Научная статья на тему 'ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ЛИЧНОСТНЫХ УУД У ХУДОЖЕСТВЕННО ОДАРЕННЫХ ДЕТЕЙ'

ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ЛИЧНОСТНЫХ УУД У ХУДОЖЕСТВЕННО ОДАРЕННЫХ ДЕТЕЙ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
242
45
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ХУДОЖЕСТВЕННО ОДАРЕННЫЕ ДЕТИ / ДЕТСКАЯ ОДАРЕННОСТЬ / ФОРМИРОВАНИЕ ЛИЧНОСТНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ / ЛИЧНОСТНЫЕ УНИВЕРСАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ / ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / МЕТОД ПРОЕКТОВ / ТВОРЧЕСКИЕ ПРОЕКТЫ / ИСКУССТВО / ВНЕУРОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ДЕТСКОЕ ТВОРЧЕСТВО

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Окуненко Людмила Андреевна, Заплатина Елена Александровна, Кашина Наталья Ивановна

Актуальность статьи обусловлена необходимостью создания условий для успешного обучения, воспитания и реализации потенциальных возможностей художественно одаренных детей в общеобразовательной школе. Авторы обращаются к решению проблемы формирования у них личностных универсальных учебных действий средствами проектной деятельности. Цель статьи - раскрыть педагогический потенциал проектной деятельности в формировании у художественно одаренных детей личностных универсальных учебных действий и представить реализацию ее различных типов и видов в практике работы общеобразовательной школы с углубленным изучением отдельных предметов художественно-эстетической направленности. Методологической основой исследования являются: концепция одаренности (Д. Б. Богоявленская, М. А. Холодная, В. Д. Шадриков и др.), теоретические положения о принципах выявления и развития художественно одаренных детей (А. А. Адаскина, А. А. Мелик-Пашаев, З. Н. Новлянская), концепция формирования универсальных учебных действий (А. Г. Асмолов, Г. В. Бурменская, И. А. Володарская и др.); теоретические положения, раскрывающие процесс организации проектной деятельности обучающихся (Е. С. Полат), идеи о педагогических условиях обучения, воспитания и развития одаренных детей И. Б. Мыловой. Использовались следующие методы исследования: изучение и анализ научной литературы, анализ и обобщение педагогического опыта, педагогическое наблюдение. Научная новизна состоит в том, что исследователями обосновывается и доказывается, что проектная деятельность, в силу своей универсальности, имеет высокий познавательно-мотивирующий потенциал, она соответствует уровню познавательной активности и познавательных интересов художественно одаренных детей и способствует успешному формированию у них личностных УУД. Практическая значимость результатов исследования состоит в том, что авторами проанализирован и обобщен педагогический опыт по формированию у художественно одаренных детей личностных универсальных учебных действий средствами проектной деятельности в различных формах организации образовательной деятельности - урочной (на уроках «Музыки», «Мировой художественной культуры», «Изобразительного искусства») и внеурочной. Авторами описывается опыт участия школьников в реализации различных типов (творческих, исследовательских) и видов (индивидуальных, групповых) проектов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Окуненко Людмила Андреевна, Заплатина Елена Александровна, Кашина Наталья Ивановна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROJECT ACTIVITY AS A MEANS OF FORMING PERSONAL UNIVERSAL LEARNING ACTIVITIES IN ARTISTICALLY GIFTED CHILDREN

The relevance of the article is due to the need to create conditions for successful education, upbringing and the realization of the potential of artistically gifted children in a comprehensive school. The authors turn to solving the problem of their formation of personal universal educational actions by means of project activities. The purpose of the article is to reveal the pedagogical potential of the project activity in the formation of artistically gifted children of personal universal educational actions and to present the implementation of its various types and types in the practice of work of a general education school with in-depth study of individual subjects of an artistic and aesthetic orientation. The methodological basis of the study are: the concept of giftedness (D. B. Epiphany, M. A. Kholodnaya, V. D. Shadrikov, etc.), theoretical provisions on the principles of identifying and developing artistically gifted children (A. A. Adaskina, A. A. Melik-Pashaev, Z. N. Novlyanskaya), the concept of forming universal educational theoretical provisions revealing the process of organizing the project activities of students (E. S. Polat), ideas about the pedagogical conditions of teaching, upbringing and development of gifted children I. B. Mylova. The following research methods were used: study and analysis of scientific literature, analysis and synthesis of pedagogical experience, pedagogical observation. The scientific novelty consists in the fact that researchers substantiate and prove that the project activity, due to its universality, has a high cognitive and motivating potential, it corresponds to the level of cognitive activity and cognitive interests of artistically gifted children, and contributes to the successful formation of their personal ULA. The practical significance of the results of the study is that the authors analyzed and summarized the pedagogical experience in the formation of artistically gifted children of personal universal educational actions by means of project activities in various forms of organizing educational activities - lesson (in the lessons of “Music”, “World Art Culture”, “Fine Art”) and extra-time. The authors describe the experience of participation of schoolchildren in the implementation of various types (creative, research) and types (individual, group) projects.

