Электронный научный журнал «Век качества» Online scientific journal «Age of Quality»
№ 4 (2017) ISSN 2500-1841
http://www.agequal.ru [email protected]
Электронный научный журнал «Век качества» ISSN 2500-1841 http://www.agequal.ru 2017, № 4 http://www.agequal.ru/pdf/2017/AGE QUALITY 4 2017.pdf Ссылка для цитирования этой статьи:
Воинов Д.А. Организация закрытых групп в Интернете как канал корпоративного управления // Электронный научный журнал «Век качества». 2017. №4. С. 22-37. Режим доступа: http://www.agequal.ru/pdf/2017/417002.pdf (доступ свободный). Загл. с экрана. Яз. рус., англ.
УДК 330.113
Концепция рациональности потребительской деятельности домашних
хозяйств: факторный подход
Нанакина Ю.С.
кандидат экономических наук, доцент кафедры менеджмента ЗФ ГАОУ ВО ЛО «Ленинградский государственный университет
имени А. С. Пушкина» Красноярский край, г. Норильск, ул. Комсомольская, д.39, кв.29
artamon3@yandex. ги
Аннотация. Целью статьи является выявление основных факторов рационализации потребительской деятельности.
Важным вопросом сегодня является рационализация потребительской деятельности домашних хозяйств в малом городе, среди основных мер в данной области можно выделить:
- достижение соответствия доходов потребительским расходам;
- необходимость знаний норм и стандартов потребления;
-периодическое обучение в области развития потребительской
деятельности и повышение потребительской квалификации;
- рационализация собственных потребностей и методов их реализации;
- учет пространственно-временных факторов при осуществлении потребительской деятельности;
-разработка государственных мер по оценке потребительской деятельности (соотношение с прожиточным минимумом, минимальной заработной платой, средней заработной платой по стране, регионе, городе);
-развитие нового стиля потребителя и его внедрение в ограниченные рамки социально-экономической среды малого города.
Электронный научный журнал «Век качества» Online scientific journal «Age of Quality»
№ 4 (2017) ISSN 2500-1841
http://www.agequal.ru [email protected]
Ключевые слова: критерии оптимальности потребительской деятельности, концепция рациональности, критерии благосостояния населения, статистическая и социологическая оценка потребления, способствующие и препятствующие факторы потребления.
Систематизация основных показателей, характеризующих потребительскую деятельность практически не содержит показателей рациональности. Концепция рациональности стала одной из востребованных как в естественнонаучном, так и социально-экономическом плане: проблема рационального выбора (основанная на математической модели теории игр), которая учитывает последствия, полезность, предпочтения, целесообразность вероятность реализации в конкретных условиях и выбор оптимального (наилучшего) результата принимаемых решений [21, 13]; учет познавательных и интеллектуальных способностей, интересов индивидов и окружающей среды, опыта, накапливаемого в результате нестандартных решений [22, С.58], в рамках потребительно-стоимостной теории[18, с.176] и т. д.
В процессе поиска основных критериев оптимальности потребительской деятельности обычно исходят из таких подходов, как естественно-нормативный (рациональное питание); социологический (общественные предпочтения), то есть на основе форм минимизации и максимизации. В качестве критериев достижения максимального уровня благосостояния предлагаются следующие: физический объем конечного продукта в целом и в расчете на душу населения; общий уровень доходов населения; разница между уровнем потребностей и уровнем их реального удовлетворения; соответствие производственного выпуска установленному перечню потребительских продуктов; максимум свободного времени; минимум затрат труда на заданный объем продукции [25], а так же потребительская оценка, то есть то количество труда, которое общество считает необходимым затратить на данный продукт «по условиям потребления» [17, с.246].
Итак, оценка потребительской деятельности домашних хозяйств в статистике достаточно затруднена в силу отсутствия данных демонстрирующих характер, масштабы, особенности осуществления в современных условиях. Результаты статистического и социологического сравнения отражают следующие тенденции в формировании и развитии потребительской деятельности:
- повышение доходов потребителей;
-изменение и диверсификация рациона питания во временном и пространственном аспектах в сторону использования здоровых продуктов[26, с.116] (что связано с трудосберегающими технологиями, техническим обновлением потребительских процессов, экономической доступностью1) и как следствие расширение объемов международной торговли;
- повышение уровня образования в области потребления (выработка новых качественных требований к процессу осуществления потребительской деятельности);
- экономия времени на основе отказа от домашнего производства в сторону употребления продуктов быстрого приготовления;
-консерватизм продовольственного бюджета, который не демонстрирует динамику изменений в пропорциях между основными категориями пищевых продуктов (в отличие от развитых стран);
- изменение структурных пропорций в затратах на виды продуктов,
2
входящих в одну категорию .
