Научная статья на тему 'РАЗВИТИЕ УСТОЙЧИВОЙ МОТИВАЦИИ К ЗДОРОВОМУ ОБРАЗУ ЖИЗНИ У БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ СРЕДСТВАМИ ПЕРСОНАЛИЗАЦИИ'

РАЗВИТИЕ УСТОЙЧИВОЙ МОТИВАЦИИ К ЗДОРОВОМУ ОБРАЗУ ЖИЗНИ У БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ СРЕДСТВАМИ ПЕРСОНАЛИЗАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
166
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОТИВАЦИЯ / МОТИВАЦИОННАЯ ГОТОВНОСТЬ / ЗДОРОВЬЕ / ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ / ПЕРСОНАЛИЗАЦИЯ / ПЕРСОНАЛИЗИРОВАННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА / ПЕДАГОГИКА ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ / ИНДИВИДУАЛИЗАЦИЯ / ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ТРАЕКТОРИЯ / ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ТРЕК

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Цилицкий Виталий Сергеевич, Мамылина Наталья Владимировна, Хабибуллин Фаргат Хадиятович, Плотников Андрей Юрьевич

Данная статья посвящена обоснованию проблемы развития устойчивой мотивации у будущих педагогов к здоровому образу жизни средствами персонализации. В работе была предпринята попытка осуществить проектирование образовательного процесса по физической культуре таким образом, чтобы он отвечал не только принципам системности, доступности, открытости, вариативности, но и способствовал развитию устойчивой мотивации к здоровому образу жизни у будущих педагогов, поскольку в настоящий момент данная проблема является достаточно актуальной в теории и практике современной педагогики. Одной из практик способствующей организации образовательного процесса, отвечающего таким требованиям, является персонализация как способ проектирования образовательного пространства с учетом, интересов, мотивов и потребностей каждого обучающегося с опорой на его личностные ресурсы и индивидуально-типологические свойства личности, позволяющего осуществлять оптимальный подбор сочетаний форм и методов обучения. В статье представлен анализ современного состояния данной проблемы, раскрыты понятие «здоровый образ жизни» его компоненты и понятие «персонализация», охарактеризованы этапы применения средств персонализации на занятиях по физической культуре. Представлено содержание работы по формированию устойчивой мотивации к здоровому образу жизни посредством взаимосвязанных и рядоположенных этапов: диагностического, проектировочного, мотивационного, реализационного, рефлексивно-результативного, коррекционного и соответствующих каждому этапу мероприятий (входная и итоговая диагностика, выявление индивидуально-типологических свойств личности обучающихся, учет уровня общей физической подготовки, морфофункциональных нейрогуморальных и психологических особенностях организма обучающихся, а также составление рекомендаций и профилактическая работа). По результатам итоговой диагностики у обучающихся двух групп были отмечены устойчивые положительные результаты.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Цилицкий Виталий Сергеевич, Мамылина Наталья Владимировна, Хабибуллин Фаргат Хадиятович, Плотников Андрей Юрьевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT OF SUSTAINABLE MOTIVATION FOR A HEALTHY LIFESTYLE IN FUTURE TEACHERS BY PERSONALIZATION

This article is devoted to the substantiation of the problem of developing sustainable motivation in future teachers for a healthy lifestyle by means of personalization. In this work, an attempt was made to design the educational process in physical culture in such a way that it would meet not only the principles of consistency, accessibility, openness, variability, but also contribute to the development of sustainable motivation for a healthy lifestyle among future teachers, since at the moment this problem is quite relevant in the theory and practice of modern pedagogy. One of the practices that contributes to the organization of the educational process that meets such requirements is personalization as a way to design the educational space, taking into account the interests, motives and needs of each student, relying on his personal resources and individual typological properties of the individual, which allows for the optimal selection of combinations of forms and methods. learning. The article presents an analysis of the current state of this problem, reveals the concept of "healthy lifestyle", its components and the concept of "personalization", characterizes the stages of using personalization means in physical culture lessons. The content of work on the formation of sustainable motivation for a healthy lifestyle through interrelated and adjacent stages is presented: diagnostic, design, motivational, implementation, reflexive-productive, corrective and appropriate to each stage of activities (input and final diagnostics, identification of individual-typological personality traits of students, accounting the level of general physical fitness, morphofunctional neurohumoral and psychological characteristics of the body of students, as well as the preparation of recommendations and preventive work). According to the results of the final diagnostics, the students of the two groups showed stable positive results.