Текст научной работы на тему «ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ЛИЧНОСТНЫХ УУД У ХУДОЖЕСТВЕННО ОДАРЕННЫХ ДЕТЕЙ»

УДК 376.545

ББК Ч400.264 ГРНТИ 14.25.09 Код ВАК 13.00.02 (5.8.2)

Окуненко Людмила Андреевна,

директор, МАОУ СОШ № 32; 620085, Россия, г. Екатеринбург, ул. Крестинского, 33; e-mail: mbou [email protected]

Заплатина Елена Александровна,

кандидат педагогических наук, заместитель директора по учебной деятельности, МАОУ СОШ № 32; 620085, Россия,

г. Екатеринбург, ул. Крестинского, 33; e-mail: [email protected]

Кашина Наталья Ивановна,

доктор педагогических наук, профессор кафедры музыкального образования, Уральский государственный педагогический университет; 620151, Россия, г. Екатеринбург, ул. К. Либкнехта, 9, к. 41; e-mail: [email protected]

ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ЛИЧНОСТНЫХ УУД У ХУДОЖЕСТВЕННО ОДАРЕННЫХ ДЕТЕЙ

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: художественно одаренные дети; детская одаренность; формирование личностных универсальных учебных действий; личностные универсальные учебные действия; проектная деятельность; метод проектов; творческие проекты; искусство; внеурочная деятельность; детское творчество.

АННОТАЦИЯ. Актуальность статьи обусловлена необходимостью создания условий для успешного обучения, воспитания и реализации потенциальных возможностей художественно одаренных детей в общеобразовательной школе. Авторы обращаются к решению проблемы формирования у них личностных универсальных учебных действий средствами проектной деятельности. Цель статьи - раскрыть педагогический потенциал проектной деятельности в формировании у художественно одаренных детей личностных универсальных учебных действий и представить реализацию ее различных типов и видов в практике работы общеобразовательной школы с углубленным изучением отдельных предметов художественно-эстетической направленности. Методологической основой исследования являются: концепция одаренности (Д. Б. Богоявленская, М. А. Холодная, В. Д. Шадриков и др.), теоретические положения о принципах выявления и развития художественно одаренных детей (А. А. Адаскина, А. А. Мелик-Пашаев, З. Н. Новлянская), концепция формирования универсальных учебных действий (А. Г. Асмолов, Г. В. Бурменская, И. А. Володарская и др.); теоретические положения, раскрывающие процесс организации проектной деятельности обучающихся (Е. С. Полат), идеи о педагогических условиях обучения, воспитания и развития одаренных детей И. Б. Мыловой. Использовались следующие методы исследования: изучение и анализ научной литературы, анализ и обобщение педагогического опыта, педагогическое наблюдение. Научная новизна состоит в том, что исследователями обосновывается и доказывается, что проектная деятельность, в силу своей универсальности, имеет высокий познавательно-мотивирующий потенциал, она соответствует уровню познавательной активности и познавательных интересов художественно одаренных детей и способствует успешному формированию у них личностных УУД. Практическая значимость результатов исследования состоит в том, что авторами проанализирован и обобщен педагогический опыт по формированию у художественно одаренных детей личностных универсальных учебных действий средствами проектной деятельности в различных формах организации образовательной деятельности - урочной (на уроках «Музыки», «Мировой художественной культуры», «Изобразительного искусства») и внеурочной. Авторами описывается опыт участия школьников в реализации различных типов (творческих, исследовательских) и видов (индивидуальных, групповых) проектов.

ДЛЯ ЦИТИРОВАНИЯ: Окуненко, Л. А. Проектная деятельность как средство формирования личностных УУД у художественно одаренных детей / Л. А. Окуненко, Е. А. Заплатина, Н. И. Кашина. -Текст : непосредственный / / Педагогическое образование в России. - 2022. - № 2. - С. 29-36.

Okunenko Lyudmila Andreevna,

Director, Municipal Autonomous Educational Institution Secondary School No. 32, Ekaterinburg, Russia

Zaplatina Elena Alexandrovna,

Candidate of Pedagogy, Deputy Director for Educational Activities, Municipal Autonomous Educational Institution Secondary

School No. 32, Ekaterinburg, Russia

Kashina Natalya Ivanovna,

Doctor of Pedagogy, Professor of Department of Music Education, Ural State Pedagogical University, Ekaterinburg, Russia

PROJECT ACTIVITY AS A MEANS OF FORMING PERSONAL UNIVERSAL LEARNING ACTIVITIES IN ARTISTICALLY GIFTED CHILDREN

KEYWORDS: artistically gifted children; children's talent; formation of personal universal educational activities; personal universal learning activities; project activity; project method; creative projects; art; extracurricular activities; children's creativity.

ABSTRACT. The relevance of the article is due to the need to create conditions for successful education, upbringing and the realization of the potential of artistically gifted children in a comprehensive school. The authors turn to solving the problem of their formation of personal universal educational actions by means

© Окуненко Л. А., Заплатина Е. А., Кашина Н. И., 2022

of project activities. The purpose of the article is to reveal the pedagogical potential of the project activity in the formation of artistically gifted children of personal universal educational actions and to present the implementation of its various types and types in the practice of work of a general education school with in-depth study of individual subjects of an artistic and aesthetic orientation. The methodological basis of the study are: the concept of giftedness (D. B. Epiphany, M. A. Kholodnaya, V. D. Shadrikov, etc.), theoretical provisions on the principles of identifying and developing artistically gifted children (A. A. Adaskina, A. A. Melik-Pashaev, Z. N. Novlyanskaya), the concept of forming universal educational theoretical provisions revealing the process of organizing the project activities of students (E. S. Polat), ideas about the pedagogical conditions of teaching, upbringing and development of gifted children I. B. Mylova. The following research methods were used: study and analysis of scientific literature, analysis and synthesis of pedagogical experience, pedagogical observation. The scientific novelty consists in the fact that researchers substantiate and prove that the project activity, due to its universality, has a high cognitive and motivating potential, it corresponds to the level of cognitive activity and cognitive interests of artistically gifted children, and contributes to the successful formation of their personal ULA. The practical significance of the results of the study is that the authors analyzed and summarized the pedagogical experience in the formation of artistically gifted children of personal universal educational actions by means of project activities in various forms of organizing educational activities - lesson (in the lessons of "Music", "World Art Culture", "Fine Art") and extra-time. The authors describe the experience of participation of schoolchildren in the implementation of various types (creative, research) and types (individual, group) projects.

