Научная статья на тему 'Оценка потребительской деятельности домашних хозяйств в современной макроэкономической статистике'

Оценка потребительской деятельности домашних хозяйств в современной макроэкономической статистике Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
176
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Век качества
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ДОМОХОЗЯЙСТВО / СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СТАТИСТИКА / СТОИМОСТЬ ПОТРЕБЛЕНИЯ / СТРУКТУРА ПОТРЕБЛЕНИЯ / КРЕДИТНАЯ МОДЕЛЬ ПОТРЕБЛЕНИЯ / ФАКТОР ВРЕМЕНИ В ПОТРЕБЛЕНИИ / HOUSEHOLD / SOCIAL AND ECONOMIC STATISTICS / CONSUMPTION COST / STRUCTURE OF CONSUMPTION / CREDIT MODEL OF CONSUMPTION / TIME FACTOR IN CONSUMPTION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Нанакина Юлия Сергеевна

В статье целью исследования будет являться обобщение основных макроэкономических показателей актуальных на современном этапе развития домашних хозяйств, которое покажет актуальные проблемы и особенности учета статистических данных потребления в данном сегменте экономики. Растущие масштабы фактического потребления являются основой стабильного экономического развития, развития потребительской мотивации нового уровня и увеличения платежеспособного спроса и потребительского благополучия в целом. Рост потребительского спроса становится рычагом роста производственного развития. Этот факт должен стать объектом эффективной и активной государственной политики в сфере потребления страны и регионов России. Данная статья является продолжением исследовательской проблемы, рассмотренной автором в журнале «Фундаментальные исследования» (2017, № 4) на предмет систематизации макроэкономических показателей потребления домашних хозяйств. В данной статье будет проведен анализ показателей в натуральной форме, стоимостных индивидуально-групповых (семейно-брачных) бюджетных форм ведения хозяйства, а так же таких показателей как эластичность, покупательская способность, которые отражают уровень и качество потребительской деятельности домашних хозяйств в объективно-субъективных условиях актуальных на современном этапе развития.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Assessment of consumer activity of households in modern macroeconomic statistics

In article a research objective will be generalization of the key macroeconomic indicators of households, relevant at the present stage of development, which will show current problems and features of accounting of statistical data of consumption in this segment of economy. The growing scales of the actual consumption are a basis of stable economic development, development of consumer motivation of new level and increase in solvent demand and consumer wellbeing in general. Growth of consumer demand becomes the lever of growth of production development. This fact has to become object of effective and active state policy in the sphere of consumption of the country and regions of Russia. This article is continuation of the research problem considered by the author in the Fundamentalnye Issledovaniya magazine (2017, No. 4) regarding systematization of macroeconomic indicators of consumption of households. In this article the analysis of indicators in a natural form, cost individual and group (family and marriage) budgetary forms of housekeeping, and also such indicators as elasticity, consumer ability which reflect the level and quality of consumer activity of households in objective and subjective conditions relevant at the present stage of development will be carried out.

Текст научной работы на тему «Оценка потребительской деятельности домашних хозяйств в современной макроэкономической статистике»

Электронный научный журнал «Век качества» ISSN 2500-1841 http://www.agequal.ru 2018, № 4 http://www.agequal.ru/pdf/2018/AGE QUALITY 4 2018.pdf Ссылка для цитирования этой статьи:

Нанакина Ю.С. Оценка потребительской деятельности домашних хозяйств в современной макроэкономической статистике // Электронный научный журнал «Век качества». 2018. №4. С. 54-64. Режим доступа: http://www.agequal.ru/pdf/2018/418004.pdf (доступ свободный). Загл. с экрана. Яз. рус., англ.

