Научная статья на тему 'Теоретико–методологические аспекты управления операционной прибылью'

Теоретико–методологические аспекты управления операционной прибылью Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
843
126
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
прибыль / анализ / рынок / функции прибыли / организация / система / метод / доход. / profit / analysis / market / profit functions / organization / system / factor / method / in- come.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — А. Е. Хватова

Статья посвящена изучению управления операционной прибылью организации. Была рассмотрена актуальность выбранной темы. Выявлены основные определения прибыли, ее характеристика. Представлены функции управления прибылью организации. Рассмотрен механизм управления прибылью.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THEORETICAL – METHODOLOGICAL ASPECTS OF OPERATING PROFIT MANAGEMENT

The article is devoted to the study of the management of the organization's operating profit. The relevance of the chosen topic was considered. The main definitions of profit, its characteristics are revealed. Presents profit management functions of the organization. The mechanism of profit management is considered.

Текст научной работы на тему «Теоретико–методологические аспекты управления операционной прибылью»

ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ УПРАВЛЕНИЯ ОПЕРАЦИОННОЙ ПРИБЫЛЬЮ

А.Е. Хватова, магистрант

Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова (Россия, г. Иваново)

DOI: 10.24411/2500-1000-2018-10490

Аннотация. Статья посвящена изучению управления операционной прибылью организации. Была рассмотрена актуальность выбранной темы. Выявлены основные определения прибыли, ее характеристика. Представлены функции управления прибылью организации. Рассмотрен механизм управления прибылью.

Ключевые слова: прибыль, анализ, рынок, функции прибыли, организация, система, метод, доход.

В условиях рыночной экономики деятельность предприятия зависит от большого количества факторов. Возрастающие требования потребителей к качеству товаров и услуг, экономическая нестабильность, инфляция придают рынку неопределенный и быстро меняющийся характер. В таких условиях от руководства предприятий требуется умение своевременно реагировать на изменение рыночной ситуации, принимать оптимальные с точки зрения затрат и эффективности управленческие решения, в том числе в области планирования и управления прибылью.

Извлечение прибыли является основной целью деятельности коммерческих организаций, в связи с этим показатели прибыли являются наиболее важными при анализе их финансово-хозяйственной деятельности. Рыночные условия хозяйствования побуждают предприятия искать способы максимизации прибыли и повышения уровня рентабельности. Рост прибыли создает финансовую базу для расширенного воспроизводства, решения проблем социально-экономического развития предприятия. В этой связи анализ показателей прибыли и рентабельности позволяет вовремя выявить проблемы в финансово-хозяйственной деятельности предприятия и использовать необходимые инструменты для их устранения, чем и обуславливается актуальность выбранной автором темы исследования.

Понятие прибыли и какова её роль в деятельности организации

На первый взгляд, прибыль кажется самой простой категорией в рыночной экономике, но, если смотреть шире, она является одной из самых сложных категорий в экономике. Она представляет собой главную движущую силу экономики рыночного типа, это основной мотив, который побуждает к началу предпринимательской деятельности. Марксистская теория объясняла прибыль как одну из форм стоимости. В соответствии с прибылью труд человека стали определять как единственный товар, стоимость которого выше затрат на его приобретение, и капиталист извлекает из этого прибавочную стоимость, то есть разницу между издержками производства рабочей силы и ее реальной стоимостью [1]. Но, получилось так, что марксистская философия не получила мировой поддержки и распространения. Данная теория мало что объясняет в ситуации нынешней смешанной экономики, субъектами которой выступают такие субъекты как предприятие, предприниматели, государство.

Прибыль представляет собой разницу между доходами и расходами предприятия за определенный период [1]. Расходы, в свою очередь, включают кредитные сделки и переоцененную стоимость активов, сделки за наличный расчет и колебания запасов реальных активов. Прибыль за какой-либо период времени - это разница между величиной чистых активов на конец и на начало периода.

Существуют следующие определения прибыли в литературе:

Прибыль - это такая экономическая категория, отражающая доход, созданный в сфере хозяйственной деятельности [3].

Прибыль - это результат соединения разных факторов производства, а именно: труда, капитала, природных ресурсов, предпринимательской способности. Вместе данные факторы приносят тот финансовый эффект, который именуется прибы-лью[6].

Прибыль - это некая форма дохода предпринимателя, который осуществляет определенный вид деятельности [5]. Это наиболее простая форма выражения прибыли из существующих, и является не совсем четкой для ее полной характеристики, потому что деятельность в какой-либо сфере может быть не связана с получение прибыли (например, политическая, благотворительная деятельность и т.п.).