FOR CITATION: Okunenko, L. A., Zaplatina, E. A., Kashina, N. I. (2022). Project Activity as a Means of Forming Personal Universal Learning Activities in Artistically Gifted Children. In Pedagogical Education in Russia. No. 2, pp. 29-36.

Постановка проблемы. Одной из главных задач современной системы отечественного общего и дополнительного образования является выявление, поддержка, развитие одаренных детей и талантливой молодежи, создание условий для их продуктивного обучения, полноценного воспитания, обеспечивающих их максимальную самореализацию, что отражено в ФЗ «Об образовании в РФ», «Национальной доктрине образования в РФ на период до 2025 года», «Стратегии развития воспитания в РФ на период до 2025 года», «Концепции общенациональной системы выявления и развития молодых талантов» (2012 г.) и других официальных документах.

В русле реализации данных задач в 2016 г. в России был осуществлен запуск информационной системы «Ресурс об одаренных детях» (М1рз://талантыроссии.рф), цель которой - учет сведений об одаренных детях, их достижениях, образовательных организациях, в которых они учатся, и т. д., что является основой для государственной поддержки талантливой молодежи - получения ими грантов Президента РФ и т. д.

Во многих субъектах Российской Федерации созданы ресурсные центры сопровождения развития одаренных детей и молодежи (г. Владимир, г. Екатеринбург, г. Нижний Новгород, г. Санкт-Петербург, г. Сыктывкар и др.).

Все это говорит о четко обозначенной позиции государства, касающейся данной категории детей, что обеспечивает воспроизводство человеческого капитала, повышение конкурентоспособности российского общества, дальнейший социально-экономический прогресс нашей страны [15; 20].

Анализ существующей практики в общеобразовательных учреждениях России обнаруживает ряд проблем, с которыми

сталкиваются учителя в работе с одаренными детьми: с одной стороны, наличие у них специфических индивидуальных стратегий деятельности, особый тип обучаемости, увлеченность, переходящая в одержимость, повышенные познавательные потребности, с другой стороны, негативное отношение к школе, протестное поведение, проблемы общения, отрицание общепринятых стандартных правил и требований и т. д., о чем свидетельствуют исследования многих современных ученых [17].

Действующие федеральные государственные образовательные стандарты начального и основного общего образования (далее - ФГОС НОО, ФГОС ООО) ставят перед учителем задачу обеспечения развития способностей каждого ребенка. В их основе лежит системно-деятельностный подход, который предполагает активную учебно-познавательную деятельность обучающихся на основе содержания и технологий образования, которые определяют пути и способы достижения социально востребованного результата личностного и познавательного развития обучающихся. Этими результатами являются личностные, регулятивные, познавательные, коммуникативные универсальные учебные действия (далее -УУД) и предметные результаты [3].

Одним из средств, обладающих большим педагогическим потенциалом в формировании у одаренных детей универсальных учебных действий, является проектная деятельность. Педагогический эффект ее применения в образовательном процессе определяется, с одной стороны, ее универсальностью. С другой стороны, она имеет высокий познавательно-мотивирующий потенциал и соответствует уровню познавательной активности и познавательных интересов художественно одаренных детей.

Обзор литературы. Изучению детской одаренности посвящены многие исследования зарубежных (Ф. Гальтон, Дж. Гилфорд, П. Торренс и др.) и отечественных (Н. С. Лейтес, А. М. Матюшкин, А. И. Савенков, Б. М. Теплов и др.) психологов. Методологической основой настоящего исследования является концепция одаренности, разработанная коллективом авторов (Д. Б. Богоявленская, В. Д. Шадриков,

М. А. Холодная и др.) [18]. Согласно данной концепции, одаренность - это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких, незаурядных результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми [18, с. 5]. В соответствии с видами деятельности в данной концепции выделяются различные виды одаренности, среди которых - художественно-эстетическая, включающая, в свою очередь, хореографическую, сценическую, литературно-поэтическую, музыкальную, изобразительную [18].

В педагогической теории и практике, несмотря на многочисленные исследования, посвященные выявлению, развитию и поддержке одаренных детей (О. В. Гончарова, Л. Х. Жаппуева, Е. А. Логинова, Т. Г. Мороз, И. Б. Мылова, А. А. Никитин, О. С. Парц, Г. Ю. Ульянова, Н. Д. Хижняк и др.), сегодня все еще существует ряд проблем, связанных с недостаточным вниманием к практике работы с одаренными детьми в предметных сообществах учителей; с необходимостью приращения инновационного опыта и присвоения его педагогами школ и учреждений дополнительного образования; с распространением успешных практик в общем образовательном пространстве [17]). Настоящее исследование направлено на решение данных проблем.

