Научная статья на тему 'Оценка рациональной потребительской деятельности домашних хозяйств через призму общественно значимых критериев'

Оценка рациональной потребительской деятельности домашних хозяйств через призму общественно значимых критериев Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
329
78
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Век качества
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ПОТРЕБЛЕНИЕ / ПОТРЕБИТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / РАЦИОНАЛИЗАЦИЯ / ПОТРЕБНОСТИ / НАУЧНО ОБОСНОВАННОЕ ПОТРЕБЛЕНИЕ / ВРЕМЯ ДОМАШНЕГО ТРУДА / РАЦИОНАЛЬНЫЕ НОРМЫ / ВНЕРАБОЧЕЕ ВРЕМЯ / СВОБОДНОЕ ВРЕМЯ / ИММОБИЛЬНАЯ ЧАСТЬ СОВОКУПНОГО ДОХОДА / CONSUMPTION / CONSUMER ACTIVITY / RATIONALIZATION / REQUIREMENTS / EVIDENCE-BASED CONSUMPTION / TIME OF HOUSE WORK / RATIONAL NORMS / OFF-DUTY HOURS / FREE TIME / IMMOBILNY PART OF THE CUMULATIVE INCOME

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Нанакина Юлия Сергеевна

Рационализация потребительской деятельности должна базироваться на использовании определенных критериев. Эти критерии должны, во-первых, отражать целевую функцию рациональной потребительской деятельности, определяемую экономическими законами, во-вторых, направленность на экономизацию потребительской деятельности. При оценке степени рациональности потребительской деятельности необходимо учитывать сложности, которые связаны с большой ролью институциональных факторов (традиции, обычаи, особенности национальной психологии, мода и т.п.), субъективных поведенческих моментов. Необходимо учитывать также проблему измеримости подобных критериев. Недостаточность статистической базы, отражающей процессы в сфере потребления, объясняется отчасти слабым развитием статистики потребления, отчасти тем, что количественное измерение многих потребительских процессов затруднено или невозможно. Речь идет о потребностях высокого уровня (потребность в творческой реализации, социальные потребности), которые играют в современном обществе все более важную роль. В качестве инструментов анализа данных процессов нужно использовать материалы социологических опросов, интервью, метод экспертных оценок, абстрактно-логический анализ. Все это обусловливает трудность (а иногда и невозможность) выделения критериев, имеющих общезначимый характер. Однако с учетом этих обстоятельств, все же можно выделить ряд критериев, позволяющих непосредственно отобразить количественные параметры потребительской деятельности или оценить направленность потребительских процессов, их качественные характеристики, которые и станут объектом исследования в данной статье.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Assessment of rational consumer activity of households through a prism the obshchestvennoznachimykh of criteria

Rationalization of consumer activity has to be based on use of certain criteria. These criteria have to reflect, first, the criterion function of rational consumer activity determined by economic laws, secondly, an orientation on an ekonomization of consumer activity. At assessment of degree of rationality of consumer activity it is necessary to consider difficulties which are connected with a big role of institutional factors (tradition, customs, features of national psychology, fashion, etc.), the subjective behavioural moments. It is necessary to consider also a problem of measurability of similar criteria. Insufficiency of the statistical base reflecting processes in the sphere of consumption is explained partly by poor development of statistics of consumption, partly that quantitative measurement of many consumer processes is complicated or it is impossible. It is about requirements of high level (the need for creative realization, social requirements) which play more and more important role in modern society. As tools of the analysis of these processes it is necessary to use materials of sociological polls, an interview, method of expert evaluations, the abstract and logical analysis. All this causes difficulty (and sometimes and impossibility) allocations of the criteria having valid character. However taking into account these circumstances, nevertheless it is possible to allocate a number of the criteria allowing to display directly quantitative parameters of consumer activity or to estimate an orientation of consumer processes, their qualitative characteristics which will become a research object in this article.

Текст научной работы на тему «Оценка рациональной потребительской деятельности домашних хозяйств через призму общественно значимых критериев»

[email protected]

Электронный научный журнал «Век качества» ISSN 2500-1841 http: //www .agequal.ru 2015, № 4 http://www.agequal.ru/pdf/2015/AGE QUALITY 4 2015.pdf Ссылка для цитирования этой статьи:

Нанакина Ю.С. Оценка рациональной потребительской деятельности домашних хозяйств через призму общественно значимых критериев // Электронный научный журнал «Век качества». 2015. №4. С. 33-52. Режим доступа: http://www.agequal.ru/pdf/2015/415004.pdf (доступ свободный). Загл. с экрана. Яз. рус., англ.

