Научная статья на тему 'ИНТЕРАКТИВНЫЕ УЧЕБНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ В ЭЛЕКТРОННОМ ОБУЧЕНИИ'

ИНТЕРАКТИВНЫЕ УЧЕБНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ В ЭЛЕКТРОННОМ ОБУЧЕНИИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
145
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНТЕРАКТИВНОЕ ОБУЧЕНИЕ / ЭЛЕКТРОННОЕ ОБУЧЕНИЕ / МОЗГОВОЙ ШТУРМ / КРИТИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ / ИНИЦИАТИВНОСТЬ / САМОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ / ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / ДИАЛОГ / МЕТОД / ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Абрамова Наталья Сергеевна, Ваганова Ольга Игоревна, Булаева Марина Николаевна

На современном этапе развития системы образования востребованным становится личностно-ориентированное обучение, где важнейшим компонентом выступает учет потребностей, способностей и интересов обучающихся. Важный акцент ставится в отношении межличностного общения, интерактивного обучения, где в качестве основополагающих характеристик выделяют обучение через опыт, сотрудничество субъектов образовательной деятельности. Для эффективной организации электронного обучения необходимо активное применение интерактивных элементов. Цель статьи заключается в описании возможностей интерактивных учебных элементов в процессе электронного обучения, их влияние на эффективность образовательного процесса. Интерактивные учебные элементы направлены на проявление интереса, самостоятельного мышления, творческого подхода, инициативности при решении проблемных ситуаций. В статье была раскрыта роль интерактивных учебных элементов в организации электронного обучения. Были рассмотрены возможности основных методов интерактивного обучения в условиях электронного обучения: мастер-класс, мозговой штурм, интерактивный вебинар, решение кейсов, голосование. Применение интерактивных учебных элементов в электронном обучении направлено на увеличение результативности работы памяти, формирование критического восприятия к себе, развитие способности к отстаиванию собственной позиции, повышение интереса к рассматриваемому учебному материалу.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Абрамова Наталья Сергеевна, Ваганова Ольга Игоревна, Булаева Марина Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INTERACTIVE LEARNING ELEMENTS IN E-LEARNING

At the present stage of the development of the education system, personal-oriented training becomes in demand, where the most important component is taking into account the needs, abilities and interests of students. An important emphasis is placed on interpersonal communication, interactive learning, where learning through experience and cooperation of subjects of educational activity are highlighted as fundamental characteristics. The effective organization of e-learning requires the active use of interactive elements. The purpose of the article is to describe the possibilities of interactive learning elements in the process of e-learning, their impact on the effectiveness of the educational process. Interactive learning elements are aimed at showing interest, independent thinking, creativity, initiative in solving problem situations. The article reveals the role of interactive learning elements in the organization of e-learning. The possibilities of the main methods of interactive learning in the context of e-learning were considered: master class, brainstorming, interactive webinar, case solving, voting. The use of interactive learning elements in e-learning is aimed at increasing the effectiveness of memory, forming a critical perception of oneself, developing the ability to defend one's own position, and increasing interest in the educational material under consideration.

Текст научной работы на тему «ИНТЕРАКТИВНЫЕ УЧЕБНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ В ЭЛЕКТРОННОМ ОБУЧЕНИИ»

Азимут научных исследований: педагогика и психология.

2021. Т.10 №3(36)p-ISSN: 2309-1754; e-ISSN: 2712-8474

АБРАМОВА Наталья Сергеевна и другие ИНТЕРАКТИВНЫЕ УЧЕБНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ...

