Научная статья на тему 'Международное сетевое культурно-образовательное взаимодействие в рамках проекта "Россия - Индонезия: диалог образовательных систем"'

Международное сетевое культурно-образовательное взаимодействие в рамках проекта "Россия - Индонезия: диалог образовательных систем" Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
125
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник РМАТ
ВАК
Область наук
Ключевые слова
МЕЖДУНАРОДНОЕ СЕТЕВОЕ КУЛЬТУРНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / МЕЖДУНАРОДНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО / ДИАЛОГ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СИСТЕМ / СОЦИАЛЬНОЕ ПАРТНЕРСТВО / МЕЖКУЛЬТУРНАЯ КОММУНИКАЦИЯ / INTERNATIONAL CULTURAL AND EDUCATIONAL NETWORKING / INTERNATIONAL COOPERATION / DIALOGUE ON EDUCATIONAL SYSTEMS / SOCIAL PARTNERSHIP / INTERCULTURAL COMMUNICATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Нечаев М.П., Назаренко-Матвеева Т.М.

Описывается международное сетевое культурно-образовательное взаимодействие в рамках проекта «Россия Индонезия: диалог образовательных систем». Представлена деятельность экспериментальной площадки Академии социального управления по теме «Проектирование сетевой площадки межкультурной коммуникации: развитие личности в поликультурной образовательной среде». Подводятся итоги визита российской делегации в Республику Индонезия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

International cultural and educational networking within “Russia - Indonesia: dialogue on education systems” project

The article describes the international cultural and educational networking within the project “Russia Indonesia: dialogue on education systems”. The performance of the experimental platform at “Academy of public administration” on the topic “Design of the networking platform for intercultural communication: personality development in the multicultural educational environment” is thoroughly analyzed and illustrated here. The results of the Russian delegation’s visit to Indonesia are summed up

Текст научной работы на тему «Международное сетевое культурно-образовательное взаимодействие в рамках проекта "Россия - Индонезия: диалог образовательных систем"»

■ политология

УДК 327.3: 37.06

М.П. НЕЧАЕВ, Т.М. НАЗАРЕНКО-МАТВЕЕВА

МЕЖДУНАРОДНОЕ СЕТЕВОЕ КУЛЬТУРНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ В РАМКАХ ПРОЕКТА «РОССИЯ - ИНДОНЕЗИЯ: ДИАЛОГ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СИСТЕМ»

Описывается международное сетевое культурно-образовательное взаимодействие в рамках проекта «Россия - Индонезия: диалог образовательных систем». Представлена деятельность экспериментальной площадки Академии социального управления по теме «Проектирование сетевой площадки межкультурной коммуникации: развитие личности в поликультурной образовательной среде». Подводятся итоги визита российской делегации в Республику Индонезия.

Ключевые слова: международное сетевое культурно-образовательное взаимодействие, международное сотрудничество, диалог образовательных систем, социальное партнерство, межкультурная коммуникация.

The article describes the international cultural and educational networking within the project "Russia - Indonesia: dialogue on education systems". The performance of the experimental platform at "Academy of public administration" on the topic "Design of the networking platform for intercultural communication: personality development in the multicultural educational environment" is thoroughly analyzed and illustrated here. The results of the Russian delegation's visit to Indonesia are summed up.

Keywords: international cultural and educational networking, international cooperation, dialogue on educational systems, social partnership, intercultural communication.

Расширение международного сотрудничества сегодня носит всеобъемлющий характер, распространяется на все стороны человеческой деятельности и затрагивает все сферы общественного и индивидуального бытия, инициирует расширение международного сотрудничества народов в области образования, науки и культуры.

Современная образовательная организация должна быть разноуровневым, вариативным и многопрофильным образовательным учреждением с набором разнообразных образовательных

© Нечаев М.П., Назаренко-Матвеева Т.М., 2018

услуг, открытым для обучающихся самых разных возможностей с учетом их индивидуальных психологических особенностей, здоровья, способностей [2]. В процессе выполнения данного требования ей необходимо задействовать не только внутренние, но и внешние ресурсы инновационного развития. Немаловажную роль при этом играет международный социальный диалог и взаимовыгодное партнерство при моделировании развития культурно-образовательной среды.

Новая международная модель образования ориентирована на внедрение одинаковых структур и практики

в различных системах образования и призвана обеспечить его демократичность, релевантность, непрерывность и гибкость.

В существующих реалиях набирает силу международное взаимодействие, направленное на сближение национальных систем, нахождение и развитие в них универсальных концептов, компонентов и общих оснований, которые составляют основу разнообразия национальных культур, способствуя их взаимообогащению. Инструментами интернационализации выступают обмен студентами, преподавателями и исследователями, организация совместной научно-образовательной деятельности и др. В этой связи актуализируется проблема межкультурного образовательного диалога, нацеленного на изучение эффективного опыта общемодернизационных процессов и позволяющего выстроить отношения социального партнерства.

