Научная статья на тему 'РАЗВИТИЕ СОВРЕМЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ МОДЕЛЕЙ ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ'

РАЗВИТИЕ СОВРЕМЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ МОДЕЛЕЙ ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
82
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛИЧНОСТЬ / ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННОЕ ОБУЧЕНИЕ / МОДЕЛЬ / ПОДХОД / ПРИНЦИПЫ / ОБУЧЕНИЕ / СУБЪЕКТ / НРАВСТВЕННЫЕ ЦЕННОСТИ / ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ / СПОСОБНОСТИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гладкова Марина Николаевна, Ваганова Ольга Игоревна, Булаева Марина Николаевна, Алешугина Елена Анатольевна

На современном этапе развития образования важнейшим направлением в процессе обучения является личность обучающегося. Широко распространено обучение, где педагог выступает не источником учебной информации, а координатором творческого учебного процесса Цель статьи заключается в описании развития современных образовательных моделей личностно-ориентированного обучения. Технологии личностно-ориентированного обучения как одна из эффективных педагогических технологий помогает раскрыть индивидуальность обучающегося, обрести уверенность в социальных отношениях. Модели личностно-ориентированного обучения направлены на создание условий для раскрытия и развития индивидуальных особенностей каждого студента. Проанализировано содержание социально-педагогической, предметно-дидактической и психологической модели. Раскрыта роль личностно-ориентированного обучения в образовательном процессе. Важнейшим компонентом в достижении целей системы образования является личностно-ориентированная работа со студентами. Обучение, реализованное на основе личностно-ориентированного подхода, позволяет студентам на основе своих личностных особенностей изменять цели и результаты процесса обучения. Определены основные особенности и принципы личностно-ориентированного обучения для эффективной реализации образовательного процесса. Принцип вариативности, синтез и старт являются первостепенными принципами организации личностно-ориентированного обучения. Проанализированы условия, которые создаются в рамках моделей личностно-ориентированного обучения. Содержание моделей личностно-ориентированного обучения способствуют развитию системы образования, раскрытию индивидуальных особенностей личности. Важнейшей целью личностно-ориентированного подхода в обучении является создание условий для воспитания творческой и свободной личности, для раскрытия личностных способностей обучающихся.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Гладкова Марина Николаевна, Ваганова Ольга Игоревна, Булаева Марина Николаевна, Алешугина Елена Анатольевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT OF MODERN EDUCATIONAL MODELS OF PERSONALITY-ORIENTED LEARNING

At the present stage of the development of education, the most important direction in the learning process is the personality of the student. Teaching is widespread, where the teacher acts not as a source of educational information, but as a coordinator of the creative educational process. The purpose of the article is to describe the development of modern educational models of personality-oriented learning. Technologies of personality-oriented learning as one of the most effective pedagogical technologies helps to reveal the personality of the student, to gain confidence in social relations. The models of personality-oriented learning are aimed at creating conditions for the disclosure and development of individual characteristics of each student. The content of the socio-pedagogical, subject-didactic and psychological models is analyzed. The role of personality-oriented learning in the educational process is revealed. The most important component in achieving the goals of the education system is the personal-oriented work with students. Learning, implemented on the basis of a personality-oriented approach, allows students to change the goals and results of the learning process based on their personal characteristics. The main features and principles of personality-oriented learning for the effective implementation of the educational process are determined. The principle of variability, synthesis and start are the primary principles of the organization of personality-oriented learning. The conditions that are created within the framework of the models of personality-oriented learning are analyzed. The content of the models of personality-oriented learning contributes to the development of the education system, the disclosure of individual personality characteristics. The most important goal of the personality-oriented approach in teaching is to create conditions for the education of a creative and free personality, for the disclosure of personal abilities of students.

Текст научной работы на тему «РАЗВИТИЕ СОВРЕМЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ МОДЕЛЕЙ ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ»

GLADKOVA Marina Nikolaevna and other Azimut of Scientific Research: Pedagogy and Psychology.

