Научная статья на тему 'Управление процессом формирования общих учебных умений и навыков младших школьников'

Управление процессом формирования общих учебных умений и навыков младших школьников Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
4289
352
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Управление процессом формирования общих учебных умений и навыков младших школьников»

Инновации в школе

В-четвертых, наличие у руководителя способности к определенному управленческому риску, учитывая дестабилизирующие последствия данного метода как необходимого условия развития образовательного процесса.

В-пятых, в связи с определенной сложностью игропрактической технологии ПДИ, необходимостью сокращения времени на осуществление данного метода целесообразно создание оргкомитета, основной состав которого постоянен.

В-шестых, технология ПДИ относится к специфическому разряду социальных технологий, освоить которые невозможно только с помощью репродуктивных методов обучения, требуется активная позиция педагогов с первых моментов подготовки и осуществления игры.

В-седьмых, эффективность данного управленческого метода значительно возрастает, когда проводится не одиночная игра, а целый цикл взаимосвязанных игр в течение учебного года при максимальном раз-

нообразии организационных форм осуществления: педагогический совет, методический семинар, конференция и т.д.

В-восьмых, ПДИ не может осуществляться без устойчивой основы традиционных методов управления, обеспечивавших стабильное функционирование школы, ибо традиционные методы призваны способствовать выполнению принятых решений и нивелировать отрицательные дестабилизирующие последствия игры.

Краткую характеристику ПДИ хочется завершить словами Никколо Макиавелли из его бессмертного и вечно актуального труда «Государь»: «Надо иметь в виду, что нет дела более трудного по замыслу, более сомнительного по успеху, более опасного при осуществлении, чем вводить новые учреждения. Это происходит от свойственного людям неверия, так как они не верят в новое дело, пока не увидят, что образовался уже прочный опыт».

Дюмина Светлана Васильевна,

к.п.н, доцент ОГОУ ДПО Курский ИНПО

УПРАВЛЕНИЕ ПРОЦЕССОМ

формирования общих учебных умений и навыков младших школьников

опыт работы муниципальной экспериментальной площадки

В условиях модернизации российского образования о собую актуальность приобретает проблема формирования общеучебных умений и навыков младших школьников.

Однако у многих учителей нет ясности, какие умения и навыки являются общеучебными, какую работу необходимо проводить по их формированию. Анализ сложившейся ситуации свидетельствует, что одной из основных причин такого положения является отсутствие в науке и практике научно обоснованного управления формированием общеучебных умений и навыков младших школьников.

В данной статье кратко представлены результаты теоретического исследования проблемы формирования общеучебных умений и навыков младших школьников, а также управленческой деятельности, осуществляемой в рамках муниципальной экспериментальной площадки, которые позволили конкретизировать понятие «управление процессом формирования общих учебных умений и навыков младших школьников»; разработать и апробировать модель управления формированием общих учебных умений и навыков, отвечающую логике построения

педагогического процесса, включающую важнейшие категории теории управления и педагогического менеджмента.

Современное российское образование нацелено на формирование у школьников потребностей и умений самостоятельного освоения новых знаний, новых форм деятельности, развитие способности к самообразованию и самосовершенствованию, творческой работе. Это, в свою очередь, диктует необходимость изменения содержания и технологий образования и внутришкольного управления, ориентации их не только на обеспечение высокого качества программных знаний, умений и навыков, но и формирование способов их приобретения, применения, пополнения и обновления, то есть общих учебных умений и навыков школьников.

В числе актуальных задач модернизации российского образования - ориентация образовательного процесса на реализацию компетентностного подхода, то есть на формирование ключевых компетенций, основанных на готовности учащихся использовать усвоенные знания и способы деятельности в реальной жизни для решения практических задач. Такой подход определяет отношение к знаниям, умениям и навыкам как средствам, «инструментам» целостного становления и развития личности ребенка, тем самым

Инновационные проекты и программы в образовании 2009/1

67

Инновации в школе

провозглашается поворот от «зуновской» ориентации образования в сторону субъектно-личностного развития школьника, одним из показателей которого выступает уровень сформированности учебных умений и навыков.

Приоритетным направлением начального общего образования является формирование общеучебных умений и навыков, уровень освоения которых в значительной мере предопределяет успешность всего последующего обучения.

В этой связи возрастает ответственность учителей, руководителей школы не только за обеспечение высокого качества программных знаний, умений и навыков, но и общих учебных умений и навыков младших школьников.

Современные образовательные ориентиры также требуют разработки и внедрения адекватного задачам начальной школы внутришкольного управления. В связи с этим становится очевидной необходимость создания модели управления формированием общеучебных умений и навыков учащихся, которая была бы применима в условиях вариативности учебно-методических комлектов начального общего образования.

Научной основой такой работы являются теоретические исследования, проведенные ранее.

Историко-педагогический анализ показывает, что проблема формирования общих учебных умений и навыков школьников не является новой.

О необходимости готовить подрастающее поколение к будущему самовоспитанию и самообразованию, о развивающем характере обучения, о высокой миссии педагога, способного строить воспитание на принципах природосообразности, культуросообразности, самодеятельности говорили выдающиеся педагоги ХVN-XIX веков: Я.А. Коменский, И.Г. Песталоцци, И.Ф. Гербарт, А. Дистервег.

В 20-30-е годы XX века проблема обучения школьников приемам организации учебного труда в целях подготовки к самообразованию была поднята в работах Н.К. Крупской, А.В. Луначарского, С.Т. Шацкого, П.П. Блонского, А.С. Макаренко.

