УПРАВЛЕНИЕ ОБЩЕСТВЕННЫМИ ПРОСТРАНСТВАМИ В ГОРОДСКОЙ СРЕДЕ КАК ФАКТОР УЛУЧШЕНИЯ КАЧЕСТВА ЖИЗНИ
© Ан А.Л.*
Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»,
г. Москва
В статье приведены результаты анализа факторов, влияющих на процессы управления современными общественными пространствами в России, как одного из направлений улучшения качества жизни населения.
Ключевые слова общественное пространство, городская среда, муниципальное управление, местное сообщество.
Наше динамичное время диктует необходимость постоянного поиска наиболее оптимальных моделей, механизмов и инструментов собственного развития общества. Современные города являются не только местом проживания и работы населения, но и местом проведения досуга, культурного и творческого развития. В условиях мегаполисов реализация потребности общества в качественном досуге, а также культурном развитии осуществляется во многом благодаря общественным пространствам, которые играют особую роль в системе управления развитием города. Актуальность исследования проблематики общественных пространств, а также управленческих отношений, которые возникают в процессе их формирования и функционирования, связана с необходимостью коренного повышения качества жизни населения.
Общественные пространства являются той лакмусовой бумажкой, которая дает судить о прогрессивности и согласованности работы органов государственного и муниципального управления, участия местного сообщества ученых, социологов и архитекторов в социально-экономическом развитии территории.
Управление общественными пространствами в больших городах является комплексной задачей, для решения которой необходимо, проводить мониторинг и специальные исследования по различным направлениям жизнедеятельности населения города. В исследованиях, приведенных в книге Ч. Лэндри «Креативный город», автор описывает искусство развития городов и отмечает составные части развития [1]. Проведем анализ основных тезисов с точки зрения их влияния на функционирование и управление общественных пространств.
1. Понимание человеческих устремлений и потребностей.
Изучение, обобщение и мониторинг социальных групп населения необходимы для максимального учета их потребностей и устремлений при про-
* Аспирант кафедры Местного самоуправления.
ектировании и функционировании общественных пространств. Исследование и понимание потребностей местного сообщества является критически важным в условиях политической и экономической нестабильности, в том числе при нарастающей социальной напряженности.
2. Стимулирование человеческого потенциала.
Человеческий потенциал в данном случае рассматривается в контексте политики образа жизни. Общественные пространства могут и будут стимулировать общечеловеческий потенциал не только в раскрытии его творческих способностей, но также и в возможности самореализации в разных направлениях. Возможность самореализации - настолько мотивированная составляющая общественных пространств, что недооценка этого фактора уменьшает роль общественных пространств до уровня проходного места, где нет души и нет идентификации.
Рассмотрим, каким образом возможно стимулирование человеческого потенциала на примере одной социальной группы - пенсионеров. Специфика и уровень жизни таков, что эта категория жителей не может себе позволить производить затраты на проведение досуга. Однородная с этой позиции группа населения отличается от всех остальных большим резервом свободного времени. После выхода на пенсию у этой группы есть 10-15 лет активной жизни, которые можно использовать с огромной пользой для общества. Как человеку, привыкшему к вполне стандартизированному образу жизни, не скопившему средств на будущее, достойно встречать старость? Какова роль общественных пространств в решении этих вопросов? Общественные пространства - это не только место для прогулок, но также место поиска новых мотиваций продолжения жизни, активного образа жизни. Автор статьи, изучая общественные пространства в г. Гонконге КНР и ЮгоВосточной Азии, не мог не обратить внимания на тот факт, как в Гонконге и на материковом Китае описываемая группа населения интегрируется по утрам. Речь идет об утренней гимнастике, когда в 6 часов утра все свободные лужайки, парки и скверы заполнены пожилыми людьми, выполняющими очень красивые движения, занимаясь восточной гимнастикой в традиционных китайских костюмах. В этот процесс вовлечены миллионы жителей Китая. Сторонний наблюдатель, турист может воспринимать увиденное, как некий спектакль, спланированную массовую акцию (выражаясь современными терминами - флэшмоб), которая происходит по заученному сценарию, синхронно и зрелищно. Отличия в самом главном: флэшмоб - постановка, утренний восточный ритуал - потребность.
3. Возможность реализации и высвобождения вдохновения и использования мотивации и воли жителей.
Общественные пространства времен холодной войны и периода «застоя», безусловно решили задачу организации досуга советского человека. Вместе с тем происходят фундаментальные изменения городской жизни, жизнь услож-
няется, общество становится более дифференцированно, возникают интересы, которые раньше не могли реализовываться технически, развитие информационных технологий, Интернет. Происходит смена парадигм, прошлые управленческие решения не приносят ожидаемых результатов. Нужна новая концепция развития города и общественных пространств, которая бы максимально содействовала решению задачи приближения территорий, запроектированных по СНиПам к пожеланиям и потребностям граждан.
Общественные пространства дают возможность жителям города реализовывать свои творческие способности благодаря тематическим инсталляциям в парках, на площадях или улицах, проведению творческих детских и семейных мероприятий, а также концертов и представлений с участием жителей. В ситуации, когда общественное пространство становится местом самоидентификации граждан, той частью города, где реализуются потребности индивидов в отдыхе, куда хочется вернуться, индивиды самостоятельно поддерживают порядок и красоту данного места. При этом мы наблюдаем создание общественных советов при парках, как это сегодня происходит в Москве, где у жителей появляется возможность участвовать в жизни парка, проявлять свою инициативу. Каким образом будет реализована данная инициатива и какие возможные решения, принятые на общественных советах, будут на самом деле воплощены в жизнь, является задачей соответствующих государственных и муниципальных органов.
