Научная статья на тему 'Качество городской среды как фактор устойчивого развития муниципальных образований'

Качество городской среды как фактор устойчивого развития муниципальных образований Текст научной статьи по специальности «Строительство и архитектура»

CC BY
8707
901
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КАЧЕСТВО ГОРОДСКОЙ СРЕДЫ / КОМФОРТНОСТЬ СРЕДЫ ПРОЖИВАНИЯ / ЭЛЕМЕНТЫ УСТОЙЧИВОГО ГОРОДСКОГО РАЗВИТИЯ / «КАРКАСНАЯ ИНФРАСТРУКТУРА» / «FRAMEWORK INFRASTRUCTURE» / QUALITY OF URBAN ENVIRONMENT / A COMFORTABLE LIVING ENVIRONMENT / ELEMENTS OF SUSTAINABLE URBAN DEVELOPMENT

Аннотация научной статьи по строительству и архитектуре, автор научной работы — Ильина Ирина Николаевна

Рассмотрены вопросы формирования качества городской среды как ключевого фактора повышения конкурентоспособности муниципальных образований и обеспечения их устойчивого развития. С учетом отечественного и зарубежного опыта выделены основные элементы устойчивого городского развития. Автором предложена классификация элементов городской среды для оценки их качества и повышения эффективности муниципального управления. Проанализированы основные направления деятельности органов муниципального управления по повышению качества городской среды с учетом полномочий органов муниципального управления в этой сфере.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

This paper discusses formation the quality of the urban environment as a key factor in improving the competitiveness of municipalities and their sustainable development. Based on domestic and foreign experience highlights the main elements of sustainable urban development. The author’s classification of elements of the urban environment to evaluate their quality and efficiency of municipal administration. The basic directions of activity of the municipal government to improve the quality of urban environment, taking into account the powers of municipal government in this area.

Текст научной работы на тему «Качество городской среды как фактор устойчивого развития муниципальных образований»

 Качество городской среды как фактор устойчивого развития муниципальных образований

И.Н. Ильина директор Института региональных исследований и городского планирования Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» профессор кафедры государственного и муниципального управления Финансового университета при Правительстве Российской Федерации, доктор экономических наук (г. Москва)

Ирина Николаевна Ильина, iilina@hse.ru

В современном мире наблюдается значительное усиление роли человеческого фактора во всех сферах развития экономики и общества, и это особенно актуально для России, что обусловлено сложной ситуацией экономической нестабильности и демографического спада. Именно квалификация, созидательность и активность населения в конечном счете определяют глобальную конкурентоспособность любой социально-экономической системы, что значительно усиливает как роль социальной инфраструктуры, формирующей качество человеческого потенциала, так и значение качества среды проживания человека, обеспечивающей приток и закрепление населения в конкретном городе.

Современные города выступают в роли «центров развития», аккумулируя финансовые ресурсы, инновационные технологии, разнообразную инфраструктуру, наиболее образованные и квалифицированные кадры, - тот самый «ресурс», который является движущей силой инновационной экономики. И победить в конкурентной борьбе за творческое, профессионально подготовленное и активное население могут только города, где качество городской среды вы-

сокое. Качество и комфортность среды проживания выступают в роли одного из самых значимых факторов обеспечения конкурентоспособности муниципальных образований, регионов и страны в целом.

Рассматривая городскую среду как совокупность конкретных основополагающих условий, созданных человеком и природой в границах населенного пункта, которые оказывают влияние на уровень и качество жизнедеятельности человека 1, можно выделить группу условий, регулирование которых должно осуществляться в рамках деятельности органов исполнительной власти.

По данным на 2013 год, 74 процента населения Российской Федерации проживает в 1 097 городах, причем 32,5 процента городского населения - в 15 городах-миллионниках, 40,4 процента - в 151 большом и крупном городе, 27,1 процента -в средних и малых городах, число которых составляет 9312. Тенденции последнего времени характеризуются сокращением численности населения страны и незначительным сокращением доли городского населения. Дополнительным вызовом для России является борьба с депопуляцией малых городов.