Как уже указывалось выше, задачей каждого учителя в общеобразовательной школе является формирование УУД, среди которых - блок личностных УУД, который включает действия, обеспечивающие функции жизненного, личностного, профессионального самоопределения, смыслообразо-вания и нравственно-этического оценивания, реализуемые на основе ценностно-смысловой ориентации учащихся (готовности к жизненному и личностному самоопределению, знания моральных норм, умения выделить нравственный аспект поведения и соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами), а также ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях [3, с. 107].

Проанализировав современную научную литературу, мы сделали вывод о том, что в качестве условий успешной работы с

одаренными детьми в контексте реализации требований ФГОС ООО указываются индивидуализация их учебной деятельности (Н. Е. Скрипова, Л. Р. Ивлева [19]); применение дифференцированного подхода (Ю. Н. Чайченко [22]); вовлечение их в исследовательскую деятельность (Е. Бачу-рина [4], И. В. Кирсанова [10]) и т. д. В исследовании И. Б. Мыловой указывается на ряд условий развития одаренности в образовательном процессе: применение методов творческого характера (проблемных, поисковых, эвристических, исследовательских, проектных) в сочетании с методами самостоятельной, индивидуальной и групповой работы [14]. Все данные исследования выполнены с общепедагогических позиций.

В области педагогики искусства, имеющей свою специфику, связанную не только с содержанием, но и с реализуемыми в образовательном процессе методами, проблема формирования у обучающихся УУД на уроках предметной области «Искусство» раскрывается во многих исследованиях. Так, Н. Г. Куприна и Э. П. Мельникова [13] решают данную проблему в опоре на стилевой подход. Л. Л. Алексеевой [1] представлена психолого-педагогическая технология, в основе которой лежат восприятие, познание и сотворчество, и методы музыкального образования, способствующие формированию у обучающихся личностных УУД. И. А. Гази-зовой и Л. В. Матвеевой предложена методика формирования регулятивных УУД у обучающихся игре на струнно-щипковых инструментах в условиях детской музыкальной школы [12]. Н. И. Кашина, Е. Г. Пономарева и О. Н. Петровских [7; 8] решают проблему формирования у обучающихся основ гражданской идентичности средствами проектной деятельности.

Проектный метод обучения ведет свою историю с XVI-XVII вв., когда его начали использовать архитекторы и инженеры Европы для обучения своих учеников. Позже в Америке его начал применять педагог Дж. Дьюи. В 1918 г. его учеником У.-Х. Килпатриком была опубликована книга «Проектный метод», в которой он популяризовал данный способ обучения.

В России впервые к проектному методу в 1905 г. обратился С. Т. Шацкий. Педагогические усилия учителей в его школе были направлены на творческую деятельность детей, их самостоятельный поиск решения проблемы [23]. В опоре на этот педагогический эксперимент его соратница В. Н. Шацкая стала применять метод проектов в практике общего музыкального образования.

В 70-80-е годы XX в. предпосылки использования проектного метода мы находим в педагогической деятельности

Д. Б. Кабалевского. Его музыкально-педагогическую концепцию с современных позиций можно рассматривать как систему педагогических проектов, объединенных главной целью - ввести учащихся в мир музыкального искусства, научить их любить и понимать музыку во всем богатстве ее форм и жанров, воспитать в учащихся музыкальную культуру как часть всей их духовной культуры, сформировать стремление к самостоятельному мышлению, проявлению собственной инициативы [6].

В 90-е годы Н. А. Терентьева также использовала элементы проектной деятельности в практике общего музыкального образования: она применяла поисковые ситуации, творческие задания для учащихся по поиску информации, связанной с историей создания музыкальных произведений, сведений о жизни композиторов и т. д. [21].

В эти же годы Ю. Б. Алиевым была создана методика проблемно-творческого приобщения учащихся к музыкальному искусству, которая предполагала использование различных приемов создания проблемных ситуаций, возможностей использования частично-поискового метода и методов проблемного изложения нового материала [2].

Практическая реализация программы по изобразительной деятельности О. А. Ку-ревиной и Е. Д. Ковалевской (создана под руководством Б. М. Неменского в рамках образовательной программы «Школа 2100») предполагает применение педагогом заданий на размышление, усвоение цветоведения и ощущение формы, поисково-экспериментальной направленности, результатом чего является коллективная работа, завершающая каждый проблемный блок [5].

Таким образом, в практике художественного и музыкального образования применение элементов проектной деятельности в образовательном процессе не является новшеством.

Сегодня в ФГОС НОО и ФГОС ООО указывается на необходимость подготовки обучающихся к решению различных проблем посредством проектно-исследовательской деятельности с использованием информационно-коммуникационных технологий. В том числе это касается и уроков предметной области «Искусство».

Проектный метод предполагает совместную деятельность учителя и обучающихся, направленную на поиск решения возникшей проблемы или проблемной ситуации. Исследуемая обучающимися проблема предполагает и достижение прагматической цели - практическую реализацию полученных результатов в том или ином продукте деятельности [16].

В рамках данного исследования понятия

«проектная деятельность» и «проектный метод» рассматриваются как идентичные.

Результаты исследования. В МАОУ СОШ № 32 с углубленным изучением отдельных предметов художественно-эстетической направленности г. Екатеринбурга в течение последних лет большинство обучающихся было вовлечено в проектную деятельность. Формирование личностных УУД у обучающихся осуществляется в различных формах организации образовательной деятельности - урочной (на уроках «Музыки», «Мировой художественной культуры», «Изобразительного искусства») и внеурочной.