DEVELOPMENT OF MODERN EDUCATIONAL... 2021. T.10. №3(36)p-ISSN: 2309-1754; e-ISSN: 2712-8474

УДК 378 4-004 F1 /TS<<-\ I O2021 Контент доступен по лицензииСС^-ЫС 4.0

J - /o.-r.v/vy-r |(cc) vly vS? | This is an open access article under the

________1 open access article under the CC BY-NC 4.0 license

DOr 10 26140/anip-2021-1003-0016 imtmh (https://creat1vecQmmQns.0rg/hcenses/by-nc/4.o/)

РАЗВИТИЕ СОВРЕМЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ МОДЕЛЕЙ ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ

© Автор(ы) 2021 AuthorID: 831424 SPIN: 2817-3404 ResearcherID: AAH-6493-2019 ORCID: 000-0001-9122-5712 ScopusID: 57190961213

ГЛАДКОВА Марина Николаевна, кандидат педагогических наук, доцент, заведующий кафедрой

гуманитарных и общенаучных дисциплин

Тюменское высшее военно-инженерное командное училище им. Маршала инженерных войск Л.И.Прошлякова (625051, Россия, Тюмень, ул. Л.Толстого 1, e-mail: glamarin@rambler.ru)

AuthorID: 284243 SPIN: 1890-0952 ResearcherID: J-3306-2017 ORCID: 0000-0001-8347-484X ScopusID: 57190967543

ВАГАНОВА Ольга Игоревна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры «Профессионального образования и управления образовательными системами» Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина (603004, Россия, Нижний Новгород, ул. Челюскинцев 9, e-mail: vaganova_o@rambler.ru) AuthorID: 552980 SPIN: 9176-6390 ResearcherID: J-3277-2017 ORCID: 0000-0002-9928-9451 ScopusID: 57191840566

БУЛАЕВА Марина Николаевна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры «Профессионального образования и управления образовательными системами»

Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина (603004, Россия, Нижний Новгород, ул. Челюскинцев, 9, e-mail: bulaevamarina@mail.ru) AuthorID: 497813 SPIN: 2815-3232 ResearcherID: AAH-8795-2019 ORCID: 0000-0002-3216-2261

АЛЕШУГИНА Елена Анатольевна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры иностранных языков Нижегородский государственный архитектурно-строительный университет (603950, Россия, Нижний Новгород, ул. Ильинская, д.65, e-mail: elenaaleshugina@mail.ru) Аннотация. На современном этапе развития образования важнейшим направлением в процессе обучения является личность обучающегося. Широко распространено обучение, где педагог выступает не источником учебной информации, а координатором творческого учебного процесса Цель статьи заключается в описании развития современных образовательных моделей личностно-ориентированного обучения. Технологии личностно-ориентированно-го обучения как одна из эффективных педагогических технологий помогает раскрыть индивидуальность обучающегося, обрести уверенность в социальных отношениях. Модели личностно-ориентированного обучения направлены на создание условий для раскрытия и развития индивидуальных особенностей каждого студента. Проанализировано содержание социально-педагогической, предметно-дидактической и психологической модели. Раскрыта роль лич-ностно-ориентированного обучения в образовательном процессе. Важнейшим компонентом в достижении целей системы образования является личностно-ориентированная работа со студентами. Обучение, реализованное на основе личностно-ориентированного подхода, позволяет студентам на основе своих личностных особенностей изменять цели и результаты процесса обучения. Определены основные особенности и принципы личностно-ориентирован-ного обучения для эффективной реализации образовательного процесса. Принцип вариативности, синтез и старт являются первостепенными принципами организации личностно-ориентированного обучения. Проанализированы условия, которые создаются в рамках моделей личностно-ориентированного обучения. Содержание моделей лич-ностно-ориентированного обучения способствуют развитию системы образования, раскрытию индивидуальных особенностей личности. Важнейшей целью личностно-ориентированного подхода в обучении является создание условий для воспитания творческой и свободной личности, для раскрытия личностных способностей обучающихся.

Ключевые слова: личность, личностно-ориентированное обучение, модель, подход, принципы, обучение, субъект, нравственные ценности, индивидуальность, способности.

