Научная статья на тему 'Проблемы функционирования механизма управления прибылью и рентабельностью предприятия'

Проблемы функционирования механизма управления прибылью и рентабельностью предприятия Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
2341
321
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Символ науки
Область наук
Ключевые слова
ПРЕДПРИЯТИЕ / ПРИБЫЛЬ / РЕНТАБЕЛЬНОСТЬ / ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ЭФФЕКТИВНОСТЬ / УПРАВЛЕНИЕ / ХОЗЯЙСТВЕННЫЙ МЕХАНИЗМ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Арефьева С.Г., Демчук О.В.

Прибыль выступает как экономическая категория, оценочный результативный показатель, целевой ориентир, инструмент расчета чистого дохода общества, источник формирования различных средств. Как экономическая категория прибыль отражает совокупность отношений субъектов хозяйствования, участвующих в формировании и распределении национального дохода. Эффективное управление всеми факторами, определяющими рентабельность предприятия, должно являться составной частью единой комплексной политики управления предприятием в целом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Проблемы функционирования механизма управления прибылью и рентабельностью предприятия»

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №9/2016 2410-700Х

инноваций и оценки необходимости их внедрения для повышения конкурентоспособности.

По мнению ведущих российских ученых, занимающихся проблемами формирования инновационного потенциала промышленного предприятия эти мероприятия должны включать следующие составляющие[1, с. 242]:

1. Активное внедрение инноваций, реализуемое путем: значительного сокращения периода времени между научными разработками и внедрением их в производство; ежегодного увеличения количества внедряемых инновационных разработок и количества проданных лицензий на объекты интеллектуальной собственности; увеличения производства и использования инновационного продукта, стимулирования внедрения новых технологий; поиска новых технологий не только в производственном, но и в организационно-управленческом направлении; внедрения в производство высокотехнологической продукции.

2. Стимулирование реализации инноваций путем: стимулирования выхода на новые рынки и использования собственных технологических, организационных и экономических инноваций; создания информационной базы данных инноваций; развития информационной инфраструктуры и инновационного менеджмента.

3. Предоставление инвестициям инновационного характера с привлечением фондов ЕС: импорта и копирования технологий в странах ЕС; экспорта технологий;

4. Качественное обновление человеческого капитала за счет: повышения чувствительности к восприятию новых научных разработок; развития интеллекта и индивидуальных способностей к генерированию новых технологических идей и рациональной организации производства в соответствии с конкретными условиями ведения хозяйства; организации самого процесса производства знаний, который создает условия для долгосрочного развития предприятия на современном этапе; больше адекватной системы оплаты труда ученых в зависимости от качества полученного ими научного результата; внедрения стимулов к индивидуальным инвестициям в человеческий капитал.

Сегодня при выборе той или иной стратегии разработки и внедрении новых технологий недостаточно ограничиваться оценкой и учетом факторов только инновационной сферы. Поэтому при разработке стратегий инновационного развития и определении инновационного потенциала предприятия следует оценивать не только возможности инновационной сферы, но и анализировать достаточность ресурсов для текущего производства инноваций.

Список использованной литературы:

1. Инновационный менеджмент/ Под ред. В. М. Аньшина, А. А. Дагаева. - М.: Дело, 2013. - 528 с.

2. Зайцев Н. Л. Экономика промышленного предприятия. - М.: ИНФРА-М, 2011. - 214 с.

3. Круглова Н. Ю. Инновационный менеджмент. - М.: ТОО "Ступень", 2012. - 336 с.

4. Шеремет А. Методика анализа деятельности коммерческих организаций. М.: Инфра-М. - 2012.- 237 с.

© Антоненко А. В., Алексахина Л.В., 2016

УДК 338.2

Арефьева С. Г. магистрант 2 курса ФГБОУ ВО «Керченский государственный морской технологический университет»

г. Керчь, Российская Федерация Демчук О.В., д.э.н., доцент ФГБОУ ВО «Керченский государственный морской технологический университет»

г. Керчь, Российская Федерация

ПРОБЛЕМЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ МЕХАНИЗМА УПРАВЛЕНИЯ ПРИБЫЛЬЮ И

РЕНТАБЕЛЬНОСТЬЮ ПРЕДПРИЯТИЯ

Аннотация

Прибыль выступает как экономическая категория, оценочный результативный показатель, целевой ориентир, инструмент расчета чистого дохода общества, источник формирования различных средств. Как

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №9/2016 ISSN 2410-700X_

экономическая категория прибыль отражает совокупность отношений субъектов хозяйствования, участвующих в формировании и распределении национального дохода. Эффективное управление всеми факторами, определяющими рентабельность предприятия, должно являться составной частью единой комплексной политики управления предприятием в целом.

Ключевые слова

Предприятие, прибыль, рентабельность, экономическая эффективность, управление, хозяйственный механизм.

Экономические интересы организации заключаются в увеличении доли прибыли, остающейся в ее распоряжении. За счет этой прибыли организация решает производственные и социальные задачи своего развития. Интересы работников в увеличении прибыли связаны с созданием возможностей для улучшения материального стимулирования и повышения уровня их социального развития. Собственники также заинтересованы в росте прибыльности организации, ибо тем самым увеличатся дивиденды, обеспечится увеличение их капитала.