В 50-е годы особую актуальность приобрела проблема активизации познавательной деятельности учащихся, связанная с поиском новых эффективных путей повышения активности и самостоятельности школьников в процессе обучения. Среди главных проблем современной дидактики называют и проблему формирования учебных умений и навыков (М.Н. Скат-кин, Е.И. Бойко, М.А. Данилов, Б.П. Есипов, М.Ф. Морозов, З.И. Ходжава).

В 60-е годы на страницах журналов «Советская педагогика» и «Вопросы психологии» активно обсуждаются вопросы: природа умений, взаимосвязь знаний, умений и навыков, выделение видов умений, определение подходов к изучению закономерностей формирования умений, критериев и показателей сформиро-ванности умений и навыков учебной деятельности.

В 70-80-е годы продолжается работа над проблемой формирования учебных умений и навыков. Результаты этих исследований представлены в ряде работ, где в широком психолого-педагогическом плане рассматриваются вопросы активизации познаватель-

ной деятельности учащихся при усвоении ими знаний, умений, навыков (И.Я. Лернер, Г.И. Батурина, Н.Ф. Талызина, Н.А. Лошкарева и др.), повышения эффективности урока, предупреждения учебной перегрузки и неуспеваемости, развития самостоятельности учащихся в учебном процессе (И.Т. Огородников, Б.П. Есипов, М.А. Данилов, М.Н. Скаткин, Ю.К. Бабанский, П.И. Пидкасистый, Т.И. Шамова); развития познавательных интересов у школьников и стимулирования их к активному усвоению учебного материала (Г.И. Щукина, Л.И. Божович).

Проведенный Ю.К. Бабанским в конце 70-х годов анализ причин неуспеваемости учащихся средних и старших классов показал, что половина их отстает в учении из-за слабого владения умениями и навыками учебного труда. Владение совокупностью основных общеучебных умений и навыков Ю.К. Бабанский называет умением учиться [3].

Также вопросы формирования умений и навыков учебной работы, умения учиться рассматриваются в трудах В.А. Сухомлинского, П.Ю. Сухова, Н.В. Суховой, И.П. Сологуб, К.В. Бардина, В.Б. Бондаревского, А.К. Громцевой.

Все авторы сходятся во мнении, что умение учиться есть характеристика субъекта учения, способного к самостоятельному выходу за пределы собственной компетентности для поиска способов действий в новых ситуациях.

Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов, В.В. Репкин, Л.Е. Журова, Г.А. Цукерман в своих исследованиях доказали, что успешное обучение в начальной школе невозможно без сформированности у ребенка тех умений и навыков, которые необходимы ему в процессе учебной деятельности: планировать, организовывать, соподчинять свои действия, варьировать операции (способы) деятельности.

Многочисленные экспериментальные исследования (Л.В. Занков, Д.Б. Эльконин, Ш.А. Амонашвили) показали, что ребенок младшего школьного возраста может не только продуктивно усваивать способы предметных и познавательных действий, эмпирические и теоретические знания, но и быть психологически включенным в саму учебную деятельность: проявлять активность и стремление учиться, т.е. сознательно овладевать теми способами учебных действий, которые изменяют и развивают его познавательные способности.

Эти идеи активно развиваются современными авторами учебно-методических комплектов начального образования (Н.Ф. Виноградова, Н.Б. Истомина, А.А. Плешаков и др.), которые основной целью обучения в начальной школе считают формирование стойкой мотивации к учению, основ учебной деятельности как условий, обеспечивающих развитие готовности ребенка к самообразованию.

Анализ отечественной и зарубежной психологопедагогической и методической литературы позволяет сделать вывод о том, что процесс выработки у учащихся умений и навыков тесно связан с усвоением знаний, вместе с тем он обладает своей спецификой, требующей особой методики. Умение всегда неразрывно связано с субъектом как со своим носителем, то есть

68

Инновационные проекты и программы в образовании 2009/1

Инновации в школе

умение, хотя и формируется на основе знаний, всегда требует собственного носителя, наделенного способностью целеполагать, устремленного к деятельности, познанию, общению. Поэтому процесс формирования учебных умений и навыков носит управляемый характер: требует постановки и принятия цели деятельности; развития учебно-познавательных мотивов; отбора форм, методов, средств осуществления практических действий, контроля и оценки результатов выполнения учебных заданий.

Несмотря на широкое обсуждение проблемы формирования общих учебных умений и навыков школьников в педагогической теории и практике, обозначенная проблема остается актуальной и на сегодняшний день. Это обусловлено тем, что главной целью образования на протяжении последних десятилетий считалось вооружение учащихся суммой предметных знаний, умений и навыков; способы самостоятельного приобретения и применения знаний оставались «за кадром». При этом предполагалось, что реализация такой цели обеспечит решение задачи развития ребенка. Поэтому и в центре внимания педагогов, руководителей школы было отслеживание успеваемости учащихся. Однако недостаточно полно учитывались особенности ведущего вида деятельности и психические новообразования каждой возрастной ступени. Это привело к тому, что требования к образованию и его результаты пришли в противоречие.

Подтверждением служат результаты исследований, констатирующие разрыв между российской практикой и мировыми тенденциями развития содержания, форм, методов образования. Причину падения международного рейтинга российского образования исследователи видят в ориентации его на освоение предметного знания, в то время как приоритетами, которые за последнее десятилетие устанавливаются в образовании развитых стран, становятся общеучебные умения - умения приобретать и эффективно использовать знания. Это объясняется тем, что в наше время знания быстро устаревают или оказываются недостаточными, а значит, необходимо владеть способами их обновления и пополнения [20, 23].

Поэтому сегодня вновь актуальна задача, давно известная в педагогической науке и практике, - научить учащихся учиться. По мнению ряда ученых (Ю.К. Бабанский, Л.В. Занков, Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов, А.К. Маркова, Н.Ф. Талызина и др.), умение учиться является универсальной характеристикой личности, так как говорит об уровне обученности, развития произвольно-познавательных процессов, воспитанности.

