Научная статья на тему 'СОЦИАЛЬНО ЗНАЧИМЫЕ ПРОЕКТЫ КАК МЕТОД РАЗВИТИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА'

СОЦИАЛЬНО ЗНАЧИМЫЕ ПРОЕКТЫ КАК МЕТОД РАЗВИТИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
72
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ / ДИЗАЙН-ПРОЕКТ / МЕТОД ПРОЕКТОВ / ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / СОЦИАЛЬНО ЗНАЧИМЫЙ ПРОЕКТ / ТВОРЧЕСТВО / ХУДОЖЕСТВЕННО-ТВОРЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Пурик Э.Э., Фаткуллина Д.Р., Ефимова Е.В.

Авторы рассматривают виды проектов в художественном образовании (социально-педагогические, культурно-просветительские, создание арт-объектов), приводят примеры социально значимых проектов. В статье раскрывается содержание понятия «проект в искусстве и дизайне"» понимаемого как заранее спланированная работа или серия работ, объединенных общим замыслом, воплощающих определенную идею и имеющих конкретное назначение (экспозиционное, практическое, функциональное, художественно-эстетическое, просветительское), анализируются основные недостатки студенческих работ. Авторами определены уровни и показатели сформированности профессиональных компетенций студентов в проектной деятельности, в зависимости от того, насколько они способны обосновывать свои предложения при разработке проектной идеи, концепции проекта, отборе оптимального пути решения; владеют ли изобразительными компетенциями, умением подбирать изобразительные средства согласно концепции проекта; способны ли реализовать эскиз в материале с учетом последовательности работы, довести проект до завершения; могут ли презентовать проект, выявить его главную идею и сильные стороны; объективно оценить результаты работы. Авторами выявлены и проанализированы наиболее типичные недостатки студенческих проектов (отсутствие четкой концепции, недостаточное соответствие выбранных средств концепции проекта, ошибки композиционного, формально-пластического плана, недостаточная актуальность социальной составляющей). В заключении говорится о том, какие качества развиваются у студентов в процессе работы над коллективными проектами: креативность; коммуникабельность; ответственность; аккуратность и точность выполнения задач; устойчивая мотивация к творческим достижениям; системность художественных и проектных компетенций; способности к самоорганизации и творческой самореализации; информационно-коммуникативная культура; толерантность, понимание социальных проблем различного масштаба.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Пурик Э.Э., Фаткуллина Д.Р., Ефимова Е.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOCIALLY SIGNIFICANT PROJECTS AS A METHOD OF DEVELOPING PROFESSIONAL COMPETENCES OF FUTURE ART TEACHERS

The article discusses the place of social projects in professional teachers training, as well as their role in the development of professional and artistic professional competence of fine arts students. The content of the idea of "socially significant project", the requirements for it are revealed. The authors consider the algorithm for organizing project activities, the levels of these activities. The authors consider the types of projects in art education, give examples of socially significant projects. The article reveals the content of the concept of "project in art and design" as a pre-planned work or a series of works, united by a common idea, embodying a certain idea and having a specific purpose (exposition, practical, functional, artistic and aesthetic, educational), analyzes the main shortcomings of student work. The authors identify the levels and indicators of the formation of students' professional competencies in project activities, depending on how much the student is able to justify his proposals when developing a project idea, project concept, selecting the optimal solution; owns visual competencies, the ability to select visual means according to the concept of the project; is able to implement a sketch in the material, taking into account the sequence of work, to bring the project to completion; is able to present the project, identify its main idea and strengths; objectively assess the results of the work. In conclusion, it is said about what qualities students develop in the process of working on collective projects: creativity; sociability; a responsibility; accuracy and accuracy in completing tasks; sustainable motivation for creative achievements; consistency of artistic and design competencies; ability to self-organization an

Текст научной работы на тему «СОЦИАЛЬНО ЗНАЧИМЫЕ ПРОЕКТЫ КАК МЕТОД РАЗВИТИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА»

Педагогический журнал Башкортостана. 2023. № 1. С. 64-75. Pedagogical Journal of Bashkortostan. 2023; (1): 64-75.

ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Научная статья УДК 378.147

DOI: 10.21510/18173292_2023_99_1_64_75

СОЦИАЛЬНО ЗНАЧИМЫЕ ПРОЕКТЫ КАК МЕТОД РАЗВИТИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА

1 2 Эльза Эдуардовна Пурик , Дина Рустямовна Фаткуллина '

о

Елена Викторовна Ефимова

1 Башкирский государственный педагогический университет им. М. Акмуллы, Уфа, Россия,

elzapurik@mail.ru, ORCHID 000-0001-8256-6937

2 369dina@mail.ru

3 efimova_ev74@mail.ru, ORCHID 0009-0004-4687-3963

Аннотация. В статье рассматривается место социально значимых проектов в профессиональном образовании, а также их роль в развитии профессионально-художественных компетенций будущих учителей изобразительного искусства. Раскрывается содержание понятия "социально значимый проект", требования к нему. Авторы ставят целью выявить алгоритм проектной деятельности (этапы выполнения социально значимого проекта), а также предложить инновационные методы организации проектной деятельности студентов.

Авторы рассматривают виды проектов в художественном образовании (социально-педагогические, культурно-просветительские, создание арт-объектов), приводят примеры социально значимых проектов. В статье раскрывается содержание понятия «проект в искусстве и дизайне"» понимаемого как заранее спланированная работа или серия работ, объединенных общим замыслом, воплощающих определенную идею и имеющих конкретное назначение (экспозиционное, практическое, функциональное, художественно-эстетическое, просветительское), анализируются основные недостатки студенческих работ.

Авторами определены уровни и показатели сформированности профессиональных компетенций студентов в проектной деятельности, в зависимости от того, насколько они способны обосновывать свои предложения при разработке проектной идеи, концепции проекта, отборе оптимального пути решения; владеют ли изобразительными компетенциями, умением подбирать изобразительные средства согласно концепции проекта; способны ли реализовать эскиз в материале с учетом последовательности работы, довести проект до завершения; могут ли презентовать проект, выявить его главную идею и сильные стороны; объективно оценить результаты работы.

Авторами выявлены и проанализированы наиболее типичные недостатки студенческих проектов (отсутствие четкой концепции, недостаточное соответствие выбранных средств концепции проекта, ошибки композиционного, формально-пластического плана, недостаточная актуальность социальной составляющей). В заключении говорится о том, какие качества развиваются у студентов в процессе работы над коллективными проектами: креативность; коммуникабельность; ответственность; аккуратность и точность выполнения

© Пурик Э.Э., Фаткуллина Д.Р., Ефимова Е.В., 2023

задач; устойчивая мотивация к творческим достижениям; системность художественных и проектных компетенций; способности к самоорганизации и творческой самореализации; информационно-коммуникативная культура; толерантность, понимание социальных проблем различного масштаба.

Ключевые слова: активные методы обучения, дизайн-проект, метод проектов, проектная деятельность, социально значимый проект, творчество, художественно-творческая деятельность, художественное образование, профессионально-художественные компетенции

Для цитирования: Пурик Э.Э., Фаткуллина Д.Р., Ефимова Е.В.Социально-значимые проекты как метод развития профессиональных компетенций будущих учителей изобразительного искусства // Педагогический журнал Башкортостана. 2023. №1(99). С. 64-75.

THEORY AND PRACTICE OF VOCATIONAL EDUCATION

Original article.

SOCIALLY SIGNIFICANT PROJECTS AS A METHOD OF DEVELOPING PROFESSIONAL COMPETENCES OF FUTURE ART TEACHERS

Elsa E. Purik1, Dina R. Fatkullina2' Elena V. Efimova

1 Bashkir State Pedagogical University n.a. M. Akmulla, Ufa, Russia, elzapurik@mail.ru, ORCHID 000-0001-8256-6937 369dina@mail.ru 3 efimova_ev74@mail.ru, ORCHID 0009-0004-4687-3963

Abstract. The article discusses the place of social projects in professional teachers training, as well as their role in the development of professional and artistic professional competence of fine arts students. The content of the idea of "socially significant project", the requirements for it are revealed. The authors consider the algorithm for organizing project activities, the levels of these activities.

The authors consider the types of projects in art education, give examples of socially significant projects. The article reveals the content of the concept of "project in art and design" as a pre-planned work or a series of works, united by a common idea, embodying a certain idea and having a specific purpose (exposition, practical, functional, artistic and aesthetic, educational), analyzes the main shortcomings of student work.