V7TK" 78 ¿1 -ПОЛ. Í7S ©2021 Контент доступен по лнпеюин СС BY-NC 4.0

•УД1^ J /0.4-.UU4- |(сс) кУ<$) | TEis is an open accessarticle under the CC BY-NC 4.0 license

DOI' 10 26140/anip-2021-1003-0009 iMth^m(https://creativecommons.org/iicenses/by-nc/4.o/)

ИНТЕРАКТИВНЫЕ УЧЕБНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ В ЭЛЕКТРОННОМ ОБУЧЕНИИ © Автор(ы) 2021 AuthorID: 913941 SPIN: 3618-8363 Researcher ID: AAH-7042-2019 ORCID: 0000-0002-4922-5433 ScopusID: 57201128979

АБРАМОВА Наталья Сергеевна, кандидат экономических наук, доцент кафедры гуманитарных и

общенаучных дисциплин

Тюменское высшее военно-инженерное командное училище им. Маршала инженерных войск А.И.Прошлякова (625051, Россия, Тюмень, ул. Л.Толстого 1, e-mail: ans.76@mail.ru)

AuthorID: 284243 SPIN: 1890-0952 ResearcherID: J-3306-2017 ORCID: 0000-0001-8347-484X ScopusID: 57190967543

ВАГАНОВА Ольга Игоревна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры «Профессионального образования и управления образовательными системами» Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина (603004, Россия, Нижний Новгород, ул. Челюскинцев 9, e-mail: vaganova_o@rambler.ru) AuthorID: 552980 SPIN: 9176-6390 ResearcherID: J-3277-2017 ORCID: 0000-0002-9928-9451 ScopusID: 57191840566

БУЛАЕВА Марина Николаевна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры «Профессионального образования и управления образовательными системами» Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина (603004, Россия, Нижний Новгород, ул. Челюскинцев, 9, e-mail: bulaevamarina@mail.ru) Аннотация. На современном этапе развития системы образования востребованным становится личностно-ориен-тированное обучение, где важнейшим компонентом выступает учет потребностей, способностей и интересов обучающихся. Важный акцент ставится в отношении межличностного общения, интерактивного обучения, где в качестве основополагающих характеристик выделяют обучение через опыт, сотрудничество субъектов образовательной деятельности. Для эффективной организации электронного обучения необходимо активное применение интерактивных элементов. Цель статьи заключается в описании возможностей интерактивных учебных элементов в процессе электронного обучения, их влияние на эффективность образовательного процесса. Интерактивные учебные элементы направлены на проявление интереса, самостоятельного мышления, творческого подхода, инициативности при решении проблемных ситуаций. В статье была раскрыта роль интерактивных учебных элементов в организации электронного обучения. Были рассмотрены возможности основных методов интерактивного обучения в условиях электронного обучения: мастер-класс, мозговой штурм, интерактивный вебинар, решение кейсов, голосование. Применение интерактивных учебных элементов в электронном обучении направлено на увеличение результативности работы памяти, формирование критического восприятия к себе, развитие способности к отстаиванию собственной позиции, повышение интереса к рассматриваемому учебному материалу.

Ключевые слова: интерактивное обучение, электронное обучение, мозговой штурм, критическое мышление, инициативность, самостоятельность, взаимодействие, диалог, метод, проектная деятельность.

INTERACTIVE LEARNING ELEMENTS IN E-LEARNING

© The Author(s) 2021

ABRAMOVA Natalya Sergeevna, candidate of economic sciences, associate Professor Tyumen Higher Military Engineering Command School Marshal of Engineering Troops A. I. Proshlyakov

(625051, Russia, Tyumen, street L. Tolstoy 1, e-mail: ans.76@mail.ru) VAGANOVA Olga Igorevna, candidate of pedagogical sciences, associate professor of the department of "Professional Education and Management of Educational Systems" Kozma Minin Nizhny Novgorod State Pedagogical University (603004, Russia, Nizhny Novgorod, Chelyuskintsev street 9, e-mail: vaganova_o@rambler.ru) BULAEvA Marina Nikolaevna, candidate of pedagogical sciences, associate professor of the department of "Professional Education and Management of Educational Systems" Kozma Minin Nizhny Novgorod State Pedagogical University (603004, Russia, Nizhny Novgorod, Chelyuskintsev street 9, e-mail: e-mail: bulaevamarina@mail.ru) Abstract. At the present stage of the development of the education system, personal-oriented training becomes in demand, where the most important component is taking into account the needs, abilities and interests of students. An important emphasis is placed on interpersonal communication, interactive learning, where learning through experience and cooperation of subjects of educational activity are highlighted as fundamental characteristics. The effective organization of e-learning requires the active use of interactive elements. The purpose of the article is to describe the possibilities of interactive learning elements in the process of e-learning, their impact on the effectiveness of the educational process. Interactive learning elements are aimed at showing interest, independent thinking, creativity, initiative in solving problem situations. The article reveals the role of interactive learning elements in the organization of e-learning. The possibilities of the main methods of interactive learning in the context of e-learning were considered: master class, brainstorming, interactive webinar, case solving, voting. The use of interactive learning elements in e-learning is aimed at increasing the effectiveness of memory, forming a critical perception of oneself, developing the ability to defend one's own position, and increasing interest in the educational material under consideration. Keywords: interactive learning, e-learning, brainstorming, critical thinking, initiative, independence, interaction, dialogue,

