Научная статья на тему 'УПРАВЛЕНИЕ ПЕРСОНАЛИЗАЦИЕЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ЧЕРЕЗ ПРОЕКТИРОВАНИЕ И РЕАЛИЗАЦИЮ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТРАЕКТОРИЙ'

УПРАВЛЕНИЕ ПЕРСОНАЛИЗАЦИЕЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ЧЕРЕЗ ПРОЕКТИРОВАНИЕ И РЕАЛИЗАЦИЮ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТРАЕКТОРИЙ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
78
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕРСОНАЛИЗАЦИЯ / ПЕРСОНАЛИЗИРОВАННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ПЕРСОНАЛИЗИРОВАННОЕ ОБЩЕСТВО / ПЕРСОНАЛИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА / ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ТРАЕКТОРИЯ / СУБЪЕКТ-СУБЪЕКТНОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / ОТКРЫТОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ОТКРЫТОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Цилицкий Виталий Сергеевич, Богачев Алексей Николаевич, Столбова Елена Александровна, Пташко Татьяна Геннадьевна, Перебейнос Артем Евгеньевич

В настоящее время инновационные процессы, протекающие в мировом пространстве, вносят существенные перемены в различные сферы деятельности человека. Изменения коснулись и системы образования выраженные в необходимости совершенствования теории и практики организации образовательного процесса, применении инновационных личностно-ориентированных технологий и средств управления образовательным процессом. В настоящей статье авторами предпринята попытка раскрыть подходы к управлению персонализацией образовательного процесса через проектирование и реализацию индивидуальных образовательных траекторий. В работе представлено обоснование проблемы персонализации образовательного процесса. Раскрыта ее сущность и характеристика. Авторы представляют персонализацию как способ проектирования образовательного пространства, чтобы оно соответствовало интересам, ценностям, мотивам, потребностям каждого обучающего опиралось на его личностные ресурсы и индивидуально-типологические свойства личности и позволяло осуществлять оптимальный подбор сочетаний форм и методов обучения. В статье дана характеристика таким понятиям как «персонализация», «персонализированное образование», «индивидуальная образовательная траектория». На основе проведенного опроса обучающихся и профессорско-преподавательского состава авторами выявлен и охарактеризован комплекс организационно-содержательных мер, нацеленных на управление персонализацией образовательного процесса, через построение индивидуальной образовательной траектории обучающегося, в основу которой положены следующие этапы: организационно-деятельностный, диагностико-стимулирующий, конструктивно-проектировочный, содержательно-реализационный, рефлексивно-корректирующий этапы. Представленный материал позволяет сделать вывод, что управление персонализацией образовательного процесса - это последовательных процесс в ходе которого происходит изменение личности обучающегося. Персонализация способствует результативности образовательной деятельности и требует особых комплексных и планомерных действий в образовательной организации и всех участников образовательных отношений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Цилицкий Виталий Сергеевич, Богачев Алексей Николаевич, Столбова Елена Александровна, Пташко Татьяна Геннадьевна, Перебейнос Артем Евгеньевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MANAGEMENT OF PERSONALIZATION OF THE EDUCATIONAL PROCESS THROUGH DESIGN AND IMPLEMENTATION OF INDIVIDUAL EDUCATIONAL TRAJECTORIES

Currently, the innovative processes taking place in the world space make significant changes in various spheres of human activity. The changes also affected the education system, expressed in the need to improve the theory and practice of organizing the educational process, the use of innovative personality-oriented technologies and tools for managing the educational process. In this article, the authors made an attempt to reveal approaches to managing the personalization of the educational process through the design and implementation of individual educational trajectories. The paper presents the substantiation of the problem of personalization of the educational process. The authors present personalization as a way of designing an educational space so that it corresponds to the interests, values, motives, needs of each teacher, relies on his personal resources and individual-typological properties of the individual and allows for the optimal selection of combinations of forms and methods of teaching. The article describes such concepts as "personalization", "personalized education", an individual educational trajectory ", describes a set of organizational and content measures aimed at managing the personalization of the educational process, and also presents the content of work on its organization, including organizational and activity, diagnostic -stimulating, constructive-design, content-implementation, reflexive-corrective stages.

