Научная статья на тему 'УПРАВЛЕНИЕ ПОДГОТОВКОЙ И РЕАЛИЗАЦИЕЙ СОЦИАЛЬНО ЗНАЧИМЫХ ПРОЕКТОВ В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ ВУЗЕ'

УПРАВЛЕНИЕ ПОДГОТОВКОЙ И РЕАЛИЗАЦИЕЙ СОЦИАЛЬНО ЗНАЧИМЫХ ПРОЕКТОВ В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ ВУЗЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
3
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
педагогика / управление / социально значимый проект / управление подготовкой социально значимых проектов / реализация социально значимых проектов / педагогический вуз / pedagogy / management / socially significant project / management of preparation of socially significant projects / implementation of socially significant projects / pedagogical university.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Сергеева Ангелина Сергеевна

в статье рассматриваются ключевые аспекты управления подготовкой и реализацией социально значимых проектов в педагогическом вузе, включая определения «управление», «проект», «социально значимый проект». Освещены особенности процесса подготовки и реализации социально значимых проектов в педагогическом вузе на примере проекта «Патриотический форум «Наставники в воспитании. Студенты»», реализованного в АГГПУ им. В.М. Шукшина при поддержке гранта губернатора Алтайского края, а также представлен констатирующий этап эксперимента, который позволяет сделать выводы о необходимости внедрения специальной работы по управлению подготовкой и реализацией социально значимых проектов в педагогическом вузе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MANAGEMENT OF PREPARATION AND IMPLEMENTATION OF SOCIALLY SIGNIFICANT PROJECTS AT A PEDAGOGICAL UNIVERSITY

the article discusses the key aspects of managing the preparation and implementation of socially significant projects in a pedagogical university, including the definitions of «management», «project», «socially significant project». The features of the process of preparation and implementation of socially significant projects in a pedagogical university are highlighted on the example of the project «Patriotic Forum «Mentors in education. Students»», implemented at the AGSPU named after V.M. Shukshin, with the support of a grant from the Governor of the Altai Territory, and also presents the ascertaining stage of the experiment, which allows us to draw conclusions about the need to introduce special work on managing the preparation and implementation of socially significant projects at a pedagogical university.

Текст научной работы на тему «УПРАВЛЕНИЕ ПОДГОТОВКОЙ И РЕАЛИЗАЦИЕЙ СОЦИАЛЬНО ЗНАЧИМЫХ ПРОЕКТОВ В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ ВУЗЕ»

УПРАВЛЕНИЕ ПОДГОТОВКОЙ И РЕАЛИЗАЦИЕЙ СОЦИАЛЬНО ЗНАЧИМЫХ ПРОЕКТОВ В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ ВУЗЕ

Сергеева А.С.

Сергеева Ангелина Сергеевна - преподаватель, кафедра «Психолого-педагогического, дошкольного и начального образования», Алтайский государственный гуманитарно-педагогический университет имени В.М. Шукшина,

г. Бийск

Аннотация: в статье рассматриваются ключевые аспекты управления подготовкой и реализацией социально значимых проектов в педагогическом вузе, включая определения «управление», «проект», «социально значимый проект». Освещены особенности процесса подготовки и реализации социально значимых проектов в педагогическом вузе на примере проекта «Патриотический форум «Наставники в воспитании. Студенты»», реализованного в АГГПУ им. В.М. Шукшина при поддержке гранта губернатора Алтайского края, а также представлен констатирующий этап эксперимента, который позволяет сделать выводы о необходимости внедрения специальной работы по управлению подготовкой и реализацией социально значимых проектов в педагогическом вузе.

Ключевые слова: педагогика, управление, социально значимый проект, управление подготовкой социально значимых проектов, реализация социально значимых проектов, педагогический вуз.

MANAGEMENT OF PREPARATION AND IMPLEMENTATION OF SOCIALLY SIGNIFICANT PROJECTS AT A PEDAGOGICAL UNIVERSITY

Sergeeva A.S.

Sergeeva Angelina Sergeevna - teacher, DEPARTMENT OF PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL, PRESCHOOL AND PRIMARY EDUCATION, ALTAI STATE HUMANITARIAN PEDAGOGICAL UNIVERSITY NAMED AFTER V.M. SHUKSHIN,

BIYSK

Abstract: the article discusses the key aspects of managing the preparation and implementation of socially significant projects in a pedagogical university, including the definitions of «management», «project», «socially significant project». The features of the process ofpreparation and implementation of socially significant projects in a pedagogical university are highlighted on the example of the project «Patriotic Forum «Mentors in education. Students»», implemented at the AGSPU named after V.M. Shukshin, with the support of a grant from the Governor of the Altai Territory, and also presents the ascertaining stage of the experiment, which allows us to draw conclusions about the need to introduce special work on managing the preparation and implementation of socially significant projects at a pedagogical university.