DEVELOPMENT OF MODERN EDUCATIONAL MODELS OF PERSONALITY-ORIENTED LEARNING

© The Author(s) 2021

GLADKOVA Marina Nikolaevna, candidate of pedagogical Sciences, associate Professor

Tyumen Higher Military Engineering Command School Marshal of Engineering Troops A. I. Proshlyakov (625051, Russia, Tyumen, street L. Tolstoy 1, e-mail: glamarin@rambler.ru)

VAGANOVA Olga Igorevna, candidate of pedagogical sciences, associate professor of the department of "Professional Education and Management of Educational Systems" Kozma Minin Nizhny Novgorod State Pedagogical University (603004, Russia, Nizhny Novgorod, Chelyuskintsev street 9, e-mail: vaganova_o@rambler.ru) BULAEvA Marina Nikolaevna, candidate of pedagogical sciences, associate professor of the department of "Professional Education and Management of Educational Systems" Kozma Minin Nizhny Novgorod State Pedagogical University (Chelyuskintsev str., 9, Nizhny Novgorod, 603004, Russia, e-mail: e-mail: bulaevamarina@mail.ru) ALESHUGiNa Elena Anatolyevna, Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor of the Department of 72 OECD: 5.G3 Educational sciences; ASJC: 33G4; WoS Subject Categories: HA

Азимут научных исследований: педагогика и психология.

2021. Т.10 №3(36)p-ISSN: 2309-1754; e-ISSN: 2712-8474

ГЛАДКОВА Марина Николаевна и другие РАЗВИТИЕ СОВРЕМЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ...

Foreign Languages Nizhny Novgorod State University of Architecture and Civil Engineering (603950, Russia, Nizhny Novgorod, ul. Ilinskaya, 65, e-mail: elenaaleshugina@mail.ru) Abstract. At the present stage of the development of education, the most important direction in the learning process is the personality of the student. Teaching is widespread, where the teacher acts not as a source of educational information, but as a coordinator of the creative educational process. The purpose of the article is to describe the development of modern educational models of personality-oriented learning. Technologies of personality-oriented learning as one of the most effective pedagogical technologies helps to reveal the personality of the student, to gain confidence in social relations. The models of personality-oriented learning are aimed at creating conditions for the disclosure and development of individual characteristics of each student. The content of the socio-pedagogical, subject-didactic and psychological models is analyzed. The role of personality-oriented learning in the educational process is revealed. The most important component in achieving the goals of the education system is the personal-oriented work with students. Learning, implemented on the basis of a personality-oriented approach, allows students to change the goals and results of the learning process based on their personal characteristics. The main features and principles of personality-oriented learning for the effective implementation of the educational process are determined. The principle of variability, synthesis and start are the primary principles of the organization of personality-oriented learning. The conditions that are created within the framework of the models of personality-oriented learning are analyzed. The content of the models of personality-oriented learning contributes to the development of the education system, the disclosure of individual personality characteristics. The most important goal of the personality-oriented approach in teaching is to create conditions for the education of a creative and free personality, for the disclosure of personal abilities of students.

Keywords: personality, personality-oriented learning, model, approach, principles, learning, subject, moral values, individuality, abilities.

ВВЕДЕНИЕ

Постановка проблемы в общем виде и ее связь с важными научными и практическими задачами. На современном этапе развития образования важнейшей направленностью в процессе обучения является личность обучающегося. Современные технологии позволяют использовать необходимые инструменты для повышения профессионализма преподавателей и воспитания студентов. Качественное применение педагогических технологий позволяет педагогам повышать качество образования, оптимизировать образовательный процесс.

Важным условием для реализации эффективного процесса обучения является направленность на личность студента. Широко распространено обучение, где педагог выступает не источником учебной информации, а координатором творческого учебного процесса [1]. Преподаватель направляет деятельность студентов с учетом их индивидуальных особенностей. Наиболее известной технологией, где раскрываются данные возможности, является технология личностно-ориентирован-ного обучения. Развитие личностно-ориентированного обучения позволит повысить качество образовательного процесса. Модели личностно-ориентированного обучения способствуют актуализации результатов образовательной деятельности в соответствии с требованиями социально-экономической сферы.

Важнейшим компонентом в достижении целей системы образования является личностно ориентированная работа со студентами. Технология личностно-ориентированного обучения как одна из эффективных педагогических технологий помогает раскрыть индивидуальность обучающегося, обрести уверенность в социальных отношениях. Личностно-ориентированное обучение позволяет создать психолого-педагогическое пространство, где образовательная деятельность будет осуществляться с ориентацией на каждого студента с учетом его индивидуальных особенностей, потребностей и интересов [2]. Обучение в рамках личностно-ори-ентированного подхода предполагает самостоятельность обучающихся в педагогическом процессе.

На учебных занятиях необходимо создавать атмосферу доброжелательности, взаимодействия всех участников образовательного процесса. Модели личностно-ориентированного обучения направлены на создание условий для раскрытия и развития индивидуальных особенностей каждого студента.

