECOMMENDATIONS FOR PROFIT MAXIMIZATION AT AN ENTERPRISE: GENERALIZATION OF THEORETIC-METHODOLOGICAL EXPERIENCE

In article have been considered theoretic-methodological bases of management of profit are analyzed. Recommendations about profit maximization are offered on the basis of authors' analysis of activity results of concrete enterprise.

Текст научной работы на тему «Рекомендации по максимизации прибыли на предприятии: обобщение теоретико-методологического опыта»

РЕКОМЕНДАЦИИ ПО МАКСИМИЗАЦИИ ПРИБЫЛИ НА ПРЕДПРИЯТИИ: ОБОБЩЕНИЕ ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКОГО ОПЫТА

Е. И. ФОМИНА, Е. В. ИОДА

В статье были рассмотрены теоретико-методолгические основы управления прибылью. На основе проведенного анализа результатов деятельности конкретного предприятия предложены рекомендации по максимизации прибыли.

Ключевые слова: прибыль, управление прибылью, система «директ-костинг», Центр финансовой ответственности (ЦФО), операционный анализ.

С переходом от административно-командных методов управления экономикой к рыночным значительно изменилась роль прибыли в развитии экономики российских предприятий. Прибыль занимает одно из центральных мест в общей системе стоимостных инструментов и рычагов рыночной экономики. От прибыли зависит финансовое положение предприятий, уровень удовлетворения личных и общественных потребностей работников, так как финансы, кредит, цены, себестоимость и другие экономические рычаги прямо или косвенно связаны с прибылью. Помимо того, именно за счет платежей из прибыли в бюджет формируется основная часть ресурсов государства, региональных и местных органов власти.

Прибыль является одной из самых сложных экономических категорий. Изучив источники получения прибыли, можно разработать научный подход к решению многих проблем, например, повысить эффективность и ответственность трудового коллектива, достижения конечных результатов при наименьших затратах. При этом укрепление коммерческого расчета во всех звеньях производства каждого отдельного предприятия в решающей степени зависит от управления прибылью и выявления специфических резервов роста прибыли каждого отдельного хозяйствующего субъекта.

Прибыль представляет собой конечный финансовый результат, характеризующий производственно-хозяйственную деятельность всего предприятия, т. е. составляет основу экономического развития предприятия. Рост прибыли создает финансовую основу для самофинансирования деятельности предприятия, осуществляя расширенное воспроизводство. За счет нее выполняется

часть обязательств перед бюджетом, банками и другими предприятиями. Таким образом, прибыль становится важнейшей для оценки производственной и финансовой деятельности предприятия. Она характеризует сметы его деловой активности и финансовое благополучие [2].

Основным показателем прибыли, используемой для оценки производственно-хозяйственной деятельности, выступают: прибыль от реализации выпускаемой продукции, валовая прибыль, налогооблагаемая прибыль, прибыль, остающаяся в распоряжении предприятия или чистая прибыль.

Так как основную часть прибыли предприятия получают от реализации выпускаемой продукции, сумма прибыли находится под взаимодействием многочисленных факторов: изменения объема, ассортимента, качества, структуры произведенной и реализованной продукции, себестоимости отдельных изделий, уровня цен, эффективности использования производственных ресурсов.

Главное предназначение прибыли в современных условиях хозяйствования - отражение эффективности производственно-сбытовой деятельности предприятия.

Важная роль прибыли в развитии предприятия и обеспечении интересов его собственников (учредителей, акционеров) и персонала требует эффективного и непрерывного управления ее формированием и использованием.

Управление прибылью выражает процесс разработки и принятия управленческих решений по ключевым аспектам, связанным с ее образованием и распределением [1].

Система управления прибылью включает следующие процедуры (рис. 1).

Система управления прибылью

Рис. 1. Система управления прибылью

Система управления прибылью реализует свою главную цель и основные задачи путем осуществления определенных функций. Эти функции подразделяются на две основные группы, определяемые комплексным содержанием рассматриваемой системы управления прибылью (табл. 1).