1 Приказ Министерства регионального развития Российской Федерации от 9 сентября 2013 года № 371 «Об утверждении методики оценки качества городской среды проживания». URL: http://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_152268/?frame=1

2 Федеральная служба государственной статистики. URL: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/ rosstat/ru/statistics/publications/catalog/afc8ea004d56a39ab251f2bafc3a6fce Росстат

Низкое качество городской среды российских городов во многом обусловлено последствиями советской модели урбанизации, «где многие десятилетия урбанизация была только побочным продуктом индустриализации, а человек - всего лишь «винтиком» огромной государственной машины. Ведь если основу урбанистического развития составляет человек с его разнообразными потребностями и возможностями, то становится закономерным неизбежный «провал» советской модели урбанизации, связанной с резким отставанием СССР -России от общепринятых в развитых странах норм и стандартов образа и качества жизни горожан, их культуры, доходов, состояния городской среды и т. д.» 3.

Если рассматривать основу урбанизации как равновесное сочетание экономических преимуществ с высокими социальными стандартами, то в большинстве городов России существуют значительные разрывы в обеспечении эффективной урбанизации. Кроме того, необходимо упомянуть отрицательные последствия урбанизации, которые значительно влияют на качество проживания, хотя многие российские города отличаются относительно невысокой плотностью населения по следующим причинам:

• проблемы, связанные с перегрузкой транспортных систем;

• загрязнение воздуха и воды;

• высокий уровень шума и деградация озелененных территорий;

• низкое качество инфраструктуры и высокая стоимость ее обслуживания;

• более высокий уровень преступности и рисков возникновения чрезвычайных ситуаций.

Это подтверждается экспертными опросами, показывающими, что для российских городов наихудшие факторы городской среды - перегруженность дорожной сети и пробки. Далее следуют экологическая об-

становка в городе, обеспеченность детскими садами и школами, условия для ведения малого бизнеса, доступность медицинских услуг, шум в городе, безопасность жизни, возможность найти интересную хорошо оплачиваемую работу 4.

Представим перечень наилучших факторов российской городской среды в представлении экспертов:

• развитость торговли - магазинов, моллов, сетей;

• инфраструктура связи - телефон, интернет, мобильная связь;

• общественное питание - рестораны, кафе, фастфуд;

• регулярность и доступность коммунальных услуг 5.

Городская среда определяет социальный климат, усиливая или ослабляя существующие социальные и экономические противоречия за счет доступности и качества общественных благ. Кроме того, качество городской среды во многом определяет отношение населения к государственным и муниципальным институтам.

С целью активизации деятельности органов местного самоуправления в сфере улучшения качества условий проживания в городах, приближения российских городов к западным стандартам Министерством регионального развития Российской Федерации был подготовлен приказ от 9 сентября 2013 года № 371 «Об утверждении методики оценки качества городской среды проживания». В соответствии с этой методикой качество городской среды российских городов оценивается по совокупности 41 показателя, которые объединены в блоки по направлениям, образующим 13 индексов:

1) динамика численности населения;

2) транспортная инфраструктура;

3) природно-экологическая ситуация;

4) доступность жилья;

5) развитие жилищного сектора;

3 Пивоваров Ю. Л. Урбанизация России в XX веке: представления и реальность // Общественные науки и современность. 2001. № 6. С. 101.

4 Moscow Urban forum. Специальное исследование: Urban index Russia. Москва : IRP Group, 2011.

5 Там же.

6) демографические характеристики населения;

7) инновационная активность;

8) инженерная инфраструктура;

9) кадровый потенциал;

10) социальная инфраструктура;

11) социальные параметры общества;

12) благосостояние граждан;

13) экономика города.

Сразу отметим, что в предложенном Министерством регионального развития Российской Федерации перечне показателей только их часть характеризует непосредственно качество городской среды проживания, значительное количество индикаторов относится к общеэкономическим и демографическим.

Вопросам оценки качества жизни в городах посвящено большое количество отечественных и зарубежных исследований. Практически все трактовки качества городской жизни включают параметры качества городской среды. Например, согласно индексу процветания городов, разработанному McKinsey Global Institute 6, градостроительная среда характеризуется с использованием показателей плотности населения, интенсивности использования общественного транспорта и степени озе-лененности общественного пространства. Оценку входящей в состав градостроительной среды социальной инфраструктуры предлагается проводить на основе бюджетных расходов на душу населения.

Еще одним комплексным индикатором, включающим оценку качества городской среды, является индекс городского развития (City Development Index - CDI), формируемый на основе показателей производства валового городского продукта, качества систем здравоохранения и образования, состояния инфраструктуры и количества образования твердых бытовых отходов 7.

