Электронный научный журнал «Век качества» Online scientific journal «Age of Quality»
№ 3(2017) ISSN 2500-1841
http://www.agequal.ru [email protected]
Электронный научный журнал «Век качества» ISSN 2500-1841 http://www.agequal.ru 2017, № 3 http://www.agequal.ru/pdf/2017/AGE QUALITY 3 2017.pdf Ссылка для цитирования этой статьи:
Нанакина Ю.С. Актуальные проблемы экономической теории в оценке потребительской деятельности домашних хозяйств: взгляд отечественной экономической науки // Электронный научный журнал «Век качества». 2017. №3. С. 77-87. Режим доступа:
http://www.agequal.ru/pdf/2017/317005.pdf (доступ свободный). Загл. с экрана. Яз. рус., англ.
УДК 330.113
Актуальные проблемы экономической теории в оценке потребительской деятельности домашних хозяйств: взгляд отечественной
экономической науки
Нанакина Ю.С.
кандидат экономических наук, доцент кафедры менеджмента ЗФ ГАОУ ВО ЛО «Ленинградский государственный университет
имени А.С. Пушкина» Красноярский край, г. Норильск, ул. Комсомольская, д.39, кв.29
artamon3@yandex. ru
Аннотация. В данной статье проведен критический анализ существующих в научной литературе точек зрения на потребительскую деятельность на основе выделения блоков экономических теоретического характера. Обобщение результатов анализа позволило показать вклад различных дисциплин и школ в формирование научных представлений о современной модели рациональной потребительской деятельности, оценить степень разработанности отдельных аспектов потребительской деятельности и сделать вывод о том, что формирование комплексного подхода к исследованию потребительской деятельности отстает от требований, предъявляемых современной сферой потребления. Последнее обстоятельство затрудняет теоретическое обоснование рационализации потребительских процессов. На основании анализа различных научных подходов к пониманию сущности потребления в рамках политэкономического подхода проведено разграничение и уточнение таких экономических категорий как «потребление», «потребительская деятельность», «потребительское поведение». В рамках политэкономического анализа представляется целесообразным использование именно процессного (деятельностного) подхода к пониманию содержания потребительской деятельности, позволяющего интерпретировать различные подходы в их единстве с целью формирования авторской модели потребительской деятельности. С целью обеспечения комплексного подхода к исследованию
Электронный научный журнал «Век качества» Online scientific journal «Age of Quality»
№ 3(2017) ISSN 2500-1841
http://www.agequal.ru [email protected]
потребительской деятельности разработаны ряд дополнительных экономических категорий, таких как потребительская культура и потребительская квалификация. В данной статье в целом обобщен отечественный опыт исследования данной экономической категории, что позволяет сформировать сущность и особенности потребительских процессов с точки зрения ряда отечественных специалистов с целью сравнения с зарубежными трактовками.
Ключевые слова: потребительская деятельность, экономические условия жизни, «производство человека», стоимостно-экономическая форма потребления, рационализация внерабочего времени, формирование потребительских бюджетов, новая многопотребностная теория спроса.
Современный этап экономического развития характеризуется кардинальными изменениями в сфере потребления, что чрезвычайно актуализирует соответствующие исследования в области экономической теории. Имеются в виду двоякого рода процессы. Во-первых, развиваются глобальные процессы, связанные с формированием информационной экономики инновационного типа и общества массового потребления. Во-вторых, происходит внутренняя перестройка сферы потребления в России ввиду изменения общих экономических условий жизни (отход от традиционного уклада жизни, от плановых государственных методов регулирования потребления к рыночным принципам и самоорганизации в сфере потребления)[1, с. 17-23].
В условиях развития рыночной экономики и трансформации потребительских процессов можно выделить ряд тенденций и противоречий в формировании потребительского общества в целом и потребительской деятельности домохозяйств в частности1.
