MINAKOVA Polina Sergeevna and others Azimut of Scientific Research: Pedagogy and Psychology.
INDIVIDUAL EDUCATIONAL TRAJECTORIES OF... 2021. T.10. №4(37)p-ISSN: 2309-1754; e-ISSN: 2712-8474
УДК 378 22 I/'Л (Гц® I ©2021 Контент доступен по липешииСС^-ЫС 4.0
J - ' " - |(сс) vly vS? |This is an open access article under the
________l open access aiticle undei the CC BY-NC 4.0 license
DOI' 10 26140/anip-2021-1004-0039 jr-^TMTM(https://cieativecommons.oig/licenses/by-nc/4.0/)
ИДИВИДУАЛЬНЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТРАЕКТОРИИ СТУДЕНТОВ В ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
© Автор(ы) 2021 SPIN: 6860-1655 AuthorlD: 554898 ORCID: 0000-0001-7577-413X МИНАКОВА Полина Сергеевна, кандидат педагогических наук, доцент Академического департамента
английского языка Дальневосточный федеральный университет (690922, Россия, Владивосток, о. Русский, п. Аякс, 10, e-mail: [email protected]) SPIN: 4738-9923 AuthorlD: 348412 ORCID: 0000-0002-1824-9619 ScopusID: 57191414558
КОЛЫЧЕВА Вера Борисовна, кандидат филологических наук, доцент Академического департамента
английского языка Дальневосточный федеральный университет (690922, Россия, Владивосток, о. Русский, п. Аякс, 10, e-mail: [email protected]) SPIN: 8845-5822 AuthorID: 355266 ORCID: 0000-0002-6941-8435 ScopusID: 57191412405
КРАВЧЕНКО Елена Викторовна, кандидат филологических наук, доцент Академического департамента английского языка Дальневосточный федеральный университет (690922, Россия, Владивосток, о. Русский, п. Аякс, 10, e-mail: [email protected]) SPIN: 7984-3415 AuthorID: 930709 ORCID: 0000-0001-8797-7153 ScopusID: 57191406752
ТИТОВА Ольга Константиновна, кандидат филологических наук, доцент Академического департамента английского языка Дальневосточный федеральный университет (690922, Россия, Владивосток, о. Русский, п. Аякс, 10, e-mail: [email protected]) Аннотация. В статье рассматриваются вопросы формирования индивидуальной образовательной траектории студента посредством участия в проектной деятельности. Индивидуальная образовательная траектория предусматривает персональный путь студента с целью развития его индивидуальных способностей, основываясь на его личных профессиональных интересах с целью поддержки его самоопределения и самореализации. Проектная деятельность позволяет стать инициатором реализации такой траектории развития и способствует формированию личности будущего специалиста, владеющего, как теоретическими знаниями, так и практическими умениями. Разработка и реализация проекта по профессиональному иностранному языку на базе дисциплины «Профессионально-ориентированный перевод», включающего особую образовательную траекторию для студентов, позволила стать движущей силой для развития у студентов навыков профессиональной коммуникации в иноязычной среде, и, кроме того, приобрести ряд навыков научно-практической деятельности. Основные результаты, полученные в рамках реализации проекта при обучении иностранному языку в профессиональной сфере и осуществлении научной работы, показывают повышение уровня владения английским языком у студентов, повышение интереса к изучению иностранного языка, а также развитие навыков научно-практической деятельности студентов и формирование у них определенных общепрофессиональных личностных качеств.
Ключевые слова: индивидуальная образовательная траектория, персонализация обучения, проектная деятельность, личностные качества, иностранный язык в профессиональной сфере, профессиональные иноязычные компетенции, навыки научно-практической деятельности, интерес, коммуникативная активность.