Keywords: pedagogy, management, socially significant project, management of preparation of socially significant projects, implementation of socially significant projects, pedagogical university.

УДК 378.147.88

В связи со стремительным развитием социальной сферы меняются и требования к образовательным учреждениям, перед которыми встает важнейшая задача внедрения в педагогический процесс активных форм и методов обучения, способствующих формированию и развитию у обучающихся ключевых компетенций личности, направленных на поиск способов решения социально значимых проблем. Решение данной проблемы находит отражение в профессиональной деятельности будущих учителей, поскольку эта деятельность основана на формировании и развитии социально активной личности, способной осуществлять критический анализ различных ситуаций для решения поставленных задач, готовой к активной коммуникации и взаимодействию в определенной социальной среде.

Руководство к своду знаний по управлению проектом (Руководство PMBOK) дает следующее определение: «проект - это временное предприятие, направленное на создание уникального продукта, услуги или результата» [5, с. 4]. Таким образом, под «проектом» мы понимаем ограниченное во времени и по объему мероприятие, направленное на создание уникального продукта, услуги или результата, который соответствует определенным требованиям, имеет цели и задачи, а также заранее спланированную организацию и определенные правила управления.

Важным определением в данной статье является понятие «социально значимый проект». Анализ литературы показал недостаточную разработанность данного определения, поскольку многие источники определяют «социально значимый проект» в контексте социального проекта, подчеркивая социально значимую проблему внутри, например, Ю.В. Сорокопуд отмечает, что «социальный проект - это модель

самой человеческой деятельности, направленной на изменение социальной ситуации», также автор подчеркивает, что социальный проект становится социально значимым при соблюдении трех условий:

1. Наличие социальной проблемы;

2. Необходимость моделирования способов решения данной проблемы;

3. Наличие ресурсов для решения социально значимой проблемы [6, с.35].

Таким образом, можно сделать вывод, что социально значимый проект - это проект, который включает в себя решение какой-либо социально значимой проблемы.

В социально значимой проектной деятельности возникает ситуация распознавания и идентификации социально значимой проблемы, требующей необходимых знаний в области планирования и организации социально значимых проектов. В.А. Луков считает, что через социально-педагогическое проектирование студенты получают навыки целенаправленного конструирования и моделирования социальной среды с целью создания общественно-значимого продукта, решения актуальной социальной задачи; учится преобразовывать негативные факторы среды в точку социального роста и развития [2]. В.Е. Радионов выделяет гуманистическую направленность продуктов социально-педагогического проекта. В процессе проектирования студент получает навыки критической оценки информации, выделения актуальной социально значимой проблемы, учится осмысливать результат педагогической деятельности [4].

Управление социально значимыми проектами в педагогическом вузе способствует интеграции академических знаний с практикой, что приводит к усилению их влияния на социально-значимые процессы. Формирование таких проектов на практике позволяет экспериментировать с академическим контентом, связывая его с реальными социальными процессами и практиками в сфере образования [1]. Так на базе Алтайского государственного гуманитарно-педагогического университета имени В.М. Шукшина был подготовлен и реализован при поддержке гранта губернатора Алтайского края социально-значимый проект «Патриотический форум «Наставники в воспитании. Студенты»», основной социально значимой целью которого было создание наставничества в области патриотического воспитания школьников и молодежи через передачу успешного опыта организации патриотических проектов. Решение данной проблемы находит отражение в одном из Федеральных проектов «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации», который направлен на обеспечение функционирования системы патриотического воспитания граждан Российской Федерации. Для становления таких качеств личности сначала студентам педагогических вузов и колледжей необходимо получить опыт деятельности в сфере подготовки и реализации патриотических проектов, чтобы передавать его младшему поколению, организуя при этом наставничество между различными субъектами образовательного процесса (студенты-учителя; студенты-обучающиеся; студенты-студенты), что будет способствовать более качественному решению поставленных задач.

Подготовка и реализация социально значимых проектов в педагогическом вузе имеет большое значение для студентов. Во-первых, такие проекты позволяют студентам не только получить теоретические знания, но и применить их на практике и приобрести ценный опыт в области социально значимой деятельности. Во-вторых, участие в социально значимых проектах является для студентов педагогического вуза ценным опытом общественно значимой деятельности, что способствует развитию необходимых проектных компетенций. В-третьих, участие в таких проектах позволяет студентам расширить кругозор, ознакомиться с новыми социальными и культурными реалиями и сделать практический вклад в решение социальных проблем.

