Научная статья на тему 'Управление прибылью предприятия'

Управление прибылью предприятия Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
3576
514
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРИБЫЛЬ ПРЕДПРИЯТИЯ / УПРАВЛЕНИЕ ФОРМИРОВАНИЕМ ПРИБЫЛИ / ПРОГНОЗИРОВАНИЕ И ПЛАНИРОВАНИЕ / РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ПРИБЫЛИ / РЕЗЕРВНЫЙ ФОНД / ФОНД НАКОПЛЕНИЯ / ФОНД ПОТРЕБЛЕНИЯ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Блажевич Олег Георгиевич, Сафонова Наталья Сергеевна

В статье определена сущность понятия «прибыль предприятия», которая представляет собой важнейшую экономическую категорию, характеризующую положительный финансовый результат деятельности любого субъекта предпринимательства. Дана характеристика принципов управления прибылью организации, среди которых выделяются общепринятые принципы и принципы, разработанные авторами. Представлена усовершенствованная схема механизма управления формированием прибыли от основной операционной, инвестиционной и финансовой деятельности. На первом этапе проводится анализ динамики и структуры получаемых доходов и осуществляемых расходов. На втором этапе осуществляется прогноз и планирование по трем видам деятельности. На третьем этапе происходит разработка мер, направленных на сокращение расходов по каждому виду деятельности. На четвертом этапе происходит организация и регулирование деятельности предприятия. После завершения четвертого этапа механизм управления формированием прибыли начинается сначала. Рассмотрены теоретические аспекты эффективного распределения и использования прибыли. В упрощенном виде механизм управления распределением прибыли состоит из двух этапов. На первом этапе происходит создание резервного фонда, а на втором формирование так называемых фондов потребления и накопления, предназначенных для покрытия специфических расходов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Управление прибылью предприятия»

УДК 338.3

Блажевич Олег Георгиевич,

кандидат экономических наук,

кафедра финансов предприятий и страхования,

Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского,

г. Симферополь

Сафонова Наталья Сергеевна,

Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского, г. Симферополь.

Blazhevich Oleg Georgievich,

Ph.D. in Economics,

Department of Business Finance and Insurance, V.I. Vernadsky Crimean Federal University, Simferopol.

Safonova Natali Sergeevna,

V.I. Vernadsky Crimean Federal University, Simferopol.

УПРАВЛЕНИЕ ПРИБЫЛЬЮ ПРЕДПРИЯТИЯ MANAGEMENT OF PROFIT COMPANIES

В статье определена сущность понятия «прибыль предприятия», которая представляет собой важнейшую экономическую категорию, характеризующую положительный финансовый результат деятельности любого субъекта предпринимательства. Дана характеристика принципов управления прибылью организации, среди которых выделяются общепринятые принципы и принципы, разработанные авторами. Представлена усовершенствованная схема механизма управления формированием прибыли от основной операционной, инвестиционной и финансовой деятельности. На первом этапе проводится анализ динамики и структуры получаемых доходов и осуществляемых расходов. На втором этапе осуществляется прогноз и планирование по трем видам деятельности. На третьем этапе происходит разработка мер, направленных на сокращение расходов по каждому виду деятельности. На четвертом этапе происходит организация и регулирование деятельности предприятия. После завершения четвертого этапа механизм управления формированием прибыли начинается сначала. Рассмотрены теоретические аспекты эффективного распределения и использования прибыли. В упрощенном виде механизм управления распределением прибыли состоит из двух этапов. На первом этапе происходит создание резервного фонда, а на втором — формирование так называемых фондов потребления и накопления, предназначенных для покрытия специфических расходов.

Ключевые слова: прибыль предприятия, управление формированием прибыли, прогнозирование и планирование, распределение прибыли, резервный фонд, фонд накопления, фонд потребления.

In article the essence of concept « profit of the enterprise » which represents the major economic category describing positive financial result of activity of any subject of business is certain. The characteristic of principles of management is given by profit of the organization among which the standard principles and the principles developed by authors are allocated. The advanced diagram of the mechanism of management is presented by formation of profit on the basic operational, investment and financial activity. At the first stage the analysis of dynamics and structure of received incomes and carried out expenses is spent. The forecast and planning on three activities is on the second stage carried out. At the third stage there is a development of the measures which have been directed on cost reductions on each activity. At the fourth stage there is an organization and regulation of activity of the enterprise. After completion of the fourth stage the mechanism of management of formation of profit begins all over again. Theoretical aspects of effective distribution and use of profit are considered. In the simplified type the mechanism of management of profit distribution will consist of two stages. At the first stage there is a creation of alternate fund, and on the second — formation of so-called funds of consumption and the accumulation, the specific expenses intended for a covering.