INDIVIDUAL EDUCATIONAL TRAJECTORIES OF STUDENTS IN PROJECT ACTIVITIES
© The Authors 2021
MINAKOVA Polina Sergeevna, Candidate of Pedagogy, Associate Professor of English Language
Academic Department
Far Eastern Federal University (690922, Russia, Vladivostok, Russkiy Island, Ajax, 10, e-mail: [email protected]) KOLYCHEVA Vera Borisovna, Candidate of Philological Sciences, Associate Professor of English Language Academic Department Far Eastern Federal University (690922, Russia, Vladivostok, Russky Island, Ajax, 10, e-mail: [email protected]) KRAVCHENKO Elena Victorovna, Candidate of Philological Sciences, Associate Professor of English Language Academic Department Far Eastern Federal University (690922, Russia, Vladivostok, Russky Island, Ajax, 10, e-mail: [email protected]) TITOVA Olga Konstantinovna, Candidate of Philological Sciences, Associate Professor of English Language Academic Department Far Eastern Federal University (690922, Russia, Vladivostok, Russky Island, Ajax, 10, e-mail: [email protected]) Abstract. The article deals with the issues of forming an individual educational trajectory of a student through his par-160 OECD: 5.03 Educational sciences; ASJC: 3304; WoS Subject Categories: HA
Азимут научных исследований: педагогика и психология.
2021. Т.10 №4(37)p-ISSN: 2309-1754; e-ISSN: 2712-8474
МИНАКОВА Полина Сергеевна и другие ИДИВИДУАЛЬНЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТРАЕКТОРИИ...
ticipation in project activities. The individual educational trajectory provides the student personal path in order to develop his individual abilities, which is based on his personal professional interests in order to support his self-determination and self-realization. Project activity allows to become the initiator of a development trajectory and contributes to the formation of the future specialist personality who possesses both theoretical knowledge and practical skills. The development and implementation of a professional foreign language project, based on the discipline "Professionally-oriented translation", which includes a special educational trajectory for students, made it possible to become a driving force for the development of students' professional communication skills in a foreign language environment, and, in addition, to acquire a number of scientific and practical skills. The main results obtained within the framework of the project, when students study foreign language in the professional sphere and carry out scientific work, show the increasing of the students' English language proficiency level, increasing interest in foreign language learning, as well as the development of students ' scientific and practical skills and the formation of certain soft skills.
Keywords: individual educational trajectory, training personalization, project activity, personal qualities, a foreign language in the professional sphere, professional foreign language competencies, scientific and practical skills, soft skills, interest, communicative activity.
ВВЕДЕНИЕ
В новейшей истории образования особую актуальность приобретает проектная деятельность, которая предлагает обучение по индивидуальным образовательным траекториям, обеспечивающим личностную реализацию обучающегося.
Анализ последних исследований и публикаций показывает, что персонализация обучения в современном образовательном процессе, по мнению Ю.В. Данейкина, О.Е. Калинской, Н.Г. Федотовой, имеет мировые тенденции. Современные тренды высшего образования в настоящее время указывают на смещение акцентов с традиционного пассивного обучения в сторону активной позиции обучающихся в учебном процессе и индивидуализации его образовательного дорожной карты (from Teaching to Learning). [1].
М.В. Иванова и Т.В. Ртищева рассматривают индивидуальную образовательную траекторию в образовании студента как индивидуальный путь, который выстраивается и реализуется самостоятельно субъектом образовательного процесса при осуществлении педагогической поддержки педагогом-наставником его самоопределения и самореализации [2].
По мнению ряда авторов, индивидуальная образовательная траектория - это личный путь реализации персонального резерва знаний у каждого студента в образовательном процессе. Вследствие этого, индивидуальная образовательная траектория подразумевает выявление творческих способностей и их дальнейшее развитие у обучающегося [3].
Б.А. Сазонов предлагает пути реализации возможностей для индивидуализации образовательного процесса при поточно-групповом и индивидуально-ориентированном обучении за счет разработки модульных учебных планов, в которых предусмотрена и проектная деятельность [4].