В странах с высоким уровнем дохода населения, таких как США, большая часть продовольственного бюджета уходит на покупку мяса, свежих фруктов и овощей к началу века 27 и 21% соответственно, тогда как на приобретение зерновых и крупяных изделий приходится 16%, молочных продуктов - 12, жиров и масел - 2, рыбы - тоже 2%. Это составляет в совокупности 80% всех расходов.
Так, как было показано выше, за последние 30 лет значительные сдвиги произошли в физической и стоимостной структурах потребления отдельных категорий продуктов: мяса - в пользу птичьего, молочных продуктов - в пользу сыра, фруктов и овощей - в пользу употребления их в свежем виде. Кроме того, продовольственные товары под собственными марками сетей могут замещаться органическими продуктами под брендами «с гарантированным качеством», либо импортируемыми, если они воспринимаются как более качественные.
- наличие инфраструктурных и информационных факторов (действующих в национальном масштабе сетей магазинов розничной продажи продовольствия и ресторанов, возможность мгновенной передачи информации), которые следует рассматривать в качестве дополнительных, мощных стимулов к переменам в структуре потребления.
Таким образом, в силу ряда специфических условий функционирования малого города необходимо выделить и ряд особенностей реализации потребительской деятельности:
- масштабность потребительской деятельности носит усеченный характер (не все желаемые потребности могут быть удовлетворены в условиях малого города);
- отраслевая зависимость и соответствующая ориентация потребительской деятельности, организованной в малом городе;
- социально-культурная привилегия факторов институционального характера, что формирует некоторые организационные закономерности потребительской деятельности во времени и пространстве;
-преобладание особенностей, связанных с занятостью преимущественно в сельском хозяйстве (ЛПХ) и ограниченность свободного времени, что определяет значительную долю функций домашнего хозяйства, связанных с самообеспечением и домашним производством;
- отсутствие научного подхода, образования и соответствующей квалификации (соответствующих требованиям современного общества) в сфере потребительской деятельности, в которых прослеживаются ограниченность и неразвитость основных аспектов формирования, что продиктовано в свою очередь традиционной потребительской инфраструктурой города;
- мотивационные механизмы потребительской деятельности направлены в основном на выживание, а не развитие и формирование потребительской деятельности «продвинутых» слоев населения крупных городов и развитых стран;
- малый город можно рассматривать как среду, определяющую натурализацию потребления, способствующую экономии ресурсов и экологизации, а такие составляющие как рекреация и туризм становятся реализацией потребностей высокого уровня (организация и планирование отдыха), что формирует предпосылки рационализации потребительской деятельности;
- потребительская деятельность малого города (основанная на ЛПХ, домашнем производстве) вбирает в себя некоторые функции различных отраслей экономики, что соответственно тормозит развитие городской инфраструктурной составляющей, основанной на реализации новых тенденций потребления;
- в малых городах наблюдается противоречивость и двойственность ситуации: с одной стороны, развитие конкуренции, например, в розничной торговле, с другой стороны усиление локальных, искусственно созданных монополий, что накладывает свой отпечаток на организацию потребительской деятельности;
- доходно-расходная часть потребительского бюджета ограничена в малом городе неразвитостью потребностей общей массы населения, низким уровнем дохода, отсутствием специального образования, мест приложения труда, изменением структуры времени (сокращение свободного времени и не умение его планирования).
Среди факторов потребительской деятельности домашних хозяйств в малом городе можно назвать как препятствующие, так и способствующие ее рациональному развитию.