Анализ последних исследований и публикаций, в которых рассматривались аспекты этой проблемы и на которых обосновывается автор; выделение неразрешенных раньше частей общей проблемы. Понятие «лич-

ностно-ориентированное обучение» появилось в конце прошлого века. Проблема личностно-ориентированного обучения освещена в педагогических исследованиях, экспериментах. Особенность заключается в том, чтобы в процессе обучения уделять внимание индивидуальным особенностям студентов. С точки зрения Вербиной Г.Г. не каждое обучение может быть личностно-ориентиро-ванным. Каждый обучающийся сам должен стремиться к раскрытию внутреннего потенциала, заложенного в нем природой [3].

Якиманская И.С. говоря об образовательном процессе, рассматривает его как индивидуальную деятельность обучающегося, где он получает определенный опыт [4]. По ее мнению, студент не становится субъектом образовательного процесса, а изначально выступает носителем конкретного опыта. Чтобы раскрыть индивидуальные возможности личности необходимо обеспечение такой образовательной среды, которая будет доступна каждому студенту.

Проблемы личностно-ориентированного обучения содержатся в трудах Выготского Л.С., Леонтьева А.Н., Рубинштейна С.Л.. Выготский Л.С. отмечал, что в рамках личностно-ориентированного обучения студент чувствует себя источником деятельности и таким образом поступает личностно [5]. В процессе личностно-ориен-тированного обучения обучающийся выступает как равноправный субъект образовательной деятельности.

Зимняя И.С. выдвигала идею важности учета индивидуальности личности и связи ее с деятельностным элементом в процессе обучения [6]. На основе такого подхода целью личностно-ориентированного обучения она называла модернизацию учебного процесса и переориентацию его на самостоятельное решение студентами поставленных задач. Она утверждала, что все методические решения преподавателя должны приниматься после учета интересов, индивидуальных особенностей и интеллекта обучающихся.

Формирование целей статьи. Цель статьи заключается в описании развития современных образовательных моделей личностно-ориентированного обучения.

Постановка задания. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

- раскрыть роль личностно-ориентированного обучения в образовательном процессе;

- дать характеристику основным принципам лич-ностно-ориентированного обучения для эффективной реализации образовательного процесса;

-выделить основные направления идей личностно-ориентированного обучения.

Используемые методы, методики и технологии. В

GLADKOVA Marina Nikolaevna and other DEVELOPMENT OF MODERN EDUCATIONAL...

Azimut of Scientific Research: Pedagogy and Psychology.

2021. T.10. №3(36)p-ISSN: 2309-1754; e-ISSN: 2712-8474

статье проведен анализ материалов научно-исследовательской деятельности педагогов университетов, изучены методические материалы, осуществлена систематизация данных.

РЕЗУЛЬТАТЫ

Изложение основного материала исследования с полным обоснованием полученных научных результатов. Личностно-ориентированное обучение представляет собой обучение, где цели и содержание обучения, зафиксированные в федеральном государственном образовательном стандарте, приобретают для обучающегося индивидуальное значение, формируют стимул к образовательной деятельности. Обучение, реализованное на основе личностно-ориентированного подхода, позволяет студентам на основе своих личностных особенностей изменять цели и результаты процесса обучения. Личностно-ориентированное обучение подразумевает учет личностных способностей студентов.

Обучение, основанное на личностно-ориентирован-ном подходе, предполагает самостоятельную деятельность студентов, что нередко означает выбор самими обучающимися методов обучения, которые они считают наиболее эффективными. В процессе личностно-ориен-тированного обучения происходит опора на имеющийся у студентов жизненный опыт и знания. В рамках учебного занятия педагог поощряет студентов за стремление быть личностью, происходит учет образа жизни обучающихся. При реализации учебного процесса учитывается внутреннее состояние студентов, оцениваются их нравственные ценности [7]. На занятиях роль педагога изменяется, теперь он выступает в роле консультанта, помощника.

Для эффективной реализации учебного процесса необходимо выделить принципы личностно-ориентиро-ванного обучения.

Принцип вариативности состоит в необходимости использовать для обучающихся различных моделей обучения, которые могут изменяться в зависимости от их индивидуальных особенностей, знаний и опыта. Принцип синтеза заключается в использовании технологий, которые направляют студентов в процесс совместной деятельности, процесс познания. Принцип старта предполагает использование в образовательном процессе таких видов деятельности, которые наиболее предпочтительны для обучающихся.