Э.Ф. Зеер, Д.П. Заводчиков, М.В. Зиннатова, Е.В. Лебедева также считают, что следование индивидуальным траекториям возможно при разработке индивидуальных учебных планов и образовательных программ, при выборе обучающих модулей, и учитывают в этом перечне набор накопительных рейтинговых показателей студентов, профессионально-психологическое оценивание для портфолио, причем организация обучения может быть, как дистанционная, электронная, так и проектная [5].
При разработке образовательной траектории учитываются уровень развития человека в интеллектуальном, физическом, нравственном отношении, его интересы и способности [3].
Мы полагаем, что претворение в жизнь индивидуальных устремлений будет способствовать формированию основ профессионального и индивидуально-творческого развития личности студента [6].
Особую значимость в связи с этим приобретает проектный подход, который по большей части противодействует дисциплинарной структуре образования и позволяет дополнить традиционное образование за счет
интеграции индивидуализации и междисциплинарности современного образования [2].
Как считает ряд исследователей, проектная деятельность имеет практическую направленность для обучающегося и основана на его желании и интересах. Работая в проекте, участник увидит, как практический результат, так и сможет теоретически его осмыслить [1, 7].
В связи с вышеизложенным, можно утверждать, что при правильной организации, проектная методика, направленная на обучение иностранному языку будет способствовать формированию не только самостоятельного, но и автономного студента, способного принимать на себя ответственность за свое обучение, участвовать в планировании собственной учебной деятельности и производить саморефлексию академических достижений [8,
9].
МЕТОДОЛОГИЯ
Формирование целей статьи. В статье представлена экспериментальная работа по организации проектного обучения по английскому языку в профессиональной сфере. Реализованный проект сочетает научно-исследовательскую и практическую работу студентов, которая оценивается не только по количественным, но и качественным параметрам. Специфика предложенного проекта заключается в наличие ряда совокупных критериев, каждый из которых позволяет на различных этапах проследить динамику развития профессиональных иноязычных коммуникативных компетенций студентов, изменения интереса к дисциплинам профессионального блока, изменения уровня активности, развития навыков научно-практической деятельности, самооценки общепрофессиональных личностных качеств.
Постановка задания. Реализация поставленной цели может быть достигнута при изучении изменения у студентов: уровня владения английским языком; уровня развития навыков научно-практической деятельности у студентов; уровня активности студентов; уровня сфор-мированности профессионально значимых личностных качеств обучающихся.
Используемые в исследовании методы, методики и технологии. В исследовании проводилась оценка уровня владения английским языком у студентов, который определялся согласно системе общеевропейских компетенций владения иностранным языком [10], представленной на рисунке 1.
Элементарное владение
Самостоятельное владение
Предпороговий уровень
Пороговый
Пороговый
продвинутый
уровень
Уровень профессионального в таденш
Рисунок 1 - Система общеевропейских компетенций владения иностранным языком Кроме того, учитывался уровень владения специфическими умениями, необходимыми именно для иноязычного профессионального общения, отмеченными в Федеральном государственном образовательном стан-
MINAKOVA Polina Sergeevna and others INDIVIDUAL EDUCATIONAL TRAJECTORIES OF...
дарте Российской Федерации, среди которых:
- владение иностранным языком в устной и письменной форме для осуществления межкультурной и иноязычной коммуникации;
- способность к свободной научной и профессиональной коммуникации в иноязычной среде;
- способность акцентировано формулировать мысль в устной и письменной форме на государственном языке Российской Федерации и иностранном языке.
Изучение уровня владения английским языком проводилось с помощью оценки результатов обучения студентов по иностранному языку в профессиональной сфере с применением современных методик тестирования, модифицированных в целях нашего исследования, среди которых: метод отбора ответов (правильно-неправильно, соответствие, множественный выбор); построенный ответ (заполнение пропусков, краткий ответ, выступление, рассказ устный и письменный); индивидуальный ответ (конференции, презентации, портфолио, самооценка и взаимооценка).