Оценка рациональной потребительской деятельности домашних хозяйств

через призму общественно значимых критериев

Нанакина Юлия Сергеевна

кандидат экономических наук, доцент кафедры менеджмента, Заполярный филиал ГАОУ ВО ЛО Ленинградский государственный университет имени А.С. Пушкина 663305, Красноярский край, г. Норильск, ул. Московская, д. 18

artamon3@yandex. гп

Аннотация. Рационализация потребительской деятельности должна базироваться на использовании определенных критериев. Эти критерии должны, во-первых, отражать целевую функцию рациональной потребительской деятельности, определяемую экономическими законами, во-вторых, направленность на экономизацию потребительской деятельности. При оценке степени рациональности потребительской деятельности необходимо учитывать сложности, которые связаны с большой ролью институциональных факторов (традиции, обычаи, особенности национальной психологии, мода и т.п.), субъективных поведенческих моментов. Необходимо учитывать также проблему измеримости подобных критериев. Недостаточность статистической базы, отражающей процессы в сфере потребления, объясняется отчасти слабым развитием статистики потребления, отчасти тем, что количественное измерение многих потребительских процессов затруднено или невозможно. Речь идет о потребностях высокого уровня (потребность в творческой

УДК 330.313

[email protected]

реализации, социальные потребности), которые играют в современном обществе все более важную роль. В качестве инструментов анализа данных процессов нужно использовать материалы социологических опросов, интервью, метод экспертных оценок, абстрактно-логический анализ. Все это обусловливает трудность (а иногда и невозможность) выделения критериев, имеющих общезначимый характер. Однако с учетом этих обстоятельств, все же можно выделить ряд критериев, позволяющих непосредственно отобразить количественные параметры потребительской деятельности или оценить направленность потребительских процессов, их качественные характеристики, которые и станут объектом исследования в данной статье.

Ключевые слова: потребление; потребительская деятельность; рационализация; потребности; научно обоснованное потребление; время домашнего труда; рациональные нормы; внерабочее время; свободное время;, иммобильная часть совокупного дохода.

В современных условиях хозяйствования остро стоят вопросы экономии и рационализации всех процессов формирования и развития субъектов экономики, в том числе и домашних хозяйств. Рациональное потребление можно рассматривать в нескольких аспектах:

Во-первых, как потребление, обеспечивающее всестороннее и гармоничное (оптимальное) развитие личности (в этом смысле выражающее общественно полезные потребности).

Во-вторых, как научно обоснованное потребление (акцент на необходимости сближения фактического потребления с потреблением в соответствии с рациональными нормами). Потребительская деятельность на научной основе подразумевает наличие у человека определенного уровня потребительской культуры и сформированной «потребительской квалификации». Потребительская квалификация является необходимым элементом социальной квалификации как особого человеческого ресурса и предполагает целостную систему знаний и умений,

[email protected]

позволяющих применять правильные (научные) образцы в сфере организации процесса потребительской деятельности на базе образовательных процессов.

В-третьих, как такое потребление, когда набор предпочтительных потребностей удовлетворяется с минимальными затратами (акцент на экономии в потреблении).

В-четвертых, как удовлетворение основных потребностей без ущерба для окружающей среды (акцент на экологических ограничениях).

В-пятых, как соразмерное трудовым доходам потребление, организованное при соблюдении моральных и правовых норм (акцент на нравственном аспекте процесса потребления)[3, а 53].

Оценка степени рационализации потребительской деятельности в обобщенном виде может осуществляться на основе, во-первых, определения соответствия этой деятельности требованиям экономических законов; во-вторых, использования статистических показателей, социологических показателей, экспертных оценок.

Основными направлениями рационализации потребительской деятельности могут стать:

1. Учет в потребительской деятельности требований экономических законов, основных тенденций и противоречий потребительских процессов.

2. Формирование рационального потребительского бюджета домохозяйств, который в свою очередь складывается из бюджета денежных средств и бюджета времени.

3. Определение экономических и неэкономических факторов, влияющих на потребительские процессы (в позитивном и в негативном плане).

4. Учет взаимовыгодного содействия (взаимосвязи) потребительской деятельности домашних хозяйств и производственной деятельности иных субъектов экономики (определение самодостаточности и взаимозависимости домашних хозяйств в организации потребительской деятельности).

5. Образовательная подготовка потребительской деятельности (формирование потребительской квалификации).

[email protected]

6. Учет общественно необходимых норм потребительской деятельности (стандарты, нормы, образцы).

7. Изменение структуры внерабочего времени в направлении уменьшения времени домашнего труда1, увеличения свободного времени и особенно той его части, которая предполагает активные формы времяпрепровождения, творчество.

8. Учет национальных и региональных особенностей потребительской деятельности.

Рациональная потребительская деятельность предполагает проведение инвентаризации потребностей и функционально-стоимостной анализ статей расходов на потребление с целью выявления возможных статей экономии и перераспределения в пользу других статей. По мере развития экономики обостряется проблема, связанная с чрезмерным ростом потребления материальных вещей в ущерб потреблению духовных ценностей. В этой связи необходимо говорить о разумной (рациональной) потребительской деятельности, которая предполагает удовлетворение только необходимых потребностей. Важной составляющей рациональной потребительской деятельности является культура потребления и потребительская квалификация, которые предполагают умение отстаивать свои права как потребителя, активное влияние через общественные институты на развитие процессов потребления.

