СИСТЕМА РЕЗУЛЬТАТИВНЫХ ФИНАНСОВЫХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНИЗАЦИЙ И ИХ ОЦЕНКА
А.В. Морякова, канд. экон. наук, доцент Тольяттинский государственный университет (Россия, г. Тольятти)
DOI: 10.24411/2411-0450-2019-10494
Аннотация. Любой субъект хозяйствования стремится к получению как можно большего размера прибыли. Прибыль выступает основным результативным финансовым показателем деятельности организации. В теоретической науке и практической деятельности организаций применяются различные методы анализа прибыли и пути ее максимизации. Результаты анализа служат основой выявления направлений роста прибыли организации. Анализ прибыли, проводимый с помощью метода «издержки-объем-прибыль», является начальным и основополагающим этапом управления процессом формирования результативных финансовых показателей деятельности организации. В связи этим данная статья посвящена рассмотрению системы видов прибыли современных организаций и особенностей ее оценки, реализуемых в рамках управления процессом форми-рованиярезультативных финансовых показателей деятельности организации.
Ключевые слова: прибыль, виды прибыли, управление формированием прибыли, анализ прибыли, метод «издержки-объем-прибыль».
Абсолютным показателем эффективности деятельности организаций, являющимся основой формирования их финансовых активов и разработки способов вложения или инвестирования определенных денежных ресурсов, выступает прибыль. В соответствии с тем, что прибыль организаций определена стоимостной оценкой производства и реализации товаров или услуг, детальный анализ издержек и управление себестоимостью позволяют разработать соответствующие меры по формированию дополнительного объема прибыли и эффективному ее использованию.
Современные условия хозяйствования организаций характеризуются наличием двух основных источников получения максимально возможной прибыли. Первый источник может определяться уровнем монополизации реализуемых товаров и услуг и их уникальностью. Обеспечение возможности наиболее полного использования этого источника предполагает про-
ведение систематического обновления ассортимента предлагаемых товаров и услуг и совершенствование их качества. Сдерживающими факторами инновационной деятельности являются антимонопольная политика государства и растущая конкуренция со стороны других субъектов хозяйствования.
Второй источник основывается на результативном ведении предпринимательской деятельности организаций. Эффективность его использования определяется знанием конъюнктуры рынка и умением находить способы постоянной адаптации под него. Создание конкурентоспособных условий производства и реализации товаров и услуг, поиск путей снижения издержек также отражаются на величине получаемой прибыли.
Специфика деятельности организаций определяет существование нескольких видов прибыли, характеристика которых представлена в таблице.
Таблица 1. Система видов прибыли организаций
Вид прибыли Характеристика
Нормальная прибыль Минимальный доход собственников организации, необходимый для существования ее в отрасли
Бухгалтерская прибыль Представляет собой разницу между выручкой организации от производства и реализации товаров и услуг и бухгалтерскими издержками
Экономическая прибыль Рассчитывается как разница между выручкой, полученной от реализации товаров и услуг, и экономическими издержками
Балансовая прибыль Состоит из суммы прибыли от реализации товаров и услуг и внереализационных доходов за вычетом внереализационных расходов
Валовая прибыль Рассчитывается как разность между балансовой прибылью и финансовым результатом, полученным от операций с основными фондами, нематериальными активами и другим имуществом организации
Налогооблагаемая прибыль Представляет собой валовую прибыль за вычетом доходов по видам деятельности организации, освобожденной от налогообложения
Чистая прибыль Рассчитывается как разность между налогооблагаемой прибылью и налогом на прибыль
Нераспределенная прибыль Предназначена для реинвестирования в производство и является одной из форм резерва собственных ресурсов организации, обеспечивающих ее развитие
Кроме приведенных видов прибыли, в теории и практике деятельности организаций используется категория «предпринимательская прибыль». Величина предпринимательской прибыли обусловливается стратегией развития организации, разработанной и принятой руководством. При расчете предпринимательской прибыли организации учитывается ряд факторов, основными из которых являются текущие затраты на обеспечение социальных нужд, финансируемые из прибыли, выплата дивидендов по акциям их держателям, отчисления налогов, уплачиваемых за счет прибыли.