Уровень развития навыков научно-практической деятельности у студентов изучался с помощью специальных тестов и анкет, содержащих теоретические и практические вопросы, касающиеся научной деятельности. Уровень активности студентов исследовался по модифицированным методикам Н. Фландерса и Е.Н. Степановой. Уровень сформированности профессионально значимых личностных качеств обучающихся определялся с помощью анкет оценки и самооценки.
Для реализации проектной работы, в Дальневосточном федеральном университете в рамках проведения ежегодной студенческой региональной научно-практической конференции (СНПК) на английском языке студентам был предложен проект «Pro Science», цель которого развитие навыков научно-практической деятельности студентов и повышение их уровня владения английским языком в своей профессиональной области на базе дисциплины «Профессионально-ориентированный перевод». Конференция - форма организации научно-практической деятельности, при которой исследователи представляют и обсуждают свои теоретические и практические работы. Студенты естественно-научных направлений, которые являются потенциальными исследователями, для них участие в конференциях, и публикация результатов своих исследований - это показатель профессионального роста, успешности в профессии и умения интегрировать достигнутые результаты в мировое научное сообщество, явились основными участниками конференции. Участниками проекта изъявили желание стать 82 студента и 8 преподавателей. Студенты совместно с преподавателями в течение двух лет проводили исследовательскую деятельность и дополнительно в рамках дисциплины «Профессионально-ориентированный перевод» занимались изучением английского языка для коммуникации в академической среде. При этом преподаватели как специальных дисциплин, так и иностранного языка тесно работали со студентами - участниками проекта: составляли заявку, готовили выступления на конференцию для демонстрации результатов своей исследовательской деятельности на английском языке с учетом специфики научного стиля английского языка, создавали презентации и готовили тезисы на английском языке для публикации в сборниках конференций, в проекте отводилось время и на самостоятельную работу студентов.
РЕЗУЛЬТАТЫ
Критерии и показатели оценки изменения уровня владения английским языком в профессиональной сфере у студентов-участников эксперимента представлены в таблице 1.
Таблица 1 - Показатели уровня владения английским языком в профессиональной сфере у студентов до и после работы в проекте
Azimut of Scientific Research: Pedagogy and Psychology.
2021. T.10. №4(37)p-ISSN: 2309-1754; e-ISSN: 2712-8474
Уровни А1 А2 В1 В2 С1 С2
До проекта 24% 36% 38,4% 5% -
После проекта _ 18% 37, 2% 40,8% 5% -
В таблице 1 можно увидеть, что по результатам проведенных мероприятий, когда работа в проекте была окончена, количественные показатели увеличились и можно было наблюдать положительную динамику владения английским языком в профессиональной сфере.
Исследование интереса студентов показывает, что его рост способствует росту активности студентов [11]. Уровень коммуникативной активности студентов и преподавателей определялся с применением метода анализа взаимодействия Н. Фландерса, модифицированного его в целях нашего исследования.
Определение уровня активности участвующих во взаимодействии проводилось по критериям взаимодействия преподавателя и студентов [12]. Дополнительные занятия по «Профессионально-ориентированному переводу» в рамках проекта проводились в группе, когда фиксировалось взаимодействие между преподавателем и студентами, преподавателем и студентом, студентом и студентом, студентом и студентами. Результаты представлены на рисунке 2 и 3, где видно, как меняются показатели.
