Научная статья на тему 'Развитие профориентационной среды инклюзивного образования в фокусе проблем педагогического совета'

Развитие профориентационной среды инклюзивного образования в фокусе проблем педагогического совета Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
192
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АДАПТИВНАЯ СРЕДА / ИНКЛЮЗИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ПРОФОРИЕНТАЦИОННАЯ РАБОТА / ПРОФОРИЕНТАЦИОННАЯ СРЕДА / ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ СОВЕТ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Нечаев М.П.

Статья посвящена профориентационной работе в инклюзивной образовательной среде. Особое внимание уделено педагогическому совету как основной организационной форме методической работы. Даются рекомендации по подготовке и проведению педагогического совета на тему «Развитие профориентационной среды в условиях инклюзивного образования».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Нечаев М.П.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Развитие профориентационной среды инклюзивного образования в фокусе проблем педагогического совета»

3. Гоццер Дж. Учебные программы и социальные проблемы // Перспективы: вопросы образования. 1991. № 1. С. 7-19.

4. Путин В. В. Послание Президента Владимира Путина Федеральному собранию РФ // Российская газета. 2013. 13 дек. С. 2-4.

5. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» // Новый закон «Об образовании в Российской Федерации. М. : Эксмо, 2013. 208 с.

6. Dictionnaire de Pedagogie / Arénilla L., Gossot B., Rolland M.-C., Roussel M.-P. Paris : Larousse Bordas, 1996. 288 p.

7. Советский энциклопедический словарь. М. : Сов. энцикл., 1979. 1600 с.

8. Педагогика / под ред. Ю. К. Бабанского. М. : Просвещение, 1983. 608 с.

9. Педагогика / под ред. Ю. К. Бабанского. М. : Просвещение, 1988. 479 с.

10. Даль В. И. Толковый словарь живаго великорусского языка : в 4 т. Т. 1. Р-V. М. : Рус. яз.,1981-1982. 683 с.

11. Ожегов С. И. Словарь русского языка. М. : Рус. яз., 1985. 797 с.

12. Словарь-справочник по педагогике / авт.-сост. В. А. Мижериков ; под общ. ред. П. И. Пидкасистого. М. : ТЦ Сфера, 2004. 448 с.

13. Курьер «Оракула» // Оракул. 2011. № 12. С. 2.

14. Большой иллюстрированный словарь иностранных слов. М. : Русские словари : АСТ : Астрель, 2007. 937 с.

15. Письмо А26-13-1321471 от 11.01.2019 (за подписью Н. Литвиновой, Департамент писем и обращений граждан и организаций Администрации Президента РФ). 1 с.

16. Кургинян С. Е. О коммунизме и марксизме 2018. 2 мая. С. 1-3.

17. Кургинян С. Е. Судьба гуманизма в XXI столетии // Суть времени. 2019. 20 марта. С. 12-13.

18. О гражданском образовании учащихся общеобразовательных учреждений Российской Федерации (Письмо Министерства образования РФ от 15.01.2003 г. № 13-5108/13).

М. П. Нечаев

Развитие профориентационной среды инклюзивного образования в фокусе проблем педагогического совета

Статья посвящена профориентационной работе в инклюзивной образовательной среде. Особое внимание уделено педагогическому совету как основной организационной форме методической работы. Даются рекомендации по подготовке и проведению педагогического совета на тему «Развитие профориентационной среды в условиях инклюзивного образования».

Ключевые слова: адаптивная среда, инклюзивное образование, профориентационная работа, профориентационная среда, педагогический совет.

Внешние изменения, которые принято называть цивилизационными процессами, с одной стороны, задают условия функционирования и развития системы образования через заказ на образование и воспитание потребной обществу личности, с другой - сами зависят от того, что взращивает образовательная среда [2].

В основном сегодняшняя система общего образования рассчитана на обучающихся со стандартными образовательными потребностями и возможностями, то есть на тех, кто может обучаться по общей программе и успевать в соответствии с установленными требованиями. Но на деле оказывается совершенно не так, поскольку некоторые обучающиеся имеют особые образовательные возможности и потребности. Ещё недавно такие дети обучались отдельно, «выпадая» из общего образовательного процесса. Сегодня же всё чаще в общеобразовательных организациях встречается инклюзивное образование. В «Законе об образовании в Российской Федерации» оно

описывается как педагогический процесс обучающихся, к которым требуется индивидуальный подход [1]. В основе данного метода лежит идея о том, что таких обучающихся нельзя дискриминировать, они также нуждаются в успешной социализации и профессиональном самоопределении.