The authors identify the levels and indicators of the formation of students' professional competencies in project activities, depending on how much the student is able to justify his proposals when developing a project idea, project concept, selecting the optimal solution; owns visual competencies, the ability to select visual means according to the concept of the project; is able to implement a sketch in the material, taking into account the sequence of work, to bring the project to completion; is able to present the project, identify its main idea and strengths; objectively assess the results of the work.

In conclusion, it is said about what qualities students develop in the process of working on collective projects: creativity; sociability; a responsibility; accuracy and accuracy in completing tasks; sustainable motivation for creative achievements; consistency of artistic and design competencies; ability to self-organization and creative self-realization; information and communication culture; tolerance, understanding of social problems of various scales.

Key words: active teaching methods, design project, project method, project activity, social project, creativity, artistic and creative activity, art education, artistic and professional competence

For citation: Purik E.E., Fatkullina D.R., Efimova E.V. Socially significant projects as a method of developing professional competencies of future art teachers. Pedagogicheskij zhurnal Bashkortostana = Pedagogical Journal of Bashkortostan. 2023; 99(1): 64-75.

Введение. Для современного профессионально-педагогического образования непреложным является положение о том, что будущему учителю недостаточно только теоретических знаний, которые стремительно устаревают. Конкурентоспособность учителя на рынке труда зависит от его активности, гибкости мышления, способности к саморазвитию и сотрудничеству. Умение успешно адаптироваться к постоянно меняющемуся миру, окружающим является основой социальной успешности. В большей степени это касается представителей творческих профессий, именно этому и должно учить сегодня любое образовательное учреждение, готовящее специалистов в области искусства и художественного образования.

Введение в образовательный процесс педагогических университетов нового поколения ФГОС ВО поставило перед ними ряд проблем по выполнению требований, среди которых можно выделить в качестве основной проблему выбора технологий и методов обучения, позволяющих успешно формировать у студентов профессиональные компетенции и профессионально-значимые качества. Одним из важнейших для учителя искусства является креативность как способность к творчеству в широком смысле слова, которая заключается, как известно, в продуцировании новых идей и нахождении нетривиальных способов решения задач [1].

Креативность, по словам В.Д. Шадрикова, есть совокупность различных свойств творческого мышления, таких как беглость, гибкость оригинальность мышления, чувствительность к проблемам; а также его самостоятельность, глубина, широта [2].

В свете проблемы профессиональной подготовки учителя изобразительного искусства креативность следует рассматривать как совокупность перечисленных свойств мышления, которые подлежат развитию в процессе художественно-творческой или проектной деятельности: способность к различению проблем, способность к нахождению собственных путей решения проблемы, развитое воображение, самостоятельность, способность к выбору оптимальных приёмов выполнения проекта на разных его этапах.

В теории и практике художественно-педагогического образования существует большое разнообразие обучающих технологий, рекомендуемых для формирования профессиональных компетенций у студентов. Одним из наиболее эффективных является метод проектов, который наиболее полно и наглядно реализуется на примере художественно-творческой деятельности студентов, позволяя развить у них активность, самостоятельность, креативность и коммуникабельность при решении творческих проблем.

Цель статьи - исследовать алгоритмы организации проектной деятельности студентов при реализации социально значимых проектов и

предложить инновационные методы организации проектной деятельности студентов.

Изучение проблем организации проектной деятельности требует решения таких задач, как: определение ее уровней и показателей; разработка критериев оценки готовых работ; разработка инновационных методов и приемов обучения, которые определяются спецификой и алгоритмом проектирования объекта.

Методология исследования. Профессиональная подготовка учителя предполагает развитие способности к планированию собственной деятельности и деятельности учащихся, что происходит наиболее успешно в проектной деятельности, в процессе творческого освоения учебного материала.

Качество обучения зависит в первую очередь от степени активности обучающихся и, соответственно, от использования активных методов обучения. Об этом писали О.А. Абдуллина [3], Н.В. Кузьмина [4], В.А. Сластенин [5].

Активные методы обучения могут различаться в зависимости от характера деятельности студентов: активные, которые предполагают их познавательную активность в процессе получения новых знаний; интерактивные, которые подразумевают взаимодействие студентов в процессе решения проблем [6].

