Электронный научный журнал «Век качества» ISSN 2500-1841 http://www.agequal.ru 2016, № 4 http://www.agequal.ru/pdf/2016/AGE QUALITY 4 2016.pdf Ссылка для цитирования этой статьи:
Нанакина Ю.С. Потылицын И.В. Управление потребительским спросом на инновационную продукцию: теоретический обзор // Электронный научный журнал «Век качества». 2016. №4. С. 66-78. Режим доступа: http://www.agequal.ru/pdf/2016/416004.pdf (доступ свободный). Загл. с экрана. Яз. рус., англ.
Управление потребительским спросом на инновационную
Нанакина Ю.С.
кандидат экономических наук, доцент кафедры менеджмента ЗФ ГАОУ ВО ЛО «Ленинградский государственный университет
имени А.С. Пушкина» Красноярский край, г. Норильск, ул. Комсомольская, д.39
Потылицын И.В.
студент ЗФ ГАОУ ВО ЛО «Ленинградский государственный университет имени А.С. Пушкина», Красноярский край, г. Норильск, ул. Талнахская, д.51
Аннотация. В данной статье исследуется экономическая категория спрос на инновационном рынке, который представляют все субъекты экономики -домашние хозяйства, фирмы, государство и, в случае развитой инновационной сферы, иностранные агенты. Причем, домохозяйства предъявляют спрос на рынке вторичных инноваций, т.е. товаров и услуг, созданных при помощи инновационных технологий, а фирмы предъявляют спрос на рынке первичных инноваций - на так называемые инновации - процессы, т.е. технологические
УДК 330.88
продукцию: теоретический обзор
нововведения. Конечным потребителем инновационного продукта являются субъекты домохозяйств, которые непосредственно предъявляют спрос на нововведения, а значит, опосредованно влияют на рынок первичных инноваций, стимулируя рост величины предложения на нем. Далее в статье рассматриваются особенности формирования потребительского спроса домашних хозяйств на товары инновационного содержания, какие факторы влияют на формирование данного спроса и возможные меры по его развитию.
В современных условиях альтернативой культуре потребления выступает культура творчества - инновационная культура, которая, с одной стороны, формируется инновационными процессами, а с другой - формирует инновационную среду и инновационный потенциал общества, что тоже находит отражение в данной статье и становится объектом научных исследований как со стороны экономических дисциплин, так и со стороны междисциплинарных исследований.
Ключевые слова: рынок нововведений, факторы, влияющие на функционирование и развитие рынка нововведений, спрос на рынке нововведений, компоненты, социально-экономические инновации, инновационные потребительские стратегии, типы потребительского поведения, культура потребления.
Рынок нововведений - это система экономических отношений по поводу разработки, внедрения и диффузии нововведений. На данный рынок существенное влияние оказывают следующие факторы [2, с.131]: степень государственного участия в управлении инновационными процессами, уровень изъятия доходов государством, уровень развития рыночной инфраструктуры, степень интеграции науки и производства, уровень конкурентоспособности на мировых рынках, уровень экономического развития страны.
Данный перечень факторов целесообразно дополнить факторами, которые стимулируют потребительский спрос со стороны домашних хозяйств, так как они являются так же участниками конечного потребления данного вида товаров и услуг. Среди таковых факторов можно назвать:
-уровень доходов домашних хозяйств страны (отдельного региона); -степень информированности домашних хозяйств о местном рынке инноваций;
-характер потребительской деятельности (склонный к потреблению инноваций или не склонный к потреблению инноваций); -умение потреблять инновационную продукцию;
-фактор результативности (получение определенного эффекта от данного вида потребления).
Для современных условий РФ необходимо остановиться на формировании первых трех компонентов. Согласно «основному психологическому закону» Дж. М. Кейнса на поведение субъектов домохозяйств оказывает влияние предельная склонность к потреблению и предельная склонность к сбережению.
Сумма, которую тратят субъекты домохозяйств на потребление, по мнению Дж.М.Кейнса зависит: «1) частично от величины дохода, 2) частично от других сопутствующих объективных обстоятельств и 3) частично от субъективных потребностей и психологических склонностей и привычек отдельных членов общества [3, с. 89]. Следовательно, для увеличения общего спроса сектора домашних хозяйств, необходимо прежде всего решать задачу роста их доходов посредством подъема минимальной и средней заработной платы, увеличения социальных расходов и выплат, увеличения размера имущества, трансфертных платежей, пенсий, пособий. Но ожидать, что при этом будет иметь место преимущественное увеличение спроса на инновационные товары нельзя. Скорее всего, произойдет пропорциональное увеличение спроса на все приобретаемые товары и услуги. Это положение следует из того, что Дж.