Прибыль - это форма дохода для предпринимателя, который вкладывает свой капитал с целью достижения определенного коммерческого успеха. Категория прибыли неразрывно будет связана с категорией капитала - особым фактором производства - и в усредненном виде характеризует цену функционирующего капитала.

Прибыль не всегда является гарантированным доходом предпринимателя, который уже вложил свой капитал в бизнес. Прибыль достигается только путем умелого управления ею, а также успешным осуществлением бизнеса.

Прибыль не характеризует весь доход, который был получен в процессе предпринимательской деятельности, она характеризует только ту часть, которая «очищена» от понесенных затрат на осуществление этой деятельности. Иными словами, прибыль является остаточным показателем, представляющим собой разность между совокупным доходом и совокупными затратами в процессе осуществления предпринимательской деятельности.

Прибыль является стоимостным показателем, выраженным в денежной форме.

Если учесть все, что было сказано выше, учесть понятие прибыли и ее основные характеристики, то определение прибыли в обобщенном виде будет звучать так: «прибыль представляет собой выраженный в денежной форме чистый доход предпринимателя на вложенный капитал, характеризующий его вознаграждение за риск осуществления предпринимательской деятельности, представляющий собой разницу между совокупными доходом и совокупными затратами в процессе осуществления этой деятельности».

Для предпринимателя прибыль является главной целью и главным мотиватором предпринимательской деятельности. В условиях рыночных отношений - это превращенная форма прибавочной стоимости. Учет прибыли позволяет установить, насколько эффективно ведется хозяйственная деятельность.

Таблица 1. Виды прибыли [4]

Признаки классификации прибыли Виды прибыли по соответствующим признакам классификации

Источники формирования прибыли, которые отражаются в бухгалтерском учете Прибыль от реализации продукции Прибыль от прочих операций, в том числе реализации имущества Балансовая прибыль

Метод расчета Валовая (банковская) прибыль Чистая прибыль Маржинальная прибыль

Источники формирования прибыли по основным видам деятельности предприятия Прибыль от операционной деятельности Прибыль от инвестиционной деятельности Прибыль от финансовой деятельности

Характер налогообложения прибыли Налогооблагаемая прибыль Прибыль, не подлежащая налогообложению

Характер инфляционной «очистки» прибыли Прибыль номинальная Прибыль реальная

Временной период формирования прибыли Прибыль прошлых лет Прибыль отчетного периода (нераспределенная прибыль) Прибыль планового периода (планируемая прибыль)

Характер использования прибыли Капитализированная прибыль Потребленная (распределенная) прибыль

Значение итогового результата хозяйствования Положительная прибыль Отрицательная прибыль (убыток) Нормальная прибыль

Прибыль от реализации продукции зависит от внутренних и внешних факторов. К внутренним факторам можно отнести следующее:

1. Уровень хозяйствования.

2. Компетентность руководства и менеджеров организации.

3. Конкурентоспособные преимущества продукции.

4. Уровень организации производства и труда и др.

К внешним факторам, которые не зависят от деятельности предприятия, относятся:

1. Конъюнктура рынка.

2. Уровень цен на потребляемые материально-технические ресурсы;

нормы амортизации.

3. Система налогообложения и др.

От прибыли будет зависеть нормальная деятельность любого предприятия, так как:

1. Прибыль обеспечивает расширенное воспроизводство (капитальные вложения в основные фонды и прирост оборотных средств).

2. Прибыль необходима для развития НИОКР (научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы), обеспечивающие НТП.

3. За счет прибыли финансируются затраты на социальные нужды.

4. Прибыль необходима для выплаты дивидендов, а следовательно, от нее зависят инвестиции.

Кроме вышеперечисленного, прибыль предприятия имеет более широкое значение, т.к. из нее выплачивается налог на прибыль, который является частью доходов и за счет которых формируется бюджет государства.

Прибыль, которая осталась в распоряжении предприятия после выплаты налогов, используется им самостоятельно и направляется на дальнейшее развитие его

бизнеса. Никакие органы, даже государст- со во, не имеют права вмешиваться в процесс ст использования чистой прибыли предпри- св ятия, она полностью направлена на его ка развитие. Рыночные условия хозяйствования определяют приоритетные направле- ра ния собственной прибыли. Развитие кон- дс куренции вызывает необходимость расши- со рения производства, его совершенствова- го ния, а самое главное - это удовлетворение пр материальных и социальных потребностей ал трудовых коллективов.