Для организации международного взаимодействия кафедра технологий и профессионального образования и кафедра воспитательных систем ГБОУ ВО МО «Академия социального управления» (АСОУ) разработала концепцию сетевого культурно-образовательного проекта «Россия - Индонезия: диалог образовательных систем», которая была утверждена ученым советом Академии и в настоящее время активно реализуется в практической научно-образовательной деятельности двух стран.

Реализация проекта позволяет активизировать сотрудничество между Россией и Индонезией в образовательной сфере и способствует подготовке личности, способной и готовой участвовать в межкультурном общении.

Цель проекта: развитие взаимодействия между образовательными системами России и Индонезии для взаимообогащения образовательных культур, активизации инновационной педагогической деятельности и продвижения лучших достижений системы образования Московской области на международный уровень.

Задачи проекта:

• взаимное знакомство с государственными системами образования двух стран;

• представление и обмен инновационного педагогического опыта двух стран;

• культурно-образовательный обмен и проведение совместных культурно-образовательных мероприятий;

• проведение научных исследований, представляющих совместный интерес;

• повышение квалификации педагогических работников;

• сотрудничество в области обучения и развития одаренных детей и талантливой молодежи;

• взаимодействие в сфере образования для развития гражданского общества.

Содержание проектной деятельности: реализация цели и задач проекта осуществляется путем формирования сетевых рабочих групп, включающих ученых, педагогов и обучающихся России и Индонезии, и организации их деятельности по следующим направлениям:

• организация академической мобильности студентов вузов России и Индонезии - участников проекта;

• организация работы с одаренными детьми и талантливой молодежью;

• развитие инновационной педагогической деятельности и повышение квалификации педагогов;

• развитие лингвистической компетентности участников проекта в части русского языка и языка ЬаЬа8а1пёопв81а;

• организация культурно-образовательного обмена обучающихся, педагогов и ученых России и Индонезии образовательных организаций - участников проекта;

• реализация этнокультурных программ.

Сетевые рабочие группы назначают руководителя с каждой стороны, составляют и утверждают ежегодный план работы, определяют порядок и процедуры взаимодействия, формы представления результатов деятельности. О результатах деятельности представители сетевых рабочих групп докладывают на ежегодной совместной конференции.

Для организации совместной деятельности формируется сеть экспериментальных площадок из образовательных учреждений (организаций) России и Индонезии, куда могут входить общеобразовательные организации, вузы, колледжи и другие учреждения.

В рамках реализации концепции проекта создана академическая экспериментальная площадка (АЭП) АСОУ по теме «Проектирование сетевой площадки межкультурной коммуникации: «Развитие личности в поликультурной образовательной среде».

Цель деятельности АЭП заключается в развитии личности в поликультурной образовательной среде и диссеми-нации эффективного педагогического опыта.

В результате реализации данной цели в течение трех лет будут решены следующие задачи:

• определение и обоснование этапов развития сетевой площадки межкультурной коммуникации;

• разработка и обоснование структурной модели сетевой площадки межкультурной коммуникации;

• формирование, обоснование и широкая апробация модели сетевой площадки межкультурной коммуникации;

• практико-ориентированное совершенствование профессиональной компетентности педагогов в процессе разработки и участия в организации сетевой площадки межкультурной коммуникации: «Развитие личности в поликультурной образовательной среде», создание, функционирование и дальнейшее развитие системы взаимодействия между школами-партнерами в рамках сетевой площадки межкультурной коммуникации.

Содержание работы АЭП определяется следующими направлениями:

• обеспечение деятельности педагогических коллективов школ, являющихся академическими площадками АСОУ, участвующих в сетевой площадке межкультурной коммуникации и управленческого сопровождения процесса формирования сетевой площадки межкультурной коммуникации;

• обеспечение деятельности педагогических коллективов школ, являющихся академическими площадками АСОУ, участвующих в сетевой площадке межкультурной коммуникации по апробации и корректировке пилотажного варианта;

• обеспечение деятельности педагогов методическими рекомендациями по созданию, функционированию и дальнейшему развитию

системы взаимодействия между школами-партнерами в рамках сетевой площадки межкультурной коммуникации.

На сегодняшний день осуществляется:

• реализация программы совместной деятельности кафедры технологий и профессионального образования, кафедры воспитательных систем, кафедры филологии АСОУ и школ Республики Индонезия (индонезийской школы при Посольстве Республики Индонезия в Москве, государственной школы № 10 Палу, ДраХарлина, государственной школы № 14 Палу, Сулаве-си, государственной школы №117 Кендари, школы Аль АзхарМанпи-ри Палу);

• межкафедральная научно-исследовательская работа [1];

• взаимодействие школ-побратимов - 27 образовательных организаций Московской области и 10 школ Индонезии;

• проведение курсов языка ЬаЬа8а1пёопв81а для студентов и преподавателей АСОУ.