method, project activity.___

ABRAMOVA Natalya Sergeevna and other INTERACTIVE LEARNING ELEMENTS...

Azimut of Scientific Research: Pedagogy and Psychology.

2021. T.10. №3(36)p-ISSN: 2309-1754; e-ISSN: 2712-8474

ВВЕДЕНИЕ

Постановка проблемы в общем виде и ее связь с важными научными и практическими задачами. В настоящее время система образования переживает период существенных изменений, который ознаменован переходом от обучения конкретным знаниям, навыкам и умениям к компетентностному обучению, изменяются цели, методы и инструменты преподавания [1]. На современном этапе развития системы образования востребованным становится личностно-ориентированное обучение, где важнейшим компонентом выступает учет потребностей, способностей и интересов обучающихся. Студент в таком случае находится в центре образовательного процесса. Важный акцент ставится в отношении межличностного общения, то есть интерактивного обучения, где в качестве основополагающих характеристик выделяют обучение через опыт, сотрудничество субъектов образовательной деятельности.

Традиционная модель обучения, где студент в процессе обучения лишь слушает и запоминает учебный материал, который предоставляет ему авторитет в виде педагога, постепенно изменяется на активную модель обучения [2]. Активная модель обучения характеризуется состоянием, когда педагогический процесс реализуется посредством диалога, сотрудничества, в таком случае обучающийся уже становится субъектом обучения. При интерактивном обучении, взаимодействие осуществляется как с преподавателем, так и с остальными обучающимися.

Современная педагогика подразумевает, что студент должен быть вовлечен в диалог со всеми участниками процесса обучения. Студентам должно в равной мере быть представлено качественное образование. В последнее время особую популярность приобрело электронное обучение. Реализация электронного обучения предполагает применение интерактивных элементов обучения [3]. В процессе электронного обучения используются информационные технологии, что позволяет получать образование каждому желающему. Для эффективной организации электронного обучения необходимо активное применение интерактивных элементов.

Анализ последних исследований и публикаций, в которых рассматривались аспекты этой проблемы и на которых обосновывается автор; выделение неразрешенных раньше частей общей проблемы. Понятие «интерактивных элементов обучения» появилось совсем недавно, в начале 1990-х годов, пришел рассматриваемый термин их социологии. Интерактивное обучение представляет собой способность людей находиться в режиме диалога. С точки зрения Панфилова А.П. интеракция состоит из различных видов коммуникации. Он утверждает, что при интеракции происходит процесс коммуникации, целью которого является влияние на остальных участников образовательной деятельности [4].

Левин К. говорил о том, что чаще всего изменения в человеческом поведении происходят после группового взаимодействия [5]. В работах Бадмаева Б.Ц., Аветовой Т.Ю., Кларина М.В. интерактивные методы и методики обучения предполагают сотрудничество и кооперацию субъектов образовательного процесса [6]. Как утверждал Репьев Ю.Г., в сфере электронного обучения интерактивные элементы направлены на самообразование студентов, основанное на взаимодействии участников образовательной деятельности [7]. Электронное обучение обеспечивает непрерывное сотрудничество и взаимодействие студентов с преподавателем и между собой. Такой вид обучения позволяет обучающимся управлять процессом обучения, регулировать процесс изучения учебной информации.