Текст научной работы на тему «РАЗВИТИЕ УСТОЙЧИВОЙ МОТИВАЦИИ К ЗДОРОВОМУ ОБРАЗУ ЖИЗНИ У БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ СРЕДСТВАМИ ПЕРСОНАЛИЗАЦИИ»

TSILITSKY Vitaliy Sergeevich and others DEVELOPMENT OF SUSTAINABLE MOTIVATION .

Baltic Humanitarian Journal. 2021. T. 10. № 2(35)

ISSN print: 2311-0066; ISSN online: 2712-9780

V7TK" ^78 4-004 l/^i iTi l©2021 Контент доступен по лицензии CC ВY-NC 4.0

•У/А14 Jlo.-t.VV-t |(сс) tjJCSj This is an open access article under the СС BY-NC 4.0 license

DOI' 10 26140/bgz3-2021-1002-0052 fcSee!e(https://cieativecommons.oig/licenses/by-nc/4.0/)

РАЗВИТИЕ УСТОЙЧИВОЙ МОТИВАЦИИ К ЗДОРОВОМУ ОБРАЗУ ЖИЗНИ У БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ СРЕДСТВАМИ ПЕРСОНАЛИЗАЦИИ

© Автор(ы) 2021 AuthorlD: 722274 SPIN: 9155-2569 ResearcherlD: H-1520-2018 ORCID: 0000-0002-8113-8145 ScopusID: 57200113097

ЦИЛИЦКИЙ Виталий Сергеевич, кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики и психологии, доцент кафедры специальной педагогики, психологии и предметных методик AuthorlD: 377131 SPIN: 5727-8939 ORCID: 0000-0002-5880-439X ScopusID: 57192093707

МАМЫЛИНА Наталья Владимировна, доктор биологических наук, профессор кафедры безопасности жизнедеятельности и медико-биологических дисциплин

AuthorID: 547668 SPIN: 2649-1558

ХАБИБУЛЛИН Фаргат Хадиятович, кандидат педагогических наук, директор филиала Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет (456313, Россия, Челябинск, Миасс, ул. Нахимова 2, e-mail: habibuUmfh@cspu.ru) ПЛОТНИКОВ Андрей Юрьевич, руководитель физвоспитания Озерского технологического института Национальный исследовательский ядерный университета МИФИ (454080, Россия, Озерск, пр. Победы, 48, e-mail: tsilitskyvs@yandex.ru) Аннотация. Данная статья посвящена обоснованию проблемы развития устойчивой мотивации у будущих педагогов к здоровому образу жизни средствами персонализации. В работе была предпринята попытка осуществить проектирование образовательного процесса по физической культуре таким образом, чтобы он отвечал не только принципам системности, доступности, открытости, вариативности, но и способствовал развитию устойчивой мотивации к здоровому образу жизни у будущих педагогов, поскольку в настоящий момент данная проблема является достаточно актуальной в теории и практике современной педагогики. Одной из практик способствующей организации образовательного процесса, отвечающего таким требованиям, является персонализация как способ проектирования образовательного пространства с учетом, интересов, мотивов и потребностей каждого обучающегося с опорой на его личностные ресурсы и индивидуально-типологические свойства личности, позволяющего осуществлять оптимальный подбор сочетаний форм и методов обучения. В статье представлен анализ современного состояния данной проблемы, раскрыты понятие «здоровый образ жизни» его компоненты и понятие «персонализация», охарактеризованы этапы применения средств персонализации на занятиях по физической культуре. Представлено содержание работы по формированию устойчивой мотивации к здоровому образу жизни посредством взаимосвязанных и рядоположенных этапов: диагностического, проектировочного, мотивационного, реализационного, рефлексивно-результативного, коррекционного и соответствующих каждому этапу мероприятий (входная и итоговая диагностика, выявление индивидуально-типологических свойств личности обучающихся, учет уровня общей физической подготовки, морфофункциональных нейрогуморальных и психологических особенностях организма обучающихся, а также составление рекомендаций и профилактическая работа). По результатам итоговой диагностики у обучающихся двух групп были отмечены устойчивые положительные результаты.