М. Кейнс не делил совокупный общественный продукт на традиционные и инновационные товары и услуги, следовательно, не мог выделять различные темпы спроса на них. Действительно в условиях развивающегося инновационного рынка, по мере роста дохода увеличивается спрос на обе части совокупного продукта, однако спрос на инновационные и традиционные товары и услуги развивается, в разных пропорциях, в соответствии с методологией Дж.М. Кейнса. На инновационные товары и услуги он растет быстрее, чем на традиционные. Чем выше доход, тем больше потребители предпочитают покупать более качественные, обладающие лучшими потребительскими свойствами инновационные товары и услуги. Это происходит в соответствии с законом возвышения потребностей и иерархией потребностей Маслоу. На наш взгляд, в дополнении к данным полномочиям, следует выделить «закономерность преимущественного увеличения спроса на качественные товары и услуги». Она - фундаментальная составляющая в нашем анализе. Из неё следует вывод о объективном росте доли спроса на инновационные товары и услуги. По мере увеличения доходов домохозяйств спрос на данную группу товаров будет объективно расти в более высокой пропорции, чем на традиционные. Этот теоретический вывод находит выражение в категориях: «предельная склонность к потреблению традиционных товаров», т.е. коэффициент, показывающий, насколько изменяется величина реального спроса на них при изменении текущего дохода на единицу. «Предельная склонность к потреблению инновационных товаров и услуг», т.е. коэффициент, показывающий, насколько изменяется объем реального спроса на них при росте текущего дохода на единицу. Ускоренный рост обусловлен, во-первых, действием рыночного механизма конкуренции, который приводит к снижению издержек, цен, повышению качества инновационных товаров и услуг. Это содействует увеличению спроса на инновационные товары и услуги прежде всего со стороны средних и малоимущих слоев населения. Во-вторых, ускорение
роста определяется уровнем развития государственного регулирования. Тенденция к росту определяемая рыночным механизмом должна быть ускорена путем сознательного влияния на субъективные потребности, психологические склонности, привычки, стимулы. Задача государства ориентировать потребителей - субъектов домохозяйств на всё большее приобретение товаров и услуг инновационного спроса. Каждая новая прибавка дохода в рамках сектора домохозяйств должна обеспечивать максимальный прирост той его доли, которая идет на приобретение инновационных товаров и услуг. Важнейшее направление реализации этой тенденции для средних и малоимущих слоев -разработка и осуществление целенаправленной политики сокращения затрат на производство инновационной продукции, и вследствие этого, уменьшение цены на нее. Для этого необходимо составить и утвердить «государственный реестр инновационных предприятий». Для них следует установить скидки на: НДС, налог на прибыль и социальный налог. Общая сумма их снижения должна устанавливаться не выше 50% от чистого дохода. Это, в соответствии с кривой Лаффера, не уменьшит поступления в бюджет, будет способствовать сокращению затрат и цен на инновационные товары, преимущественному увеличению спроса на них и как следствие сокращению спроса на традиционные товары и услуги. Стимулирование роста предельной склонности к потреблению инновационных товаров и услуг, в том числе со стороны средних и малоимущих слоев должно формироваться так же , и на уровне сферы обращения, путем увеличения общего количества дешевых и более качественных инновационных товаров и услуг. Это может быть достигнуто путем снижения налогов на прибыль от реализации инновационных товаров и услуг, установления гарантированных государством скидок и уменьшения цен на них. Особо следует поощрять торговые учреждения, у которых 2/3 и более ассортимента составляют инновационные товары. Они должны быть занесены в «базу данных инновационных торговых предприятий». Последним следует предоставлять ряд
дополнительных льгот за счет местных бюджетов: снижение арендной платы, предоставление дотаций на ремонт помещений, скидки на рекламу. В долгосрочном периоде предельная склонность к потреблению инновационных товаров и услуг будет стремиться к единице. Однако для ускорения этого процесса необходим ряд дополнительных мер. Важное значение приобретает развитие социальной рекламы, направленной на увеличение продаж инновационных товаров и услуг. Она должна раскрывать лучшие потребительские свойства новых товаров, показывать преимущества, которыми будут обладать их покупатели по сравнению с теми, кто приобретает традиционные товары и услуги. Привлечение социальной рекламы, в совокупности с обычной коммерческой будет способствовать снижению издержек и цен на инновационную продукцию и росту спроса на нее со стороны всех слоев населения. Важную роль в повышении спроса на инновационные товары и услуги может сыграть и политика их импортозамещения. Для этого следует создать «реестр предприятий, выпускающих и готовящих к выпуску отечественные импортозамещающие инновационные потребительские товары». В нём следует выделить степень готовности импортозамещающих товаров; установить к какому сроку, при какой помощи со стороны государства и региональных структур данный товар или услуга, могут поступить на отечественный рынок. Попавшие в этот реестр предприятия должны получать льготные кредиты для ускорения выпуска новых товаров, скидки на оплату транспортных услуг и т.д. Наиболее интенсивная поддержка должна предоставляться предприятиям, продуктовые инновации которых находятся на высшей стадии готовности. Это будет способствовать стимулированию спроса на отечественные инновационные товары и услуги.