11
12
* 1 ^—у^х^^8
о
1 2 3 4 5 б 7 8 9 10 11 12 13 14 Спектры деятельности преподавателя
Рисунок 2 - Спектры деятельности преподавателя на дополнительном занятии по «Профессионально-ориентированному переводу» в рамках работы по проекту: 1 - управление взаимодействием; 2 - похвала
невербальная; 3 - принятие идей студентов; 4 -невербальные средства при создании благоприятной атмосферы в группе; 5 - восприятие чувств студентов; 6 - похвала вербальная; 7 - пауза; 8 - речевые высказывания для взаимодействия; 9 - критика, поддержание авторитета; 10 - дача распоряжений и указаний; 11 - инструкции для выполнения индивидуальной работы; 12 - исправление ошибок; 13 - сообщение информации; 14 - постановка вопросов
4 Ч^ /
2 0
123456789 10 11 Спектры учебной деятельности студентов
Рисунок 3 - Спектры учебной деятельности студентов на дополнительном занятии по «Профессионально-ориентированному переводу» в рамках работы по проекту: 1 - коммуникативное взаимодействие всей группы; 2 - работа студентов в парах; 3 - диалогическая речь; 4 -работа студентов в группах; 5 - инициативная речь; 6 - самостоятельная работа студентов; 7 - пауза; 8 - монологическая речь; 9 - перевод; 10 - ответ студента на вопросы преподавателя; 11 - восприятие речи на слух Таким образом, можно отметить, что в проекте у студентов наблюдалось повышение уровня активности и происходили изменения в учебной работе: активизировались мотивированная и эмоциональная сферы, когда студенты с желанием начинали участвовать в групповых дискуссиях, высказывали свою точку зрения по определенному вопросу и аргументировали её, искали оптимальный выход из предложенной ситуации, и становились активными участниками командного мероприятия в атмосфере сопричастности к одному общему делу. Стоит отметить, что полученные данные совпадают с
Азимут научных исследований: педагогика и психология.
2021. Т.10 №4(37)p-ISSN: 2309-1754; e-ISSN: 2712-8474
МИНАКОВА Полина Сергеевна и другие ИДИВИДУАЛЬНЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТРАЕКТОРИИ...
данными О.К. Андрющенко [13].
Развитие навыков научно-практической деятельности у студентов, участвующих в проекте, изучалось с помощью специальных тестов и анкет. Студенты отвечали на теоретические и практические вопросы, касающиеся научной деятельности, кроме того, преподаватели-эксперты оценивали наличие навыков научно-практической деятельности студентов по пятибалльной шкале, где 5 баллов это показатель высокого уровня, оценка в 4 балла означала средний уровень, 3 балла и менее соответствовала низкому уровню. Среди оцениваемых навыков были следующие: 1) владение технологией поисково-творческой деятельности (прогноз результатов, план решения проблем, выбор соответствующих методов, анализ результатов); 2) владение логикой исследовательского процесса, 3) подготовка и проведение эксперимента, 4) владение технологией оформления и представления результатов исследования, 5) оценка результата собственной деятельности, определение способов и путей их коррекции.
В таблице 2 показано как распределились уровни развития навыков научно-практической деятельности у студентов.
Таблица 2 - Уровни развития навыков научно-практической деятельности у студентов
Уровни Высокий Средний Низкий
До проекта 14,4% 68,8% 16,8%
После проекта 30,4% 69,6% -
Из приведенных данных видно, что у большинства студентов имеется средний уровень развития навыков научно-практической деятельности до начала работы в проекте, что, на наш взгляд, можно объяснить недостаточной целенаправленной работой по развитию у них данных навыков. После проведения эксперимента у студентов наблюдается рост развития таких навыков. Численность студентов с низким уровнем сократилась в основном благодаря положительным изменениям, произошедшим при работе в проекте, что и подтверждает его эффективность.
Личностные качества, присущие человеку, несомненно оказывают влияние на профессиональную карьеру [14, 15]. Сформированность общепрофессиональных личностных качеств у студентов, участвующих в проекте, и необходимых им в предстоящей профессиональной деятельности была проанализирована с помощью анкет оценки и самооценки [16, 17, 18].