Ключевые слова: мотивация, мотивационная готовность, здоровье, здоровый образ жизни, персонализация, персонализированное образование, профессиональная подготовка, педагогика высшей школы, индивидуализация, индивидуальная образовательная траектория, индивидуальный образовательный трек.

DEVELOPMENT OF SUSTAINABLE MOTIVATION FOR A HEALTHY LIFESTYLE IN FUTURE TEACHERS BY PERSONALIZATION

© The Author(s) 2021

TSILITSKY Vitaliy Sergeevich, Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor of the Department of Pedagogy and Psychology, Associate Professor of the Department of Special Pedagogy,

Psychology and Subject Methods MAMYLINA Natalya Vladimirovna, Doctor of Biological Sciences, Professor of the Department

of Life Safety and Medical and Biological Disciplines KHABIBULLIN Fargat Khadiyatovich, candidate of pedagogical sciences, director of the branch South Ural State Humanitarian Pedagogical University (456313, Russia, Chelyabinsk, Miass, Nakhimova st. 2, e-mail: habibullinfh@cspu.ru)

PLOTNIKOV Andrey Yurievich, head of physical education Ozersk Technological Institute National Research Nuclear University MEPhI (454080, Russia, Ozersk, PobedyAve., 48, e-mail: tsilitskyvs@yandex.ru) Abstract. This article is devoted to the substantiation of the problem of developing sustainable motivation in future teachers for a healthy lifestyle by means of personalization. In this work, an attempt was made to design the educational process in physical culture in such a way that it would meet not only the principles of consistency, accessibility, openness, variability, but also contribute to the development of sustainable motivation for a healthy lifestyle among future teachers, since at the moment this problem is quite relevant in the theory and practice of modern pedagogy. One of the practices that contributes to the organization of the educational process that meets such requirements is personalization as a way to design the educational space, taking into account the interests, motives and needs of each student, relying on his personal resources and individual typological properties of the individual, which allows for the optimal selection of combinations of forms and methods. learning. The article presents an analysis of the current state of this problem, reveals the concept of "healthy lifestyle", its components and the concept of "personalization", characterizes the stages of using personalization means in

Балтийский гуманитарный журнал. 2021. Т. 10. № 2(35)

ISSN print: 2311-0066; ISSN online: 2712-9780

ЦИЛИЦКИЙ Виталий Сергеевич и другие РАЗВИТИЕ УСТОЙЧИВОЙ МОТИВАЦИИ ...

physical culture lessons. The content of work on the formation of sustainable motivation for a healthy lifestyle through interrelated and adjacent stages is presented: diagnostic, design, motivational, implementation, reflexive-productive, corrective and appropriate to each stage of activities (input and final diagnostics, identification of individual-typological personality traits of students, accounting the level of general physical fitness, morphofunctional neurohumoral and psychological characteristics of the body of students, as well as the preparation of recommendations and preventive work). According to the results of the final diagnostics, the students of the two groups showed stable positive results.

Keywords: motivation, motivational readiness, health, healthy lifestyle, personalization, personalized education, vocational training, higher education pedagogy, individualization, individual educational trajectory, individual educational track.

ВВЕДЕНИЕ.