В июле 2017 г. состоялась культурно-образовательная поездка в Республику Индонезия. Делегация АСОУ приняла участие в специально разработанной программе повышения компетентности иностранцев, изучающих язык ЬаЬа8а1пёопв81а. Все образовательные мероприятия проходили в Джакарте с 10 по 21 июля 2017 г.

11 июля состоялось официальное открытие программы обучения. На церемонии открытия с индонезийской стороны присутствовали: глава Департамента по изучению и распространению языка ЬаЬа8а1пёопв81а, профессор, доктор, магистр гуманитарных

наук ДадангСунендар, глава Центра стратегий и дипломатии в изучении языка ЬаЬа8а1пёопв81а, магистр образования, доктор философии, профессор Эми Эмилия. С российской стороны в мероприятии принимала участие делегация АСОУ во главе с заведующим кафедрой воспитательных систем М.П. Нечаевым. В составе делегации были также школьники и учителя пяти школ Московской области.

Глава Департамента поприветствовал представителей России, пожелал удачи и успехов в обучении, а также отметил, какую важную роль играет изучение языка как фактора культурной дипломатии и улучшения взаимопонимания между народами России и Индонезии. График работы в освоении программы был достаточно плотный - с 07.30 до 12.00 проходили занятия по изучению языка ЬаЬа8а1пёопв81а. После 14.00 - знакомство с индонезийской культурой, экскурсии по Джакарте, вечером - подготовка к занятиям, повторение материала.

21 июля 2017 г. состоялась церемония торжественного закрытия программы обучения русской делегации в Центре стратегий и дипломатии изучения языка ЬаЬа8а1пёопв81а. На торжественной церемонии с индонезийской стороны присутствовала глава Центра стратегий и дипломатии изучения языка ЬаЬаза, магистр образования, доктор философии, профессор Эми Эмилия, глава учебного кампуса г-н Эди, директор индонезийской школы в Москве г-н Судирхам, учитель индонезийской школы в Москве г-н Иксан.

После приветственной речи организаторов программы с российской и индонезийской сторон школьники, студенты, учителя и преподаватели получили диплом об окончании курсов

по изучению индонезийского языка. Представители российской делегации показали достойный уровень владения индонезийским языком, произнеся свое приветствие и благодарность Центру на этом языке. В качестве поздравления российская делегация исполнила на индонезийском языке песню «ТапаЬа1гки», песни на русском языке: «Катюша» и «Дружбе нет преград». В завершение торжественной церемонии закрытия представители российской делегации исполнили индонезийский танец почо-почо, московскую кадриль и с хлебом-солью пригласили народ Индонезии в гости в Россию.

На протяжении всего периода обучения были организованы экскурсии по достопримечательным местам Индонезии: президентский дворец-музей в Богоре, ботанический сад Богора, горячие источники и вулкан в пригороде Бандунга, музей «Индонезия в миниатюре» в Джакарте.

После образовательной программы члены делегации проживали в индонезийских семьях жителей городов Кен-дари и Палу острова Сулавеси. В это время педагоги и учащиеся посетили семь школ Республики Индонезия, ознакомились с системой среднего образования и работой скаутских организаций. Также были подписаны меморандумы о взаимодействии с 25 образова-

тельными учреждениями Индонезии.

Таким образом, реализация международного сетевого культурно-образовательного проекта «Россия - Индонезия: диалог образовательных систем» позволил достичь следующих результатов:

• увеличение масштабов и результативности социального партнерства;

• расширение поля и качества научных исследований участников проекта;

• создание и апробация модели сетевой международной площадки между разными типами образовательных организаций;

• повышение профессиональной компетентности и инновационной активности педагогов России и Индонезии;

• развитие уровня межкультурной коммуникации участников проекта;

• развитие одаренных детей и талантливой молодежи, участвующих в мероприятиях сетевого проекта;

• повышение лингвистической компетентности педагогов и обучающихся;

• развитие уровня социальной компетентности обучающихся в условиях взаимодействия детских движений и молодежных организаций.

■ ЛИТЕРАТУРА

1. Нечаев М.П. Организационные формы и процедуры межкафедрального научного исследования в Академии социального управления // Academia. Педагогический журнал Подмосковья. 2015. № 4. С. 28-31.

2. Нечаев М.П. Теоретико-методологические основы развития воспитывающего потенциала образовательной среды: монография. М.: АСОУ, 2015. 152 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.