В этой связи всё большее внимание в российской образовательной системе стало уделяться адаптивной образовательной среде. И это не случайно, поскольку адаптивная среда гарантирует высокое качество личностно-ориентированного образования в комфортной образовательной среде.

Учитывая данные обстоятельства, рассмотрим содержание и технологию проведения педагогического совета на тему «Развитие профориентационной среды в условиях инклюзивного образования».

Цель педсовета - определить комплекс условий, обеспечивающих эффективность профориентационной работы в условиях инклюзивного образования.

Задачи:

- определить мотивацию педагогического коллектива на ведение профориентационной работы в инклюзивном образовательном процессе;

- проанализировать уровень осведомлённости педагогического коллектива в спектре профориентационных технологий, которые могут применяться в работе с лицами ограниченных возможностей здоровья (ЛОВЗ);

- выявить проблемы педагогического коллектива при организации профориентации в условиях инклюзивного образования;

- определить условия эффективной деятельности образовательной организации при решении проблем профориентации и профессионального самоопределения ЛОВЗ.

Технология: организационно-деятельностная игра.

Вид технологии: «мозговой штурм».

План педагогического совета:

1. Выступление заместителя руководителя образовательной организации по воспитательной работе.

2. Организационно-деятельностная игра.

3. Принятие решения педагогического совета.

Тезисы выступления заместителя руководителя образовательной организации по воспитательной работе

XXI век настоятельно поставил проблему профориентации обучающихся в число наиважнейших, поскольку от её решения зависит реализация экономических реформ в стране и её социально-экономическое развитие [3]. Переход к рыночной экономике существенно изменил ситуацию на рынке труда, ужесточив конкуренцию. Значительно повысились требования к качеству профессиональной подготовки ЛОВЗ, которое напрямую зависит от их успешного профессионального самоопределения в условиях инклюзивного образования в общеобразовательной организации. Не нужно доказывать, что если профессия выбрана правильно, в соответствии с интересами, склонностями и возможностями, то и дальнейшее обучение на следующем уровне образования проходит успешно и качество профессиональной подготовки высокое.

Всё это убедительно доказывает, что для решения вышеобозначенных проблем необходима системная организация психолого-педагогического сопровождения профессионального самоопределения ЛОВЗ, включающая в себя как одну из важнейших составляющих - профориентацию.

Профессиональная ориентация - целенаправленно организуемое взаимодействие взрослых и детей, которое позволяет самоопределяющейся личности лучше ориентироваться в сложном и многообразном мире профессий и потребностях общества в воспроизводстве социально-профессиональной структуры. Целью профессиональной

ориентации является предоставление обучающимся необходимой информации о мире профессий и оказание помощи в осознанном выборе будущей профессии, создание условий для реализации жизненных планов, формирование ценностного отношения к профессиональной деятельности [4].

Разработка системы психолого-педагогического сопровождения профессионального самоопределения обучающихся должна осуществляться с учётом перспективных направлений профориентации и физических возможностей ЛОВЗ. Сегодня одной из тенденций в этой сфере является ориентация не на профессию как таковую, а на профессиональную область, т. е. когда обучающемуся предлагается целый веер профессий, смежных или сходных по каким-либо признакам. Следующей важной тенденцией является то, что обучающемуся предлагают профессии, наиболее полно удовлетворяющие его запросам, потребностям и возможностям на данный момент его жизни. При этом подчёркивается, что профессиональное развитие не останавливается, человек постоянно совершенствуется, перед ним открываются новые профессиональные горизонты, а значит, возникает необходимость учиться и, возможно, приобретать новые компетенции. Такая установка снижает чрезмерную значимость выбора профессии (по типу «Выбор профессии - выбор судьбы») и, как правило, связанную с этим тревожность. Педагог помогает создать у обучающихся с ограниченными возможностями здоровья ориентацию на непрерывное образование в течение жизни, обусловленное изменениями в мире профессий и в нём самом.

Главным педагогическим ресурсом реализации системы психолого-педагогического сопровождения профессионального самоопределения обучающихся является классный руководитель в союзе с учителями-предметниками. Отсюда следует, что у педагогов необходимо формировать специальную профессиональную компетентность, связанную с профориентацией ЛОВЗ. Профориентация включает в себя профессиональное просвещение (расширение знаний о мире труда и профессий, о специфике регионального рынка труда), профессиональное воспитание (формирование профессионально важных качеств и профессиональных идеалов), профессиональное консультирование (оказание адресной помощи обучающемуся) [5].

Для того чтобы осуществлять качественную профориентационную работу в условиях инклюзивного образования, педагогу следует овладеть новыми знаниями, методиками изучения профессиональных интересов и склонностей обучающихся, технологией педагогического сопровождения профессионального самоопределения ЛОВЗ, методами консультирования и др. Всему этому нужно учиться. Поэтому наш педсовет посвящен поиску направлений развития профориентационной работы в условиях инклюзивного образования.