Здоровье - это важнейшая потребность человека, определяющая способность его к труду и обеспечивающая гармоническое развитие личности. Оно является важнейшей предпосылкой к познанию окружающего мира, к самоутверждению и личностной реализации человека. Существует множество определений здорового образа жизни, предложенного различными исследователями [1, 2, 3]. По определению Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) «здоровье - это состояние полного физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов» [1]. Различают здоровье индивидуума и здоровье населения. Понятие «здоровье индивидуума» нельзя определить с достаточной точностью, так как здоровье отдельного человека связано с большими колебаниями важнейших показателей жизнедеятельности, приспособительными возможностями организма. Между здоровьем и болезнью как противоположными состояниями может быть некое состояние, называемое предболезнь, когда заболевания еще нет, но защитные и приспособительные силы организма перенапряжены или резко ослаблены, а вредный фактор, который в обычных условиях не вызвал бы заболевания, может его вызвать [1]. Понятие «практически здоровый человек», подразумевает, что некоторые отклонения от нормы, не сказывающиеся существенно на самочувствии и работоспособности человека, не могут еще расцениваться как болезнь. Вместе с тем отсутствие видимых признаков нарушения здоровья еще не свидетельствует о полном здоровье, т.к. болезнь, например, в скрытом (латентном) периоде может и не иметь внешних проявлений [1].

Здоровье населения в целом и здоровье групп людей (общественное здоровье) определяются комплексом показателей: рождаемостью, смертностью, в том числе детской, заболеваемостью, уровнем физического развития людей, средней продолжительностью жизни и др. На него влияют биологические, природные и социальные факторы. Здоровье населения зависит в большей мере от социальной среды и условий жизни людей, в том числе от величины реальной заработной платы, продолжительности рабочего дня, условий труда, структуры питания, жилищных условий, развития здравоохранения, санитарно-эпидемиологического благополучия страны, преобладающего образа жизни [1, 4, 5].

Так в исследованиях выделяют три вида здоровья: физическое, психическое и нравственное. Так физическое здоровье является естественным состоянием организма, обусловленное функционированием всех органов и систем. Если эффективно работают все органы и системы, то и весь организм человека (система саморегулирующаяся) правильно функционирует и развивается; б) психическое здоровье - зависит от состояния головного мозга, оно характеризуется уровнем и качеством мышления, развитием внимания и памяти, степенью эмоциональной устойчивости, развитием волевых качеств и т.п.; в) нравственное здоровье - определяется теми моральными принципами, которые являются основой социальной жизни человека, т.е. жизни в человеческом обществе. [1, 6, 7].

На сегодняшний день состояние здоровья обучающихся всех уровней образования является одним из стратегических ориентиров государственной политики. Так первостепенными задачами выступают сохранение и укрепление здоровья. Анализ исследований послед-

них лет показал, что в контексте данного направления, мотивация обучающихся на здоровый образ жизни, формирование у них ценностных ориентиров в реализации персональной стратегии здоровьесбережения является актуальным и первостепенным направлением [8-15]. Значительная роль в развитии устойчивой мотивации к здоровому образу жизни отведена не только медицинскому направлению, но и педагогическому в контексте, которого педагог транслирует знания о ценности здоровья, создает комплексные условия, способствующие созданию здоровьебразующего пространства, а также применяет в своей деятельности инновационные педагогические методы и формы, ориентированные на управление здоровьесберегающей средой [16-19].

МЕТОДОЛОГИЯ.

Целью исследования является обоснование и разработка содержательно-технологических основ развития устойчивой мотивации к здоровому образу жизни у будущих педагогов средствами персонализации при занятии физической культурой. Исследование проводилось в конце первого семестра на базе исторического и филологического факультетов Южно-Уральского государственного гуманитарно-педагогического университета с участием 40 девушек - студенток первого курса названных факультетов. На наш взгляд, формирование устойчивой мотивации к здоровому образу жизни на первом этапе обучения в вузе будет способствовать эффективной профилактике заболеваний, повышению стрессоу-стойчивости организма студентов в последующие годы жизни и обучения. Для достижения цели исследования были использованы следующие методы: эмпирические (изучение разнообразных источников информации, анализ полученных сведений, наблюдение, эксперимент, опрос); теоретические (анализ нормативно-правовых источников, систематизация, анализ, синтез, сравнение); статистические (методы математическое статистики и обработки данных). Методологический конструкт исследования составили положения системного (И.В. Блауберг, В.Н. Садовский, Э.Г. Юдин и др.) и деятель-ностного (В.В. Давыдов, М.С. Каган, В.А. Лекторский, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн и др.) подходов, идеи и теории персонализации обучения (В.В. Грачев, М.В. Кларин и др.); исследования в области культуры здо-ровьесбережения (И.М. Быховская, В.А. Магин, Н.Н. Малярчук и др.)