1 Среди основных тенденций можно выделить: расширение масштабов потребительской деятельности; преобразование структуры потребления; изменение характера потребления; усложнение потребительской деятельности; повышение общественных требований к уровню потребления и к уровню потребительской культуры; перестройка процессов производства и доставки товаров и услуг потребителю; усиление противоречий, связанных с потреблением; рост разнообразия видов реализуемых продуктов, услуг с все более тонкой дифференциацией полезных свойств; возникновение загруженности информационными ресурсами; увеличение скорости потребительских процессов. Подробнее см. Артамонова Ю.С. Потребительская деятельность и ее отражение в науке: основные подходы школ и современные тенденции// Современный этап социально-экономического развития: проблемы и мнения: Межвуз. сб. науч. тр. - Иваново: Иван. гос. ун-т, 2006.-С.17-23.
В современных условиях хозяйствования классическим субъектом экономических отношений становится «домохозяйство» как самостоятельный субъект экономических отношений, осуществляющий ряд жизнеобеспечивающих функции и видов экономической деятельности. Основополагающим видом экономической деятельности является потребительская, непосредственно выполняющая функцию жизнеобеспечения домашнего хозяйства. Большая часть населения России (около 80 % населения страны, или 49 млн. домохозяйств) представлена домохозяйствами типа «семья» и стабильными союзами семейного типа. В работах большинства исследователей любой субъект потребления представлен как индивид, выполняющий весь набор экономических функций, необходимых для реализации акта потребления, что не позволяет вскрыть природу и многие закономерности потребительской деятельности сложных социально-экономических субъектов, к которым можно отнести домашнее хозяйство.
В силу своей специфики проблемы потребительской деятельности домашних хозяйств становятся объектом междисциплинарного исследования. Потребительские процессы исследуются в антропологии, социологии, экономике (теоретических и прикладных разделах).
Критический анализ существующих в научной литературе точек зрения на потребительскую деятельность проводился нами на основе выделения блока экономических (в области прикладных экономических дисциплин (логистики, маркетинга, поведения потребителей, менеджмента) и экономической теории (по школам)) и стыковых наук (экономическая психология, экономическая социология). Рассмотрение различных точек зрения осуществлялось под углом зрения оценки степени отражения в них различных аспектов рациональной потребительской деятельности на научной основе. Критический анализ различных концептуальных подходов к исследованию потребительской деятельности предполагает сохранение терминологии их авторов. В данной
статье будет систематизирован отечественный опыт понимания потребительской деятельности как объекта экономической теории.
Экономические исследования отечественных экономистов базировались в советский период (абсолютно) и базируются в значительной мере в настоящее время на постулатах марксистской школы. В последний период появились также работы, раскрывающие особенности потребительской деятельности с позиций неоклассической школы и институционализма [3], исследующие постиндустриальные процессы в нашем обществе.2
В отечественной науке существует большой пласт социально-экономических исследований сферы потребления. Большое внимание уделялось развитию теории и методологии потребления, разработке категориального аппарата теории потребления, исследованию закономерностей потребления. Предпринята попытка создания «экономики потребления» как самостоятельного научного направления[6]. Экономика потребления трактуется как наука об экономических отношениях, складывающихся в сфере потребления, и изучающая экономические законы, управляющие потреблением, процессы в сфере потребления в тесной взаимосвязи с их определяющими факторами и процессами, происходящими в других сферах общественного производства - в сфере производства и сфере обмена. Также имели место разработки учебных пособий по проблемам потребления[2].
В духе традиций марксистской методологии в современной отечественной экономической науке сложилось понимание потребления как составной части экономического механизма воспроизводства, как сферы, в которой осуществляется производство человека [4, с.94-119].
При этом «производство человека» рассматривается как особая разновидность стоимостно-экономической формы, объективно возникающей на основе общественного разделения труда, в рамках которой имеют место процесс
2
См., например: Иноземцев В.Л. Современное постиндустриальное общество: природа, противоречия, перспективы. М., 2000; Яковец Ю.В. История цивилизаций. М., 1997. В данных работах рассматривается, правда, только один аспект потребительской деятельности - образование.
личного (индивидуального) потребления и процесс производства услуг и полезных индивидуализированных эффектов, связанных с производством человека и наращиванием его производительной способности. Потребительская деятельность трактуется как оборотная сторона процесса труда, потребительный труд (в отличие от производительного труда) [9].
