Научная статья на тему 'Место и роль стратегии формирования финансовых ресурсов в системе стратегического управления организацией'

Место и роль стратегии формирования финансовых ресурсов в системе стратегического управления организацией Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1894
231
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОРПОРАТИВНАЯ ФИНАНСОВАЯ СТРАТЕГИЯ / ФИНАНСОВЫЕ РЕСУРСЫ / СТРАТЕГИЧЕСКИЙ НАБОР ОРГАНИЗАЦИИ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Шумская Ю. Б.

Эффективное функционирование организации в стратегическом периоде, реализация ее миссии и достижение поставленных целей в значительной степени зависит от наличия достаточного объема финансовых ресурсов. В статье отражены место и роль, цель и задачи стратегии формирования финансовых ресурсов в парадигме стратегического управления организацией.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Место и роль стратегии формирования финансовых ресурсов в системе стратегического управления организацией»

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №11-1/2016 ISSN 2410-6070

процесс распределения инвестиционных рисков между государством и частным капиталом;

- развитие и использование на практике гибкой и оптимальной системы микрофинансирования субъектов малого и среднего предпринимательства;

- использование типовых схем финансового, возвратного, оперативного лизинга и «лизинга под ключ» в сфере малого и среднего бизнеса;

- осуществления субсидирования процентной ставки коммерческим организациям по кредитам и займам, выдаваемым субъектам малого и среднего предпринимательства;

- предоставления возможностей для малых предприятий по участию в выполнении государственных и муниципальных заказов.

Список использованной литературы:

1. Господдержка башкирского малого бизнеса снизилась в два раза. Электронный ресурс. URL: https://rb.versia.ru/gospodderzhka-bashkirskogo-malogo-biznesa-snizilas-v-dva-raza.

2. Объемы государственной поддержки предпринимательства в РФ. Электронный ресурс. URL: http://www.finmarket.ru/news/4314467.

3. Яруллин Р. Р., Ахметова Ю.Р. Финансы малого предприятия// Современные проблемы финансово-кредитной системы: сборник научных трудов/ под общ. ред. проф. Р.Р. Яруллина - Уфа: РИЦ БашГУ, 2013. -с.99-107.

4. Яруллин Р. Р., Гилязетдинов В. Т. Роль банков в развитии малого предпринимательства// Проблемы и тенденции развития инновационной экономики: международный опыт и российская практика: сб. науч. тр. по матер.1-й Междунар. науч.-практ. конф. /редкол.: Л.И. Ванчухина и др.; под общ. ред. проф. Л.И. Ванчухиной. Т.2. - Уфа: Изд-во УГНТУ, 2013. - С.25-27.

5. Яруллин Р. Р., Узбекова О. К. Управление финансовой устойчивостью на предприятии малого бизнеса// Современные финансовые инструменты развития экономики регионов: сборник статей Международной научно-практической конференции. (Уфа, 5-6 декабря 2013 г.) :/ отв. ред. Р. Р. Яруллин. - Уфа: РИЦ БашГУ, 2013. -С.245-248.

6. Яруллин Р. Р., Фунг Зуй Х. Н. Современное развитие предпринимательства в регионе (на примере Республики Башкортостан) // Современные финансовые инструменты развития экономики регионов: сборник статей Международной научно-практической конференции. (Уфа, 5-6 декабря 2013 г.) :/ отв. ред. Р. Р. Яруллин. - Уфа: РИЦ БашГУ, 2013. -С. 259-261.

7. Яруллин Р. Р., Курбангалеева Ю. Р. Эффективность государственной поддержки малого предпринимательства// Сборник научных трудов «Управление. Экономический анализ. Финансы». /Под общей ред. д-ра экон. наук, профессора И. Р. Кощегуловой. - Уфа: УГАТУ, 2014. - с.164-166.

8. Яруллин Р. Р., Ховалыг А. А. Финансирование малого бизнеса в России за счет внешних источников// Современные проблемы финансово-кредитной системы: сборник научных статей / под общ. ред. Проф. Р. Р. Яруллина. - Уфа: РИЦ БашГУ, 2014. - С. 31-33.