В педагогической области термин интерактивное обучение понимается как:

1. Обучение, предполагающее диалог студентов с образовательной средой.

2. Обучение, основанное на человеческом взаимодей-

ствии [8].

3. Обучение, представляющее собой коллективный процесс познавательной деятельности, где все необходимые знания студент получает через диалоговую речь [9].

4. Обучение, где преобладает взаимодействие студентов с образовательным окружением.

Формирование целей статьи. Цель статьи заключается в описании возможностей интерактивных учебных элементов в процессе электронного обучения, их влияние на эффективность образовательного процесса.

Постановка задания. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

- раскрыть роль интерактивных учебных элементов в организации электронного обучения;

- рассмотреть основные методы реализации интерактивных учебных элементов в электронном обучении.

Используемые методы, методики и технологии. В статье проведен анализ материалов научно-исследовательской деятельности педагогов университетов, изучены методические материалы, осуществлена систематизация данных.

РЕЗУЛЬТАТЫ

Изложение основного материала исследования с полным обоснованием полученных научных результатов. Организация педагогического процесса в электронной среде не отличается от традиционных занятий. К основным видам деятельности относятся дискуссии, реализация проектной деятельности, беседы, решение проблемных ситуаций. Все перечисленные виды деятельности направлены на развитие самостоятельного мышления у студентов [10]. Самостоятельная деятельность обучающихся является одним из главных направлений системы образования. Реализация самостоятельной работы студентов непрерывно связана с проявлением интерактивности в процессе обучения. Интерактивные учебные элементы направлены на проявление интереса, самостоятельного мышления, творческого подхода, инициативности при решении проблемных ситуаций. В процессе решения поставленных задач, студенты эффективнее запоминают материал, переосмысливают высказывания педагога, формируют компетенции, сравнивают полученные данные, а затем самостоятельно представляют полученные выводы, которые в последующем могут быть представлены в виде докладов, презентаций [1115].

В процессе электронного обучения желательно использовать мини-группы. Преподавателю легче будет организовать эффективный процесс обучения, если в каждой подгруппе будет по 5-6 человек. Обучающимся следует обменяться контактными данными для поддержания постоянной связи. Для обсуждения возникающих вопросов студентам также предоставляется право пользоваться чатами, онлайн-платформами, информационными сервисами в сети Интернет [16]. Проведение видеоконференций поможет педагогу использовать коллективные виды деятельности, что позволит организовать активную деятельность в процессе электронного обучения.

В процессе электронного обучения интерактивность проявляется на трех уровнях: студент-студент, студент -педагог, студент - информационные технологии.

Методы интерактивного обучения являются одним из элементов интерактивного обучения, с помощью которого происходит взаимодействие между участниками образовательного процесса, реализуется комплекс инструментов для осуществления эффективного процесса обучения. Применение методов интерактивного обучения является одним их приоритетных направлений совершенствования подготовки студентов в высшем учебном заведении. Большинство методических инноваций связано именно с использованием методов интерактивного обучения [17].

Осуществление интерактивных методов обучения направлено на решение жизненных проблем с ис-

48

OECD: 5.03 Educational sciences; ASJC: 3304; WoS Subject Categories: HA

Азимут научных исследований: педагогика и психология.

2021. Т.10 №3(36)p-ISSN: 2309-1754; e-ISSN: 2712-8474

АБРАМОВА Наталья Сергеевна и другие ИНТЕРАКТИВНЫЕ УЧЕБНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ...