Следует особо отметить исследования проблем «непроизводственной сферы» (социальной, социально-бытовой сферы) и «социальной инфраструктуры», сферы услуг (С.Г. Струмилин, В.М. Рутгайзер и др.)[11]. Значение имеет разработка проблем классификации отраслей социальной сферы, определение места домашнего хозяйства в социальной инфраструктуре. В соответствии с типами экономического поведения по секторам экономики наряду с другими хозяйственными единицами выделяют домашние хозяйства и их обслуживающие общественные организации как «однородный технологический процесс по оказанию услуги» [5]. В соответствии с «Общероссийским классификатором видов деятельности, продукции и услуг» выделяют деятельность по ведению частных домашних хозяйств с наемным обслуживанием.
Затрагивались вопросы изучения личных потребностей в пределах предмета экономической теории (как экономической категории), разрабатывались классификации потребностей (Л.Я. Баранова, В.М. Белоусов, В.В. Глущенко, Н.В. Иванчук, Б.М. Левин, В.В. Радаев и др.).
Значительная часть работ посвящена исследованию личного потребления как момента воспроизводства рабочей силы (И.Г. Столяров, А.Х Махмутов, И.И. Шутов, И.А. Ягодкина, Е.И. Рузавина, В.В. Семененко и др.) [7].
Рассматривалось влияние НТП на формы, способ и издержки потребления (А.И. Левин и др.).
Большое внимание уделялось исследованию общественных форм удовлетворения потребностей, проблеме формирования и использования
общественных фондов потребления (Б.В. Ракитский, Е.А. Лукьянчук, В.И. Басов и др.).
Многочисленные самостоятельные исследования посвящены макроэкономическим аспектам моделирования, прогнозирования и планирования потребления, управления потреблением (К.К. Вальтух, А.И. Левин, Б.М. Левин, А.П. Яркин)[6].
Проблемам и роли потребительской деятельности отводится особое место в исследованиях благосостояния, уровня и качества жизни.3
Отдельное внимание уделялось исследованию макроэкономических аспектов взаимосвязи и оптимизации пропорций между потреблением и производством, условиям реализации общественного продукта и распределения национального дохода, а также совершенствованию механизма взаимодействия производства и потребления (Э.М. Агабабьян, И.Н. Пузин, П.Г. Олдак и др.).
Также исследованию подвергались региональные аспекты потребления, а именно: организационная структура и содержание деятельности территориальных органов по управлению в сфере потребления, специфика и способы сближения уровней потребления в территориальном разрезе, показатели территориальной дифференциации личного потребления, методы оценки сбалансированности отдельных элементов личного потребления с показателями социально-экономического развития региона, механизм построения и реализации экономико-математических моделей территориального планирования и моделирования личного потребления (Ф.С. Пятакова, Л.Г Рождественская и др.).
Особое место занимают исследования проблем рационализации использования внерабочего времени и формирования потребительских бюджетов (С.Г. Струмилин, В.Д. Патрушев, Г.А. Пруденский и др.) [12]. При
3См, например: Потребности, доходы, потребление (методология анализа и прогнозирование народного благосостояния /Под ред. Н.П. Федоренко, Н.М. Римашевской. М., 1979; Народное благосостояние: Методология и методика исследования /Отв. Ред. Н.М. Римашевская, Л.А. Оников. М:, 1988; Суринов А.Е. Уровень жизни населения России: 1992-2002 (по материалам официальных статистических наблюдений). М., 2003.
этом акцент делался преимущественно на анализе объективных закономерностей рационализации сферы домашнего хозяйства, на процессах обобществления функций домашнего хозяйства и семьи. В том числе предпринимались попытки обоснования рационального бюджета времени.
В отдельных случаях при изучении функций семьи (домашнего хозяйства) исследовалась потребительская функция. Самостоятельным объектом исследований стали проблемы культуры потребления и разумного потребления (О.П. Саенко, Ю.Е. Шевяхов, В.Д. Симоненко, Т.А. Степченко). В связи с необходимостью восстановления нормального функционирования экономики в последние годы активизировались исследование проблем эффективного спроса, конечного потребления и благосостояния, связанных с этим проблем неравенства в распределении доходов и потреблении и его преодоления (Р.М. Нуреев и др.). Также следует отметить имеющую место в экономической теории попытку создания на базе междисциплинарных подходов новой многопотребностной теории спроса, которая подразумевает включение в экономический анализ потребительского выбора в качестве значимой переменной ценностных ориентаций, связанных с эмоциями, и согласование потребностей на основе эмоционального (ценностного) и затратного критериев (Богачев С.П.)[1].