Формирование умения учиться - задача всех ступеней школьного образования, однако, важная роль в ее решении принадлежит начальной школе, так как младший школьный возраст является сензитивным по отношению к развитию умений и навыков учебной деятельности, в которой ребенок обретает способность учить себя.

В связи с бурным развитием в последнее десятилетие новой области научного знания - менеджмента в образовании, появились возможности использовать разработанные управленческие технологии и меха-

низмы по отношению к процессу формирования общих учебных умений и навыков школьников. Вопросы управления формированием общеучебных умений и навыков поднимаются в работах Т.И. Шамовой, Т.М. Давыденко, П.И. Третьякова, М.М. Поташника, Ю.А. Конаржевского, Г.В. Ельниковой, В.Н. Зайцева.

Анализ проблемы управления формированием общеучебных умений и навыков учащихся начальной школы показал, что в педагогической науке и практике накоплен значительный опыт развития умений и навыков учебной деятельности, умения учиться. Однако до настоящего времени не сложилось единой точки зрения на определение понятия общеучебных умений и навыков, их классификации, критериев, показателей, уровней сформированности. Имеющиеся разработки в области внутришкольного управления не отражают в должной мере содержательных, организационных, методических и других аспектов управления формированием общеучебных умений и навыков на уровне начальной школы; не сконструирована модель управления формированием умений и навыков учебного труда младших школьников; не определены условия ее успешной реализации; существующие методические приемы формирования, развития умения учиться не аккумулированы в практике начального образования.

Таким образом, изучение научной литературы, анализ работы общеобразовательных учреждений показали, что наряду с большим количеством исследований по проблеме формирования общих учебных умений и навыков учащихся недостаточное внимание уделяется управленческому аспекту данной проблемы на уровне начальной школы, что создает противоречие между растущей потребностью современного начального образования в обеспечении субъектноличностного развития младших школьников и недостаточной разработанностью научно-методических основ управления формированием общих учебных умений и навыков учащихся начальных классов.

Очевидно, что решение проблемы управления формированием общих учебных умений и навыков младших школьников требует осуществления комплексного подхода: уточнения сущности общеучебных умений и навыков, определения научно-методических основ управления процессом формирования общих умений и навыков, разработки рекомендаций для разных категорий педагогических работников. На раскрытие названных аспектов направлено наше исследование «Управление процессом формирования общих учебных умений и навыков школьников», проводимое в рамках муниципальной экспериментальной площадки г. Курска (2003-2008 г.г.).

К настоящему моменту получены следующие результаты исследования: понятие «общие учебные умения и навыки» рассматривается в рамках раскрытия сущности учебной деятельности как ведущей в младшем школьном возрасте. Анализ содержания и структуры учебной деятельности показывает, что она направлена на усвоение знаний, овладение обобщенными способами действий, отработку приемов и способов действий, их алгоритмов, в процессе чего развивается сам учащийся; результатом учебной деятельности является сформированность учебно-

Инновационные проекты и программы в образовании 2009/1

69

Инновации в школе

познавательных мотивов, умений понимать и принимать учебную задачу, выполнять учебные действия (репродуктивные и продуктивные), производить контроль и оценку результатов и процесса деятельности. Владение умениями и навыками учебной деятельности является одним из показателей субъектной позиции школьника.

Несмотря на множество позиций в определении понятия «общеучебные умения и навыки», все авторы сходятся во мнении, что общие учебные умения основываются на понимании научных основ и структуры учебной деятельности, самостоятельном определении последовательности операций, из которых она складывается. Сущность этих умений исследователи видят в самоорганизации, саморегуляции учебной (учебно-познавательной) деятельности. Вместе с тем умения учебной деятельности могут быть охарактеризованы и по другому признаку - по направленности их на разнообразные источники обучения (научную и художественную литературу, учебные тексты, справочники и таблицы, карты и схемы, модели и т.д.).

В качестве общего признака умений и навыков отмечается то, что они характеризуют готовность школьника совершать действия, которая приобретена на основе усвоения способов учебно-познавательной деятельности.

Таким образом, анализ существующих подходов к выявлению сущности общеучебных умений и навыков показал, что формирование общих учебных умений и навыков младших школьников - управляемый процесс, который строится на понимании научных основ и структуры учебно-познавательной деятельности; основным результатом данного процесса является готовность учащихся совершать действия, направленные на восприятие, логическое осмысление, переработку и применение учебного материала в стандартных и нестандартных учебных ситуациях, способствующая развитию учебно-познавательной деятельности младших школьников.

Типология общеучебных умений и навыков строится на основе структуры учебно-познавательной деятельности, а также с учетом психических новообразований личности младшего школьника (целенаправленность, произвольность, саморегулятивность, четкое разграничение способов, приемов действия для решения разных задач и др.) и включает следующие группы умений и навыков: базисные (читать, писать, считать), проектировочные (определять цель, планировать свою деятельность, прогнозировать и оценивать результаты, разрабатывать проекты и др.), информационнопоисковые (определять источники информации, работать с текстом, осуществлять библиографический поиск и др.), социально-коммуникативные (работать самостоятельно, в паре и группе, приходить на помощь и принимать помощь и др.), контрольно-оценочные (контролировать и оценивать процесс и результаты учебно-познавательной деятельности).

При определении критериев, показателей, уровней сформированности общих учебных умений и навыков мы исходили из того, что общеучебные умения и навыки характеризуют готовность школьника применять их в типичных и нестандартных ситуациях, осо-

знавать цель, мотив, структуру, результаты учебнопознавательной деятельности, совершать в нужной последовательности ряд операций, входящих в состав действия, рационально выполнять работу. В этой связи были выделены критерии действенности, осознанности, полноты и рациональности общеучебных умений и навыков, каждый из которых раскрывается в ряде показателей.