Текст научной работы на тему «УПРАВЛЕНИЕ ПЕРСОНАЛИЗАЦИЕЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ЧЕРЕЗ ПРОЕКТИРОВАНИЕ И РЕАЛИЗАЦИЮ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТРАЕКТОРИЙ»

TSILITSKY Vitaly Sergeevich and others Azimut of Scientific Research: Pedagogy and Psychology.

МANAGEMENT OF PERSONALIZATION OF THE... 2021. T.10. №4(37)p-ISSN: 2309-1754; e-ISSN: 2712-8474

УДК 378 4-004 F1 fafís ©2021 Контент доступен по лицензии CC BY-NC 4.0

J /о.ч-.иич- |(сс) (jjCS) Tfnsis anopenaccess article under the CC BY-NC 4.0 license

DOI' 10 26140/anip-2021-1004-0058 iMmíw(https://creat1vecQmmQns.0rg/i1censes/by-nc/4.o/)

УПРАВЛЕНИЕ ПЕРСОНАЛИЗАЦИЕЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ЧЕРЕЗ ПРОЕКТИРОВАНИЕ И РЕАЛИЗАЦИЮ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТРАЕКТОРИЙ © Автор(ы) 2021 AuthorID- 722274 SPIN- 9155-2569 ResearcherID- H-1520-2018 ORCID- 0000-0002-8113-8145 ScopusID- 57200113097

ЦИЛИЦКИЙ Виталий Сергеевич, кандидат педагогических наук, начальник управления научной работы, доцент кафедры педагогики и психологии, доцент кафедры специальной педагогики, психологии

и предметных методик

Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет (454080, Россия, Челябинск, пр. Ленина, 69, e-mail: tsilitskyvs@yandex.ru)

AuthorID- 950959 SPIN- 4293-7712 ORCID- 0000-0002-3206-5963 ScopusID- 57222085504

БОГАЧЕВ Алексей Николаевич, кандидат педагогических наук, первый проректор, доцент кафедры теоретической и прикладной психологии Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет (454080, Россия, Челябинск, пр. Ленина, 69, e-mail: bogachevan@cspu.ru)

AuthorID- 724788

SPIN- 5123-1372

ORCID- 0000-0001-7161-3822

СТОЛБОВА Елена Александровна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры социальной работы, педагогики и психологии Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет (454080, Россия, Челябинск, пр. Ленина, 69, e-mail: stolbovaea@cspu.ru)

AuthorID- 416325 SPIN- 6889-4225 ORCID- 0000-0002-0235-4190 ScopusID- 57208860148

ПТАШКО Татьяна Геннадьевна, кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры социальной работы, педагогики и психологии Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет (454080, Россия, Челябинск, пр. Ленина, 69, e-mail: ptashko75@mail.ru)

AuthorID- 896040 SPIN- 3065-5355 ORCID- 0000-0003-3269-0440 ScopusID- 57208862132

