1085,8 млн. рублей с темпом роста 150,3 %. Основной объем прибыли получен предприятиями: сельского хозяйства - 942,7 млн. рублей, обрабатывающих производств - 30,1 млн. рублей, оптовой и розничной торговли - 64,3 млн. рублей, производства и распределения газа, пара и горячей воды - 44,4 млн. рублей. В апреле 2016 года доля убыточных предприятий составила 23,1 % против 26,7 % в апреле 2015 года. Сумма полученного убытка предприятиями района - 53,3 млн. руб.
В отрасли промышленность убытки сложились: ООО «КНГ-Ремонт» - 23,1 млн. рублей по причине изменения учетной политики и снижения объемов от Роснефти; ОАО «Славянский кирпич» - 14,6 млн. рублей по причине снижения инвестиционной активности на строительном рынке. В отрасли транспорт с убытком сработало предприятие ООО «КНГ-Кубанское УТТ» - 12,7 млн. рублей за счет снижения объемов услуг. В производстве и распределении газа, пара и воды убыток допустило: ООО «Черноерковское ЖКХ», ООО «Жилкомфорт» в связи с дебиторской задолженностью потребителей.
Преимущественная особенность Славянского района - это многоотраслевая экономика, которая способна балансировать в различных экономических условиях и влиять на уровень безработицы. Наибольший удельный вес в базовых отраслях экономики приходится на оборот розничной торговли 113,5% [1].
На территории района работает более 1700 предприятий и организаций, около 600 индивидуальных предпринимателей. За последние годы объем отгруженных товаров превысил 38 млрд. рублей, темпы развития районного хозяйства по крупным и средним организациям достаточно выросли. Славянский район вызывает немалый интерес у инвесторов. Свои проекты на территории района успешно реализовали многие крупные компании.
Список использованной литературы: 1. Махова А.В., Кожан Н.В. «Анализ динамики основных показателей промышленности и сельского хозяйства Славянского района, Краснодарского Края [Текст]/ А.В. Махова, Н.В. Кожан // Экономика, Социология и Право.- №9
© Махова А. В., Кожан Н. В., 2016
УДК 336
Е.А. Кожевников студент, Уфимский филиал Финансового университета при Правительстве РФ Научный руководитель: Р. Р. Яруллин д. э. н., профессор,
ИНЭФБ, БашГУ
Уфимский филиал Финансового университета при Правительстве РФ
МУНИЦИПАЛЬНЫЕ ФИНАНСЫ: СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ И АЛЬТЕРНАТИВЫ
Аннотация
В статье анализируются основные проблемы муниципальных финансов в России, рассматриваются направления государственной политики по укреплению финансовой базы муниципалитетов. Сделан вывод о целесообразности перехода к одноуровневой системе местного самоуправления и местных бюджетов.
Ключевые слова
Муниципальные финансы, бюджет, доходы, расходы, межбюджетные отношения, муниципалитеты.
В последнее десятилетие система муниципальных финансов в России претерпевала значительные изменения, связанные с принятием Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Закон № 131-ФЗ). Реформа местного самоуправления, проводимая в рамках реализации данного закона, стала одной из краеугольных в формировании новой российской государственности и оказала серьезное влияние на систему
МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №10-1/2016 ISSN 2410-6070
государственного управления и местного самоуправления в целом. Сегодня необходимо глубокое научное осмысление ее итогов, объективный анализ результатов, отдельных провалов и достоинств, для того чтобы по-новому взглянуть на существующие реалии местного самоуправления и найти новые подходы для его успешного развития в России в дальнейшем.
Реализация концепции финансового обеспечения местного самоуправления, заложенной в Законе № 131-Ф3, должна была привести к следующим результатам:
- увеличению собственных налоговых и неналоговых доходов местных бюджетов;
- сокращению собственных расходных полномочий местных бюджетов и одновременному увеличению государственных полномочий, осуществление которых передается на уровень муниципалитетов, в общей доле расходов местных бюджетов;
- ликвидации регулирующих налогов и увеличению доли безвозмездных перечислений из вышестоящих бюджетов в доходах местных бюджетов.
Таким образом, построение новой системы местных финансов было направлено на укрепление и сбалансирование местных бюджетов за счет перераспределения доходных и расходных полномочий между уровнями бюджетной системы РФ и применения новых методологических подходов к формированию бюджетов (в т. ч. использование нового определения собственных доходов бюджетов, а также выделение расходов на осуществление собственной компетенции органов местного самоуправления и расходов на осуществление делегированных государственных полномочий).
В настоящее время местные бюджеты составляют 13,5% всех средств, распределяемых по уровням управления, а их доля в ВВП - всего 5%. При этом налоговые и неналоговые доходы, самостоятельно собираемые местными администрациями, составляют не более 50% утвержденных расходных потребностей муниципалитетов. А если учитывать объемы недофинансирования в связи с занижением расчетной -потребности из-за нехватки финансовых средств, уровень финансовой самодостаточности местных -бюджетов будет еще меньше. Самым слабым звеном системы местных финансов остаются поселенческие бюджеты, не смотря на то что Закон №131-Ф3 был нацелен на создание именно поселенческой модели местного самоуправления. Именно на уровне муниципальных районов продолжается основная концентрация финансовых ресурсов, что подтверждается системой межбюджетного перераспределения между субъектами РФ, муниципальными районами и поселениями.