Педагогами реализуются такие виды проектов, как исследовательские, подразумевающие деятельность обучающихся, направленную на решение исследовательской проблемы с заранее неизвестным результатом, и творческие, результатом которых являются художественные, творческие продукты.

Одним из реализованных в школе проектов был исследовательский и одновременно творческий групповой проект «Поэт родного края - Павел Петрович Бажов». В ходе его реализации четвероклассники узнали географию бажовских мест (г. Сысерть, г. Полевской, гора Думная, Азов-гора, Марков камень и т. д.), посетили дома-музеи писателя в гг. Екатеринбург и Сысерть, познакомились с его жизнью и творчеством, узнали об истории развития горнозаводского Урала конца XIX - начала XX вв. и т. д. В семейных библиотеках они находили старые, советских времен, издания сказов П. П. Бажова. На уроках «Литературного чтения» они анализировали их, находили и «расшифровывали» устаревшую лексику, создавали на основе содержания сказов анаграммы, составляли кроссворды. Школьники пришли к выводу о том, что сказы учат трудолюбию, щедрости, любви, дружбе, пытливости ума, стойкости. В качестве результатов реализации данного проекта выступали иллюстрации к сказам, поделки, изображающие их главных героев, которые дети делали на уроках «Изобразительного искусства». В качестве одного из выводов проекта школьники предложили слова самого автора, П. П. Бажова, из сказа «Старых гор подаренье»: «...сказы не зря придуманы. Иные в покор, иные в наученье, а есть и такие, что вместо фонарика впереди». Это явилось показателем оперирования школьниками знаниями о моральных нормах, умения выделить нравственный аспект поведения и соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами.

В процессе реализации данного проекта

у школьников формировались представления об истории и культуре Урала, его роли в истории культуры России, осуществлялось воспитание патриотизма и гордости за свою малую Родину, страну. То есть осуществлялось формирование гражданской идентичности, также входящей, согласно ФГОС НОО и ФГОС ООО, в ряд личностных УУД. Удовлетворялись и стимулировались познавательные интересы школьников. Это происходило посредством использования разнообразных информационных источников (книги, экскурсии в музеи, сеть Интернет, члены семьи, педагоги), нахождения школьниками собственных стратегий деятельности и достижения результата.

Школьниками реализовались индивидуальные проекты. Так, один из учеников 9-го, художественного, класса, реализовал творческий проект «Символика городского конкурса «Екатеринбург - город искусств» (2020 г.). Творческим результатом данного проекта являлся художественный продукт -логотип данного конкурса, который впоследствии использовался в качестве герба, для рекламы конкурса, и раздаточного материала для участников и членов жюри.

Ученицей 8-го класса реализовался исследовательский и творческий проект «В поисках варежки», целью которого было раскрыть необычные факты памятников и скульптур г. Екатеринбурга и заинтересовать ими современное поколение через создание творческих продуктов. Ею были исследованы памятники г. Екатеринбурга, связанные с военными событиями, памятники писателям и поэтам, музыкантам, памятники, посвященные киноикусству, изобразительному, театральному искусству, памятники политическим деятелям, историческим личностям, изобретателям и т. д. Творческим результатом данного проекта были настольная игра «Прогулка по Екатеринбургу» и путеводитель по памятникам и скульптурам г. Екатеринбурга. Отметим, что эта настольная игра и путеводитель использовались педагогами на уроках «Мировой художественной культуры» и во внеурочной деятельности.

Учеником 1-го класса на одном из уроков «Музыки» реализовался творческий проект «Создание шумового оркестра». Ребенок своими руками сделал шумовые музыкальные инструменты из самых разнообразных материалов - бумаги, целлофана, деревянных кубиков, брусочков, палочек, карандашей, катушек, коробочек, баночек из-под йогурта, одноразовых пластмассовых стаканчиков, тарелочек и т. п. Творческим результатом данного проекта стало исполнение первоклассниками ритмического диктанта. Таким образом, ребенок

получил возможность не только для развития творческого самовыражения, но и для творческой самостоятельности, свободного экспериментирования со звуком, воплощения художественного замысла.

В процессе подготовки данных проектов осуществлялись реализация индивидуальных познавательных интересов школьников, их стремления к расширению и углублению своих знаний в интересующей области, развитие их способности к соотнесению разнородных явлений и поиску решений на «стыке» разных типов знаний, что является, по мнению современных ученых, необходимыми условиями работы с одаренными детьми [14].

Реализация данных индивидуальных проектов способствовала формированию самоопределения обучающихся - их культурной идентичности (принятие культурных ценностей, знание культурных значений, освоение культуры в деятельностном аспекте, сопереживание культуры, оформление Я-образа, становление Я-концепции [13]); профессионального самоопределения - девятиклассник смог себя попробовать в роли профессионального художника, дизайнера, восьмиклассница - в роли культуролога, краеведа, педагога. Отметим также, что «согласно диалоговой концепции культуры М. М. Бахтина, культура является формой бытия и общения людей различных культур и формой самоопределения личности» [9, с. 51].

Начиная с 2018 г. в школе реализовался групповой творческий проект, связанный с созданием коворкинг-зон (многофункциональных, трансформируемых зон в школьных рекреациях для индивидуальной, групповой работы, восполнения потребности в коммуникации, комфортного места для учебы, досуга и отдыха, развития творческого потенциала обучающихся, повышения уровня их культуры и социальной активности). В реализации данного проекта участвовали педагоги, обучающиеся школы, родители и студенты Института музыкального и художественного образования Уральского государственного педагогического университета.