ПЕРЕБЕЙНОС Артем Евгеньевич, кандидат исторических наук, доцент, доцент кафедры

всеобщей истории

Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет (454080, Россия, Челябинск, пр. Ленина, 69, e-mail: nos.75@mail.ru) Аннотация. В настоящее время инновационные процессы, протекающие в мировом пространстве, вносят существенные перемены в различные сферы деятельности человека. Изменения коснулись и системы образования выраженные в необходимости совершенствования теории и практики организации образовательного процесса, применении инновационных личностно-ориентированных технологий и средств управления образовательным процессом. В настоящей статье авторами предпринята попытка раскрыть подходы к управлению персонализацией образовательного процесса через проектирование и реализацию индивидуальных образовательных траекторий. В работе представлено обоснование проблемы персонализации образовательного процесса. Раскрыта ее сущность и характеристика. Авторы представляют персонализацию как способ проектирования образовательного пространства, чтобы оно соответствовало интересам, ценностям, мотивам, потребностям каждого обучающего опиралось на его личностные ресурсы и индивидуально-типологические свойства личности и позволяло осуществлять оптимальный подбор сочетаний форм и методов обучения. В статье дана характеристика таким понятиям как «персо-нализация», «персонализированное образование», «индивидуальная образовательная траектория». На основе проведенного опроса обучающихся и профессорско-преподавательского состава авторами выявлен и охарактеризован комплекс организационно-содержательных мер, нацеленных на управление персонализацией образовательного процесса, через построение индивидуальной образовательной траектории обучающегося, в основу которой положены следующие этапы- организационно-деятельностный, диагностико-стимулирующий, конструктивно-проектировочный, содержательно-реализационный, рефлексивно-корректирующий этапы. Представленный материал позволяет сделать вывод, что управление персонализацией образовательного процесса - это последовательных процесс в ходе которого происходит изменение личности обучающегося. Персонализация способствует результативности образовательной деятельности и требует особых комплексных и планомерных действий в образовательной организации и всех участников образовательных отношений.

Ключевые слова: персонализация, персонализированное образование, персонализированное общество, персонализация образовательного процесса, индивидуальная образовательная траектория, субъект-субъектное взаимодействие, открытое образование, открытое образовательное пространство.

МANAGEMENT OF PERSONALIZATION OF THE EDUCATIONAL PROCESS THROUGH DESIGN AND IMPLEMENTATION OF INDIVIDUAL EDUCATIONAL TRAJECTORIES

© The Authors 2021_

Азимут научных исследований: педагогика и психология.

2021. Т.10 №4(37)p-ISSN: 2309-1754; e-ISSN: 2712-8474

ЦИЛИЦКИЙ Виталий Сергеевич и другие УПРАВЛЕНИЕ ПЕРСОНАЛИЗАЦИЕЙ...

TSILITSKY Vitaly Sergeevich, Candidate of Pedagogical Sciences, Head of the Scientific Work Department, Associate Professor of the Department of Pedagogy and Psychology, Associate Professor of the Department of Special Pedagogy, Psychology and subject methods South Ural State Humanitarian Pedagogical University (454080, Russia, Chelyabinsk, Lenin Ave., 69, e-mail: tsilitskyvs@yandex.ru) BOGACHEV Alexey Nikolaevich, Candidate of Pedagogical Sciences, First Vice-Rector, Associate Professor of the Department of Theoretical and Applied Psychology

South Ural State Humanitarian Pedagogical University (454080, Russia, Chelyabinsk, Lenin Ave., 69, e-mail: bogachevan@cspu.ru) STOLBOVA Elena Aleksandrovna, Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor of the Department of Social Work, Pedagogy and Psychology South Ural State Humanitarian Pedagogical University (454080, Russia, Chelyabinsk, Lenin Ave., 69, e-mail: stolbovaea@cspu.ru) PTASHKO Tatiana Gennadievna, Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor, Associate Professor of the Department of Social Work, Pedagogy and Psychology South Ural State Humanitarian Pedagogical University (454080, Russia, Chelyabinsk, Lenin Ave., 69, e-mail: ptashko75@mail.ru) PEREBEINOS Artem Evgenievich, Candidate of Historical Sciences, Associate Professor, Associate Professor of the Department of General History South Ural State Humanitarian Pedagogical University (454080, Russia, Chelyabinsk, Lenin Ave., 69, e-mail: nos.75@mail.ru) Abstract. Currently, the innovative processes taking place in the world space make significant changes in various spheres of human activity. The changes also affected the education system, expressed in the need to improve the theory and practice of organizing the educational process, the use of innovative personality-oriented technologies and tools for managing the educational process. In this article, the authors made an attempt to reveal approaches to managing the personalization of the educational process through the design and implementation of individual educational trajectories. The paper presents the substantiation of the problem of personalization of the educational process. The authors present personalization as a way of designing an educational space so that it corresponds to the interests, values, motives, needs of each teacher, relies on his personal resources and individual-typological properties of the individual and allows for the optimal selection of combinations of forms and methods of teaching. The article describes such concepts as "personalization", "personalized education", an individual educational trajectory ", describes a set of organizational and content measures aimed at managing the personalization of the educational process, and also presents the content of work on its organization, including organizational and activity, diagnostic -stimulating, constructive-design, content-implementation, reflexive-corrective stages.