Совокупность критериев (действенность, осознанность, полнота, рациональность) позволяет диагностировать уровни сформированности общеучебных умений и навыков (оптимальный, достаточный, критический) и судить об успешности управленческой деятельности по их формированию.

В диагностический инструментарий мы включили задания на проверку базисных, проектировочных, информационно-поисковых, социальнокоммуникативных, контрольно-оценочных умений и навыков. При составлении заданий мы руководствовались рекомендациями Ю.К. Бабанского, А.К. Марковой, Г.И. Вергелес, Л.А. Матвеевой, А.И. Раева, Д.В. Татьянченко, С.Г. Воровщикова, М.В. Зверевой, Н.Ф. Талызиной и др. авторов по изучению состояния учебной деятельности школьника: понимание учащимся условного смысла поставленной учителем задачи; удержание и воспроизведение задания в течение некоторого времени, сохранение его в течение всего времени, необходимого для выполнения задания; сопоставление нескольких способов решения одной задачи; нахождение нового способа решения задач; наличие прогностических форм самоконтроля и самооценки, измеряемых количеством действий, которые может прогнозировать учащийся, сопоставление прогностических и итоговых форм самоконтроля и самооценки.

Для определения степени действенности, осознанности, полноты, рациональности умений мы использовали следующие диагностические приемы: а) для диагностики действенности предлагали задания, требующие применения определенных групп общеучебных умений и навыков в стандартных и нестандартных ситуациях; б) для определения меры осознанности выполняемого действия предлагали проговорить или прописать последовательность выполнения задания; в) рациональность определяли путем предъявления различных вариантов выполнения задания, фиксации времени на его выполнение.

Состояние учебной деятельности младших школьников выявлялось также с помощью вопросов учителя на разных этапах работы. Например, до начала работы: «Сможешь ли ты выполнить это задание?»; «Трудно ли для тебя это задание, в чем именно его трудность?»; «Как ты будешь выполнять это задание?»; «Из каких этапов будет состоять эта работа?»; «Как ты сможешь себя проверить?»; «Для чего нужны такие задания?»

Приведенные ранее приемы, а также задания и вопросы дали возможность определить, в какой мере школьники осознают структуру конкретных и общих способов учебной деятельности, в какой степени проявляются действенность, осознанность, полнота и рациональность умений и навыков учебного труда.

70

Инновационные проекты и программы в образовании 2009/1

Инновации в школе

Результаты первого замера уровней сформированное™ общих учебных умений и навыков младших школьников (2001 г.) показали, что преобладает критический и достаточный уровни; лучше развиты социально-коммуникативные умения, а «западают» контрольно-оценочные; проектировочные и информационно-поисковые умения.

Анализ результатов анкетирования учителей начальных классов, направленного на выявление степени осознания педагогами сущности, значимости исследуемого вопроса, показал, что 41 % учителей начальных классов считают своей основной задачей формирование интереса к учению, специальных (предметных) знаний, умений и навыков; задачу формирования общих учебных умений и навыков они относят на второе или третье место; 58 % учителей - на последнее и предпоследнее место.

Среди основных умений и навыков учебной деятельности педагоги называют следующие: самостоятельно выполнять поставленные учителем задания, слушать и слышать учителя, анализировать текст, пользоваться различными видами памяток, осуществлять самооценку, работать со справочными изданиями, классифицировать, обобщать, делать выводы.

Свидетельством эффективности сформированно-сти общеучебных умений и навыков младших школьников, по мнению учителей, является успешность продолжения образования на второй ступени школы.

По мнению 37 % учителей, работа по формированию общих учебных умений и навыков заключается в учете индивидуальных и возрастных особенностей школьников, применении различных методов, приемов, видов деятельности (каких конкретно - указать затрудняются); 29 % - в использовании наглядности, личного опыта ученика; 28 % педагогов оставили вопрос без ответа. Только один учитель написал, что необходимо рассказывать и показывать детям, как работать с дополнительной литературой, сообщать правила поиска нужной информации.

На последний вопрос анкеты (что необходимо сделать со стороны администрации, учителей, родителей, чтобы повысить эффективность работы по формированию общеучебных умений и навыков младших школьников?) не смогли ответить 71 % учителей начальных классов; 29 % написали, что необходимо обеспечить добрые, доверительные отношения между участниками образовательного процесса, а родителям осуществлять контроль за учебной деятельностью ребенка.

Анализ посещенных уроков показал, что формы и методы работы достаточно традиционные - направлены на формирование программных знаний, умений и навыков. Учителя учат школьников работать с дополнительной справочной литературой; производить самоконтроль и самооценку; слушать и анализировать ответ товарища. Активно используются самостоятельная, парная, групповая работа, что положительно сказывается на формировании социальнокоммуникативных умений и навыков обучающихся. Однако недостаточно внимания уделяется работе с книгой как источником знаний; развитию библиотечнобиблиографической грамотности; формированию уме-

ния планировать учебную деятельность, рационально выполнять задания; работе с текстом учебника; формированию умений связно отвечать по готовому плану, вести диалог, беседу; осуществлять само-, взаимоконтроль, само-, взаимооценку.

По мнению Г.И. Вергелес, «... в самом общем виде успешность любой деятельности, в том числе и учебной, зависит от отношения к этой деятельности (хочу) и от наличия возможностей ее осуществления (могу)» [16, c.6], поэтому в ходе наблюдения мы обращали внимание на отношение школьника к учебной деятельности (проявляет ли он интерес к процессу познания, задает ли вопросы, легко ли включается в решение познавательных и других задач, определяет свое отношение оценкой или самооценкой, какова реакция на удачи и неудачи), уровень самостоятельности при выполнении учебных заданий различной степени сложности, правильность решения задач, объем и качество имеющихся у ученика знаний, успешность использования различных приемов учебной деятельности, характер ответов на уроке (полнота, логичность, уверенность), темп работы.

