Научная статья на тему 'Международные и сетевые проекты в формировании человека XXI века'

Международные и сетевые проекты в формировании человека XXI века Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
217
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
The Newman in Foreign policy
Область наук
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНО-ЗНАЧИМЫЙ ПРОЕКТ / МЕЖДУНАРОДНАЯ КОММУНИКАЦИЯ / ПРОФОРИЕНТАЦИОННАЯ РАБОТА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Нечаев Михаил Петрович

Статья посвящена проблеме формирования Человека XXI века в современной образовательной организации. Описывается опыт работы Академии социального управления по разработке и реализации международных и сетевых социально-значимых проектов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Международные и сетевые проекты в формировании человека XXI века»

The Newman In Foreign Policy № 47 (91), апрель -май 2019 г.

ОПЫТ ИНОСТРАННЫХ ПАРТНЕРОВ: ОБРАЗОВАНИЕ

EXPERIENCE OF FOREIGN PARTNERS: EDUCATION

УДК 37.06; 316.77

МЕЖДУНАРОДНЫЕ И СЕТЕВЫЕ ПРОЕКТЫ В ФОРМИРОВАНИИ ЧЕЛОВЕКА XXI ВЕКА

Нечаев Михаил Петрович, заведующий кафедрой воспитательных систем, кандидат исторических наук, доктор педагогических наук, доцент, государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования Московской области «Академия социального управления», г. Москва

Аннотация: Статья посвящена проблеме формирования Человека XXI века в современной образовательной организации. Описывается опыт работы Академии социального управления по разработке и реализации международных и сетевых социально-значимых проектов.

Ключевые слова: социально-значимый проект; международная

коммуникация; профориентационная работа.

56

- INTERNATIONAL AND NETWORK

PROJECTS IN THE FORMATION OF MAN OF THE XXI CENTURY

Mikhail Nechaev, head of the Department of educational systems, candidate of historical Sciences, doctor of pedagogical Sciences, associate Professor, state budgetary educational institution of higher education of the Moscow region "Academy of social management", Moscow

Abstract: The article is devoted to the problem of formation Of a person of the XXI century in the modern educational organization. The article describes the experience of the Academy of social management in the development and implementation of international and network of socially significant projects.

Key words: socially significant project; international communication; career-oriented work.

Современное общество ставит перед Школой, как социальным институтом, важную задачу - воспитание Человека XXI века.

Согласно итоговому докладу о результатах экспертной работы по актуальным

проблемам социально-экономической

стратегии России, Человек XXI века должен обладать следующими качествами:

- ориентированность на знания и использование новых технологий;

- активное стремление расширить жизненный горизонт;

- установка на рациональное использование своего времени и проектирование своего будущего;

- активное финансовое поведение;

- здоровый и безопасный образ жизни;

- эффективное социальное сотрудничество в условиях глобализации.

В этой связи современная Школа должна стать разноуровневой, вариативной и многопрофильной образовательной

организацией с набором разнообразных образовательных услуг, открытой для детей самых разных возможностей, с учётом их индивидуальных психологических

особенностей, здоровья, способностей [5].

В процессе выполнения данного требования ей необходимо задействовать не только внутренние, но и внешние ресурсы инновационного развития. В нашей статье представим социально-значимые проекты, реализуемые в Академии социального управления (АСОУ), которые помогают руководителям и педагогам школ создать условия для успешной социализации детей и молодёжи в своих образовательных организациях.

Учёным советом АСОУ принята и активно реализуется Концепция сетевого международного культурно-образовательного проекта «Россия-Индонезия: диалог образовательных систем».

Целью проекта является развитие взаимодействия между образовательными системами России и Индонезии для взаимообогащения образовательных культур, активизации инновационной педагогической деятельности и продвижения лучших достижений системы образования Московской области на международный уровень.

В ходе проекта решаются следующие

задачи:

1. Взаимное знакомство с государственными системами образования двух стран.

57

2. Представление и обмен инновационного педагогического опыта двух страх.

3. Культурно-образовательный обмен и проведение совместных культурно-образовательных мероприятий.

4. Проведение научных исследований, представляющих совместный интерес.

5. Повышение квалификации педагогических работников.

6. Сотрудничество в области обучения и развития одарённых детей и талантливой молодежи.

7. Взаимодействие в сфере образования для развития гражданского общества.

На сегодняшний день осуществляется:

1. Реализация Программы совместной деятельности кафедры воспитательных систем, центра профессионального образования, кафедры филологии АСОУ и Индонезийской школы при Посольстве Республики Индонезия в Москве.

2. Межкафедральная научно-исследовательская работа [1].

3. Взаимодействие школ-побратимов - 23 образовательных организаций Московской области Российской Федерации и 37 школ Индонезии.

4. Проведение курсов языка bahasa Indonesia для студентов и преподавателей АСОУ [2].

Была осуществлена культурно -образовательная поездка россиян в Республику Индонезия. Делегация АСОУ приняла участие в специально разработанной Программе повышения компетентности иностранцев, изучающих язык bahasa Indonesia. В 2019г. планируются взаимные культурно -образовательные визиты двух стран-участников проекта.