Keywords: personalization, personalized education, personalized society, personalization of the educational process, individual educational trajectory, subject-subject interaction, open education, open educational space.

ВВЕДЕНИЕ.

Постановка проблемы в общем виде и ее связь с важными научными и практическими задачами. На сегодняшний день парадигмальный сдвиг, присутствующий во всех сферах жизнедеятельности человека оказывает наибольшее влияние на социальную сферу, которая определяет уровень и благосостояние индивида, качество и удовлетворенность в материальных и духовных человеческих потребностях, в том числе, одной из которых является потребность в образовании, выраженная в стремлении к получению качественных знаний, актуализации постоянного уровня собственной образованности, профессиональной квалификации, а также самостоятельного приобретения знаний через взаимодействие с открытым образовательным обществом и пространством.

В исследованиях последних лет отмечается, что пер-сонализация становится фундаментом любой сферы деятельности [1], опережая технологичность и инновацион-ность. В работах И.М. Мирошник, Е.В. Гаврилина дана характеристика постиндустриального общества, как гаранта свободного, гармоничного развития личности индивида, получившего название «персонализированное общество». Его главной задачей выступает возможность свободы выбора и способа существования человека [2]. Присутствующие изменения по всем отраслям, связаны с внедрением нового персонализированного ландшафта в производстве, промышленности, медицине и даже пер-сонализации одежды (кастомизации), изменения претерпевают и образовательные модели.

Актуальность исследования. Государственные нормативно-правовые акты в области образования выдвигают ряд требований к реализации образовательного процесса на всех уровнях, одним из которых является ориентация на личностные образовательные результаты, мотивы, ценности обучающегося (ФЗ «Об образовании в РФ»); трансформацию модели образования, включая внедрение инновационных педагогических технологий,

ориентированных на современные мировые тренды, среди которых ведущее место занимает персонализация образовательного процесса и технологии управления персонализированным образованием [3].

Приоритетное значение отдается и конструированию образования с учетом вариативности реализации индивидуальных образовательных планов, маршрутов, траекторий; проектированию индивидуальных образовательных персонализированных треков для каждого обучающегося с учетом образовательного запроса [4, 5, 6]. Такая модель построение учебного процесса связана с открытым образование.

МЕТОДОЛОГИЯ.

В научно-теоретических источниках накоплен значительный опыт исследования персонализации образовательного процесса. Общенаучными основами пер-сонализации стали идеи и теории персонализма (М.М. Бахтин, М. Бубер, М. Недонсель, Ф. Шлейермахер, Э. Мунье и др.), персонологии (Г. Мюррей и др.), концепции персонализации (А.В. Петровский, В.А. Петровский и др.). Теоретико-методологической стратегией данного исследования построена с использованием потенциала методологических подходов: системного-деятельностного (А.Г. Асмолов, В.Г. Афанасьев, И.В. Блауберг, М.А. Гайдес, К.А. Киричек, Э.Г. Юдин), се-тецентрического подхода (А.И. Адамский, С.А. Кудж, Л.В. Савин, H. Hasan и др.), антропологического подхода (Р.У Богданова, Л.М. Лузина, В.И. Максакова, Е.Н. Шиянова и др.).

Анализ последних исследований и публикаций, в которых рассматривались аспекты этой проблемы и на которых обосновывается автор; выделение неразрешенных раньше частей общей проблемы. Раскроем данное понятие, соотнося его с категориями «персонализация» и «персонализированное образование». Сам термин «персонализация» изначально рассматривался в психологических исследованиях, как процесс в ходе, которого

TSILITSKY Vitaly Sergeevich and others МANAGEMENT OF PERSONALIZATION OF THE...

Azimut of Scientific Research: Pedagogy and Psychology.