А.К. Маркова считает, что творчество в профессиональной деятельности может проявлять специалист, который достигает желаемых обществом, работодателями результатов в труде; имеет склонность к выбранной профессии, сознательно мотивирован; успешно решает профессиональные задачи различного уровня сложности; использует новые технологии в профессиональной деятельности; активен, стремится к достижению профессионального мастерства; -совершенствует профессионально значимые личностные качества; обладает культурой профессионального самообразования; обогащает профессиональные достижения за счет личного творческого вклада [7, с. 308].

Организация проектной деятельности студентов тесно связана с процессом целеполагания - формирования цели (образа будущего проекта) и планирования процесса работы. А.М. Савинов пишет о том, что в основе деятельности преподавателя лежит целеполагание - та часть его работы, которая оказывает значительное влияние на весь последующий процесс обучения [8, с. 30].

Преподаватель должен уметь формулировать цели и задачи, при этом ориентируясь на студента как на активного участника учебно-воспитательного процесса; исходя из целей и задач, принимать оптимальное решение, предвидеть близкие и отдаленные результаты достижения целей и способы решения задач.

Метод проектов, как известно, - это способ достижения дидактической цели через поэтапную разработку проблемы, где деятельность студента завершается практическим результатом или продуктом. Основное предназначение метода проектов в художественном образовании состоит в обеспечении возможности самостоятельного приобретения профессиональных знаний и умений студентами в процессе решения творческой задачи, требующей интеграции знаний по рисунку, живописи, композиции, теории

67

искусства и дизайна. Цель этого метода - стимулировать интерес студентов к художественно-творческой деятельности. Метод проектов предполагает владение определенной суммой художественных компетенций и способностями их практического применения при решении конкретных задач.

Проект в искусстве и дизайне - это заранее спланированная работа или серия работ, объединенных общим замыслом, воплощающих определенную идею и имеющих конкретное назначение (экспозиционное, практическое, функциональное, художественно-эстетическое, просветительское). В художественном образовании проекты носят учебный характер. Проекты бывают: исследовательские (предполагают наличие конкретной исследовательской проблемы, четкой структуры исследования, цели, обоснования актуальности предмета исследования, источников информации, продуманных методов и конкретных результатов), творческие (заключаются в создании работ в различных областях художественного творчества -живописи, графике, декоративно-прикладном или монументальном искусстве, скульптуре, дизайне), ролевые (участники осознанно принимают на себя определенные роли, в зависимости от специфики проекта, в образовании это скорее социально-просветительские проекты), информационные (проекты заключаются в целенаправленном сборе информации об искусстве и культуре, о конкретном направлении в искусстве, творчестве конкретного мастера; предполагают анализ обобщение полученного материала; конкретные выводы и умозаключения студента), социально значимые - направленные на решение определенных социальных проблем, имеющие воспитательное, культурно-просветительское или практическое значение [9].

Для преподавателя учебный проект - это интегративное дидактическое средство, которое позволяет вырабатывать и развивать специфические умения и навыки проектной, исследовательской и творческой деятельности. Для студента проект - это возможность максимального раскрытия творческого потенциала, средство самореализации. Это деятельность, которая позволяет проявить себя индивидуально или в группе, попробовать свои силы, приложить свои знания для достижения социально значимого результата, показать публично свои творческие достижения.

Таким образом, проектная деятельность понимается нами как педагогическая технология, включающая в себе учебно-познавательную, творческую и игровую деятельность студентов, которую сопровождают исследовательские, поисковые, проблемные, то есть, прежде всего, активные методы обучения. Прочное освоение системы необходимых профессиональных компетенций возможно лишь при реализации принципов активного обучения, которое требует творческого, осознанного отношения студентов к учебно-познавательной деятельности. В этом смысле работа над проектами (а рамках курсовых или выпускных квалификационных работ) является тем полем, где наиболее ярко проявляются возможности активного обучения.

Проектная деятельность студентов должна отвечать следующим требованиям: единство технологии и искусства - изучение возможностей

68

художественных материалов происходит наряду с практическим освоением технологии их обработки; единство академической подготовки и творческих упражнений, позволяющих экспериментировать с элементами художественной формы, выразительными средствами, так как проект позволяет свободно выбирать способ изображения; проблемность, поиск образного решения, исходя из требований конкретного заказа или заказчика; коллективный характер деятельности студентов; от критических обсуждений творческих проектов до совместной работы над проектами; практико-ориентированный характер обучения, то есть реальный выход на решение задач практического свойства (роспись стен, создание арт-объектов в интерьере и экстерьере), имеющих также определенное социальное значение.