Keywords: profitability, management of formation of profit, forecasting and planning, distribution of profits, reserve fund, accumulation fund, consumption fund.

ВВЕДЕНИЕ

На сегодняшний день прибыль является «движущей силой рынка», выполняя главенствующую роль в общем механизме управления организациями. Именно данный показатель позволяет предприятию ответить на основополагающие вопросы экономики: что производить, в каком объеме и для кого. Следовательно, прибыль является определяющим показателем, стимулирующим финансовых менеджеров обоснованно подходить к политике ее формирования путем принятия решений относительно максимизации доходов и минимизации затрат. Вопросы исследования проблемы формирования положительного финансового результа, та на предприятии, а также его распределения, дает возможность принимать

14

обоснованные управленческие решения, создавая тем самым основу для реализации планов относительно максимизации прибыли. Таким образом, финансовые менеджеры в процессе анализа должны уметь выявлять внутренние резервы повышения прибыли на предприятии, а также грамотно их распределять и использовать для достижения необходимого эффекта.

В условиях рыночной экономики прибыль является основным источником финансирования деятельности субъекта хозяйствования, удовлетворения финансовых интересов владельцев предприятия, его наемных рабочих и государства. Поэтому вопросы наращения объемов получаемой прибыли, а повышения эффективности ее распределения и использования являются достаточно актуальными и значимыми на сегодняшний день, что и предопределило выбор темы работы.

Значительное внимание вопросам формирования и использования прибыли предприятий уделено в работах следующих авторов: И.А. Бланка [1], Ю.Н. Воробьева [2, 3], О.В. Ефимовой [4], М.Ю. Куссо-го [5], Н.Р. Степановой [8], В.В. Чепурко [9] и др.

Вклад отечественных ученых в решение вопросов управления прибылью предприятия является весомым, но при этом следует обратить внимание на объективную необходимость дальнейшего углубления теоретических основ по формированию эффективной политики управления прибылью предприятия. ПОСТАНОВКА ЗАДАЧИ

Целью исследования является уточнение сущности прибыли предприятия на основании анализа экономической литературы, усовершенствование схемы механизма управления формированием прибыли от основной операционной, инвестиционной и финансовой деятельности, а также изучение теоретических аспектов эффективного распределения и использования прибыли. РЕЗУЛЬТАТЫ

На сегодняшний день прибыль является основным источником финансирования деятельности субъекта хозяйствования, удовлетворения финансовых интересов владельцев предприятия и его наемных рабочих. Благодаря своей природе, данная категория в экономической литературе рассматривается с различных точек зрения, в этой связи возникает объективная необходимость уточнения сущности прибыли.

Итак, на наш взгляд, наиболее полным и удачным определением исследуемой экономической категории является следующее. «Прибыль — важнейшая экономическая категория, характеризующая положительный финансовый результат деятельности любого субъекта предпринимательства, формируемый в результате превышения доходов от различных видов осуществляемой деятельности над расходами, которые несет хозяйствующий субъект, организовывая свою деятельность; она является основой для формирования резервов для расширенного воспроизводства, материального поощрения наемных рабочих, выполнения требований собственников, а также формирования государственный бюджетов» [7, с. 90].

Процесс управления прибылью должен осуществляться в соответствии с рядом принципов, соответствующих предъявляемым рыночной экономикой требованиям. Анализ литературы позволил выделить следующие принципы управления прибылью предприятия (рис. 1).

ПРИНЦИПЫ УПРАВЛЕНИЯ ПРИБЫЛЬЮ ОРГАНИЗАЦИИ

Взаимодействие с общей системой управления организацией Ориентированность на стратегические цели развития предприятия ^^ Вариативность походов к разработке отдельных управленческих решений -► Комплексный характер в формировании управленческих решений

Системность управления прибылью

Научность методов оценки доходности предприятия

Учет оптимальной пропорциональности между уровнем прибыли и допустимым уровнем риска

Рис. 1. Принципы управления прибылью организации (Разработано авторами).