На современном этапе развития экономической науки потребительская деятельность наиболее активно исследуется в рамках таких прикладных дисциплин, как логистика, маркетинг, поведение потребителей, менеджмент.
Обобщая вышеизложенное, можно сделать следующие выводы.
В научной литературе существует несколько основных подходов к исследованию потребительской деятельности:
1. Отрицание целесообразности анализа экономических отношений в сфере потребления. Это характерно для представителей классической школы политической экономии и части марксистов, опиравшихся на утверждение К. Маркса, что потребление лежит по ту сторону материального производства. В
советский период такие представления подпитывались принятым делением общественного производства на материальное производство (сферу производительного труда, производственную сферу) и сферу услуг (сферу непроизводительного труда, непроизводственную сферу).
2. Исследование потребительской деятельности с позиций фирм с целью обоснования успешной сбытовой политики. Человек с его потребностями и особенностями поведения рассматривается как объект воздействия, в том числе объект манипулирования. Такая направленность исследований характерна для представителей таких прикладных дисциплин, как маркетинг, поведения потребителей, отчасти для управленческих дисциплин, экономической психологии и экономической социологии, а также для неоклассической школы и отчасти институционализма.
3. Исследование рационализации потребительской деятельности с позиций домохозяйства. Это предполагает рассмотрение таких вопросов, как издержки потребления, полная цена потребления, бюджет распределения времени (Г. Беккер), прямые и косвенные издержки получения образования (С.Г. Струмилин, разработчики теории человеческого капитала). В данном случае речь может идти о рационализации потребительской деятельности в узком смысле.
4. Исследование рационализации потребительской деятельности в широком смысле с позиций отдельного человека, домохозяйства, фирмы и общества. Потребительская деятельность здесь рассматривается с позиций не только ее экономизации, но и обеспечения всестороннего развития личности, творческой самореализации человека (постиндустриалисты, часть отечественных экономистов). Данный подход представляется нам наиболее перспективным с точки зрения исследования закономерностей формирования постиндустриального общества. В его русле подлежат разработке проблемы характеристики целевой функции современной потребительской деятельности, критерии ее рационализации, научного обоснования, развития потребительского образования.
Теоретико-прикладные аспекты современной потребительской деятельности разработаны в недостаточной степени. Формирование комплексного подхода к исследованию потребительской деятельности отстает от требований, характерных для современной сферы потребления, что затрудняет рационализацию процессов в данной сфере.
Литература
1. Артамонова Ю.С. Потребительская деятельность и ее отражение в науке: основные подходы школ и современные тенденции// Современный этап социально-экономического развития: проблемы и мнения: Межвуз. сб. науч. тр. - Иваново: Иван. гос. ун-т, 2006.-С.17-23
2. Бельчук В. В. Закономерности личного потребления в развитом социалистическом обществе. М., 1974
3. Добрынин А.И., Дятлов С.А., Цыренова Е.Д. Человеческий капитал в транзитивной экономике: Формирование, оценка, эффективность использования. СПб.: Наука, 1999
4. Ельмеев В.Я. К новой парадигме социально-экономического развития и познания общества. СПб., 1999. С.94-119
5. Котов Э.П. Домашнее хозяйство и бытовое обслуживание. Рига, 1982.
6. Левин А., Яркин А.П Экономика потребления: Вопросы теории, управления и прогнозирования/ Отв. Ред. В.А. Волконский. М.: Наука, 1984
7. Махмутов А.Х. Личное потребление в условиях развитого социализма. Казань, 1980
8. Народное благосостояние: Методология и методика исследования /Отв. Ред. Н.М. Римашевская, Л.А. Оников. М:, 1988
9. Нетесин Ю.Н. Воспроизводство человека: политэкономический аспект. Рига, 1988. - С.79-86
10. Потребности, доходы, потребление (методология анализа и прогнозирование народного благосостояния /Под ред. Н.П. Федоренко, Н.М. Римашевской. М., 1979
11.Рутгайзер В.М. Социальная сфера: проблемы планирования. - М.: Экономика, 1989
12.Струмилин С.Г. Темпы и пропорции социалистического воспроизводства. Методы экономико-статистического анализа. М.: Статистика, 1968
Current problems of the economic theory in assessment of consumer activity of
households: look of domestic economic science
Nanakina Yu. S.