УДК 330.12

Оценка потребительской деятельности домашних хозяйств в современной макроэкономической статистике

Нанакина Юлия Сергеевна,

кандидат экономических наук, доцент кафедры менеджмента ЗФ ГАОУ ВО ЛО «Ленинградский государственный университет

имени А.С. Пушкина» Красноярский край, г. Норильск, ул. Комсомольская, д.39, кв.29

a rt amon 3@ yan dex. ru

Аннотация. В статье целью исследования будет являться обобщение основных макроэкономических показателей актуальных на современном этапе развития домашних хозяйств, которое покажет актуальные проблемы и особенности учета статистических данных потребления в данном сегменте экономики. Растущие масштабы фактического потребления являются основой стабильного экономического развития, развития потребительской мотивации нового уровня и увеличения платежеспособного спроса и потребительского благополучия в целом. Рост потребительского спроса становится рычагом роста производственного развития. Этот факт должен стать объектом эффективной и активной государственной политики в сфере потребления страны и регионов России. Данная статья является продолжением исследовательской проблемы, рассмотренной автором в журнале «Фундаментальные исследования» (2017, № 4) на предмет систематизации макроэкономических показателей потребления домашних хозяйств. В данной статье будет проведен анализ показателей в натуральной форме, стоимостных индивидуально-групповых (семейно-брачных)

бюджетных форм ведения хозяйства, а так же таких показателей как эластичность, покупательская способность, которые отражают уровень и качество потребительской деятельности домашних хозяйств в объективно-субъективных условиях актуальных на современном этапе развития.

Ключевые слова: домохозяйство, социально-экономическая статистика, стоимость потребления, структура потребления, кредитная модель потребления, фактор времени в потреблении.

Проанализировав ситуацию на потребительском рынке в 2018 году, можно заключить, что у населения проявляется растущий спрос на непродовольственные товары, это может быть обусловлено рядом факторов макроэкономического характера (рост цен, неоправданные потребительские ожидания прошлого периода, изменение динамики заработной платы, страхование от инфляции и иных неблагоприятных факторов макросреды). По итогам 2018 года ЦБ оценивает темп прироста ВВП в 1,5-2%, расходов на конечное потребление домашних хозяйств - 2,5-3%, а валового накопления основного капитала - 1,5-2% [1]. Но в данной ситуации следует отметить снижение реальных денежных доходов населения, что характеризует ситуацию как нестабильную или эпизодическую.

Если проанализировать ситуацию на кредитном рынке, то здесь следует отметить низкий темп прироста вкладов населения и не снижающаяся тенденция оттока средств населения с банковских счетов. Данная ситуация показывает влияние таких макроэкономических факторов и тенденций, как: недоверие населения кредитному сектору, недостаточная сумма страхования вкладов, тенденция реальных вложений домашних хозяйств в материальные, движимые и недвижимые ресурсы долгосрочного характера и др.

Итак, в 2018 г. сбережения населения показывают плохие результаты за последние несколько лет. Обратная картина наблюдается на рынке

info@agequal.ru

банковского кредитования населения. За первые 5 месяцев 2018 г. задолженность физических лиц по банковским кредитам выросла на 883 млрд. руб. (7,1%). Номинально это уже превышает показатели кредитного бума 2012-2013 гг., хотя по темпам роста кредитного портфеля текущая динамика отстает от пиковых значений 2012 г. более чем в два раза [7, с.14]. Мы видим, что в данный период статистика потребительской деятельности домашних хозяйств достаточно нестабильна и несовершенна. Это несовершенство может зависеть от субъектов статистического анализа. Данные могут быть представлены с учетом интересов последних. Динамика изменения депозитных операций в сторону снижения может показывать не столько отрицательные тенденции, сколько положительные, так как при этом растет доля потребительского кредитования, обеспечивая «перекрывающую прибыль» банков.

Исходя из подобных ситуаций, общие макроэкономические показатели могут быть противоречивы, поэтому нуждаются, либо в изменении методики оценки, либо в добавлении показателей учета со стороны индивидуальных показателей потребления домашних хозяйств. Данные подходы к изменению макроэкономической статистики позволят учитывать такие сферы как домашнее производство, реципрокные отношения, распределительные отношения и др.