Таблица 1

Функции системы управления прибылью

1. Функции управления прибылью как управляющей системы. Эти функции являются составными частями любого процесса управления (любой управляющей системы) вне зависимости от вида деятельности предприятия, его организационно-правовой формы, размера, формы собственности и т. п. В теории управления эти функции характеризуются как общие [1].

2. Функции управления прибылью как специальной области управления предприятием. Состав этих функций определяется конкретным объектом соответствующей управляющей системы. Теория управления рассматривает эти функции как специфические.

Основные принципы управления прибылью как специальной области управления предприятием принято рассмотривать в наиболее агрегированном виде. Каждая из этих функций может быть конкретизирована более целенаправленно с учетом специфики хозяйственной деятельности отдельных предприятий. При осуществлении такой конкретизации на каждом предприятии может быть построена многоуровневая функциональная система управления прибылью [1].

Важнейшим инструментом управления прибылью предприятия является операционный анализ. Если операционный анализ полностью отождествлять с анализом текущей или операционной деятельности, то к его методам можно было бы отнести все методы анализа, соответствующие предмету и целям деятельности, являющейся основным источником доходов организации и не относящейся к инвестиционной и финансовой деятельности. В более узком понимании, сложившемся в международной практике, операционный анализ - это анализ изучения зависимостей финансовых результатов предпринимательства от переменных и постоянных издержек и объемов производства, поэтому его называют еще анали-

ФУНКЦИИ СОДЕРЖАНИЕ

Функции управления прибылью как управляющей системы 1. Разработка целенаправленной комплексной стратегии управления прибылью предприятия. 2. Создание организационных структур, обеспечивающих принятие и реализацию управленческих решений по формированию и использованию прибыли на различных уровнях. 3. Формирование эффективных информационных систем, обеспечивающих обоснование альтернативных вариантов управленческих решений. 4. Осуществление анализа различных аспектов формирования и использования прибыли. 5. Осуществление планирования формирования, распределения и использования прибыли. 6. Разработка действенной системы стимулирования формирования прибыли и ее эффективного использования. 7. Осуществление эффективного контроля за реализацией принятых управленческих решений в области формирования и использования прибыли

Функции управления прибылью как специальной области управления предприятием 1. Управление формированием прибыли. 2. Управление распределением и использованием прибыли

зом «Издержки - Объем - Прибыль». Этот вид анализа - одно из наиболее эффективных средств планирования и прогнозирования финансовопроизводственной деятельности организаций. Он позволяет руководству выявить оптимальные пропорции между переменными и постоянными издержками, ценой и объемом реализации, минимизировать предпринимательский риск [1].

Руководство предприятия, используя операционный анализ, может управлять себестоимостью продукции, а также прибылью, проводить более глубокую оценку финансовых результатов и точнее обосновывать рекомендации по улучшению работы предприятия.

В процессе операционного анализа определяются чрезвычайно важные для управления бизнесом величины: точка безубыточности, зона безопасности, операционный рычаг, критический уровень цены реализации, т. е. те показатели, которые направлены на определение той границы, при которой получение прибыли невозможно. В связи с этим операционный анализ позволяет обосновать наиболее выгодную комбинацию соотношения между переменными затратами на единицу продукции, постоянными издержками, ценой и объемом производства. Практическая ценность использования данного подхода при анализе текущей деятельности и целевого планирования прибыли состоит в том, что он позволяет:

- оценить сравнительную прибыльность отдельных видов продукции, что дает основания для выбора оптимального портфеля продукции;

- установить запас «прочности» предприятия в его текущем состоянии;

- спланировать объем реализации продукции, который обеспечивает желаемое значение прибыли.

Одной из наиболее важных систем управления прибылью является методика управления затратами по Центрам финансовой ответственности (ЦФО). Сущность ее состоит в следующем: затраты, реализация и результаты учитываются по ЦФО. Затраты, которые можно прямо отнести на ЦФО, распределяются на него без применения методов косвенного распределения. Как правило, определяется несколько видов маржи по мере учета переменных и прямых постоянных затрат.