Мы увидели, что только два школьника из 23 учащихся 2А класса открыли «Оглавление» учебника, чтобы ответить на вопрос учителя, какие произведения названного автора они читали в первом полугодии; остальные начали перелистывать страницы учебника. Прокомментировать ответ товарища большинство школьников может с позиции «правильно - неправильно», не раскрывая сути данных понятий. Обучающиеся затрудняются в определении различных целей выполнения задания (ответы сводятся к однотипным фразам, типа «Списать текст, подчеркнуть буквы, ответить на вопросы» и т.п.), в объяснении способов выполнения работы.

В целом можно констатировать, что большинство педагогов не придает существенного значения проблеме формирования умений и навыков учебной деятельности; у них отсутствует ясное понимание того, какие умения и навыки относятся к общеучебным и какую работу необходимо проводить по их формированию. Деятельность учителей начальных классов в значительной степени подчинена стереотипам традиционного знания: сохраняется чисто формальная, «ЗУНовская» ориентация, отсутствует направленность на развитие продуктивных умений и навыков учебной деятельности младших школьников.

В целях выявления понимания смысла и значимости в обучении общих учебных умений и навыков школьникам 3- 4-х классов было предложено написать сочинения на темы «Когда легко учиться» (3 класс), «Советы первокласснику - учись учиться» (4 класс).

Приведем некоторые фрагменты сочинений учащихся 3 - 4-х классов.

1.«Каждый человек должен ставить перед собой цель и на протяжении жизни шаг за шагом, медленно, но уверенно идти к этой цели. Для того чтобы добиться своей цели, надо много учиться. На уроках слушать учителей, старательно выполнять домашнее задание, читать книги, повторять пройденный материал.

Мне не всегда бывает легко учиться, и я еще не выбрала для себя цель. Мои родители и учитель помо-

Инновационные проекты и программы в образовании 2009/1

71

Инновации в школе

гают мне в этом, ставят передо мной маленькие цели. А я стараюсь их выполнять. Мне надо расширять свой кругозор, чтобы выбрать правильную цель моей жизни.» (Карина Л., 3 класс).

2. «Легко учиться тогда, когда ты внимательно слушаешь учителя, быстро и правильно делаешь домашнюю работу; когда у тебя есть тяга к знаниям, желание познать больше, чем дается на уроках.» (Коля П., 3 класс).

3. «Дорогой первоклассник, вот ты и переступил порог школы, за которым тебя ждет много нового. Чтобы тебе было легче и интереснее учиться, я дам тебе несколько советов-помощников.

Всегда внимательно слушай учителя. Это поможет тебе справиться с заданиями в классе и дома. Общение со взрослыми и ровесниками, познавательные передачи и книги будут пополнять запасы твоих знаний. Примерное поведение и трудолюбие помогут тебе добиться больших успехов в учебе.

Удачи тебе, первоклассник!» (Саша М., 4 класс).

4. «Дорогой первоклассник! Я - выпускник начальной школы. Вот мои советы:

а) внимательно слушай и запоминай все, что говорит учитель;

б) пересказывай прочитанное;

в) всегда учи правила. Учить их надо так: прочитай правило два-три раза, закрой книгу и перескажи правило сам себе, приведи примеры, открой книгу, проверь;

г) люби читать книги - будешь много знать» (Максим Ф., 4 класс).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Эти сочинения свидетельствуют о том, что школьники в целом понимают смысл и осознают значимость умения учиться для успешности обучения, самообразования; чаще других называют умения внимательно слушать учителя, запоминать правила, пользоваться словарями и энциклопедиями, тренировать свою память, правильно выполнять домашнее задание. Однако удельный вес подобных сочинений составляет 20 % от общего числа обучающихся 3-4-х классов. Единицы считают важным уметь планировать деятельность, владеть рациональными приемами и способами выполнения учебной работы, производить самоконтроль и самооценку.

Для выявления степени участия родителей обучающихся 2 - 4 классов в решении проблемы формирования общих учебных умений и навыков младших школьников им была предложена анкета «Как Вы помогаете своему ребенку учиться».

Обобщенный анализ данных говорит о том, что свое участие в решении проблемы научить ребенка учиться примерно 70 % родителей видят в том, чтобы лишать ребенка удовольствий, ругать за плохие оценки, приводить в пример ровесников, которые хорошо учатся; приблизительно столько же родителей учат детей пересказывать прочитанное по учебнику, планировать свою деятельность, задавать вопросы, самостоятельно проверять качество выполненных домашних заданий и т.д., однако, в качестве примеров личного опыта приводят приемы многократного повторения, безоговорочного выполнения родительских распоряжений ребенком. 88 % родителей отве-

тили, что беседуют с детьми о необходимости умения учиться, из них 46 % под умением учиться понимают хорошую успеваемость, 34% - умение внимательно слушать учителя, правильно отвечать на вопросы, самостоятельно выполнять учебные задания. Следует отметить, что 74 % родителей вместе с детьми готовят домашнее задание. Это говорит о том, что даже в 4 классе у детей не сформирован навык самостоятельной работы.

В результате проведенного анкетирования родителей, а также собеседования, можно утверждать, что родителей прежде всего интересует успеваемость ребенка; добиваются положительных результатов обучения они чаще всего за счет увеличения времени на выполнение домашних заданий, морального давления на школьника.