Творческим результатом данного проекта были коворкинг-зоны, созданные на территории всей школы для обучения, отдыха, выставок и буккроссинга. В них были размещены стенды-музеи «История школы», «Бессмертный полк», «Дерево славы», проходили персональные художественные выставки учащихся и педагогов школы и т. д. Оформление колонн в холле школы было посвящено видам искусства, которыми занимаются ученики: музыке, театру, изобразительному искусству и хореографии.

Участие в данных проектах способство-

вало формированию у старших школьников смыслообразования и профессионального самоопределения - ими устанавливалась связь учебной деятельности, полученных в школе знаний, умений и навыков в области художественной деятельности с возможностями реализации своих жизненных планов, целями и задачами планируемой профессиональной карьеры. Общение со взрослыми, студентами и другими детьми, разделявшими интересы исполнителей проекта, поддерживало и стимулировало их познавательные интересы. Работа над данным проектом в полной мере соответствовала характеристике одаренного ребенка, данной в одной из научных работ современного методолога И. Б. Мыловой: «одаренный ребенок - это ребенок, имеющий настолько высокий внутренний потенциал, что способен одарить окружающих новыми идеями, творческими произведениями, вовлекать их в позитивные социальные дела» [14, с. 181].

Таким образом, школьники были вовлечены в реализацию исследовательских и творческих проектов, которые осуществлялись комплексно, в различных формах организации образовательной деятельности -

урочной и внеурочной.

Заключение. Проектная деятельность способствует успешному формированию у одаренных детей личностных универсальных учебных действий, обеспечивающих функции жизненного, личностного и профессионального самоопределения, смысло-образования и нравственно-этического оценивания, культурной и гражданской идентичности и т. д. Проектная деятельность, обладая универсальным характером, имеет высокий познавательно-мотивирующий потенциал: она соответствует уровню познавательной активности и познавательных интересов художественно одаренных детей.

Результатом вовлечения школьников в проектную деятельность явились не только созданные ими художественные продукты. Выпускникам школы участие в данных проектах помогло определиться с выбором профессии: многие из них поступили в Свердловское художественное училище им. И. Д. Шадра, Свердловское музыкальное училище им. П. И. Чайковского, Институт искусств, дизайна и технологии Уральского государственного педагогического университета и т. д.

ЛИТЕРАТУРА

1. Алексеева, Л. Л. Формирование универсальных учебных действий на уроках искусства в школе: теоретические аспекты и возможности реализации / Л. Л. Алексеева // Педагогика искусства. - 2012. -№ 2. - С. 20-27.

2. Алиев, Ю. Б. Настольная книга учителя-музыканта / Ю. Б. Алиев. - М., 2000. - 336 с.

3. Асмолов, А. Г. Проектирование универсальных учебных действий в старшей школе / А. Г. Асмо-лов, Г. В. Бурменская, И. А. Володарская, О. А. Карабанова, С. В. Молчанов, Н. Г. Салмина // Национальный психологический журнал. - 2011. - № 1 (5). - С. 104-110.

4. Бачурина, Е. Научно-исследовательская работа с одаренными детьми как эффективный способ реализации системно-деятельностного подхода в условиях ФГОС / Е. Бачурина // Исследовательская работа школьников. - 2017. - № 1. - С. 64-66.

5. Гурьянова, И. В. Современные концепции преподавания изобразительного искусства в начальной школе / И. В. Гурьянова // Вестник КГУ им. Н. А. Некрасова. - 2009. - Т. 15. - С. 35-42.

6. Кабалевский, Д. Б. Как рассказывать детям о музыке? / Д. Б. Кабалевский. - М. : Просвещение, 1989. - 189 с.

7. Кашина, Н. И. Формирование основ гражданской идентичности у младших школьников средствами проектной деятельности / Н. И. Кашина, Е. Г. Пономарева, О. Н. Петровских // Педагогическое образование в России. - 2020. - № 3. - С. 123-129.

8. Кашина, Н. И. Проектная деятельность в процессе изучения дисциплины «История музыки» в китайском музыкальном вузе / Н. И. Кашина, Х. Чжун // Музыкальное и художественное образование в современном евразийском культурном пространстве : международный сборник научных трудов. - Екатеринбург, 2019. - С. 10-15.

9. Кашина, Н. И. Проблема освоения детьми и молодежью традиционных культурных и художественных ценностей / Н. И. Кашина // Мир науки, культуры, образования. - 2014. - № 5 (48). - С. 50-52.

10. Кирсанова, И. В. Исследовательская работа как форма активизации познавательной деятельности одаренных учащихся / И. В. Кирсанова / / Исследовательская работа школьников. - 2015. - № 1. - С. 58-62.

11. Куприна, Н. Г. Теоретические и методические подходы к формированию универсальных учебных действий у старшеклассников на уроках Мировой художественной культуры / Н. Г. Куприна, Э. П. Мельникова // Педагогическое образование в России. - 2016. - № 3. - С. 219-223.

12. Матвеева, Л. В. Формирование у школьников регулятивных универсальных учебных действий в процессе обучения игре на струнно-щипковых музыкальных инструментах (первый год обучения) / Л. В. Матвеева, И. А. Газизова / / Педагогическое образование в России. - 2018. - № 11. - С. 157-163.

13. Милютина, Н. Р. Воспитание личности педагога как процесс культурной идентификации : дис. ... канд. пед. наук / Милютина Н. Р. - Волгоград, 2000. - 206 с.