При разработке потребительской политики необходимо учитывать национальные традиции, менталитет народа, который реализует не только экономические стратегии потребления, но и преследует культурные, социальные, национальные и образовательные цели.

1. Степень соответствия экономически обоснованным нормам потребления

Данный критерий предполагает сравнение следующих показателей:

1 Домашний труд, как отмечалось ранее, не является непосредственно потребительской деятельностью, поскольку он может быть замещен приобретаемыми услугами. Однако рационализация времени домашнего труда является важным фактором рационализации потребительской деятельности, поскольку высвобождает для нее дополнительное время.

[email protected]

- соотношение с величиной прожиточного минимума таких показателей как заработная плата (средняя номинальная, реальная), стоимость потребительской корзины, уровня доходов, социальных трансфертов;

- соответствие нормативному уровню потребления;

- структура минимального набора продуктов;

- соотношение общей калорийности питания;

- возможность составления рационального потребительского бюджета.

Данная проблематика в определенной степени разработана и разработки

доведены до уровня количественных оценок в отношении продуктов питания (хотя, конечно, необходимо сделать оговорку об относительной применимости таких единых норм в странах с различными природными условиями, историей и культурой)[4].

К минимальным нормативным показателям также относятся минимальный размер оплаты труда (МРОТ) и минимальный размер пенсии. МРОТ — законодательно зафиксированный нижний предел заработной платы, устанавливаемый за наименее квалифицированный простой труд. Его величина является точкой отсчета для тарифных сеток ставок заработной платы. Теоретически величина МРОТ должна быть увязана с величиной прожиточного минимума.

Минимальный размер пенсии (пособия, стипендии) представляет собой законодательно зафиксированный нижний предел такого рода социальных трансфертов в денежной форме, выплачиваемых населению. Российское правительство приняло курс на регулярное повышение минимальных заработной платы и пенсии.

Данный критерий также в определенной степени поддается количественному измерению. Так, при уровне доходов ниже прожиточного уровня невозможно обеспечить даже минимально допустимый объем потребностей. Задачей является не рационализация потребительской деятельности, а элементарное выживание.

Рациональное потребление основано на нормах потребления. Норма потребления - это научно обоснованный, целесообразный уровень материальных благ, услуг.

[email protected]

Рациональные нормы потребления человеком продуктов питания устанавливают такие науки, как биология, медицина, исходя из того, сколько белков, жиров, углеводов, витаминов следует потреблять человеку в день. Нормы потребления одежды, обуви, предметов обихода, даже жилья рассчитывают экономисты, а культурных, духовных благ - социологи. Конечно, нормы различаются для взрослых и детей, пенсионеров, мужчин и женщин, горожан и сельских жителей[2, с. 122]. Состав минимального набора определяется с учетом:

-научных рекомендаций по минимальным объемам потребления товаров и услуг, необходимых для сохранения здоровья человека и обеспечения его жизнедеятельности;

-фактического объема потребления в малоимущих семьях; -состава населения, размера и структуры семей и уровня доходов; -объективных различий в потреблении в субъектах РФ, определяемых природно-климатическими условиями, национальными традициями и местными особенностями.

Минимальные наборы разработаны по основным социально-демографическим группам населения:

-трудоспособное население - мужчины в возрасте 16-59 лет и женщины в возрасте 16-54 лет, за исключением неработающих инвалидов I и II групп этого возраста (две группы);

-пенсионеры - мужчины в возрасте от 60 лет и женщины от 55 лет, а также лица, получающие пенсию по инвалидности (одна группа);

-дети в возрасте от 0 до 6 лет и в возрасте от 7 до 15 лет. Нормативы потребления продуктов питания в минимальной потребительской корзине дифференцированы по природно-климатическим зонам. По действующей методике таких зон 8, по новой -

По действующей методике определения прожиточного минимума определяется лишь минимальная продуктовая корзина и в процентах к ней вычисляется структура

16.

[email protected]

прожиточного минимума, включающая: 68,3% - расходы на питание, 19,1 - на непродовольственные товары, 7,4 - на услуги, 5,2% - налоги и платежи.

Расходы на непродуктовую часть прожиточного минимума определяются по отношению к продовольственной корзине.

Новой методикой предусмотрен не только минимальный набор продуктовой корзины, но и впервые разработаны минимальные наборы непродовольственных товаров и услуг. Минимальный набор непродовольственных товаров представлен непродовольственными товарами индивидуального пользования (одежда, обувь и школьно-письменные товары для детей) и общесемейного пользования (постельное белье, предметы первой необходимости, санитарии и лекарства, товары культурно-бытового и хозяйственного назначения). Минимальный набор платных услуг включает жилищно-коммунальные, транспортные и другие виды услуг. Минимальные наборы непродовольственных товаров и услуг дифференцированы по трем природно-климатическим зонам с климатом: холодным и резко континентальным; умеренным; теплым.