С одной стороны, качество городской среды понимается как совокупность мате-

риальных благ, которые по тем или иным основаниям должны быть предоставлены жителям. С другой стороны, качество городской среды - это интегральная оценка развитости системы взаимодействий и взаимоотношений жителей города, своего рода гармоничность существования городского социума, определяющая уровень и возможности человеческого потенциала, формируемого в пределах городского пространства сообщества людей.

Таким образом, оценка качества городской среды представляет собой зону поиска возможностей развития системы расселения, связанных с проблемой устойчивого развития, повышения эффективности использования ресурсов города, формирования долгосрочных стратегий. Результат анализа зарубежного опыта показывает многообразие подходов к выявлению параметров городской среды, обеспечивающих устойчивое развитие (в обобщенном виде перечень элементов представлен в таблице 1).

Исходя из изложенного, а также с учетом полномочий муниципального уровня управления в Российской Федерации предлагается оценку качества собственно городской среды осуществлять по трем классификационным блокам:

1) качество «каркасной» (базовой) инфраструктуры города (жилищной, инженерной, транспортной, социальной, экологической, историко-культурной);

2) качество городского пространства:

• наличие общественных зон и пространств;

• удобная и ориентированная на человека городская среда (благоустройство, озеленение);

• интегрированность в ежедневную жизнь города культурного и исторического наследия;

• насыщенность объектами обслуживания и рекреационно-досуговыми элементами;

6 URL: http://www. MGI_internet_matters_full_report%20(1).pdf

7 URL: http://esl.jrc.ec.europa.eu/dc/cdi_joef

Таблица 1

Основные элементы устойчивого городского развития 8

Параметры устойчивого городского развития Элементы, необходимые для устойчивого городского развития

Социальное самочувствие Здравоохранение Безопасность Локальная или гражданская идентичность («чувство малой родины») Доступность качественного жилья и услуг Доступность городского общественного отдыха и открытых пространств Разнообразие вариантов транспортной доступности

Экономические возможности Диверсифицированность и конкурентоспособность местной и региональной экономики Развитие транспорта и другой инфраструктуры в увязке с землепользованием Снижение долговой нагрузки существующих активов Доступ к капиталу и кредитам Доступность образования и повышения квалификации Наличие рабочих мест

Качество окружающей среды Эффективное использование земли Эффективное использование ресурсов Управление отходами Минимизация загрязнения окружающей среды и управление этим процессом Адаптация к изменениям климата и смягчение последствий стихийных бедствий

• сохранение уникального «лица» города и городских ландшафтов;

• благоприятность экологической обстановки;

3) безопасность и комфортность проживания и доступность услуг для всех социально-демографических категорий населения (детей, пенсионеров, инвалидов, молодежи, работающих граждан, туристов и т. п.).

Основу привлекательности и комфорт-

ности городской среды формирует так называемая «каркасная инфраструктура» (жилищная, инженерная, транспортная, социальная, экологическая, историко-культурная), которая является «материальной» основой города и создается в долгосрочном историческом периоде его развития. Каркасная инфраструктура обеспечивает потенциал устойчивого развития города и включает большое количество объектов, находящихся в муниципальной

8 Составлено по материалам: Sustainable urban Development indicators for the United States / Report to the Office of International and Philanthropic Innovation, Office of Policy Development and Research, U.S. Department of Housing and Urban Development, 2011.

собственности поселения.

Привлекательные для жизни города должны иметь мощную и качественную каркасную инфраструктуру - это означает стабильность и долгосрочность городского развития.

Жилищный каркас и связанная с ним доступность жилья - одна из наиболее сложных проблем абсолютно для всех городов. Селективная государственная жилищная политика (социальным жильем обеспечиваются лишь отдельные категории населения) в сочетании с уровнем развития рынка жилья не снимает с муниципалитетов ответственность за решение жилищных проблем, требует применения новых подходов к жилищному строительству и формированию качественного жилищного фонда.

Инженерный каркас города интегрирует в существующую систему инженерно-коммунальных объектов всех видов, обеспечивающих предоставление горожанам разнообразных коммунальных услуг. Проблемы изношенности инженерной инфраструктуры и сложности создания новых коммунальных объектов оказывают существенное давление на государственный и муниципальный бюджеты, а также значительно снижают привлекательность города для частных инвестиций. Улучшение качества инженерной инфраструктуры может стать одним из основных факторов привлекательности российских городов.