Международными примерами кооперации жителей городов для создания и трансформации общественных пространств являются различные некоммерческие движения, во многих случаях юридически неоформленные. Одним из подобных движений стала трансформация парковочных мест в общественные пространства для отдыха и досуга - празднование Парковочного дня (Park(ing) day). Впервые это событие произошло в 2005 году в США в городе Сан Франциско, когда, ввиду ограниченного количества зеленых общественных пространств, местный дизайнер арендовал парковочное место на два часа и превратил его в парковую зону с газоном, деревьями и лавочками и пр. Данный пример облагораживания городской территории по инициативе местного жителя, ее трансформация для удовлетворения своих потребностей, стал популярным благодаря сети Интернет и превратился в международное ежегодное событие. Так, одна парковая зона в 2005 году в Сан Франциско превратилась в 975 парковых зон в 162 городах мира в 2011 году [2].
4. Создание праздничной атмосферы.
В условиях больших городов праздники являются их неотъемлемой частью. Главной задачей праздников является социокультурная интеграция. Социальное время индивида может быть разбито на три вида: рабочие повседневные будни, выходные и праздники. Потребность населения в отдыхе является очевидной. Она активно реализуется во время выходных и праздничных дней, когда у индивидов образуется свободное время. Создание праздничной атмосферы в общественных пространствах оказывает благополуч-
ное влияние на сплоченность отдельных сообществ, а также на жителей города в целом, их эмоциональное состояние, поведение.
В настоящее время праздничная атмосфера, которая создается префектурами и муниципалитетами носит в значительной степени формальный характер и не создает атмосферы праздника, а напоминает больше представление для зрителей. Прежде всего, это связано с необустроенностью публичного пространства, недостаточным обеспечением безопасности нахождения, недружелюбным отношением к посетителям - такие проблемы должны решаться в комплексе.
Рассматривая общественное пространство, как определенную территорию с обозначенными границами, в которой сложились соответствующие правила поведения людей, традиции, а также законом сформирован круг возможной деятельности хозяйствующих субъектов, важно осознавать различие между тем, что происходит «в реальности» и «на самом деле». Так, в книге С.Г. Кордонского «Ресурсное государство», ясно показано разделение между тем, что в происходит в реальности, а, что на самом деле. В реальности существует общество, но «на самом деле общества как системы отношений, которая порождает государство и связана с ним органически, нет. То, что называется обществом, порождается тем, что называется государством, и не является тем обществом, которое описывается в трудах классиков социологии» [3, с. 68]. Живое социальное пространство не вписывается в «реальность», которая создана структурами власти, поэтому оно вытесняется из ряда общественных мест в более локальные пространства. Власть разделяет страну на административно-территориальные единицы по различным признакам. Типов деления существует много, каждое поселение может единовременно принадлежать к разным типам. Власть определяет, «ломает» пространство под себя, исходя из своих задач. Общественные пространства в российских городах разделены по этому принципу. Несмотря на то, что основное деление территории было произведено в советское время, сегодня ситуация кардинально не изменилась.
Современное состояние общественных пространств в регионах России характеризуется рядом проблем как административного, так и инфраструктурного порядка. Тенденция приватизации и коммерциализации общественных пространств с одной стороны отвечает потребностям общества: площади у вокзалов застраиваются торгово-развлекательными комплексами, которые предоставляют своим посетителям комфортную, безопасную, не зависящую от погодных условий территорию, во многом аналогичную городским открытым пространствам, но с большими возможностями. Возникает дискуссия в поддержку данной тенденции: городские бюджеты не в состоянии развивать и управлять общественными пространствами на уровне, необходимом для удовлетворения потребностей общества, не повышая налогового бремени (что также не станет окончательным решением данной проблемы). С другой стороны, аргументом против коммерциализации и прива-
тизации общественных пространств является уход от использования и восприятия их, как мест по созданию и поддержанию социального пространства города, возможности публичных выступлений - сути социальной жизни, и превращение этих территорий в места предоставления социальных услуг (во многих случаях на коммерческой основе), которые придают искусственность городской среде.
Управление общественным пространством как определенной территорией, наполненной разнообразными социальными группами, где проводятся культурные, спортивные, образовательные и иные мероприятия, является трудоемким процессом. Для решения существующих проблем, повышения качества жизни, привлечения инвестиций, повышения привлекательности городов для туристов и местных жителей необходима осознанная важность со стороны государства и ответственность со стороны местных сообществ в реализации комплексных проектов по улучшению качества общественных пространств. Осуществление подобных программ и проектов, результативно и плодотворно, возможно при условии использования механизмов государственно-частного партнерства, которое предусматривает взаимодействие государственных и муниципальных органов власти, бизнес сообщества, а также научных и общественных организаций и местных жителей.
Список литературы:
1. Charles Landry. The Creative City A Toolkit for Urban Innovators. -Earthscan Publications Ltd, 2000.
2. Некоммерческое движение Park(ing) Day [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://parkingday.org/archive (дата обращения 03.08.2012).
3. Кордонский С.Г. Ресурсное государство. - М.: Regnum, 2007. - 108 с.
РЕГИОНАЛЬНАЯ ПАТОЭКОНОМИКА: ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ И НАЛОГОВЫЙ АСПЕКТЫ КРИЗИСНЫХ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ
© Булетова Н.Е.*, Горелова И.В.4
Волгоградский филиал Российской академии народного хозяйства и государственной службы, г. Волгоград
В статье представлен результат исследования теоретических и практических основ управления развитием региональной экономики в ус-
* Доцент кафедры Налогообложения и аудита, кандидат экономических наук, доцент.
* Доцент кафедры Налогообложения и аудита, кандидат экономических наук, доцент.