15

общепринятые принципы

принципы, разработанные авторами

Первый из общепринятых принципов заключается в том, что управление прибылью как отдельный управленческий процесс взаимосвязан со всем комплексом финансового менеджмента на предприятии. Данный факт необходимо учитывать при осуществлении процесса формирования, распределения и использования прибыли.

Ориентированность на стратегические цели развития предприятия предполагает осуществления управления формированием прибыли таким образом, чтобы в случае противоречия между имеющимся проектом, позволяющим получить прибыль, и стратегическими целями организации проект должен быть отклонен вне зависимости от уровня прибыли, которая ожидается при его реализации. Это связано с тем, что стремление получить максимальный объем прибыли, которое осуществляется в разрез с имеющейся долгосрочной целью развития предприятия, может привести к дестабилизации всей организации и утрате способности получать прибыль в дальнейшем.

Вариативность подходов к разработке отдельных управленческих решений предполагает формирование управленческих решений в области управления прибылью таким образом, чтобы они учитывали альтернативные варианты развития экономических событий. Так, при изменении какого-либо фактора, воздействующего на уровень прибыли, управленческие решения должны гибко подстраиваться под изменения и по возможности минимизировать негативное воздействие изменившейся среды функционирования предприятия на уровень получаемой прибыли.

Последний из общепринятых принципов — комплексный характер в формировании управленческих решений — предполагает взаимосвязь между принимаемыми управленческими решениями относительно управления прибылью и конечной целью управления прибылью. Данный факт исходит из того, что не все операции приносят прибыль, более того, некоторые могут приводить к дефициту финансовых ресурсов и приводить к убыткам. Однако в комплексе результаты всех операций должны приводить к прибыли. Это основа эффективного управления положительным финансовым результатом [1, с. 170].

Анализ литературы позволил авторам выделить новые принципы управления прибылью.

1. Системность управления прибылью. Данный принцип предполагает всесторонний анализ альтернативных финансовых решений, влияющих на состояние финансового равновесия экономического субъекта в краткосрочном и долгосрочном периодах.

2. Научность методов оценки доходности предприятия. Предполагает планирование прибыли на основании анализа отчетных данных и определении прогнозных значений финансовых показателей.

3. Учет оптимальной пропорциональности между уровнем прибыли и допустимым уровнем риска. Этот принцип заключается в выборе из возможных рисковых операций вариант, который дает наибольшую эффективность результата (прибыль) при минимальном или приемлемом для предприятия уровнем риска

Процесс управления прибылью предприятия должен происходить в определенной последовательности и обеспечивать реализацию главной цели и основных задач этого управления. Функциональная направленность объектов управления прибылью согласно общепринятым стандартам подразделяется на два основных вида: управление формированием прибыли и управление распределением и использованием прибыли.

Формирование прибыли на предприятии является первоначальным и основным этапом в общем процессе управления прибылью, определяющем дальнейшие действия финансового менеджера относительно ее распределения и использования. На основании исследования научных источников, рассматривающих вопросы формирования прибыли предприятия, нами был разработан механизм управления формированием прибыли от операционной, инвестиционной и финансовой деятельности, представленный на рис. 2.

На первом этапе процесса управления формированием прибыли финансовый менеджер должен проанализировать динамику и структуру получаемых доходов и осуществляемых расходов. Анализ поступлений и платежей осуществляется на основании формы N° 2 «Отчет о финансовых результатах» и проводится по всем трем видам деятельности, осуществляемым предприятием: операционной, инвестиционной и финансовой.

На втором этапе управленец должен произвести прогноз и планирование по трем видам деятельности.

Планирование в операционной деятельности касается определения объемов производства и реализации товаров, работ, услуг на последующий период (месяц, квартал, полугодие или год). Оно должно в первую очередь осуществляться с учетом современных реалий товарного рынка. Кроме того важными факторами процесса прогнозирования объема производства являются данные о состоянии рынка ресурсов, поскольку стоимость ресурсов (производственных, энергетических или трудовых) напрямую отражается на возможности предприятия производить тот или иной объем продукции. Также необходимо брать во внимание современное состояние рынка капиталов, поскольку в условиях нехватки собственного капитала предприятия вынуждены прибегать к привлечению заемного. А стоимость заемных