Вышесказанное определяет, что получение прибыли является главной целью деятельности организаций и необходимым условием их стабильного функционирования в условиях рынка. Успешная реализация этой цели возможна в рамках управления процессом формирования результативных финансовых показателей деятельности организаций, включающего в себя процессы по выявлению резервов роста прибыли и направлений ее дальнейшего использования. Исходное положение достижения этой цели заключается в необходимости проведения аналитических расчетов, выявляющих желаемую и возможную величину прибыли [1-4].
Управление процессом формирования результативных финансовых показателей
деятельности организаций осуществляется по трем основным направлениям, связанным с операционной, инвестиционной и финансовым видами деятельности. Наиболее весомое значение имеет операционная деятельность, отражающаяся в получении дохода от производства и реализации товаров и услуг и финансового результата в виде валовой прибыли. Прибыль от операционной деятельности может быть увеличена посредством роста объема реализованных товаров и услуг и повышения цен на них.
Первоочередной задачей управления процессом формирования результативных финансовых показателей деятельности организаций, получаемых от ведения операционной деятельности, является прогнозная оценка целевой суммы прибыли. Зачастую она определяется тактикой и стратегией финансового менеджмента, долгосрочными и оперативными финансовыми планами и прогнозами организации [5; 6].
Метод «издержки-объем-прибыль» является универсальным методом оценки деятельности организаций при осуществлении прогнозирования и планирования денежных потоков. Суть метода заключается в поиске точки нулевой прибыли или точки безубыточности, которая означает, что валовой доход организации равен валовым издержкам. Другими словами, необходимо определить такой минимальный
объем продаж, начиная с которого организация не несет убытков, при этом издержки организации равны доходам.
Значение данного метода анализа основано на применении алгоритма вычисления различных финансовых показателей, необходимых для принятия решений, не предполагающем деление издержек организации на условно-постоянные и условно-переменные. Для нахождения искомых величин необходимо лишь рассчитать выручку, получаемую от каждого вида деятельности организации, и сумму издержек.
Использование в практике деятельности организации показателей, рассчитанных на основании метода «издержки-объем-прибыль» позволяет повысить гибкость финансового планирования и снизить финансовый риск. Осуществляется это посредством оптимизации структуры издержек, необходимых для производства и реализации продукции. Использование данного метода предоставляет организации возможность варьирования долями переменных и постоянных издержек в суммарном их объеме.
В рамках использования метода «из-держки-объем-прибыль» руководству организации необходимо решить, уменьшать или увеличивать удельный вес постоянных издержек в общей структуре затрат. Сущность действия производственного рычага заключается в том, что при увеличении удельного веса постоянных издержек прибыльность организации увеличивается.
Способствует проведению такой оценки решение следующих основных задач. Во-первых, расчет объема производства и реализации товаров и услуг, при котором обеспечивается полное покрытие затрат организации. Во-вторых, определение объема производства и реализации товаров и услуг, обеспечивающего, при прочих равных условиях, получение необходимой
организации суммы прибыли. В-третьих, подготовка аналитической оценки объема производства и реализации товаров, при котором организация может быть конкурентоспособна на рынке.
Процедура проведения данной оценки включает в себя отдельные этапы. На первом этапе необходимо осуществить сбор, систематизацию и обработку исходной информации. Реализовывать данную процедуру следует в соответствии с условиями оценки соотношения объема производства и реализации товаров и услуг с издержками и прибылью организации.
На втором этапе проводят расчет постоянных и переменных издержек, точки безубыточности и пределов зоны безопасности. На третьем этапе готовят аналитическое обоснование объема производства и реализации, необходимого для обеспечения планируемой суммы прибыли.