© Хрусталева Д.Р., Яруллин Р.Р. 2016.

УДК 336

Ю.Б. Шумская

магистрант 2 курса

Ростовский государственный экономический университет (РИНХ)

г. Ростов-на-Дону, Российская Федерация

МЕСТО И РОЛЬ СТРАТЕГИИ ФОРМИРОВАНИЯ ФИНАНСОВЫХ РЕСУРСОВ В СИСТЕМЕ СТРАТЕГИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ ОРГАНИЗАЦИЕЙ

Аннотация

Эффективное функционирование организации в стратегическом периоде, реализация ее миссии и

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №11-1/2016 ISSN 2410-6070

достижение поставленных целей в значительной степени зависит от наличия достаточного объема финансовых ресурсов. В статье отражены место и роль, цель и задачи стратегии формирования финансовых ресурсов в парадигме стратегического управления организацией.

Ключевые слова

Корпоративная финансовая стратегия, финансовые ресурсы, стратегический набор организации.

На современном этапе разработка корпоративной финансовой стратегии является не особенностью отдельных ведущих организаций, а объективной необходимостью для всех участников рынка, которые стремятся к поступательному развитию и сохранению устойчивого положения. Одной из основных причин потребности в разработке и реализации эффективной корпоративной финансовой стратегии является признание растущего влияния внешних и внутренних факторов на результативность ведения предпринимательской деятельности. В настоящее время корпоративная финансовая стратегия является важнейшим фактором эффективной деятельности организации, поскольку определяет источники формирования и направления использования финансовых ресурсов, является основой для достижения общих корпоративных целей организации, что способствует росту ее рыночной стоимости и благосостояния ее собственников.

В системе стратегического управления, как правило, выделяют три уровня стратегий организации: корпоративную (общую), функциональные и бизнес-стратегии. Корпоративная стратегия предполагает разработку и провозглашение миссии организации, отражающей смысл ее существования, ее предназначение, и направлена на выбор приоритетных направлений развития организации в целом. Функциональная стратегия направлена на детализацию корпоративной стратегии, на обеспечение и реализацию стратегий отдельных хозяйственных единиц с помощью соответствующих ресурсов. Среди различных функциональных стратегий (маркетинговая, производственная, инновационная) финансовая стратегия занимает одно из важнейших мест, поскольку именно финансовая стратегия обеспечивает финансовыми ресурсами реализацию стратегий всех уровней, тем самым координируя и интегрируя усилия всех функциональных подразделений организации. Бизнес-стратегии направлены на решение двух основных целей организации: обеспечение ее конкурентных преимуществ и повышение прибыльности ее деятельности. Стратегические решения, принимаемые на данном уровне, направлены на обеспечение разработки и вывода на рынок нового товара, модернизацию существующих товарных линий, инвестиции в новые технологии и т.п.

В рамках настоящего исследования в качестве основного определения корпоративной финансовой стратегии будем использовать формулировку И.А. Бланка, являющуюся, на наш взгляд, наиболее полной и расширенной. По мнению ученого, корпоративная финансовая стратегия представляет собой один из важнейших видов функциональной стратегии организации, обеспечивающей все основные направления развития ее финансовой деятельности и финансовых отношений путем формирования долгосрочных финансовых целей, выбора наиболее эффективных путей их достижения, адекватной корректировки направлений формирования и использования финансовых ресурсов при изменении условий внешней среды [2, с. 96]. Данное определение четко отражает сущность корпоративной финансовой стратегии как важнейшей среди функциональных стратегий организации, направленной на выбор наиболее эффективных путей ее развития в условиях долгосрочного финансового планирования и постоянной изменчивости внешней среды.