Факторы, способствующие рационализации потребительской деятельности домашних хозяйств:
1. Максимальное развитие защитных механизмов домашнего хозяйства малого города (преимущественно в критических условиях, например, в условиях кризиса, экономике выживания). В данных условиях расширяются и
становятся интенсивнее такие функции домашнего хозяйства как индивидуально-трудовая и предпринимательская, семейный лизинг, семейная торговля, аграрная деятельность, а так же не пропорционально высокое развитие получают натуральное производство и обмен [9, ^9]. В условиях малого города широкое распространение придается реципрокным отношениям (взаимообмену)[6,7]. Выборочные исследования показали, что 65,4% всех домохозяйств включены в неформальные обмены подарками, продуктами, вещами [27, ^259].
3. Возможность максимального приближения к земле (наличие огородных участков) как основного фактора производства в условиях малого города, что позволяет домашним хозяйствам малого города достаточно быстро удовлетворить потребности жизнеобеспечения в ряде производства продуктов питания и иных средств по самообеспечению и самообслуживанию.
4. Потребительская деятельность домашних хозяйств малого города приобретает так же некоторые преимущества в ряде удовлетворения потребностей населения в области рекреационных ресурсов, что обеспечивает одно из конкурентных преимуществ, как домашнего хозяйства так и города в целом.
5. Преимущественное развитие домашнего производства в структуре потребительской деятельности домашних хозяйств малого города, что обеспечивает поддержание потребления на достаточно необходимом уровне некоторых важных товаров и услуг, причем в рыночных условиях не только в натуральной форме, но и на товарно-денежной основе. В связи с этим следует отметить характерное отношение населения малого города к личному подсобному хозяйству (ЛПХ), которое, как и его активность в реализации функций домашнего хозяйства, может рассматриваться как барометр состояния городского хозяйства, а так же в целом национальной экономики и общественного производства. В условиях малого города можно говорить о его самоорганизации [23, ^47]. С изменением социально-экономической ситуации
малого города ЛПХ может рассматриваться населением как сфера отдыха и здорового времяпрепровождения, а трудовая деятельность в нем как физиологически и психологически полезную.
6. Малый город можно рассматривать как благоприятную среду для развития народных промыслов, что делает доступным потребление продуктов такой разновидности домашней трудовой деятельности. Промысел является распространенной и процветающей сферой деятельности регионального и местного характера [8, с.62]. Продукты ремесла, являющиеся для многих крупных городов товаром экзотического и редко доступного характера, для населения малых городов становятся объектом достаточно доступного потребления. Поэтому в этой части потребительская деятельность имеет одно из конкурентных преимуществ.
7. Потребительская деятельность домашних хозяйств в условиях малого города имеет особое преимущество в области использования качественных продуктов питания (в части потребления продукции сельскохозяйственного назначения), так как малый город имеет значительную близость к сельскохозяйственным предприятиям и ресурсам. Это обеспечивает безопасность потребительской деятельности, ее экологизацию и как следствие формирование здоровьесберегающих технологий развития человека (в реализации домашнего производства). Вопросам правильного и здорового питания посвящены ряд работ [14, с.47], которые имеют большое значение в развитии потребительской деятельности домашних хозяйств в условиях малого города.
8. Потребительская деятельность домашних хозяйств малого города подвержена внедрению новых тенденций и особенностей потребительских процессов глобального и внутрироссийского характера, но значительно с невысокой скоростью, как это происходит на уровне крупных городов, что дает им преимущества последовательного и постепенного их усвоения с целью построения новых жизненных стратегий и моделей потребительской
деятельности и образа жизни [1, ^23] (с учетом поведенческих особенностей моделирования потребления[24, ^1-34]). Среди типов жизненных стратегий можно выделить: стратегии жизненного благополучия, стратегии жизненного успеха, стратегии жизненной самореализации (элементы жизненной стратегии: перцептивные, смысложизненные, ценностные, нормативные, целевые ориентации)[19, ^104]; стратегии адаптации к трудностям и динамике развития рыночных отношений[16, ^74].
Для малого города как особой среды организации потребительской деятельности характерна ее институционализация, которая в свою очередь служит фактором ее развития через институциональную (нормы и правила, оптимизирующие поведение), социальную (воспитание в социуме), психологическую (психологическая защита) функции [20, ^92]. Поэтому традиционализм и приверженность к культурным моделям потребительской деятельности не всегда является фактором сдерживающим развитие потребительской деятельности.