Рассматривая современную бюджетную политику, необходимо отметить, что в настоящее время сформировалась долгосрочная стратегия развития муниципальных финансов, которая нашла свое отражение в государственной программе «Создание условий для эффективного и ответственного управления региональными и муниципальными финансами, повышения устойчивости бюджетов субъектов Российской Федерации».
Можно выделить следующие стратегические направления развития муниципальных финансов:
- сохранение пропорций бюджетного перераспределения между уровнями бюджетной системы;
- совершенствование межбюджетных отношений на уровне «регион - муниципалитеты»;
- развитие налогового потенциала местных бюджетов;
- повышение эффективности расходов местных бюджетов.
Положительным моментом такой стратегии является последовательное и целенаправленное укрепление финансовой базы местного самоуправления в перспективе. Но есть и минус - это «консервирование» проблем. В Основных направлениях деятельности Правительства РФ на период до 2018 года также ставится задача совершенствования системы поддержки деятельности муниципальных властей. Предполагается, что собственная доходная база местных бюджетов будет увеличена не менее чем на 7% за счет налогов, передаваемых с других уровней бюджетной системы. Однако необходимо учитывать, что результативность наращивания налоговых доходов местных бюджетов тесно связана с общегосударственной проблемой построения эффективной системы налогового управления. Сегодня повышение эффективности местного самоуправления в России можно обеспечить не только за счет наращивания объемов его финансирования, но и за счет изменения системы управления и создания ее новой модели с более оптимальными взаимосвязями, коммуникациями и финансовыми потоками.
Список использованной литературы:
1. Киселева А.М. Российский исторический опыт как условие развития способностей местных сообществ к самоуправлению // Вестник Омского университета. Сер. Экономика, 2016, № 1, с. 32.
2. Еремеев Д., Слепова В. Система взаимодействия региональной и муниципальной исполнительной власти как важный ресурс развития местного самоуправления // Власть, 2015, № 5, с. 101.
3. Лапин В.Н. К вопросу о системе налогового управления // Вестник СГСЭУ, 2016, № 4(33), с. 84.
4. Яруллин Р. Р., Закоян Я. К. Направления совершенствования региональных и местных бюджетов //Современные проблемы финансово-кредитной системы: сборник научных статей / под общ. ред. профессора Р. Р. Яруллина.- Уфа: РИЦ БашГУ, 2014. - С. 8-11.
5. Яруллин Р. Р., Кучкин А. С. Направления совершенствования местных и региональных бюджетов// Финансово-кредитная система Российской Федерации в условиях экономических санкций: сборник статей по материалам Региональной студенческой научно-практической конференции/ отв. ред. Р. Р. Яруллин. -Уфа: Аэтерна, 2015. - С. 77 - 79.
© Кожевников Е.А., Яруллин Р. Р., 2016
УДК 332.05
Т. А. Левина
старший преподаватель ИЭФ, РГРТУ г. Рязань, Российская Федерация
СОСТОЯНИЕ МАЛОГО БИЗНЕСА В РЯЗАНСКОЙ ОБЛАСТИ
Аннотация
Анализ развития малого предпринимательства является очень важным. Способствует выявлению тенденций в деятельности этих субъектов экономики, определению эффективности государственной поддержки малых предприятий.
Ключевые слова
Малое предпринимательство, бизнес, анализ.
Малое предпринимательство относится к числу приоритетных секторов экономики, которые имеют принципиальное значение для экономической и политической стабильности, динамичного общественного развития, освоения новых товаров, повышения качества услуг, социальной мобильности общества, формирования среднего класса. Малый бизнес оказывает существенное влияние на развитие экономического потенциала как страны в целом, так и отдельно взятых регионов. Например, в 2014 году доля малого предпринимательства в валовом региональном продукте Рязанской области по предварительным данным составила почти 30 процентов. В среднесписочной численности работников (без внешних совместителей) всех предприятий и организаций области в 2014 году доля малых предприятий составила 21,1% (в 2013 г. -30,0%), в обороте организаций - 32,0% (в 2013 г. - 33,7%), в инвестициях в основной капитал - 8,8% (в 2013 г. - 6,8%). Согласно данным критериям и данным Росстата на конец 2015 г. в РФ осуществляет деятельность порядка 4,5 млн. субъектов МСП. Из них: микропредпринимательство - 1828589 ед.; . малое предпринимательство - 2103780 ед.; . среднее предпринимательство - 13691 ед.[3,4] По прогнозу долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2030 года государство планирует осуществление определенных методов, направленных на улучшение среды для функционирования МСП.
Сфера малого бизнеса не требует крупных стартовых инвестиций, обеспечивает быстрый оборот ресурсов, формирует конкурентную среду, быстро перестраивает производство в зависимости от