14. Мылова, И. Б. Одаренные дети: современная отечественная методология / И. Б. Мылова // Народное образование. - 2016. - № 4-5 (1456). - С. 178-188.

15. Окуненко, Л. А. Современные образовательные технологии в развитии творческой активности учащихся в условиях школы с углубленным изучением отдельных предметов художественно-эстетической

направленности. Творческий проект развития ОУ / Л. А. Окуненко, Н. Г. Тагильцева, Е. А. Заплатина // Эксперимент и инновации в школе. - 2012. - № 4. - С. 15-21.

16. Полат, Е. С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования / Е. С. Полат. - М. : Академия, 1999. - С. 193-200.

17. Работа с одаренными детьми в общеобразовательной школе : методические рекомендации / Министерство образования и молодежной политики Свердловской области ; ГАОУ ДПО Свердловской области «Институт развития образования», Отдел организационно-методического сопровождения педагогов, работающих с одаренными детьми ; авт.-сост. О. В. Сереженкова. - Екатеринбург : ГАОУ ДПО СО «ИРО», 2020. - 108 с.

18. Рабочая концепция одаренности / Д. Б. Богоявленская, В. Д. Шадриков, Ю. Д. Бабаева, М. А. Холодная [и др.]. - 2-е изд., расш. и перераб. - М. : Министерство образования РФ. Федеральная целевая программа «Одаренные дети», 2003. - С. 8-11.

19. Скрипова, Н. Е. Работа с одаренными детьми в условиях реализации ФГОС НОО / Н. Е. Скрипова, Л. Р. Ивлева // Научное обеспечение системы повышения квалификации кадров. - 2011. - № 3 (8). -С. 60-64.

20. Тагильцева, Н. Г. Личностно ориентированные модели развития музыкально одаренных детей / Н. Г. Тагильцева, Л. В. Матвеева, М. А. Бызова // Образование и наука. - 2019. - Т. 21, № 3. - С. 106-124.

21. Терентьева, Н. А. Художественно-творческое развитие младших школьников на уроках музыки в процессе целостного восприятия различных видов искусства / Н. А. Терентьева. - М. : Прометей, 1990. -184 с.

22. Чайченко, Ю. Н. Система работы с одаренными детьми на уроках английского языка в условиях реализации ФГОС / Ю. Н. Чайченко // Научный альманах. - 2019. - № 7-1 (57). - С. 111-113.

23. Шацкий, С. Т. Избранные педагогические сочинения : в 2 т. Т. 1 / С. Т. Шацкий ; под ред. Н. П. Кузина, М. Н. Скаткина, В. Н. Шацкой. - М. : Педагогика, 1980.

REFERENCES

1. Alekseeva, L. L. (2012). Formirovanie universal'nykh uchebnykh deistvii na urokakh iskusstva v shkole: teoreticheskie aspekty i vozmozhnosti realizatsii [Formation of Universal Educational Activities at art Lessons at School: Theoretical Aspects and Possibilities of Implementation]. In Pedagogika iskusstva. No. 2, pp. 20-27.

2. Aliev, Yu. B. (2000). Nastol'naya kniga uchitelya-muzykanta [Handbook of the Teacher-Musician]. Moscow. 336 p.

3. Asmolov, A. G., Burmenskaya, G. V., Volodarskaya, I. A., Karabanova, O. A., Molchanov, S. V., Salmina, N. G. (2011). Proektirovanie universal'nykh uchebnykh deistvii v starshei shkole [Designing Universal Learning Activities in High School]. In Natsional'nyipsikhologicheskiizhurnal. No. 1 (5), pp. 104-110.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4. Bachurina, E. (2017). Nauchno-issledovatel'skaya rabota s odarennymi det'mi kak effektivnyi sposob realizatsii sistemno-deyatel'nostnogo podkhoda v usloviyakh FGOS [Research Work with Gifted Children as an Effective Way to Implement a System-Activity Approach in the Context of the Federal State Educational Standard]. In Issledovatel'skaya rabota shkol'nikov. No. 1, pp. 64-66.

5. Gur'yanova, I. V. (2009). Sovremennye kontseptsii prepodavaniya izobrazitel'nogo iskusstva v nachal'noi shkole [Modern Concepts of Teaching Fine Arts in Elementary School]. In Vestnik KGU im. N. A. Nekrasova. Vol. 15, pp. 35-42.

6. Kabalevsky, D. B. (1989). Kak rasskazyvat' detyam o muzyke? [How to Tell Children about Music?]. Moscow, Prosveshchenie. 189 p.

7. Kashina, N. I., Ponomareva, E. G., Petrovskikh, O. N. (2020). Formirovanie osnov grazhdanskoi iden-tichnosti u mladshikh shkol'nikov sredstvami proektnoi deyatel'nosti [Formation of the Foundations of Civic Identity among Younger Schoolchildren by Means of Project Activities]. In Pedagogicheskoe obrazovanie v Ros-sii. No. 3, pp. 123-129.

8. Kashina, N. I., Zhong, H. (2019). Proektnaya deyatel'nost' v protsesse izucheniya distsipliny «Istoriya muzyki» v kitaiskom muzykal'nom vuze [Project Activity in the Process of Studying the Discipline "History of Music" in the Chinese Music University]. In Muzykal'noe i khudozhestvennoe obrazovanie v sovremennom evraziis-kom kul'turnomprostranstve: mezhdunarodnyi sbornik nauchnykh trudov. Ekaterinburg, pp. 10-15.