Ход организационно-деятельностной игры

Педагогический коллектив разбивается на 4 равные команды (администрация, педагоги, родители обучающихся, подростки). Игра начинается во всех командах одновременно. Командам выдаётся задание на заранее заготовленных карточках, где указываются вопросы с позиций всех четырёх социальных групп. Игрокам дается 15 минут на обдумывание. После выполнения первого задания команды меняются местами («переходят» в следующую социальную группу) и так далее, пока не проиграют роли представителей каждой социальной группы. В конце игры подводятся итоги работы каждой команды и коллектива в целом.

Задания участникам игры:

1. Администрация:

1.1. Ваше представление о системе профориентационной работы в условиях инклюзивного образования (в работе с обучающимися и их родителями).

1.2. Возможные формы взаимодействия с педагогами и помощи им в использовании профориентационных технологий в реализации учебных и воспитательных задач ЛОВЗ.

2. Педагоги:

2.1. Сегодняшние трудности в ведении профориентационной работы в целом и в работе с ЛОВЗ и их родителями в частности.

2.2. Ваши предложения по преодолению этих трудностей (конкретные формы и методы).

3. Родители обучающихся:

3.1. Что вы ждете от профориентационной работы в школе?

3.2. Готовы ли вы помочь педагогам и чем конкретно в организации профориентационной работы?

4. Подростки:

4.1. Какой должна быть профориентация в школе?

4.2. Какую роль вы отводите педагогам в организации вашего профессионального самоопределения?

Итоги обсуждения вопросов в каждой группе фиксируются, затем коллективно обсуждаются, анализируются, корректируются. Экспертная группа отбирает максимально приемлемые варианты решения поставленных задач.

Игру также рекомендуется провести с родителями обучающихся на родительских собраниях и старшеклассниками на тематических классных часах по профориентации, а её итоги также обсудить на педагогическом совете.

Решение педагогического совета (проект)

Педагогический совет постановляет:

1. С целью овладения педагогами современными профориентационными технологиями в условиях инклюзивного образования заместителю руководителя образовательной организации по воспитательной работе разработать и провести теоретические и практические занятия с педагогическим коллективом.

2. Обобщить опыт педагогов, эффективно использующих профориентационные технологии в работе с ЛОВЗ и их родителями.

3. Психологу организовать индивидуальные и групповые консультации ЛОВЗ, целью которых является помощь обучающимся в профессиональном самоопределении.

4. Психологу разработать и подготовить диагностический комплекс, необходимый для организации профориентационной работы в образовательной организации.

5. Администрации разработать и обеспечить организационно-педагогические условия, дающие возможность эффективного использования профориентационных технологий в инклюзивном образовательном пространстве.

6. Заместителю руководителя образовательной организации по воспитательной работе включить в Программу воспитания и социализации обучающихся блок профориентационной работы с ЛОВЗ.

7. Классным руководителям выделить в годовых планах отдельное направление профориентационной работы с ЛОВЗ, на родительских собраниях ознакомить родителей обучающихся с результатами педагогического совета.

8. Заместителям руководителя образовательной организации по воспитательной и учебно-воспитательной работе создать банк профориентационных технологий и методических разработок для работы с ЛОВЗ и родителями обучающимися с учётом особенностей здоровья.

После обобщения результатов организационно-деятельностной игры «Развитие профориентационной среды в условиях инклюзивного образования» можно приступить непосредственно к разработке системы деятельности образовательной

организации по развитию системы профориентационной работы с целью успешного социального лифтинга ЛОВЗ.

Список литературы

1. Закон Российской Федерации от 29.12.2012 г. № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации». URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_175600/8f794304f87d0a73627377dcbce2 a62cf5263b06

2. Нечаев М. П. Предпосылки и условия реализации «Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года» // Academia. Педагогический журнал Подмосковья. 2015. №2. С. 9-14.

3. Нечаев М. П., Фролова С. Л. Методологические подходы к профориентации и их реализация в современной школьной практике // Воспитание школьников. 2017. № 5. С. 33-40.

4. Нечаев М. П., Фролова С .Л. Современное осмысление проблем профориентации обучающихся // Гаудеамус. 2017. Т. 16. № 2. С. 9-16.

5. Нечаев М. П., Фролова С. Л., Куницына С. М. Педагогическое сопровождение профильного и профессионального самоопределения обучающихся в соответствии с ФГОС СОО : монография. М. : АСОУ, 2019. 132 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.