Предприятие будет получать прибыль, ни если:

1. Если выручка превышает себестои- га мость. ос

2. Если выручка равна себестоимости, Ф тогда удается лишь возместить затраты на производство и реализацию продукции и уп прибыль отсутствует; ду

3. Если затраты превышают выручку, то уг предприятие получает убыток, т.е. отрица- те тельный финансовый результат, что ставит но его в трудное финансовое положение, ко- ст торое не исключает банкротство. фу

Планируется прибыль раздельно по видам: сп

- от реализации товарной продукции; ят

- от реализации прочей продукции и кс услуг нетоварного характера; уп

- от реализации основных фондов и ра другого имущества; че

- от внереализационных доходов и рас- ме ходов. гл

Расчет плановой прибыли должен быть эт

экономически обоснованным, это позво- ре лит осуществлять своевременное и полное финансирование инвестиций, прироста

Таблица 2. Функции управления прибылью [6]

собственных оборотных средств, соответствующих выплат работникам, а также своевременные расчеты с бюджетом, банками и поставщиками.

Экономически обоснованная система распределения прибыли в первую очередь должна гарантировать выполнение финансовых обязательств организации перед государством и по максимуму обеспечить производственные, материальные и социальные нужды предприятий.

Функции управления прибылью организации

Система управления прибылью достигает свою главную цель и задачи путем осуществления определенных функций. Функции делятся на две группы.

Функции управления прибылью как управляющей системы. Эти функции будут составными частями любого процесса управления вне зависимости от вида деятельности предприятия, его организационно-правовой формы, размера, формы собственности и т.д. В теории управления эти функции характеризуются как общие.

Функции управления прибылью как специальной области управления предприятием. Состав этих функций определяется конкретным объектом соответствующей управляющей системы. Теория управления рассматривает эти функции как специфические. Как в каждой управляющей системе, при управлении прибылью достигается главная цель, и решаются основные задачи этого процесса за счет осуществления определенных функций (табл. 2)

Функции управления прибылью

1. Разработка целенаправленной комплексной политики управления прибылью предприятия

2. Создание организационных структур, обеспечивающих принятие и реализацию управленческих решений по формированию и использованию прибыли на различных уровнях_

3. Формирование эффективных информационных систем, обеспечивающих обоснование альтернативных вариантов управленческих решений

4. Осуществление анализа различных аспектов формирования и использования прибыли

5. Разработка действенной системы стимулирования формирования прибыли и ее эффективного использования

6. Осуществление эффективного контроля за принятыми решениями в области формирования и использования прибыли

Главными функциями в группе управления прибылью как специальной области управления предприятием являются [1]:

1. Управление формированием прибыли. Данная функция включает в себя: подтверждение целевой потребности в общей сумме прибыли, надлежащий эффективному развитию предприятия; прогнозирование возможных путей получения прибыли в разрезе конкретных видов деятельности организации; формирование целевых критериев нормы прибыли по предприятию и обеспечение их достижения.

2. Управление использованием и распределением прибыли. В ходе реализации этой функции осуществляется своевременная уплата налогов за счет прибыли; обеспечивается формирование финансовых ресурсов за счет прибыли для развития различных видов деятельности; формируется система пропорций распределения прибыли на капитализируемую и потребляемую ее части.

Основные принципы управления прибылью как специальной области управления предприятием рассмотрены в наиболее агрегированном виде. При осуществлении данных функций, каждая из них может быть конкретизирована более целенаправленно с учетом специфики производственно-хозяйственной деятельности конкретных предприятий. При выполнении такой конкретизации на отдельном предприятии может быть составлена многоуровневая функциональная система управления прибылью.

Механизм управления прибылью - это система ведущих элементов, которые регулируют процесс реализации и разработки управленческих решений в области ее распределения, использования и формирования [6]. Элементы, входящие в структуру механизма управления прибылью, а именно:

1. Рыночный механизм регулирования использования и формирования прибыли предприятия. Роль рыночного механизма регулирования использования и формирования прибыли предприятия будет увеличиваться по мере углубления рыночных отношений.

2. Государственное нормативно-правовое регулирование вопросов формирования и распределения прибыли организации. Принятие законов и каких-либо других нормативных актов, которые будут регулировать формирование и распределение прибыли предприятия, представляет собой одно из направлений экономической политики государства. Законодательные и нормативные основы этой политики регулируют получение и распределение прибыли предприятий в разных формах.