Анализ дневников классных руководителей показал, что на родительских собраниях чаще всего обсуждаются вопросы обучения специальным знаниям, умениям и навыкам; нравственного, эстетического, трудового воспитания и др. Бесспорно, это важно и необходимо; в то же время операциональная сторона учения, формирование у младших школьников познавательных мотивов остается «за кадром».

Следующим шагом нашего исследования стала оценка управленческой деятельности администрации школ в русле исследуемой проблемы. Для этого мы изучили планы учебно-воспитательной работы за последние четыре года и увидели, что центральное место занимают вопросы выполнения учебного плана, прохождения программы в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта общего образования. Очевидно, что отдельные мероприятия (заседания педсоветов, методических объединений учителей, открытые уроки, классные часы, административный контроль) не вносят существенного вклада в решение проблемы повышения качества образования, так как отсутствует система работы школы по формированию и развитию общих учебных умений и навыков обучающихся. Кроме того, фронтальные формы работы на уровне администрация - учитель - ученик - родители доминируют над индивидуальными, групповыми. Из собеседования с администрацией школ города стало понятно, что многие руководители школ не имеют четкого представления о путях, методах и формах работы по формированию общих учебных умений и навыков младших школьников, затрудняются в организации взаимодействия всех субъектов образовательного процесса начальной школы. Слабым звеном является анализ администрацией школы уровня сформированности общих учебных умений и навыков школьников, деятельности учителей по их развитию. Управленческая деятельность сводится к использованию отдельных контрольных мероприятий, что свидетельствует об отсутствии целенаправленной работы педагогического коллектива по созданию системы формирования умений и навыков учебно-познавательной деятельности.

В целом можно констатировать, что в школьной практике управление процессом формирования общих учебных умений и навыков младших школьников осуществляется бессистемно.

72

Инновационные проекты и программы в образовании 2009/1

Инновации в школе

Причины этого, на наш взгляд, состоят в том, что продолжительное время требования образовательных программ начального общего образования замыкались на перечне специальных знаний, умений и навыков, которыми должен овладеть школьник по каждому учебному предмету, поэтому учебно-воспитательная деятельность учителей начальных классов сводилась и в значительной мере сводится к работе по усвоению программного материала; администрации - к отслеживанию эффективности проводимой в этом направлении учебно-воспитательной деятельности.

Кроме того, к причинам сложившейся ситуации относятся недостатки профессиональной подготовки педагогов начальной школы: недостаточное знание теории вопроса, слабое владение методами и приемами формирования способов учебно-познавательной деятельности, затруднение в педагогическом анализе информации о состоянии сформированности общеучебных умений и навыков младших школьников; а также рассогласования в управленческой деятельности администрации школы: отсутствие знаний о направлениях, методах, формах совершенствования образовательного процесса на первой ступени обучения в контексте формирования основных компонентов учебной деятельности обучающихся.

Полученная в результате диагностики информация позволила нам определить основные направления опытно-экспериментальной работы:

- разработка и реализация модели управления процессом формирования общеучебных умений и навыков младших школьников;

- придание новых смыслов научно-методической работе школы на уровне методического объединения учителей начальных классов в контексте исследуемой проблемы;

- обеспечение мотивации и стимулирования педагогов к совершенствованию работы по формированию общих учебных умений и навыков младших школьников;

- поиск, апробирование, корректировка методов, приемов формирования общеучебных умений и навыков в процессе преподавания дисциплин начального образования;

- совершенствование системы внеклассной деятельности по развитию умений и навыков учебнопознавательной деятельности, формированию стойкой мотивации учения младших школьников (детское исследовательское общество учащихся начальных классов, цикл классных часов и внеклассных мероприятий по исследуемой проблеме);

- вовлечение родителей школьников в процесс формирования, развития продуктивных умений и навыков учебной деятельности;

- выявление условий успешности управления процессом формирования общих учебных умений и навыков младших школьников.

Теоретический анализ проблемы формирования общеучебных умений и навыков в контексте внутришкольного управления и педагогического менеджмента, а также практика управленческой деятельности привели к необходимости уточнения понятия «управление

формированием общих учебных умений и навыков». Управление формированием общих учебных умений и навыков младших школьников рассматривается как целенаправленное, специально организованное взаимодействие руководителей, педагогов, учащихся начальных классов и их родителей на основе научно обоснованного анализа образовательного процесса начальной школы, планирования, руководства, организации, контроля и рефлексивного анализа в системе «урок - внеклассная работа - домашняя учебная работа», в результате которого происходят изменения в уровнях сформированности умений и навыков учебного труда, воспитанности и развитости учащихся, в управленческой и педагогической деятельности.

В итоге теоретического анализа сущности управления педагогическими системами и процессами, методологических подходов к управлению определены ведущие для решения проблемы исследования. На основе системного, функционального, синергетического, рефлексивных подходов создана модель управления формированием общих учебных умений и навыков обучающихся начальной школы, отвечающая логике построения образовательного процесса, включающая важнейшие категории теории управления и педагогического менеджмента: цели, содержание, функции, принципы, методы, результаты управления.

Разработанная нами модель управления представляет собой совокупность компонентов (целевой, содержательный, мотивационно-стимулирующий, организационно-методический, оценочно-результативный, рефлексивно-аналитический), обеспечивающих реализацию функций управления, а также целенаправленность и организованность деятельности всех субъектов образовательного процесса начальной школы по формированию общеучебных умений и навыков учащихся начальных классов (схема 1).

Данная модель прошла апробацию в МОУ «Средняя общеобразовательная школа №50» г. Курска.