Транспортный каркас города обеспечивает связанность территории и предоставление транспортных услуг населению. Строительство новых дорог и повышение эффективности использования существующих объектов транспортной инфраструктуры, замещение индивидуального автотранспорта общественным транспортом, строительство парковок - основные проблемы транспортной инфраструктуры. Развитие общественного транспорта с использованием смарт-технологий для управления организацией движения городского транспорта, переход к комплексной застройке микрорайонов позволяют решить проблему

качественного транспортного обслуживания.

У городов должна быть развитая социальная инфраструктура, включающая подсистемы социально значимых объектов для обеспечения комфортной среды жизнедеятельности населения и объектов избирательных интересов. Сеть учреждений здравоохранения, образования, культуры, физкультуры и спорта городского уровня обслуживания формируется объектами в соответствии с социальными нормативами и дополняется наиболее востребованными населением элементами.

Сохранение историко-культурного каркаса - важная составляющая качества городской среды, обеспечивающая ее уникальность. Вовлечение объектов культурного наследия в экономическую и социальную жизнь современного города при условии сохранения исторических ценностей становится одним из локомотивов развития города, фактором, повышающим его конкурентоспособность.

Экологический каркас создает основу сохранения природного потенциала, обеспечения качества окружающей среды и включает всю систему «зеленых» территорий, водных объектов и открытых пространств.

Когда все эти шесть видов каркасной инфраструктуры являются качественными, город не только сможет обеспечивать лучшее качество жизни, но и будет более успешным экономически.

Качество городского пространства -«самый градостроительный» показатель, поскольку он характеризует качество пространственной структуры города, его планировочную организацию, ландшафтно-визуальный облик, благоустройство и насыщенность объектами обслуживания. Сложившаяся моноцентричность большинства российских городов предполагает наличие «центра города», по которому очень часто и определяется «парадное» качество городской среды, качество «периферийных» территорий значительно ниже, хотя со-

временные градостроительные концепции предусматривают создание компактных и мультифункциональных городских территорий, не требующих регулярного посещения центра города для проведения досуга.

Сегодня концепция уплотнения городской среды является мейнстримом для Европы. Помимо повышения энергоэффективности, оптимизации передвижений по городу, создания дополнительных возможностей для обеспечения безопасности жителей, компактный город с плотной застройкой стимулирует интенсивную социальную жизнь, обеспечивая «шаговую доступность» всех объектов и зон обслуживания.

Одним из главных трендов в трансформации городов является приоритетное развитие общественных пространств, которые все больше приобретают статус многофункциональных. В современных городах, где активизируется развитие сферы услуг и креативных видов деятельности, общественные пространства легко трансформируются, приспосабливаясь под заданные функции (отдых, торговля, соревнования, социальные акции). Развитые общественные пространства создают высокое качество жизни в городе.

Важным фактором для оценки качества городской среды для населения является безопасность города (включая безопасность его жизнеобеспечения и безопасность городской среды, общественную и личную безопасность). Для формирования безопасной городской среды и имиджа города большое значение имеют архитектурно-пространственная организация безопасности общественных объектов и формирование в городе «защищающего пространства», которое должно иметь четко обозначенные и ясно опознаваемые границы. В пределах такого пространства ведется неформальное наблюдение за происходящими на нем событиями.

Важный вклад в общий уровень безопасности города вносит транспортная безопасность, включающая безопасность перевозки опасных грузов и безопасность дорожного движения.

Комфорт городской среды определяется наличием в ней элементов и свойств, дающих человеку ощущение необходимого физического, психологического и социального благополучия - комфорта. Комфортная городская среда, которая аккумулирует достижения в области инновационного, технологического, архитектурно-градостроительного развития, в значительной степени может целенаправленно создаваться с учетом постоянно повышающегося уровня потребностей населения.

Формирование качественной городской среды связано с внедрением новых методов в систему муниципального управления, включая принципы циклов улучшений Шухарта-Деминга (цикл PDCA) - планируй (р1ап), делай (Ьо), проверяй (сИеок), воздействуй (ао1), приведенных в ГОСТ Р ИСО 9004-2001 9. Это означает, что добиться необходимого качества городской среды можно лишь в рамках осуществления планомерной деятельности - от замысла до контроля исполнения.