Оценка нормы материального благосостояния, уровня жизни населения малого города — это синтез а) фактически достигнутого уровня денежных доходов, которые позволили обеспечить текущий уровень потребления товаров и услуг, уровень благосостояния; б) сформировавшихся представлений о желаемом уровне достатка, "нормальном", с точки зрения людей, уровне доходов и потребления, на который реально возможно претендовать в сложившихся социально-экономических условиях малого города. Субъективные оценки благосостояния, которые население высказывает в ходе массовых опросов, это вербально выраженное соотношение между текущим потреблением и сформировавшимися запросами, потребностями населения.

2. Структура потребностей. Доля потребностей высокого уровня, например, связанных с творческой самореализацией. Данный критерий отчасти поддается количественному измерению, когда при проведении социологических исследований использования свободного времени определяют долю затрат времени на различные

[email protected]

виды занятий и тенденцию возрастания (уменьшения) затрат времени на возвышенную деятельность (данные соц. исследований свободного времени). В статистике существует ряд коэффициентов оценки удовлетворения потребностей. Коэффициент удовлетворения потребностей населения по всем потребительским товарам и услугам в агрегатной форме определяется путем сравнения стоимости фактического потребления этих товаров и услуг со стоимостью их нормативного набора. Стоимость нормативного набора рассчитывается исходя из установленных норм потребления в среднем на душу населения (норм, заложенных в нормативный потребительский бюджет) и численности населения.

Выбор формы расчета показателя удовлетворения потребностей населения (агрегатной или средней) обусловлен постановкой задачи исследования. Если учитывать лишь общий коэффициент и оценка всего недопотребления товаров и услуг до нормативного уровня всем населением или в среднем на душу, то выбирается агрегатная форма его расчета. Если представляют интерес индивидуальные коэффициенты удовлетворения потребностей, оценка их раздельного влияния на общий показатель, то выбирается форма коэффициента как среднего из индивидуальных показателей.

Поскольку потребности наши безграничны, не всегда так просто определить набор жизненно необходимых предметов. Для каждой семьи список вещей, которые нужно купить, будет строго индивидуальным, так как у каждой семьи свой уровень доходов и расходов, свои индивидуальные потребности[5].

2. Структура доходов и потребительских расходов домашних хозяйств.

Данный критерий позволяет установить следующие зависимости:

- доля заработной платы, сбережений, социальных трансфертов и сбережений в общей структуре доходов домашних хозяйств;

- доля потребительских расходов на питание, товары длительного пользования, социально необходимые услуги и услуги высшего порядка;

- соотношение величины доходов и уровня расходов (а так же взаимодействие данных показателей в динамике);

[email protected]

- способность к накоплению.

Анализ доходов семьи (домохозяйства) начинается с вычисления общих их уровней, что уже представляет собой сложную экономическую задачу, включающую наряду с вычислительными операциями логическую увязку их результатов. Затем анализируются роль различных источников в формировании доходов, а также факторы, от которых зависят их уровень и структура. Сопоставляются доходы разных социальных групп населения, групп, различающихся по статусу в занятости, составу семей и т.д.

В структуре доходов выделяются следующие основные источники: 1) оплата труда и доход от предпринимательской деятельности, в том числе отдельно оплата труда работающих по найму;2) пенсии (трудовые и социальные); 3)стипендии;4) пособия (по видам);5) дивиденды и выплаты по акциям и другим ценным бумагам, а также доходы от собственности;6) поступления от страхования; 7) поступления с банковских счетов;8) поступления от продажи недвижимости (по видам); 9) поступления от продажи акций и других ценных бумаг;10) поступления от продажи иностранной валюты;11) кредиты, ссуды, долги; 12) прочие поступления.

Учитывается также остаток денег на начало анализируемого периода - так называемые переходящие суммы.

Названные денежные доходы являются мобильной частью совокупного дохода. Эта часть по усмотрению владельцев расходуется на приобретение различных материальных благ, а также оплату потребительских услуг или может аккумулироваться в виде накоплений.

Доходы, получаемые в виде бесплатных или частично оплачиваемых льгот, бесплатных услуг, потребляемых населением за счет общественных или целевых фондов, являются иммобильной частью совокупного дохода. Они также определяют уровень жизни, но являются строго целевыми, т.е. не могут быть заменены суммой денег, эквивалентной стоимости этих услуг и льгот.

Весьма детально и подробно анализируются статистические данные также с целью изучения направлений использования доходов населением. Укрупненная

[email protected]

структура расходов по целевому назначению включает следующие группы: 1. Покупка продуктов питания и - отдельно - расходы на общественное питание; 2. Покупка непродовольственных товаров, в том числе: а) одежды, белья, обуви, тканей; б) предметов длительного пользования; в) средств гигиены, медикаментов, стройматериалов и т.д.; 3. Денежные расходы а оплату услуг; 4. Прочие расходы; 5. Накопления (счета в банках, покупка ценных бумаг, иностранной валюты и т.д.); 6. Остаток денег на руках[8].