Реализация международного сетевого культурно-образовательного проекта «Россия-Индонезия: диалог образовательных систем» позволяет достичь эффективного

взаимодействия педагогов и детей России и Индонезии, обеспечивая условия для формирования Человека XXI века.

Также немаловажную роль в образовательной среде АСОУ играет региональный сетевой социально-значимый профориентационный проект «Подмосковные ориентиры на карте профессий».

Цель проекта заключается в развитии взаимодействия между образовательными системами Московской области для развития

профориентационной среды региона, активизации инновационной педагогической деятельности и продвижения лучших практик профориентации обучающихся [7].

Задачи проекта:

1. Представление и обмен инновационного педагогического опыта профориентации в Московской области.

2. Разработка организационных основ, содержания и технологий профориентационной работы в условиях взаимодействия кафедр АСОУ, муниципальных органов управления образования и общеобразовательных организаций Подмосковья.

3. Проведение совместных профориентационных мероприятий.

4. Проведение научных исследований, представляющих интерес для развития профориентационной среды.

5. Повышение квалификации педагогических работников в сфере профориентации обучающихся.

6. Создание сети экспериментальных площадок АСОУ и региональных инновационных площадок по проблеме профориентации обучающихся.

7. Развитие воспитательных систем образовательных организаций Московской области.

Содержание деятельности по реализации целей и задач проекта планируется посредством формирования сетевых рабочих групп, включающих учёных, педагогов и студентов Московской области и организации их деятельности по следующим направлениям:

1. Организация академической мобильности студентов вузов Московской области - участников проекта.

2. Организация профориентационной работы с обучающимися в общеобразовательных организациях.

3. Развитие инновационной педагогической деятельности и повышение квалификации педагогов по проблеме профориентации обучающихся.

4. Развитие социальной компетентности участников проекта в части непрерывного образования.

5. Организация образовательно-профориентационного обмена обучающихся, педагогов и ученых образовательных организаций Московской области - участников проекта.

6. Научно-исследовательская работа по теме «Проектирование и реализация

58

системы профориентации в многопрофильном региональном вузе».

7. Реализация социальных

проектов и образовательных программ.

Сетевые рабочие группы назначают руководителя с каждой стороны, составляют и утверждают ежегодный план работы, определяют порядок и процедуры взаимодействия, формы представления результатов деятельности.

О результатах деятельности представители сетевых рабочих групп докладывают на ежегодной совместной конференции.

Для организации совместной деятельности формируется сеть

экспериментальных площадок из

образовательных организаций Московской области, куда могут входить

общеобразовательные организации, вузы, колледжи и другие учреждения.

Ожидаемые результаты реализации

проекта:

1. Развитие профориентационной среды Московской области.

2. Увеличение масштабов и результативности социального партнёрства Московской области.

3. Расширение поля и качества научных исследований участников проекта.

4. Создание и апробация модели сетевой областной площадки между разными типами образовательных организаций.

5. Повышение профессиональной компетентности и инновационной активности педагогов Московской области.

6. Развитие уровня социальной коммуникации участников проекта.

7. Личностное развитие и профессиональное самоопределение детей и молодёжи, участвующих в мероприятиях сетевого проекта.

8. Повышение социальной компетентности педагогов и обучающихся.

9. Увеличение поступаемости обучающихся в региональные вузы и колледжи.

10. Сокращение пространства девиантного поведения детей и подростков.

11. Повышение качества работы школ, функционирующих в неблагоприятных социальных условиях.

В ходе реализации проекта разработана и апробирована праксиологическая модель

профориентационной работы АСОУ (см. схему

1) [4].

Модель профориентационной работы АСОУ в интегрированной системе «муниципалитет-учитель-ученик-родитель»

Обучающиеся

О „

^ Информирование ^ Обучение

^Погружение в профессию

Схема 1. Праксиологическая модель профориентационной работы

Инновационной особенностью данной модели является организация субъект-субъектного взаимодействия ВСЕХ участников образовательных отношений в союзе высшего и общего уровней образования, а также структур муниципального управления.

В реализации модели

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

профориентационной работы активно используется новая форма профориентации обучающихся «День АСОУ в муниципальном районе» [3].

На начальном этапе ректорат высшего образования (ВО) и дополнительного профессионального образования (ДПО) АСОУ осуществляет организационное взаимодействие на уровне муниципального района (комитет образования и муниципальная методическая служба). Выясняется потребность

муниципального территориального

образования, согласовывается регламент и дата проведения выездного дня АСОУ в муниципальном районе.

Мероприятие «День АСОУ в муниципальном районе» проводится для обучающихся 9-10-ых классов

общеобразовательных организаций и заместителей директоров по воспитательной работе.

Профессорско-преподавательский состав ВО АСОУ и студенты информируют школьников о ВУЗе, правилах поступления и будущей студенческой жизни. Далее дети участвуют в мастер-классах по «погружению» в профессию по следующим направлениям:

- государственное и муниципальное управление;

- экономика и менеджмент;

- педагогика и психология;

59

- туризм и гостиничное дело.