1. Факторы, препятствующие рационализации потребительской деятельности домашних хозяйств:
1. Консерватизм (неразвитость) потребительской деятельности домашних хозяйств малого города, в силу чего значительная часть населения города привержена традиционной культуре домоведения, не имеющая систематических научных знаний в области экономики домашнего хозяйства, педагогики, психологии, права, этики, составляющие основу потребительской квалификации как составной части социальной квалификации[2, ^50], что ограничено, вписывается в новые экономические требования к потребительской деятельности, не может адаптироваться к динамичным изменениям внешней среды (гибко изменять жизненные и бюджетные стратегии). Незнание и отсутствие использования в повседневной жизни (быту и не только) правильных (научных) образцов потребительской деятельности являются источником значительных экономических и социальных потерь на
уровне отдельной личности, домашнего хозяйства, организаций, общества в целом. Эти потери можно назвать как издержки нереализованных возможностей личности и домашнего хозяйства. Это обстоятельство продиктовано неразвитостью системы образования в области потребительской деятельности в условиях малого города. Следствием этого можно поднять вопрос нерациональности [21, с.103], которая имеет место присутствовать в организации потребительской деятельности домашних хозяйств малого города.
2. Низкая инвестиционная и деловая активность населения, а также узкая отраслевая направленность города. Эти обстоятельства продиктованы отсутствием сфер и источников инвестирования, низкой доходностью населения и возможностью сбережения. Отраслевая спецификация города ограничивает занятость населения, сокращая места приложения знаний, умений и навыков.
3. В силу пространственной организации малого города потребительская деятельность домашних хозяйств несколько ограничена в удовлетворении ряда потребностей высокого уровня (например, посещение престижных музеев, галерей, магазинов), что становится фактором тормозящим развитие потребительской деятельности каждой личности, домохозяйства и городского общества в целом. При этом данный фактор становится стимулирующим мобильность населения малого города. Самостоятельным фактором дохода является совокупность взаимоотношений в сетях связей и полезных коммуникациях, а так же осуществление активных контактов с друзьями, соседями, товарищами по работе, с родственниками, что рассматривается как один из основных путей доступа к ресурсам, продвижения на рынке труда и социальной мобильности [10, с.375]. Малый город является благоприятной средой для развития таких коммуникационных связей в силу его суженой территориально-пространственной организации, обеспечивая развитие потребительской деятельности.
4. Преобладание части домохозяйств с низким уровнем дохода, что обусловлено уровнем экономического развития малого города и стимулирует вовлечение таковых домохозяйств в нестандартные формы занятости. Для домохозяйств малого города характерна повышенная концентрация видов занятости [11, ^33], а именно вторичная (третичная) занятость, занятость в ЛПХ, занятость в домашнем хозяйстве (домашнее производство). Как правило, в малом городе преобладают домашние хозяйства низкообеспеченной группы [4, ^58], что характеризует масштабы и характер потребительской деятельности данной социально-экономической единицы как сравнительно малую по объемам и разнообразию направлений реализации.
5. Потребительская деятельность домашних хозяйств малого города имеет ряд особенностей в части потребительских расходов, а именно их структуры, значительная часть которых тратится преимущественно на продукты питания и предметы повседневного спроса. Поэтому говорить о моделировании сберегательных стратегий [12] населения малого города можно лишь в части потребительских расходов направленных на долгосрочные покупки и услуги (покупка автомобиля, квартиры, планирование детей). Объем сбережений домашних хозяйств в условиях малого города достаточно невелик, что ограничивает процессы инвестирования.
6. Специфичной является оценка потребительской деятельности домашних хозяйств через оценку общего благосостояния. Одной из концепций благосостояния является ресурсная [15, ^256]. Малый город как особая социально-экономическая среда для реализации потребительской деятельности определяет ограниченность необходимых ресурсов. Среди таковых ресурсов можно назвать ограниченный денежный доход (его структура имеет лишь стандартные статьи, где преимущественную роль играет доход по различным видам трудовой деятельности); неразвитость трудовых ресурсов (отсутствие соответствующих образования и квалификации в области потребления); ограничение во времени (совмещение нескольких видов трудовой
деятельности, вторичная занятость, отсутствие навыков его планирования); информационная перезагруженность (в связи с развитием новых тенденций в потреблении, а именно появление сложных товаров, инструкций по их использованию, усложнение инфраструктуры обслуживания) и ограниченность (нехватка соответствующих знаний) одновременно; неразвитость потребительской инфраструктуры, которая может быть представлена внутренней потребительской инфраструктурой домашнего хозяйства (наличием технических средств, техник и технологий по самообслуживанию) и внешней (окружающей) потребительской инфраструктурой, то есть сетью обслуживающих организаций социально-бытового характера (прачечные, химчистки, ремонтные мастерские, организации по социальной и юридической защите населения, образовательные учреждения).