Candidate of Economic Sciences, associate professor of management
ZF GAOU VO LO "Leningrad state university
name A.S. Pushkina" Krasnoyarsk Krai, Norilsk, Komsomolskaya St., 39/29
artamon3@yandex. ru
Abstract. In this article the critical analysis of the points of view existing in scientific literature on consumer activity on the basis of allocation of blocks economic theoretical character is carried out. Generalization of results of the analysis allowed to show a contribution of various disciplines and schools to formation of scientific ideas of modern model of rational consumer activity, to estimate degree of readiness of separate aspects of consumer activity and to draw a conclusion that formation of an integrated approach to a research of consumer activity lags behind requirements imposed by the modern sphere of consumption. The last circumstance complicates theoretical justification of rationalization of consumer processes. On the basis of the analysis of various scientific approaches to understanding of essence of consumption within political economic approach differentiation and specification of such economic categories as "consumption", "consumer activity", "consumer behavior" is carried out. Within the political economic analysis use of process (activity) approach to understanding of the content of consumer activity allowing to interpret various approaches in their unity for the purpose of formation of author's model of consumer activity is advisable. For the purpose of ensuring an integrated approach to a research of consumer activity a number of additional economic categories, such as consumer culture and consumer qualification are developed. In this article in general domestic experience of a research of this economic category is generalized that allows to create essence and features of consumer processes from the point of view of a number of domestic experts for the purpose of comparison with foreign treatments.
Keywords: consumer activity, economic living conditions, "production of the person", cost and economic form of consumption, rationalization of off-duty hours, formation of consumer budgets, new mnogopotrebnostny theory of demand.
1. Artamonova Yu.S. Potrebitel'skaya deyatel'nost' i ee otrazhenie v nauke: osnovnye podkhody shkol i sovremennye tendentsii// Sovremennyy etap sotsial'no-ekonomicheskogo razvitiya: problemy i mneniya: Mezhvuz. sb. nauch. tr. - Ivanovo: Ivan. gos. un-t, 2006.-S.17-23
REFERENCES:
2. Bel'chuk V. V. Zakonomernosti lichnogo potrebleniya v razvitom sotsialisticheskom obshchestve. M., 1974
3. Dobrynin A.I., Dyatlov S.A., Tsyrenova E.D. Chelovecheskiy kapital v tranzitivnoy ekonomike: Formirovanie, otsenka, effektivnost' ispol'zovaniya. SPb.: Nauka, 1999
4. El'meev V.Ya. K novoy paradigme sotsial'no-ekonomicheskogo razvitiya i poznaniya obshchestva. SPb., 1999. S.94-119
5. Kotov E.P. Domashnee khozyaystvo i bytovoe obsluzhivanie. Riga, 1982.
6. Levin A., Yarkin A.P Ekonomika potrebleniya: Voprosy teorii, upravleniya i prognozirovaniya/ Otv. Red. V.A. Volkonskiy. M.: Nauka, 1984
7. Levin A., Yarkin A.P. Ekonomika potrebleniya: Voprosy teorii, upravleniya, prognozirovaniya. M., 1984
8. Makhmutov A.Kh. Lichnoe potreblenie v usloviyakh razvitogo sotsializma. Kazan', 1980
9. Narodnoe blagosostoyanie: Metodologiya i metodika issledovaniya /Otv. Red. N.M. Rimashevskaya, L.A. Onikov. M:, 1988
10. Netesin Yu.N. Vosproizvodstvo cheloveka: politekonomicheskiy aspekt. Riga, 1988. - S.79-86
11. Potrebnosti, dokhody, potreblenie (metodologiya analiza i prognozirovanie narodnogo blagosostoyaniya /Pod red. N.P. Fedorenko, N.M. Rimashevskoy. M., 1979
12. Rutgayzer V.M. Sotsial'naya sfera: problemy planirovaniya. - M.: Ekonomika,
13. Strumilin S.G. Tempy i proportsii sotsialisticheskogo vosproizvodstva. Metody ekonomiko-statisticheskogo analiza. M.: Statistika, 1968
1989