Учитывая необходимость целенаправленного создания высокого качества городской среды, в таблице 2 представлены основные направления реализации полномочий органов муниципального управления в этой сфере деятельности.

Качество городской среды закладывается в процессе разработки документов территориального планирования (генерального плана поселения - проектов планировки отдельных функционально-территориальных образований), которые закрепляют балансы функционального использования территории, определяют потребность и размещение объектов всех видов инфраструктуры. При утверждении градостроительной доку-

9 ГОСТ Р ИСО 9004-2001. Системы менеджмента качества. Рекомендации по улучшению деятельности. ГОСТ Р ИСО 9001-2001. Системы менеджмента качества. Требования. URL: http://www.management.com.ua/ qm/qm067.html

Таблица 2

Полномочия органов местного самоуправления по обеспечению качества городской среды

ю

Полномочия органов местного самоуправления1

Владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности поселения

Организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации

Организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора

Компонент городской среды

Все компоненты

«каркасной»

инфраструктуры

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Доступность услуг

Городское пространство

Инженерный каркас

Направления реализации

Формирование и реализация эффективной политики по вовлечению в хозяйственный оборот объектов недвижимого имущества

Оптимизация обеспечения содержания и эксплуатации имущества города

Модернизация материально-технической базы оказания социальных услуг

Предоставление муниципальных нежилых помещений в аренду на льготных условиях для организации и ведения предпринимательской деятельности, связанной с решением социальных задач города

Строительство дополнительных мощностей водоснабжения и водоотведения

Планомерная работа по замене изношенных коммуникаций и коммунальных объектов

Внедрение энерго- и ресурсосберегающих технологий

Утверждение инвестиционных программ организаций коммунального комплекса на срок не менее 3-х лет с определением источников их финансирования и производственных программ организаций коммунального комплекса в соответствии с законодательством Российской Федерации

10 Таблица составлена автором статьи на основании положений Федерального закона № 131-ФЭ.

11 В соответствии с Федеральным законом от 6 октября 2003 года № 131-ФЭ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (в редакции Федерального закона от 14 октября 2014 года). URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_169814

О

о н tr

Полномочия органов местного самоуправления

Компонент городской среды

Направления реализации

Дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест)

Осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения

Осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации

Создание условий для предоставления транспортных услуг населению и организация транспортного обслуживания населения в границах поселения

Транспортный каркас

Развитие улично-дорожной сети

Достижение сбалансированности в размещении мест приложения труда и расселения населения

Создание рабочих мест в периферийных районах города

Создание научных и образовательных, административно-деловых центров в срединной части города

Создание парковочных машиномест

Создание велоинфраструктуры

Капитальный ремонт участков дорог, не отвечающих нормативным требованиям

Создание системы уличной навигации

Обеспечение проживающих в поселении и нуждающихся в жилых помещениях малоимущих граждан жилыми помещениями

Организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда

Создание условий для жилищного строительства

Осуществление муниципального жилищного контроля

Предоставление гражданам жилых помещений муниципального жилищного фонда по договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования в соответствии с жилищным законодательством

Жилищный каркас

Строительство жилья:

• создание условий для увеличения объемов жилищного строительства

• оказание содействия развитию жилищного строительства путем выделения строительных площадок, освобожденных от строительного сноса

• содействие продолжению строительства на незавершенных жилищных объектах

Капитальный ремонт жилищного фонда

Снос ветхого и аварийного фонда

Повышение эффективности управления многоквартирными домами за счет активизации развития самоуправления граждан на основе оказания информационно-правовой поддержки создания товариществ собственников жилья (ТСЖ), советов домов

Полномочия органов местного самоуправления

»

Участие в профилактике терроризма и экстремизма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма и экстремизма в границах поселения

Создание условий для реализации мер, направленных на укрепление межнационального и межконфессионального согласия, сохранение и развитие языков и культуры народов Российской Федерации, проживающих на территории поселения, социальную и культурную адаптацию мигрантов, профилактику межнациональных (межэтнических) конфликтов

Участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения

Обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах поселения

Организация и осуществление мероприятий по территориальной обороне и гражданской обороне, защите населения и территории поселения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера

Создание, содержание и организация деятельности аварийно-спасательных служб и (или) аварийно-спасательных формирований на территории поселения

Осуществление мероприятий по обеспечению безопасности людей на водных объектах, охраны их жизни и здоровья

Оказание поддержки гражданам и их объединениям, участвующим в охране общественного порядка, создание условий для деятельности народных дружин

Создание муниципальной пожарной охраны

Компонент городской среды

Безопасность

Направления реализации

Открытие культурных центров для мигрантов

Профилактика межнациональных (межэтнических) конфликтов

Поддержка и развитие языков и культуры народов Российской Федерации, проживающих на территории городского округа, реализация прав национальных меньшинств

Осуществление мер по борьбе с катастрофами, стихийными бедствиями, эпидемиями, ликвидация их последствий

Обеспечение безопасности дорожного движения на автомобильных дорогах местного значения в границах поселения

Участие в предупреждении и ликвидации чрезвычайных ситуаций в границах поселения и их последствий

Обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения

о-5

Полномочия органов местного самоуправления

Компонент городской среды

Направления реализации

Создание условий для реализации мер, направленных на социальную и культурную адаптацию мигрантов

Организация библиотечного обслуживания населения, комплектование и обеспечение сохранности библиотечных фондов библиотек поселения

Создание условий для организации досуга и обеспечения жителей поселения услугами организаций культуры

Сохранение, использование и популяризация объектов культурного наследия (памятников истории и культуры), находящихся в собственности поселения, охрана объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) местного (муниципального) значения, расположенных на территории поселения

Создание условий для развития местного традиционного народного художественного творчества, участие в сохранении, возрождении и развитии народных художественных промыслов в поселении

Организация и осуществление мероприятий по работе с детьми и молодежью в поселении

Создание музеев поселений

Городское пространство

Историко-культурный каркас

Доступность услуг

Увеличение количества учреждений социальной сферы (здравоохранения, образования, физкультуры и спорта, социальной защиты населения и т. д.) до нормативного уровня

Проведение фестивалей народного творчества, ярмарок, выставок, оптимизация территориальной структуры мероприятий

Модернизация и реконструкция материально-технической базы социальной инфраструктуры с целью повышения интенсификации использования имеющихся площадей и участков

Создание новых типов и инновационных проектов, соответствующих мировым стандартам качества

Содействие адаптации и интеграции мигрантов в городское сообщество

Реконструкция исторических зданий, благоустройство прилегающей территории

Создание условий для обеспечения жителей поселения услугами связи, общественного питания, торговли и бытового обслуживания

Городское пространство

Доступность услуг

Создание на базе существующих и вновь вводимых торгово-развлекательных центров полного комплекса услуг:

• торговля

• питание

• бытовые услуги

• услуги индустрии отдыха и развлечений

Организация и проведение сезонных сельскохозяйственных ярмарок розничной торговли для местных товаропроизводителей

Полномочия органов местного самоуправления

Компонент городской среды

Направления реализации

Обеспечение условий для развития на территории поселения физической культуры и массового спорта

Организация проведения официальных физкультурно-оздоровительных и спортивных мероприятий в поселении

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Строительство новых учреждений физической культуры и спорта

Содействие строительству спортивных площадок и кортов вблизи жилых домов и образовательных учреждений

Строительство полупрофессиональной спортивной инфраструктуры для развития наиболее популярных непрофессиональных видов спорта среди молодежи

Городское пространство

Доступность услуг

Создание условий для массового отдыха жителей поселения и организация обустройства мест массового отдыха населения, включая обеспечение свободного доступа граждан к водным объектам общего пользования и их береговым полосам

Создание условий для развития туризма

Повышение технической оснащенности объектов социальной инфраструктуры

Увеличение пропускной способности объектов

Увеличение объема предоставляемых услуг и повышение качества обслуживания населения

Повышение обеспеченности населения местами массового отдыха (детские парки, народные парки)

Организация плановых праздников, в том числе за счет уличных гуляний, ярмарок, концертов

Утверждение правил благоустройства территории поселения, устанавливающих в том числе требования к содержанию зданий (включая жилые дома), сооружений и земельных участков, на которых они расположены, к внешнему виду фасадов и ограждений соответствующих зданий и сооружений, перечня работ по благоустройству и периодичности их выполнения