Таким образом, выявленные особенности и факторы (способствующие и препятствующие развитию) потребительской деятельности домашних хозяйств малого города, определяют необходимость ее рационализации по ряду критериев.
Список литературы:
1. Антонов А.И., Малявин С.И. Исследование образа жизни сельской семьи (результаты одновременного опроса отцов, матерей и их детей в двадцати регионах России)//Вестн. Моск. Ун-та. Сер.18. Социология и Политология. -2005.-№3.-С.123-135
2. Артамонова Ю.С. Развитие потребительской деятельности домохозяйств: основные подходы в экономической науке// Вестник Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова (специальный выпуск). - 2005. - №3 - С.49-51
3. Барсукова С.Ю. Нерыночные обмены между российскими домохозяйствами: теория и практика реципрокности. Препринт WP4/2004/02 - М.: ГУ ВШЭ, 2004. - 52 с.
4. Бобков В. Региональное неравенство уровня жизни населения//Экономист. - 2004. - №12. - С. 58-69.
5. Варламова Ю.А., Ларионова Н.И. Сбережения и социальный капитал домашних хозяйств: кластерный подход // Вестник Московского университета. Серия 6: Экономика. 2013. № 5. С. 64-73.
6. Воронов В.В., Лавриненко О.Я. Доходы населения Латвии: уровень, дифференциация, динамика // Социологические исследования. 2011. № 9. С. 47-53.
Электронный научный журнал «Век качества» Online scientific journal «Age of Quality»
№ 4 (2017) ISSN 2500-1841
http://www.agequal.ru [email protected]
7. Градосельская Г.В. Социальные сети: обмен частными трансфертами// Социологический журнал. - 1999 - №1/2. - С.1-9.
8. Дубровский П.С. Экономико-теоретические аспекты понятия «народные промыслы»//Вестник КГУ Н.А. Некрасова. Специальный выпуск. - 2005. - № 3. - С.61-68
9. Жеребин В., Красильникова Т. Домашние хозяйства в переходной экономике//Вопросы статистики. - 1998. - № 1 - С.9-10
10. Заславская Т.И. Рывкина Р.В. Социология экономической жизни. - С. 374-378.
11. Капелюшников Р.И. Занятость в домашних хозяйствах населения. Препринт WP3/2003/04.-М.: ГУ-ВШЭ, 2003. - 42с.
12. Кузина О.Е., Рощина Я.М. Моделирование сберегательного поведения домохозяйств России./ББЯС WP. EP98-041R/http://www.eepc.ru/details/down 1оаё.ахр? Ше^=3875
13. Лаврик Э.Г. Экономическое поведение: «рациональность» или «разумность» // Социс. -1993. - №9. - С.154-156
14. Литвинов В.А. Правда о вкусной и здоровой пище. Показатели потребления за 100 лет//Человек.-2006. - №2. - С.46-57.
15. Львова М.С., Берендеева А.Б. Ресурсы домашних хозяйств: многофакторный подход//Личность. Культура. Общество - 2005 - Вып. 3. (27) - С.255-268
16. Магун В.С., Гимпельсон В.Е. Стратегия адаптации рабочих на рынке труда// Социс.-1993.-№9. - С.73-84.
17. Новожилов В.В. Проблемы измерения затрат и результатов про оптимальном планировании. М., 1976. - С.246-265
18. Очирова О.А. Потребительно-стоимостная теория в условиях современных рыночных отношений (социально-экологический аспект)//Вестник Моск. Ун-та. Сер. 18. Социология и политология. - 2001. - №4. - С.175-187
19. Резник Т.Е., Резник Ю.М. Жизненные стратегии личности// Социс. - 1995 - №12. - С.104.