Если говорить о системе национальных счетов, то потребительские процессы домашних хозяйств рассматриваются в ней как «конечное потребление», то есть фактически потребленные товары и услуги. Однако, как мы знаем, не все продукты, фактически купленные на рынке, в полной мере потребляются. Часть продуктов трансформируется в другие в рамках домашнего производства, часть вообще не потребляется и уходит как «отходы», часть продуктов домашних хозяйств распределяется между иными хозяйствующими субъектами наноуровня.

info@agequal.ru

Отметим, что структура потребления определяется на основе Классификатора индивидуального потребления по целям (КИПЦ-ДХ). Он включает в себя такие позиции как: продукты питания, различные алкогольные и безалкогольные напитки, табак, предметы домашнего обихода (одежда, жилищные услуги, вода, электроэнергия, бытовые приборы) и другие образовательно-культурные и сервисные мероприятия. При этом потребление измеряется с помощью набора статистических показателей.

Таким образом, мы видим, что потребление продуктов питания отражает уровень удовлетворения базовых (физиологических потребностей) и измеряется в натуральных единицах, а так же по стоимости. Кроме того, используются показатели структурного анализа, демонстрирующие уровень расходов по разным группам продуктов и их биологического состава (калорийность, наличие жиров, белков и др.).

Что касается потребления непродовольственных товаров, то они оцениваются по следующим показателям: расходы на одежду, белье, обувь, ткани, мебель и предметы домашнего обихода, товары культурно-бытового назначения и другие непродовольственные товары, перечень которых нуждается в дополнении.

Для формирования и развития государственной (региональной в том числе) политики в области потребления, то значение практического характера имеет группировка товаров и услуг по уровню (степени важности) значимости. Например, первоочередные (сфера питания) и второстепенные товары (сфера услуг) в потреблении, а так же товары и услуги дальнесрочного использования (менее необходимые, но важные для соблюдения новых тенденций и требований общества и экономики). Не менее важным, считаем, что необходим учет предметов роскоши или стратегических товаров и услуг (деликатесы, «ювелирка», современные мебель, техника, товары для «умного дома»), которые напрямую показывают соответствие уровня потребления домашних хозяйств современным

info@agequal.ru

тенденциям развития социально-экономических отношений. Например, К 2017 году доля населения, владеющего цветным телевизором, достигла 99,0%, стиральной машиной — 92,1%, микроволновой печью — 78,7%, персональным компьютером — 75,8%, ноутбуком — 53,9%, а планшетом — 36,8%. Доля семей, владеющих пассажирским автомобилем, в 2017 году выросла до 65,1% после 23,0% в 1992 году и 57,0% в 2013 году[3, с.8]. В данном направлении мы видим, что макроэкономические показатели расширяются и дополнены рядом показателей по потреблению особых групп товаров, таких как компьютеры, микроволновые печи, автомобили. Однако это неполный перечень товаров, который бы отражал действительную картину потребления. На сегодняшний момент ряд товарных категорий так же устаревают и вместе с тем появляются новые товары и услуги, что говорит о том, что данный перечень необходимо постоянно корректировать.

Существует и такой показатель, как коэффициент эластичности потребительских расходов населения по доходам, который рассчитывается по домашним хозяйствам, однородным по составу на определенный момент (или в динамике).

Возрастающую роль в потреблении населения играют разнообразные услуги (увеличение или уменьшение доли потребления услуг в бюджете домашних хозяйств выступает как общеэкономическая тенденция). В 2017 году, по данным Росстата, объем платных услуг населению в России превысил 8,8 трлн. руб. (+0,2% к уровню 2016 года в сопоставимых ценах). Рецессия 2015-2016 годов, сопровождавшаяся сильным сжатием доходов населения и спроса на товары, привела к стагнации сектора платных услуг населению. В 2017 году реальный рост сектора платных услуг остался слабым, составив лишь 0,2%. В I квартале 2018 г. рост ускорился до 1,4% в годовом выражении [3]. Такие сдвиги в структуре расходов также отражают эффект низкой базы, связанный со следующими факторами:

- неразвитость сферы услуг как таковой в России;

- высокий уровень цен на данный вид товарной группы;

- население пытается экономить на данной сфере, чтобы покрыть расходы на продукты питания и продукты первой необходимости.;

- наличие широкого спектра государственных услуг, как «услуг -заменителей» в данной области;

- наличие большого объема теневого сектора в данной области (мало регулируемых тенденций в сфере услуг, таких как услуги транспорта, ухода, сервиса и др.).