Процесс разработки корпоративной финансовой стратегии предполагает выделение доминантных сфер стратегического финансового развития, что позволяет определить приоритетные направления финансовой деятельности организации для успешной реализации ее главной целевой функции - роста рыночной стоимости в долгосрочной перспективе. В качестве доминантных сфер развития финансовой деятельности организации И.А. Бланк выделяет ряд стратегий, в их числе [2, с. 101]:

- стратегия формирования финансовых ресурсов организации, цели, задачи и основные стратегические решения которой должны быть направлены на финансовое обеспечение реализации общей корпоративной стратегии организации и соответственно подчинены ей;

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №11-1/2016 ISSN 2410-6070

- стратегия распределения финансовых ресурсов организации, которая, с одной стороны, должна быть направлена на финансовое обеспечение реализации отдельных функциональных стратегий и стратегий хозяйственных единиц, а с другой, составлять основу формирования направлений инвестиционной деятельности организации в стратегической перспективе;

- стратегия обеспечения финансовой безопасности организации, основным предназначением которой является формирование и поддержка основных параметров финансового равновесия организации в процессе ее стратегического развития;

- стратегия повышения качества управления финансовой деятельностью организации, параметры которой разрабатываются ее финансовыми службами и включаются в виде самостоятельного блока в корпоративную и отдельные функциональные стратегии организации.

Выделенные приоритетные направления корпоративной финансовой стратегии организации должны быть отражены в конкретных целевых стратегических нормативах, в качестве которых могут выступать следующие показатели: темпы роста чистого денежного потока; рентабельность собственного капитала; структура активов; финансовый леверидж; период оборота дебиторской и кредиторской задолженности.

Среди перечисленных основных направлений стратегического финансового развития организации стратегия формирования финансовых ресурсов имеет основополагающее значение, поскольку данная стратегия призвана обеспечить достаточный объем финансовых ресурсов организации в соответствии с потребностями ее стратегического развития с целью реализации как функциональной, так и общей корпоративной стратегии. На рисунке 1 отражено место стратегии формирования финансовых ресурсов в стратегическом наборе организации.

Рисунок 1 - Стратегия формирования финансовых ресурсов в стратегическом наборе организации [4, с. 175]

Стратегия формирования финансовых ресурсов организации условно находится на третьем уровне в системе стратегического управления организацией и включает в себя следующие направления финансовой политики:

- политика управления прибылью;

- амортизационная политика;

- эмиссионная политика;

- дивидендная политика;

- политика привлечения заемных финансовых средств.

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №11-1/2016 ISSN 2410-6070

Данные функциональные виды финансовой политики разрабатываются в рамках стратегии формирования финансовых ресурсов организации и направлены на реализацию ее общей корпоративной финансовой стратегии.

Дивидендная политика организации, являясь элементом общей стратегии формирования финансовых ресурсов, направлена на оптимизацию пропорций между потребляемой и капитализируемой частями прибыли с целью максимизации рыночной стоимости организации. Амортизационная политика заключается в определении уровня интенсивности обновления амортизируемых активов с учетом специфики их амортизации. Эмиссионная политика предполагает управление привлечением собственных финансовых ресурсов из внешних источников путем дополнительной эмиссии акций. Политика привлечения заемных финансовых ресурсов направлена на формирование заемных средств организации в целях ее стратегического развития.

Под финансовыми ресурсами организации будем понимать сумму доходов, внешних поступлений и исключительных прав, которые формируются в процессе взаимодействия поступлений и расходов, находящиеся в собственности или распоряжении организации и предназначенные для выполнения финансовых обязательств, обеспечения воспроизводственных затрат, социальных потребностей и материального стимулирования работников [3, с. 75].

Стратегическое управление процессом формирования финансовых ресурсов организации предполагает их предварительную классификацию. В таблице 1 представлена классификация финансовых ресурсов организации по различным признакам.

Таблица 1

Многокритериальная классификация финансовых ресурсов организации [1, с. 25]

Классификационный признак Классификационные группы

1. По форме собственности - собственные финансовые ресурсы; - заемные финансовые ресурсы.

2. По отношению к организации - внутренние источники финансовых ресурсов; - внешние источники финансовых ресурсов.

3. По временному периоду привлечения - финансовые ресурсы, привлекаемые на краткосрочный период; - финансовые ресурсы, привлекаемые на долгосрочный детерминированный период; - финансовые ресурсы, привлекаемые на недетерминированный период.

4. По виду собственников капитала, предоставляющих его в хозяйственное пользование - государственные финансовые ресурсы; - финансовые ресурсы юридических и физических лиц; - зарубежные источники финансовых ресурсов.