Основное назначение данной модели в образовательном процессе начальной школы - оптимизация управления формированием умений и навыков учебного труда младших школьников: выявление и использование резервов совершенствования управленческой, педагогической деятельности по формированию общих учебных умений и навыков учащихся начальных классов в условиях конкретной школы без превышения расхода времени и норм учебной нагрузки. К таким резервам мы отнесли основные составляющие управленческой деятельности (цели, содержание, функции, методы, структура), кадровый потенциал, научно-методическую работу, дидактические средства формирования умений и навыков учебнопознавательной деятельности младших школьников, морально-психологический климат.

Создание условий для профессиональной самореализации персонала потребовало трансформации организационной структуры управления, выделения в ней таких компонентов, как временные творческие группы, имеющие целью решение конкретных методических, дидактических задач, направленных на формирование и развитие общих учебных умений и навыков младших школьников; распределения обя-

Инновационные проекты и программы в образовании 2009/1

73

Инновации в школе

Модель управления процессом формирования общих учебных умений и навыков младших школьников

Схема 1

занностей субъектов, причастных к управлению формированием у учащихся начальных классов умений и навыков учебного труда.

Поскольку высокий уровень организации методической работы выступает важным фактором обеспечения результативности процесса формирования общих учебных умений и навыков младших школьников, повышения квалификации и профессионального роста педагогов, актуальными направлениями мето-

дической деятельности явились: изучение, анализ психолого-педагогической, методической литературы по проблеме формирования учебно-познавательной деятельности младших школьников; совершенствование содержания, методов и организационных форм обучения, способствующих формированию и развитию учебно-познавательных мотивов, общих учебных умений и навыков учащихся начальных классов; организация и проведение научно-методических меро-

74

Инновационные проекты и программы в образовании 2009/1

Инновации в школе

приятий; осуществление контроля и рефлексивной оценки педагогической и методической деятельности. Практика управленческой деятельности показала, что данные направления работы наиболее востребованы учителями, если они реализуются в различных формах и методах взаимодействия: деловые игры, семинары-практикумы, научно-практические конференции, проблемные семинары; консультирование, тестирование, анализ фрагментов уроков, решение проблемных ситуаций и др.

Среди средств побуждения школьников к активному овладению общеучебными умениями и навыками мы выделили такие, как ориентация учащихся на усвоение новых знаний, способов добывания знаний, приобретение дополнительных знаний; создание проблемных ситуаций, показывающих необходимость овладения новыми способами деятельности; обучение школьников приемам умственной деятельности; предъявление алгоритма, схемы действия; решение задач разными способами, выбор наиболее рационального; использование дополнительного познавательного материала на уроках; вовлечение школьников в исследовательскую деятельность.

Оценка успешности управления формированием общих учебных умений и навыков младших школьников осуществлялась с позиции критериев результативности, ресурсного обеспечения и удовлетворенности участников образовательного процесса результатами управленческой, методической, педагогической, учебно-познавательной деятельности.

Согласно задачам контрольного этапа нашего исследования получены данные, показывающие позитивные изменения, которые произошли в уровнях сформиро-ванности общих учебных умений и навыков учащихся начальных классов, уровнях профессионального мастерства педагогов в области формирования умений и навыков учебно-познавательной деятельности младших школьников, в управленческой деятельности администрации, в мотивации всех субъектов управления. Итоги анкетирования свидетельствуют об удовлетворенности участников образовательного процесса результатами управленческой, методической, педагогической, учебнопознавательной деятельности.

Проведенное исследование позволило выявить совокупность условий, обеспечивающих успешную реализацию модели управления в образовательном процессе начальной школы: содержательные - выбор принципов, методов, функций внутришкольного управления, их адаптация к целям и задачам управления формированием общих учебных умений и навыков младших школьников; реализация взаимодействия всех субъектов образовательного процесса (администрация - учителя - ученики - родители) в управлении; обеспечение мотивации и стимулирования педагогов к совершенствованию работы по формированию общих учебных умений и навыков младших школьников и др.; организационно-методические - создание «банка методических идей» и внедрение в образовательный процесс начальной школы методов, приемов формирования общих учебных умений и навыков младших школьников; разработка диагностического инструментария оценки уровня сформированности общеучебных

умений и навыков учащихся начальных классов; организация процесса формирования общих учебных умений и навыков младших школьников в системе «урок -внеклассная работа - домашняя учебная работа»; психолого-педагогические - создание благоприятного микроклимата в коллективе; поддержка творческих проектов учителей; оказание профессиональной взаимопомощи.

Изучение психолого-педагогической литературы, анализ управленческой деятельности показывают, что проблема формирования общих учебных умений и навыков учащихся начальных классов была и остается актуальной, так как во все времена востребована личность, основными характеристиками которой являются сознательность, активность, самостоятельность, способность осуществлять непрерывное самообразование.

Литература

1. Асмолов А.Г., Бурменская Г.В., Володарская И.А., Карабанова О.А., Салмина Н.Г., Молчанов С.В. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя / Под ред. А.Г Асмолова. - М.: Просвещение, 2008.

2. Бабанский Ю.К. Оптимизация процесса обучения (Аспект предупреждения неуспеваемости школьников) / Избранные педагогические труды. - М.: Педагогика, 1989.

3. Бабанский Ю.К. Рациональная организация учебной деятельности / Избранные педагогические труды. - М.: Педагогика, 1989.

4. Бабенышева Л.И. Развивать умения и навыки учебного труда // Народное образование. 1987. № 5. С. 43-45.

5. Бардин К.В. Как научить детей учиться. - М.: Просвещение, 1987.

6. Батурина Г.И., Байер У.И. Цели и критерии эффективности обучения // Советская педагогика. 1974. № 4. С.44-47.

7. Битинас Б.П., Катаева Л.И. Педагогическая диагностика: сущность, функции, перспективы // Педагогика. 1993. № 2. С.10-15.

8. Блонский П.П. Задачи - методы новой народной школы / Избранные педагогические произведения. - М.: АПН РСФСР, 1961.