2021. T.10. №4(37)p-ISSN: 2309-1754; e-ISSN: 2712-8474

индивид получает идеальную представленность в жизнедеятельности других людей, выступая как личность в общественной жизнедеятельности. В исследованиях В.А. Петровского, вышеназванное понятие связывается с процессом осознания субъектом собственной личности как общественно значимой, результатом чего выступает его активная деятельность, нацеленная на трансляцию другим своей индивидуальности [7]. Персонализация отождествляется с трансформацией интеллектуальной и чувственной сфер человека, позволяя осуществлять полезный действия по преобразованию другого человека, группы людей.

В педагогике теоретико-методологические аспекты и общепедагогические вопросы персонализированного образования рассматриваются в исследованиях Л.В. Байбородовой, В.В. Грачёва, Ю.В. Громыко, Б.А. Кондратенко, Ю.В. Крупнова и др. и связаны с педагогической системой; организацией образовательного и межличностного пространства, обучающегося; технологией педагогического взаимодействия; ведущим способом реализации образовательного процесса. А.Г. Асмолов соотносит персонализацию со способом развития личности, личностного и образовательного потенциала человека [8]. В работах Е.И. Казаковой отмечается, что целью такого образования является развитие личностного потенциала каждого обучающегося и повышение эффективности образовательного процесса [9]. В исследованиях Ю.А. Лях подчеркивается, что персонализированная модель обучения наибольшим образом вовлекает обучающихся в процесс проектирования и разработки задач в которых они участвуют, открывая доступ к увлеченности в обучение [10]. Отметим, что целью персонализации образовательного процесса является создание такой образовательной среды, в которой обучающийся сам проектирует собственную персональную образовательную стратегию, а педагог определяет вектор (направленность) образования, сопровождая его образовательный выбор. Анализ зарубежных исследований показал, что персонализация рассматривается с различных позиции: создания смешанных образовательных сред и моделей обучения (H.A. Alamri, S. Watson, W. Watson и др.) [11, 12], адаптации образовательного процесса (S. Blatsios, I. Refanidis,) [13, 14], создания нового учебного материала (D.F Murad, Y. Heryadi, S.M Isa, W. Budiharto) [15, 16].

Формирование целей статьи. В проблемном поле нашего исследования находятся вопросы, связанные с осмыслением понятия «персонализация» и управлением персонализацией образовательного процесса.

Постановка задания. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи: 1) определить сущность понятия «персонализация»; 2) выявить условия управления данным процессом; 3) представить этапы управления персонализацией образовательного процесса с содержательно-технологическим обеспечением.

Используемые методы, методики и технологии. Теоретические методы - анализ нормативной документации, понятийно-терминологический и теоретико-методологический анализ, методы анализа, синтеза, индукции, дедукции, обобщения, формализации и проектирования. Эмпирические методы - беседа, опрос, анкетирование.

РЕЗУЛЬТАТЫ.

Изложение основного материала исследования с полным обоснованием полученных научных результатов. Эффективное управление персонализацией образовательного процесса невозможно без построения и реализации индивидуальной образовательной траектории, при проектировании которой максимально бы учитывались склонности, способности, мотивы, потребности каждого обучающегося.

Понятие «индивидуальная образовательная траектория» в научно-педагогических источниках трактуется

по-разному [17] и чаще всего исследователи выделяют целый ряд атрибутивных характеристик, которые сопутствуют данному понятию и связывает его с персональным или образовательным маршрутом; стилем учебной деятельности; типом мышления; условием индивидуализации; совместными действиями педагога и обучающегося; вариативными учебными планами и образовательными программами, специальными педагогическими технологиями их внедрением в образовательный процесс и др. Т.М. Ковалева справедливо, отмечает, что работа с индивидуальной образовательной траекторией предполагает совместное осмысление прошлого опыта обучающегося, уже пройденных ранее образовательных шагов, анализ уже случившихся проектов, и его переосмысление в контексте настоящего состояния, планов, намерений [18].

Безусловно процесс управления персонализацией образовательного процесса посредством проектирования индивидуальной образовательной траектории для каждого обучающегося не является простым, а требует особых планомерных усилий и воздействий.