Социальная востребованность результата делает проект более ценным, повышая значительно мотивацию студентов, влияя на их ценностное отношение к художественно-творческой деятельности. В этом смысле работа над коллективными социально значимыми проектами имеет, с одной стороны, большие обучающие возможности, а с другой - повышает социальную и творческую активность студентов.

Материалы и методы исследования. Авторами применены теоретические и практические методы исследования, а также анализ публикаций по проблеме исследования для определения сущности проектной деятельности, уровней и показателей ее сформированности у студентов. В исследовании участвовали студенты художественно-графического факультета, а критерии оценки уровня их подготовленности апробированы на практике в ходе выполнения реальных заказов от университета, от различных общественных организаций.

Результаты эмпирического исследования. В процессе организации проектной деятельности студентов мы исходили из того, что проект в художественном образовании - это совместная целенаправленная художественно-творческая или художественно-оформительская деятельность студентов и преподавателя, имеющая общие цель, план и приемы работы, направленная на достижение запланированного результата. Содержание проекта позволяет решать ряд задач, связанных с воспитанием ценностного отношения студентов к искусству, человеку, его месту в мире, поскольку в художественной деятельности всегда присутствует эмоционально-образная составляющая. Для будущего учителя работа над социальными проектами, которые могут быть индивидуальными, коллективными, учебными, конкурсными, благотворительными, представляет ценность как опыт общения, сотрудничества и взаимопомощи.

Алгоритм работы по реализации проектов и в учебном процессе, и внеаудиторной работе предполагает следующие этапы: выдвижение идеи; анализ проблемы (предпроектный анализ); конкретизация и осмысление проблемы; выдвижение концепции проекта; визуализация выбранной концепции; реализация проекта в материале; презентация результатов работы и их оценка [8; 9].

В художественно-творческих проектах эти этапы можно объединить в предпроектный этап, эскизирование, проектирование объекта, презентацию проекта или выставку работ. Организация проектной деятельности, исходя из ее алгоритма, требует использования методов обучения, направленных на повышение мотивации, осознанности деятельности, способностей к гибкому решению проблем.

Таблица 1

Уровни сформированности профессиональных компетенций студентов в

проектной деятельности

Этапы проектирования Уровни сформированности профессиональных компетенций

Высокий Средний Низкий

Предпроектный Студент способен обосновывать свои предложения при разработке проектной идеи, концепции проекта, отборе оптимального пути решения Студент способен обосновать свои предложения при разработке проектной идеи, но у него нет понимания путей ее решения У студента нет способности обосновать свои предложения при разработке проектной идеи, дизайнерской задачи

Эскизирование Владение професси-онально-художест-венными компетенциями, умение подбирать изобразительные средства согласно концепции проекта Владение рисунком и приемами работы с художественными материалами, при этом отсутствие способности подбирать их в зависимости от концепции проекта Слабое владение профессионально-художествен-ными компетенциями, отсутствие умения подбирать изобразительные средства согласно концепции проекта

Проектирование конкретного объекта Способность реализовать эскиз в материале с учетом последовательности работы, довести проект до завершения Способность реализовать эскиз в материале, но при этом нарушение последовательности работы, сложности в доведении проекта до завершения Неспособность самостоятельно реализовать эскиз в материале, неспособность довести проект до завершения

Презентация проекта Способность презентовать проект, способность выявить его главную идею и сильные стороны; объективно оценить результаты работы Недостатки в презентации проекта, неполная информация о его содержании Неспособность презентовать проект, его основную идею и объективно оценить результаты работы

Эти методы (вербальные и невербальные) тесно связаны с основными этапами работы над проектом:

- анализ аудитории, для которой он предназначен, а также анализ требований заказчика;

- мозговой штурм, коллективное обсуждение направлений творческого поиска;

- коллективное эскизирование (предварительный эскиз, который последовательно дорабатывается членами группы);

- метод экспертной оценки при рассмотрении работы на различных этапах;

- рефлексия результата.

В процесс работы включаются приемы, направленные на активизацию творческого мышления студентов:

- визуализация слова, понятия, концепции;

- критический анализ проекта на всех этапах.