9. Kashina, N. I. (2014). Problema osvoeniya det'mi i molodezh'yu traditsionnykh kul'turnykh i khudozhestvennykh tsennostei [The Problem of Mastering Children's and Youth's Traditional Cultural and Artistic Values]. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. No. 5 (48), pp. 50-52.

10. Kirsanova, I. V. (2015). Issledovatel'skaya rabota kak forma aktivizatsii poznavatel'noi deyatel'nosti odarennykh uchashchikhsya [Research Work as a Form of Activation of the Cognitive Activity of Gifted Students]. In Issledovatel'skaya rabota shkol'nikov. No. 1, pp. 58-62.

11. Kuprina, N. G., Mel'nikova, E. P. (2016). Teoreticheskie i metodicheskie podkhody k formirovaniyu universal'nykh uchebnykh deistvii u starsheklassnikov na urokakh Mirovoi khudozhestvennoi kul'tury [Theoretical and Methodological Approaches to the Formation of Universal Learning Activities among High School Students at the Lessons of the World Artistic Culture]. In Pedagogicheskoe obrazovanie v Rossii. No. 3, pp. 219-223.

12. Matveeva, L. V., Gazizova, I. A. (2018). Formirovanie u shkol'nikov regulyativnykh universal'nykh uchebnykh deistvii v protsesse obucheniya igre na strunno-shchipkovykh muzykal'nykh instrumentakh (pervyi god obucheniya) [Formation of Regulative Universal Educational Actions in Schoolchildren in the Process of Learning to Play Stringed Musical Instruments (First Year of Study)]. In Pedagogicheskoe obrazovanie v Rossii. No. 11, pp. 157-163.

13. Milyutina, N. R. (2000). Vospitanie lichnosti pedagoga kak protsess kul'turnoi identifikatsii [Education of the Teacher's Personality as a Process of Cultural Identification]. Dis. ... kand. ped. nauk. Volgograd. 206 p.

14. Mylova, I. B. (2016). Odarennye deti: sovremennaya otechestvennaya metodologiya [Gifted Children: Modern Domestic Methodology]. In Narodnoe obrazovanie. No. 4-5 (1456), pp. 178-188.

15. Okunenko, L. A., Tagil'tseva, N. G., Zaplatina, E. A. (2012). Sovremennye obrazovatel'nye tekhnologii v razvitii tvorcheskoi aktivnosti uchashchikhsya v usloviyakh shkoly s uglublennym izucheniem otdel'nykh pred-metov khudozhestvenno-esteticheskoi napravlennosti. Tvorcheskii proekt razvitiya OU [Modern Educational Technologies in the Development of Creative Activity of Students in a School with an in-depth Study of Individual Subjects of Artistic and Aesthetic Orientation. Creative Project for the Development of the Educational Institution]. In Eksperiment i innovatsii v shkole. No. 4, pp. 15-21.

16. Polat, E. S. (1999). Novye pedagogicheskie i informatsionnye tekhnologii v sisteme obrazovaniya [New Pedagogical and Information Technologies in the Education System]. Moscow, Akademiya, pp. 193-200.

17. Serezhenkova, O. V. (2020). Rabota s odarennymi det'mi v obshcheobrazovatel'noi shkole [Working with Gifted Children in a Secondary School]. Ekaterinburg, GAOU DPO SO «IRO». 108 p.

18. Bogoyavlenskaya, D. B., Shadrikov, V. D., Babaeva, Yu. D., Kholodnaya, M. A., et al. (2003). Rabochaya kontseptsiya odarennosti [Working Concept of Giftedness]. 2nd edition. Moscow, Ministerstvo obrazovaniya RF. Federal'naya tselevaya programma «Odarennye deti», pp. 8-11.

19. Skripova, N. E., Ivleva, L. R. (2011). Rabota s odarennymi det'mi v usloviyakh realizatsii FGOS NOO [Working with Gifted Children in the Context of the Implementation of the GEF IGE]. In Nauchnoe obespechenie sistemy povysheniya kvalifikatsii kadrov. No. 3 (8), pp. 60-64.

20. Tagil'tseva, N. G., Matveeva, L. V., Byzova, M. A. (2019). Lichnostno orientirovannye modeli razvitiya muzykal'no odarennykh detei [Personally Oriented Models of Development of Musically Gifted Children]. In Obrazovanie i nauka. Vol. 21. No. 3, pp. 106-124.

21. Terent'eva, N. A. (1990). Khudozhestvenno-tvorcheskoe razvitie mladshikh shkol'nikov na urokakh muzyki v protsesse tselostnogo vospriyatiya razlichnykh vidov iskusstva [Artistic and Creative Development of Junior Schoolchildren in Music Lessons in the Process of Holistic Perception of Various Types of Art]. Moscow, Prometei. 184 p.

22. Chaychenko, Yu. N. (2019). Sistema raboty s odarennymi det'mi na urokakh angliiskogo yazyka v usloviyakh realizatsii FGOS [The System of Working with Gifted Children in English Lessons in the Context of the Implementation of the Federal State Educational Standard]. In Nauchnyi al'manakh. No. 7-1 (57), pp. 111-113.

23. Shatsky, S. T. (1980). Izbrannyepedagogicheskie sochineniya: v 2 t. [Selected Pedagogical Works, in 2 vols.]. Vol. 1 / ed. by N. P. Kuzin, M. N. Skatkin, V. N. Shatskaya. Moscow, Pedagogika.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.