При этом в данном перечне практически отсутствуют такого рода услуги, которые выполняются домашними хозяйствами (и для них) в реальных рыночных условиях, внутри домашнего хозяйства и между ними (услуги коллективного характера, удовлетворяющие общественные потребности, а так же услуги, связанные с реципрокными отношениями между домашними хозяйствами). А результаты сферы домашнего производства вообще практически не входит в данный перечень продуктов и услуг.

В учете макроэкономических показателей зачастую встречается такой показатель как бюджет потребления, в котором никак не отражается такой фактор как время. А оно в достаточной мере отражает современные тенденции, проблемы, структуры, системы, показатели и другие направления в области потребления.

Уровень и качество потребления определяется не только денежным бюджетом, а так же и бюджетом использования времени, который формирует возможности и перспективы развития потребления домашними хозяйствами. В этой связи одним из важнейших макроэкономических характеристик условий для развития человека является бюджет времени населения (и его вариации с учетом рабочего и нерабочего времени) [4, а171].

В бюджете времени особую роль играет свободное время, которое может быть представлено в виде различного вида досуга (культурного,

образовательного, физического и морального отдыха, рекреации и других видов потребления личного времени). Ряд авторов рекомендует использовать нормативный подход в данной области. Однако, как мы считаем, личное время настолько индивидуально и настолько вариативно, что применять к нему номы социально-экономического характера будет достаточно тяжело, однако управлять этим временем возможно. Вопрос остается в том, насколько это будет подчиняться правилам статистики и учета, а так же насколько это оптимально будет коррелировать с другими показателями макроэкономической статистики. С точки зрения науки исследования домашних хозяйств это будут ценные данные, однако насколько они имею большое значение для статистики, экономики, государства в целом.

Фактор времени зачастую может оказать положительное влияние при принятии потребительских решений, так как он позволяет учесть реальные инфляционные процессы и распределить рационально некоторые капитальные и некапитальные вложения, имеющие разный уровень и скорость обращения на текущую дату.

С учетом фактора времени домашние хозяйства могут:

- планировать и прогнозировать будущие затраты и результаты;

- определять индикаторы дисконтирования будущих доходов;

- «бороться» с фактором неопределенности внешней среды, «антиинформацией», асимметрией информации, конкурентами в потреблении, конфликтами в сфере потребления.

Также важные в современных условиях показатели потребления поставляет статистика рекреации и досуга, потребления информационных услуг, услуг здравоохранения, статистика жилищных условий и бытового обслуживания и др.

В экономических моделях потребления используются также социологические версии, что абсолютно не фигурирует в макроэкономической практике статистического учета. О соотношении

социологического и экономического подходов в исследовании потребления автором были сделаны самостоятельные заключения в иных работах [4, а 119-125].

Таким образом, можно сделать вывод, что при оценке макроэкономических показателей потребительской деятельности домашних хозяйств необходимо учитывать ряд современных тенденций, которые развиваются в потреблении на текущую дату. В частности в структуру потребления не включены некоторые товары длительного потребления, но при этом включены товары, которые уже потеряли свою актуальность. Это позволит строить актуальную модель оценки потребительской деятельности домашних хозяйств. В рамках оценки процессов потребления не учитываются такие процессные характеристики как время, скорость, категории граждан, география потребления и др. Дополнение макроэкономической статистики показателями социологической сферы так же окажет положительное влияние и покажет точность современных исследований. В настоящее время необходимо соблюдать мультипликативный эффект исследований, что бы получить реальную картину потребления в России.