Кроме того, среди студентов было проведено ранжирование данных качеств по степени важности для предстоящей профессиональной деятельности. Подавляющее число студентов самыми важными назвали такие качества как стремление к достижению результата (84%) и ответственность (81%), затем отметили уверенность в себе (78%), взаимопонимание (54%) и упорство (15%).
Анализ результатов анкетирования экспертов-преподавателей показал, что до участия в проекте большая часть студентов (90%) обладала вышеуказанными качествами, однако многие при самооценке по пятибалльной шкале ставили себе более низкий балл (в среднем 3,8) в отличие от преподавателей (в среднем 4,5) и одногруп-пников (в среднем 4,2), которые оценили работу своих коллег более высоким баллом. Причина такой низкой самооценки у будущих специалистов заключается, на наш взгляд, в силу специфики возраста студентов и в отсутствии у них определенного практического опыта работы, который бы позволил увидеть и оценить у себя наличие таких качеств должным образом.
После участия в проекте экспертам и студентам предложили вновь оценить наличие вышеуказанных общепрофессиональных личностных качеств. Анализ результатов показал, что средний балл оценки экспертов повысился незначительно и составил 4,6 баллов, а балл самооценки у студентов значительно вырос и приблизился к баллу экспертов, а также совпал с начальной
взаимооценкой одногруппников (в среднем 4,2), в то время как взаимооценка одногруппников не изменилась и осталась прежней. Данные результаты, на наш взгляд, свидетельствуют о том, что эксперты видят и предугадывают потенциал студентов, адекватно его оценивают, в то время как самооценка студентов повышается, когда они совершают реальные практические действия и видят каких результатов в работе они достигают, что несомненно им импонирует, похожие выводы приводят и другие исследователи [19-23].
ВЫВОДЫ
Анализ и оценка результатов работы в проекте позволили сделать вывод о том, что реализация проектной работы при обучении иностранному языку для профессиональных целей, включающая особую образовательную траекторию, способствует развитию профессиональных иноязычных компетенций у студентов, росту интереса к будущей профессии, увеличению целенаправленной активности студентов, повышению мотивационной привлекательности изучения дисциплин профессионального блока, обеспечивает развитие навыков научно-практической деятельности и улучшает самооценку своих общепрофессиональных личностных качеств. Дальнейшие исследования проектной деятельности и индивидуальных образовательных траекторий необходимо продолжать для поиска путей эффективного развития персонального потенциала студентов, что позволило бы улучшить качество образования индивида.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Данейкин Ю.В., Калпинская О.Е., Федотова Н.Г. Проектный подход к внедрению индивидуальной образовательной траектории в современном вузе // Высшее образование в России. 2020. №89. [Электронный ресурс]. [Режим доступа: https://cyberleninka.ru/ article/n/proektnyy-podhod-k-vnedreniyu-individualnoy-obrazovatelnoy-traektorii-v-sovremennom-vuze (дата обращения: 15.07.2021).
2. Иванова М.В., Ртищева Т.В. Проектный подход в формировании индивидуальных образовательных траекторий // Инновации в образовании, 2018, №1 - С. 4-16. [Электронный ресурс]. [Режим доступа: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=30780104 (дата обращения: 15.07.2021).
3. Харламенко И.В., Титова С.В. Вики-проект в обучении иностранному языку в вузе //Преподаватель ХХ1 век. 2018. №4-1. [Электронный ресурс]. [Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/nMki-proekt-v-obuchenii-inostrannomu-yazyku-v-vuze (дата обращения: 15.07.2021).
4. Сазонов Б.А. Организация образовательного процесса: возможности индивидуализации обучения // Высшее образование в России. 2020. №6. [Электронный ресурс]. [Режим доступа: https://cyberleninka. ru/article/n/organizatsiya-obrazovatelnogo-protsessa-vozmozhnosti-individualizatsii-obucheniya (дата обращения: 15.07.2021).