Исследованием социально-экономических инноваций занимаются такие отечественные и зарубежные ученые как А. Ахиезер, В. Геец, Е. Головаха, А. Гриценко, В. Гольберт, Т. Заславская, Л. Косалс, Р. Нуреев, Е. Ясин и др.
Схема социального механизма трансформации Т.И. Заславской обосновывает определяющую роль домохозяйств в макросоциальных инновациях - стратегии, избираемые домохозяйствами, их реакция (поддержка или противодействие) на проводимые реформы оказывают едва ли не решающее влияние на развитие трансформационных процессов. Однако, на наш взгляд, в данную схему необходимо внести уточнения относительно степени участия в трансформационных процессах разных слоев населения, которая определяется их социально-инновационным потенциалом.
С точки зрения инноваций как «верхушка», так и «низы» общества являются непродуктивными. Последние не имеют ни экономических, ни культурных ресурсов. «Элита» же, обладая необходимыми ресурсами, заинтересована в становлении формальных институтов, сберегающих status quo, и поэтому не имеет мотивации к инновационной активности. Реформы создали влиятельных бенефициариев, включающих представителей государства и бизнеса, которые стали серьезным препятствием для их продолжения. Те же, "кто проиграл", то есть основные социальные группы, лишились возможности владеть собственностью, которая бы позволила защищать их интересы и получать дополнительные доходы, и не имеют достаточного потенциала оказывать давление на ситуацию. Их стратегии адаптации характеризуются направленностью на выживание, высокой степенью оппортунизма, ориентацией на неформальные способы достижения целей, принятием решений без учета их долгосрочных последствий (в т.ч. и об инвестициях в человеческий капитал), патерналистскими настроениями, что не позволяет создать условия для возникновения эффективных рыночных институтов [1]. Наличие мотивации и ресурсов можно было бы ожидать у представителей формирующегося среднего класса. Благодаря его инициативности, достаточно высокому профессиональному статусу, активной вовлеченности в бизнес и иные виды инновационной активности стратегии среднего класса на рынках
потребительских благ и ресурсов, в сфере создания и распределения доходов могли бы сыграть ключевую роль в модернизации экономики. Однако его инновационный потенциал подрывается распространением неустойчивых жизненных позиций во взаимосвязи с неопределенностью перспектив.
При этом негативное воздействие неустойчивости и неопределенности не ограничивается ослаблением ресурсной составляющей социально-инновационного потенциала основной массы домохозяйств - происходит также подрыв его легитимационной составляющей, включающей в себя пассивный аспект согласия-признания осуществляемых изменений и активный аспект готовности к участию в них [8, с. 105]. Аномия, сопровождающая любые инновации, обусловливает размытость критериев различения легального и нелегального. В результате и основной поток активности, в котором реализуются как институциональные изменения, так и адаптация к ним, обретают характер полулегальных. Так, несмотря на значительный квалификационно-деятельностный потенциал верхнего слоя, его генезис на базе прежней номенклатуры и деятелей теневой экономики, высокая коррумпированность и криминализованность, постоянные жесткие столкновения клановых интересов обусловили огромные легитимационные потери на стороне инновационных процессов и предполагаемых результатов.
Нелегальная адаптация - инновация, состоящая в достижении предлагаемых и навязываемых культурой целей вне нормативно и социально-структурно предусмотренных возможностей [8, с. 100]. Идеологическая легитимизация хищнического и бесконтрольного накопления в начальной фазе трансформации с помощью идеологемы вульгаризованного либерализма оказалась явно ущербной. Кроме того, крайне негативное влияние оказало заимствование внешних институтов и, прежде всего, «культуры массового потребления», где доминируют не созидательные, а потребительские ценности и установки, не способствующие развитию креативных компонентов человеческого потенциала.