Литература

1. ЦБ: рост потребления домашних хозяйств в 2018 году составит 2,5-3% [Электронный ресурс] // Метагазета. 2018, 31 октября. - Режим доступа: https://metagazeta.ru/economics/tsb-rost-potrebleniya-domashnih-hozyajstv-v-2018-godu-sostavit-2-5-3/

2. Нанакина Ю.С. Экономический и социологический подход в исследовании потребительского поведения домашних хозяйств в рыночных условиях // Прогнозирование инновационного развития национальной экономики в рамках рационального природопользования. Материалы Международной научно-практической конференции в 3 ч. / Научно-

производственный центр «Экомен» (Эстония), Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Пермский Государственный Национальный исследовательский Университет», Высшая Экономическая Школа СПБГУЭФ, НПО «Импульс», 2015.- С. 119-125

3. Неравенство в потреблении домашних хозяйств // Бюллетень о текущих тенденциях российской экономики. -2 018. - № 44. - С. 6-7.

4. Специфика потребительской деятельности домашних хозяйств в особых территориальных условиях (на примере малых городов Крайнего Севера) [текст]: монография / Ю.С. Нанакина. - Барнаул: «Си-пресс», 2015. -129 с.

5. Хромов М. Домашние хозяйства переходят к кредитной модели потребления // Мониторинг экономической ситуации в России: тенденции и вызовы социально-экономического развития. - 2018. - № 13 (74).- Июль.-С. 14-16.

Assessment of consumer activity of households in modern macroeconomic statistics

Nanakina Yulia Sergeyevna,

GAOU VOLOpolar branch "Leningradstate university of A.S. Pushkin", Norilsk

artamon3@yandex. ru

In article a research objective will be generalization of the key macroeconomic indicators of households, relevant at the present stage of development, which will show current problems and features of accounting of statistical data of consumption in this segment of economy. The growing scales of the actual consumption are a basis of stable economic development, development of consumer motivation of new level and increase in solvent demand and consumer wellbeing in general. Growth of consumer demand becomes the lever of growth of production development. This fact has to become object of effective and active

state policy in the sphere of consumption of the country and regions of Russia. This article is continuation of the research problem considered by the author in the Fundamentalnye Issledovaniya magazine (2017, No. 4) regarding systematization of macroeconomic indicators of consumption of households. In this article the analysis of indicators in a natural form, cost individual and group (family and marriage) budgetary forms of housekeeping, and also such indicators as elasticity, consumer ability which reflect the level and quality of consumer activity of households in objective and subjective conditions relevant at the present stage of development will be carried out.

Keywords: household, social and economic statistics, consumption cost, structure of consumption, credit model of consumption, time factor in consumption.

References:

1. CB: rost potrebleniya domashnih hozyajstv v 2018 godu sostavit 2,53% [Elektronnyj resurs] // Metagazeta. 2018, 31 oktyabrya. - Rezhim dostupa: https://metagazeta.ru/economics/tsb-rost-potrebleniya-domashnih-hozyajstv-v-2018-godu-sostavit-2-5-3/

2. Nanakina Yu.S. Economic and sociological approach in a research of consumer behavior of households in market conditions//Forecasting of innovative development of national economy within rational environmental management. Materials of the International scientific and practical conference in 3 h. Ekomen research and production center (Estonia), Federal state-funded educational institution of higher education "Perm State National research University", the Higher SPBGUEF Economic School, NPO Impuls, 2015. - Page 119-125

3. Inequality in consumption of households//the Bulletin about the current trends of the Russian economy.-2018. - No. 44. - Page 6-7.

4. Radayev V.V., Barsukova S. Yu. Informal economy in Russia: short review//Economic sociology. - 2012. - T. 13. - No. 2. (March)//http://sartraccc.ru/Pub/barsukova (7-04-12) .htm

info@agequal.ru

5. Specifics of consumer activity of households in special territorial conditions (on the example of the small cities of Far North) [text]: monograph / Yu.S. Nanakina. - Barnaul: "Si-press", 2015. - 129 pages.

6. Khromov M. Households pass to credit model of consumption//Monitoring of an economic situation in Russia: trends and calls of social and economic development. - 2018.-№13 (74).-July. - Page 14-16.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.