Существуют определенные модели личностно-ориентированного обучения, которые направлены на создание социально-педагогических условий для раскрытия индивидуальных особенностей обучающихся. Содержание моделей составляет собственный опыт студентов, направление личностного роста, познавательная деятельность. В качестве основных моделей личностно-ориентированного обучения можно выделить социально-педагогическую, предметно-дидактическую и психологическую.

Социально-педагогическая модель реализуется на основе общественного заказа, где приоритетной целью является воспитать личность с установленными характеристиками. Модель типовой личности формировалась в течение длительного времени и с использованием большого количества образовательных институтов. Задача образовательной организации при реализации рассматриваемой модели заключается в подготовке личности, соответствующей конкретно-заданной модели [8]. Личность рассматривается как типовое явление, которое является выражением массовой культуры. Для социально-педагогической модели характерны такие требования как послушание личности, коллективизм. Образовательный процесс при реализации данной технологии предполагает формирование однотипных условий для всех обучающихся. Создаваемые условия направлены на достижение поставленных образовательных целей. Социально-педагогическая модель характеризуется единообразием программ, технологий, форм,

целей и задач обучения.

Предметно-дидактическая модель личностно-ори-ентированного обучения предполагает организацию научной деятельности в соответствии с предметным содержанием. Данная модель характеризуется индивидуальной направленностью в образовательном процессе. Способом индивидуализации являются сами знания, а не студент, который выступает носителем учебной информации. Учебный материал предоставляются в зависимости от глубины содержания, новизны, порционно. В процессе образовательной деятельности педагог устанавливает предпочтения обучающегося к различным формам предметного материала, интерес к изучаемой информации.

Развитие предметно-дидактической модели на определенном этапе формирования современной системы образования позволило выделить проблемное обучение в качестве основного источника личностно-ориентиро-ванного обучения. Педагог устанавливал ситуацию, в которой использование определенных образовательных технологий позволяло определить содержание личностного развития студента. Индивидуальный подход, который обеспечивала предметно-дидактическая модель, неразрывно была связан с организацией научных знаний с учетом их предметного содержания [9].

Психологическая модель личностно-ориентирован-ного обучения характеризуется учетом познавательных способностей, которые складываются в соответствии с генетическими, социальными и физиологическими факторами. В процессе обучения познавательные способности студента проявляются в качестве индивидуальной способности в усвоении учебного материала. Личностно-ориентированное обучение связано с психологическим развитием обучающихся, а поэтому предлагает выстраивать образовательный процесс как вспомогательный принцип [10-000]. Он состоит в том, чтобы не предлагать студенту уже имеющиеся знания, а предложить ему самому активизироваться в процесс обучения, сделать самостоятельный выбор и принять ответственность.

Рассмотренные модели личностно-ориентированно-го обучения основываются на педагогических технологиях, целью которых является получение определенных знаний, навыков. Содержание моделей личностно-ори-ентированного обучения способствуют развитию системы образования, раскрытию индивидуальных особенностей личности. Важнейшей целью личностно-ориенти-рованного подхода в обучении является создание условий для воспитания творческой и свободной личности, для раскрытия личностных способностей обучающихся.

Сравнение полученных результатов с результатами в других исследованиях. В статье была раскрыта роль личностно-ориентированного обучения в образовательном процессе, охарактеризованы основные принципы личностно-ориентированного обучения для эффективной реализации образовательного процесса, выделены основные направления идей личностно-ориентирован-ного обучения.

ВЫВОДЫ

Выводы исследования. В рамках личностно-ориен-тированного обучения личность рассматривается как равноправный субъект образовательной деятельности. Студент самостоятельно выбирает траекторию обучения, определяет характер взаимодействия с коллективом. При личностно-ориентированном обучении происходит целенаправленное развитие личности. Современные модели личностно-ориентированного обучения должны быть направлены на раскрытие внутренних талантов обучающихся, их самореализацию и саморазвитие.

Перспективы дальнейших изысканий данного направления. В ходе дальнейших исследований необходимо развивать существующие модели личностно-ориен-тированного обучения и формулировать новые модели. Современные модели личностно-ориентированного обу-

74

OECD: 5.03 Educational sciences; ASJC: 3304; WoS Subject Categories: HA

Азимут научных исследований: педагогика и психология.

