Научная статья на тему 'СУЩНОСТЬ, СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ХУДОЖЕСТВЕННО-ПРОЕКТНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ В ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ И ПРАКТИКЕ'

СУЩНОСТЬ, СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ХУДОЖЕСТВЕННО-ПРОЕКТНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ В ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ И ПРАКТИКЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
18
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОЕКТ / PROJECT / КОМПЕТЕНЦИЯ / COMPETENCE / КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД / COMPETENCY-BASED APPROACH / ХУДОЖЕСТВЕННО-ПРОЕКТНАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ / ART AND DESIGN COMPETENCE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Филатова М.В.

В статье рассмотрены ключевые понятия «проект», «компетенция», «компетентность», «художественная компетенция», «проектная компетенция». Анализ научной литературы и педагогических исследований позволил сформулировать определение художественно-проектной компетенции, выявить ее структурно-содержательные компоненты.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ESSENCE, STRUCTURE AND CONTENT OF ART AND DESIGN COMPETENCE IN PEDAGOGICAL THEORY AND PRACTICE

This article discusses the key concepts as “project”, “competence”, “competency”, “artistic competence”, “project competence”. The analysis of scientific literature and educational research allowed to formulate a definition of art and design competence and identify its structural components.

Текст научной работы на тему «СУЩНОСТЬ, СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ХУДОЖЕСТВЕННО-ПРОЕКТНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ В ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ И ПРАКТИКЕ»

УДК 371.314.6

Филатова М.В.

Filatova M. V.

СУЩНОСТЬ, СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ХУДОЖЕСТВЕННО-ПРОЕКТНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ В ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ И ПРАКТИКЕ

ESSENCE, STRUCTURE AND CONTENT OF ART AND DESIGN COMPETENCE IN PEDAGOGICAL THEORY AND PRACTICE

В статье рассмотрены ключевые понятия «проект», «компетенция», «компетентность», «художественная компетенция», «проектная компетенция». Анализ научной литературы и педагогических исследований позволил сформулировать определение художественно-проектной компетенции, выявить ее структурно-содержательные компоненты.

This article discusses the key concepts as "project", "competence", "competency", "artistic competence", "project competence". The analysis of scientific literature and educational research allowed to formulate a definition of art and design competence and identify its structural components.

Ключевые слова: проект, компетенция, компетентностный подход, художественно-проектная компетенция.

Key words: project, competence, competency-based approach, art and design competence.

В соответствии с современными нормативными документами в сфере образования -Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» 273-ФЗ от 29 дек. 2012 г. (с изм. и доп.); Федеральный государственный образовательный стандарт (полного) общего образования (Приказ Минобрнауки России № 413 от 17 мая 2012 г.) - каждый выпускник должен обладать определенными компетенциями для полноценного становления личности в современных социально -экономических условиях.

Необходимость развития ключевых компетенций, т.е. универсальных способностей и умений, помогающих человеку ориентироваться в незнакомых ситуациях профессиональной, личной и общественной жизни, достигая поставленных целей, продиктована запросами современного общества, характеризующегося динамизмом и информационной насыщенностью. Обучение, основанное на компетентностном подходе, ориентировано не на увеличение объема информированности воспитанника, а на формирование умения применять имеющиеся знания на практике, самостоятельно принимать эффективное решение в конкретной ситуации.

Исследователи в области компетентностного подхода в образовании (И.А. Зимняя, А.Г. Каспржак, А.В. Хуторской и др. [4; 5; 10]) отмечают, что отличие компетентного специалиста от квалифицированного состоит в том, что первый не только обладает определенным уровнем знаний, умений, навыков, но и способен реализовать и реализует их в работе. Компетентностный подход рассматривается некоторыми авторами как новая образовательная парадигма (И.А. Зимняя, A.A. Вербицкий [4; 1]), что предполагает изменение базовых установок на взаимодействие педагогов и обучающихся.

В связи с развитием рекламы и других средств массовой информации, графический дизайн является перспективным направлением деятельности, так как остро стоит потребность в грамотно выполненном дизайне средствами компьютерной графики. Для качественного создания дизайн-решений необходимо внимательно подходить к каждому этапу, начиная от идеи и концепции и заканчивая готовым для реализации дизайн-

проектом. Специалист данного направления должен сочетать в себе профессиональные компетенции в области художественных дисциплин, проектирования, дизайна и современных программных продуктов.

Для рассмотрения сущности художественно-проектной компетенции в исследовании были раскрыты исходные понятия «компетенция», «компетентность», «художественная компетенция», «проектная компетенция».

Анализ педагогической литературы показал, что существует целый ряд определений понятия «компетенция». Рассмотрим некоторые из них.

И.А. Зимняя трактует «компетентность» как основывающийся на знаниях, интеллектуально и личностно обусловленный опыт социально-профессиональной жизнедеятельности человека [4].

A.В. Хуторской рассматривает понятие «компетенция» как совокупность качеств, которые требуются для функционирования в конкретной области деятельности [10].