Для выявления условий, мероприятий и действий по управлению персонализацией образовательного процесса нами был проведен опрос 518 респондентов из числа обучающихся и профессорско-преподавательского состава Южно-Уральского государственного гуманитарно-педагогического университета. В ходе опроса участникам был предложен ряд вопросов: 1) Как вы понимаете, что такое «персонализация образования»? 2) Как вы думаете какие условия должны быть созданы для реализации персонализированного образования в вашей организации / образовательном учреждении? 3) Как вы считаете, какие личностные, образовательные и профессиональные результаты могут быть если осуществлять персонализацию образовательного процесса?

В ходе проведенного опроса были получены следующие результаты: более 78% участников опроса ответили, что персонализация образования возможна, если создать в организации / образовательном учреждении особую образовательную среду; 64% участников отметили, что необходим комплекс организационно-стимулирующих и мотивационных мер, направленных на поддержку образовательного и профессионального потенциала сотрудников и студентов; 3) 62% респондентов обозначили, что невозможно управление персонализация образованием без четкой самоорганизации, умения к кооперации всех участников процесса педагогического взаимодействия.

Исходя из вышеназванных особенностей нами была предпринята попытка разработать комплекс организационно-содержательных мер, нацеленных на управление персонализацией образовательного процесса через реализацию индивидуальной образовательной траектории, которая включает в себя следующие условия:

1) создание образовательных организационно-стиму-лирующих воздействий, которые способствуют мотивации учебной деятельности, предоставляя возможность выбора индивидуального образовательного движения;

2) организационно-средовая адаптация выраженная в трансформации объектного, субъектного, методического инструментария персонализации образовательного процесса; 3) сетецентрическое управление персонализаци-ей, характеризующееся организацией управленческого сопровождения на всех уровнях, объединенных в одну сетецентрическую систему.

Отметим, что управление и реализация персонали-зацией возможна через построение индивидуальной образовательной траектории обучающегося, в основу которой положены процессы перспективного мониторинга, проектирования, реализации и рефлексивно-корректирующих воздействий, их реализация возможна через следующие взаимосвязанные друг с другом этапы:

1) Организационно-деятельностный этап (подготовка образовательной среды, анализ требований ФГОС и содержания учебных планов и программ выработка

Азимут научных исследований: педагогика и психология.

2021. Т.10 №4(37)p-ISSN: 2309-1754; e-ISSN: 2712-8474

ЦИЛИЦКИЙ Виталий Сергеевич и другие УПРАВЛЕНИЕ ПЕРСОНАЛИЗАЦИЕЙ...

стратегии взаимодействия субъектов (обучающийся-пе-дагог-администрация), организация повышения квалификации для педагогов);

2) Диагностико-стимулирующий этап (изучение индивидуальных особенностей обучающегося, анализ субъектного и витагенного опыта, выявление индивидуального образовательного запроса, мотивационно-сти-мулирующие воздействия и др.);

3) Конструктивно-проектировочный этап (постановка целей и задач предстоящей работы, составление карты внешних и внутренних ресурсов, проектирование индивидуальной образовательной стратегии, отбор образовательных технологий (традиционных, инновационных, сотрудничества, открытые технологии и др.), разработка системы критериев, показателей, индикаторов успешности реализации индивидуальной образовательной траектории);

4) Содержательно-реализационный (отбор содержание учебного материала, реализация индивидуальной образовательной траектории);

5) Рефлексивно-корректирующий (определение мониторингового сопровождения, промежуточный мониторинг, корректирующие меры, подведение итогов совместной работы).

ВЫВОДЫ.

Выводы исследования. На сегодняшний день существующая модель организации образовательного процесса не всегда способна в полной мере способствовать развитию и саморазвитию способностей обучающихся, в связи постоянными изменениями, активно протекающими в современном мире. На наш взгляд персонали-зация образовательного процесса в современных образовательных условиях позволяет качественно поменять отношение обучающегося к образованию, чтобы оно максимально соответствовало его ресурсам и интересам.