пользованием анализа соответствующей ситуации. Интерактивные учебные элементы в электронном обучении направлены на саморазвитие обучающихся, воспитание критического мышления и формирование коммуникативных компетенций. Развивается мышление студентов, они учатся выражать собственную точку зрения, формируют творческое отношение к разнообразным видам деятельности. Взаимодействие в коллективе позволяет самостоятельно исследовать учебный материал, разобраться в проблеме и помочь другим участникам образовательного процесса [18]. Формируется критическое восприятие к себе, вырабатывается умение признать собственную ошибку, способность к самооценке. Развивается способность к отстаиванию собственной позиции по рассматриваемому вопросу, создается обстановка для дискуссии, в ходе которой студенты учатся анализировать ситуацию, противостоять давлению большинства. Повышается интерес к рассматриваемому учебному материалу, студенты учатся находить совместные решения из заданных ситуаций. Развивается стремление к поиску наилучшего решения задач. Студенты в ходе мозгового штурма озвучивают как реальные, так и выдуманные идеи [19].

Методы интерактивного обучения предполагают от преподавателя наибольшей активности и творчества в процессе обучения. Рассмотрим методы интерактивного обучения:

Мастер - класс. Данная форма интерактивного занятия предполагает получение студентом необходимых знаний в процессе выполнения практического задания [20].

Интерактивный вебинар. Такой вид занятий обобщает в себе проведение традиционного лекционного занятия и демонстрацию презентации, или разбор фильма.

Решение кейсов. При реализации данного метода, студентам предлагается жизненная ситуация, которую они совместными усилиями должны решить. Критическое мышление набирает все большую популярность, поскольку позволяет студентам сформировать собственные идеи и убеждения. Решение кейсов позволяет обучающимся выражать собственное мнение, которое вполне может не совпадать с другими взглядами.

Голосование или опрос. В процессе такого обсуждения студенты активно участвуют в поиске истинного решения проблемы, учатся грамотно объяснять свою позицию и открыто делятся своим мнением с остальными участниками образовательного процесса [21].

Мозговой штурм позволяет совместно придумывать идеи и искать нестандартные творческие ответы для решения поставленных задач.

На сегодняшний день электронное обучение является популярным инструментом передачи знаний студентам. Информационные технологии являются не только средством электронного обучения, но и являются образовательной средой, где эффективно осуществляются принципы интерактивного обучения.

Сравнение полученных результатов с результатами в других исследованиях. В статье была раскрыта роль интерактивных учебных элементов в организации электронного обучения, рассмотрены основные методы реализации интерактивных учебных элементов в электронном обучении.

ВЫВОДЫ

Выводы исследования. Таким образом, с применением интерактивных учебных элементов в электронном обучении, увеличивается результативность работы памяти, формируется критическое восприятие к себе, развивается способность к отстаиванию собственной позиции, развивается стремление к поиску наилучшего решения задачи, повышается интерес к рассматриваемому учебному материалу. Реализация интерактивных учебных элементов является необходимым условием для эффективной подготовки выпускников.

Перспективы дальнейших изысканий данного на-

правления. Необходимо в дальнейшем изучать и разрабатывать инновационные интерактивные учебные элементы в электронном обучении, поскольку они являются продуктивными методами обучения со студентами высших учебных заведений. Важно изучать возможности для организации интерактивного обучения и инструментарий для оценки результатов. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Русскова Ю.Н., Апухтин М.П, Ильин С.Ю. Вопросы интерактивного обучения в высшей школе //Государственная служба и кадры. 2020. №5. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/voprosy-interaktivnogo-obucheniya-v-vysshey-shkole (дата обращения: 17.01.2021).

2. Раджабова М.А. Технология интерактивного обучения // Достижения науки и образования. 2018. №8 (30). URL: https:// cyberleninka.ru/article/n/tehnologiya-interaktivnogo-obucheniya (дата обращения: 17.01.2021).

3. Ilyashenko, L.K., Gladkova, M.N., Kutepov, M.M., Vaganova, O.I., Smirnova, Z.V. (2019 b). Development of communicative competencies of students in the context of blended learning. Amazonia Investiga, 8 (18), 313322.

4. Шарипов Ф.Ф., Насридинова Г.Р. Внедрение информационных технологий в систему гуманитарного образования // Вестник Таджикского национального университета. 2015. № 3-4. С. 230-231.

5. Ваганова О.И., Абрамова Н.С., Кутепова Л.И. Современные технологии обучения экономическим дисциплинам в вузе // Азимут научных исследований: экономика и управление. 2020. Т. 9. № 1 (30). С. 100-103.