РЕЗУЛЬТАТЫ.

Результаты исследований уровня мотивации и мо-тивационной готовности к здоровому образу жизни использовались нами при оценке эффективности занятий по физической культуре у исследованных групп девушек. Как известно, существующие методы организации занятий по физической культуре не всегда учитывают данные об уровне общей физической подготовки, мор-фофункциональных, нейрогуморальных и психологических особенностях организма студенток.

Один из путей решения этой проблемы - это использование в образовательном процессе такого формата обучения, который обладал бы свойствами доступности, открытости, вариативности. В данном ключе мы считаем применение персонализированных образовательных решений и стратегий наиболее предпочтительным поскольку, персонализация представляет возможность проектирования образовательного процесса с учетом, интересов, мотивов и потребностей каждого обучающегося с опорой на его личностные ресурсы и индивидуаль-

TSILITSKY Vitaliy Sergeevich and others DEVELOPMENT OF SUSTAINABLE MOTIVATION ...

но-типологические свойства личности, а также позволяет осуществлять оптимальный подбор сочетаний форм и методов обучения, используемых в учебном процессе по физической культуре в вузе [20, 21, 22]. На основе изучения факторов и результатов исследования уровня мотивации можно так спроектировать учебный процесс по физической культуре, чтобы в нем были наиболее полно реализованы возможности студенток. Кроме того, не следует забывать о важной профилактической роли занятий физической культурой в отношении поведения молодёжи.

Исходя из особенностей организации образовательного процесса, нами была предпринята попытка разработать персонализированные образовательные треки для каждого обучающегося, которые включают следующие этапы: диагностический (изучение индивидуально-типологических и психофизиологических особенностей организма студентов, оценка функционального состояния, тест оценка мотивации наблюдение и консультирование); проектировочный (проектирование индивидуальной образовательной стратегии и тактики учебного процесса, обозначение границ предметного интереса, отбор форм реализации и критериев, показателей и индикаторов); мотивационный (педагогическое стимулирование участников эксперимента, позиционирование ценностных и мотивационных ориентиров здоровья и здорового образа жизни); реализационный (реализация предметного содержания) и рефлексивно-результативный (промежуточная диагностика, подведение итогов, обозначение дальнейших путей работы); коррекционный ('коррекция содержания).

Также в процессе реализации занятий по физической культуре учитывались антропологические возможности обучающегося и задавалась нагрузка в соответствии с показателями частоты сердечных сокращений (ЧСС) студентов, поскольку ЧСС является важным информативным показателем реакции организма в ответ на физическую нагрузку, но экспериментально выявлено, что данный показатель не показывает явной границы наступления утомления и, что особенно важно, момента перехода в состояние утомления [23]. Общими для утомления при различных видах физической деятельности на уроке будут параметры, характеризующие изменения в состоянии центральной нервной системе (ЦНС). Контроль за работой ЦНС позволяет характеризовать (оценить) общее состояние организма при воздействии физических нагрузок (определение периодов вырабатывания, оптимальной работоспособности, работы в состоянии нарастающего утомления, наступления переутомления). Такая персонализированная стратегия учета психологических и физиологических особенностей организма студенток имеет большое значение при построении образовательного процесса по физической культуре. В соответствии с выявленными особенностями состояния здоровья, двигательной активности, образа жизни, состояния дыхательной системы, самочувствия, активности, настроения, уровня тревожности исследованных студенток нами были разработаны рекомендации к организации занятий по физической культуре на первом курсе обучения и персонализированный маршрут для каждого обучающегося.