16

МЕХАНИЗМ УПРАВЛЕНИЯ ФОРМИРОВАНИЕМ ПРИБЫЛИ

операционной деятельности инвестиционной деятельности финансовой деятельности

1 1 1

II ЭТАП. Прогнозирование и планирование

производства и реализации продукции, работ и услуг на плановый период с учетом современных тенденций на рынке товаров, ресурсов и капиталов потребности в реальных инвестициях и осуществления инвестиций на плановый период с учетом современных тенденций на инвестиционном и финансовом рынках потребности в средствах, прогнозирования осуществления операций на финансовом рынке, оценки возможности получения дивидендов и процентов капитала

j - j - i

Ш ЭТАП. Разработка мер, направленных на сокращение расходов предприятия

111

I ЭТАП. Анализ доходов и поступлений средств, а также понесенных расходов от:

от повышения объемов выпуска продукции, выполнения работ и оказания услуг, страховых и других запасов готовой продукции

I

по осуществлению капитальных (реальных) инвестиций и наиболее эффективного вложения средств в финансовые инвестиции

I

по осуществлению финансовой деятельности и формирования условий для наиболее эффективных финансовых операций

I

IV ЭТАП. Организация и регулирование деятельности предприятия

направ ленной на повышение операционных доходов и максимальное снижение операционных расходов

направленной на повышение доходов и максимальное снижение инвестиционных затрат при инвестировании в реальные инвестиции

направленной на повышение доходов и максимальное снижение финансовых затрат

^ Контроль принятых решений по осуществлению всех видов деятельности, обеспечивающих I

выполнение установленных заданий по доходам и расходам

Рис. 2. Механизм управления формированием прибыли на предприятии (Составлено на основании [4, с. 161-171]).

ресурсов, направляемых на производство и реализацию, также напрямую отражается на производственных возможностях предприятия.

Меры в инвестиционной деятельности касаются снижения расходов по осуществлению капитальных инвестиций. Они направлены, прежде всего, на повышение эффективности вложения капитала в реальные и финансовые инвестиции.

Мероприятия в финансовой деятельности связаны со снижением расходов на осуществление финансовой деятельности. Например, минимизация расходов, связанных с обслуживанием предприятия коммерческими банками, сокращение расходов, связанных с выплатой комиссионных и т.п.

На четвертом этапе происходит организация и регулирование деятельности предприятия. Данный этап подразумевает повышение доходов от всех видов деятельности предприятия. В операционной деятельности предполагается повышение операционных доходов и максимальное снижение операционных расходов. В инвестиционной — повышение инвестиционных доходов и максимальное снижение инвестиционных затрат при инвестировании в реальные инвестиции. В финансовой деятельности — повышение доходов и максимальное снижение финансовых затрат.

После завершения четвертого этапа механизм управления формированием прибыли начинается с начала, т.е. с анализа доходов и поступлений средств, а также понесенных расходов.

Следует особо отметить, что на протяжении осуществления всего процесса управления формированием прибыли предприятия осуществляется непрерывный контроль принятых решений, связанных с

17

осуществлением всех видов деятельности. Кроме того обеспечивается мониторинг степени выполнения установленных планов, заданий и требований касательно получаемого уровня доходов и сумм производимых расходов.

Необходимо обратить внимание на особенности управления прибылью от всех видов деятельности, поскольку существуют некоторые особенности у каждого вида. Так, в процессе управления формированием прибыли от операционной деятельности следует обратить внимание на все компоненты и факторы, обеспечивающие формирование чистой прибыли.

Управление формированием прибыли от следующего вида деятельности предприятия — инвестиционной — прежде всего, направлено на максимизацию доходов и минимизацию расходов, возникающих у предприятия, осуществляющего инвестиционные вложения в реальные финансовые инвестиции. «Сложность управления этим процессом заключается в том, что формирование доходов и осуществление расходов из реальных инвестиций не имеет четкого постоянства. В связи с этим трудно сформировать стабильную систему мероприятий, которая позволяла бы максимизировать этот вид прибыли. Кроме того, инвестиционные вложения в объекты реальных инвестиций, как правило, обеспечивают большую часть расходов, чем формирование доходов» [4, с. 165]. Создание специальной службы на предприятии, которая занималась бы менеджментом его инвестиционной деятельности и отвечала бы за формирование инвестиционной прибыли, позволит максимизировать объем получаемых доходов от осуществления инвестиционной деятельности.

Зачастую объем полученной прибыли от финансовой деятельности зависит от сложившейся на финансовом рынке ситуации. На ее величину оказывают влияние такие факторы, как эффективность вложений в ценные бумаги, уровень процентных ставок по кредитам и депозитам, размер дивидендов и доходов от участия в деятельности иных предприятий. Следовательно, прибыль от финансовой деятельности подвержена высокой степени риска и зачастую носит спекулятивный характер. В связи с этим возникают определенные сложности при планировании и прогнозировании данного вида прибыли.