Результаты проектной деятельности студентов:

- расширение и углубление знаний о практической художественной деятельности;

- знание основных этапов проектной деятельности;

- умение планировать проектную деятельность, формулировать цель проекта, его основную идею - концепцию;

- умение отбирать и анализировать информацию;

- умение презентовать результаты проектной деятельности;

- умение осуществлять рефлексию результата этой деятельности.

Опыт показывает, что наиболее характерные ошибки и недочеты в проектной деятельности студентов связаны с недостаточным овладением основами художественно-творческой деятельности, способами работы с изображением, пониманием сути проектирования, его идеи и назначения. Среди основных недостатков готовых проектов можно назвать следующие: простота, банальность идеи; подражание образцу; недостаточное владение способами работы с художественными материалами и инструментами; недостаточная оригинальность художественно-пластического решения; несоответствие художественно-пластического решения и социального смысла, идеи проекта.

Художественно-образное или художественно-пластическое решение подчиняется общехудожественным требованиям (композиция; рисунок или передача формы, пропорций; цветовой строй, колорит; техника исполнения, выразительность) и отражает уровень овладения студентом профессионально-художественными компетенциями [11;12; 13].

В процессе проектной деятельности происходит смещение учебной нагрузки в сторону самостоятельной работы, поэтому большая часть проектной деятельности происходит во внеаудиторной работе. При этом ослабление контроля со стороны преподавателя приводит к появлению перечисленных выше недостатков. Работа над проектом - это совместная работа студента и преподавателя, которая выливается в законченный продукт в рамках ВКР, курсовой или внеаудиторной самостоятельной работы.

В процессе проектной деятельности создаются необходимые условия для социализации личности через творческую деятельность, а профессиональные

71

компетенции формируются в условиях реальной профессиональной деятельности. Поэтому работа над проектом - это также и совместная работа студентов, деятельность, которая носит коллективный характер.

Творческий потенциал студентов ХГФ БГПУ им. М. Акмуллы активно используется в процессе реализации социально значимых проектов на уровне факультета, вуза, а также на муниципальном и республиканском уровнях. На основе анализа опыта использования метода проектов в работе со студентами ХГФ можно выделить:

- монопроекты (в рамках одной предметной области - живопись, графика, скульптура, дизайн-проектирование, декоративно-прикладное искусство);

- межпредметные, позволяющие объединить знания по педагогике, психологии, истории и художественно-творческие компетенции студентов.

Социально значимые проекты художественно-графического факультета БГПУ им. М. Акмуллы можно условно разделить на:

Социально-педагогические проекты: разработка учебных программ по изобразительному искусству и технологии для учебных заведений общего, среднего и высшего профессионального образования в рамках курсовых и дипломных работ, педагогической практики.

Культурно-просветительские проекты - проектирование городской и сельской среды, предметного пространства; оформление интерьеров учебных заведений, медицинских учреждений; участие в проведении вузовских, городских, республиканских, всероссийских и международных мероприятий; выставочная деятельность.

Проектирование и создание арт-объектов по заказам администрации Уфы и районов Башкирии. Работа над арт-объектами направлена на закрепление учебных, художественно-проектных компетенций, углубление знаний, умений и навыков по рисунку, живописи, декоративно-прикладному искусству, дизайн-проектированию, практической работе с материалами, развитию композиционного мышления, художественно-творческих способностей студентов.

Участие в такого рода проектах помогает студентам самостоятельно строить поэтапную работу по осуществлению проектной деятельности (определение проблемы, осознание противоречий между элементами, постановка цели и задач, выдвижение концепции, планирование этапов и результатов работы) [14]. Они четко усваивают основные моменты организации проектной деятельности, в том числе социальной, которая выражается не только в умении ставить цели, но и в осознании ее общественной значимости.

При реализации социально значимых проектов решаются задачи по развитию профессиональных компетенций студентов, прежде всего, профессионально-художественных и проектных. Но есть и другая немаловажная сторона этой деятельности, она развивает социальную ответственность, способность к сопереживанию, соучастию, т.е. ориентирует на освоение ценностных аспектов в творческом процессе [15].