Альтернативой культуре потребления выступает культура творчества -инновационная культура, которая, с одной стороны, формируется инновационными процессами, а с другой - формирует инновационную среду и инновационный потенциал общества [7].
Необходимым условием становления инновационного рынка в РФ является формирование у населения спроса на инновации.
Экономические меры по настройке товарных рынков инноваций включают в себя:
1. Ускорение роста уровня жизни, рост располагаемых доходов населения, т.к. он повлечет за собой рост емкости внутреннего рынка. Необходимо создать «общество потребления», где на начальном этапе рост заработной платы превышает рост производительности труда, и значит, заработная плата выполняет стимулирующую функцию и ее дальнейший рост будет существенно кореллировать с ростом производительности труда.
2. Меры по ограничению нецелесообразного импорта, т.е. политика импортозамещения, должна стимулировать конечный спрос на внутреннем рынке на товары отечественных производителей, т.е. государство должно регулировать меру присутствия импорта. С течением времени, с уменьшением зависимости от импорта, необходимо переориентировать экономику на преобладание экспорта над импортом.
3. Уменьшение ставки налогов и перераспределение данной части высвободившихся средств на увеличение заработной платы в производственном секторе экономики, данная мера приведет к уменьшению «серых» заработных плат в экономике страны. По мнению Кузык Б.Н. «реальный рост заработной платы 10-12% в год может обеспечить рост производительности труда на 7-9%» [4, с.44] Данная мера повысит спрос на внутренних рынках, а также будет способствовать формированию спроса на новый капитал, т.е. приведет к увеличению инвестиционной активности [5, с. 27-31].
Таким образом, можно заключить, что потребительское поведение инновационных товаров необходимо рассматривать как с точки зрения теории, так и с точки зрения сложившейся практики домашних хозяйств в области формирования потребительских установок на рынке инновационных товаров и услуг. Теоретико-практический подход позволяет систематизировать основные особенности и факторы потребительской деятельности в сфере инноваций, что определяет ряд направлений воздействия государственного и регионального уровня на данный вид спроса. Однако не стоит забывать, что домашние хозяйства сами могут влиять на уровень инноваций в регионе, стране, и объем спроса зависит непосредственно от деятельности данного вида субъектов экономики. На данный объем спроса влияет ряд факторов социально-экономического характера.
1. Заславская Т.И. Поведение массовых общественных групп как фактор трансформации общества [Электр. ресурс].- Режим доступа :-http://www.ecsocman.edu.ru/db/msg/296726.html.
2. Инновационный менеджмент: Концепции, многоуровневые стратегии и механизмы инновационного развития: Учеб. пособие/ Под ред. В.М.Аньшина, А.А.Дагаева. - 2-е изд., перераб., доп. - М.:Дело, 2006.-
3. Кейнс Дж.М. Общая теория занятости, процента и денег/ Перевод с анг. проф. Н.Н.Любимова под ред. проф. Л.П.Куракова, М.: «Гелиос АРВ», 1999г., 348с.
4. Кузык Б.Н., Ивантер В.В. Будущее России: инерционное развитие или инновационный прорыв? - М.:ИНЭС, 2005.- 296с.
5. Михалева Е. П. К вопросу о формировании рынка инноваций на современном этапе в РФ / Е. П. Михалева // Актуальные вопросы
ЛИТЕРАТУРА
584с.
экономических наук: материалы международной научной конференции (г. Уфа, октябрь 2011 г.). — Уфа: Лето, 2011. — С. 27-31.
6. Михалёва Е. П., Нехамкин А. Н. Интенсификация совокупного спроса на инновационные товары и услуги: роль рынка и государственного регулирования. // Современные научные исследования. Выпуск 1. -Концепт. - 2013. - ART 53044. - URL:http://e-koncept.ru/2013/53044.htm -Гос. рег. Эл № ФС 77- 49965. - ISSN 2304-120X.
7. Набатова О.А. Особенности реализации социально-инновационного потенциала домохозяйств в транзитивной экономике http://www.rusnauka.com/30_NNM_2010/Economics/73175.doc.htm
8. Экономические субъекты постсоветской России[Текст] / Под ред. Р.М. Нуреева. - М.: МОНФ, 2003. - 319 с.