20. Ростовцева Л.И. Поведение потребителей в пословицах и поговорках//Социс. - 2004 - №4
- С.90-93
21. Рузавин Г. К проблеме рационального выбора в экономике и других общественных науках//Вопросы экономики. - 2003. - №8. - С.103-104.
22. Саймон Г. Теория принятия решений в экономической теории и науке о поведении. В кн.: Теория фирмы. СПб., 1995. - С 55-59
23. Самсонов В.Б., Шабанов В.Л. Самоорганизация сельского хозяйства// Социс. - 1999 - №3
- С. 46-51.
24. Средние классы в России: экономические и социальные стратегии / Е. М. Авраамова и др.; Под ред. Т. Малевой; Моск. Центр Карнеги. — М.: Гендальф, 2003. — 506 с.
25. Федоренко Н.П. Вопросы оптимального функционирования экономики. М., 1990.- 312с.
26. Шевлягина Е.Е. Структурные изменения в потреблении продовольствия и торговле сельхоз продукцией// США. Канада. Экономика. Политика. Культура, 2008-№5 (461) май. - С.116-124
27. Якубович В. Социальные возможности и экономическая необходимость: включенность домашних хозяйств в сети неформальной взаимопомощи//Занятость и поведение домашних хозяйств: адаптация к условиям перехода к рыночной экономике/ Под ред. В. Кабалиной и С. Кларка, М., 1999. - С. 259-269.
Concept of rationality of consumer activity of households: factorial
approach
Nanakina Yu. S.
Candidate of Economic Sciences, associate professor of management
ZF GAOU VO LO "Leningrad state university
name A.S. Pushkina" Krasnoyarsk Krai, Norilsk, Komsomolskaya St., 39/29
Summary. The purpose of article is identification of major factors of rationalization of consumer activity.
Important question is rationalization of consumer activity of households in the small city today, in the field it is possible to distinguish from the main measures:
- achievement of compliance of income to consumer expenses;
- need of knowledge of norms and standards of consumption;
- periodic training in the field of development of consumer activity and increase in consumer qualification;
- rationalization of own requirements and methods of their realization;
- accounting of existential factors at implementation of consumer activity;
- development of the state measures for assessment of consumer activity (a ratio with a subsistence minimum, minimum wage, the average salary about the country, the region, the city);
- development of new style of the consumer and his introduction in a limited framework of the social and economic environment of the small city. Keywords: the criteria of optimality of consumer activity, the concept of rationality, criteria of welfare of the population, statistical and sociological assessment of consumption promoting and the interfering consumption factors.
REFERENCES:
1. 1. Antonov A.I., Malyavin S.I. Issledovanie obraza zhizni sel'skoy sem'i (rezul'taty odnovremennogo oprosa ottsov, materey i ikh detey v dvadtsati regionakh Rossii)//Vestn. Mosk. Un-ta. Ser.18. Sotsiologiya i Politologiya. -2005.-№3.-S.123-135
2. Artamonova Yu.S. Razvitie potrebitel'skoy deyatel'nosti domokhozyaystv: osnovnye podkhody v ekonomicheskoy nauke// Vestnik Kostromskogo gosudarstvennogo universiteta im. N.A. Nekrasova (spetsial'nyy vypusk). - 2005. -№3 - S.49-51
3. Barsukova S.Yu. Nerynochnye obmeny mezhdu rossiyskimi domokhozyaystvami: teoriya i praktika retsiproknosti. Preprint WP4/2004/02 - M.: GU VShE, 2004. - 52 s.
4. Bobkov V. Regional'noe neravenstvo urovnya zhizni naseleniya//Ekonomist. -2004. - №12. - S. 58-69.
5. Varlamova Yu.A., Larionova N.I. Sberezheniya i sotsial'nyy kapital domashnikh khozyaystv: klasternyy podkhod // Vestnik Moskovskogo universiteta. Seriya 6: Ekonomika. 2013. № 5. S. 64-73.
6. Voronov V.V., Lavrinenko O.Ya. Dokhody naseleniya Latvii: uroven', differentsiatsiya, dinamika // Sotsiologicheskie issledovaniya. 2011. № 9. S. 47-53.
7. Gradosel'skaya G.V. Sotsial'nye seti: obmen chastnymi transfertami// Sotsiologicheskiy zhurnal. - 1999 - №1/2. - S.1-9.