Примеры студенческих проектов:

1. Арт-объекты, выполненные по заказу администрации университета для установки на территории студенческого городка перед зданием санатория-профилактория.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. Модель памятника, выполненная по заказу администрации Чишминского района РБ. Композиция под названием «Женский образ» предназначена для установки на привокзальной площади поселка Чишмы.

3. Серия росписей фасадов жилых и административных зданий, осуществленная группой студентов художественно-графического факультета.

4. Серия настенных панно для учебных корпусов БГПУ им. М. Акмуллы (1-й административный корпус, 2 этаж, 3 корпус, 3 этаж).

Все виды творческих проектов студентов ХГФ направлены на решение культурно-просветительских, социально-педагогических задач. Они реализуются в рамках одного или нескольких занятий (в аудиторных условиях), в ходе педагогической, музейной, пленэрной или преддипломной практики. Характер проектов, выполняемых студентами, определяется направлением или профилем подготовки.

Заключение. Работа над социально значимыми проектами художественно -творческого характера требует активного взаимодействия преподавателя и обучающегося. Мотивация в выполнении требований конкурса повысит значимость проекта и опыт в проектировании. Работа по развитию

профессиональных компетенций студентов в процессе работы над творческими проектами основывается на:

- информировании студентов о конкурсных мероприятиях с целью изучения современных тенденций дизайна и требований работодателей;

- внедрении проектных методов в процесс обучения для активации творческого мышления;

- активном использовании конкурсного проектирования в различных видах дизайна как метода повышения профессиональной компетентности обучающихся.

Участие в социально значимых проектах способствует подготовке квалифицированных специалистов в области художественной педагогики и искусства, обладающих профессиональными компетенциями, востребованных на российском и международном рынке труда за счет таких качеств, как креативность; коммуникабельность; ответственность; аккуратность и точность выполнения задач; устойчивая мотивация к творческим достижениям; системность художественных и проектных компетенций; способности к самоорганизации и творческой самореализации; информационно-коммуникативная культура; толерантность, понимание социальных проблем различного масштаба [11; 13].

Таким образом, социально ориентированная проектная деятельность является одним из важнейших средств подготовки компетентных специалистов в области искусства и художественного образования. Для этого деятельность

73

студентов и ее результаты должны соответствовать определенному уровню осознанности и активности; готовые работы демонстрировать высокий уровень владения художественно-пластическими средствами, обеспечивающими основу для адекватной самооценки результата, рефлексии.

Обеспечить такой уровень деятельности могут инновационные (вербальные и невербальные) методы и приемы обучения проектированию, которые определяются спецификой и алгоритмом этого процесса.

Список источников:

1. Robert J. Sternberg. The Nature of Creativity// Creativity Research Journal. -2006. -Vol. 18, No. 1. - Pр. 87-98.

2. Шадриков В.Д. Деятельность и способности. - Москва: Логос, 1994. - 320 с.

3. Абдуллина О.А. Общепедагогическая подготовка учителя в системе высшего педагогического образования. - 2-е изд., перераб. и доп. - Москва: Просвещение, 1989. - 139 с.

4. Кузьмина Н.В. Методы исследования образовательных систем: монография. -Санкт-Петербург: Изд-во НУ "Центр стратегических исследований", 2018. - 162 с.

5. Сластенин В.А., Исаев И.Ф., Шиянов Е.Н. Педагогика: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. - Москва: Академия, 2002. - 576 с.

6. Горшкова О.В. Активные методы обучения // Концепт. - 2017. - № 53. - С. 127134.

7. Маркова А. К. Психология профессионализма. - Москва: Междунар. гуманитар. фонд "Знание", 1996. - 308 с.

8. Савинов А.М. Целеполагание в педагогической деятельности преподавателя рисунка // Искусство и образование. - 2010. - № 3(65). - С. 30-37.

9. Краузе Джим. Разработка логотипа: большая книга дизайнерских идей, подходов и концепций. - Санкт-Петербург: Питер, 2015. - 271 с.

10. Решенкин А.С., Годунова Л. Н. Учебное пособие по дисциплине «Основы проектной деятельности». -Ростов на Дону: Изд-во ДГТУ, 2021. - 167 с.

11. Пурик Э.Э. Художественно-творческое развитие будущих учителей изобразительного искусства в процессе профессиональной подготовки в вузе // Полифункциональный учитель в современном мире: монография / отв. ред. В.Л. Бенин. -Воронеж: АртПринт, 2021. - С. 65-71.