3. Внутренний механизм регулирования отдельных аспектов формирования, использования и распределения прибыли предприятия. Такие механизмы регулирования формируются внутри конкретной организации, соответственно регламентируя какие-либо оперативные управленческие решения по следующим вопросам: как формировать, как использовать и как распределять прибыль. Совокупность этих аспектов может быть ограничена требованиями устава предприятия. Отдельные из этих аспектов корректируются формируемой на предприятии целевой политикой управления прибылью.

4. Система конкретных методов и приемов осуществления распределения прибылью. В процессе анализа, планирования и контроля использования и формирования прибыли организации применяется обширная система методов, с помощью которых и будут достигнуты нужные результаты. Зафиксируем основные методы: технико-экономических расчетов, экономико-статистические, балансовый, метод сравнения, экономико-математические методы и пр. др.

Если организация будет использовать эффективный механизм управления прибылью, то это позволит ему в полной мере достигнуть стоящие перед ним цели и задачи, поможет результативному осуществлению функций этого управления.

Механизм управления прибылью предполагает определенные влияния на факторы финансово-хозяйственной деятельности, которые будут содействовать увеличению доходов и снижению расходов.

Заключение

Операционная прибыль - прибыль предприятия от основной (обычной) деятельности, равная разности между нетто-выручкой (выручкой за вычетом себестоимости) и расходами по обычной деятельности (в последние включаются прямые и операционные расходы) или, что то же самое, между валовой прибылью и операционными расходами. Операционная прибыль фактически эквивалентна прибыли от продаж. Операционная прибыль также является прибылью до налогообложения и уплаты процентов.

Эффективный механизм управления прибылью позволяет в полном объеме реализовать стоящие перед ним цели и задачи, способствует результативному осуществлению функций этого управления.

Механизм управление прибылью подразумевает определенные воздействия на факторы финансово-хозяйственной деятельности, такие, которые бы содействовали, во-первых, увеличению доходов, а, во-вторых, снижению расходов.

Библиографический список

1. Балабанов И.Т. Финансовый анализ и планирование хозяйствующего субъекта. - 2-е изд. доп. - М.: Финансы и статистика, 2000. - 208 с.

2. Барышников Н.П. Бухгалтерский учет, отчетность и налогообложение / В 2 т. - М: Информационный издательский дом «Филинь», 1998. - Т. 2. - 351 с.

3. Беннет Р. Секреты эффективного управления = Effectivemanagement.: Пер. с англ. -М.: ЛОРИ, 1999. - 216 с.

4. Бланк И.А. Управление прибылью. - Киев: НикаЦентр, Эльга, 1998. - 544 с.

5. Вещунова Н.Л., Фамина Л.Ф. Бухгалтерский учет на предприятиях различных форм собственности. - М.: Финансы, 1999. - 246 с.

6. Гиляровская Л.Т., Ендовицкий Д.А. Финансово-инвестиционный анализ и аудит коммерческих организаций. - Воронеж: Издательство Воронежского государственного университета, 1997. - 336 с.

7. Глазунов В.Н. Критерии оценки рентабельности и платежеспособности. - М.: Дело, 2000. - №1. - С. 67-72.

Систему управления прибылью организации следует рассматривать как одну из подсистем управления предприятием, функциями которой является выявление и анализ факторов, влияющих на размер прибыли, определение резервов ее повышения и формирование стратегии ее использования для достижения определенного уровня конкурентоспособности организации с учетом её потенциальных возможностей и ограничений внешней среды.

Система организационного обеспечения управления прибылью является взаимосвязанной совокупностью внутренних структурных служб и подразделений предприятия, обеспечивающие разработку и принятие управленческих решений по отдельным аспектам формирования, распределения и использования прибыли от хозяйственной деятельности, которые несут ответственность за результаты этих решений.

THEORETICAL - METHODOLOGICAL ASPECTS OF OPERATING

PROFIT MANAGEMENT

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

A.E. Khvatova, graduate student Plekhanov Russian economic university (Russia, Ivanovo)

Abstract. The article is devoted to the study of the management of the organization's operating profit. The relevance of the chosen topic was considered. The main definitions of profit, its characteristics are revealed. Presents profit management functions of the organization. The mechanism of profit management is considered.

Keywords: profit, analysis, market, profit functions, organization, system, factor, method, income.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.