Для оценки эффективности работы организаций недостаточно использования показателя прибыли, поскольку наличие прибыли еще не означает, что организация работает хорошо. Абсолютная сумма прибыли не позволяет судить о степени доходности той или иной организации. Многие организации, получившие одинаковую сумму прибыли, имеют различные объемы продаж, разные затраты. Поэтому для определения эффективности произведенных затрат необходимо использовать относительный показатель - уровень рентабельности. В экономической теории применяется несколько определений категорий рентабельности: прибыльность; отношение полезного результата торговой деятельности в виде прибыли к стоимости совокупных затрат на ее получение; сопоставление результатов хозяйственной деятельности с затратами или ресурсами; интегральный показатель, обобщающий другие показатели эффективности.

Рост и развитие организации тесно связан с выработкой и реализацией стратегии и тактики управления процессом формирования и увеличения прибыли. Важнейшими факторами, определяющими прибыль, являются: внедрение нововведений, отсутствие страха перед рисками (риск как источник прибыли), рациональное использование средств, достижение оптимальных объемов деятельности. Внедрение инноваций как источник прибыли предполагает производство (реализацию) нового товара (услуги) более высокого качества, освоение нового рынка, организационно-управленческие новшества, освоение новых источников поступления товаров.

Росту прибыли также содействует манипулирование переменными, определяющими ее рентабельность: 1) ускорение товарооборачиваемости; 2) уменьшением массы издержек (расходов); 3) увеличение нормы прибыли путем повышения торговых надбавок.

Высокая роль прибыли в развитии предприятия и обеспечении интересов его собственников и персонала определяют необходимость эффективного и непрерывного управления прибылью. Управление прибылью представляет собой процесс выработки и принятия управленческих решений по всем основным аспектам ее формирования, распределения, использования и планирования на предприятии.

Обеспечение эффективного управления прибылью и рентабельностью предприятия определяет ряд требований к этому процессу, основными из которых являются:

- интегрированность с общей системой управления предприятием. В какой бы сфере деятельности предприятия не принималось управленческое решение, оно прямо или косвенно оказывает влияние на прибыль. Управление прибылью непосредственно связано с производственным менеджментом персонала, инвестиционным, финансовым и некоторыми другими видами функционального менеджмента;

- комплексный характер формирования управленческих решений. Все управленческие решения в области формирования и использования прибыли теснейшим образом взаимосвязаны и оказывают прямое или косвенное воздействие на конечные результаты управления прибылью. В ряде случаев это воздействие может носить противоречивый характер. Так, например, осуществление высокоприбыльных финансовых вложений может вызвать дефицит финансовых ресурсов, обеспечивающих производственную деятельность, и как следствие -существенно уменьшить размер операционной прибыли. Поэтому управление прибылью и рентабельностью должно рассматриваться как комплексная система действий, обеспечивающая разработку взаимозависимых управленческих решений, каждое из которых вносит свой вклад в результативность формирования и использования

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №9/2016 ISSN 2410-700X_

прибыли по предприятию в целом;

- высокий динамизм управления. Даже наиболее эффективные управленческие решения в области формирования и использования прибыли, разработанные и реализованные на предприятии в предшествующем периоде, не всегда могут быть повторно использованы на последующих этапах его деятельности. Прежде всего, это связано с высокой динамикой факторов внешней среды на стадии перехода к рыночной экономике, и в первую очередь - с изменением конъюнктуры товарного и финансового рынков. Кроме того, меняются во времени и внутренние условия функционирования предприятия особенно на этапах перехода к последующим стадиям его жизненного цикла.

- многовариантность подходов к разработке отдельных управленческих решений. Подготовка каждого управленческого решения в сфере формирования, распределения и использования прибыли должна учитывать альтернативные возможности действий. При наличии альтернативных проектов управленческих решений их выбор для реализации должен быть основан на системе критериев, определяющих политику управления прибылью предприятия. Система таких критериев устанавливается самим предприятием.

Ориентированность на стратегические цели развития предприятия. Какими бы прибыльными или рентабельными не казались те или иные проекты управленческих решений в текущем периоде, они должны быть отклонены, если они вступают в противоречие с миссией предприятия, стратегическими направлениями его развития, подрывают экономическую базу формирования высоких размеров прибыли в предстоящем периоде.

Главной целью управления прибылью и рентабельностью является обеспечение максимизации благосостояния собственников предприятия в текущем и перспективном периоде. Эта главная цель призвана обеспечивать одновременно гармонизацию интересов собственников с интересами государства и персонала предприятия. Исходя из этой главной цели, можно сформулировать систему основных задач, направленных на реализацию главной цели управления прибылью:

1. Обеспечение максимизации размера формируемой прибыли, соответствующего ресурсному потенциалу предприятия и рыночной конъюнктуре. Эта задача реализуется путем оптимизации состава ресурсов предприятия и обеспечения их эффективного использования.