Анализ проводится в разрезе отдельных социально-демографических и доходных групп населения, в территориальном аспекте, а также с использованием детальных стоимостных оценок по видами способам потребления.

Величины доходов и расходов населения не только характеризуют бюджеты семей, но используются, кроме того, для построения балансов денежных доходов и расходов населения и определения показателей счета домашнего хозяйства в системе национальных счетов.

Данный критерий в определенной степени поддается количественному измерению. Однако существуют трудности с определением масштабов деятельности в неформальном секторе экономики, роли этого сектора в удовлетворении потребностей домохозяйств, интерпретацией роли домашнего производства в подготовке и осуществлении потребительской деятельности. По нашему мнению, домашнее производство может быть 1) условием выживания домохозяйств в кризисный период, 2) оказывать на потребительскую деятельность побочное воздействие через использование части результатов семейного бизнеса для собственного использования, 3) элементом «протребления» как постиндустриальной тенденции.

Структура доходов непосредственно связана со структурой потребностей, характеризует возможности удовлетворения потребностей высокого уровня. Так, по мере роста дохода происходит изменение структуры потребительской деятельности, сокращается доля расходов на питание, существенно увеличивается доля расходов на

[email protected]

удовлетворение культурных и нематериальных потребностей (на образование, досуг, лечение и т.п.), не изменяется доля расходов на одежду и жилище (закон Энгеля)2.

Потребительские расходы охватывают все текущие расходы на товары и услуги независимо от того, полностью или частично они были оплачены в течение обследуемого периода и предназначались ли они для потребления внутри домашнего хозяйства. Потребительские расходы состоят из расходов на покупку продуктов питания (в том числе расходы на питание вне дома), алкогольных напитков, непродовольственных товаров и расходов на оплату услуг. В их составе не учитываются покупка ювелирных изделий, оплата материалов и работ по строительству и капитальному ремонту жилых или подсобных помещений. Бесплатные услуги по образованию, медицинские и другие услуги в потребительские расходы не включаются.

В программе обследования расходы продуктов литания содержат потребление хлеба и круп, мяса и рыбы, животных жиров и растительного масла, молока и молочных продуктов, яиц, фруктов и овощей, сахара и кондитерских изделий, безалкогольных напитков и пр. Потребление продуктов питания учитывается в натуральных единицах и по стоимости.

Натуральные показатели вычисляются в среднем надушу населения или в среднем на потребительскую единицу. К стоимостным показателям относятся стоимость питания в домашних хозяйствах, которая состоит из денежных расходов на покупку продуктов, предназначенных для личного потребления внутри домашнего хозяйства, расходов на питание вне дома и стоимость натуральных поступлений продуктов питания. Кроме того, используются структурные показатели, отражающие долю расходов на питание в потребительских расходах, структуру расходов по видам продуктов питания, и показатели, характеризующие качество питания: его

2 Действие данного закона, сформулированного в 19 веке, отчетливо подтверждают современные статистические данные. Так, в 2009г. доля расходов на питание в структуре расходов домохозяйств составила в США -9,2%, Великобритании - 12,3%, России - 33,9%, Вьетнаме - 42,6% (Statistical Abstract of the United States. 2009. - С.831

[email protected]

калорийность и содержание белков, жиров и углеводов в потребленных продуктах[6, с.159].

Важным показателем является уровень индивидуального потребления как средний размер потребления на душу населения. Он рассчитывается в виде отношения годового объема потребленных товаров по видам к средней годовой численности населения как в целом, так и по отдельным его социальным группам, группам по доходу, возрасту, характеру занятий, другим признакам (полу, природно-климатическим и социальным условиям). В частности, по полу и возрасту рекомендуется выделять следующие группы населения: от 0 до 6 лет; от 7 до 12 лет; от 13 до 16 лет; от 17 до 29 лет; от 30 до 39 лет; от 40 до 49 лет; от 50 до 54 лет; от 55 до 59 лет; от 60 до 64 лет; от 65 лет и старше.

В потреблении продовольственных товаров наука о питании выделяет 5 групп работников в зависимости от вида их трудовой деятельности: I - занятые преимущественно умственным трудом (руководители предприятий и фирм, специалисты, работники культуры и науки); II - занятые легким физическим трудом (работники сферы обслуживания, продавцы промышленных товаров, медсестры, санитары); III - занятые средним по тяжести трудом (врачи-хирурги, водители транспортных средств, работники общественного питания, продавцы продовольственных товаров и др.); IV - занятые тяжелым физическим трудом (строительные рабочие, основная масса сельскохозяйственных рабочих, плотники, такелажники, горнорабочие, работающие на поверхности, и др.); V - занятые особо тяжелым трудом (шахтеры, сталевары, вальщики леса, землекопы, грузчики, труд которых мало механизирован, и т.д.).