Эффективными финансовыми операциями считаются такие операции, уровень прибыли которых выше, чем размер понесенных расходов. С целью повышения эффективности управления формированием прибыли от финансовой деятельности необходимо создавать специфическое структурное подразделение, основной задачей которого было бы управление операциями, осуществляемыми на финансовом рынке.

Как известно, максимизация прибыли является основополагающей задачей любого предприятия, осуществляющего свою деятельность в рыночных условиях. Без систематического получения положительного финансового результата функционирование хозяйствующего субъекта становится под угрозой. Следовательно, разработка продуманной стратегии, направленной на увеличение объема получаемой прибыли, должна проводиться систематически и комплексно.

Справедливо заметить, что процесс управления прибылью на предприятии может быть эффективным и неэффективным. Для того чтобы решения относительно управления финансовыми результатами считались эффективными, следует уделять внимание не только процессу формирования прибыли на предприятии, но и регулировать процесс ее распределения и дальнейшего использования.

По мнению Г.В. Савицкой, «распределение прибыли непосредственно реализует главную цель политики управления прибылью — повышение уровня благосостояния собственников предприятия»[6, с. 429]. Взвешенная политика дает возможность оптимизировать структуру выплаты собственникам предприятия дивидендов и роста прибыли в последующих периодах. Наращение темпов роста дивидендов неизбежно приводит к росту рыночной стоимости акций предприятия, следовательно, увеличивается доход инвесторов, вложивших средства в предприятие. Также с помощью рационального распределения прибыли можно повысить рыночную стоимость субъекта хозяйствования. Кроме того распределение прибыли также может определить темп осуществления стратегии функционирования предприятия, которая реализуется благодаря осуществлению инвестирования части финансовых ресурсов, сформированных за счет внутренних источников.

Помимо вышесказанного, распределение прибыли оказывает положительное воздействие на персонал предприятия, поскольку дополнительное перераспределение полученной прибыли в пользу осуществления социальной защиты наемных работников дополнительно мотивирует их к более продуктивному труду.

Кроме всего прочего от эффективности распределения прибыли зависит способность предприятия своевременно и в полном объеме выполнять свои обязательства перед контрагентами и участниками производственного процесса. «Выплаты дохода, предназначенного для потребления владельцами и персоналом предприятия, как правило, осуществляется в денежной форме, то есть в форме основного актива, который обеспечивает текущую платежеспособность. А значит, при больших объемах выплат уровень платежеспособности предприятия в текущем периоде может значительно снизиться» [5].

18

Как отмечается в экономической литературе, главная цель распределения прибыли состоит в том, чтобы найти оптимальное соотношение между потребляемой и капитализируемой частью прибыли. Данное соотношение должно в первую очередь отвечать требованиям, определенным в стратегии долгосрочного развития предприятия. Следовательно, достижение данной цели носит доминирующий характер, поэтому ее реализация должна быть последовательной и обоснованной. Поэтому реализация основной цели распределения прибыли должна быть достигнута путем реализации ряда задач, представленного на рис. 3.

Рис. 3. Задачи распределения прибыли предприятия (Составлено на основании [8]).

Благодаря реализации указанных задач происходит осуществление процесса распределения прибыли субъекта предпринимательской деятельности. При этом процесс распределения должен основываться на ряде принципов, таких как: «связь политики распределения с общей политикой управления прибылью предприятия; приоритетность учета интересов и менталитета собственников предприятия; стабильность политики распределения прибыли; предсказуемость политики распределения прибыли; оценка эффективности разработанной политики распределения прибыли» [8].

Результативность деятельности предприятия, а также основные моменты, характеризующие его функционирование, определяются характером распределения прибыли. Он играет большую роль в деятельности хозяйствующего субъекта. Примечательна взаимосвязь между характером распределения прибыли и ее формированием в будущем.

Высокая роль характера распределения прибыли в деятельности предприятия определяется рядом основных положений (рис. 4).

Характер распределения прибыли влияет на уровень текущей платежеспособ-

ности предприятия.

