интересно на уроке, поэтому следует больше внимания уделять деятельности ученика. Необходимо каждого вовлечь в процесс учебной деятельности. Самым удобным методом для того, чтобы заинтересовать учеников предметом и чтобы у них появилась личная мотивация, является проблемное обучение, а в рамки пропедевтического курса «Естествознание» для 5-6 классов этот метод очень хорошо вписывается, тем более, что изучение курса подкрепляется естественным интересом подростков этого возраста к явлениям природы, что на практике приводит к усвоению на достаточно высоком уровне основ физических и химических явлений и приобретению межпредметных навыков, которые в будущем помогают при изучении естественнонаучных дисциплин в старших классах.
В соответствии с федеральным государственным стандартом нового поколения перед учителем стоит еще одна задача - научить ребят самостоятельно ставить цель предстоящей деятельности. А ведь именно когда в начале урока возникает вопрос, на который нужно найти ответ, цель урока становится абсолютно очевидной для учеников.
Таким образом, проблемный метод обучения от урока к уроку помогает научить ребят самостоятельно ставить цель и задачи предстоящей деятельности.
Список литературы
1. Гегель В. Сочинения. Т. 8. М., 1935.
2. Генденштейн Л. Э., Кайдалов А. Б. Физика. 8 класс: в 2 ч. Ч. 1: учеб. / под ред. В. А. Орлова, И. И. Ройзена. - 8-е изд., стер. - М.: Мнемозина, 2014. 272 с.: ил.
А. П. Кузива
Управление педагогическими кадрами в современной школе
В настоящее время в современном мире происходят значительные перемены в политической, экономической и общественной жизни нашей страны. В XXI в. интенсивно развивается информатизация общества. В связи с этим поменялся образ жизни людей, образ мышления и все более популярным становится искусственный интеллект, т. е. скоростной «всезнающий» гаджет. В таком ритме жизни обновляется, модернизируется и деятельность образовательных учреждений. Главными целями в управлении образованием и педагогическими кадрами становятся: анализ потребностей современного общества и потребности государства в квалифицированных специалистах; оценка сложившегося формата жизни общества и обновление методов работы.
Основной проблемой становится неготовность педагогических кадров, привыкших работать «по старинке», традиционными методами, а также «непонимание» или «непринятие» современной молодежи. Сложность состоит в правильном использовании виртуальной среды, к которой сильно привязаны дети. И педагог уже не наставник, а помощник. И обучение в школе проходит как сотрудничество между учащимися и педагогами, партнерское взаимодействие.
Необходимым условием работы в современной школе становится освоение новых методов и приемов обучения и воспитания учащихся; повышение уровня общепедагогической и методической подготовленности педагога к организации и ведению учебно-воспитательной работы; обмен опытом между педагогами; выявление и пропаганда инновационного педагогического опыта.
Создание новшеств неразрывно связано с интеллектуальным совершенствованием личности учителя, его способностей осуществлять поиск необходимой информации, ее креативную переработку, на этой основе структурировать новые знания и реализовывать их в своей педагогической практике. Инновационная деятельность при этом становится важнейшим фактором развития информационной культуры учителя, позволяющей добывать, приобретать и создавать новые знания, а, следовательно, продолжать собственное саморазвитие в условиях современной жизни.
Таким образом, педагог становится компетентным специалистом, владеющим социальной, коммуникативной, информационной и учебно-познавательной компетенциями. Для успешного обучения подрастающего поколения педагог должен научить детей обрабатывать информацию, полученную из разных источников, т. е. производить анализ и синтез информационного потока, и, опираясь на собственный опыт, проводить исследовательскую деятельность; использовать полученные знания в нестандартных ситуациях. Такую своеобразную «неоригинальность» можно назвать творчеством. В процессе творения и педагог, и учащиеся находят что-то новое, неизведанное и вместе получают новые знания, приобретают новый опыт. Конечно же, это сотрудничество, взаимодействие и взаимопонимание.
Анализируя сложившуюся ситуацию в современной школе, можно выделить следующие важные моменты, которые должен контролировать и обеспечивать управленческий блок в образовательном учреждении:
• повышение профессиональной компетентности каждого педагога;
• умение педагогического коллектива работать в информационно-образовательной среде;
• толерантность, коммуникабельность, способность к сотрудничеству;
• готовность педагогов к самообразованию на протяжении всей жизни;
• умение применять полученные знания в области информационной культуры в практической деятельности.