Акцентируя различия между понятиями «компетентность» и «компетенция», нами выявлено, что компетентность - это система знаний и умений, обеспечивающих готовность осуществлять профессиональную деятельность, а компетенция - это интегративная целостность знаний, умений и личностных качеств, обеспечивающих успешное выполнение профессиональной деятельности в определенной области.

Рассматривая «проектную компетенцию», определим понятие «проект».

С точки зрения учебного процесса проект - это совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность учащихся, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленная на достижение общего результата по решению какой-либо проблемы, значимой для участников проекта [7].

Н.В. Матяш и Ю.А. Володина рассматривают понятие «проектная компетентность» как интегративную характеристику субъекта деятельности, выражающуяся в способности и готовности человека к самостоятельной теоретической и практической деятельности по разработке и реализации проектов в различных сферах социальной практики на основе принципов природо- и культуросообразности [4].

B.П. Фалько в свой работе рассматривает проектную компетенцию как умение проектировать материально-пространственную среду для развивающихся процессов труда, быта и общественной жизнедеятельности по законам целесообразности и красоты [9]. Для этого необходимо владеть проектно-творческим мастерством, знанием основных композиционных понятий, методами дизайн-проектирования и информационными компьютерными технологиями.

В.П. Фалько рассматривает «художественную компетенцию» как умение вырабатывать свое аналитическое, эстетическое и практическое отношение к культурным и художественным ценностям произведений изобразительного искусства, а также осознание роли художественно-изобразительного творчества в освоении предметной составляющей (дизайн) [9]. Для освоения этой компетенции необходимо владение методами подачи изобразительных объектов (рисунок, живопись), пространственным мышлением, способностью воспроизводить объекты художественными средствами.

На сегодняшний день имеются ряд монографий, докторских и кандидатских работ, посвященных развитию художественной и проектной компетенции учащихся старших классов, но проблема проектно-исследовательских умений не так широко освещена.

В.П. Фалько в своей диссертационной работе рассматривает художественно-проектную компетенцию как способность специалиста применять знания, умения и личностные качества, обеспечивающие готовность и успешность выполнения художественно-проектной деятельности, осознание ее социальной значимости и личной ответственности за результаты этой деятельности [9].

А.В. Деревицкая в своей диссертационной работе исследует проблемы развития художественно-проектной компетенции студентов колледжа в условиях гуманно ориентированного образования [2].

Как следует из ее работы, художественно-проектной компетенция - это интегративное качество личности, которое проявляется в готовности эффективно осуществлять художественное проектирование на основе владения современными технологиями и средствами дизайна.

Анализируя различные варианты определений «компетенция», «художественная компетенция», «проектная компетенция», «художественно-проектной компетенция», мы даем свое определение художественно-проектной компетенции - это интегративная способность учащихся проектировать предметно-пространственную среду от художественно-проектной концепции до готового дизайн-проекта средствами подачи графических объектов и их визуализацией.

Раскроем ключевые понятия выявленного нами определения художественно-проектной компетенции.

Под предметно-пространственной средой понимается совокупность природных, искусственных средовых пространств и их предметного наполнения, находящуюся в постоянном взаимодействии с человеком и его запросами.

В художественном проектировании, как и в любом виде проектной деятельности, существуют следующие этапы работы: подготовительный (концепция), конструкторский (эскизный) проект, технологический (рабочий) проект, заключительный (изготовление дизайн-продукта по рабочему макету).

Художественно-проектная концепция - это предпроектное исследование, которое раскрывает проектный замысел будущего дизайн-проекта, излагающий идею решения актуальной научно-обоснованной задачи и указывающий пути достижения дизайнерской цели. Концепция может выполняться в виде чертежей, макетов и пояснительных документов.

Готовый дизайн-проект - это завершенная графическая работа, соответствующая поставленной творческой задаче, законам композиционного решения, функциональному назначению и содержанию отображаемой информации.

Графика имеет разнообразные формы и виды. К произведениям графического искусства относятся станковые рисунки, гравюры, литографии, плакаты, газетные карикатуры, торговая реклама и др. Каждая разновидность графического рисунка по технике исполнения имеет свои особенности и художественную выразительность. Подача графических объектов может различными средствами, например: линейная, пятновая, линейно-пятновая, точечная графика, стилизация.

Целью графического дизайна является визуализация информации, предназначенной для массового распространения посредством полиграфии, кино, телевидения, а также создание графических элементов предметной среды и изделий.

Художественно-проектная компетенция рассматривается нами как составляющая профессиональной компетентности дизайнера. Исследователями определялись педагогические условия эффективного формирования как профессиональной компетентности в целом, так и отдельных ее составляющих. Опираясь на работы М.Б. Есаулова, И.А. Зимней [3; 4], мы рассматриваем художественно-проектную компетентность как составляющую будущей профессиональной компетентности, включающую ряд готовностей к основным этапам художественно-проектной дизайнерской деятельности.

Исходя из вышесказанного, художественно-проектную компетенцию возможно представить в виде совокупности ряда готовностей, а именно:

- к предпроектному исследованию;

- к формированию художественно-проектной концепции дизайн-проекта;

- к выполнению визуализации художественно-проектной концепции дизайн-проекта;

- к разработке и оформлению конструкторско-технологической части проекта;

- к анализу результатов дизайн-проектного решения, проектной деятельности;

- к дизайнерскому сопровождению практической реализации дизайн-проекта.