Суть мастер-классов заключается в организации игрового профориентационного пространства. Это серии деловых, имитационных профориентационных игр, предоставляющих возможность «вхождения» в профессию, «проигрывания» различных профессиональных ролей.

Параллельно с этим профессорско-преподавательский состав ДПО АСОУ проводит научно-практический семинар «Система профориентационной работы в современной общеобразовательной

организации» для заместителей руководителей общеобразовательных организаций.

На семинаре рассматриваются следующие вопросы:

- история профориентационной работы в нашей стране;

- государственные документы, актуализирующие профориентационную работу в общеобразовательных организациях;

- проблемы профориентации обучающихся в современной школе и возможные пути их решения;

- возможности кафедр ВО и ДПО АСОУ по оказанию помощи общеобразовательным организациям в создании целостной системы профориентационной работы.

Далее проводится интерактивный педагогический совет «Профориентационная деятельность в современной образовательной организации» в форме организационно -деятельностной игры «Прогноз».

С целью организации конструктивного диалога с семьёй в Академии на Дне открытых дверей проводится круглый стол для родителей, на котором совместно с профессорско-преподавательским составом кафедр высшего образования, представителями от работодателей, квалифицированными психологами обсуждаются следующие вопросы:

- Какие новые профессии появятся

завтра?

- Что такое жизненный успех?

- Кто отвечает за выбор профессии?

- Какие ошибки бывают при выборе профессии?

- Что помогает профессиональному самоопределению?

- Как профессия определяется из жизненных ценностей человека?

В рамках круглого стола каждый родитель разрабатывает стратегию выбора профессии своего ребёнка.

Результаты реализации сетевого социально-значимого проекта АСОУ «Подмосковные ориентиры на карте профессий» презентовались во Всероссийском выставочном центре на Московском международном образовательном салоне (ММСО-2017, ММСО-2018). Данное мероприятие вызвало большой интерес у участников салона, а также телевидения и прессы Московской области.

Подводя итоги, можно с достаточной определенностью утверждать, что проектный метод в образовательных организациях является одним из важнейших факторов эффективной социализации обучающихся, поскольку главный педагогический смысл этой технологии - обеспечение условий для социальных проб и межличностного общения детей и подростков [6].

Таким образом, реализация международных и сетевых проектов позволяет достичь увеличения масштабов и результативности социального партнёрства, обеспечивая эффективную коммуникацию в развитии полифункциональной культурно-образовательной среды. Это в свою очередь позволяет перевести образовательную среду Московской области на новый качественный уровень.

Список источников и литературы:

1. Нечаев, М.П. Организационные формы и процедуры межкафедрального научного исследования в Академии социального управления / М.П. Нечаев // Academia. Педагогический журнал Подмосковья. - 2015. - № 4. - С. 28-31.

2. Нечаев, М.П., Судирхам. Международная коммуникация в развитии поликультурной образовательной среды / М.П. Нечаев, Судирхам // Методолого-теоретический и технологический ресурс развития информационно-образовательной среды // Сборник материалов IX Международной научно-методической конференции «Методолого-теоретический и технологический ресурс развития информационно-образовательной среды» (21 марта 2018г., Москва-Карананда). - М.: «Ваш формат», 2018. - С. 413-419.

3. Нечаев, М.П., Фролова, С.Л. Методологические подходы к профориентации и их реализация в современной школьной практике / М.П. Нечаев, С.Л. Фролова // Воспитание школьников. - 2017. - № 5. - С. 3340.

4. Нечаев, М.П., Фролова, С.Л. Современное осмысление проблем профориентации обучающихся / М.П. Нечаев, С.Л. Фролова // Гаудеамус. - 2017. - Т. 16. - № 2. - С. 9-16.

5. Нечаев, М.П., Фролова, С.Л., Куницына, С.М. Проблема развития воспитывающего потенциала образовательной среды школы: от истории к современности: монография / М.П. Нечаев, С.Л. Фролова, С.М. Куницына. - М.: АСОУ, 2017. - 100 с.

6. Усова, С.Н. Социальное проектирование в школе как фактор эффективной социализации обучающихся / С.Н.Усова // Академический вестник. - 2017. -№ 1 (23). - С. 18-25.

7. Afanasev V.V., Vrazhnova M.N., Nechaev M.P., Frolova S.L., Shipovskaya L.P. Directions of Increasing the Effectiveness of Career Guidance System for Students in Russia / Astra Salvensis. - 2018. - Т.6. - № 12. - С. 193209.

12 марта в Красноярском государственном аграрном университете представители редакции нашего журнала встретились с представителями Монголии. Говорили про перспективы сотрудничества в сфере образования и воспитания молодежи двух стран. Пригласили представить и нашу позицию по линии сотрудничества в сфере 60 воспитания, образования, научно -

исследовательской работы.

Сделали и несколько предложений, связанных с юбилейными мероприятиями в истории России и Монголии. Среди представителей монгольской делегации: члены Великого Хурала, почетный консул, помощник Президента Монголии и руководитель социального направления мэрии Улан-Батора. Подписали соглашение о намерениях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.