Использование данного метода оценки дает возможность рассчитать необходимый объем продаж, обеспечивающий получение прогнозируемой величины прибыли организации, критический объем производства и реализации товаров и услуг. На основе полученных результатов рассчитывают уровень постоянных затрат, размер цены и определяют границы зоны безопасности организации [7; 8].
Обобщая вышесказанное, можно отметить, что с помощью метода «издержки-объем-прибыль» можно точнее проранжи-ровать не только отдельные виды товаров и услуг, но и отдельные сферы деятельности организации по уровню финансовой результативности. Он служит основой для определения безубыточного объема производства и продаж по каждому виду товаров и услуг и в целом по организации, а также для обоснования оптимального варианта различного рода управленческих решений.
Библиографический список
1. Аллахверанов С.К. Показатели эффективности деятельности организаций сферы торговых услуг // Политика, экономика и инновации. - 2018. - №2 (19). - С. 20.
2. Андрос Е.В. Система ключевых показателей эффективности - современный инструмент управления деятельностью торговой организации // В сборнике: Проблемы современного социума глазами молодых исследователей - VIII // Материалы VIII Международной научно-практической конференции. ФГБОУ ВО "Российский экономический универ-
ситет имени Г.В. Плеханова", Волгоградский филиал; НОУ ВПО "Институт управления", Волгоградский филиал. - 2016. - С. 99-101.
3. Кознов А.Б., Макеева В.Г. Формирование системы показателей для оценки эффективности деятельности организации // Экономика и бизнес: теория и практика. - 2018. - №9. - С. 107-111.
4. Угрюмова Ю.Ю. Прибыль и рентабельность как показатели эффективности деятельности организации // В сборнике: Прогнозирование социального и экономического развития в новых геополитических условиях. Сборник статей по итогам Международной научно-практической конференции. - 2019. - С. 92-96.
5. Головачев А.С., Шинкевич Н.В. Управление формированием прибыли в системе стратегического управления предприятием // В сборнике: Актуальные проблемы управления: теория и практика материалы IV Международной научно-практической заочной конференции. Тверской государственный университет. - 2017. - С. 36-40.
6. Бекирова Н.И., Аксеитова Э.Л. Управление формированием прибыли как метод повышения эффективности деятельности предприятия // В сборнике: Учетно-аналитическое обеспечение стратегии устойчивого развития предприятия. Сборник научных трудов. Под общей редакцией Р.А. Абдуллаева. - 2018. - С. 122-126.
7. Баркова Т.А., Кузнецова О.С. Анализ эффективности деятельности организации на основе показателей бухгалтерской отчетности // Вестник ОрелГИЭТ. - 2009. - №1-1 (7). -С.33-43.
8. Макушева Ю.А., Стрелкова Л.В., Макарова Ю.Н. Экономический анализ прибыли: некоторые аспекты и подходы // Экономика и предпринимательство. - 2016. - №3-1 (68). -С. 880-883.
SYSTEM OF THE EFFECTIVE FINANCIAL FACTORS TO ACTIVITY ORGANIZATION AND THEIR ESTIMATION
A.V. Moryakova, candidate of economic sciences, associate professor Tolyatti state university (Russia, Tolyatti)
Abstract. Any business entity seeks to obtain the largest possible profit. Profit is the main effective financial indicator of the organization. In theoretical science and practical activities of organizations, various methods of profit analysis and ways to maximize it are used. The results of the analysis serve as the basis for identifying the direction of growth in the profit of the organization. Profit analysis conducted using the method of "cost-volume-profit" is the initial and fundamental step in managing the process of formation of effective financial performance of the organization. In this regard, this article is devoted to the consideration of the system of types of profits of modern organizations and the features of its evaluation, implemented as part of managing the process offormation of effective financial performance of the organization.
Keywords: profit, types of profit, management of the formation of profit, profit analysis, the method "cost-volume-profit".