5. Зеер Э.Ф., Заводчиков Д.П., Зиннатова М.В., Лебедева Е.В. Индивидуальная образовательная траектория как установка субъекта в системе непрерывного образования // Научный диалог. 2017. №1. [Электронный ресурс]. [Режим доступа: https://cyberleninka. ru/article/n/individualnaya-obrazovatelnaya-traektoriya-kak-ustanovka-subekta-v-sisteme-nepreryvnogo-obrazovaniya (дата обращения: 15.07.2021).
6. Титова О.К., Колычева В.Б., Кравченко Е.В., Минакова П.С. Английский язык в сфере профессионального межкультурного общения //Высшее образование сегодня. Вып. 10, 2020. — с.41-47[Электронный ресурс]. [Режим доступа: https://www.elibrary.ru/download/ elibrary_44005233_60800454.pdf (дата обращения: 15.07.2021).
7. Арюкова Е.А, Наумова А.А. Проектный подход к формированию индивидуальных образовательных траекторий //учебный эксперимент в образовании: 4 (96) 2020 С. 43-50 [Электронный ресурс]. [Режим доступа: https://www.elibrary.ru/download/elibrary_44771436_79887826. pdf (дата обращения: 15.07.2021).
8. Минакова П.С. Engineering Students Professional Cross-Cultural Communication Competence Formation // Образование. Культура. Общество. Сборник избранных статей по материалам Международной научной конференции. Санкт-Петербург: Частное научно-образовательное учреждение дополнительного профессионального образования Гуманитарный национальный исследовательский институт «Нацразвитие», 26 февраля 2021. — С. 46-49. [Электронный ресурс]. [Режим доступа: https://www.elibrary.ru/download/ elibrary_45689621_15079476.pdf (дата обращения: 15.07.2021).
9. Исаева М.А. Технология реализации модели формирования про-ектно-исследовательской культуры студентов // Kant. 2018. №1 (26). [Электронный ресурс]. [Режим доступа: https://cyberleninka. ru/article/n/tehnologiya-realizatsii-modeli-formirovaniya-proektno-issledovatelskoy-kultury-studentov (дата обращения: 15.07.2021).
10. BrianNorth, Tim Goodier (EurocentresFoundation), EnricaPiccardo (University of Toronto) Common European Framework of References for Languages: Learning, Teaching, Assessment (CEFR) Language Policy Unit, Strasbourg, Council of Europe, February 2018 [Электронный ресурс]. [Режим доступа: https://rm.coe.int/cefr-companion-volume-with-new-
MINAKOVA Polina Sergeevna and others INDIVIDUAL EDUCATIONAL TRAJECTORIES OF...
Azimut of Scientific Research: Pedagogy and Psychology.
2021. T.10. №4(37)p-ISSN: 2309-1754; e-ISSN: 2712-8474
descriptors-2018/1680787989 (дата обращения: 15.07.2021).
11. Норкина, П. С. Организационно-педагогические условия формирования профессиональной компетентности у будущих лингвистов-переводчиков: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.08 /Норкина Полина Сергеевна; Амур. гуманитар. -пед. гос. ун-т. - Владивосток, 2011.
- 240 с. [Электронный ресурс]. [Режим доступа: https://cyberleninka. ru/article/n/organizatsionno-pedagogicheskie-usloviya-formirovaniya-professionalnyh-umeniy-buduschih-spetsialistov-perevodchikov (дата обращения: 15.07.2021).
12. Linor L. Hadar & David L. Brody (2021) Interrogating the role of facilitators in promoting learning in teacher educators' professional communities, Professional Development in Education, 47:4, 599-612, DOI: 10.1080/19415257.2020.1839782 [Электронныйресурс]. [Режим доступа: https://www. tandfonline.com/doi/abs/10.1080/19415257.2020.1839782 (дата обращения: 15.07.2021).
13. Андрющенко О.К. Технология проектной деятельности на уроках русского языка //Sciences of Europe. 2017. №11-4 (11). [Электронный ресурс]. [Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/tehnologiya-proektnoy-deyatelnosti-na-urokah-russkogo-yazyka (дата обращения: 29.07.2021).