Целью применения развитого директ-костин-га является исчисление результатов по каждому ЦФО для информирования администрации предприятия о размере брутто-прибыли, полученной каждым ЦФО, и возможностях ее использования для стимулирования трудовых коллективов [3].

Разработка методики управления затратами по ЦФО, классификация затрат и выделение методов планирования и контроля для принятия управленческих решений являются основой для эффективного управления прибылью.

Управление прибылью на основе организации ЦФО может представлять собой взаимосвязанную совокупность внутренних структурных служб и подразделений предприятия, обеспечивающих разработку и принятие управленческих решений по отдельным аспектам формирования, распределения и использования прибыли и несущих ответственность за результаты этих решений.

Целями применения методики управления прибылью по ЦФО являются оценка, прогнозирование и достижение оптимальной прибыли, рентабельности и эффективности деятельности ЦФО и предприятия в целом.

Управление прибылью на основе организации ЦФО включает следующие:

- исследование особенностей функционирования отдельных структурных подразделений с позиций их влияния на отдельные аспекты формирования и использования прибыли;

- определение основных типов ЦФО в разрезе структурных подразделений предприятия;

- формирование системы прав, обязанностей, а также меры ответственности руководителей структурных подразделений, определенных как ЦФО;

- разработка и доведение ЦФО плановых (нормативных) заданий в форме текущих или капитальных бюджетов;

- обеспечение контроля за выполнением установленных заданий центрами ответственности путем получения соответствующей информации (отчетов), ее анализа и установления причин отклонений [2].

С целью повышения прибыли, ее максимизации можно рекомендовать осуществление конкретных мероприятий по следующим направлениям:

1. Повышение эффективности деятельности предприятия по сбыту продукции. Прежде всего, необходимо больше внимания уделять повышению скорости движения оборотных средств, сокращению всех видов запасов, добиваться максимально быстрого продвижения готовых изделий от производителя к потребителю.

2. Увеличение объема производства выпускаемой продукции за счет более полного использования производственных мощностей предприятия.

3. Сокращение затрат на производство за счет повышения уровня производительности

труда, экономичного использования сырья, материалов, топлива, электроэнергии, оборудования.

4. Анализ и устранение причины возникновения перерасхода финансовых ресурсов на управленческие и коммерческие расходы.

5. Применение самых современных механизированных и автоматизированных средств для производства продукции.

6. Осуществление эффективной ценовой политики, дифференцированной по отношению к отдельным категориям покупателей.

7. Строгое соблюдение заключенных договоров на поставку продукции.

8. Проведение масштабной и эффективной политики в области подготовки персонала, что представляет собой особую форму вложения капитала.

9. Осуществление мероприятий, направленных на улучшение материального климата в коллективе, что в конечном итоге отразиться на повышении производительности труда.

10. Совершенствование рекламной деятельности, повышение эффективности отдельных рекламных мероприятий.

Апробация изложенного подхода к организации и методике управления по ЦФО в условиях управленческого учета на конкретном предприятии показала положительные результаты, отра-

зившие повышение эффективности управления прибылью.

Литература

1. Бланк И. А. Управление прибылью. 2-е изд., расш. и доп. К., 2002. (Сер. Библиотека финансового менеджера. Вып. 2).

2. Ковалев В.В. Финансовый менеджмент: теория и практика. 2-е изд., перераб. и доп. М., 2007.

3. Поляк Г. Б. Финансовый менеджмент: учебник для вузов / под ред. Г. Б. Поляка. 2-е изд., перераб. и доп. М., 2006.

* * *

RECOMMENDATIONS FOR PROFIT MAXIMIZATION AT AN ENTERPRISE: GENERALIZATION OF THEORETIC-METHODOLOGICAL EXPERIENCE

E. I. Fomina, E. V. Ioda

In article have been considered theoretic-methodological bases of management of profit are analyzed. Recommendations about profit maximization are offered on the basis of authors’ analysis of activity results of concrete enterprise.

Key words: profit, management of profit, system «direct-costing», the Center of Financial Responsibility, operational analysis.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.