Конечно же, сразу поменять формы и методы работы не сможет ни один педагог. Это сложная психологическая перестройка как для самого педагога, так и сложная методическая перестройка для школы в целом. Для безболезненного, плавного перестроения коллектив школы разрабатывает программу развития, рассчитанную на 3 года, в которой отражен постепенный, поэтапный переход к «новшествам» в образовательной системе, переквалификация педагогических работников, организация инновационных платформ для проведения исследований и обмена опытом. Так, например, в ГБОУ школе № 430 Петродворцового района г. Санкт-Петербурга коллективом была разработана программа развития на 2013-2016 гг., целью которой стало - обеспечение перехода школы в новое состояние, позволяющее успешно реализовать требования ФГОС, методологической основой которых является образование через освоение действий. Работа состояла из трех этапов: 2013-14 учебный год - проблемно-поисковый, 2014-15 - освоение способов проектирования урока системно-деятельностного типа, 2015-16 -активное внедрение требований ФГОС в практику работы каждого педагога и мониторинг результатов внедрения.
Таким образом, в образовательном учреждении постепенно складывается такая методическая работа, которая направлена на непрерывное совершенствование уровня педагогического мастерства коллектива; изучение, апробацию и внедрение в практику новых педагогических технологий, усиление креативности педагогов.
В период с 2013 по 2016 гг. в ГБОУ школе №430 из 67 педагогов 43 прошли обучение на курсах повышения квалификации по реализации ФГОС, что составило 64 %, и 26 человек прошли процедуру аттестации, что составило 39 %.
Были проведены методические семинары, научно-практические конференции, круглые столы, предметные недели, где проходил обмен педагогическими идеями. В свою очередь, руководством школы постоянно проводился анализ педагогической деятельности коллектива, мониторинг, оценка и своевременно оказывалась консультативная помощь педагогам различного уровня.
Можно сделать вывод о том, что источниками зарождения инновационных процессов в практике образовательного учреждения являются не только изменения в образовательных потребностях общества и педагогический опыт, рожденный в школе, но и интуиция
творческого руководителя, педагога, потребность педагогического коллектива работать по-новому. Важными факторами выступают: интерес самих педагогов и руководителя, мотивация, стремление к самообразованию, позитивная конкуренция среди коллег (участие в профессиональных конкурсах), а также доверие как со стороны педагогов, так и со стороны самого руководителя.
Такая нестандартная, творческая образовательная организация работы в современной школе способствует всестороннему развитию личности ребенка и готовит его к самостоятельной жизни в постоянно меняющейся и интенсивно развивающейся окружающей среде.
Список литературы
1. Симонов В.П. Педагогический менеджмент: 50 НОУ-ХАУ в управлении педагогическими системами. - М., 2005.
2. Теория и практика педагогического управления в школе: учеб. пособие / под ред. Ю. В. Васильева.
3. Шамова Т. И., Третьяков П. М., Капустин Н. П. Управление образовательными системами: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / под ред. Т. И. Шамовой. - М.: ВЛАДОС, 2008. - 320 с.
4. Шкатулла В. И. Образовательное право: учеб. для вузов. - М.: Изд-во НОРМА (Издательская группа НОРМА-ИНФРА-М), 2009. - 688 с.
5. Шмырева Н.А. Педагогические системы: научные основы, управление, перспективы развития. - М., 2005.
К. В. Миронова
Инновационный подход к построению учебных книг, развивающих понимание подростками художественного текста
Проблема понимания текста особенно остро стоит в средних и старших классах общеобразовательной школы. Как показали международные исследования PIRLS и PISA, в России наблюдается снижение грамотности чтения учащихся после перехода из начальной школы в основную: если к концу четвертого класса российские школьники занимают лидирующие места, то девятиклассники испытывают серьезные трудности в понимании как информационных, так и художественных текстов (OECD 2014). В качестве возможных причин указываются недостатки в построении учебных пособий и в том, как они используются в учебном процессе [5, с. 148]. Несмотря на важность роли, которую может играть в улучшении данной ситуации учебная книга, до сих пор основная нагрузка по обучению понимания текста ложится на учителя-словесника.
В практическом решении проблемы развития понимания художественного текста можно выделить два подхода, которые находят