5. По направлениям хозяйственного использования - финансовые ресурсы, направляемые на потребление; - финансовые ресурсы, направляемые на замещение; - финансовые ресурсы, направляемые на накопление.

6. По виду хозяйственной деятельности организации - финансовые ресурсы, используемые в операционной деятельности организации; - финансовые ресурсы, используемые в инвестиционной деятельности организации; - финансовые ресурсы, используемые в финансовой деятельности организации.

В системе стратегического управления процессом формирования финансовых ресурсов организации их деление на собственные и заемные носит определяющий характер. Собственные финансовые ресурсы принадлежат организации на правах собственности и являются частью ее собственного капитала. Заемные финансовые ресурсы представляют собой финансовые обязательства организации и подлежат возврату в определенные сроки. Кроме того, стоит отметить, что финансовые ресурсы, привлекаемые на долгосрочной основе (совокупность собственного и долгосрочного заемного капитала), являются основным объектом стратегического управления процессом формирования финансовых ресурсов организации. Краткосрочные финансовые ресурсы, формируемые организациям на период до одного года, используются, как правило, для удовлетворения временных инвестиционных потребностей.

Основная цель стратегии формирования финансовых ресурсов заключается в удовлетворении

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №11-1/2016 ISSN 2410-6070

потребностей организации в формировании необходимых активов, обеспечивающих развитие ее хозяйственной деятельности в стратегической перспективе. Данная цель предполагает выполнение следующих основных задач:

1) обеспечение положительной динамики прироста объема финансовых ресурсов из внутренних источников организации;

2) обеспечение положительной динамики прироста объема финансовых ресурсов из внешних источников организации;

3) оптимизация структуры капитала организации по критерию стоимости с учетом риска.

С учетом данной цели и задач процесс формирования финансовых ресурсов организации строится на основе следующих принципов:

- учет перспектив развития хозяйственной деятельности организации посредством долгосрочного планирования объема и структуры источников финансовых ресурсов;

- выделение в общем объеме финансовых ресурсов части, направляемой на инвестирование. Общая потребность в инвестиционных ресурсах организации основывается на расчетах объемов инвестиций, обеспечивающего реализацию ее корпоративной, функциональных стратегий и стратегий отдельных бизнес-единиц;

- обеспечение оптимальной структуры формирования финансовых ресурсов с позиции финансовой безопасности организации, которая направлена на обеспечение ее финансового равновесия в процессе стратегического развития.

Реализация данных принципов составляет основное содержание процесса стратегического управления формированием финансовых ресурсов организации.

Таким образом, можно сделать вывод, что стратегия формирования финансовых ресурсов, являясь важнейшей доминантной сферой общей корпоративной финансовой стратегии, направлена на обеспечение реализации главных стратегических целей организации путем привлечения необходимого объема финансовых ресурсов из различных источников. Список использованной литературы:

1. Бланк И.А. Управление финансовыми ресурсами / И.А. Бланк. - М.: Издательство «Омега-Л»: ООО «Эльга», 2011. - 768с.

2. Бланк И.А. Финансовый менеджмент: Учебный курс. - 2-е изд., перераб. и доп. - К.: Эльга, Ника-Центр, 2004. - 656 с.

3. Козлова М.А. К вопросу о понятии и функциях финансовых ресурсов коммерческой организации // Вестник СГУТиКД. - 2011. - № 3. - С.73-76.

4. Костина Р.В., Уколов А.И. Финансовые стратегии компаний АПК: учебное пособие / Р.В. Костина, А.И. Уколов. - М.: Директ-Медиа, 2014. - 741с.

© Шумская Ю.Б., 2016

УДК 33

А.А Яковлева

студентка 2 курса факультета Института Нефтегазового Бизнеса Уфимский Государственный Нефтяной Технический Университет

г. Уфа, Российская Федерация

ОСОБЕННОСТИ ЦЕНООБРАЗОВАНИЯ В СФЕРЕ УСЛУГ

Аннотация

В данной статье рассматриваются особенности ценообразования в сфере услуг, основные положения

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.