9. Богоявленский Д.Н., Менчинская Н.А. Психология усвоения знаний в школе. - М.: АПН РСФСР, 1959.

10. Бойко Е.Н К постановке проблемы умений и навыков в современной психологии // Советская педагогика.1955. № 1. С. 41-54.

11. Бондаревский В.Б. Воспитание интереса к знаниям и потребности к самообразованию. - М.: Просвещение, 1985.

12. Варегина Ф.В. Дидактические условия формирования учебных навыков у младших школьников: Дис....канд. пед. наук. - Л., 1980.

13. Вергелес Г.И., Матвеева Л.А., Раев А.И. Младший школьник: Помоги ему учиться: Книга для учителей и родителей. - СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И.Герцена; Изд-во «Союз», 2000.

14. Гоаник Г.Г. Психологическая модель процесса формирования умения // Вопросы психологии. 1979. № 3. С.56-65.

15. Границкая А.С. Научить думать и действовать. - М.: Просвещение, 1991.

16. Громцева А.К. Формирование у школьников готовности к самообразованию. - М.: Просвещение, 1983.

17. Давыденко Т.М. Интегральные критерии оценки качества внутришкольного управления // Завуч. 2002. № 7. С. 73-77.

Инновационные проекты и программы в образовании 2009/1

75

Инновации в школе

18. Давыдов В.В., Слободчиков В.И.,. Цукерман Г.А. Младший школьник как субъект учебной деятельности // Вопросы психологии. 1992. № 3-4.

19. Дмитриев А.Е. Теория и практика формирования умений и навыков в системе начального обучения: Дис....док. пед. наук. - М., 1978.

20. Днепров Э.Д., Аркадьев А. «Минимум» ушедшей эпохи // Учительская газета. 2002. № 3. С. 10-11.

21. Дусавицкий А.К. Развитие личности в учебной деятельности. - М.: Дом педагогики, 1996.

22. Зверева М.В. Изучение результативности обучения в начальных классах (система Л.В. Занкова). - Москва: «ЦОР 1», 2001.

23. Ковалева Г.С. По ком звонит колокол. Причины падения международного рейтинга российского образования // Школьное обозрение. 2002. № 1. С. 38-40.

24. Кулько В.А., Цехмистрова Т.Д. Формирование у учащихся умений учиться. - М.: Просвещение, 1983.

25. Лебедев О.Е. Компетентностный подход в образовании // Школьные технологии. 2004. № 5. С.3-12.

26. Лизинский В.М. Приемы и формы в учебной деятельности. М.: Центр «Педагогический поиск», 2002.

27. Лошкарева Н.А. Формирование у учащихся общих умений и навыков работы с книгой и другими источниками информации / Спутник классного руководителя. - М.: Просвещение, 1984.

28. Люблинская А.А. Умственные действия в работе младших школьников по новым программам. - Советская педагогика.1973. № 5. С. 34 - 41.

29. Маркова А.К., Матис Т.А., Орлов А.Б. Формирование мотивации учения. - М.: Просвещение, 1990.

30. Подушкина И.М. Методическая работа в школе. Новое видение. - Курск: Изд-во Курск. Гос. пед. ун-та, 2001.

31. Усова А.В. Формирование учебных умений учащихся // Советская педагогика. 1982. № 1. С.48-52.

32. Федеральный компонент государственного стандарта общего образования // Вестник образования России. 2004. №№ 12-13.

33. Шамова Т.И., Давыденко Т.И. Управление образовательным процессом в адаптивной школе. - М.: Центр «Педагогический поиск», 2001.

Федина С.В.,

учитель начальных классов Дюмина В.Н.,

учитель начальных классов МОУ-гимназия г. Мценск

Сегодня мысль о том, что школа должна, прежде всего, давать знания, умения, навыки, то есть служить складом готовых знаний, представляется неактуальной. Развивающемуся обществу нужны современно образованные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия; люди, способные к сотрудничеству, инициативные, самостоятельные.

Цель нашей школы - подготовить таких людей. Для того, чтобы школа смогла достичь поставленной цели, она должна последовательно решать свои задачи на всех ступенях образования. Ключевой задачей I ступени (начального этапа) школьного образования -является формирование контрольно-оценочной самостоятельности младших школьников. В последнее время достаточно много говорится о безотметочном обучении. Наша гимназия уже девятый год работает по безотметочной системе оценивания. Отсутствие отметки ни в коем случае не понимается как полный отказ от системы контроля и оценки со стороны учителя. Напротив, отметка заменяется развернутой системой взаимоотношений, сотрудничеством ребенка и взрослого в контрольно-оценочной деятельности, которая строится на содержательно-оценочной основе. Важ-

нейшим условием эффективности системы контроля и оценки результатов учебной и внеучебной деятельности школьников является учет их индивидуальных особенностей. Незаменимую помощь в этом может оказать портфолио.

С итальянского языка красивое слово «portfolio» переводится просто как портфель.

Для наших четвероклассников портфолио - рабочая папка, содержащая многообразную информацию, которая показывает достижения учащихся как в учебной, так и внеучебной деятельности. Детям легче настроиться на успех и обрести адекватную самооценку, когда они видят свой прогресс и отмечают свои новые достижения, не забывая прежние.

Пред учителем всегда стояла задача отследить продвижение ребёнка в освоении всех умений, необходимых для формирования устойчивых навыков чтения, письма, вычислений. С этой целью в папку вкладываются «Листы индивидуальных достижений» школьников по чтению, русскому языку, математике.

Это позволяет ученику:

• сделать отметку содержательной и для ученика и

для его родителей;

• формировать навык самоконтроля и оценки;

76

Инновационные проекты и программы в образовании 2009/1

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.