8. Dubrovskiy P.S. Ekonomiko-teoreticheskie aspekty ponyatiya «narodnye promysly»//Vestnik KGU N.A. Nekrasova. Spetsial'nyy vypusk. - 2005. - № 3. -S.61-68
9. Zherebin V., Krasil'nikova T. Domashnie khozyaystva v perekhodnoy ekonomike//Voprosy statistiki. - 1998. - № 1 - S.9-10
10. Zaslavskaya T.I. Ryvkina R.V. Sotsiologiya ekonomicheskoy zhizni. - S. 374378.
11. Kapelyushnikov R.I. Zanyatost' v domashnikh khozyaystvakh naseleniya. Preprint WP3/2003/04.-M.: GU-VShE, 2003. - 42s.
12. Kuzina O.E., Roshchina Ya.M. Modelirovanie sberegatel'nogo povedeniya domokhozyaystv Rossii./EERC WP. EP98-041R/http://www.eepc.ru/details/down load.axp? file_id=3875
13. Lavrik E.G. Ekonomicheskoe povedenie: «ratsional'nost'» ili «razumnost'» // Sotsis. - 1993. - №9. - S.154-156
14. Litvinov V.A. Pravda o vkusnoy i zdorovoy pishche. Pokazateli potrebleniya za 100 let//Chelovek.-2006. - №2. - S.46-57.
15. L'vova M.S., Berendeeva A.B. Resursy domashnikh khozyaystv: mnogofaktornyy podkhod//Lichnost'. Kul'tura. Obshchestvo - 2005 - Vyp. 3. (27) -S.255-268
16. Magun V.S., Gimpel'son V.E. Strategiya adaptatsii rabochikh na rynke truda// Sotsis.-1993.-№9. - S.73-84.
17. Novozhilov V.V. Problemy izmereniya zatrat i rezul'tatov pro optimal'nom planirovanii. M., 1976. - S.246-265
18. Ochirova O.A. Potrebitel'no-stoimostnaya teoriya v usloviyakh sovremennykh rynochnykh otnosheniy (sotsial'no-ekologicheskiy aspekt)//Vestnik Mosk. Un-ta. Ser.
18. Sotsiologiya i politologiya. - 2001. - №4. - S.175-187
19. Reznik T.E., Reznik Yu.M. Zhiznennye strategii lichnosti// Sotsis. - 1995 -№12. - S.104.
20. Rostovtseva L.I. Povedenie potrebiteley v poslovitsakh i pogovorkakh//Sotsis.
- 2004 - №4 - S.90-93
21. Ruzavin G. K probleme ratsional'nogo vybora v ekonomike i drugikh obshchestvennykh naukakh//Voprosy ekonomiki. - 2003. - №8. - S.103-104.
22. Saymon G. Teoriya prinyatiya resheniy v ekonomicheskoy teorii i nauke o povedenii. V kn.: Teoriya firmy. SPb., 1995. - S 55-59
23. Samsonov V.B., Shabanov V.L. Samoorganizatsiya sel'skogo khozyaystva// Sotsis. - 1999 - №3 - S. 46-51.
24. Srednie klassy v Rossii: ekonomicheskie i sotsial'nye strategii / E. M. Avraamova i dr.; Pod red. T. Malevoy; Mosk. Tsentr Karnegi. — M.: Gendal'f, 2003.
— 506 s.
25. Fedorenko N.P. Voprosy optimal'nogo funktsionirovaniya ekonomiki. M., 1990 - 312c.
26. Shevlyagina E.E. Strukturnye izmeneniya v potreblenii prodovol'stviya i torgovle sel'khoz produktsiey// SShA. Kanada. Ekonomika. Politika. Kul'tura, 2008-№5 (461) may. - S.116-124
27. Yakubovich V. Sotsial'nye vozmozhnosti i ekonomicheskaya neobkhodimost': vklyuchennost' domashnikh khozyaystv v seti neformal'noy vzaimopomoshchi//Zanyatost' i povedenie domashnikh khozyaystv: adaptatsiya k usloviyam perekhoda k rynochnoy ekonomike/ Pod red. V. Kabalinoy i S. Klarka, M., 1999. - S. 259-269.