Существенно меняется по группам и нормативная калорийность пищи. Так, если для мужчин в возрасте от 18 до 29 лет норма в группе I составляет 2800 ккал. в сутки, то для группы II - уже 3000; для группы 111 - 3200; для группы IV - 3700 и группы V - 4300 ккал. Для возрастной группы мужчин от 30 до 39 лет суточная потребность в энергии снижается на 100 ккал., а для группы от 50 до 59 лет она снижается уже на 250 ккал. У женщин потребность в энергии меньше, чем у мужчин,

[email protected]

примерно на 15%, а у людей, ведущих малоподвижный образ жизни, потребность в калорийности пищи ниже средней на 25-30%. Нормы калорийности для пенсионеров-1900 ккал. Критической же считается калорийность пищи, равная 2000 ккал., или около 8400 кДж (в Международной системе единиц оценка энергетической ценности пищи и расход энергии человека в процессе его жизнедеятельности даются в джоулях: 1 ккал. =4,184кДж).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Помимо потребления товаров и услуг на душу населения применяется расчет и на условную потребительскую единицу, или на эквивалентного потребителя. В качестве таковой признано потребление взрослого мужчины, занятого механизированным трудом. По отношению к нему разработана шкала коэффициентов потребления продовольственных и непродовольственных товаров. Приняты 6 коэффициентов потребления для детей: до 1 года - 0,2; от 1 до 3 лет-0,5; от 5 до Улет-0,6; от 7 до 11 лет-0,8; от 11 до 14 лет-0,95; от 14 до 18 лет-0,98 потребительской единицы, а также 4 коэффициента в зависимости от пола, возраста и рода занятий для взрослых: первый - 0.9; второй - 1,0; третий - 1,1; четвертый - 1,2 условной единицы. Так, семья из четырех человек (отец, мать и двое детей в возрасте до 6 и 13 лет) составляет 3,2 потребительской единицы. В международной статистике по Оксфордской шкале такая семья оценивается в 2,7 единицы (первый взрослый принимается за 1, второй взрослый и каждый следующий - за 0,7, каждый ребенок -за 0,5).

Нормы потребления следует воспринимать как ориентиры для потребительских расходов. Каждый потребитель вправе определять, как распорядиться своими деньгами. Многие большую часть средств тратят на питание. Если быть рациональным в потреблении пищи, высвободятся средства для покупки вещей. Излишества в питании приводят к избытку веса, к болезням, то есть к издержкам нерационального распределения потребительских расходов[5, с.155].

Отметим еще раз, что в задачу статистики не входит ни разработка, ни обсуждение норм потребления населением товаров и услуг. Очевидно, что они призваны отражать современные научные представления о потребностях людей. Их

[email protected]

разработка является сложным делом. Но какими бы они ни были, это единственный инструмент оценки удовлетворения потребностей населения. На основе норм потребления отдельных товаров и услуг строится нормативный потребительский бюджет (в расчете на душу населения). Иногда нормативы устанавливаются статистическим путем. Так, международная практика в качестве норматива (эталона) потребления бытовых, жилищно-коммунальных и других услуг использует среднюю геометрическую из данных потребления этих услуг по трем странам с лучшими показателями исходя из того, что средняя геометрическая предпочтительнее средней арифметической в тех случаях, когда изучаемое явление имеет устойчивые темпы роста. Этот же метод можно использовать при оценке уровня потребления услуг по отдельным территориям внутри страны, когда в качестве норматива выступает средняя геометрическая из уровней по трем регионам с лучшими показателями.

Сегодня фактическое потребление в России отстает от рационального. Конечно, нормы не отражают потребностей каждого человека. Прежде всего это происходит из-за недостатка денежных ресурсов и несоответствием выпускаемой продукции, требованиям качества, удобства, моды.

Приблизить ее к таковой можно на основываясь на таких принципах как: принципе аналогий, по которому рациональные нормативы потребления товаров и у слуг определяются по данным об уровне и структуре их потребления у "продвинутых" групп населения страны (зарубежных стран), и принципе равнодоступности экономических благ (собственно товаров и услуг), что дает возможность в расчетах нормативов элиминировать влияние фактора производства и предложения благ по территории страны, равно как и фактора дифференциации доходов населения. Совмещение указанных принципов обеспечивает разработку "идеализированной" (усредненной) модели потребления населения. Наряду с такой моделью разрабатываются и дифференцированные рациональные потребительские бюджеты для различных групп населения в зависимости от его профессионального состава, природно-климатических, социально-бытовых, национальных и других факторов.

[email protected]

3. Соотношение потребительской деятельности основанной на покупке и домашнем производстве в общей структуре потребительских процессов домашних хозяйств (доля потребления продуктов собственного производства).

Высокая доля потребительской деятельности, основанной на домашнем производстве может свидетельствовать либо о действии постиндустриальных тенденций (развитие «протребления», по Тоффлеру), либо о натурализации и примитивизации потребительской деятельности (что в наших условиях стало распространенным явлением). Инструментами измерения могут быть в основном данные социологических исследований и экспертные оценки.