Перспективы дальнейших изысканий данного направления. Представленная работа показала достаточную значимость в необходимости персонализации образования и управлении таким образованием. Вектор дальнейших исследований может быть направлен на выявление онтологической сущности персонализации, технологического совершенствования процесса реализации индивидуальной образовательной траектории и ее внедрения на разных группах, обучающихся (с разными способностями, возможностями и потребностями).

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Бурняшов Б.А. Персонализация как мировой тренд электронного обучения в учреждениях в учреждениях высшего образования // Современные проблемы науки и образования. 2017. № 1.

2. Мирошник И.М., Гаврилин Е.В. Индивид, личность, постиндустриальное общество // Свободная мысль. 1996. №7. С. 102-116.

3. Цилицкий В.С. Подготовка педагогов к субъект-субъектному взаимодействию в открытой образовательной среде // Здоровьесберегающее образование - залог безопасной жизнедеятельности молодежи: проблемы и пути решения. Материалы XI Международной научно-практической конференции. ЮжноУральский государственный гуманитарно-педагогический университет. Челябинск, 2020. С. 225-229.

4. Каргина З.А. Индивидуализация, персонализация, персонификация - ведущие тренды развития образования в XXI веке: обзор современных научных исследований //Наука и образование: современные тренды: коллективная монография. - 2015. - № VIII. - С. 172-187

5. Кириллов П.Н., Корякина Н.И., Ермаков Д.С. Культура учения в персонализированном образовании // Нижегородское образование. 2020. № 3. С. 11-17.

6. Савина Н.В. Методологические основы персонализации образования //Наука о человеке: гуманитарные исследования. 2020. № 4. С. 82-90.

7. Петровский В.А. К пониманию личности в психологии //Вопросы психологии. 1981. № 2. С. 40-46.

8. Асмолов А.Г. Дополнительное персональное образование в эпоху перемен: сотрудничество, сотворчество, самотворение // Образовательная политика. 2014. № 2 (64). С. 2-6.

9. Казакова Е.И. Цифровая трансформация педагогического образования //Ярославский педагогический вестник. 2020. № 1 (112). С. 8-14.

10. Лях Ю.А. Модель организации персонализированного образования школьников // Ярославский педагогический вестник. 2019. № 3 (108). С. 16-20.

11. Alamri, H.A., Watson, S., Watson, W. Learning Technology Models that Support Personalization within Blended Learning Environments in

Higher Education (2021) TechTrends, 65 (1), pp. 62-78.

12. Kundu S.S., Sarkar D., Jana P., Kole D.K. Personalization in Education Using Recommendation System: An Overview (2021) Intelligent Systems Reference Library, 197, pp. 85-111.

13. Blatsios, S., Refanidis, I. An adaptation and personalisation methodology for serious games design (2019) Proceedings of the European Conference on Games-based Learning, 2019-0ctober, pp. 991-994.

14. Kucirkova, N., Gerard, L., Linn, M.C. Designing personalised instruction: A research and design framework (2021) British Journal of Educational Technology.

15. Murad, D.F., Heryadi, Y., Isa, S.M., Budiharto, W. Personalization of study material based on predicted final grades using multi-criteria user-collaborative filtering recommender system (2020) Education and Information Technologies, 25 (6), pp. 5655-5668.

16. Arribas-Galarraga, S., Luís-De Cos, I. The personalized teaching model (Mep) as a promoter of healthy habits (2020) Revista Interuniversitaria de Formacion del Profesorado, 34 (1), pp. 69-84.

17. Зеер Э.Ф., Заводчиков Д.П., Зиннатова М.В., Лебедева Е.В. Индивидуальная образовательная траектория как установка субъекта в системе непрерывного образования // Научный диалог. 2017. № 1. С. 266-279.

18. Ковалева Т.М., Якубовская Т.В. Тьюторская деятельность как антропопрактика: между индивидуальной образовательной траекторией и индивидуальной образовательной программой // Человек^и. 2017. № 12. С. 85-94.

Статья поступила в редакцию 18.06.2021 Статья принята к публикации 27.11.2021

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.