6. Абдуллаева М.Х. Интерактивные формы обучения в современном вузе // Вопросы науки и образования. 2018. №2 (14). URL: https:// cyberleninka.ru/article/n/interaktivnye-formy-obucheniya-v-sovremennom-vuze (дата обращения: 17.01.2021).

7. Еловская С.В., Черняева Т.Н. Интерактивное обучение в высшем образовании // Изв. Сарат. ун-та Нов. сер. Сер. Акмеология образования. Психология развития. 2019. №1. URL: https://cyberleninka. ru/article/n/interaktivnoe-obuchenie-v-vysshem-obrazovanii (дата обращения: 17.01.2021).

8. Vaganova, O.I., Konovalova, E.Yu., Abramova, N.S., Lapshova, A.V., Smirnova, Z.V. (2019a). Increasing the level of teachers'readinessfor pedagogicalproject. Amazonia Investiga, 8 (22), 286 - 294.

9. Ваганова О.И., Жидков А.А. Использование интерактивных методов обучения в преподавании правовых дисциплин // Балканское научное обозрение. 2020. Т. 4. № 3 (9). С. 18-21.

10. Лаптева С.В., Семенова Д.Н., Соловей М.В. Интерактивные методики обучения в вузах // Kant. 2018. №4 (29). URL: https:// cyberleninka.ru/article/n/interaktivnye-metodiki-obucheniya-v-vuzah (дата обращения: 17.01.2021).

11. Гладкова М.Н., Абрамова Н.С., Кутепов М.М. Особенности профессиональной подготовки бакалавров в условиях электронного обучения //Балтийский гуманитарный журнал. 2017. Т. 6. № 2 (19). С. 103-105.

12. Челнокова Е.А., Жидков А.А. Особенности применения интерактивных методов обучения в среднем профессиональном образовании //Научный вектор Балкан. 2020. Т. 4. № 3 (9). С. 30-34.

13. Сундеева Л.А., Осадчикова Е.В. Формирование общекультурных компетенций экономистов технологиями интерактивного обучения //Карельский научный журнал. 2018. Т. 7. № 2 (23). С. 44-47.

14. Ваганова О.И., Жидков А.А. Кейс-метод в преподавании правовых дисциплин // Гуманитарные балканские исследования. 2020. Т. 4. № 3 (9). С. 47-50.

15 Куликова И.В. Информационные технологии как компонент учебного процесса на примере обучения иностранным языкам // XXI век: итоги прошлого и проблемы настоящего плюс. 2017. № 5-6 (3940). С. 163-168.

16. Алексеева Е.С. Подходы к определению понятия интерактивное обучение // Вестник науки и образования. 2018. №7 (43). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/podhody-k-opredeleniyu-ponyatiya-interaktivnoe-obuchenie (дата обращения: 17.01.2021).

17. Бессонова Е.В., Кириллова И.К., Тарабарина Ю.А. Использование мультимедиа - технологий в обучении иностранному языку в вузе // Проблемы современного педагогического образования. 2019. № 62-1. С. 51-55.

18. Мялкина Е.В. Диагностика качества образования в вузе // Вестник Мининского университета. 2019. Т. 7, №3. С 4.

19. Васильева Д.В., Пришутова Е.А. Преимущества электронного обучения //Проблемы Науки. 2017. №15 (97). URL: https://cyberleninka. ru/article/n/preimuschestva-elektronnogo-obucheniya (дата обращения: 18.01.2021).

20. Маркова С.М. Ретроспективный анализ развития профессионального образования в России // Вестник Мининского университета. 2019. Т. 7, №3. С 3.

21. Лапчик М.П. О педагогике в условиях электронного обучения //Наука о человеке: гуманитарные исследования. 2013. №2 (12). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/o-pedagogike-v-usloviyah-elektronnogo-obucheniya (дата обращения: 18.01.2021).

Статья поступила в редакцию 20.01.2021 Статья принята к публикации 27.08.2021

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.