В статистике потребления объектом исследования выступают лишь услуги, оказываемые населению, удовлетворяющие потребности человека. Услуги же коллективного характера, удовлетворяющие общественные потребности (в сфере управления, обороны, правопорядка, науки и т. п.), к этой группе не относятся, хотя согласно международным статистическим стандартам они включаются в объем валового выпуска (производства) и потребления (промежуточного и конечного) услуг и отражаются в счетах производства и использования доходов Системы национальных счетов, в том числе и сектора домашних хозяйств.

Не входят в объем производства (и соответственно потребления) домашние и личные услуги, создаваемые членами домохозяйства для собственного конечного потребления, поскольку их производство полностью автономно и не влияет на остальную экономику. К ним относятся: уборка, украшение и техническое обслуживание жилья: приготовление и подача пищи; уход за детьми, воспитание и самообучение; уход за больными, инвалидами и престарелыми; транспортировка членов домашнего хозяйства или их вещей; ремонт и техническое обслуживание потребительских товаров длительного пользования, выполняемые на дому,

В объеме услуг, производимых для собственного конечного использования, учитываются два вида услуг, включаемых по счету производства в общий выпуск товаров и услуг. Это услуги по проживанию в собственном жилище (они оцениваются приближенно, в размере затрат на обеспечение проживания в жилище) и домашние

[email protected]

услуги, производимые наемными работниками (слугами, поварами, садовниками и т.п.). Их стоимость определяется оплатой труда этих работников, включая и все виды компенсаций в натуральной форме (питание, жилье и т. п.).

Различаются услуги материальные (производственные), воплощающиеся в материально-вещественной форме (ремонт одежды, обуви, предметов культурно-бытового и хозяйственного назначения), и услуги нематериальные, которые проявляются в форме деятельности, удовлетворяющей бытовые, культурные, образовательные, медицинские и другие потребности человека.

Текущая статистика не располагает данными об услугах, оказываемых населению частными лицами. На практике эта информация собирается в результате выборочного обследования семейных бюджетов, программа которого предусматривает статью "Расходы на оплату услуг, приобретаемых у частных лиц". Эта информация распространяется на всю совокупность семей и используется для нужд статистики потребления населения и национального счетоводства[7].

4. Доля свободного времени домашних хозяйств малого города.

Данный критерий предполагает оценку следующих показателей:

- общая структура занятости домашних хозяйств;

- величина свободного времени;

- доля расходов на удовлетворение потребностей в рамках личного времени (рекреационные услуги);

- степень развития структуры досуговых потребностей.

Она характеризует качество потребительской деятельности, степень ее рационализации самым непосредственным образом, показывая соотношение пассивных форм времяпрепровождения (например, просмотр телепередач) и активных форм времяпрепровождения (изобретательство и другие любительские занятия, связанные с творчеством, занятия спортом и т.д.). Инструментом измерения могут быть в основном данные социологических исследований.

Рационализация потребительской деятельности предполагает формирование образовательных, покупательских, сберегательных и других стратегий развития

[email protected]

домохозяйств, ведение семейного бюджета. Источником информации являются в значительной степени научные разработки потребительских проблем в специальной литературе. Сама деятельность базируется при этом на прогнозировании, расчетах. Инструментами измерения могут быть в основном данные социологических исследований, экспертные оценки, анализ специальной литературы [7].

Именно потребительское образование в различных его формах позволяет сформировать компетентного потребителя, обладающего высокой квалификацией, способного активно использовать и развивать научный метод в своей потребительской деятельности. Инструментами измерения могут быть в основном данные социологических исследований, экспертные оценки, анализ используемых в образовательных учреждениях учебных программ.

Результатом оптимального соотношения данных критериев будет достижение максимальной степени соответствия стиля жизни потребителя стилю жизни «продвинутых» социальных групп, представителей наиболее развитых стран. Данный критерий также обладает определенной полезностью в плане характеристики степени рационализации потребительской деятельности. Поскольку в регулировании потребительской деятельности большую роль играет институциональная детерминация (психологического и социального характера), степень ее рационализации в ряде случаев можно оценить только сравнительным образом. Подобный подход, в частности, использовали при характеристике рациональных бюджетов времени[1, с.135].

Обобщая сказанное, можно сделать следующие выводы:

Каждое домохозяйство, организуя потребительскую деятельность, руководствуется своим личным интересом, стремится к достижению наилучших результатов из возможных, одним словом, действует рационально. Сложность возникает при попытке оценить и выработать критерии рациональной потребительской деятельности. Определить полную эффективность результата рационального потребительского выбора, включающую денежную и психологическую прибыль, в рамках одной науки невозможно. Инструментарий

[email protected]

экономической теории позволяет оценить рациональность человеческой деятельности в области потребления только с точки зрения ее рыночной составляющей. В этой связи обратимся к проблеме измерения последней, а точнее к методике измерения экономической эффективности потребительской деятельности домохозяйств через ее организацию на научной основе. Это позволит:

- рационализировать человеческие потребности через правильную организацию потребительской деятельности;

- выстроить последовательность этапов (стадий) потребительской деятельности для ее оптимизации;

- определить необходимый набор ресурсов для функционирования и развития потребительской деятельности на основе многофакторного подхода;

- показать конкретные результаты (эффекты) от организации потребительской деятельности на научной основе.