2021. Т.10 №3(36)p-ISSN: 2309-1754; e-ISSN: 2712-8474

чения должны повышать качество учебного процесса на всех уровнях получения образования. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Шеховцов А.Н. Гуманизм в личностно-ориентированном образовании //Вестник ВолГУ. Серия 9: Исследования молодых ученых. 2015. №13. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/gumanizm-v-lichnostno-orientirovannom-obrazovanii (дата обращения: 19.01.2021).

2. Кроль В.М. Психологические аспекты личностно ориентированного обучения // Вестник Московского государственного лингвистического университета. Образование и педагогические науки. 2017. №2 (773). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/psihologicheskie-aspekty-lichnostno-orientirovannogo-obucheniya (дата обращения: 19.01.2021).

3. Vaganova, O.I., Odarich, I.N., Popkova, A.A., Smirnova, Z.V., Lebedeva, A.A. (2019b). Independent work of students in professional educational institutions. Amazonia Investiga, 8 (22), 295 - 304.

4. БатыреваН.А., КубышкинВ.И., СтаниславскаяК.А., Технологии личностно-ориентированного обучения // Наука без границ. 2017. №6 (11). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/tehnologii-lichnostno-orientirovannogo-obucheniya (дата обращения: 19.01.2021).

5. Кириллова И.К., Сорокина О.А. Развитие мотивации достижения студентов вуза //Казанская наука. 2015. № 10. С. 300-302.

6. Гыязов А.Т. Обоснование современных моделей личностно-ориентированного обучения в условиях непрерывного образования // Санкт-Петербургский образовательный вестник. 2017. №9-10 (13-14). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/obosnovanie-sovremennyh-modeley-lichnostno-orientirovannogo-obucheniya-v-usloviyah-nepreryvnogo-obrazovaniya (дата обращения: 20.01.2021).

7. Ilyashenko, L.K., Gladkova, M.N., Kutepov, M.M., Vaganova, O.I., Smirnova, Z.V. (2019 b). Development of communicative competencies of students in the context of blended learning. Amazonia Investiga, 8 (18), 313322.

8. Маркова С.М. Ретроспективный анализ развития профессионального образования в России //Вестник Мининского университета.

2019. Т. 7, №3. С 3.

9. Ваганова О.И., Лапшова А.В. Инновационная направленность профессионально-педагогической деятельности педагогов В сборнике: Проблемы развития современного общества/сборник научных статей 4-й Всероссийской научно-практической конференции. Юго-Западный государственный университет. 2019. С. 429-433.

10. Ваганова О.И., Гладков А.В., Коростелев А.А., Максимова К.А. Личностно-ориентированное профессиональное образование// Балтийский гуманитарный журнал. 2020. Т. 9. № 2 (31). С. 112-115.

11. Максимук Л.М., Левонюк Л.Е. Личностно-ориентированный подход в обучении иноязычной профессиональной коммуникации студентов неязыковых специальностей // Балканское научное обозрение.

2020. Т. 4. № 2 (8). С. 19-23.

12. Сундеева Л.А. Личностно-ориентированное обучение как условие формирования профессиональной компетентности бакалавров психолого-педагогического направления // Карельский научный журнал. 2016. Т. 5. № 4 (17). С. 33-35.

13. Авалуева Н.Б., Алексеева А.С., Алиева Э.Ф. Выявление компе-тентностных дефицитов личностного роста педагогов системы общего образования // Научный вектор Балкан. 2020. Т. 4. № 4 (10). С. 5-10.

14. Вдовиченко А.А. Имитационное моделирование в профессионально ориентированной внеучебной деятельности будущих педагогов-математиков // Гуманитарные балканские исследования. 2020. Т. 4. № 4 (10). С. 18-21.

15. Алейникова А.Н. Реализация личностно ориентированной модели обучения наоснове технологии развития критического мышления (км) // Евразийский научный журнал. 2016. №10. URL: https:// cyberleninka.ru/article/n/realizatsiya-lichnostno-orientirovannoy-modeli-obucheniya-naosnove-tehnologii-razvitiya-kriticheskogo-myshleniya-km (дата обращения: 20.01.2021).

Статья поступила в редакцию 20.01.2021 Статья принята к публикации 20.08.2021

ГЛАДКОВА Марина Николаевна и другие РАЗВИТИЕ СОВРЕМЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ...

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.