Установление порядка участия собственников зданий (помещений в них) и сооружений в благоустройстве прилегающих территорий

Организация благоустройства территории поселения (включая освещение улиц, озеленение территории, установку указателей с наименованиями улиц и номерами домов, размещение и содержание малых

Городское пространство

Экологический каркас

Ландшафтно-визуальный облик

Оперативная адаптация существующей инфраструктуры к изменяющимся потребностям

Комплексная реконструкция объектов парковой культуры города

Разработка новых туристических маршрутов с учетом реконструированных парковых зон и набережных

Полномочия органов местного самоуправления

Компонент городской среды

Направления реализации

№ О

архитектурных форм), а также использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах населенных пунктов поселения

Создание, развитие и обеспечение охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов местного значения на территории поселения, а также осуществление муниципального контроля в области использования и охраны особо охраняемых природных территорий местного значения

Осуществление в пределах, установленных водным законодательством Российской Федерации, полномочий собственника водных объектов, информирование населения об ограничениях их использования

Осуществление муниципального лесного контроля

Экологический каркас

Оценка и сохранение природных и лесных территорий, интеграция их в городскую и н фраструктуру

Проведение мероприятий по обустройству и оздоровлению водоохранных зон, прибрежных полос водных объектов в черте города

Развитие системы озелененных территорий общего пользования и содержания зеленых насаждений

Создание экологической инфраструктуры

Утверждение генеральных планов поселения, правил землепользования и застройки

Утверждение подготовленной на основе генеральных планов поселения документации по планировке территории

Выдача разрешений на строительство (за исключением случаев, предусмотренных Градостроительным кодексом Российской Федерации, иными федеральными законами), ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении строительства, реконструкции объектов капитального строительства, расположенных на территории поселения

Утверждение местных нормативов градостроительного проектирования поселений

Резервирование земель и изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков в границах поселения для муниципальных нужд

Осуществление муниципального земельного контроля за использованием земель поселения

Осуществление в случаях, предусмотренных Градостроительным кодексом Российской Федерации, осмотров зданий, сооружений и выдача рекомендаций об устранении выявленных в ходе таких осмотров нарушений

Все компоненты

«каркасной»

инфраструктуры

Доступность услуг

Городское пространство

Разработка генерального плана, правил землепользования и застройки, проектов планировки

Организация деятельности градостроительно-земельной комиссии

Принятие решений об использовании земель

ментации необходимо учитывать, что город является сложнейшей динамично развивающейся социально-экономической системой, движущей силой развития которой является сочетание предпочтений всех групп интересов.

Как показывает мировая практика (в частности, опыт реконструкции американских городов в 30-60 годы прошлого века), отказ от учета мнения жителей и отстранение их от процесса принятия решений приводит к тому, что даже использование наиболее оптимальных градостроительных и архитектурных решений не способно удовлетворить внутреннюю потребность в качественной городской среде. Современный подход к организации городских территорий основывается на активном и созидательном участии населения в разработке планов и программ развития города, что позволяет максимально учесть их потребности и интересы. В связи с этим сегодня важнейшей задачей городского управления становится разработка эффективных механизмов включения жителей города и экспертного сообщества в процессы разработки, обсуждения и принятия значимых управленческих решений.

Эффективность и обоснованность документов территориального планирования определяются такими критериями, как их ориентированность на решение проблем, выдвигаемых жителями, сохранение элементов городской среды, которые, по мнению жителей, определяют историческую идентичность города, и т. д.

Расстановка «акцентов» в формировании городской среды, ориентированных на предпочтения горожан, не требует значительных инвестиций, но существенно повышает уровень удовлетворенности населения условиями проживания и, соответственно, деятельностью муниципальных властей.

Город можно сделать гораздо комфортнее и привлекательнее, если придерживаться сбалансированного и устойчивого подхода к его территориальному планиро-

ванию. В качестве примера можно назвать создание зеленых зон, развитие городских центров и общественных пространств, что создает условия для развития туризма и повышения привлекательности конкретного района или города в целом, а также является важным фактором для привлечения внебюджетных инвестиций.