14. Ашмаров, И. А. Влияние личностных качеств студентов в процессе обучения на результативность процесса профессионального становления и развития // Профессиональная ориентация. 2014. №1. [Электронный ресурс]. [Режим доступа: https://cyberleninka.ru/ article/n/vliyanie-lichnostnyh-kachestv-studentov-v-protsesse-obucheniya-na-rezultativnost-protsessa-professionalnogo-stanovleniya-i-razvitiya (дата обращения: 15.07.2021).
15. Шкунова А.А., Прохорова М.П. Исследование индивидуальных образовательных траекторий личностно- профессионального развития студентов // Russian Journal of Education and Psychology. 2018. №1-2. [Электронный ресурс]. [Режим доступа: https://cyberleninka.ru/ article/n/issledovanie-individualnyh-obrazovatelnyh-traektoriy-lichnostno-professionalnogo-razvitiya-studentov (дата обращения: 15.07.2021).
16. Вилкова, Л. В. Взаимооценивание как фактор повышения качества учебных достижений обучающихся // Мир науки. Педагогика и психология, 2019. - №2. [Электронный ресурс]. [Режим доступа: https:// cyberleninka.ru/article/n/vzaimootsenivanie-kak-faktor-povysheniya-kachestva-uchebnyh-dostizheniy-obuchayuschihsya (дата обращения: 15.07.2021).
17. Tsalikova, I. & Pakhotina, Svetlana. (2019). Scientific Research on the Issue of Soft Skills Development (Review of the Data in International Databases of Scopus, Web of Science). The Education and science journal. 21. 187-207. 10.17853/1994-5639-2019-7-187-207. [Электронный ресурс]. [Режим доступа: https://www. researchgate.net/publication/336654408_ Scientific_Research_on_the_Issue_of_Soft_Skills_Development_Review_ of_the_Data_in_International_Databases_of_Scopus_Web_of_Science (дата обращения: 15.07.2021).
18. Paul Snape Enduring Learning: Integrating C21st soft skills through technology education, University of Canterbury, New Zealand [Электронный ресурс]. [Режим доступа: https://files.eric.ed.gov/fulltext/ EJ1164214.pdf
19. KarinGuill, OliverLüdtke, Olaf Köller Academic tracking is related to gains in students' intelligence over four years: Evidence from a propensity score matching study \\ Learning and Instruction Volume 47, February 2017.
— P. 43-52 [Электронный ресурс]. [Режим доступа: files.eric.ed.gov/ fulltext/EJ1164214.pdf (дата обращения: 15.07.2021).
20. Anneke Steegh, Tim Höffler, Lars Höft, Ilka Parchmann Exploring science competition participants' expectancy-value perceptions and identification: A latent profile analysis Learning and Instruction № 74 (2021); Accepted21 January 2021 [Электронныйресурс]. [Режим доступа: https://www.sciencedirect.com/science/article/pii/S0959475221000141 (дата обращения: 15.07.2021).
21. Митрофанова Я.С. Моделирование информационной системы управления проектами // Вестник Поволжского государственного университета сервиса. Серия: Экономика. 2018. № 4 (54). С. 129-136.
22. Егорова Г.В. Система project expert для управления проектами // Информационные системы и технологии: управление и безопасность. 2016. № 4. С. 58-67.
23. Dean Lisinga, Lynne Sinclaira, Paula Rowland, G. Ross Baker, Translating concepts to practice: Examining the synergy of interprofessional competencies and quality improvement \\ Journal of Interprofessional Education & Practice, Volume 24, September 2021 [Электронный ресурс]. [Режим доступа: www.sciencedirect.com/science/article/pii/ S2405452621000276 (дата обращения: 15.07.2021).
Статья поступила в редакцию 05.08.2021 Статья принята к публикации 27.11.2021