Итак, рациональную потребительскую деятельность можно определить как научно обоснованную потребительскую деятельность, при которой разнообразные растущие потребности удовлетворяются с минимальными затратами.

1. Гордон Л.А., Клопов Э.В. К разработке рационального бюджета времени // Проблемы сферы обслуживания и социального развития. Львов, 1976. - 288с.

2. Кифер И., Бернхард Г. Все о калориях. Азбука питания. М., - 2001.- 288с.

3. Львова М.С., Артамонова Ю.С. Потребление: сущность, закономерности, модели и управление. Шуя., 2009. - С.53.

4. Новиков А.И. Развитие агропродовольственного сектора депрессивного региона в условиях вступления России в ВТО // Международный сельскохозяйственный журнал. - 2005. - №3.-С.36-47;

5. Симоненко В.Д., Степченко Т.А. Основы потребительской культуры. М. 1998.

ЛИТЕРАТУРА.

436с.

Online scientific journal «Age of Quality»

ISSN 2500-1841

[email protected]

6. Социальная статистика: учебник /Под ред. И.И. Елисеевой. М.: Финансы и статистика, 2001. - 480с.

7. Специфика потребительской деятельности домашних хозяйств в особых территориальных условиях (на примере малых городов Крайнего Севера) [текст]: монография/Ю.С. Нанакина. - Барнаул: «Си-пресс», 2015. - 129 с.

8. Чернова Т.В. Экономическая статистика. Таганрог. Издательство ТРТУ, 1999.-256с.

Assessment of rational consumer activity of households through a prism the obshchestvennoznachimykh of criteria

Nanakina Yu. S.

Candidate of Economic Sciences, Associate professor of management ZF GAOU VO LO "Pushkin Leningrad State University " 663305, Krasnoyarsk Krai, Norilsk, Moskovskaya St., 18

artamon3@yandex. ru

Abstract. Rationalization of consumer activity has to be based on use of certain criteria. These criteria have to reflect, first, the criterion function of rational consumer activity determined by economic laws, secondly, an orientation on an ekonomization of consumer activity. At assessment of degree of rationality of consumer activity it is necessary to consider difficulties which are connected with a big role of institutional factors (tradition, customs, features of national psychology, fashion, etc.), the subjective behavioural moments. It is necessary to consider also a problem of measurability of similar criteria. Insufficiency of the statistical base reflecting processes in the sphere of consumption is explained partly by poor development of statistics of consumption, partly that quantitative measurement of many consumer processes is complicated or it is impossible. It is about requirements of high level (the need for creative realization, social requirements) which play more and more important role in modern society. As tools of the analysis of these processes it is necessary to use materials of sociological polls, an interview, method of expert evaluations, the abstract and logical analysis. All this causes difficulty (and sometimes and

[email protected]

impossibility) allocations of the criteria having valid character. However taking into account these circumstances, nevertheless it is possible to allocate a number of the criteria allowing to display directly quantitative parameters of consumer activity or to estimate an orientation of consumer processes, their qualitative characteristics which will become a research object in this article.

Keywords: consumption; consumer activity; rationalization; requirements; evidence-based consumption; time of house work; rational norms; off-duty hours; free time; immobilny part of the cumulative income.

1. Gordon L.A., Klopov E.V. K razrabotke ratsional'nogo byudzheta vremeni // Problemy sfery obsluzhivaniya i sotsial'nogo razvitiya. L'vov, 1976. - 288s.

2. Kifer I., Bernkhard G. Vse o kaloriyakh. Azbuka pitaniya. M., - 2001.- 288s.

3. L'vova M.S., Artamonova Yu.S. Potreblenie: sushchnost', zakonomernosti, modeli i upravlenie. Shuya., 2009. - S.53.

4. Novikov A.I. Razvitie agroprodovol'stvennogo sektora depressivnogo regiona v usloviyakh vstupleniya Rossii v VTO // Mezhdunarodnyy sel'skokhozyaystvennyy zhurnal. - 2005. - №3.-S.36-47;

5. Simonenko V.D., Stepchenko T.A. Osnovy potrebitel'skoy kul'tury. M. 1998. - 436s.

6. Sotsial'naya statistika: uchebnik /Pod red. I.I. Eliseevoy. M.: Finansy i statistika, 2001. - 480s.

7. Spetsifika potrebitel'skoy deyatel'nosti domashnikh khozyaystv v osobykh territorial'nykh usloviyakh (na primere malykh gorodov Kraynego Severa) [tekst]: monografiya/Yu.S. Nanakina. - Barnaul: «Si-press», 2015. - 129 s.

8. Chernova T.V. Ekonomicheskaya statistika. Taganrog. Izdatel'stvo TRTU, 1999.-256s.

REFERENCES.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.