Во всех развитых странах существуют четкие системы разработки документации по стратегическому развитию и территориальному планированию как страны в целом, так и ее отдельных регионов и городов. Перспективному стратегическому и территориальному планированию придается важнейшее значение, поскольку цель разработки такой документации - обеспечение сбалансированного развития территории в интересах всего населения. Стратегические программы развития города должны обеспечивать эффективность управления в долгосрочной перспективе, ориентироваться на устойчивое развитие, повышение комфортности проживания. Эффективность разработки стратегических документов и их последующей реализации, определяющих качество городской среды», которое, в свою очередь, является неотъемлемой составляющей понятия «качество жизни человека», во многом достигается за счет организационных подходов, среди которых можно выделить четкое разграничение полномочий и компетенции органов муниципального управления и проектных организаций.

Именно в этих документах, как предусмотрено в пункте 3 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации, приоритетом должно быть устойчивое развитие территорий, а именно: «обеспечение при осуществлении градостроительной деятельности безопасности и благоприятных условий жизнедеятельности человека, ограничение негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду и обеспечение охраны и рационального использования природных ресурсов в интересах настоящего и будущего поколений».

ЛИТЕРАТУРА И ИНФОРМАЦИОННЫЕ

ИСТОЧНИКИ

1. Градостроительный кодекс Российской Федерации : Федеральный закон от 29 декабря 2004 года № 190-ФЗ : в редакции Федерального закона от 22 октября 2014 года. URL: http://www.consultant.ru/popular/ gskrf

2. Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации : Федеральный закон от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ : в редакции Федерального закона от 14 октября 2014 года. URL: http://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_169814

3. Об утверждении методики оценки качества городской среды проживания : приказ Министерства регионального развития Российской Федерации от 9 сентября 2013 года № 371. URL: http://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_152268/?frame=1

4. Федеральная служба государственной статистики. URL: http://www.gks.ru/wps/wcm/ connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/ publications/catalog/afc8ea004d56a39ab251f

2bafc3a6fce Росстат

5. ГОСТ Р ИСО 9004-2001. Системы менеджмента качества. Рекомендации по улучшению деятельности. ГОСТ Р ИСО 9001-2001. Системы менеджмента качества. Требования. Источник: http://www. management.com.ua/qm/qm067.html

6. Пивоваров Ю. Л. Урбанизация России в XX веке: представления и реальность // Общественные науки и современность. 2001. № 6.

7. Moscow Urban forum. Специальное исследование: Urban index Russia. Москва: IRP Group, 2011.

8. McKinsey Global Institute. URL: http:// www. MGIJnternet_matters_fulLreport%20 (1).pdf

9. City Development Index. URL: http://esl. jrc.ec.europa.eu/dc/cdi_joef

10. Sustainable urban Development indicators for the United States / Report to the Office of International and Philanthropic Innovation, Office of Policy Development and Research, U.S. Department of Housing and Urban Development, 2011.

* * *

УВАЖАЕМЫЕ ЧИТАТЕЛИ!

Предлагаем вашему вниманию монографию авторов

В.Б. Безрукова, М.Н. Дмитриева, А.В. Пылаевой «НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ И КАДАСТРОВАЯ ОЦЕНКА НЕДВИЖИМОСТИ»

I!

В научном издании исследуется система налогообложения недвижимости, проанализированы принципы создания и виды обе-пЯНВЕВВрпИа спечения кадастровой оценки как средства определения налоговой

базы по налогу на недвижимость, представлена авторская методика анализа социально-экономических последствий применения результатов кадастровой оценки в целях налогообложения.

ШмДЩиМИ Монографии включает обобщение международного опыта и рос-■ г?"'.'■"сийской практики в области налогообложения и оценки недвижимо-

сти с точки зрения современного состояния имущественного нало-_ДтДдддд^^^^^^Д гообложения и планируемого введения налога на недвижимость на

основе кадастровой стоимости. Особое внимание уделено результатам проекта «Разработка и тестирование системы кадастровой (массовой) оценки недвижимости в Российской Федерации», в котором авторы принимали активное участие.

Электронная версия издания размещена на сайте электронной библиотеки Нижегородского государственного архитектурно-строительного университета http://www.bibl.nngasu.ru/electronic%

20resources/uch-metod/economy/5027.pdf в режиме открытого доступа.

Заказать и приобрести монографию можно по тел.: +7 (831) 467 89 02; 467 89 03; 467 89 04, 467 89 05. Контактное лицо - Киреева Наталья Анатольевна

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.