Management of consumer demand for innovative production: theoretical
Nanakina Yu. S.
Candidate of Economic Sciences, associate professor of management
ZF GAOU VO LO "Leningrad state university name Ampere-second. Pushkina" Krasnoyarsk Krai, Norilsk, Komsomolskaya St., 39, quarter 29
artamon3@yandex. ru
Abstract. In this article the economic category demand in the innovative market which all subjects of economy - households represent, firms, the state and, in case of the developed innovative sphere, foreign agents is investigated. And, households show
review
Potylitsyn I. V.
student ZF GAOU VO LO "Leningrad state university name Ampere-second. Pushkina", Polar branch
Norilsk
Krasnoyarsk Krai, Norilsk, Talnakhskaya St., 51
artam on3@yandex. ru
Online scientific journal «Age of Quality»
ISSN 2500-1841
demand in the market of secondary innovations, i.e. the goods and services created by means of innovative technologies, and firms show demand in the market of primary innovations - on so-called innovations - processes, i.e. technological innovations. An ultimate consumer of an innovative product are subjects of households which directly show demand for innovations, so, indirectly affect the market of primary innovations, stimulating growth of size of the offer on it. Further in article features of formation of consumer demand of households for goods of innovative contents what factors influence formation of this demand and possible measures for its development are considered.
In modern conditions as an alternative to culture of consumption the culture of creativity - innovative culture which, on the one hand, is formed by innovative processes acts, and with another - forms the innovative environment and innovative capacity of society that too finds reflection in this article and becomes subject to scientific research both from economic disciplines, and from cross-disciplinary researches.
Keywords: the market of innovations, factors influencing functioning and development of the market of innovations, demand in the market of innovations, components, social and economic innovations, innovative consumer strategy, types of consumer behavior, culture of consumption.
REFERENCES.
1. Zaslavskaya T.I. Povedenie massovykh obshchestvennykh grupp kak faktor transformatsii obshchestva [Behavior of mass public groups as factor of transformation of society] [Elektr. resurs]. - Rezhim dostupa :-http://www.ecsocman.edu.ru/db/msg/296726.html.
2. Innovatsionnyy menedzhment: Kontseptsii, mnogourovnevye strategii i mekhanizmy innovatsionnogo razvitiya [Innovative management: Concepts,
multilevel strategy and mechanisms of innovative development]. / Pod red. V.M.An'shina, A.A.Dagaeva. - 2-e izd., pererab., dop. - M.: Delo, 2006.- 584s.
3. Keyns Dzh.M. Obshchaya teoriya zanyatosti, protsenta i deneg [The general theory of employment, percent and the money]. M.: «Gelios ARV», 1999. 348s.
4. Kuzyk B.N., Ivanter V.V. Budushchee Rossii: inertsionnoe razvitie ili innovatsionnyy proryv [Future of Russia: inertial development or innovative break]? -M.: INES, 2005. 296s.
5. Mikhaleva E. P. K voprosu o formirovanii rynka innovatsiy na sovremennom etape v RF [To a question of formation of the market of innovations at the present stage to the Russian Federation] / E. P. Mikhaleva // Aktual'nye voprosy ekonomicheskikh nauk: materialy mezhdunarodnoy nauchnoy konferentsii (g. Ufa, oktyabr' 2011 g.). — Ufa: Leto, 2011. — S. 27-31.
6. Mikhaleva E. P., Nekhamkin A. N. Intensifikatsiya sovokupnogo sprosa na innovatsionnye tovary i uslugi: rol' rynka i gosudarstvennogo regulirovaniya [Intensification of cumulative demand for innovative goods and services: role of the market and state regulation]. // Sovremennye nauchnye issledovaniya. Vypusk 1. -Kontsept. - 2013. - ART 53044. - URL:http://e-koncept.ru/2013/53044.htm - Gos. reg. El № FS 77- 49965. - ISSN 2304-120X.
7. Nabatova O.A. Osobennosti realizatsii sotsial'no-innovatsionnogo potentsiala domokhozyaystv v tranzitivnoy ekonomike [Features of realization of social and innovative potential of domokhozyaystvo in tranzitivnoa to economy] http://www.rusnauka.com/30_NNM_2010/Economics/73175.doc.htm
8. Ekonomicheskie sub"ekty postsovetskoy Rossii [Economic subjects of PostSoviet Russia] / Pod red. R.M. Nureeva. - M.: MONF, 2003. - 319 s.