12. Пурик Э.Э., Масалимов Т.Х., Шакирова М.Г. Метод проблемных заданий как средство развития композиционного мышления студентов-художников // Proceedings of Social & Behavorial Sciences. 2019.15-16 November. С.807-817.

13. Пурик Э.Э., ШакироваМ.Г., СатиевР.А. Проблемы художественно-творческого развития будущего учителя изобразительного искусства // European Social Science Journal. -2015. - № 5. - С. 204-208.

14. Щукина Г.И. Роль деятельности в учебном процессе. - Москва: Просвещение, 1986. - 144 с.

15. Фаустова, Э.Н. Студент нового времени: социокультурный профиль. - Москва, 2004. - 72 с.

References

1. Robert J. Sternberg. The Nature of Creativity. Creativity Research Journal. 2006; 18(1): 87-98. (In English)

2. Shadrikov V.D. Activities and abilities. Moscow: Ed. Corporation "Logos", 1994. 320 p.

3. Abdullina, O.A. General pedagogical training of a teacher in the system of higher pedagogical education. Moscow: Enlightenment, 1990. 139p. (In Russian)

4. Kuzmina, N.V. Methods for the study of educational systems: monograph. St. Petersburg: Publishing House of the National University "Center for Strategic Studies", 2018. 162 p. (In Russian)

5.. Slastenin V.A., Isaev I.F., Shiyanov E.N. Pedagogy. Proc. allowance for students. higher pedagog. textbook institutions. Moscow: Publishing center "Academy", 2002. 576 p. (In Russian)

6. Gorshkova, O.V. Active teaching methods. Concept. 2017; (53): 127-134. (In Russian)

6. Markova A. K. Psychology of professionalism. Moscow, 1996. 308 p. (In Russian)

7. Savinov A.M. Goal-setting in the pedagogical activity of a drawing teacher. Art and education. 2010;65(3): 30-37. (In Russian)

8. Krause Jim. Logo Design: A Big Book of Design Ideas, Approaches, and Concepts. - St. Petersburg: Peter, 2015. 271 p. (In Russian

9. Reshenkin A.S., GodunovaL.N. Textbook on the discipline "Fundamentals of project activities". Rostov-on-Don: DSTU Publishing House, 2021. 167 p. (In Russian)

10. Purik, E.E. Artistic and creative development of future teachers of fine arts in the process of professional training at the university.In: Polyfunctional teacher in the modern world: monograph / ed. ed. V.L. Benin. Voronezh : ArtPrint, 2021. Pp. 65-71. (In Russian)

11. PurikE.E., Masalimov T.Kh., ShakirovaM.G. The method of problem tasks as a means of developing compositional thinking of art students (scientific article). Proceedings of Social & Behavorial Sciences. 2019. November 15-16. Pp. 807- 817. (In English)

12. PurikE.E., ShakirovaM.G., SatievR.A. Problems of artistic and creative development of the future teacher of fine arts. European Social Science Journal. 2015; (5): 204-208. (In English)

13. Shchukina G.I. The role of activity in the educational process. Moscow: Enlightenment, 1986. 144 p. (In Russian)

14. Faustova E.N. Student of the new time: socio-cultural profile. Moscow, 2004. 72 p.(In Russian)

Заявленный вклад авторов статьи:

Дина Рустямовна Фаткуллина - теоретический анализ литературы по проблеме исследования, сбор данных.

Эльза Эдуардовна Пурик - научное руководство, критический анализ текста, обеспечение ресурсами, анализ полученных результатов, оформление статьи.

Елена Викторовна Ефимова - литературная подготовка текста.

The declared contribution of the authors of the article:

Dina R. Fatkullina - theoretical analysis of the literature on the research problem, data collection.

Elza E. Purik - scientific guidance, critical analysis of the text, provision of resources, analysis of the results, article design.

Elena V. Efimova - literary preparation of the text.

Авторы прочитали и одобрили окончательный вариант рукописи.

Authors read and approved the final manuscript.

Статья поступила в редакцию 01.10.2022; одобрена после рецензирования 18.01.2023; принята к публикации 07.03.2023.

The article was submitted 01.10.2022; approved after reviewing 18.01.2022; accepted for publication 07.03.2023.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.