з на основа-

нии [6, 8]).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

19

Разработка единого универсального механизма управления распределением прибыли осложняется тем, что существующие внешние и внутренние факторы, оказывающие воздействие на осуществление хозяйственной деятельности предприятия, сложно учесть из-за их разнообразности (рис. 5). «Внешние факторы рассматриваются как определенные ограничения, которые определяют границу формирования пропорций распределения прибыли. Внутренние факторы осуществляют определяющее влияние на пропорции распределения прибыли, так как позволяют формировать их для конкретных условий и результатов хозяйствования данного предприятия» [9]. Часть этих факторов формулирует условия для наращения темпов капитализации части прибыли, а часть — предпосылки для роста потребляемой части прибыли.

Факторы, которые влияют на распределение прибыли

Внешние факторы В нутренние факторы

• правовые ограничения; • налоговая система; • среднерыночная норма прибыли на инвестированный капитал; • альтернативные внешние источники формирования финансовых ресурсов; • темп инфляции; • прозрачность фондового рынка; • стадия конъюнктуры товарного рынка. • менталитет собственников предприятия; • уровень рентабельности деятельности; • инвестиционные возможности реализации высокодоходных проектов; • альтернативные внутренние источники • формирования финансовых ресурсов; • стадия жизненного цикла предприятия; • уровень рисков осуществляемых операций и видов деятельности; • численность персонала и действующие программа его участия в распределении прибыли; • уровень текущей платежеспособности.

Рис. 5. Система основных факторов, влияющих на распределение прибыли предприятия (Составлено на основании [8]).

Являясь одним из направлений планирования на предприятии, распределение чистой прибыли осуществляется в несколько этапов. На первом этапе происходит создание резервного фонда, основной задачей которого является покрытие убытков, возникающих в результате чрезвычайных событий, выплата дохода владельцам на вложенный капитал в случае недостаточного объема полученной прибыли (если это предусмотрено уставом предприятия), а также обеспечение выполнения обязательств перед государством, работниками и кредиторами в процессе ликвидации организации.

Следующим этапом в распределении прибыли является формирование так называемых фондов потребления и накопления. Они предназначены для покрытия специфических расходов. Примечательно, что покрытие расходов может осуществляться за счет средств лишь того фонда, для финансирования которых он создан (табл. 1).

Эффективная политика распределения и использования прибыли дает возможность организации финансировать расширенное воспроизводство и расширять свою деятельность путем создания филиальных сетей или диверсификации продукции. Это достигает за счет использования более дешевых источников финансирования — собственных финансовых ресурсов, созданных главным образом за счет прибыли. В данном случае предприятие может существенно снизить расходы, связанные с привлечением заемных средств, поскольку не возникает необходимости в дополнительном привлечении финансовых ресурсов ввиду достаточного объема собственных средств.

Следует отметить, что процесс управления распределением и использованием прибыли, как и процесс формирования прибыли, может быть осуществлен с помощью реализации ряда мероприятий:

1) систематический учет всевозможных факторов, оказывающих влияние на распределение прибыли, а также минимизация негативного их влияния на данный процесс;

2) использование положительного финансового результата деятельности предприятия лишь по целевому назначению;

3) непрерывный анализ эффективности использования чистой прибыли и фондов денежных средств, сформированных за счет отчислений из нее;

4) четкая реализация выбранной дивидендной политики;

20

Таблица 1. Расходы, финансируемые за счет фонда накопления и потребления *

Расходы, финансируемые за счет фонда накопления Расходы, финансируемые за счет фонда потребления

• строительство объектов производственного назначения, реконструкция, техническое переоснащение основных и вспомогательных производств; • модернизация оборудования, приобретение строительных машин, оборудование, транспортных средств и других средств производства; • освоение новой техники и технологий производства строительно-монтажных работ; • расходы на научно-исследовательские, проектные, конструкторские и технологические работы; • строительство жилья и объектов социально-культурной сферы; • осуществление капитальных природоохранных мероприятий; • развитие подсобно-вспомогательного хозяйства; • погашение долгосрочных займов банков и процентов по ним; • взносы в качестве вкладов учредителей в уставный капитал других предприятий; • отчисления в вертикально интегрированные компании, в состав которых входит организация; • приобретение ценных бумаг других предприятий и расходы, связанные с производством и распространением ценных бумаг; • другие расходы, связанные с использованием прибыли на развитие. • расходы на материальное поощрение, премирование, единовременное пособие работникам организации; • расходы на бесплатное питание, компенсацию стоимости лечения, культурно-оздоровительные мероприятия для работников и членов их семей; • расходы на обучение, оказание помощи учебным заведениям, на содержание объектов общественного питания, здравоохранения, культуры, отдыха и спорта; • расходы на содержание находящихся на балансе строительной организации учреждений здравоохранения, народного образования, культуры и спорта, детских дошкольных учреждений; • отчисления на содержание аппарата управления объединений, ассоциаций, концернов и других высших органов управления; • возмещение расходов сверх установленных норм при направлении работников для выполнения монтажных, наладочных работ; • страхование работников организации (кроме обязательного социального и медицинского страхования); • другие социальные расходы.