В частности, на историческом факультете при преподавании физической культуры уделялось особое внимание следующим разделам: плавание, легкая атлетика, лыжная подготовка. Занятия проводились по принятым в теории и методике физической культуре принципам и приемам. Урок состоял из разминки, основной части и заключительной. Для студенток, имеющих отклонение в здоровье, введены комплексы лечебно-физкультурной направленности, ряд занятий проводился в тренажерном зале, студентки посещали бассейн (особенно это необходимо студенткам с повышенной тревожностью). Выявлено, что активность студенток исторического факультета на занятиях по физической культуре была

Baltic Humanitarian Journal. 2021. Т. 10. № 2(35)

ISSN print: 2311-0066; ISSN online: 2712-9780

выше, чем у девушек, обучающихся на филологическом факультете.

Среди данных нами рекомендаций в индивидуальной карте к проведению занятий по физической культуре у девушек исследованных групп были следующие: 1) ввести элементы ЛФК (с целью коррекции нарушений зрения, опорно-двигательного аппарата, нормализации дыхательных, пищеварительных функций, снятия утомления); 2) осуществлять индивидуальный подход к студенткам с целью совершенствования определённых физических качеств; 3) по возможности проводить ряд занятий в бассейне; 4) на занятиях по физической культуре применять различные тренажеры; 5) способствовать, что физическая культура должна стать стилем жизни девушек, необходимым компонентом их образа жизни, частью общечеловеческой культуры; 6) способствовать устранению вредно действующих на здоровье факторов в целях улучшения состояния здоровья, физического развития и повышения работоспособности организма девушек.

Высокие по объему и интенсивности занятия по физическому воспитанию в вузе предъявляют повышенные требования к организму студента. Большое значение для восстановления энергии роста и развития в режиме дня студента имеет рациональное питание, в связи с этим мы обратили особое внимание на питание девушек исследованных групп, им были даны рекомендации по улучшению его качества.

Процесс физического воспитания немыслим без закаливания. Закаливание усиливает устойчивость организма к заболеваниям, в первую очередь к простудным, содействует повышению общей работоспособности и выносливости организма, ускоряет процессы акклиматизации. Закаливание, укрепляя нервную систему, улучшает деятельность всех систем организма, усиливает обмен веществ [1]. По вопросам закаливания нами была проведена беседа с девушками обоих факультетов, им были предложены различные способы и средства закаливания, которые помогут не только укрепить состояние здоровья, но и внести существенные коррективы в режим их учебной деятельности.

ВЫВОДЫ.

В результате исследования в ходе контрольного этапа эксперимента было выявлено гармоничное развитие основных функциональных систем организма исследуемых девушек-обучающихся на первом курсе университета, наличие резервных возможностей сердечно-сосудистой и дыхательной систем, реализуемых во время занятий физическими упражнениями. В начале (входная диагностика) реализации экспериментальной работы с использованием средств персонализации и по окончанию (итоговая диагностика) со студентами были проведены опросы и тесты, показывающие отношение к собственному здоровью и его ценности. Так по результатам диагностического изучения у обучающихся двух групп были отмечены устойчивые положительные результаты склонность, однако у некоторых студентов отмечались существенные объективные и субъективные причины, препятствующие положительному отношению к здоровому образу жизни.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Белов В.И. Энциклопедия здоровья. М.: Химия, 1993. 400 с.

2. Климов E.A. Психология профессионала. Москва—Воронеж, 2003. 456 с.

3. Ильин Е.П. Психология физического воспитания. СПб: РГПУ им. А.П. Герцена, 2000. 486 с.

4. Мамылина Н.В. Психофизиологический подход к анализу стрессирующего характера обучения в специализированных классах. Матер. Всерос. науч. конф. «Адаптация биологических систем к естественным и экстремальным факторам среды». 2004, Челябинск. С.124-130.

5. Мамылина Н.В. Почивалова Ж.Г., Прилукова Е.Г. Изучение психофизиологической совместимости педагогов и учащихся общеобразовательных // Вестник ЧГАКИ: теория и практика педагогики и психологии профес. и высшего образования. 2004. №1. С. 118-122.

6. Абрамова А.Н. Такая разная психология. М.: Современник, 2002. 250 с.