2. Обеспечение оптимальной пропорциональности между уровнем формируемой прибыли и допустимым уровнем риска. С учетом отношения менеджеров к хозяйственным рискам формируется допустимый их уровень, определяющий агрессивную, умеренную (компромиссную) или консервативную политику осуществления тех или иных видов деятельности или проведения отдельных хозяйственных операций. Исходя из заданного уровня риска в процессе управления должен быть максимизирован соответствующий ему уровень прибыли.

3. Обеспечение высокого качества формируемой прибыли. В рамках операционной деятельности основное внимание должно быть уделено обеспечению роста прибыли за счет расширения объема выпуска продукции и освоения новых перспективных ее видов.

4. Обеспечение выплаты необходимого уровня дохода на инвестированный капитал собственникам предприятия.

5. Обеспечение формирования достаточного объема финансовых ресурсов за счет прибыли в соответствии с задачами развития предприятия в предстоящем периоде.

Повышение уровня рентабельности для коллектива организации означает укрепление финансового положения, а, следовательно, увеличение средств, направляемых на материальное стимулирование их труда, для управленцев - это информация о результатах применяемой тактики и стратегии о целесообразности ее корректировки. Собственников (акционеров и учредителей) показатель рентабельности интересует с точки зрения прибыльности их паевых и учредительских взносов в составе общих вложений. Если уровень рентабельности возрастает, то возрастает интерес к организации других потенциальных акционеров, цена акций в этом случае тоже возрастает. Кредиторов и заемщиков денежных средств уровень рентабельности и его изменение интересует с точки зрения реальности получения процентов по обязательствам, снижения риска невозврата заемных средств, платежеспособности клиента.

Список использованной литературы:

1. Балабанов А. И. Финансы / Балабанов, А. И., Балабанов И. Т. - СПб.: Питер, 2012. - 231 с.

2. Грузинов В. П., Грибов В. Д. Экономика предприятия. М.: Финансы и статистика, 2012. - 245 с.

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №9/2016 ISSN 2410-700X_

3. Райцкий К. А. Экономика предприятия. Учебник для вузов - 3-е издание. М.: - Издательско-торговая корпорация «Даньков и К», 2012. - 124 с.

4. Экономика предприятия: Учебник для вузов/ В. Я. Горфинкель, Е. М. Купряков, В. - М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 2013 - 304 с.

© Арефьева С. Г., Демчук О.В., 2016

УДК 657

Ахмедов Фаррух Зафарджонович

Магистр, ГУУ, г. Москва E-mail: anti_fara@mail.ru

ЗНАЧЕНИЯ ФИНАНСОВОЙ ОТЧЕТНОСТИ В УСЛОВИЯХ РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКИ

Аннотация

В условиях рыночной экономики вопросы рационального построения эффективной системы финансовой отчетности предприятия встает особенно актуально. Не случайно концепция составления и публикации отчетности является ведущим моментом в рассмотрении в системе национальных стандартов в большинстве экономически развитых странах мира. Такое внимание к отчетности объясняется тем, что любое предприятие в той или иной степени постоянно нуждается в дополнительных источниках финансирования. Найти их можно на рынке капитала, привлекая потенциальных инвесторов и кредиторов путем объективного информирования их о результатах своей финансово-хозяйственной деятельности, то есть, в основном, с помощью отчетности.

Ключевые слова

Финансовая отчётность, экономика, деятельность предприятия, МСФО, различия национальных систем.

Развитие рыночных отношений происходит с изменениями экономической, правовой и информационной среды, в результате чего изменяются цели деятельности предприятия и повышается роль информационного обеспечения. Информационное обеспечение привлекает внимание к финансовой отчетности, которая является основным источником информации о финансовом и имущественном состоянии предприятия.

Из отчетности начинается первое знакомство с деятельностью предприятия. Она является основой информационного обеспечения анализа финансового состояния предприятия.

Дискуссии относительно выяснения сущности финансовой отчетности и проблем финансовых отчетов всегда были в поле зрения как отечественных, так и зарубежных ученых, среди которых можно назвать В. С. Андриенко, Ф. Ф. Бутинця, Ю. А. Василенко, Ю. А. Вериго, С. Ф. Председатель В. И. Ефименко, В. М . Костюченко, М. В. Кужельного, Н. Г. Лучко, А. И. Малышкин, М. С. Пушкаря, В. В. Сопко, Н. М. Ткаченко, Н. В. Чебанов, Л. В. Чижевскую В. А. Шевчука, Т. В. Шишкова, И. И. Яремко и многих других.

Финансовая отчетность - это совокупность форм отчетности, целью которой является предоставление пользователям необходимой информации о состоянии и деятельности предприятия для принятия пользователями управленческих решений.

Главная роль отчетность состоит в систематизации, фильтровании и обобщении данных по всем направлениям деятельности предприятия, то есть осуществляется отбор существенной и необходимой информации, обобщается и сводятся в систематизированные группы показатели, которые призваны упростить и ускорить использование указанной информации для принятия оперативных решений и эффективного управления деятельностью предприятия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.