* Составлено авторами

5) проведение научно обоснованной политики финансирования активов предприятия за счет капитализируемой прибыли.

«В результате управления распределением и использованием прибыли предприятие получает возможность эффективно осуществлять расширенное воспроизводство, удовлетворять требования учредителей и собственников-акционеров, стимулировать труд наемного персонала» [9]. ВЫВОДЫ

Являясь важнейшим показателем финансовой деятельности предприятия, прибыль занимает основное место в системе управления финансовой системой субъекта хозяйствования.

В работе была представлена авторская трактовка понятия «прибыль предприятия», что позволяет в систематизированном виде представить основные сущностные характеристики данной категории, обобщая наиболее известные формулировки, представленные различными авторами. Кроме того, на основании исследования научных источников, рассматривающих вопросы формирования прибыли предприятия, нами был разработан механизм управления формированием прибыли, который учитывает особенности осуществления предприятием различных видов деятельности: операционной, инвестиционной и финансовой. Данный механизм наглядно показывает процесс формирования прибыли и может быть использован финансовыми менеджерами для осуществления более эффективной политики формирования положительного финансового результата. Также данный механизм является составляющей общего механизма управления прибылью и представляет собой основу для дальнейших действий управленцев относительно распределения и использования прибыли.

Помимо управления формированием прибыли, финансовым менеджерам необходимо обратить внимание так же и на ее распределение, поскольку от эффективности распределения прибыли зависит способность предприятия своевременно и в полном объеме выполнять свои обязательства перед контрагентами и участниками производственного процесса. В упрощенном виде механизм управления распределением прибыли состоит из двух этапов. На первом этапе происходит создание резервного фонда, а на втором — формирование так называемых фондов потребления и накопления, предназначенных для покрытия специфических расходов.

В наших дальнейших исследованиях мы планируем разработать структурно-логическую схему осуществления процесса управления прибылью предприятия.

21

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Бланк И.А. Управление прибылью / И.А. Бланк — Киев: Ника-Центр; 2007. — 768 с.

2. Воробьев Ю.Н. Проблемы и перспективы усовершенствования планирования прибыли предприятия / Ю.Н. Воробьев, Я.С. Еремейчук // Science Time. — 2016. — № 9 (33). — С. 72-79.

3. Воробьев Ю.Н. Финансовый менеджмент: Учебное пособие. / Ю.Н. Воробьев — Симферополь: Таврия, 2007. — 632 с.

4. Ефимова О.В. Финансовый анализ: современный инструментарий для принятия экономических решений: учебник / О.В. Ефимова. — М.: Издательство «Омега-Л», 2010. — 351 с.

5. Куссый М.Ю. Управление прибылью субъекта хозяйствования / М.Ю. Куссый, А.Р. Науменко // Научный вестник: финансы, банки, инвестиции. — 2015. — № 3 (32). — С. 48-54.

6. Савицкая Г.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия: учебник для вузов / Г.В. Савицкая. — Минск: Новое знание, 2007. — 688 с.

7. Сидоренко М.А. Сущность понятия «прибыль» / М.А. Сидоренко // Финансы и страхование: сборник трудов преподавателей, аспирантов, магистрантов, студентов. — Симферополь: ФГАОУ ВО «Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского», 2017. — С.89-90.

8. Степанова Н.Р. Распределение прибыли предприятия при сохранении его финансовой устойчивости и эффективности / Н.Р. Степанова, И.В. Хайнус // Вестник УРФУ. Серия: Экономика и управление — 2011. — № 3. — С. 148-152.

9. Чепурко В.В. Теоретические аспекты управления прибылью предприятий / В.В. Чепурко, О.Г. Блажевич // Научный вестник: финансы, банки, инвестиции. — 2012. — № 5 (18). — С. 32-39.

Статья поступила в редакцию 4 сентября 2017 года Статья одобрена к печати 24 октября 2017 года

22

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.