При организации социально значимых проектов в педагогическом вузе необходимо обеспечивать эффективное управление проектом, проводить регулярные встречи и консультации, контролировать качество и результаты работы и обеспечивать обмен информацией с заинтересованными сторонами. Кроме того, необходимо создавать условия для активного участия студентов и давать им возможность проявить свой творческий потенциал и практические навыки. Все это способствует улучшению качества проекта и эффективности его реализации [1]. Организация социально значимых проектов в условиях педагогического вуза имеет свои особенности:

• сотрудничество с внешними организациями и учреждениями. Для организации успешного социально значимого проекта в педагогическом вузе необходимо иметь партнерские отношения с внешними организациями, такими как школы, детские сады, учреждения культуры и другие;

• специфика реализации проектов. Социально значимые проекты, реализуемые в педагогических вузах, часто связаны с образовательными программами и ориентированы на работу с детьми и молодежью;

• участие преподавателей и студентов. Участие в социально значимых проектах может быть важным элементом образовательного процесса для студентов и преподавателей. Преподаватели могут принимать участие в создании и реализации проекта, а студенты могут использовать полученные знания и опыт в своих исследованиях и на своих практиках [2].

Таким образом, можно сказать, что участие студентов в процессе социально-педагогического проектирования позволяет им, используя педагогические средства, оказывать позитивное влияние на социально значимые проблемы. Организация социально значимых проектов в педагогическом вузе

предполагает участие студентов в качестве активных организаторов проектной деятельности. Во время проектирования студент должен выступать в роли субъекта, что позволит ему стать компетентным специалистом в данной области, получая при этом необходимые компетенции проектной деятельности. Организация социально значимых проектов в педагогическом вузе также является творческой деятельностью, которая требует постоянного анализа и оценки результатов, а также постоянного саморазвития. В рамках проектной деятельности студенты должны учитывать мнение и потребности социальной среды, адекватно оценивать свои возможности и компетенции. Таким образом, специфика организации социально значимых проектов в педагогическом вузе заключается в ориентации на личность студента, творческом подходе к проектированию и постоянном совершенствовании.

Для выявления уровня мотивации будущих учителей к социально значимой проектной деятельности использовалась модифицированная методика изучения мотивов учебной деятельности А.А. Реана и В.А. Якуниной [3]. В данной анкете представлен ряд вопросов, направленных на совершенствование управления подготовкой и реализацией социально значимых проектов в педагогическом вузе. Студентам предлагалось отметить в каждом вопросе вариант ответа, с которым они согласны, где за каждый вариант ответа присваивались баллы: 1 балл - ответ «Да», 0,5 балла - ответ «Иногда», 0 баллов за ответ «Нет».

Высокий уровень мотивации по данной анкете характеризуется наличием от 8 до 10 баллов, средний уровень от 5 до 7 баллов, а низкий уровень менее 5 баллов.

Диагностика на выявление уровня мотивации будущих учителей к социально значимой проектной деятельности была проведена в экспериментальной и контрольной группах. Полученные обобщенные данные представлены на Рисунке 1 .

0%

Низкий Средний Высокий уровень уровень уровень

□ Экспериментальная группа

□ Констатирующая группа

Рис. 1. Гистограмма уровней мотивации будущих учителей к социально значимой проектной деятельности в

экспериментальной и контрольной группах (%).

Анализ данных по модифицированной методике А.А. Реана и В.А. Якуниной для выявления уровня мотивации будущих учителей к социально значимой проектной деятельности позволяет сделать вывод, что в экспериментальной и контрольной группах уровень мотивации к социально значимой проектной деятельности приблизительно одинаковый, что позволяет провести формирующий этап эксперимента, который будет направлен на повышение уровня мотивации к подготовке и реализации социально значимых проектов в педагогическом вузе.

Таким образом, можно сделать вывод, что по результатам констатирующего эксперимента необходимо провести специальную работу, направленную на повышение уровня мотивации и восприимчивости к новшествам по подготовке и реализации социально значимых проектов в педагогическом вузе.

Список литературы /References

1. Лазарев В.С. Управление образованием на пороге новой эпохи // Педагогика. 1995. № 5. С. 12-22.

2. Луков В.А. Социальное проектирование. М: Флинта, 2010. 233 с.

3. Методика изучения мотивов учебной деятельности (модификация А.А. Реана, В.А. Якунина). [Электронный ресурс]. URL: https://psylist.net/praktikum/00108.htm?ysclid=lssocygccz94745741 (дата обращения: 19.10.2023).

4. Радионов В.Е. Нетрадиционное педагогическое проектирование. СПб.: Изд.-полигр. центр СПбГТУ, 1996. 140 с.

5. Руководство к своду знаний по управлению проектами (Руководство PMBOK) // Project Management Institute, 2013. 397 с.

6. Сорокопуд Ю.В. Педагогика высшей школы. Ростов н/Д.: Феникс, 2011. С. 541.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.