С целью структурирования содержания понятия художественно-проектной компетенция были определены следующие взаимосвязанные компоненты художественно-проектной компетенции: гносеологический, аксиологический и праксиологический.

Раскроем содержание компонентов художественно-проектной компетенции.

Гносеологический компонент включает группу знаний, которые обеспечивают подготовленность к выполнению практических задач в сфере дизайна.

Гносеологический компонент художественно-проектной компетенции включает в себя следующие знания:

1) художественные дисциплины и история дизайна (основы цветоведения, композиции, рисунка, типографики, становление дизайна, виды и стилевые направления в дизайне);

2) основные компоненты графического дизайна (логотип, фирменный стиль, бренд и его элементы, анатомия брендбука, верстка и дизайн полиграфических изданий, основы создания иллюстраций);

3) современные компьютерные технологии (основы компьютерной графики, виды и особенности компьютерной графики, применение компьютерной графики в разных областях дизайна);

4) основы дизайн-проектирования (концепция, реализация и изготовление дизайн-продуктов);

5) полиграфическое оборудование (способы и технологии создания дизайн проектов).

Аксиологический компонент художественно-проектной компетенции образуют ценности, принимающие форму мотивации и устойчивого интереса к художественному проектированию, мотивы учебной и профессиональной деятельности дизайнера, профессионально важные качества личности, готовность к самообразованию.

В результате образовательного процесса у учащихся должно быть сформировано некоторое целостное профессиональное качество, позволяющее им успешно выполнять художественные и проектно-творческие задачи, взаимодействовать с другими людьми. Это качество может быть определено как целостная профессиональная компетентность учащихся старших классов, которая проявляется в действиях, деятельности, поведении, поступках человека.

Ценностное самоопределение личности учащихся в дизайнерской деятельности проходит несколько этапов, для каждого из которых характерны свои особенности. В этом смысле для нашего исследования являются важными ряд основных положений концепции ориентации личности в мире ценностей А.В. Кирьяковой, которая утверждает, что процесс ориентации имеет следующие стадии:

- познание мира ценностей общества;

- осознание себя в этом мире (самосознание), осуществляемое на основе присвоенных личностью ценностей;

- построение жизненной перспективы в освоенной системе [6].

Праксиологический компонент художественно-проектной компетенции включает личный опыт художественно-проектной деятельности учащихся, формирующий его художественно-проектные умения, способствующие эффективному применению в художественном проектировании, с использованием информационных технологий. Обучение не может быть успешным, если оно не развивает определенную систему умений, таких как умение корпоративного взаимодействия; коммуникативные; информационные, к которым относятся умения освоения новых информационных и компьютерных программ; организационные; технологические; проективные; поисковые; аналитические.

Вследствие действия восприятия, воображения, абстрактного и логического мышления, воли, творчества, ответственного отношения и других качеств личности происходит реализация выявленных компонентов.

Каждый компонент содержания интегрально способствует развитию художественно-проектной компетенции учащихся старших классов в области дизайна. Все эти компоненты взаимосвязаны и изменение одного компонента может повлиять на всю структуру.

Литература

1. Вербицкий А. А. Компетентностный подход и теория контекстного обучения : мат-лы к четвертому заседанию методологического семинара 16 ноября 2004 г. М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2004. 84 с.

2. Деревицкая А. В. Развитие художественно-проектной компетенции студентов колледжа в условиях гуманноориентированного образования : автореф. дис. ... канд. пед. наук. Челябинск, 2013. 26 с.

3. Есаулова М. Б., Сухобская Г. С. Компетентностный подход в профессионально -педагогическом образовании : науч.-мет. пос. СПб. : Тускарора, 2011. 67 с.

4. Зимняя И. А. Ключевые компетности как результативно-целевая основа компетентностного подхода в образовании URL: http:// old.vvsu.ru (дата обращения: 19.05.2015).

5. Иванов Д. А., Загвоздкин В. К., Каспржак А. Г. Компетентностный подход как способ достижения нового качества образования : мат-лы для опытно-экспериментальной работы школ. М., 2003.

6. Кирьякова А. В. Ценности как социальная доминанта ориентации // Ученые записки Оренбургского государственного университета. 2002. Вып. 1. С. 18-33.

7. Куприянов Б. В., Дынина С. А. Современные подходы к определению сущности категории «педагогические словия» // Вестник Костромского гос. ун-та им. А.Н. Некрасова. 2001. № 2. С. 101-104.

8. Матяш Н. В., Володина Ю. А. Методика оценки проектной компетентности студентов. URL: http://www. psystudy.ru (дата обращения: 19.05.2015).

9. Фалько В. П. Формирование художественно-проектной компетенции педагога профессионального обучения в области дизайна : дис. ... канд. пед. наук. Екатеринбург, 2009. 199 с.

10. Хуторской А. В. Компетентностный подход в обучении : науч.-мет. пос. М. : Эйдос; Издательство Института образования человека, 2013. 73 с. : ил.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.