Балтийский гуманитарный журнал. 2021. Т. 10. № 2(35)

ISSN print: 2311-0066; ISSN online: 2712-9780

ЦИЛИЦКИЙ Виталий Сергеевич и другие РАЗВИТИЕ УСТОЙЧИВОЙ МОТИВАЦИИ ...

7. Алферов А.Д. Психология развития школьников. Ростов-н/Д.: Феникс, 2000. 384с.

8. Арбузова Е.Н., Дубнякова А.И. Исследование психологических детерминант мотивации здорового образа жизни //Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. 2014. № 4 (64). С. 193-198

9. Ахметжанова Г.В., Осипов А.Н. Повышение уровня мотивации к обучаемых к здоровому образу жизни // Вектор Науки Тольяттинского государственного университета. 2014. №3. С. 265 - 267.

10. Добрынин И.М., Шемятихин И.М. Модель поэтапной подготовки к формированию устойчивой мотивации здорового образа жизни у молодежи // Здоровье семьи - 21 век. 2015. № 2. С. 25-36

11. Караксин К.И. Теоретические аспекты обоснования стремления молодежи к здоровому образу жизни // Физическая культура, спорт и здоровье. 2019. № 34. - С. 111-114.

12. Козлова Е.Г., Михайлов Н.В. Анализ мотивации студентов к занятиям физической культурой и здоровому образу жизни // Вестник спортивной науки. - 2019. - № 4. - С. 44-49.

13. Битарова А.Л., Беглецова Д.В. Развитие массового спорта как основа здорового образа жизни гражданского населения // Гуманитарные балканские исследования. 2019. Т. 3. № 3 (5). С. 5-7.

14. Погосова С.Н., Тиникашвили Г.С. Развитие массового спорта как основа здорового образа жизни учащейся молодежи // Научный вектор Балкан. 2019. Т. 3. № 3 (5). С. 41-43.

15. Рубцова Е.В. Проблема выявления нарушений здорового образа жизни в студенческой среде и их профилактика // Карельский научный журнал. 2019. Т. 8. № 4 (29). С. 94-96.

16. Христенко В.П. Здоровьесберегающие технологии формирования у студентов мотивации к ведению здорового образа жизни // Гуманитарный вестник (Горловка). 2017. № 3 (2). С. 259-264.

17. АксеновГ.А., ЗубановВ.П., СвинаренкоВ.Г. Здоровьесбережение как ценность и продукт педагогической деятельности в модели профессионально-педагогической подготовки будущего педагога по физической культуре // Гуманитарные научные исследования. 2016. № 1 (53). С. 84-94.

18. Салаватова А.М. Здоровьесберегающие технологии при организации здорового образа жизни студентов вуза // Alma mater (Вестник высшей школы). 2020. № 8. С. 50-54.

19. Грязнова Е.В., Треушников И.А., Треушников А.И., Роганова Г.Н. Здоровьесбережение как предмет исследования педагогических наук: к вопросу об актуальных аспектах исследования // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2020. Т. 9. № 2 (31). С. 282-284.

20. Столбова Е.А. Формирование профессионального имиджа будущего педагога // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2017. Том 6. № 4 (21). С. 206-209.

21. Шкитина Н. С., Гнатышина Е. В., Касаткина Н. С., Немудрая Е. Ю., Циулина М. В. Педагогические модели формирования эмпатий-но-коммуникативной компетентности студентов // Перспективы науки и образования. 2019. № 3 (39). С. 101-118.

22. Bolshakova Z.M., Gnatyshina E.V., Nemudraya E.Yu., Tsiulina M.V., Shkitina N.S. Managing Pedagogical University Master Students' Empathie Training. Modern Journal of Language Teaching Methods. Vol. 8, Issue 5, May 2018. Р. 16-28

23. Соловьев, Г.М. Педагогические технологии в формировании физической культуры личности студента. Автореферат диссертации ... доктора педагогических наук. М., 1999.

Статья поступила в редакцию 01.10.2020 Статья принята к публикации 27.05.2021

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.